Источник

§ 128. Прп. Ефрем Сирин. Жизнь его.

Ефрем Сирин331 был соотечественниками назван пророком сирским, а Всевидящим предназначен в учителя Вселенской Церкви332.

 Он родился в окрестностях Низибии333 от бедных родителей. «От предков я получил наставление о Христе, говорит сам Ефрем: родившие меня по плоти внушили мне страх Господень.... Предки мои исповедали Христа пред Судиею; я родственник мученикам»334. Лета юности не прошли для Ефрема без некоторых преткновений. От природы пламенный, он был, как говорит сам, раздражителен; «за маловажные дела вступал в ссоры, поступал безрассудно, предавался худым замыслам и блудным мыслям.... Юность моя едва не уверила меня, что совершающееся с нами в жизни происходит случайно. Но Промысл Божий вразумил пылкую молодость». Ефрема обвинили в покраже овец и бросили в темницу; вслед за ним посажены были два других и также невинно как Ефрем. «Проведя семь дней, в восьмой вижу во сне, говорит Ефрем, что кто-то говорит мне: будь благочестив и уразумеешь Промысл; перебери в мыслях, о чем ты думал и что делал, и по себе дознаешь, что эти люди страждут не несправедливо, но не избегут наказания и виновные». Все это и увидел Ефрем, как рассказывает он подробно335. Эти события так поразили Ефрема, что он скоро оставил мир и удалился в горы к отшельникам, где стал учеником св. Иакова, впоследствии великого святителя Низибийского336. Св. Иаков брал его с собою на Вселенский Никейский Собор337. Под руководством Иакова Ефрем упражнялся подвигах благочестия, изучал слово Божие и учил других в училище338. Очищенный молитвою и трудами дух Ефрема участвовал в чудесной защите Низибии от Шапура339. Когда по смерти св. Иакова Низибия в 363 г. предана была во власть Персов, разрушивших в ней училище, и многие из христиан оставили Низибию: св. Ефрем удалился в Эдессу; в городе, который, как говорит он, «благословен был живыми устами Спасите чрез ученика Его»; первым делом его было здесь поклониться мощам апостола Фаддея340 и Нерукотворному лику Спасителя341. Для пропитания своего он нанялся трудиться у содержателя бани и употреблял свободное время для проповеди слова Божия язычникам; потом по совету св. старца Иулиана, удалился в пустынную эдесскую гору для подвигов: вскоре видение открыло старцу в Ефреме мужа, которому одному из современных соотечественников вручена была книга для вразумления людей342. Ефрем начал писать толкование на Пятикнижие343. Этот первый опыт толкования Писания на сирском языке привлек к Ефрему многих эдессян, и Ефрем хотел убежать от людей. «Ефрем! куда бежишь ты?» спросил явившийся Ангел. «Хочу жить в безмолвии и бегу от молвы и обольщений света», отвечал Ефрем. Ангел сказал: «Убойся, чтобы не исполнилось на тебе слово Писания: Ефрем подобен молодой корове, которая хочет освободить шею от ярма». Ефрем возвратился к званию, к которому призван344. С сего времени он начал устно и на письме поучать вере и благочестию. Для успеха в своем благочестивом деле он открыл училище в Эдессе, из которого в последствии вышли знаменитые учители Сирской Церкви345.

Судьба, Православия в Эдесской Церкви, которая по значению города и кафедре Эдесской могла иметь влияние на всю Месопотамию, особенно обратила на себя заботы пламенного ревнителя чистой Христовой истины. Сильнее других сект были в Месопотамии и частью в Эдессе секты Вардесана и Ария. И св. Ефрем обличал отродия нечестия со всею ревностью. «Я нашел, писал он в одном из песнопений, книгу Вардесана, и смущен был на время скорбию, потому что она осквернила мой слух и сердце зловонием своих хулений. Я слышал в стихах его хулы и в его чтениях злословия.... Для рассеяния мрака заблуждений, – я обратился к Свящ. Писанию»346. Дерзость последователей Ария возбуждала в нем страх, и он не раз в подтверждение обличений своих указывал на современные грозные суды Божии – на опустошения Персов, как на казни Божии за внимание нечестию. Дело ясное, писал он, сами видите, как наказывает нас Бог посредством нечестивых. Вместо того, чтобы быть пшеницею, мы стали пылью: и вот внезапный ветр от востока развеял нас. Мы не искали убежища в едином убежище спасения и нас не спасли самые укрепленные города. Наши пастыри для суетной славы стремились к высшим степеням: и вот они лежат поверженные на земле, или отводятся в страну магов»347. Изумительная твердость в Православии, какую оказали жители Эдессы при Валенте после смерти св. Ерема, свидетельствует, что подвиги св. Ефрема за Православие принесли прекрасный плод Св. Церкви348. За то самому Ефрему эти подвиги стоили и трудов, и бед. Еретики столько раздражены были успехами св. Ефрема в подвигах за веру, что раз с каменьями и оружием напали на Ефрема и оставили его чуть живым. Это не ослабило ревности Ефрема: он удалился в свою любимую пещеру, но по временам опять являлся в Эдессу с мечем слова Божия349.

Как ни были очевидны духовные дарования Ефрема, как ни были велики его иноческие подвиги, и его заслуги для Церкви: смиренный Ефрем считал себя меньшим всех и пожелал видеть великих пустынножителей Египта и знаменитых учителей веры. Взяв с собою ученика, умеющего говорить по-гречески, он достиг берегов Средиземного моря и сел на корабль, чтобы быть в Египте. Гора Нитрийская приняла его, как дорогого гостя. Сирский жизнеописатель говорит, что Ефрем виделся здесь с Богоизбранным иноком Паисием, а Иоанн Колов, описывая жизнь Паисия, описывает и беседы Паисия с «великим между сирийскими подвижниками отцом». «Был у нас здесь человек Божий Сириянин, старец Великий между отцами, просвещенный умом и сердцем», так говорит Колов350. Преподобный Ефрем посещал и других египетских подвижников и оставил по себе память в сердцах их, как о муже богопросвещенном351. Он написал для них и наставления352, вместе с тем, как получал от них уроки для себя353. И в Египте он обличал ариан и людей слабых в благочестии; и здесь, когда слово его оказалось безуспешным, действовала за о чудодейственная сила Божия354.

На возвратном пути из Египта он посетил Кесарию, чтобы видеться с Великим Василием. Свидание свое с Великим святителем описывает он сам. Оно было в храме. «Когда благоволил Господь, пишет Ефрем, явить свою милость ко мне, услышал я глас: возстав, Ефрем, яждь духовные снеди (νοήματα). В великом смущении я отвечал: что есть, Господи? И сказано мне: вот в храме моем сосуд царский (βασιλικον) даст тебе пищу. Изумленный сказанным, я встал и пошел в храм Всевышнего.... Проникнув в его преддверие увидел во святом святых сосуд избранный, светлый, простертый пред паствою, украшенный словами благолепными и – очи всех взирали на него. Василий предлагал тогда поучение. По окончании наставления, Духом Святым ему было открыто обо мне, и он послал за мною убогим и спросил меня чрез переводчика: ты ли Ефрем, преклонивший выю под иго спасительного слова. Я Ефрем, потерявший сам от себя путь к небу, отвечал я. Тогда обняв меня сей чудный муж, запечатлел меня крепким святым целованием – и предложил мне трапезу.... Какими благими делами можем мы, спрашивал он, умилостивить Господа? Как удержать нападения греха? Как заградить вход страстям?.. Со слезами я отвечал: сам, отче, будь врачом расслабленного и ленивого, сам наставь меня на стезю правую; сам смягчи мое каменное сердце, к тебе послал меня Бог духов, чтобы ты уврачевал мою душу». И за тем говорит, как Василий Великий беседовал с ним о страдальческом подвиге 40 мучеников Севастийских355. Кесарийский святитель хотел облечь Ефрема саном пресвитера: но смиренный ни за что не согласился принять на себя сего сана и – Василий мог только посвятить его в диакона, а ученика его в пресвитера356. Впоследствии Кесарийский архипастырь присылал в Эдессу двух учеников своих с приглашением Ефрема на кафедру епископа; но Ефрем притворным сумасшествием отклонила от себя эту почесть, которой по смирению считал себя недостойным357.

По возвращении в Эдессу св. Ефрем хотел остаток жизни провести в уединении. В это время, чувствуя близость смерти своей, он писал свои увещания358. Голод, поразивший эдессян, еще раз вызвал его в Эдессу, на помощь страждущим. Сильным словом своим он склонил богатых облегчить страдания бедных, тогда как те не хотели даже и продавать лежавший у них хлеб. Это был последний подвиг его для Церкви. По возвращении из Эдессы он скоро заболел и, написав завещание, мирно скончался в 372 году359.

* * *

331

Повествования о св. Ефреме, собраны Ассеманон при сочинениях Ефрема: похвальное слово Григория Нисск., известия Созомена и др. Греков (S. Ephraemi Op. grae Т. 1, р. 1–51), два древние сирские повествования о восточ. Менологи (S. Ephraemi Op. Syr. T. 3. Assemani Bibl. Oriest. I, 25–55). Пространное сирское жизнеописание составлено без сомнения не позже V-го в.

332

По видению Матери, о чем завещание Ефрема (Bibl. Or. 34), Григорий Нисский, Менолог Василия.

333

Созомен 3, 16. «Обличение самому себе», р. 225. Сирский биограф.

334

Св. Ефрем в обличения о себе: «Предки мои, благополучные в жизни, были земледельцы; родители мои ведя такую же жизнь, были бедны по состоянию и происхождению». Сирский биограф (Op. Syr. Т. 3, р. 24), говорит, что отец Ефрема был языческий жрец, и за любовь Ефрема к вере Христовой, выгнал его из дома; может быть это было и так и уже впоследствии отец его принял христианство. Менологи Мелхитов и Маронитов говорят, что Ефрем крестился на 18 году. Сам Ефрем: «еще в молодых летах дал обет Крещения».

335

«Обличение себе», р. 208.

336

«Обличение себе», р. 215. Сирское жизнеоп. Bibl. Or. 1, 17.

337

Сир. жизнеоп. В. О. 417. Феодорит Н. Е. 1. 7.

338

Бен-аттиб у Ассемана В. О. Т. 3. Р. 2. р. 224 Сирск. жизн.

339

Сир. жизнеоп. и Григорий Абульфарадж – В. О. I, 30. См. о св. Иакове.

340

Завещание прп. Ефрема: «Благословен град, в котором вы живете, Эдесса – матерь мудрых, благословенный живыми устами Сына чрез ученика его. Да пребудет на вас это благословение, пока придет святый. Св. Григорий: «влекло его туда желание поклониться тамошней святыне, а прежде сего желание найти ученого мужа, от которого бы мог получить или которому сообщить плод видения». О погребении Фаддея в Эдессе у Ассемана, В. О. Т. 3. Р. 2, р. 8–10.

341

Евагрий Н. Е. 4, 27.

342

Ефрем в слове о Иулиане; Григорий Нисский в слове ар. Asseman, р. X. Сирск. пов. Bibl. Or. ρ. 33–35. Патерик ар. Coteler in Monum. grae. T. I. p 43. Менолог армянский.

343

Вероятно, это есть то пространное толкование на кн. Бытия, которое на сирском языке читается нераздельно с толкованиями Иакова Эдесского. Сам Ефрем в кратком толковании на кн. Бытия говорит, что он пишет его после пространного. И то, что говорит Василий Великий о словах Ефрема, находится в том пространном толковании, а не в кратком.

344

Сирск. жизнеоп. об этом напоминает и сам Ефрем в завещании: «Осия сильно устрашает меня и гремит и бранит меня так: «волосы на Ефреме седы, а он не стыдится». (Ос. 7–9): «Ефрем подобен молодой корове, которая хочет освободить свою шею от ярма» Ос. 10–16). Конечно могут сказать: Осия говорит там о Ефреме сыне ИОСИФОВОМ: но я хорошо знаю, он не отличает Ефрема от Ефрема и меня от другого». Григорий Нисский.

345

Завещание Ефрема, сирское. Григорий Нисский, бен-аттиб у Ассемана В. О. Т. 3. Or. 2, р. 224. См. ниже прим. 32.

346

Сир. жизнеоп. р. 50. Это песнопение св. Ефрема дошло до нас только в отрывке у жизнеописателя его. Тот же биограф, приводит слова из другой песни св. Ефрема против Вардесана, также не дошедшей до нас.

347

Deside Op. Syr. р. 207. Здесь у св. Ефрема разумеются опустошения Персов, разрушивших в 359 г. Амиду и другие крепости. Страшное положение Амиды во время осады, и самую осаду подробно описывает очевидец Аммиан Марцеллин XIX, 1–9. «Воздвигнуты брани Персами и варварами, и опустошена наша страна, чтобы мы убоясь Бога, пришли в раскаяние: но это нас не переменило», говорит св. Ефрем в другом сочинении. Т. I, р. 68–71.

348

Феодорит Н. Е. 4, 16–17. Сократ 4, 18. Созомен 6, 18. Сирский жизнеописатель относит это происшествие ко времени отступника Юлиана: но он ошибается. Эдесская хроника говорит о собраниях православных под 373 г. Assemani В. О. I, 398.

349

Сир. жизнеоп. В. О. I, 37–38. Менолог Мелхитов.

350

Сирск. жизнеоп. Op. Syr. Т. 3, § 23. Житие Паисия, описанное Иоанном Коловым, почтя без всякой перемены все помещено в Четь-Минеи под 16 г. Июня.

351

Краткие известия о нем в «Достоп. сказ. о подвиг. св. Отцов».

352

Между сочинениями Ефрема есть наставления, с надписью в некоторых ркп.: «к монахам египетским». Op. gr. I. р. СХV.

353

В 10 гл. поучения на слова: внемли себе, Ефрем упоминает в житии прп. Антония († 355 г.).

354

Сир. жизнеоп. Op. Syr. Т. 3, р. 41–42.

355

Op. gr. Т. 2, р. 289.

356

Сирск. жизнеоп. Григорий Нисский. – Иероним и Палладий называют Ефрема диаконом Эдесской Церкви. Только Менолог Василиев говорит, что Ефрем посвящен был Василием в пресвитера. Но это не более, как неправильное объяснение слов св. Григория. Тот говорит: «Как священник возносил он богоугодную жертву Авеля». Но здесь каждое слово не собственное, «как священник», и след. еще не священник.

357

Сирск. жизнеоп. В. Or. I, 49. Созомен Η. E. 3, 16.

358

Я близок к смерти; «И вот мое завещание», и проч. Parae nesis 43. Т. 6, р. 502.

359

Созомен Н. Е. 3, 16. Сирск. жизнеоп. Краткое сирс. жизнеоп. Хроника эдесская и Дионисий Католикос (В. О. I, 25–397–55), относят кончину прп. Ефрема к 372 г. Показание эдесской хроники, вообще отличающейся точностью, подтверждается и тем, что в ней гонение на православных в Эдессе от ариан, полагается спустя три месяца после кончины прп. Ефрема; ни жизнеописатели, ни историки (Сократ, Созомен, Феодорит), описывая гонение Валента, не упоминают о Ефреме, тогда как за ревность его не преминули бы заключить его тогда в темницу.


Источник: Историческое учение об отцах церкви : [В 3-х т.] / [Соч.] Филарета, архиеп. Черниговского и Нежинского. - Санкт-Петербург : тип. II-го Отд-ния собств. Его. Имппер. Вел. Канцелярии, 1859. / Т. 2. – VIII, 384 с. (В 1-м изд. т. 2 напеч. в тип. Акад. наук; Т. 3 - в тип. В. Безобразова и К°).

Комментарии для сайта Cackle