святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)

Ноябрь-грудень

2 ч. Память о св. Викторине епископе и мученике патавском

Патава, место кафедры св. Викторина, находилась на р. Дрине, на самой границе Паннонии с Норикою, среди поселений славянских. Так и ныне Петтау в Штирии, стране славянцев684.

Блаженный Иероним писал: «Викторин, епископ петавский, не так хорошо знал по латине, как по гречески. Потому сочинения его, важныя по мыслям, по строю слов кажутся не богатыми (viliora). Сочинения его – следующия: комментарии на Бытие, на Исход, на Левитик, на Исаию, на Езекииля, на Аввакума, на Екклезиаста, на Песнь песней, на Апокалипсис Иоанна, против всех ересей, и многое другое. Наконец увенчался он мученичеством»685.

При другом случае блаж. Иероним, поставляя св. Викторина между «столпами церкви», говорит: «мученик Викторин одобряет тем простоту свою, что не мыслит ни на кого зла686; он может сказать с апостолом: хотя не искусен я в слове, но не в ведении»687.

Мученическая кончина св. святителя последовала в гонeниe Диоклетиана и вероятно в 303 г.688

Если по словам Иеронима Викторин лучше знал по гречески, чем по латине, то это значит, что он не был природным латинянином; а что он не был греком, показывает имя его. В отрывке из толкования его, как и в замечаниях на Апокалипсис, не только нет чистоты латинского языка, а попадаются и грамматические неправильности. Итак, самые сочинения говорят, что св. Викторин не был латинянин, а был урожденец славянской страны и природный славянин.

По мыслям сочинения Викторина важ­ны,– говорил Иероним. Выслушаем сохранившееся размышление его о устройстве миpa689; оно познакомит и с некоторыми местными обыкновениями христианскими того времени.

«Размышляя об устройстве миpa, где живем мы, останавливаюсь на скорости устройства его, показанной Моисеем в его книге Бытия. Всю эту громаду устроил Бог в шесть дней, украсив ее знамениями величия Своего, а седьмой день освятил благословением покоя. Так как по сему известию седмеричным числом дней управляется земное и небесное, то сею седмерицею измерю отношение всех седмиц и постараюсь, сколько могу, объяснить деятельность божественной силы.

В начале сотворил Бог свет и разделил его на двенадцать часов дня и ночи; это с тем, чтобы день, полный трудов людских, заменялся покоем ночи, и за тем опять был день; так труд облегчаться должен покоем ночи – и покой должен умеряться занятием дня. В четвертый день сотворил два светила на небе, большое и малое, чтобы одно служило днем, другое ночью,– солнце и луну и прочия звезды поставил на небе, чтобы светили земле и разделяли времена, годы, месяцы, дни и часы, стояниями.

Спрашивается, почему в этот день, называемый четвертым, должны мы поститься до девятаго часа или до вечера или даже продолжать пост до следующаго дня?... Человек Христос Иисус, Он же и виновник всего, в четвертый день (в среду) был взят нечестивыми690. Ради того плена и для величия дел Его, для времени столько спасительнаго людям, столько плодоноснаго и благотворнаго совершаем мы усугубление поста.

В пятый день земля и вода выставили свои порождения. В шестой день создано то, чего еще не доставало; Бог создал человека из земли, владыку тварей, какия живут на земле и в воде. Притом прежде сотворил ангелов и архангелов, потом человека, давая преимущество духовному пред земным. Прежде создан свет, потом земля. День шестый называется параскеви, приготовлением к царству. Введена порча Адамом, котораго создал Он по образу и подобию Своему. Прочия дела совершены прежде, чем сотворил ангелов и образовал человека, дабы не думали, что они были помощниками.– В этот день ради страданий Господа нашего Иисуса Христа совершаем стояния пред Богом или пост.

В седьмой день Бог успокоился от всех дел Своих и благословил его и освятил. В этот день имеем обыкновение отлагать (вкушение пищи) для того, чтобы в день Господень приступить с благодарением к хлебу. В пяток назначается отложение (пищи) для того, чтобы не казалось, будто с иудеями отправляем субботу691, Сам Господь субботы говорит чрез пророков своих, что ненавидит субботы их душа Его (Осии 6, 3) и уничтожил Он субботу плотию Своею, а ещё прежде повелел Моисею, чтобы обрезание не переходило на осьмой день, когда придется оно в субботу... И Иисус Навин, преемник Моисея, также нарушил субботу,– ибо в день субботний повелел сынам Израиля обходить стены Иерихона с звуком труб и объявить войну иноплеменным. Maттафия, вождь иудейский, также нарушил покой субботы, ибо умертвил в субботу военачальника Антиоха, царя сирскаго. И Давид с своими товарищами нарушил субботу, как читаем у Матвея 12, 3. Так должна быть истинная и праведная суббота в седьмое тысящелетие. Господь назначил для тех седми дней по тысяще лет на каждый». Выставив затем примеры важного значения седмеричного числа, продолжает: «виновник всего творения Иисус праведный. Он называется Словом... Cиe Слово, когда создало свет, называется мудростию; когда – небо, -разумом; когда землю и море,-советом;– когда образовало человека,– благочестием... Кто наученный закону Божию, полный Духа святого, не изумляется душею, что ангел Гавриил благовествовал Деве Марии в тот же день, в который змей прельстил Евву, в тот же – св. Дух осенил Деву Марию, в который создан свет; жил Он во плоти в такие же дни, в какие созданы земля и вода?... Пред иудеями доказал Он человечество своё, когда алчет, жаждет, принимает пищу и питьё, когда ходит и удаляется, когда спит, когда ходит ногами по бурной воде, и повелевает ветрам, исцеляет больных, выправляет хромых, возвращает зрение слепым и слух глухим».

9 ч. Память о пр. Евфимие-дохиарском

По греческим известиям, не известно,– кто были родители преп. Евфимия, основателя Дохиарской афонской обители692. Пусть так, но известно, что пр. Евфимий был родом серб, из дома аристократического, бывшего в родстве с аристократиею византийского двора693.

Преп. Евфимий жил вместе с св. Афанасием ещё до основания лавры, потом был очевидцем и устроения общежития лаврского. За любовь братскую, за кротость и ревность к иноческим трудам св. Афанасий поручил Евфимию должность дохиара, первую после настоятельской должности. На нём лежала забота о всех нуждах по содержанию братства и о всём продовольствии. Должность свою проходил он благоговейно, как бы пред лицем Божиим. Ревнуя о высшем совершенстве, он пожелал подвизаться в уединении. Мысль свою предложил он другу и авве своему Афанасию на духовный суд. Афанасий дозволил ему даже взять с собою желающих жить скитски. И Евфимий с несколькими братьями устроил на месте Дафна скит в честь св. Николая, а в память о должности, которую нёс он в лавре, назвал Дохиаром. Евфимий зорко смотрел за состояниями души своей на новом пути своём и усилил свои подвиги в посте и молитве. Наша брань несть к плоти и крови,– говорил он и братиям своим, побуждая их к духовной бодрости. Раз Евфимий увидал приближающихся к берегу пиратов-арабов. Поняв намерения их, он поспешил в свой скит и с братиями своими скрылся в ближнем густом лесу. Пираты ворвались в скит, заграбили св. сосуды и весь скудный запас; потом недовольные тем, разбросали стены церкви и скита. Возвратясь на место скита, преподобный благодушно перенёс беду и убеждал братию не роптать на случившееся. Новую обитель положил он основать в месте более отдалённом от берега морского и потому менее доступном для нежелаемых гостей. По одобрении старцев горы, обитель основалась там, где она стоит поныне. Храм и здесь построен был в честь святителя Николая. Как дорого ценил святой безмолвие, видно по самой местности обители. Место обители низменная прибрежная скала, где нет воды. Но всему предпочтена тишина местности. Когда прибыл из Византии племянник его (по матери) Николай и облечённый в иночество с именем Неофита, на деле показал ревность к иноческим подвигам, преп. Евфимий предложил братии – принять его в настоятеля себе,– а сам обратился к подвигам отшельническим. Богатый племянник стал строить новый обширный храм, но смиренный храм преп. Евфимия поныне ещё цел694. Препо­добный почил в глубокой старости, вероятно не позже 990 г.695

11 ч. Преставление св. краля сербского Стефана дечанского

Блаж. Стефан, сын кор. Милютина, значительную часть жизни своей провёл под гнётом разных бед и наконец умер страдальцем696. Когда было ему только 10 лет, отец, желая отклонить вторжение в Сербию страшного Ногая, опустошившего Болгарию, послал сына к Ногаю, в залог мирных отношений своих к хану. В дикой орде Ногая юный Стефан пробыл около трех лет697.– Вступив в брак с Mapиeю, дочерью князя болгарского, получил он в управление Зетскую землю698.– Ласковый, добрый, кроткий, щедрый к бедности он располагал каждого любить его искренно.

Мачиха, коварная гречанка, желавшая предоставить престол сыну своему, Константину, с женскими ласками внушала су­пругу королю, что сын Стефан замышляет недоброе на отца; недовольная тем, она наконец со слезами говорила, будто Стефан покушался даже на её супружескую чистоту.– Стефану давали знать о кознях против него, но вместе коварно разстроивали и его любовь к отцу. – На несчастие, некоторые областные начальники, негодовавшие на замыслы хитрой гречанки, выказали непокорность королю; это поспешили выставить пред королём-отцом, как дело нечуждое замыслов сына. Король явился с войском в Зету и усмирил мятеж.– Сын, обвинённый партизанами мачехи в участии с мятежниками, замедлил явиться к отцу по его требованию, чем усилил подозрения отца против него. Когда явился он с полною сыновнею покорностию, отец сперва принял его ласково, как и обещал. Но потом партия гречанки до того разстроила доброго отца, что он, не отобрав ответов у сына против обвинений, повелел ослепить его в замке Скопле и отослал его с детьми к императору в заточение699.– На дороге в Овчеполье, где был храм св. Николая, является святитель и говорит: «не теряй духа; вот очи твои на моей длани» и показал ему глаза. Это видение утешило страдальца и облегчило боль страшной операции.

Когда прибыл страдалец в Царьград, то заперт был в дворце, с строгим приказанием не допускать никого до него. Потом заключили его в монастырь Вседержителя, под строгий надзор настоятеля.– В это время хитрый сторонник запада Варлаам тревожил Царьград своими схоластическими выходками о свете фаворском. Блаж. патр. Афанасий осудил Варлаама на соборе, но пронырливый Варлаам нашёл себе сторонников при дворе и волновал столицу. Император, узнав терпение Стефана и его искреннюю любовь к вере, оказывал ему ласки. При одном свидании Кантакузен спросил мнения Стефана о Варлааме.-Ненавидящия тя, Господи, возненавидех,– отвечал умный страдалец и прибавил:- вредных людей надобно выгонять из общества. Кантакузен поступил по его отзыву700.– Упражнения в церковной молитве, посте, слушании книг, смирении так любил Стефан, что приводил иноков в изумление и они с любовию выслушивали советы его о духовной жизни. Один из добрых вельмож сербских, зная тесное житьё страдальца, прислал ему значительную сумму денег, но он передал её игумену, а посланному сказал наедине: благодарю за любовь доброго господина,– но лучшим утешением для меня будет, если назначаемое для меня раздавать он будет бедным.

На пятом году заключения, когда совершалось всенощное празднование свят. Николаю, Стефан, утомлённый трудом, вздремнул в седалище церковном. И вот являвшийся ему прежде говорит: «обещание мое пришел я исполнить» и, знаменовав его крестным знамением, коснулся очей его. Стефан стал ясно видеть701.– Возблагодарив святителя сердцем полным, Стефан, для безопасности от врагов своих, продолжал носить повязку на глазах. На испытание терпения вслед за тем умер один из сыновей страдальца; он перенёс дорогую потерю терпеливо. Так прошло ещё два года702.

Нужды потребовали от Кантакузена послать доверенных лиц к кор. Милютину и послан был умный и благочестивый игумен обители Вседержителя. Когда краль при разговоре с игуменом спросил о сыне своём, игумен отвечал: ты спрашиваешь меня, король, о втором Иове; да будет известно, что нищета его выше королевскаго величия твоего. И разсказал ему об изумительном терпении и благочестии Стефана703.– В то же время явились к королю ходатаи за Стефана. По его просьбе епископ Даниил, живший тогда в Хиландаре, и великие афонские старцы пришли к королю и просили возвратить отеческую любовь страдальцу сыну.– Добрый отец давно желал видеть сына и теперь рад был, что снимают тяжесть с души его. При свидании отец и сын плакали навзрыд. Король пожелал, чтобы внук Душан оставался при нём на утешение его; а сыну Стефану снова поручил он в управление отдельную область704; это было в 1316 г.705

Когда умер отец, блаженный Милютин († окт. 30 1320 г.), мачеха, явившаяся незадолго пред тем в Сербию из Константинополя, подняла бурю при гробе мужа; сторонники сына её вступили в спор и потом в рукопашный бой с преданными старшему сыну покойного; полилась кровь и начались грабежи. Явившийся архиепископ едва успел своими увещаниями прекратить постыдные сцены при гробе короля706. После погребения блаженного Милютина, все лучшие люди Сербии заявляли вслух, что признают они наследником Милютина старшего сына его и никого другого.– Стефан только тогда, как узнал о расположении к нему Сербии, явился в кафедральную обитель архиепископа, куда собрались и представители народа. «Я был венчан,– говорит он сам,– богодарованным венцем в один день с сыном моим в 1321 г. генваря 6 д., благословением и рукою преосвященнаго архиепископа Никодима, всех епископов и всего собора, чтобы называться мне Стефаном, Богом помилованным и Богом просвещенным кралем, Урошем третьим»707. Повязка с глаз теперь была снята и все уверились, что он видит всё также хорошо, как прочие708. Он принял название Уроша, как чистый потомок Уроша, родоначальника Неманичей.

Сын гречанки Симониды Константин собрал войско, чтобы отнять престол краля для себя. Стефан писал к нему: «Стефан Божиею милостию краль сербский, любезнейшему брату державы нашей Константину желаю здравствовать. Ты слышал, что случилось со мною, по устроению промысла Божия, строящаго все во благое. Помилованный Богом наследовал я жребий родительский, чтобы владеть людьми со страхом Божиим и правдою, по примеру предков. Удержись от своих предприятий, приди, увидимся друг с другом; прими второе место в кралевстве, как второй сын; а не возставай с иноплеменными на свое отечество; обширной земли нашей довольно и для меня и для тебя. Я не Каин братоубийца, а друг братолюбивому Иосифу. Словами последняго говорю тебе: не бойся: я – Божий; вы совещали о мне злое, а Бог устроил доброе»709. Константин не захотел послушаться призыва любви. Произошла жаркая битва. Сражение проиграно Константином; он был убит вместе со многими; иные из сторонников рассеялись, другие покорились Стефану710. Являлся и другой претендент на сербскую корону и также без пользы для себя. Это – двоюродный брат Владислав, сын краля сремского Драгутина. Другой сын чудного Драгутина, Урошич, сохранявший целомудренную чистоту и в супружестве и скончавшийся молодым, «толико угоди Господеви, говорит древнее известие, яко от гроба его миро истекает»711.– Владислав должен был покориться Стефану, когда увидел, что Сербия не за него, а против него712.

Когда умерла первая жена Дечанского, княжна болгарская, блаж. краль женился на дочери князя валахского, за которою получил в приданое Банат.– Король венгерский, домогаясь того, чтобы произвольно распоряжаться Валахиею, повёл войска в Валахию. Стефан в защиту тестя выслал войско. Венгерский напрасно похвалился: «потеряю бороду, а завтра приволоку за бороду из диких лугов Влайка». С полками Стефана Влайко разбил короля и тот едва не потерял головы713.

«Вот я Стефан, краль всей сербской земли, взяв несколько городов, которыми владели греки, взял и город Прилеп, где монастырь св. Богородицы, называемый Трескавицею»,– так писал король в грамоте 1326 г., которою он закреплял за монастырем села и угодья714.– Вслед за тем поручал он сыну своему Душану смирить оружием бабуновбогомилов, которых поселения были невдали от Прилепа и которые из диких ущелий своих распространяли свои заблуждения между православными715. Писавший евангелие 1329 говорил о крале дечанском: «Господь избрал и прославил его для отчизны как звезду светлую и ярко сияющую; он утвердил родину свою, овладел многими городами и областями, разсеял врагов своих. Он послал на безбожных и нечестивых бабунов сына своего. Тот с Божиею помощию одержал победу над ними; пролив много крови, взял в плен весьма многих и возвратился к отцу своему»716.

Так подвизался король – патриот и ревнитель чистой веры717.

Но вот открылась необходимость защищаться против неприятеля отважного, сильного и умного. Болгарский князь Михаил нанёс тяжкое оскорбление Стефану, прогнав невинную жену свою Неду, сестру Стефана. Блаж. Стефан и после того старался отклонить войну, к которой готовились в Болгарии и Константинополе за умершего Константина; он посылал способного посла в Царьград и к Михаилу – блаж. епископа Даниила.– Михаил показался на тот раз удовлетворенным718; но зависть к успехам сербского короля не дала ему покоя. Он собрал многолюдное войско, нанял татар и молдаван; вызвал войско императора на границу Сербии. Сербский краль увидел против себя грозных врагов,– которые безпощадно опустошали пограничные места Сербии. Не желая проливать крови для пустой славы, Стефан писал князю Михаилу: «вспомни, дорогой и любезный брат мой, что никаким злом не платил я тебе за твои недобрыя дела. Однако, как слышу, ты ведешь много иноплеменников и идешь против отечества моего. Пойми значение любви христианской, смири гнев; пусть любовь, какую имели между собою наши родители, будет и между нами. Перестань лить христианскую кровь. Обрати оружие на врагов имени Христова, а не на христиан. Вспомни, как тяжко придется отвечать за невинную кровь. Знай и то, что отваживающийся похищать чужое потеряет и свое», Михаил, гордый первыми успехами оружия, отвечал надменно: «если сербский король завтра утром не явится ко мне на поклон, то его приведут связанным и он предан будет смерти». У Михаила было 80 тысяч войска, а у Стефана 15; но Бог с правыми, а не с сильными719. Стефан поручил войско сыну своему, а себе предоставил надзор за ходом дел.– Произошла битва, одна из самых кровопролитных. Михаил разбит был наголову и весь израненный умер. Стефан повёл войско в Болгарию. С дороги утешил он сестру письмом о суде Божием над мужем; потом по своему усмотрению назначил князя для Болгарии. Император, после несчастной участи Михаила, поспешил убраться в Царьград; но Византия поплатилась за свою коварную политику. От неё отобраны были города Велес, Просек, Штип, Трешта и Добрунь, давно славянские. За счастливые победы вся Сербия благодарила Господа, по распоряжению благочестивого короля. Это был в 1330 и 1331 г.720

Благочестивый краль ещё в 1327 г. начал строить памятник благодарности своей Господу – Дечанский храм. По окончании болгарской войны он, выражавший благодарность за неё в разных видах721, особенно горел желанием оставить в Дечах памятник самый достойный и прочный. И он оставил его, на изумление векам.

Вот что пишет новый путешественник об этом памятнике.

«В трех часах пути от патриаршей обители находится Дечанский монастырь, прекрасная и самая знаменитая обитель сербская, лучший памятник древняго сербскаго величия и благочестия. Печская церковь массивна и тяжела; дечанский храм изумительно легок и светел. Этот храм есть одно из совершеннейших произведений византийскаго искусства. Когда вы взойдете в него; вами овладевает какое-то чувство светлой отрады; вам в этой церкви легко, покойно, весело, но радость ваша торжественная.– Церковь обширная и высокая построена крестообразно, с одним круглым, высоким, куполом.– Уже внешния стены поражают своим величием; оне, снизу до верху, состоят из мраморных плит, расположенных горизонтальными полосами; нижний этаж из белаго мрамора, второй из розоваго, третий опять из белаго, четвертый из сераго. Крыша церкви свинцовая. Над южною дверью надпись: «фрадь Вита, мали брат, протомаистор, из Котора града кралева, созида церковь св. Пандократора господину кралю Стефану Урошу 3-му... созидасе за 8 годищ и доспела есь церковь в лето 6843 (1335)». По надписи, художник строитель-славянин которский, подданный короля, но который хорошо знает приемы и западнаго и восточнаго искусства. Главный престол храма – во имя вознесения Господня; правый – в честь св. Николая, левый – во имя вм. Димитрия солунскаго»722.

Теперь и храм и обитель дечанские уже многого, очень многого не имеют из того, чем одарил их св. ктитор. «Создав храм,– говорил он в грамоте своей,– украсил я его всякими украшениями, внутренними и наружными, и назвал игуменством и общежитием иноческим, по благословению отца моего и владыки Даниила, всех епископов и всего собора.– Сколько возможно было, определил ему села в пределах волошских и молдавских, книги, кресты, окованные и позлащенные, с бисером и дорогими каменьями, разныя иконы, покрытыя золотом и серебром с разным украшением, честные сосуды, рипиды, кандила, кадильницы, свечники, нарядныя ризы, фелони и завесы. Еще же дал имущество для питания и одевания всех служителей церковных, больных, странников». Далее описываются сёла, виноградники, деревни, которые, как видно, предназначены были ещё до войны болгарской. Затем говорится: «обещал я Господу, моему Пандократору, да поможет мне на сопротивника моего, царя болгарскаго и он помог мне». Описываются обетные сёла723.

Цароставник говорит: «созда храм Вседержителя и другий чудотворца Николая... И округ – град (ограду) каменный и к стенам – келлии монахом, на месте Дечани. И сам ту пребываше, дóндеже вся соверши и всеми потребами исправи»724.

Ныне нет и следа обители больных с храмом св. Николая. Но о ней твёрдо помнят на небе. Она была устроена в трех верстах от Дечанской обители; заведывал ею иеромонах строитель.– Блажен. Стефан собирал сюда со всей Сербии безпомощных страдальцев; кроватей в ней было множество. Он сам часто приходил осматривать больницу и больных; от иных больных бывал удушливый смрад, король с улыбкою утешал страждущих и делал распоряжения, нужные для покоя больных.

Дечанский в 1330 г. предоставил венецианцам свободную торговлю в Сербии725. Это доставило ему лучшие материалы для храма. Хотя Сербия и ныне богата самым лучшим белым мрамором,– из рудников её добывали железо, олово, серебро и золото726, но расходы по построению храма были очень велики.– Это заставило краля продать (в 1334 г.) Плешанец, богатый деньгами, но не землёю, республике Дубровника, с условием не оскорблять православия местного727.– поелику же римский фанатизм употреблял в Рагузе насилия для совращения православных с прямого пути, то св. король для укрощения фанатизма наложил более тяжёлую подать на рагузян, чем платили они при отце его, некоторых князей их послал в заточение, бискупа и законников (монахов) выгнал из Рагузы и старался возвратить к православию отступивших от него728.

Незадолго до смерти явился блаженному королю св. Николай и сказал: «Стефан! готовься к своему исходу; скоро предстанешь Господу». Кончина его была страдальческая.– Дурные люди, своекорыстные аристократы, настойчиво требовали от Душана, чтобы вступил он на престол на место ослабевшего отца. Благо отечества требует того, говорили они; а на деле требовала того жажда больших удобств жизни. Молодой князь, по их внушениям и по своим страстям, делал оскорбления отцу. Отец проучил безпокойных советников Душана оружием; а сыну дал наставление подождать недалёкой смерти его. Но бояры не унялись. Зетская страна волновалась. Советники Дечанскаго предлагали ему взяться за оружие. Но старец не хотел верить, чтобы сын и после урока дозволил себе увлечься мыслями худых людей; впрочем, прибавлял он, «если придется и пострадать, почему не страдать? Довольно наслаждался я счастием; надобно потерпеть и горькое»729. Бояры зетские сели на коней и молодой Душан с ними. Король с супругою находился во дворце Породимском. Он был схвачен и отправлен в замок Звенчан. Не остановились и на том; опасаясь, как бы сын не переменил мыслей, поспешили задушить венчанного старца730. Это совершилось в ноябре 1336 г.731 Породимле, место благословенное, место плодородия, стало после того для народа Неродимлем, местом проклятым732.

Тело блаж. короля погребено было в его Задушбине – в Дечанской обители. Спустя 7 лет является экклесиарху муж, озарённый светом и приказывает взять из земли тело страдальца Стефана. Экклесиарх в страхе пересказал о видении игумену.– Не мечта ли это?– сказал тот. Немного спустя видение повторилось; а в третий раз таинственный муж являлся с грозным приказанием не одному экклесиарху, но и самому игумену. Игумен донёс архипастырю. Собор духовных лиц, совершив моление в Дечанской обители, открыл гроб и от нетленного тела распространилось благоухание в храме. Слепец едва мог добраться сквозь народ до гроба св. Стефана, но лишь только положил лицо на грудь святого, прозрел. Из ряда чудес святого выдаётся особенно одно. Начальник полка, стоявшего в окрестности дечанской, отличался необузданностию страстей и дерзостями, иногда оскорблявшими всё святое. Раз видится ему, что входит он в храм дечанский с железною палкою в руке. Его встречает король с долгою бородою, в которой пробивается седина; лампадою бьёт его по лицу и груди так сильно, что лампада ломается и половина её падает на пол; юнец обращается в бегство; грозный король, догнав его, ударяет копьем в спину и по правой руке. «Вот тебе плата,– говорит грозный,– чтобы ты вперед не злодействовал против моей обители». Полковник в ужасе проснулся; семь недель лежал он потом больной в монастыре,– всё тело его гнило и он умер с гнилым телом733. Поздний летописец также говорит о мощах краля: «многая показуют чудеса силою Христа Бога, якоже и неверним варваром боятися имене святаго и славити его того ради»734.

Известна и древняя служба св. Стефану дечанскому на 11 ноября735.

14. Память о благоверном царе Управде-Юстиниане

И в константинопольском месяцеслове и в славянском прологе в 14 д. ноября чтится память о благоверном царе Юстиниане736.

Славный император греческой империи был чистый славянин, и по отцу и по матери. Сын Истока и Бегленицы, Управда, родился близ Средца (Софии) в поселении Ведряне, славянском по самому названию. Возвысился он при покровительстве дяди своего имп. Юстина. Последний сам был земледельцем поселения Ведряны и пешком, с одним тулупом на плечах, пришёл в Константинополь, впоследствии перевёл он сюда жену свою Лупкиню, сестру её Бегленицу, мать Управды, и племянницу Бегленицу737.– Ясно, что Управда – не только славянин, но и потомок славян – старо­жилов Фракии и Иллирии, которых однако считали явившимися во Фракию только в 7 веке738.

После дяди-императора Управда, «принявший имя Юстиниана», имя правительственного латинского языка, возведён был на императорский престол. Славянский император Византии любовию к правде, сочувствием к человечеству пробудил стихии мысли и жизни, уже засыпавшие в государстве. Без уважения нельзя вспомнить о государе, который потребовал от задунайских дикарей – не оскоплять пленных и для выполнения этой одной мысли начал войну. Это тоже, что требование, предъявленное Карфагену, не приносить человеческих жертв. Христианская империя востока при Управде прославилась победами. Персия энергически удержана в её пределах; Африка вырвана у вандалов, Италия – у вест-готов. Но кто были лучшие полководцы Юстиниана? откуда набирались лучшие войска его? лучшие полководцы – славяне и лучшие войска – войска славянских племен. Победитель готов и персов Величар родился в Дардании, откуда вышел и императорский дом и где проповедывал св. веру святитель Никита739.– Конницу Величара составляли «славяне и анты»,– говорит Прокопий. Отдельным конным корпусом, в войне с персами, начальствовали Доброгост и Всегорд, «оба варвара,– говорит гордый грек,– но вожди римских полков». В войне с готфами-немцами военные начальники у Величара Кутило фракиец, Гудило фракиец предводитель иллиров, фракийцы Баба и брат Бузы, Ванила. На Дунае оберегал империю «Хвалибуд, приближенный человек, отличный воин», которого император в 530 г. сделал главнокомандующим Фракии. «Хвалибуд нагнал такой страх на гуннов, что они более не смели преступать Дуная», тогда как прежде того гунны и славяне едва не каждый год вторгались с опустошением740. – Сам Управда писал: «это дело признанное, что если кто назовет только Фракию, то тотчас соединяется с словом мысль и о мужестве и о массах воинов и о храброй отваге. Всему этому – родина страна та»741.

Полное собрание римских гражданских законов, лучший памятник древнего образованного мира, составлено было под надзором Управды.– Так спасена была для поздних времён праводатная мудрость Рима, иногда и вредная для новых народов, но чаще полезная уроками отчетливой опытности.

Император дорожил христианскою верою, понимая высоту и благотворность её. Он то подвергал строгому преследованию язычество и особенно в аристократах ума и власти, то привлекал язычников к св. вере благодеяниями любви742.– Потому не сомневаемся, что он старался как об укреплении чистой веры между славянами, жившими в империи, так и о приведении к Христу тех, которые решались жить в империи. Три предводителя славянских дружин, воевавших с империею, назывались Андрагост, Арсагост, Пирогост, т.е. соединяли с сла­вянским гостем христианские имена: Андрей, Арсений, Петр743.– Постановление собора 691 г. строго подтверждает не праздновать коляды (Calenda vota) и русальев (brumalиа) – праздников славян язычников744.– Управда оставил особое установление для славянских церквей. В 131 новелле он говорил: «епископу первой Юстинианы, родины нашей, быть независимым (αυτοκεφαλος) и рукополагать епископов Дакий, прибрежной и серединной, верхней Мизии и части другой Паннонии, где находится Rasciensis civitas, город Расция»745.

Св. церковь чтит память Управды за многое другое.

Им построено было так много прекрасных храмов в честь Божией Матери, апостолов, мучеников и других святых, что можно подумать, говорит историк, будто он всю жизнь свою только одним и занимался,-постройкою храмов746. Самыя знаменитые постройки его – монастырь с храмом на Синае747 и храм Софии в Цареграде.– Софийский храм, построенный св. Константином, сожжён был во время бунта при Управде. Юстиниан собрал лучших строителей, не щадил никаких издержек на дорогие материалы и создал храм на удивление векам как по размерам храма, так по богатству и художественному достоинству. Средина здания – четыре столба, расположенные на равных друг от друга расстояниях; столбы из огромных камней, полированных на лицевой стороне. Они соединены арками; над северною и южною арками колоннада, а сверху её высокое отверстие для света. Купол в поперечнике тринадцать саженей; длина храма – 40 саженей, ширина 36 саженей. Колонны внутренних галерей – мрамор, порфир и серпентин. Алтарь отделялся 12 серебряными колоннами, поставленными попарно, с золотыми капителями. На колоннах висели иконы Спасителя, Богоматери, апостолов. Четыре стороны престола – золотые доски; верхняя, опиравшаяся на золотых колоннах, слита была из золота, с примесью драгоценных камней. Над престолом серебряная сень. На украшение главного алтаря употреблено 1000 пудов серебра748. Как велик этот храм, можно судить и по числу служителей, назначенных для него Юстинианом. «В великой святой церкви,– писал он,– должно быть пресвитеров не более 60, диаконов 100, диаконисс 40, поддиаконов 90, чтецов 110, певцев 25; а все число почтенных клириков святой великой церкви должно быть 425 и кроме того 100 придверников»749.

Благоверный император ревностно заботился сохранять чистое учение христианское в Христовой церкви. В 536 г. он издал повеление петь в великой церкви сочиненную им песнь: «Единородный Сыне и Слове Божий». И эта песнь повторяется всею церковию доныне, как осуждение учению Нестория и Евтихия.750 В 541 г. издан им указ на имя п. Мины против учения Оригенистов. В 545 г. предложил он исповедание веры с осуждением 3 глав.– В 553 г. созван был вселенский Собор751.

Строго преследовал он распутство, столько обыкновенное на востоке, не забывавшем язычества; пощады не бывало преступникам, как бы высоко они ни стояли752.

Строгости его в отношении к вере и благочестию не проходили ему даром: его осыпали клеветами и ему приходилось терпеть много горького753.

Благочестивый царь проводил великий пост в суровом воздержани и молитве, – не вкушал он хлеба, а довольствовался растениями и водою и то чрез день и два. Скончался 14 ноября 565754.

 

15 ч. Страдание св. Димитрия дабудского

По селению, в котором жил св. Димитрий, по Дабуде (Δαβουδη), не сомневаемся, что он был славянин, а по Публию префекту, мучившему его в 307 г. уверяемся, что жил он во Фракии755.

Известие о нём менолога таково: «мученик Димитрий страдал при имп. Максимиане и Максимине, будучи из селения называемаго Дабуда. На него донесли, что он христианин и он был задержан префектом Публием. Быв спрошен, он смело проповедывал веру в Христа Бога нашего. При содействии св. Духа поучал он присутствовавших о вочеловечении Господа наше­го Иисуса Христа и неизъяснимом устроении спасения, о всей благости и человеколюбии Его; потом объяснял, что поклонение идолам – дело напрасное и слепы как идолы, так и кланяющиеся им. Префект, сильно раздраженый тем, велел отсечь ему голову мечем. Так скончался мученик, получив небесный венец от Христа, о котором с любовию свидетельствовал. Святые остатки его, похороненные верными и благочестивыми людьми, источают исцеления приходящим к ним756.

22 ч. Преставление праведного Михаила воина

В болгарском древнем синаксаре читаем следующее757: «Святый Божий Михаил жил во время благочестиваго царя Михаила († 867 г.). Происходил он из города Потука758 и был родом болгарин, не из простых, а из почетнаго и благовернаго рода. Он был из числа первых христиан (Болгарии); родители и сторонние называли его: святое дитя. С юности вел он жизнь чистую, имел страх Божий пред очами своими, занимался милостынею и постом, щедро раздавая руками своими подаяние бедным и посещая больных; был кроток и смирен и украшался добродетелями.

Придя в возраст, на 25 году, избран он был, по военному порядку, в начальника над дружиною759.– Ефиопляне и агаряне поднялись войною на христиан.– Поднялась и держава христианская со множеством войска против арабов».– Война имп. Михаила против агарян есть та самая война 865 г., во время которой имп. Михаил, дойдя до Черной реки, получил известие, что руссы напали на Кон­стантинополь с моря и сухим путём и потому поспешил воз­вратиться в столицу империи760. Оставшемуся без него войску много надобно было иметь мужества и храбрости в виду многочисленного неприятеля. «Пред натиском эфиоплян и агарян греки побежали в горы и ущелья. Св. Михаил не дрогнул. Он одушевлял мужеством свою дружину. Когда греки убежали, он, пав на землю, молился со слезами за христиан. Потом бросился с своими воинами на иноплеменников; ворвавшись в средину эфиоплян и агарян, он разогнал их и сам с своими остался невредимым».

По окончании войны, возвращаясь в дом, на одном месте пустыни раифской вздумал он отдохнуть. В том месте было озеро. Слуга его видит у озера дым. Взяв наскоро припасы, он идёт туда, где дым, и видит: сидит девушка. На расспрос его она рассказала, что из озера выходит змий и похищает людей и скот. Пока он слушал её, пища, готовившаяся для господина, испортилась761. Когда принес он её к рабу Божию Михаилу, тот спрашивает: где ты замедлил? Смотри, пища пригорела762. Слуга рассказал всё, что слышал от девушки. «Раб Божий Михаил звал слуг своих идти с ним, но те отказались. Блаженный, помолясь и осенив лице крестным знамением, сел на коня и отправился с старшим слугою. Достигнув озера, где была девушка, он спросил её: за чем пришла она сюда? Та просила его спасаться от страшного зверя. Она рассказала об обычае города отдавать зверю детей на снедение. Раб Божий приказал слуге отойти с конем дальше от озера, а сам стал на молитву. И вот змей явился среди озера со свистом; шея его возвышалась над водою саженей на 20; хвостом бил он по воде локтей на 40.– Святой со щитом в руке отсёк ему голову; а змей хвостом ударил его по правой руке и по левой ноге и Михаил несколько времени был без чувств, потом встал. Слуга известил о том граждан; граждане встретили Михаила с торжеством и святой передал девицу родителям её.

Затем святой продолжал путь свой и возвратясь в дом, спустя немного дней, предал дух свой Господу, которого возлюбил с юности и перешёл в вечное царство.

Много чудес совершал он по смерти, подавая исцеления притекающим к нему благоговейно. Когда великий царь Кало-Иоанн взял Потук, то святой Михаил перенесён был. Патриарх Василий вышел на сретение ему со всем причтом и боярами, с свечами и кадилами; царь Кало-Иоанн и патриарх внесли святого в богоспасаемый город Тернов и положили его в великой патриаршей церкви Вознесения Господня. Молитвами его да сподобит и нас Господь Бог царствия своего»763.

Болгарский царь Кало-Иоанн выгнал и крестоносцев и греков из Фракии и Македонии в 1206 г., а в 1207 г. умер при осаде Солуня. Перенесение мощей святого из Потука в Тернов происходило в 1206 г. вследствие того, что крестоносцы безчеловечно и безсовестно ругались как над живыми православными, так над всякою святынею православия764.

28 ч. Страдание св. Христа.

Блаженный Христ765, албанский серб, сорока лет поселился в Константинополе и занялся садоводством. Раз при продаже партии яблоков турку завязался у него спор с турком; от спора дошло дело и до ссоры. Озлившийся турок решился отмстить Христу по своему, он донёс Чаус-баше, будто Христ дал слово потурчиться; для подобных случаев у турка всегда готовы свидетели, а у магометанина-судьи готовность доверять им, и турок представил их, как и Христа, сберегателю государственных секретов.

На допрос Чаус-баши Христ смело отвечал, что он никогда не думал и не думает переменять христианской веры на магометанство и что никто не принудит его изменить своей совести. Чаус-баша приказал наказать его палками. Для фанатиков магометанской лжи этого было мало. Они били связанного исповедника по голове, пока не потекла кровь ручьями, вынуждая его отказаться от христианства. Наконец, с тяжелою колодою на ногах заключили его в тюрьму.– В темнице сидел тогда же Кесарий Данан. Из сострадания он тайно высвободил Христа из колоды и предложил ему подкрепиться пищею. «К чему мне пища?– отвечал страдалец; близка смерть; лучше я с алчбою явлюсь к Христу моему». Затем вынул он из пояса сверток денег и, передавая Данану, просил отслужить за него после его смерти несколько литургий. В тот же день мученика вывели из темницы и обезглавили. Это было в 1748 г.

* * *

684

См. октяб. 12. и мар 26.

685

De vir. illustr. § 74.

686

In Rufin. p. 194.

687

Proleg. comm, in Iesaia.

688

Мартиролог Адона под 2 нояб. «рождение святаго Викторина, епископа петавионскаго, который увенчался мученичеством в гонение Диоклетиана». По словам Иеронима (Ер. 45 ad Paulin.), «Викторин увенчался славным (inclyto) мученичеством». Но деяния мученичества его не дошли до нас. Weiss, Leben d. Heiligen. 16: 79, 80.

689

Оно изд. у Рута: Reliquiæ sacrae, vol. 111. Oxonii 1815, p. 235–241. Латинский текст сильно испорчен от невtжд писцов. С новыми поправками изд. у Галланда: Bibl. Patr. t. 4. Здесь же и замечания Викторина на Апокалипсис.

690

Постан. апост. 7, 23. «Вы поститесь или пять дней, или в среду и пятницу; потому что в среду последовало осуждение Господа, когда Иуда обещал продать Его за деньги; а в пятницу Господь потерпел страдание на кресте, при понтийском Пилате». Пост. апост. 5, 14. «В четвертый день (в среду) определили вовнесть Его на крест. Это знал и Иуда... Иуда ушел и сказал священникам: что хотите вы дать мне? я вам предам Его». Так говорит о среде св. евангелие Матф. 26: 3, 15. В мыслях синедриона и Иуды Иисус в среду уже взят был в плен; но выполнение страшной мысли совершалось в четверг, после таинственной вечери.

691

Parasceve superpositio fiat, superponere, superposition – технические слова, овначающие отложение пищи. По мыслям св. Викторина пощение пятка – пощение ради страданий Господа; прибавление к тому воздержания дня субботнего допускалось собственно, как приготовление к прибщению св. таин, совершавшемуся в воскресный день. Впоследствие на западе составили пост субботний, хотя уже и не приобщались св. таин в воскресенье.

692

Житие преп. Евфимия, составленное по греческим источникам в афонском патерике 1, 152.

693

Аврамович, отыскивавший сербские памятники на Афоне, говорит о Дохиаре: «св. Евфимие родом сербин,– кой овай монастырь созда. Могао сам дознати, да е овде было доста србскы рукописны кныга и диплома, но да су Грицы све спа­лили». Древн. афонские стр. 80. О. Порфирий видел только один сербский диплом Дохиару – царя Стефана 1349 г. да и тот в греческом переводе. Самые древние греческие: Михаила Дуки (1072–1078 г.), 1112 и 1117 г. (Aфoнcкиe акты стр. 53: 20, 35, 36). Игумен Дохиара подписался под актом 1057 г. (Поклонник стр. 39). Григорович: «в Зографе не задолго до моего приезда сожгли кучу рукописей; от очевидцев слышал я, что в Ватопеде, Ксенофе, Симоастре и Филофее сожигали их безпощадно... Не желательно было, чтобы от этих книг сербы и болгаре, которые до сих пор повторяют о своих монастырях, захотели преобладать». Путеш. стр. 97, 98.

694

Описание монастырей афонской горы, стр. 148, 151.

695

Пр. Афанасий, который был немногим старше его, скончался в 980 г. (Вершинского Месяцеслов стр. 239).

696

Житие св. Стефана дечанского, описанное Григорием Цамблаком, когда он был иеромонахом дечанским, изд. в Гласнике XI, 43–118. Краткое житие его было напечатано в сборнике, или общей минее, изд. в Венеции 1538 г.

697

Родослов Даниила у Раича 2, 460–463. Hammer-Purgalt Goldene Horde S. 261 Pesth 1840.

698

Родослов у Раича 2, 260.

699

Фрески сопочанские в Зап. геогр. общ. XIIÏ 147, 148. Григорий, цароставник гл. 203. Летописи у Шафарика в Памятн. 61, 70, в Гласнике V, 61; X, 265. Житие Милютина и Даниил говорят, что сын Дечанский участвовал в бунте зетских бояр (Раич 2: 502, 503). Сам Дечанский в грамоте дечанскому монастырю: «сатана вселился в злонравных и зломышленных людей, коих воспитал роди­тель мой и моя любовь, как детей и братьев. Они, забыв Бога и любовь нашу, начали мало по малу сеять злыя плевелы между мною и родителем, коварно являясь верными нам, но будучи хуже неверных. Советом злым и уродливым навели родителя на такое страшное дело, что не легко и слышать о нем. Выслушав их, лишил он меня света очей, тогда как не изследовал истины и не разсудил на суде. Послал меня в заточение с детьми моими и отдал под стражу ц. Андронику, чтобы ни мне, ни детям моим не видать более земли отечественной». Тоже в грамоте добрушскому храму (прим. 36). О происках гречанки в письме к Константину. Болтовня Майкова (стр. 233) скучна: он не помнит, что говорил прежде (стр. 23, 229). Труд г. Майкова (Ист. сербского языка М. 1857 г.) – труд дорогой для истории Сербии тем, что пересмотрены в нём древние грамоты (хотя и не все), показано содержание их (хотя и не совсем достаточно, а для иных и вовсе не показано), определено время их. Но г. Майков напрасно не сдержал обещания своего говорить об исторических событиях только по грамотам. При занятии специальным предметом, не имея ни летописей под руками, ни даже времени справляться с лучшими из них, он пускался говорить как будто по летописям и сказаниям о событиях и лицах. И что вышло? За недостатком былого, небылицы!

700

П. Афанасий вторично восходил на кафедру в 1309 г. и в 1311 г. опять оставил её. Итак, заточение блаж. королевича в Царьграде последовало никак не позже 1310 г.

701

Кроме Цамблака сам Дечанский: «благий Бог – зная правоту сердца моего в отношении к родителю, явил на мне великое свое милосердие, просветил меня и возвратил свет очам моим». См. грамоту добрушскому храму в прим. 36 летоп. в Гласнике X: 266, 267.

702

О годах заточения Дечанского заметка современника в прим. 35.

703

Цамблак, Цароставник гл. 203.

704

Родослов у Раича 2, 524–533. Цамблак: «в некотором Диоклитиисце граде от царсе купно и отьца с многою чьстыю посылаетьсе пребывати».

705

См. выше прим. 14 и ниже прим. 37.

706

Симонида, по примирении сына с отцом, удалилась в Константинополь под предлогом свидания с умирающею материю и потом не хотела явиться к мужу. Милютин вынудил тестя выслать её к нему (Грегорас у Раича 2, 513). О кровавых сценах при гробе Милютина Даниил у Раича 2, 509 и яснее летопись в Гласнике V: 62, 63.

707

Дечанская грамота. Заметка современника в прим. 38.

708

У Даниила Дечанский говорит собранию: «видите и дивитеся, яко слеп бых и се ныне вижу». Раич 2, 537.

709

Письмо Дечанского (у Цамблака) к Константину, ясно говоря о кознях гречанки Симониды, показывает и то, что Константин был законный сын Милютина и гречанки; тоже говорят о Константине житие Милютина и летописи (Гласник V, 59). Майкову хочется считать и Константина и Стефана незаконными детьми (Ист. серб. яз. 231). Но он сам же показывает, что это доселе никому не приходило и в голову. Странная же страсть у него придумывать небылицы! Ведь, история – не то, что сказка какой-нибудь нянюшки.

710

Цароставник у Раича 2, 537–541. Серб. летоп. в Гласнике V, 62. Симонида после прославления мощей св. Милютина удалилась в Царьград и там вступила в монастырь. Даниил у Раича 2: 516, 519.

711

Раич 2, 432. Никон. летоп. 2, 288. Серб. летоп. в Гласнике V, 58. X, 264. Летопись у Шафарика (Памятн. 2, 52): «ть же урошиць светло вь благочьстыи кончину премь гробу предасть се, положен бысть в митрополии ахильской и благодатию светаго Духе миро истечаеть, яко же есть ведомо вьсемь».– Изображения обоих братьев в Грачанице. Зап. геогр. общ. XIII, 237.

712

Цароставник у Раича 2, 541–43.

713

Раич 2, 549–552. Луккари Annali di Rausa 49–61. Чертков о перенесении фракийцев за Дунай во Времен. общ. ист. X, 66.

714

Григор. Путеш. 138. Грамота Душана в Гласнике ХIII, 369.

715

У Григоровича 138 трескавицкая грамота без года. В ней в числе сёл: «Небрегово, у Богомили, в Бабуны стась... метохь у Охриде св. Иоанна Феолога». Здесь упоминается о сыне короля, т.е. том, который воевал с бабунами. Итак, бабуны жили невдали от Прилепа. Недавний путешественник пишет: «опасная теперь своими ущелиями гора Бабуна в древности, как говорит предание, была убежищем бабунов или богомилов. До сих пор в ея ущельях есть село Богомили». Григорович 139.

716

Евангелие писано в «епископьи срьбскаго Дьбра при преосвящ. всечестнем кир Николае, иже многые труды и поты прие, вижде храм падши св. архиереа чудотворца Христова Николая». Писал евангелие «многогрешны монахь Никола, бывь игумень св. лавры студеничскые». Григоровича Пут. 20–22. Заметки поклонника св. горы, стр. 251. К. 1864 г.

717

В 1327 г. король дал Хиландару храм Богородицы за городом Призреном и 4 села. Грамота у Аврамовича № 8, у Григоровича стр. 48.

718

См. декаб. 20.

719

Грамота Душана: «июня 19, 1330 г. царь греческий, Михаил (Страшимирович, виддинский князь) с братом Белауром Александр князь болгарский, Бессараба Иванко тесть Александра, смежно живущие черные татары, господарь Яков с другими – все вошли в землю нашу, в местечко Вельбуждь, всего до 80 тысяч и наделали много зла тому краю... Мы собрались из отчизны своей, готовые на брань, всего до 15 тысяч» и пр. Летопись 1828 г. ч. IV. Слова Дечанского в прим. 38. По троношской летописи V: 63, 64, Михаил и Андроник хотели мстить Дечанскому за смерть Константина, который был братом новой жены Михайловой Феодоры и сыном сестры Андрониковой Симониды. Итак, не участвовала ли и здесь интригами своими добрая Симонида? Даниил не упоминает о Симониде и говорить только о злости и зависти Михаила. У Раича 2, 555–561. Но он нередко покрывает грехи людские.

720

Современная заметка: «съверши книгу в дни превысокого краля Уроша Стефана, его же отец ослепи и посла в Грецию и по седми летех изшед, прие кралевство всея срьпскыя земли и поморскыя и подунавскыя, не по силе, но по изволению Божию, и греческую землю опустоши и градове приимь. И сильнаго царя Михаила болгарскаго уби,– в тоже лето сьвершися книга сия». Изв. акад. VÏ 19, 196. Дечанский в грамоте: «кто объяснит чудесную милость Божию к нам? Побежден царь болгарский Михаил Шишманик с другими 4 сильными царями. С иноплеменниками и народом языческим вышел он на брань, чтобы взять у меня сербскую землю.– Я вышел против него с сыном, молодым кралем Стефаном, и с начальными людьми кралевства. И с помощию Божею истребил ц. Михаила, снял с себя поношение его, победил и других царей, разбил и взял достояние их, на месте называемом Вельбужде, в л. 6838 (1330) м. июля 28 д.». Изв. акад. VIÏ 239, 240. Сл. Даниила у Раича 2, 562–578.

721

Так как Добрун иди Добрушта взят был у Греции в 1331 г., то хиландарская грамота (у Аврамовича № 7) о добрушском храме св. Николая должна быть отнесена к 1331 г. Здесь король молится св. Николаю и вспоминает о прошлом несчастии своём: «яко раждеженна устроити утробу родителя кралевства ми и вьврещи ме хоте вь ровь погыбельни, яко не быти ми наследника столу отчства моего». Король писал к архиеписк. Даниилу: «вестно буди, яко помощию Божиею и заступлением святаго господина преп. отца Симона и Саввы и молитвами вашими заступляемь и укрепляем и силою Св. Духа вооружаем, защищаемо королевство ми и с возлюбленным сыном кралевства ми Стефаном (Душаном) и свими моими, яже реку чада отечествия ми, оного злоковарнаго врага царя болгаром, пришедша с многими силами язык иноплеменных – в месте Земльин, Богу помогшу ми, силы тоя мощныя и многия победил.-Да о сем убо воврадовавшеся, якоже и достойно есть, воздадите хвалу Богу в помощь нашу».

722

Гильфердинг в Зап. геогр. общ. XIII, 184–187. Сербский летописец XVI в. передавал такой отзыв современных сербов: «призренске церкве патось (размер) и дечанскаа церкви и пекскаа припрать (западный притвор) и банско злато (Милютинова банскаго храма архид. Стефана) и ресавско писание не обретает се нигде же»; но о призренском храме Душана уже он говорил: «такова доброта, грех ради моих, близь есть разорениа». Schafarik Pamatky стр. 61. Призренский Душанов храм совсем разобран, а банский опустошен и обращён в мечеть. Гильфердинг в Зап. геогр. общ. XIIÏ 205, 301–303.

723

Обширная грамота напечатана в Изв. акад. VII, 223–240. У Миклошича Monum. № 83. В Гласнике доказано (1: 155, 156), что эта грамота, ныне довольно испорченная, состоит из двух грамот не одного времени. По окончании первой была и особая подпись короля. Вторая грамота начиналась словами: «и еще приложить кралевство ми». Соборное совещание: «и нарекох его игумения обьще место чрьньцем, сь благословением господина ми отьца Данила и всех епискупь и вьсего сбора србскаго».

724

Цароставник у Раича II, 580. У Миклошича (Monum. serb. № 95) надпись на дечанском храме: «прими, владыко господи о пандократоре, приносимое моление раба твоего Стефана краля. Се бо приношу церковь божественную с сыном моим кралем Стефаном: взираю на тленное ми тело над гробом своим и боюсе страшнаго ти судища, к тебе припадаю вседержителю, помилуй ме день судны».

725

Акты в Гласнике XI, 334–338; X, 9

726

Момировича История и география Сербии стр. 72.

727

Грамоты у Аврамовича, spomennici, № 37, 39. У Миклошича № 88, 90.

728

Летоп. в Гласнике V, 67. Строгие требования короля платить назначенную дань – в Памятн. рагузского архива 2, 8–13. Белград 1862 г. Грамота рагузянам на права торговли 1326 г. у Миклошича № 81. Хлопоты Венеции за рагузян пред Дечанским – в Гласнике X, 7–9. Майков и после того поёт с чужого голоса клеветы о к. Дечанском, будто он готов был изменить православию (О серб. яз. стр. 232). Видно, что г. Майков вовсе не знаком ни с языком, ни с духом папизма. А пора бы изучить папизм. Даже и ныне, не взирая на вековые происки римской пропаганды и на тяжелую власть австрийскую, в приморских городах Далматии в ведении задрского епископа считается до 80 т. православных и 11 монастырей; а у папизма 350 т., 1 архиепископ (в Задре) и 5 бискупов (в Которе, Дубровнике, Шебенике, Сплете и Лезине). «Епархиа православна у Далмации» – в сербско-далматинском Магазине за лето 1850. Загреб.

729

Цамблак не говорит (Гласник XI, 76–79), на каком году страдалец краль скончался. Но если Дечанский был первым плодом брака Милютинова, бывшего в 1271 г., то скончался он не старше, как на 64 году жизни.– Старость не глубокая!

730

Цароставник у Гильфердинга в Зап. геогр. общ. XIII, 228. После Цамблака, житие ц. Уроша: «оболгания, и наветы творяху кралю Стефану (Душану) на родителя его,– и многа зла подьят от сына своего... Пристанище сего блаженнаго бяше непостоянное, овогда в граде Петричу, а овогда в Звенчану,идеже и конец жития его прият». Согласно с тем говорят о смерти серб. летоп. в Гласнике 1, 165; V: 64, 65; X, 267; XI, 147. Душан в послесловии к законнику пишет: «диавол шед раззея лукаваа словеса – посред людей отчества нашего: скорбна сотворише о мне родителя моего и тако наустише его на мя, яко весьма да не будет имене моего, ни живота». Бояры Дечанскаго готовы были покуситься и на свободу и на жизнь Душана; это вероятно.– Но Душан не договорил всей правды; не сказал, что говорили ему зетские бояры его. Потом, если бы Дечанский послушался своих бояр, конечно не застали бы его не готовым к защите.

731

О годе смерти надпись в Дечанской обители: «доспеше совсем церковь в л. 6843 (1335), единым летом пред смертию своею». Раича IÏ 581, 596. Тоже Цароставник у Раича IÏ 706, 724. Летопись: «в л. 6844 (1336) престави се краль Стефан, удави бо сын его в граду Звенчану». Гласник 1, 165. Против этого показания воюют (Гласник VII, 98–103), но безуспешно; показания крапивникской летописи неточны и в других случаях. У Цамблака не показан день мученической смерти св. краля; только житие поставлено под 11 ноября (Гласник XÏ 38, 43, 80). В хиландарском типике «ноебра 3 престави се Урошь краль третий (Миклошича Monum. р. 115). При таких показаниях надобно положить, что страдальческая смерть в Звенчане последовала 3 ноября, а нояб. 11 св. тело погребено было в Дечанской обители.

732

В грамоте Дечанскаго 1330 г. Породимле; в грамоте Душана – Неродимле.

733

Григориево житие святого; летописи в Гласнике X, 268; XI, 147; V, 65.

734

Троношская лет. в Гласнике V, 65. На монетах: краль с умеренною бородою и усами, с надписью: «трети Стефан Уроше кр.» Гласник IIИ: 220, 221. На наружной стене неродимльскаго храма изображен: «краль сты Стефан». Зап. геогр. общ. XIII, 230. Икона – в Павловом афонском монастыре у Григоровича стр. 101.

735

Служба св. Стефану дечанскому в ркп. Гласнике XI, 38. Григоровича стр. 33. «Молебное пение в память св. вм. краля сербскаго Стефана дфчанскаго», Белград 1650 г. Тут две службы, но обе ожидают замены лучшими.

736

Вершинского Месяцеслов стр. 182. Спб. 1852 г. Поклонник свят. горы 336. В греческих минеях назначалось ещё 2 ч. августа днём «памяти об имп. Юстиниане», и именно «в храме св. апостолов», который перестроен был Юстинианом и в котором похоронен был он.

737

Прокопий De bello Vandalico 2, 24. De ædificiis IV, 1. Луккари (Annall. ragusiani lib. 1. p. 1) прибавляет, что сестра Истока была за Селимиром королём далматским и сербским. Бегленица, сестра Управды, была в супружестве за Дульциссином и её сын Юстин был императором, после дяди. О других родственниках Du-Cangë Familiæ byzant. р. 97–101. Кодин: «храм cв. Прокопия, называемый Бегленицан, построен на тавре Юстинианом; он построил и много дворцов с именем родной сестры своей Бегленицы. Эта церковь опустошена была огнём и её возсоздала Антонина, супруга магистра Величара, носившая платье имп. Феодоры, по убеждению самой Бегленицы, с которою жила она по смерти мужа своего. De sedif. const, p. 108. ed. Beckeri.

738

Энгели и прочие немцы нагнали такую густую тьму на историю славян, что и доселе ещё не совладеют с этою тьмою. То авторитет Энгелей, то смешение народности с политическим бытом народа всё ещё держат славистов до 7 в. на левом берегу Дуная; чуть-чуть заглянут раньше того за Дунай, как опять бегут к Кавказу.– Смешно и досадно! См. напр. как робко, как боязно Шафарик делает заключения из истории Управды. Славян. древн. III, 257–261. И до чего доводило это Шафарика? В одном месте, в Управде, его родне, его полководцах признаёт он славян; а в другом (III, 393) пишет: «в средине треугольника, (во Фракии и Иллирии) находились тогда (до 7 века) праотцы нынешних валахов (по Шафарику кельтов) и албанцев – остатки древних обитателей Фракии и Иллирии». Ведь тут и противоречия себе самому и противоречие действительности осязаемой. Как в языке фракийцев видны славянские слова (Управда, Бегленица, Ведряна, и пр.), так в языке волохов доселе звучат латинские слова, обличающие в волохах – колонистов римских. Точно так же, в языке албанцев, древних скордисков, много слов французских, или древних галлов (Чертков о пересел. фракийцев в Времен. общ. ист. X, 79–81), тех самых, которых за полтора, столетия до рожд. Хр. часть ушла в малую Азию и образовала там Галатию.

739

См. июня 22 д.

740

Прокопий de bello gothico III, 14. Агафий III, 6. Раич 1, 157–159. О Кутиле и Гудиле Прокопий de bello goth. III, 30. О Бабе и Ваниле ibid. IV, 9. В 537 г. к Величару в Риме послано 1600 антов и славян из живущих оседло по Дунаю и потом 800 фракийцев (ibid. 1, 27; II, 5); в 544 г. в Италии было 400 фракийцев (ibid. III, 6). Фракиец из племени бессов (de bello goth. 1, 5; II, 26). В 575 г. патриций Оногост, в 592 г. полководец Татимир (Шафарика Древн. Ш: 250, 256, 257). Кроме личных имён фракийских, названия городов, местечек, крепостей Фракии, Македонии и Мизии, приводимые Прокопием, ясно и без всякой натяжки указывают на своё славянское происхождение... Таковы напр. Берзана Врачишта, Дебре (ныне Дебрь), Долибин, (ныне Дулебин), Кавеца (ныне Кавица) Клесвестита (Клештевица), Лабуца (ныне Лабица), Милетис (Милица), Милареки, Стреден и пр. De ædif. ed Venet. p. 437.

741

Iustiniani novella 26. Так отзывался об услугах фракийских славян империи император-славянин. А вот отзыв и современного ему грека о славянах: «о проклятом народе славян и об опустошении, которое совершили они»,– так говорит историк монофизит Иоанн ефесский. D. Kirhengeschichte d. Iohanes von Ephesus S. 215, 255. Munchen 1862.

742

Theophani chronicon ad an. 522. (521 Isdeler chronol. 2, 458), Прокопий arcon-c. XI p. 90 Хрон. Малалы 2, 184. Codex Iustiniani lib. 1. tit. XI. Юстиниан преследовал (545 г.) язычество преимущественно в столице и в малой Азии; в Азию посылал он с полномочием своим Иоанна ефесского епископа, монофизита; последний заставил до 70-тысяч язычников принять христианство, а Юстиниан построил для обращенных до 90 церквей. Kirchengeschichite Iohanes von Ephesus-Munchen 1862. Assemans Orieut. biblioth. S. 210. При Юстиниане добровольно приняли христианство герулы, донские готфы и авасги. Евагрия Ист. IV: 20, 22, 23.

743

Theophani chron. р. 215, 228.

744

Шафарика Древн. т. 2 кн. 1 стр. 294. См. июня 22 д.

745

Мысль 131 новеллы повторяет Прокопий de ædif. IV, 1. Весселинг (in Synecdemum p. 432, 433) считает Ведряну за первую Юстиниану. Тоже – Лингельталь у Куника в Зап. акад. V: 258, 259. Право Ведряны перенесено потом на Охриду и её стали называть первою Юстинианою. О храме Расы (ныне новый Пазар) серб. летопись: «крещен бысть (Неманя) – в храме светых апостол Петра и Павла, иже создан св. апост. Титом на подобие кумирниц ондашних». Гласник V, 29.

746

Прокопий de ædific. lib. 1. с. 3. У Прокопия (Opara omnia, gr. lat. in 2 vol. Paris 1662) упоминаются храмы: Акакия Aed. 15 Апостолов Aed. 13, 95. Богородицы множество храмов Aed. 11, 12, 17, 21, 49, 58, 102, 105, 107, 111, 112, 114, 117. Op. 592. Arc. 11, 216. В том числе при живоносном источнике (Du-Cangii Constant, р. 183, 184). Вакха Aed. Варфоломея Aed. 13, 35. Георгия Aed. 58. Иоанна еван. Aed. 9. Иоанна пред. Arc. 21. In Aed. 22. Кирилла Aed. 83. Козмы op. 226. Лаврентия Aed. 17. Мины Aed. 22. Михаила apx. Aed. 22–29, 49, 99. op. 113. Arc. 48. Мокия Aed. 15. XL мучеников Aed. 18, 58. Павла an. op. 596. Пантелеймона Aed. 22. Платона Aed. 15. Сергия Aed. 13, 14. Симеона op. 26. Трифона Aed. 18. Юлиана op. 111. Фалалея Aed. 107. Феклы Aed. 15. В слав. прологе сказание о благов. Юстиниане ограничивается известием о Софийском храме и о праздниках, будто бы установленных Юстинианом. Последнее известие взято из Георгия Амартола, но с переменами. а) В прологе не сказано о празднике сретения, тогда как установление Юстиниана относилось собственно к этому празднику. «Сретение,– говорит Георгий,– перенесено и начало праздноваться 2 февраля, бывшее прежде 14 того же месяца». б) У Георгия затем говорится: «св. Златоуст так говорит: Бог совершил все дела свои и, как написано, успокоился в 7 день... И вочеловечившийся Бог предал нам праздники своего домостроительства по числу дней творения мира».– Этого нет в прологе, как и слов, следующих за перечислением праздников: «так говорит Златоуст». От того изменился смысл всего сказания. Впрочем, надобно заметить, что слова, приводимые у Георгия под именем Златоустовых, взяты из 4 слова на вознесение, давно признанного подложным (op. Chrуsostomi IIÏ 946, 947). в) В прологе прибавлен праздник благовещения (Хроника Георгия стр. 527, 528. Спб. 1861 г.).

747

Прокопий de ædific. V, 8. Синайские надписи в Путешествии о. Порфирия стр. 244, 294. Повествование п. Евтихия о строении синайского м. в прим. к гл. 120. Луга дух. Мосха, М. 1853 г.

748

Описание софийского храма у Евагрия Ист. цер. IV, 31. У Прокопия в первой главе первой книги сочинения: о постройках Юстиниана, отдельно изданной с примечаниями Комбефизом: Manipulus originum constant. Paris 1664. Procopii libri VI de ædificiis conditis vel restauratis anspicio Iustiniani, gr. lat. Paris. 1663. Оно же в собрании византийских историков. Павел Силенциарий описал софийский храм стихами. Описание издано: Pauli silent, descriptio s. Sopbiæ, ed. Becker. Воnnе 1837. Здесь же Дю-Канжево и Бандуриево описания храма.

749

Iustiniani novella 3 præfat. с. 1.

750

Обзор песнопевцев греческой церкви § 30. Георгия Амартола Хроника стр. 526. Спб. 1861 г.

751

Евагрия Ист. стр. 202, 203, 237. Гликаса Хрон. р. 341. Если Юстиниан, будучи уже 80 лет, подписал эдикт о нетлении тела Христова (Евагрия Ист. стр. 242. Георгия Амар. Хрон. стр. 548): то это было следствием физического ослабления сил его, независимого от его воли.– Уже о делах 558 г. Менандр писал: «телесная сила и здоровье государя уже не были так цветущи, как в ту пору, когда быв молод он взял в плен Гелимера вандала и Витигия готфа. Он был уже стар и та твёрдость и воинственность превратились в любовь к покою». Девкипп-Менандр, стр. 322. Спб. 1861 г. Печальный эдикт остался неисполненным, по милости Божией к искреннему для добра старцу, почившему вслед за приготовлением эдикта.

752

Феофана хроногр. (в русск. перев.) стр. 134, 135. Георгия Амар. Хрон. р. 540, 541.

753

Прокопий в сочинении: Anecdota, описывает (562 г.) двор Юстиниана и самого Юстиниана чёрными красками. Но тайный язычник излил тут желчную злость свою на искреннего христианина и зазнаемо клеветал на него. Это доказал современными свидетельствами издатель Анекдотов Эйхель: Рrосоpии anecdota, gr. lat. Helmstadt. 1664.

754

Du-Cangii Familiæ byzant p. 96. Прокопия Arcana p. 25, 41.

755

О времени Вершинский в Месяцеслове стр. 182, 315. В описании страданий св. Филиппа, скончавшегося в 304 г., читаем: «за ним (за Гермесом) взошёл (в ризницу) Публий, ассесор префекта, человек вороватый и хищный» (Ruinarti acta 2, 440). Само по себе вероятно, что этот же Публий, в 304 г. вороватый ассесор фракийского префекта, в 307 г. был префектом и мучил св. Димитрия, тем более, что префекты редко оставались более года на одном месте.

756

Menologium. Basilii I, 190. Тоже в прологе под 15 ноября, но перевод неверен и с пропусками.

757

Славянский древний текст сказания – в Изв. акад. VIIÏ 153, 154. Тоже в печатном прологе под 22 ноября, с немногими изменениями.

758

Потук (Поток), упоминаемый и у Кантакузена 1322 г., по словам Шафарика, вероятно нынешний Батак» (Древн. II, 364). Это – в пловдинском округе. У Григоровича (стр. 162) «Баткун, с древним монастырем св. Петра», Монастырь «основан, как говорят, боткунским баном».– Не родителем ли св. Михаила?

759

Если праведному Михаилу в 865 г. было 25 лет, а крестился он дитятею, то крещен он в 840 г. на первом году правления к. Бориса; крещение родителей его вероятно было плодом мученической смерти к. Бояна. См. марта 28 ч.

760

Византийцы у Черткова, о войне Святослава стр. 127–132. Догадка некоторых, будто Михаил в 865 г. выходил воевать с болгарами, непримирима с житием праведного Михаила. Здесь местность сражения с неприятелями указывается вблизи раифской пустыни, т.е. в Аравии. Да и у византийцев враги империи называются агарянами (у Льва грамматика, Георгия монаха и у Георгия Амартола), каким именем обыкновенно называются арабы, или «измаильтянами» (у продолж. Константина),– опять арабами.

761

«Ястия прохудишеся». У Востокова «прокудити αχρειουν делать безполезным».

762

По печатному прологу «присмядшася». У Востокова «присмядити καυματιλειν подпалить».

763

Ныне в Тернове древняя церковь «св. Спас, в дворе; в ХIII столетии построен был новый патриарший храм св. апостолов, поныне целый. Григоровича Путеш. 174, 179. В зографской минее XIV в. память праведного Михаила 22 ноября. Поклонник св. горы, стр. 336.

764

Акрополит: «отступив от Одрина, разогнал он (Ясень) латинян и безпрепятственно вошел в Македонию,– обогатился большими добычами, ограбил города с людьми;– и иные из городов совсем разрушил, чтобы иначе греки снова не завладели ими. Так он разрушил до основания Филиппополь, прекрасный город на Эбре и другие города,– Ираклию, Паний, Редест, Хариополь, Тряхнополь, Макр, Кдавдиополь, Мосинополь, Периферион и другие многие. Народ поселил он на притоках Дуная». Раича I, 447–452. Акрополит не показал всей правды о городах и их жителях. О Филиппополе вот что говорит западный писатель: «они (крестоносцы) достигли Винополя, большого, но безлюднаго, города, в котором несмотря на то, что войско расположилось по квартирам, почти через дом не было жильцов». Так было в 1189 году. Ясно, что до походов Ясена города были без жителей. От чего? Тот же западник пишет далее: «начальник Брандица (Браничева), лежащаго на границах Булгарии и Венгрии поспешил к констант. королю (Исааку Ангелу) и говорил ему: как ты мог дозволить проход чрез твои владения таким безбожным людям? Они не щадят ни городов, ни местечек и предают все грабежу.... Император (Барбарусса) начал в гневе опустошать окрестности (Филиппополя), приказывая вспахивать плугом землю, на которой стояли города и деревни... Войско награбило столько золота, серебра, драгоценных одежд, и скота, что кто-то заплатил за одну курицу восемь быков» (Арнолод любекский, у Стасюлевича: Средние века, IIÏ 525, 526). После того понятно, что жители Македонии и Фракии сами охотно бежали в Болгарию, охраняемую твёрдою рукою Ясеней.– Патриарх Василий, современник Иоанна Ясеня 1 или Кало-Иоанна, в 1203 г. принявшего венец от кардинала, не упоминается в болгарском синодике (Временник 1855 г. № 21), не потому ли, что подчинился на время папе? Впрочем, видимая покорность Ясеня папе, допускавшаяся для получения царского венца, не помешала Ясеню бить везде, где было можно, слуг папы -крестоносцев; а это даёт видеть, что связь с папою была неискренняя и прервана была Ясенем, вслед за получением венца.

765

О нём Мученики на востоке стр. 164, 165.


Источник: Святые южных славян описания жизни их / Соч. Филарета, архиеп. Черниговского. СПб.: Изд. 4-е. И.Л. Тузова, 1894. – 312 с.

Комментарии для сайта Cackle