Приглашаем Вас пройти Православный интернет-курс — проект дистанционного введения в веру и жизнь Церкви.

святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)

§ 178. Феотим Скифский.

Феотим (с 390 г.) епископ Том, что в малой Скифии, один из деятельных проповедников веры, между гунно-славянскими ордами, просвещенный сподвижник св. Златоуста1245. Довольно трудов требовала от него, и собственная весьма обширная епархия его, простиравшаяся между Черным морем и Дунаем к Фракии (в нынешней северо-восточной Болгарии). На другом (на левом) берегу Дуная кочевали тогда гунны, вместе с покоренными славянскими племенами1246. Феотим, простер силу веры и любви и на дикие орды; путешествовал по стране занятой ими, и молитвою побеждал свирепость их; привыкших к грабежам старался смягчать любовью благотворительною, угощал и ласкал их подарками. Сила чудес, совершенных им о имени Господа Иисуса, до того поражала племена грубые, что они называли его богом римским1247. Когда в 399 г. св. Златоуст, рассматривал на Соборе дело о Эфесском епископе Антонине, то на Соборе присутствовал вместе с некоторыми: и «Феотим из Скифии и Фракии»1248. В 402 году, когда Епифаний настоятельно требовал от Златоуста и других, произвести Соборное осуждение на Оригена в его сочинения, Феотим отвечал: «нет, Епифаний, я не хочу оскорблять, того, кто блаженно почил, и без Соборного рассуждения не смею покуситься на такое богохульное дело, чтобы осудить, чего не отвергли наши предшественники». Потом прочел из сочинений Оригена некоторые места и доказав, что они согласны с истиною и полезны для Церкви, присовокупил: «те, которые осуждают эти книги, не замечают, что осуждают и то, что написано в сих книгах1249. Сократ и Созомен пишут, что Феотим вел жизнь строгую, носил убогую одежду, вкушал пищу только тогда, как принуждал к тому голод. По словам Созомена, Феотим «управлял церковью Том и прочей Скифией, как во все то время, кода Златоуст был на кафедре епископской, так и после»: но вероятно, после Златоуста он не долго был просветителем племен кочующих1250.

По словам историков, Феотим был и по жизни, и по просвещению христианский философ. Блж. Иероним в 392 г. писал: «Феотим, епископ Том Скифский, издал в разговорах, по образцам древнего красноречия, краткие и прекрасные трактаты, и как слышу, пишет и другие сочинения»1251.

Леонтий, живший, недолго после Феотима, выписывал краткие места из двух сочинений Феотима Скифского – из сочинения– «об учении Спасителя», и из другого – «против идолов»1252. Св. Дамаскин поместил в свои параллели несколько мест из последнего сочинения и из трех других сочинений Феотима: «на Бытие», из толкования слов: «аще принесеши дар твой ко олтарю» и из слова: о посте1253. К сожалению, ни одно из сочинений блж. Феотима, не дошло до нас в полном тем виде.

* * *

1245

Томы – место ссылки Овидиевой, главный город Малой Скифии. По описанию Плинии страна, которою владели «Скифы-земледельцы» (arotyres), простиралась от устья Дуная к Фракии и омываемая Тирасом заключала в себе «прекраснейшіе города – Истрополь, Томы, Калатис, Дионисиополь, прежде называвшийся Кроны». (lib. 4. с. 11). Страбон (7, 6) и Птолемей (3, 10) помещают здесь же еще Одиссос, Аполлонию и Месемврию (доселе известную под сим именем). Кафедра христианского епископа была только в Томах. При Диоклетиане епископом Скифии был Евангелик (vitae Patr. р. 218. Пролог 7 Марта); при Ликинии скончался Феоген епископ Том (Минея под 3 Янв., в мартирологах Рабана и Беды называется он Титом); на Никейском Всел. Соборе присутствовал епископ Том, но имя его неизвестно. (Евсевий в жизни Константина 3, 7); с Валентом арианином препирался исповедник Бретанио епископ Том (Созом. 6, 21. Феодорит 4, 35); на 2 Всел. Соборе присутствовал Терентий Томский епископ (Созом. 7, 9. Никифор 12, 13. Ingef. Consilii Const. Lex. Theodosii Μ. Ausonio c. ad 3. Kal. August, Факунд lib. 4. р. 34. Т. 10. М. Bib. Patr.). За тем следовал Феотил, который в 392 г. уже известен был Иерониму и как епископ и как писатель (Catal. Illust. vir. 131). Почтенный защитник Нестора без основания говорит, что Ульфила был епископом в Томах (оборона Нестора стр. 199). Готфы, народ кочующий – носили в шатрах идолов, точно также походный быв у них и христианский храм.

1246

На левой стороне Дуван, напротив малой Скифии была великая Скифия, где по Нестору, издавна жили многочисленные слав. племена Тиверцев и Уличей. Лавр. лет. стр. 7. Супрасльская лет. стр. 168. сл. оборона Нестора стр. 258. 259. Об участии слав. племен в походах Гуннов см. Шафарика стр. 256. 257. § 15. 5. § 8. 13, 8. Запаски Приска, о Венедах при Дунае, карта Певтингерова (161–423 г.), у Шафарика стр. 220–28. 8. 9. § 8. Сл. о Златоусте зам. 134. 180.

1247

Созомен 7, 28. 8, 14. Сократ 6, 12.

1248

Палладий о жизни Златоуста стр. 123.

1249

Сократ 6, 12. Созомен 8, 14.

1250

Преемник Феотима – Тимофей подписался под определением Собора 431 г. Память св. Феотима в римском мартир. 20 Апр. Acta Sanct. ad апреля.

1251

De vir. illustr. с. 131.

1252

Места напеч. Майом in Coll. vet. avct. 7, 99. 107.

1253

Parallela р. 640. 675. 694. 785.


Источник: Историческое учение об отцах церкви : [В 3-х т.] / [Соч.] Филарета, архиеп. Черниговского и Нежинского. - Санкт-Петербург : тип. Академии Императорских наук. 1859. - 2 т. - 384 с.

Комментарии для сайта Cackle