митрополит Никанор (Клементьевский)

Слово в первую неделю св. Великого поста42

Покайтеся, говорит Иисус Христос (Мф. 4, 17). Приимите, ядите: сие есть тело мое. Пийте от нея вси: сия есть кровь моя, говорит Он же (Мф. 26, 26).

Вот два христианских таинства: покаяние и причащение! Каждый из нас, Христиане, обязан употреблять то и другое: исповедоваться пред духовным отцом, и причащаться тела и крови Христовой. Исполнять сию христианскую обязанность завещавает Св. Церковь, ревнующим о благочестивой жизни, четырежды в год, или и каждый месяц, а всем и каждому единожды в год.

Одни из нас, в течение прошедшей первой недели, исполнили уже обязанность сию, очистили совесть свою покаянием, и напитали верующую душу таинством тела и крови Христовой. Да даст им Господь Бог силу ходити в обновлении жизни по путям истины и правды.

Другие расположены исполнить в средине поста, или во дни страстей Христовых. Да утвердит их Бог в святом намерении, и поможет им Своею благодатию очиститься от грехов и соединиться со Христом в таинстве причащения!

Но между послушными сынами Церкви есть, к сожалению, и такие, которые мало пекутся об исполнении христианской обязанности. Это те, которые приходят на исповедь и к Св. причастию через год, через два в третий, и позже; это те, которые исповедаются, но не приобщаются, уклоняясь от сего спасительнейшего таинства произвольно. Что делать Пастырям с такими Христианами? Оставить без внимания? жалко: они братия наши во Христе. Терпеть и ожидать обращения их от заблуждения к истине? опасно: гнилые члены могут заражать здоровые. Обличать и угрожать гневом Божиим? жестоко, а иногда и безполезно: виновные больше всего не любят обличений. Употребим кротчайшие меры, увещания и убеждения в духе отеческой любви. Послушают нас, благо им; а не послушают, благо их останется при нас.

Чтобы поддержать чувство утешения и радости в вас, которые приобщились плоти и крови Христовой, усугубить усердие и ревность в вас, которые готовитесь к сему великому таинству, вразумить и наставить тех, кои отлагают исполнение духовной потребности до будущего года, я намерен беседовать с вами, возлюбленные братия, о необходимости, важности и благотворности употребления сих двух христианских таинств – покаяния и причащения.

Покайтеся.

Покаяние, по определению Св. Православной нашей Церкви, есть таинство, в котором исповедующий грехи свои пред Священником невидимо разрешается от грехов самим Иисусом Христом. Сие определение показывает нам ясно, необходимость покаяния, его важность и благотворность. Необходимость: ибо мы все грешники. Аще речем, яко греха не имамы, говорит Св. Апостол Иоанн, себе прельщаем, и истины несть в нас (1Ин. 1, 8). Важность: ибо исповедуем грехи свои не Священнику, но самому Иисусу Христу. Благотворность: ибо разрешаемся от грехов. Аще исповедаем грехи паша, говорит тот же Апостол, верен есть и праведен, да оставит нам грехи наша, и очистит нас от всякия неправды (1Ин. 1, 9).

Потребность покаяния необходима. Рассмотрим свои помышления и чувствования, намерения и желания: чисты ли они, святы ли? Разберем свои дела и поступки: согласны ли они с духом Евангельского учения, с волею Божиею? Нет! мысли нечисты и дела преступны. Чем же иным очистим сердце от зла, как не слезами покаяния? и чем исправим свое поведение, как не обращением себя ко Христу? Се стою, взывает Он, при дверех вашего сердца, и толку: аще кто услышит глас мой, и отверзет двери, вниду к нему, и вечеряю с ним, и той со мною (Откр. 3, 20). Но что это за глас? это глас тот самый, которым мы начали слово свое: покайтеся. Вслушаемся же в глас сей; отворим двери, примем Господа.

Важность покаяния несомненна. Приидите ко мне, говорит Иисус Христос, вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы (Мф. 9, 28). Кто сим обремененые? Это грешники. Куда же им идти? и где они обретут Иисуса Христа? В таинстве покаяния: здесь присутствует Он невидимо и действует таинственно. И подлинно, здесь исповедающий грехи свои зрит пред собою животворящий крест и Святое Евангелие, в коих заключены дух и сила Христовы; здесь приемлющий исповедь врачует грешника словом Божиим, и запечатлевает силою Креста; здесь раскаявшийся грешник получает, как бы из уст Самого Иисуса Христа, утешительное слово Его: чадо, отпущаются тебе греси твои. Не видите ли, как Господь, призывая к себе, зовет на покаяние? не видите ли, как Он отпущением согрешений успокаивает нашу совесть: и Аз упокою вы.

Благотворность покаяния очевидна. Кто раскаивается во грехах чистосердечно, тот слагает с себя как бы некую тяжесть и получает в душе облегчение; тот чувствует удовольствие и радость, как бы освободясь от болезни, и начинает жить новою жизнию, как бы воскреснув от мертвых. Не правда ли, вопрошаю вас, которые очистились от грехов истинным, безпритворным покаянием, – не правда ли, что исповедь во грехах благотворна? не испытываете ли вы сами спасительных плодов покаяния, мира в совести, бодрости в духе, веселия в сердце?

За покаянием следует причащение. Приимите, ядите: сие есть тело мое. Пиите от нея вси: сия есть кровь моя.

Причащение, по определению Св. Православной Церкви, есть таинство, в котором верующий, под видом хлеба и вина, вкушает истинного тела и крови Христовой, для вечной жизни. Сие определение открывает нам ясно, сколько нужно и спасительно употребление таинства причащения, и приводит прямо к тому заключению, что уклонение от Св. причастия ведет к вечной смерти. Сие определение обязывает каждого Христианина приобщаться как можно чаще, по примеру древних Христиан, причащавшихся в каждый воскресный день.

Христианин, в порядке восхождения своего в меру возраста исполнения Христова (Еф. 4, 13), существенную имеет потребность питаться телом и кровию Христовою. Ибо как все вообще верующие составляют едино тело о Христе (Рим. 12, 5), так и каждый в частности есть член сего тела. Но как член тела чувственного не может ни расти, ни действовать, если тело не будет сообщать ему питания: так и член тела духовного не может возрастать в духовной жизни, если Иисус Христос не будет сообщать ему все потребное для его жизни и деятельности. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе (Ин. 15, 4): так и Христианин не может действовать сообразно своему назначению, если не будет находиться в преискреннем общении со Иисусом Христом. Но для чего чрез примеры вещей чувственных восходить к вещам духовным? Мы имеем ясные свидетельства, достаточные для того, чтобы убедить в истине всякого, кто верит непреложности слова Божия. ядый мою плоть, и пияй мою кровь, во мне пребывает, и Аз в нем (Ин. 6, 56). Еще: ядый мою плоть, и пияй мою кровь, имать живот вечный (Ин. 6, 54). Что может быть убедительнее сих слов, выразительнее, сильнее? Их произносит Сам Спаситель, произносит о Самом Себе.

Изложив в кратких чертах необходимость, важность и благотворность употребления таинств покаяния и причащения, вопрошаю вас, возлюбленные, хорошо ли делают те, кои приходят на исповедь, но уклоняются от Св. причастия, вопреки решению духовного их отца?

Они грешат; вместо того, чтобы из врачебницы выйти здравыми, они выходят с новою болезнию, тяжкою и опасною, с сомнением в милосердии Божием. Говорят: мы недостойны. Но для чего учреждена купель покаяния, как не для очищения недостоинства? Войдите в нее всем существом вашим и омойте своими слезами душу и тело, помышления и чувства. Печаль, яже по Бозе, говорит Апостол, покаяние нераскаянно во спасение соделовает (2Кор. 7, 10). Неужели черные пятна так укоренились в вашем сердце, что не могут очистить их никакие слезы? Неужели думаете, что ваши грехи превышают безмерное человеколюбие Божие? Посмотрите на Царя-Пророка: что он сделал, падши в два тяжких преступления? что сделал, когда увидел пред собою присланного от Бога Пророка с обличением в беззакониях и с страшною угрозою? Лишился ли он надежды? удалился ли от Бога? нет! Он пред кем согрешил, тому чрез Пророка и исповедал грехи свои; кого оскорбил, того и умилостивил; от кого уклонился, к тому и прибег с раскаянием: согреших ко Господу, говорит он: помилуй мя Боже по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое (Пс. 50, 3). И Господь, видя таковое раскаяние в Царе, отъя, как говорит писание, согрешение его (2Цар.12, 13). Вот пример вам для подражания! Раскаивайтесь так, как Царь-Пророк, и получите отпущение во грехах: только не удаляйте себя от Бога, не уклоняйтесь от Св. причастия. Оно есть верный залог и несомненное доказательство отпущения грехов, и соединения нашего со Христом. Аще кто не яст тела, и не пиет крови Господней, не имать живота... (Ин. 6, 53).

Вопрошу еще вас, возлюбленные, хорошо ли поступают те, кои исполнение христианской обязанности отлагают год за год?

Они грешат: вместо того, чтобы греховные наросты, умножившиеся в течение года, сгладить с души, очистить и убелить сердце, они хотят расплодить их более своим удалением от исповеди и причастия; и вместо того, чтобы идти ко Христу на глас Его: приидите ко мне, они идут – Боже мой! прости им, – они идут с закрытыми глазами на край бездны. Скажите нам, любезные, скажите откровенно, что за причина уклоняет вас от исполнения христианского долга? Должности и обязанности? Торговля и промышленность? Но неужели из трехсот шестидесяти пяти дней нельзя уделить семи, пяти, трех для исполнения того, чего требует от вас Вера Христова? Неужели попечение о душе не стоит вашего внимания? или надеетесь на младость лет, здравие тела, и крепость сил? Но знайте, что день Господень, яко тать в нощи (2Петр. 3, 10); что сильная рука смерти без разбора поражает младого и старого, крепкого и слабого. Или надеетесь на долготерпение Божие? Конечно: щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив; не до конца прогневается, ниже в век враждует: не по беззакониям нашим творит нам, ниже по грехом нашим воздает нам (Пс. 102, 8–10). Но знаете ли вы, что мера долготерпения Божия продлится долго? Вспомните, что случилось с Евангельским богачом. Когда он говорил: душе, имаши много блага, лежаща на лета многа: почивай, ядь, пий, веселися, – вдруг услышал от Господа: безумне, в сию нощь душу твою истяжут от тебе (Лук. 12, 19–20). Нет! вы не имеете никаких причин оправдать себя пред Св. Церковью и пред Богом. Не отлагайте год за год исполнение христианской обязанности, столь необходимой и важной для души и сердца. Кто из алчущих и жаждущих отлагает трапезу одного дня до другого? кто из больных до утра отложит врачевание, от коего надеется получить исцеление сего дня. Покайтеся; ядите тело Христово и пийте Св. кровь Его.

Христиане! двери врачебницы отворены и врач ожидает, вечеря готова, и Домовладыка призывает. Пойдем без страха и трепета, с верою, надеждою и любовию, пойдем, уврачуем свою душу и напитаем ее хлебом животным. Аминь.

* * *

42

Произнесено в Калуге в 1934 году.



Источник: Никанор, митрополит Санкт-Петербургский, Новгородский, Эстландский и Финляндский. Избранные слова и речи. Т.I. СПб, 1857. – 405 с.

Вам может быть интересно:

1. Историческое учение об Отцах Церкви. Том II – § 180. Сочинения его. Содержание замечательных бесед. святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)

2. Слова и речи. Том II – Слово в день Рождества Христова митрополит Никанор (Клементьевский)

3. Простые краткие поучения. Том 1 протоиерей Василий Бандаков

4. Сборник 17-ти главнейших противосектантских бесед Михаил Александрович Кальнев

5. Словарь о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской церкви – Симеон, некто из суздальских духовных митрополит Евгений (Болховитинов)

6. История Минской архиепископии (1793-1832 гг.) Стефан Григорьевич Рункевич

7. Очерк истории Русской Церкви в период до-татарский митрополит Макарий (Булгаков)

8. История запрещенных книг на Западе. Итальянское духовенство в одну из средневековых эпох профессор Алексей Петрович Лебедев

9. Необходимость христианского поведения и послушания Православной Церкви протоиерей Григорий Дебольский

10. Письма к монашествующим. Отделение 1. Письма к монахам преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

Комментарии для сайта Cackle