Источник

§ 129. Знаменитость и образованность св. Ефрема.

Блаженный Иероним пишет: «Ефрем, диакон Эдесский, достиг такой славы, что в некоторых церквах сочинения его читаются публично после Свящ. Писания»360. «Прославлять мне надобно того, говорит Григорий Нисский, кто в устах всех христиан, Ефрема Сирина, того Ефрема, которого жизнь и наставления сияют в целом мире». Блж. Феодорит не иначе называет Ефрема, как чудным Ефремом, а св. Феофан – Великим Ефремом361. Св. Ефрем прославился и в учениках своих, которые согласно с предсказанием его распространяли после него христианское просвещение в Сирии и прославились сочинениям362. Сочинения прп. Ефрема показывают в нем и глубокое знание Свящ. Писания и обширную ученость. Созомен говорит: «Он достиг до такой учености на языке сирском, что легко решал самые трудные задачи философии»363. По сирским сочинениям своим прп. Ефрем признается первым образцовым писателем сирским364. И в том нет сомнения, что ученое образование его совершалось по отечественным памятникам. Тем не менее: а) нельзя сомневаться и в том, что прп. Ефрем читал греческие сочинения на греческом языке. Не говорим о том, что прп. Ефрем пользовался при объяснении Писания греческим переводом Ветхого Завета365. Сочинения его показывают, что он читал Филокалию Оригена, сочинения Афанасия и обоих Григориев, которые, как несомненно известно, в его время еще не были переведены на сирский язык. Он читал сочинения Аристотеля и других греческих светских писателей, которых перевод на сирский язык, по крайней мере, сколько ныне известно, принадлежит пятому веку. б) Самые отношения Ефрема к различным еретикам – арианам, савелианам и др. поставляли его в необходимость знакомиться с языком и сочинениями греческими. в) По преданию, передаваемому древними, Ефрем при посвящении в диакона св. Василием, получил дар знания греческого языка366.

После сего становится более, чем вероятным, что некоторые из сочинений писаны прп. Ефремом на греческом языке. Что сочинения прп. Ефрема еще при его жизни переводимы были с сирского на греческий язык, – это известно367. Но в подтверждение того, что некоторые писаны были прп. Ефремом и на греческом языке, служит самый характер некоторых сочинений Ефрема, вполне греческий368. Притом невероятно, чтобы при жизни Ефрема успели столько перевести сочинений, сколько пересматривает св. Григорий Нисский в похвальном слове Ефрему369.

* * *

360

De vir illustr. с. 115. Феодорит пишет, что «гимнами Ефрема, дни мучеников доселе делаются более радостными и светлыми». Н. Е. 4, 29.

361

Феодорит Н. Е. 2, 30. 4,29. р. 118–192. Fabulo hor. 22. Феофан. Chronogr. p. 54.

362

Прп. Ефрем пред кончиною своею писал о них в завещании: «Авраам – ты, который пришел и последовал за мною! да услышит тебя Бог Авраама, как скоро откроешь ты уста, да исполнит их Господь учением премудрости.... Симеон! да услышит тебя Бог, когда ты молясь призовешь Его. Когда придешь ты в город, ты исполнишь Церковь Его как чашу! Видеть тебя придут невесты, придут уединенные девы. Тогда получат они спасительное наставление, примут способы к добродетели. Да будешь ты славен в мире, как умный врач в лагере. Мара, ангельский, невинная, простая, чистая душа! ты невинен не по природному только расположению к добродетели, но прост по свободой решимости. Зиновий месопотамский! ты воин и сильный герой! твои слова как огонь, и они жгут терния идолов. Как пожар в лесу, твои наставления пожирают учения еретиков! облекись как Давид, и побеждай вместо Голиафа сынов заблуждения. Облекись во оружие пророков и в броню апостолов! Твой спутник – «Бог твой, никогда непобедимый помощник!» О сочинениях их смотри Ассемана Bibl. Or. I. 38. 165–168 сл. Созомена 3, 16.

363

Созомен: «по праву думаю, что хвала Ефрему, произнесенная устами Василия, составляет единодушный отзыв всех, которые в то время славились между Греками ученостью, так как сам Василий в свое время превосходил всех красноречием по общему признанию. Н. Е. 3, 16.

364

Такой отзыв делает о нем Иаков Эдесский – писатель VI века, писавший правила для восстановления чистого Сирского языка. См. у Ассемана Bibl. Or. Т. I. р. 475–478.

365

Напр. При объяснении Амоса 6:1. пишет: «греческий переводит: обымаша начатки языков, а еврейский текст говорит: назначая самих себя в главы народов». Op Syr. Т. 2 р. 263. Тоже видно во многих и других местах. Зах. 3:9.» По иному переводу (греческому) написано: се аз изрыю ров. (ibid. 287). Зах. 11:5 греческий перевод: пастыря неискусна (16 р. 305). Тоже 3Цар. 14:3. (Т. 1. р. 480).

366

Сир. жизнеоп. р. 44. Амфилохий о Василии Великом, Менолог армян. (Op. Syr. T. 3). Менолог Василиев Op. graec. I, 34–36).

367

Об этом говорят Созомен и Фотий. Ныне не многие из греческих сочинений Ефрема, известны по сирскому подлиннику; большая часть их известна по арабскому переводу и частью по армянскому Asseman. Bibl. Or. I, 60.

368

Созомен за несомненное выдает, что Ефрем писал только на сирском языке – и относит к достоинству слога Ефремова то, что в сочинениях Ефрема не потерян при переводе характер подлинника. Но по всему видно, что Созомен мало знал сочинения Ефрема. Сирские песни Ефрема, (а стихами писаны многие сочинения Ефрема), не могут удержать своей естественности в переводе, как бы ни был искусен переводчик; выражения, составляющие красоту в сирском языке, в переводе будут представлять пестроту и как бы напыщенность. Потому-то Фотий вернее сказал, что не совершенство слога в беседах Ефрема надобно относить не к сочинителю, а к переводчику. Bibl. cod. 196.

369

Св. Григорий говорит между прочим: «Это узнали ми не от инуду, как из того, что посеял он в своих писаниях». Повторяя не раз это замечание, св. Григорий дает знать, что он читал сочинения Ефрема: 1) против ариан и аномеев. 2) Книгу против Новата. 3) Сочинения против Аполлинария (р. V. XIII). 4) Завещание (р. VI). 5) Повествование о поступке с женою грешницею (р. VII. Созом. Н. Е 3. 16). 6) наставление о покаянии и сокрушении. 7) О добродетелях и пороках; 8) 100 глав о смирении. 9) Слова о втором пришествии Христовом и последнем суде. 10) Наставления о любви Божией; 11) о девстве (р. VIII. XI). 12) Толкования на Свящ. Писание (р. VII). 13) Похвальные слова (р. IX. Созомен 3, 16). Кроме сего слова Григория показывают, что он читал и другие сочинения.


Источник: Историческое учение об отцах церкви : [В 3-х т.] / [Соч.] Филарета, архиеп. Черниговского и Нежинского. - Санкт-Петербург : тип. II-го Отд-ния собств. Его. Имппер. Вел. Канцелярии, 1859. / Т. 2. – VIII, 384 с. (В 1-м изд. т. 2 напеч. в тип. Акад. наук; Т. 3 - в тип. В. Безобразова и К°).

Комментарии для сайта Cackle