Русские святые, чтимые всей церковью или местно. Январь, февраль, март, апрель

Источник

Май, июнь, июль, августСентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

Содержание

Русские святые, чтимые всею церковью или местно Января 2 ч. Память о преп. СИЛЬВЕСТРѢ печерском B тот же (2) день преставление праведной ꙊЛІА́НЇИ Лазаревской 8 ч. Преподобный ГРНГѠ́РЇЙ печерский В тот же (8) день страдание святого ИСИ́ДѠРА и прочих 9 ч. Св. ФИЛИ́ПП митрополит московский 10 ч. Преподобный ПА́ВЕЛ обнорский 11 ч. Преподобный МИХАИ́Л клопский 12 ч. Преставление преподобного МАРТИНЇНА белозерского В тот же (12) день память о преподобном ГАЛАКТІѠНѢ 13 ч. Преподобный ИРИНА́РХ ростовский В тот же 13 день преставление преподобного ЕЛЕАЗА́РАанзерского 16 ч. Память о блаж. МАѮ%И́МѢ тотемском 17 ч. Память о преподобном АНТѠ́НЇѢ дымском В тот же (17) день память о преподобном АНТѠ́НЇѢ краснохолмском В тот же (17) день преставление преподобного АНТѠ́НЇѦ на черных озерах 19 ч. Память о преподобном МАКА́РЇѢ печерском В тот же (19) день преставление блаженного ѲЕѠДОРА юродивого 21 ч. Воспоминание о преподобном МАѮСИ́МѢ греке 22 ч. Память о препод. АНАСТА́СЇѢ иеродиаконе В тот же (22) д. преставление преп. МАКА́РЇѦ жабынскаго 23 ч. Преставление преподобного ГЕННА́ДЇѦ любимского 24 ч. Страдание святого ІѠА́ННА мученика казанского 25 ч. Святой МѠИСЕ́Й архиепископ новгородский 28 ч. Преставление преп. ЕФРЕ́МА новоторжского В тот же (28) день воспоминание о св. ЕФРЕ́МѢ митрополите переяславском В тот же (28) д. преставление преп. ѲЕОДѠ́СЇѦ тотемского 29 ч. Память о преп. ЛАВРЕ́НТЇѢ затворнике печерском и епископе туровском В тот же (29) день воспоминание о святых епископах пермских ГЕРА́СИМѢ, ПИТИРИ́МѢ и ІѠНѢ 30 ч. Святой НИКИ́ТА епископ новгородский Февраля 3 ч. Преставление святого СИМЕѠ́НА, епископа тверского В тот же день преставление благоверного князя угличского РѠМА́НА 4 ч. Преставление преп. КИРИ́ЛЛА новоезерского В тот же (4) д. память о препод. АВРА́МЇѢ и КОПРЇѢ печенских 9 ч. Память о препод. НИКЇФѠРѢ и ГЕННА́ДЇѢ важеозерских 10 ч. Преподобный ПРО́ХОР печерский В тот же (10) день память о новгородских святителях: І̑ѠАКИ́3МѢ, ЛУКѢ, ГЕ́РМАНѢ, АРКА́ДІ̑Ѣ, ГРИГѠ́РЇѢ, МАРТИ́РЇѢ, АНТѠ́НІѢ, ВАСИЛІ̑Ѣ и СѴМЕѠНѢ В тот же 10 день преставление преподобного ЛѠ́ГГИНА коряжемского Святой ВСЕВѠЛѠД ГАВРЇИ́Л князь псковский В тот же 11 день преставление преподобного ДИМИ́ТРЇѦ прилуцкого 12 ч. Святой АЛЕКСЇЙ митрополит и чудотворец России 14 ч. Преподобный ИСАА́КЇЙ затворник 18 ч. Преставление преподобного КѠЗМЫ на Яхроме 20 ч. Преставление преподобного КОРНИ́ЛЇѦ псковского 23 ч. Память о преп. МѠИСЕѢ белозерском и преп. ПОЛИКА́РПѢ брянском 24 ч. преп. ЕРА́ЗМ печерский 27 ч. Преподобный ТИ́Т пресвитер печерский 28 ч. Преставление блаж. НИКОЛА́Ѧ юродивого псковского Марта 1 ч. Преставление пр. МАРТИ́РЇѦ зеленецкого 2 ч. Преставление св. АРСЕ́НЇѦ епископа тверского В тот же (2) д. память о препод. СА́ВВѢ и ВАРСОНѠ́ФЇѢ тверских В тот же (2) день память о преп. САВВА́ТЇѢ тверском – и ученике его ЕВФРОСИ́НѢ 4 ч. Память о преп. ГЕРА́СИМѢ вологодском В тот же (4) д. страдание благоверных князей ГЕѠ́РГЇѦ владимирского и ВАСИЛЬКА ростовского Во тот же (4) день преставление благов. князя ДАНЇИЛА московского В тот же (4 д.) убиение преп. игуменов ІѠАСА́ФА и ВАСИ́ЛЇѦ 5 ч. Страдание преп. АДРЇАНА пошехонского 8 ч. Преставление преп. ЛАЗАРѦ мурманского 11 ч. Преставление св. ЕВѲИ́МЇѦ архиепископа новгородского 14 ч. Преставление благов. вел. кн. РОСТИСЛА́ВА МИХАИ́ЛА Мстиславича B тот же (14) д. память о блаж. ѲЕОГНѠ́СТѢ митрополите киевском 15 ч. Память о преп. НИКА́НДРѢ городненском 16 ч. Преставление св. СЕРАПЇѠ́НА архиепископа новгородского 17 ч. Преставление пр. МАКА́РЇѦ колязинского 19 ч. Преставление пр. ИННѠКЕ́НТЇѦ 23. Преп. НИ́КОН печерский B тот же (23) д. преставление пр. ПАХѠ́МЇѦ нерехтского В тот же (23) д. Страдание св. ВАСИ́ЛЇѦ мангазейского 24 д. Страдание СТЕФА́НА и ПЕТРА́, мучеников казанских 28 ч. Преподобномученик Е̑ВСТРА́ТЇЙ В тот же (28) д. преставление преп. И̑ЛАРІ́ѠНА гдовского 29 ч. память о преп. І̑ѠНѢ и МА́РКѢ псково-печерских 31 ч. Преставление св. І̑Ѡ́НЫ, митрополита и чудотворца России Апреля 1 ч. Преставление преп. Е̑ВФИ́МЇѦ суздальского 3 ч. Преставление преп. НЕКТА́РЇѦ бежецкго 4 ч. Память о преп. ЗѠСИ́МѢ ворбозомском 6 ч. Страдание св. ПА́ВЛА 7 ч. Преставление пр. НИ́ЛА сорского В тот же 7 д. преставление преп. ДАНЇИ́ЛА переяславского 11 ч. Преставление пр. І̑А́КОВА железноборского B тот же (11) д. память о преп. Е̑ВФИ́МЇѢ и ХАРИТѠ́НЕ сянжемских В тот же (11) д. преставление св. ВАРСОНѠ́ФЇѦ епископа тверского 12 ч. Память о св. ВАСИЛЇѢ, епископе рязанском 14 ч. Память о св. мучениках литовских І̑ОА́ННѢ, А̑НТОНЇѢ, Е̑ВСТА́ѲЇѢ 15 ч. Преставление св в. кн. МСТИСЛА́ВА ВЛАДИ́МЇРОВИЧА 16 ч. Память о преп. княгине ѲЕѠДѠ́РѢ 17 ч. Преставление преп. ЗѠСИМЫ соловецкого 18 ч. Память о пр. ЕВѲИ́МЇѢ, АНТОНЇѢ и ФЕ́ЛИѮѢ корельских 20 ч. Преставление преп. АЛЕѮА́НДРА ошевенского В тот же (20) д. страдание ГАВРЇИ́ЛА младенца 21 ч. Преставление св. НИ́ФѠНТА, новгородского святителя 23 ч. Преставление блаж. ГЕѠ́ГРЇѦ шенкурского 24 ч. Воспоминание о преп. СА́ВВѢ печерском 25 ч. Преставление преп. СИЛЬВЕ́СТРА обнорского 26 ч. Святой СТЕФА́Н просветитель Перми 27 ч. Преставление св. СТЕФА́НА епископа волынского 28 ч. Преставление св. КИРИ́ЛЛА туровского епископа  

 

«Да не б́дет мѝ лга́ти на свѧта̀гѡ»

Слова св. Димитрия Ростов.

Нет надобности много говорить о нужде приводить в известность жизнь мужей и жен русской церкви, живших до гроба для славы имени Божьего. Одно уважение к великому уже обязывает знакомиться и знакомить с великим.

Так прославлять святых – дело святое. Но надобно умение совершать дело святое. «Да не будет ми лгати на святого», повторял св. Димитрий, когда писал жития святых. Правило святое для каждого, кто касается пером или кистью до святых. Ложь в деле святом сама по себе неприлична, не у места. Она же может вредить сердцам людей. Западные легенды много повредили церкви западной в борьбе ее с реформацией: думали возвысить святых тем, что вносили в жизнь их небывалые чудеса и деяния, а этим только оскорбляли святых и дали повод не верить в легендах и действительному. – Осуждение, произнесенное св. церковью над повестью клирика Василия о преп. Евфросине показывает, что православная церковь не терпит лжи и вымыслов в повестях о святых, как скоро открывает их. Потому разборчивость в доверии к старым памятникам при описании святых более нужна, чем при описании событий гражданских.

Прежние повествования о святых русской церкви писаны – немногие современниками, очень многие – людьми поздними, притом писаны людьми разных дарований и разного образования. Повторять все эти повести без разбора, без поверки, – грешно пред чистой совестью и стыдно пред просвещенным умом. – Не оскорбим мы старых повествователей, если на место позднего, не оправдываемого ничем известия поставим известия других, более древних памятников. Это будет службою правде, которую все должны уважать.

Святые признаются святыми не по произволу людей, a волею неба. – Потому, надобно соблюдать осторожность и в том, чтобы не ставить в число святых лица, непризнанного святым со стороны церкви. В этом отношении служило для нас руководством «Описание о российских святых, где и в котором граде – поживе и чудеса сотвори», по трем спискам его: по списку московской духовной академии и по двум спискам москов. общества истории № 212 и 231. Полнее из них по числу лиц второй список общества, но старше и вернее по известиям список академии. Описание составлено в конце XVII в. Само по себе понятно, что это описание надобно было поверять другими памятниками, и со спокойной совестью объявляем, что почти о всех лицах, внесенных в это описание, отысканы акты духовного управления с предписанием или известием о их почитании церковном.

В недавнее время доставлены нам из Новгорода еще два списка «книги обдержащей всех российских святых». Один из них с самыми краткими описаниями той или другой личности, а иногда с одними именами – списан в недавнее время с известного текста. Другой «написася от рождес. Христова 1718 г. июня в 20 д.» по надписи принадлежит отенскому монастырю, и подарен «от усердствующего на пользу всей братии, для чтения». Этот список сходен со списком общ. ист. № 231, но не во всем. В нем видно старание о лучших выражениях и о большей верности исторической; не редко встречаются заметки: »службы нет, но есть тропарь« или есть служба, или мощи под спудом. – Особенно это видно при описании святых »великого Новгорода«. Напр., »св. Лука положен бысть за св. Coфиею: мощи же его обретены были в л. 7066 (1558) мар. 28 и принесены в соборную церковь св. Coфии и положены в Мартириевой паперти… Св. Симеон архиепископ – положен в Мартириевой паперти подле Mapтирия архиепископа, мощи под спудом». О Поликарпе брянском: «преп. Поликарп игумен спасского монастыря, иже в Брянске, преставися в л. 7007 (1499) февр. в 23 д.». В отенском списке предисловие говорит о святых: »от оных овы убо свидетельствованы соборне и памяти их св. церковь праздновати прият летне и снятые их мощи верху земли почивают всеми зримы, овы же под спудом почивают, обаче в чудесах просияша памяти же их святой церкви не предашася праздновати выну (чит. повсюду), но токмо идеже погребени суть святые их мощи. И службами овы убо почтени, овы же не почтени. Иные в чудесах преславно просияша, но малым неким от жития их или от чудодейства признанием, обаче же и тии Богу угодиша и тому единому усердно от души работаша и венцы почести от Него противу трудов своих восприяша. – Мы же зде и сих во едино собравше положихом ради летописных повествований, общей ради пользы благочестивым и православным христианам«. Этого предисловия нет в других известных нам списках. Не сомневаемся, что найдутся и другие списки »книги о российских святых". Но и по найденным очевидно, что эта книга считалась полезной и достойной общего употребления как в Москве, так и в Новгороде, главных центрах тогдашней русской жизни и отзываться о ней унизительно не будет тот, кто уважает память предков.

В отклонение грешных толков сочинитель считает нужным заметить, что о русских святых стал он собирать сведения еще с того самого года, как вышел «Словарь о святых прославленных в российской церкви». Спб. 1836, т.е. за 20 лет прежде того, как стали выходить известные «жития святых российской церкви». Недоверчивому он может показать и экземпляр словаря, переплетенный тогда же с белыми листами, а теперь уже исписанными в разные времена. С того еще времени он собирал заметки, при чтении летописей и рукописных житий, попадавшихся в разных библиотеках.

Относительно старшинах житий надобно сказать, что некоторые из них были исправляемы и дополняемы не раз. Сочинитель не считает нужным каждый раз указывать на разные редакции того или другого жития, равно не указывает на все списки житий, равно случалось читать ему. Указания его всего чаще ограничиваются библиотеками такими, где можно легко каждому поверить слова сочинителя, – библиотеками Толстого, Румянцева, Царского. Это говорятся с тем, чтобы отклонить несправедливые заключения, какие иной, пожалуй, поспешить дозволять себе не в чести своей особы. Напр., Каллистратово житие прав. Иулиании доставлено было сочинителю в списке, где, как заметно, сам же Каллистрат прибавил известие о некоторых посмертных чудесах.

Сочинитель повторяет еще раз, что не считает своего труда безгрешным. Для того, чтобы составлены были жития русских святых в возможно совершенном виде, необходимы местные исследования о них. По этому предмету он предлагал, кому следует, – издавать древние жития (но не новые) северных святых при петербургской академии, средней Росси – при московской, южной – при киевской, восточной при казанской, с тем, чтобы издания сопровождались критическими исследованиями. В следствие сего, если не ошибаемся, при казанской академии стали издавать древние жития. Если в других местах вместо того лучшим считают заниматься чем-нибудь другим, это дело уже не нашей совести.

Из старинных житий сочинитель старался удержать все исторические черты святого или его времени. Но такие слова, каковы: «от юного возраста устранился от детских игр», или «от юности обучашеся благочестию» и т.п., встретите почти в каждом житии, и потому ошибкой признается выдавать их за исторические черты, тогда как это только приемы биографа позднего. Ошибкой считает сочинитель повторять ныне и те приемы биографов, которые казались назидательными в свое время и которые ныне могут послужить только к соблазну. Сочинитель не считает обязательными для себя те объяснения, какие поздний биограф давал тем или другим происшествиям или его личные размышления. Житие нынешнего времени должно быть написано так, чтобы оно было поучительно и назидательно для людей нынешнего времени. – В этом убеждении сочинитель некоторые известия биографов проходил молчанием и дополнял старинные сказания такими известиями, о которых нет и намека у древних, или размышлениями, которые вызывает позднее время.

Сочинитель искренно благодарен будет за дельные указания на недостатки труда его: а за не дельные только братски пожалеет о их авторе, так как они не служили бы к чести автора; за личные мнения вступать в спор, с кем бы то ни было, он не намерен. Пусть каждый поступает по своей совести, не забывая того, что все мы должны дать отчет всемирному судии Господу Иисусу.

Возможное для усердия и сил одного – сделано.

Все другие принадлежности полезного описания святых не считаем мы столько важными, сколько верность правде. Потому и не касаемся их здесь, хотя и старались, по мере сил, сохранять их в своем описании:

«Аще ли в чем согрешихом, простите, а не кляните».


Источник: Русские святые, чтимые всею церковию или местно : опыт описания жизни их / Соч. Филарета, архиеп. Черниговского. – В 3-х том. - 3-е изд., с доп. – С.-Петербург : Изд. книгопрод. И.Л. Тузова, 1882. / [Т. 1]: Январь, февраль, март, апрель. - 1882. - [3], V, 568, V с.

Комментарии для сайта Cackle