святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)

§ 130. Сочинения и дух Ефрема. Нравственные сочинения. Поучения с кафедры. Наставления для иноков.

Прп. Ефрем оставил после себя весьма много сочинений370. В одних из них он толкователь Писания, в других обличитель ереси и песнопевец Церкви; в иных же учитель христианской жизни и в частности проповедник сокрушения сердечного.

Сочинения последнего рода составляют именную печать души прп. Ефрема и вместе его славу на все века. Св. Григорий Нисский говорит, что «плакать для Ефрема было то же, что для других дышать воздухом, – день и ночь лились у него слезы». Сам Ефрем говорит о себе: «Когда ложусь я для отдыха, любовь Твоя к людям, Господи, приходит мне на мысль, и я встаю среди ночи, чтобы благодарить Тебя. Но воспоминание о грехах устрашает меня и я начинаю изливаться в слезах, готов даже упасть духом, если бы не поспешили укрепить меня полумертвого разбойник, мытарь, грешница, хананеянка, кровоточивая самарянка»371. В предсмертном завещании своем Ефрем выразил то, что наполняло душу его целую жизнь, выразил дух свой сокрушенный. Он писал: «Кто положит меня под алтарем, да не узрит он алтаря Бога моего; не прилично смердящему трупу лежать на месте святом. Кто погребет меня в храме, да не узрит храма света; недостойному бесполезна слава пустая.... Возьмите меня на плечи и бегите бегом со мной и бросьте как человека отверженного.... О если бы кто показал вам дела мои! Вы стали бы плевать в меня. Истинно, если бы мог быть замечен запах грехов моих: вы убежали бы от смрада Ефремова.... Не покрывайте мена ароматами, – от сей почести никакой мне нет пользы. Благовония возжигайте в святилище, а мне споспешествуйте молитвами; ароматы посвятите Богу, меня погребите с псалмами.... Не кладите меня в ваши гроба: ваши украшения ни к чему мне не послужат. Я обещал Богу быть погребенным между странниками; странник я, как и они; так положите меня, братия, у них. Воззри, Господи, умоляю Тебя. Умилосердись надо мною. Молю Тебя, Сыне Милостивого – не воздай мне по грехам моим»372. О чем же душа, проникнутая таким глубоким сокрушением, о чем всего чаще могла беседовать, как не о сокрушении сердечном, как не о слезах, которыми надобно нам омывать грехи свои. О слезном сокрушении всего чаще и говорил Ефрем. Все нравственные наставления его благоухают сердечным умилением. Не одно свое наставление так начинал Ефрем: «Сокрушайся душа моя, сокрушайся и о тех благах, которые приняла ты от Бога и погубила. Сокрушайся о делах злых, соделанных тобою. Сокрушайся о всем том, в чем показал Бог Свое долготерпение к тебе. Придите, братия мои, придите, рабы Христовы, будем сокрушаться сердцем и рыдать пред Ним день и ночь. Придите – будем помышлять об оном страшном и грозном суде и о следующем за тем нашем осуждении»373.

В сем чувстве сокрушений обыкновеннее предметы бесед Ефрема: покаяние374, память о смерти и суде375, страх Божий376, внимание к себе самому377, смирение378, против гордости379 и проч. В сем чувстве сокрушения Ефрем весьма часто обращается к себе самому, укоряет свою жизнь, просит других молиться за Ефрема380. Сокрушение Ефрема, при всей глубине, не было сокрушением какого-либо нечаяния, – слезы его лились из сердца полного любви к Господу и надежды на Спасителя. Посему то слезы его были слезами сладкого умиления. «Лице Ефрема, говорит св. Григорий, цвело и сияло радостью, тогда как как ручьи слез лились из глаз его. Ефрем и там, где говорит о сокрушении, возносится мыслью к благости Божией, изливает благодарение и хвалу Всевышнему». Во всех словах и делах его, замечает св. Григорий, исторгалось из души его псаломское слово: «на Него упова сердце мое». И между наставлениями его видим целые размышления о любви ко Господу381, о блаженствах надежды и проч.382. Отселе-то в наставлениях Ефрема столько сладости и силы; они поражают и утешают, сокрушают страхом и наполняют кротким умилением, заставляют лить слезы того, кто не знал слез.

Если Ефрем – по преимуществу был учителем сокрушения; то это не значит, что он был односторонним, говорил только о сокрушении. Напротив, почти нет нравственного предмета, на который не было бы у Ефрема наставления383 и он преподавал верное и полное понятие о нравственном совершенстве и добродетели384. Для нравственного учения особенно важны четыре слова Ефрема о свободе385.

Весьма многие из наставлений св. Ефрем говорил с церковной кафедры386. Его слово, как церковного оратора, при теплоте своей, отличается обилием картин и переносных выражений: но это принадлежит в нем восточному языку и потому не нарушает свойственной Ефрему простоты и искренности. Слово его течет как поток, из чистого сердца его; красноречие его – красноречие естественное, дышит теплотою сердца; оно всегда живо, сильно, но вместе кротко; предметы свои обнимает он ясно и верно; словам его иногда недостает той полноты, какая нужна бы была для обилия мысли и чувств; но он всегда говорит просто; отселе и там, где говорит о высоких предметах, он понятен для каждого. Как церковный оратор Ефрем занимает высокое место между церковными ораторами.

Другие из нравственных сочинений Ефрема писаны были для иноков; таковы: увещательные слова египетским инокам, о совершенстве инока, увещания аскетам387, о добродетели, о жизни духовной – то и другое для новоначального инока388, об отшельниках389.

Сколько Ефрем был строг к самому себе, столько же снисходительны наставления его другим. Он не хотел, чтобы юные подвижники предавались жару благочестия и скоро обрекали себя строгие подвиги; он советует им принимать на себя немногое, но что примут, выполнять точно.

* * *

370

На одном греч. были изданы сочинения Ефрема, в 1709 г. в Оксфорде; на одном латин. Фоссом, 1603–1675 в Кельне. Самое полное издание: Opera omnia, quae extant syriace, graece et latine, іn sex tomos distributa a Sim. Assemanio et Evodio Assemanio, Romae 1732–4746. Ассеманову изданию при его полноте недостает еще многого. И а) некоторых сочинений прп. Ефрема, здесь еще нет. По ркп. у Ассемана (Bibl. Or. I, 70) известны толкования Ефрема на Иону, Наума, Аввакума, Софонию и Аггея, и из первого выставлены извлечения: но в издании сочинений нет этих толкований. Нет также толкований на Новый Завет. Из греч. сочинений, по ркп. известны 5 Слов в Beнециан. Б-ке св. Марка (cod. 52) и 3 в Туринской. (cod. 96), также не изданные. Многие из сочинений, упоминаемых Григорием Нисск. и сирским жизнеописателем, или недошли до нас, или не отысканы. Assemani Bibl. Or. I, 50–56–60–70. См. выше прим. 39 и ниже прим. 116. Недавно издано толкование св. Ефрема на послания ап. Павла, сохранившееся в армянском переводе V века и отысканное в ркп., пис. в 999 году. S. Ephraemi Syri Comm. in ер. Pauli, armen. et lat. studio Bapt. Aucher Venet. 1833. Кроме того в армянском переводе издано толкование Св. Ефрема на книги Паралипоменон и на согласие Евангелий, также нет в издании Ассемановом: Op. S. Ephraem. Syri, armen., T. I, 3. Из 20 бесед, переведенных на армянский язык в V в Ассемановом издании помещены только две (Neumanni Gesch. armen. Litter, p. 84). б) Латинский перевод сирских сочинений, сделанный Петром Венедиктом, оказывается слишком свободным, а иногда и ошибочным, в) Греческий текст 3-го тома иногда повторяет тоже самое, что напечатано в 1 и 2 томах; – во всех же 3-х томах текст со многими ошибками. В пособие сему изданию служит: аа) Chrestomathia Syriaca S. selecta carmina Ephraemi, ed. a Hahn, Lips. 1825, и его же de-Bardesane gnostico. Lips. 1819. бб) Hahn Ephraem. d Syrer. üb. d, Willensfreiheit in Illgens Abhandlungen. 11. вв) Ephraem. Syrer Sermoner gegen Juden, übers, von Hahn in Illgens Abhandlung. 111. Leip. 1824 r, Uhlemanns Ephraem. ed. Syrer über die Schöpfung in Illgens Zeitschrifl für hist. Theologie, I, 1.

371

Превосходное собрание назидательных сочинений св. Ефрема: Auserlesene Schriften d. heil. Ephraems, aus d. syrisch, und griech. übers, von Pius Zingerle, Iustr. 1830–1835. 8. in 5 Bänden, dd) Sämmliche Schriften d. heil. Ephraems, aus syrisch, u. griech. übers., Kempten 1842–1847. 8 T. 11–10. ее) S. Ephraems Syris. Opera, que extant armenice, Venetiis 1836. T. 1–4. in-8. В Русском переводе: Творения св. Ефрема Сирина Μ. 1848–1854. T. 1–8.

372

С Сирского 1-го текста – Assem. В О. 1, 143. Zingerle. 13.4.

373

Чит. Сокруш. Слово. Op. graec. I, 116–164. Слово о сокрушении р. 154. Сокруш. Слово р. 158. Не смеяться и возноситься плакать и оплакивать себя надобно р. 254, как душа со слезами должна молить Бога, р. 193.

374

О покаянии Op. gr, I, 148. 2, 154. 3, 78–84–83–86–160–308–371–376. На Сирском 76 увещаний к покаянию Т. 3. р. 367–564.

375

Op. gr. T. I, р. 167. Т. 2, р. 50. 192. 209. 222. 247. Т. 3, р. 93. 113. 114. 119. 127. 134. 176. 140. 148. 152.

376

Т. I, р. 2. 158. Т. 2, р. 114. 145. 154. 165.

377

Т. I, р. 40. Т. 2, р. 186.

378

Т. I, р. 8. 100 глав р. 293. Т. 2, р. 85. 86. 119.

379

Т. I, р. 23. 111.

380

См. Т 2, р. 222. Т. 1, р. 111. 119 и проч.

381

Op. gr. Т. 2, р. 169. 209. Т. 3, р 13. 21. 314.

382

Т. 2, р 334 Т. 1, 282. 3, 383.

383

Op. gr. Т. 4. на исправление гордости, к живущим порочно, о страстях, о молитве в искушении, как приобрести смирение? Orat. 1. 2. 40. 22. 34. Op. gr. T. 3. о молитве; о любви к бедным; о том, что не надобно удивляться суетным вещам; о том, чтобы не соблазнять ближнего; о тех, которые прельщают сердца на нечистоту; об удалении от плотских похотей; о воздержании; о девстве; о памятовании смерти; о подвиге духовном; о борьбе с миром; о пьянстве, и т.д. Orat. 4. 6. 7. 11. 13. 14. 20. 24. 30. 50. 76.

384

Op. graec. 3, 324, 397. Orat. 50. T. 1, 1–18. 2, 56. Сл. op. 51. 52.

385

Op. Syr. T. 3, p. 359.

386

13 Слов его на Рождество Христово, замечательны и тем, что говорены в продолжении 13 дней, от праздника Рождества Христова до празд. Крещения. Два из них, в Ненецк. перев. с замеч. издат. Августи in Denk würdigk. Archaeol. T. 1. f. 251–558. Между греч. словами в 2 т. о преображении Спасителя, похв. Слово Василию Великому, Слово на жену грешницу помазавшую Господа, похв. Слово преславным мученикам, Слово на Авраама и Исаака; в 3 т. Похвала Петру и Павлу, и прочим апостолам, о страдании Спасителя; в армянском переводе Слово о Иоанне Крестителе; о первомученике Стефане. Все эти Слова – праздничные и конечно говорены во храме.

387

Ор. gr. Т. 2, р. 6. 21. 27.

388

Т. 1, 24. 28. Для иноков писано весьма много, впрочем, так, что многое относится и к каждому христианину. Op. graec. I. 1–18. 40–70. 188–93. 201–216. 216–219. 258–82. Т. 2. р. 72–26. 322–23. 336–40. 356–65. 370–77. 411–23. Т. 3, 150–52, 337–56. 358–61. 403–6. 478–82. Op. Syr. T. 3, 650–54.

389

Op. Syr. 3, 9.



Источник: Историческое учение об отцах церкви : [В 3-х т.] / [Соч.] Филарета, архиеп. Черниговского и Нежинского. - Санкт-Петербург : тип. Академии Императорских наук. 1859. - 2 т. - 384 с.

Вам может быть интересно:

1. Словарь о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской церкви – Модест-Герман и Модест, Иеродиаконы митрополит Евгений (Болховитинов)

2. Книга глаголемая "Описание о российских святых, где и в котором граде или области или монастыре и пустыни поживе и чудеса сотвори, всякого чина святых" – Града Юрьевца Поволгскаго Святыя Михаил Владимирович Толстой

3. Историческое учение об Отцах Церкви. Том I – Приложение. Знаменитейшие учители святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)

4. Биографические материалы. Том I – Правда против хулы... архиепископ Никанор (Бровкович)

5. Святитель Стефан Пермский епископ Можайский Василий (Преображенский)

6. Слова и речи. Том I – Слово пред погребением тела в Бозе почившего Высокопреосвященного митрополита Никанора, произнесенное 21 сентября 1856 года, в... митрополит Никанор (Клементьевский)

7. Христианские рассуждения и размышления, предложенные и в особых статьях, и в словах, беседах и речах. Том I епископ Виталий (Гречулевич)

8. Игумения Антония настоятельница Московских монастырей Страстного (1861-1871 гг.) и Алексеевского (1871-1897 гг.) священник Георгий Орлов

9. Святыни Валаамского монастыря Иван Кузьмич Кондратьев

10. Опыт православного догматического богословия. Том III – Глава II. О Боге-Промыслителе мира святитель Сильвестр (Малеванский)

Комментарии для сайта Cackle