Источник

29-е

Святых славных и всехвальных первоверховных Апостолов Петра и Павла

Святой Апостол Пётр, прежде Апостольства своего называемый Симон, родом из Вифсаиды, Еврей, сын Ионин, старший брат Андрея Первозванного, был рыбарь, женат (Мф.8:14–15. 1Кор.9:5) и имел детей. По выражению св. Златоустого, был человек пламенный, некнижный, простой, бедный и Богобоязненный. Первоначально он приведён был к Господу братом своим Андреем и тогда же – при первом воззрении Своём на простого рыбаря – Господь пред-нарёк ему имя Кифа по-Сирски или Пётр по-Гречески, т. е. камень (Ин.1:40–42). Но Пётр оставался при своих обычных занятиях, доколе Сам Спаситель не призвал Петра от ловитвы рыб в число премудрых ловцов человеков, причём показал Пётр своё высокое послушание и глубокое смирение; сделался последователем Христу (Мф.4:18–19; Лк. 5:10–11) и был отличный ученик Господа. По избрании Петра в число Апостолов Господь посетил его убогий дом и исцелил тёщу его от горячки (Мк.1:19–31). Между трёх избраннейших учеников Своих Господь удостоил Петра быть свидетелем Своей Божественной славы на Фаворе, Своей Божественной силы при воскрешении дочери Иаира (Мк.5:37) и Своего по человечеству уничижения в саду Гефсиманском. Господь отличал Петра, который сам отличал себя от других простотой правого сердца, особенной преданностью и горячностью к Иисусу Христу. Пётр столько был ревностен и усерден к Иисусу Христу, что чаще, прежде, скорее и пламеннее других Апостолов выказывал к Нему свою веру и готовность, и по своей великой ревности, до сошествия Святого Духа, нередко и чаще других учеников Христовых обнаруживал свои человеческие немощи, которые Господь премудро обличал и исправлял. Так некогда из среды учеников, смущённых видением не узнанного Господа, шедшего по водам, Пётр возопил: Господи, аще Ты еси, повели ми приити к Тебе по водам. По повелению Господа Пётр пошёл по водам. Но от маловерия начал утопать и был спасён и обличён Господом в маловерии (Мф.14:25–31). После того как Спаситель учением и чудесами Своими явил Себя народу Сыном Божиим, будучи в Кесарии Филипповой или Панее, Он спросил учеников: за кого они почитают Его? Пётр по внушению Божию от лица всех Апостолов исповедал Его Христом, Сыном Божиим. Это твёрдое исповедание Петра Господь похвалил и указал на сие исповедание, как на соответственное значение имени его – камень и необходимое для Церкви, чтобы врата адовы не одолели её. Похвалив исповедание Петра, Господь не лице его похвалил и не главенство его перед другими Апостолами выставил. Исповедание независимо от лица, произнёсшего оное, было твёрдо и похвально, а исповедник мог отступить от слов своих и пасть. Так, после своего примерного исповедания, Пётр, вопреки словам Господа, по особенному к Нему усердию, начал пререкать Ему, что Он не пострадает, и услышал от Него строгое перед учениками обличение и уничижение, которое со смирением перенёс (Мф.16:15–23). Когда многие из учеников Христовых, не могши вместить слов Господа о таинстве св. причащения, отошли от Него и Он сказал обеманадесяте: еда и вы хощети ити, Симон Пётр отвечал: Господи, к кому идем; глаголы живота вечного имаши (Иоан. V). Не смотря на твёрдое исповедание Иисуса Христа Петром, Господь в особенности молился об нём, да не оскудеет вера его, и на готовность Петра страдать и умереть вместе с Господом, Господь предрёк ему, что он трижды отречётся от Него (Лк.22:32–34.) Когда Иуда предатель с толпой народа пришёл в сад Гефсиманский к Небесному Подвигоположнику, чтобы предать Его на страдания и смерть, Пётр по ревности своей к Иисусу Христу один из Апостолов отважился защищать Его, но вскоре глубоко пал, трижды отрёкшись от Христа. Впрочем, горькими слезами раскаяния омыл своё отречение; первый из Апостолов вошёл во гроб Спасителя по воскресении Его и первый из Апостолов удостоился узреть Воскресшего (Лк.24:34). Некогда Воскресший явился на море Тивериадском. Пётр, услышав об этом, по великой своей любви к Господу ввержеся в море, чтобы скорее приблизиться к Иисусу Христу, а друзии кораблецем приидоша; но в сие же время Господь троекратно вопросил Петра: любиши ли Мя паче сих, и Пётр оскорбел от сего вопрошения, коим Господь напомнил ему о недавнем троекратном его отречении и коим ещё раз по воскресении Своём восстановил его в Апостольском звании.

По вознесении Иисуса Христа Апостол Пётр предложил собранию учеников Христовых избрать в число 12 Апостолов, умалённое отпадением Иуды предателя, – одного из тех, которые, как говорил Апостол Пётр, находились с нами во всё время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус. И так, по молитве соборной, жребием избран был Матфий (Деян.1:15–16).

По сошествии Св. Духа на Апостолов, облёкшего их Божественной силой свято жить и учить, действовать и управлять, прежняя ревность Петра ко Христу совершенно освятилась, возвысилась и явилась неколебима. Благодать Св. Духа обнаруживалась в могущественном учении, в чудесах, знамениях и постоянной готовности Петра терпеть все за имя Христово. Прежде при вопросе слуг архиерейских он из страха отрёкся от Христа; теперь, преследуемый синедрионом, он нетрепетно – с великим дерзновением проповедует Христа воскресшего (Деян. 4:13–31), даже перед лицом врагов, распявших Его и запрещавших проповедать об Нём (Деян.4:19,5:29) и радуется, терпя за имя Господа Иисуса Христа побои и поругание (Деян.5:40–41).

Сила слова Апостола Петра была столь могущественна, что вдруг обращал он ко Христу по три и пяти тысяч человек, и сопровождалась чудесными знамениями. По слову Петра обличаемые в преступлении падали мёртвыми (Деян.5:5,10); а мёртвые воскресали (Деян.9:40); больные исцелялись (Деян.9:33–34) даже от прикосновения к ним одной тени проходящего Петра (Деян.5:15).

Впрочем ревность, которая отличала Ап. Петра от других Апостолов и учеников Христовых, не давала ему первенства власти, но только первенство чести по трудам Апостольским. О делах Церкви он предлагал Собору (Деян.1:15;15:7) так же, как и другие (Деян.15:7,12–14). Дела решались общим голосом Апостолов и пресвитеров со всей Церковью (Деян.1:23–26; 6:2–6;15:22–23). Ап. Павел, говоря об Апостолах, почитаемых столпами, поставляет на первом месте Иакова, а потом Петра и Иоанна (Гал.2:9), себя же причисляет к ним (2Кор.11:5) и сравнивает с Петром (Гал.2:7–8). Собор посылал Петра на дело служения так же, как и других учеников Христовых (Деян.8:14); и, как некогда все верующие препирались с Петром за то, что он отверз дверь веры язычникам, думая, что Евангелие назначено только для обрезанных (Деян.11:2); так некогда и Ап. Павел в лице ему противу стал (Гал.2:11). Таким образом из деяний Петра и прочих Апостолов не видно главенства его перед ними, и, следовательно, оно не дано ему Спасителем. Если бы Господь установил его, оно ясно обнаружилось бы в действиях св. Апостолов.

Пётр был преимущественно Апостолом для Иудеев (Гал.2:7). В день сошествия Св. Духа на Апостолов в виде огненных языков, когда собрался народ и дивился сему необычайному явлению, Ап. Пётр умножил Церковь Иерусалимскую краткой своей проповедью присоединив в ней в этот день около 3000 душ (Деян. II) и вскоре после того – около 5000 человек (Деян. III; Деян.4:4). За свою проповедь он первый сделался и узником. Первое его заключение кончилось для него запрещением от начальников и старейшин Иудейских проповедать о Воскресшем и угрозами, если не перестанет учить (Деян.3:3–37). Пётр был и между теми Апостолами, которые первые потерпели поругание и побои за Евангелие, которое они, не смотря на угрозы начальников Иудейских, безбоязненно продолжали благовествовать (Деян. V). Вместе с прочими Апостолами Пётр участвовал на Соборе для избрания диаконов, чтобы, поручив им попечение о ежедневном раздаянии потребностей вдовицам и прочим нуждающимся, Апостолы беспрепятственнее могли проповедать слово Божие (Деян.6:1–7).

Доселе деятельность Ап. Петра ограничивалась Иерусалимом, куда приходил в 37 году по Р. X. новообращённый Ап. Павел соглядати Петра (Гал.1:18). По принятии жителями Самарии слова Божия, около 45 года по Р. X., когда Апостолы услышали, что Самаряне приняли слово Божие: послали к ним Петра и Иоанна; и это было первое Апостольское путешествие Петра. Засвидетельствовав и благовествовав слово Господне в Самарии, Пётр возвратился в Иерусалим, на пути проповедав Евангелие (Деян.8:14–25) во многих селениях Самарийских.

При втором своём путешествии из Иерусалима, Пётр, посещая Церкви в Иудее, Галилее и Самарии, пришёл к живущим в Лидде святым, т. е. верующим во Христа, где исцелил Енея от расслабления и многих обратил к Господу; был в Иоппии, где воскресил Тавифу, и многие уверовали в Господа (Деян.9:31–43); потом в Кесарии Палестинской или Стратонийской. Здесь Ап. Пётр, наученный видением Божественным, первый отверз дверь веры язычникам, крестив в Кесарии Корнилия, сотника Римского, и домашних его (Деян.10:7,11:1–18). Из Кесарии Пётр прибыл на Пасху в Иерусалим. Здесь, по повелению Ирода, воздвигшего гонение на Церковь Христову, Ап. Пётр был заключён в темницу уже в третий раз.

Чудесно освобождённый Ангелом из темницы, Пётр совершил третье путешествие. Из Иерусалима прибыл опять в Кесарию и жил там (Деян.12:1–19). Вероятно, из Кесарии путешествовал св. Пётр для проповеди Евангелия по городам Финикии. Около 50 года он прибыл в Иерусалим и присутствовал на Апостольском соборе для решения спора, возбуждённого ревнителями Иудейства: должны ли христиане хранить обрезание и другие Ветхозаветные обряды? Ап. Пётр открыл собор своею речью (Деян.15:1–7).

После собора Ап. Пётр предпринял из Иерусалима четвёртое Апостольское путешествие. Он отправился в Сирию; и путешествовал в Антиохию и в другие страны и города. По сказанию Евсевия и других писателей, Пётр проповедал потом слово спасения в Малой Азии – Каппадокии, Галатии, Понте, Вифинии. Из Вифинии Ап. Пётр возвратился опять в Антиохию и, рукоположив Евода епископом Антиохии, прибыл в Илион или Трою, для которой поставил епископом Корнилия, и возвратился во Иерусалим.

Из Иерусалима Апостол совершил пятое своё Апостольское путешествие в Египет. Из Вавилона Египетского, где был для проповеди сотрудник Ап. Петра – Марк, если слова: целует вы яже в Вавилоне соизбранная, и Марко сын мой (1Пет.5:13) понимать буквально, Пётр написал и своё первое соборное послание к христианам из Иудеев, бывшим в рассеянии в странах Малой Азии. В IV уже веке, когда образовалась мысль о долговременном пребывании Ап. Петра в Риме, некоторые говорили, что под именем Вавилона Ап. Пётр разумел Рим, и отсюда написал своё первое соборное послание. Но не легко поверить, чтобы Апостол, означая место написания своего послания, назвал его иносказательно. Поставив Марка епископом Александрии, св. Пётр возвратился в Иерусалим на день успения Богоматери.

После успения Богоматери св. Апостол Пётр совершил из Иерусалима, кажется, уже последнее своё Апостольское странствие. Из Иерусалима он опять прибыл в Египет, и отсюда отплыл в Британию, из Британии в Грецию; был в Коринфе и в других городах Еллинских; наконец около 67 года прибыл в Рим. В Риме св. Ап. Пётр с великим усердием благовествовал веру Христову, умножал число христиан, поражал врагов и утверждал верующих. В Риме Ап. Пётр обличил обман Симона волхва, который выдавал себя за Христа, обратил ко Христу двух жён, любимых Нероном; из Рима около 67 года по Р. X. Ап. Пётр написал второе своё соборное послание к христианам, обратившимся из Иудеев и язычников, бывшим в рассеянии в пределах Малой Азии.

В Риме первоверховный Ап. Пётр предвозвещён был Господом об отложении телесе своего (2Пет.1:14), и это вскоре исполнилось. По повелению Нерона, который злился на Ап. Петра за погибель Симона волхва и за обращение любимых жён, Апостол 29 июня в 67 году по Р. X. был распят. Он просил мучителей распять себя головой вниз, желая сим образом смерти показать различие между своими страданиями и страданиями своего Божественного Учителя.

Святой Ап. Павел, называвшийся до Апостольства своего по-Еврейски Савл, был родом Еврей из колена Вениаминова, из знатного Киликийского города Тарса (Деян.21:39), имел право Римского гражданства, данное его предкам (Деян.22:25–29); по закону фарисей (Флп.3:5), Савл тщательно воспитан был в законе отеческом, так что пламенно ревновал по Боге (Деян.22:3). Он имел и внешнюю учёность (Деян.26:24,17:28. Тит.1:12), знал и ремесло скинотворства (Деян.18:3). Воспитание его вверено было законоучителю Гамалиилу, уважаемому всем народом (Деян.5:34). Но ученик вначале не только не показывал наклонности к христианству, какую имел его благоразумный начальник, напротив пламенная ревность Савла к Иудейству вдыхала ему сильную ненависть против христиан. Ещё в юности своей Савл одобрял убиение архидиакона Стефана и стерёг одежды побивавших его (Деян. 7:58,8:1,12:29). Дыша угрозами и убийством на учеников Господних, Савл терзал Церковь Христову, входя в дома христиан, влача мужчин и женщин и отдавая в темницы (Деян.8:3). Он даже выпросил у синедриона власть преследовать христиан повсюду и связанных приводить в Иерусалим; поручение синедриона исполнял со всем тщанием. Он повествует сам о себе (Деян.11:1–28,22:3–15,26:9–18): «я думал, что мне должно сильно действовать против имени Иисуса Назорея, и я делал это в Иерусалиме. Получив от первосвященников власть, я многих святых (т. е. христиан) заключал в темницы и, когда убивали их, я подавал на то голос. И по всем синагогам многократно мучил их и преследовал их даже и в чужих городах. В сих мыслях (около 35 года по Р. X.), идучи в Дамаск со властью и поручением от первосвященников, среди дня на дороге я увидел с неба свет, превосходящий солнечное сияние, который осиял меня и шедших со мной. Все мы пали на землю, и я услышал голос ко мне, говорящий на Еврейском языке: Савле, Савле, что Мя гониши; жестоко (трудно) ти есть противу рожна прати. Кто еси, Господи, в трепете и ужасе возопил я? Аз есм Иисус, Егоже ты гониши, отвечал таинственный голос. Господи, что мне повелишь делать? Востани и вниди во град, и речется, что ти подобает творити. Люди, шедшие с ним, стояли в оцепенении, голос слыша, а никого не видя. Савл встал с земли и с открытыми глазами никого не видел». Спутники, не менее его поражённые дивным событием, должны были вести его за руку; блеск света ослепил его. Прибыв в Дамаск, Савл три дня ничего не видел, не принимал пищи и пития, и пребывал в посте и молитве. В сём городе жил один из 70 учеников Христовых, св. Апостол Анания; Господь в видении открыл ему жилище Савла и повелел идти к нему. «Господи! отвечал Анания, я слышал от многих об этом человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме. И здесь имеет власть от первосвященников вязать всех, призывающих Твоё имя». Иди, сказал ему Господь, яко сосуд избран Ми есть пронести имя Мое перед языки и царьми и сынми Израилевыми. Анания нашёл Савла и, возложив на него руки, сказал: брат Савл! Господь Иисус, тебе явившийся, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Св. Духа. И тотчас как-бы чешуя отпала от глаз Савла, вдруг стал он видеть; немедленно крестился и сделался, по выражению Златоустого, из волка агнцем, из терния виноградом, из плевел пшеницей, из врага другом, из богохульника Богословом. Вместо гонения имени Христова он стал проповедать в синагогах и всюду, что Иисус Христос есть Сын Божий, к величайшему удивлению всех, кои знали Савла гонителем христиан.

Кто не признает сверхъестественной десницы Божией в обращении Савла, столь неожиданном и открытом? Упорный гонитель христианства вдруг делается неутомимым проповедником Евангелия! Жизнь, поступки, слова, послания Павла – всё свидетельствует об нём, как избранном сосуде благодати Христовой. Ни скорбь, ни теснота, ни гонение, ни голод, ни погода, ни опасность, ни меч, ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни начальства, ни власти, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни иная тварь какая могла ослабить в сердце Павла пламенную любовь к Богу, яже о Христе Иисусе Господе нашем (Рим.8:35,38–39). Своё обращение к Иисусу Христу и звание Апостола Савл запечатлел принятием нового имени Павла, которое как в сокровищнице скрывает память высоких христианских добродетелей, подвигов и могущественного учения Апостола языков: «когда услышу об Апостоле Павле, говорит св. Златоуст, то представляю себе, как он был в скорбях, в теснотах, в побоях, в темницах, в глубине (морской) день и ночь (2Кор.11:23–28), как он был восхищен на третье небо, слышал в раю неизреченные слова (XIII, 2–4); представляю себе это избранное орудие, невестоводителя Христова, который желал бы сам отлучен быть от Христа за братьев своих (Рим.9:3). «Ряд подвигов святого при воспоминании его имени открывается уму внимательных, точно как-будто какая золотая цепь».

На чудесно-избранный сосуд Господа (Деян.9:15) – св. Апостола Павла благодать Св. Духа изливалась многократно и чрезвычайно. После присоединения своего к Церкви Христовой, он имел премногае видения и откровения (2Кор.12:1,7). В деле Апостольского служения он совершил все свои путешествия по влечению Св. Духа (Деян.22:17–21,20:22–23; Гал.2:2). Дух Святой так осенял и управлял всеми силами ума и воли Апостола Павла, что иногда возбранял и не допускал Апостола до исполнения таких намерений, кои он ясно определительно предположил и уже готовился исполнить (Деян.16:6–7).

Избранный быть свидетелем Господа перед всеми человеками (Деян.22:15), Павел совершал непрестанные путешествия в разные страны для проповеди Евангелия Иудеям и особенно язычникам (Гал.2:7–8). «Церквам Христовым во Иудее, пишет Апостол Павел, я лично не был известен, а только слышали оне, что бывший некогда гонителем их ныне проповедует веру, которую прежде старался истреблять, и прославляли за меня Бога» (Гал.1:22–24). Во время непрестанных своих Апостольских странствий Павел написал ΧΙV посланий, которые, как говорит св. Златоуст, ограждают Вселенскую Церковь на подобие стены, построенной из адаманта.

Просвещенный верой Христовой и сделавшись ревностным проповедником христианства в Дамаске, отсюда с проповедью Евангелия Апостол Павел совершил первое путешествие; он ходил в Аравию и вскоре опять возвратился в Дамаск.

По трёхлетнем пребывании Павла в Дамаске, он имел второе путешествие. Христиане для сохранения жизни его от раздражённых Иудеев, побеждаемых его Боговдохновенным словом и чудесами, тайно препроводили его из Дамаска в Иерусалим, куда прибыл в 37 году по Рождестве Христове соглядати Апостола Петра (Гал.1:18). Не зная об обращении Савла, ученики Христовы чуждались его, как гонителя христиан: Апостол Варнава представил его Апостолам и рассказал им о чудесном его обращении ко Христу и о ревностном им проповедании Евангелия. С тех пор Савл всегда обращался вместе с ними в Иерусалиме (Деян.9:22–28).

Из Иерусалима Ап. Павел отправился в своё третье Апостольское странствие – в страны Сирские и Киликийские. Из Иерусалима по причине опасности от Еллинов-Евреев братия отпустили его в его отечественный город Тарс (Деян.9:29–30), а отсюда с Ап. Варнавой Павел ходил в Антиохию Сирийскую, прежде Ап. Петра. Целый год собираясь с тамошней Церковью, они приобрели здесь немалое число учеников, кои первые стали называться христианами. Как Иерусалим был матерью христиан из Иудеев, так Антиохия сделалась матерью Церквей из язычников. По случаю голода, Ап. Павел послан был из Антиохии с милостыней в Иерусалим (Деян.11:25–30), и по исполнении поручения возвратился в Антиохию (Деян.12:24).

По достаточном утверждении Церкви Антиохийской Савл, по внушению Св. Духа, напутствованный постом, молитвой и рукоположением, отпущен был из Антиохии и совершил четвёртое путешествие (около 42–50 года) для проповеди Евангелия в разных отдалённых странах (Деян. XIII, XIV). Из Антиохии Ап. Павел, посланный Духом Святым, пришёл в Селевкию, а оттуда отплыл в Кипр и прошёл весь остров. В Пафе, главном городе острова, проконсул Павел, изумлённый силой проповеди Савла над волшебником Елимой или Вариисусом, которого он словом своим ослепил, уверовал во Христа, дивясь учению Господню: с этой поры Писание начинает называть Савла Павлом. Отправясь из Пафа, Павел проповедовал Евангелие в некоторых областях Малоазийских, как то: в Пергии – городе Памфилии, Антиохии Писидийской или главном городе Писидии в Малой Азии, где весь город собирался слушать слово Божие, которое распространялось по всей стране. Гонимый завистью Иудеев, Ап. Павел около 45 года удалился из Антиохии в Иконию, главный город Ликаонии, где проповедал так, что великое множество Иудеев и Еллинов уверовали во Иисуса Христа. Между обратившимися в это время ко Христу особенно известна первомученица Фекла. В Иконии Апостол находился довольно долго. Господь во свидетельство слову благодати Своей творил руками Апостола знамения и чудеса. Гонимый и здесь врагами Христа, Ап. Павел ушёл в Ликаонские города: в Листру и Дервию и окрестные места. В Листре язычники, изумлённые чудесным исцелением хромого Апостолом Павлом и спутником его Варнавой, назвали их богами – Павла Меркурием, потому что он первенствовал в слове, а Варнаву – Юпитером, и хотели было принести в честь них жертву, так что Апостолы едва уговорили народ не делать этого. Преследуемые в Листре неверующими, проповедники Евангелия удалились в Дервию. Приобретши здесь довольно учеников, они на возвратном пути опять были в Листре, Иконии и Антиохии Писидийской, утверждая души учеников и увещевая их пребывать в вере. Рукоположив пресвитеров для каждой Церкви, они пошли через Писидию в Памфилию, потом в Пергию, а оттуда отплыли в Антиохию Сирийскую, и таким образом Ап. Павел окончил своё четвёртое путешествие, во время которого благовествование распространилось от Иерусалима до Иллирика (Рим.15:19).

Около 50 года по Р. X. св. Павел начал пятое своё Апостольское путешествие (50–56). По случаю спора о соблюдении обрядового закона он отправился из Антиохии в Иерусалим, а отсюда Собор Апостольский послал его с своим определением в Антиохию. По некотором времени пребывания в Антиохии Ап. Павел сказал Варнаве: «пойдём посетим братьев по всем городам, в которых мы проповедовали Слово Господне, и посмотрим: как они живут». Избрав нового спутника – Силу, Ап. Павел прошёл с ним Сирию и Киликию, утверждая Церкви (Деян. XV); достиг и до Дервии и Листры. Посещая Церкви, Апостолы предавали верным соблюдать определения, постановленные Апостолами и пресвитерами в Иерусалиме. Таким образом Церкви утверждались в вере и умножались ежедневно. Ап. Павел с своим спутником прошёл через Фригию, Галатийскую страну, Мисию, и прибыл в Троаду, иначе называемую Антигонией – город Азии. Тут Ап. Павлу ночью было видение: ему предстал Македонянин и просил: «приди в Македонию и помоги нам». После этого видения, пишет Апостол, мы решились отправиться в Македонию, заключая, что Господь призывает нас проповедовать там Евангелие. Отправясь из Троады, мы приплыли прямо в Самофракию – небольшой остров Архипелага, на другой день в Неаполь – город Македонии, а оттуда в Филиппы – некогда главный город, а потом Римское поселение Македонии. Но здесь их проповедь, сопровождавшаяся исцелением одной одержимой духом прорицательным служанки, которая прорицанием приносила большой доход своим господам, подвергла проповедников побоям и узам. Находясь в темнице, Апостолы около полуночи молились и воспевали хвалы Богу, узники же слушали их. Вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы; и тотчас отворились все двери и оковы со всех спали. Это чудесное событие доставило Апостолам свободу и обратило начальника темницы ко Христу (Деян. XVI). Из Филипп они путешествовали в Фессалонику – главный город Македонии. Здесь благовествование их было, говорит Ап. Павел, не в слове точию, но и в силе и в Дусе Святе и во извещении мнозе (1Фес.1:5), и немалое число уверовали во Христа. Но Иудеи возмутили против них lg народ, и Апостолы должны были удалиться в Верию, где я многие также уверовали в Евангелие. Но пришедшие Иудеи из Фессалоники в Верию и здесь возмутили против Апостолов и народ; тогда братия немедленно отпустили Ап. Павла в Афины. В Афинах – этом древнем вместилище наук, Апостол скорбел духом, смотря на город наук, полный идолов. В ареопаге некоторые из учёных язычников, услышав проповедь Ап. Павла о воскресении мёртвых, смеялись, другие не хотели слушать его, а иные и уверовали (Деян. XVII). Из уверовавших известен Дионисий Ареопагит, который был первым епископом Афинским. Из Афин Ап. Павел прибыл в Коринф около 52 года по Р. X. и первоначально обратил проповедь свою к Иудеям, но с томлением духа благовествовал им, ибо они противились и злословили ему, и посему он обратился к язычникам. Из них многие уверовали. Тогда Господь ночью в видении сказал Павлу: «не бойся, говори, и не умолкай». Зане Аз семь с тобою; и никтоже приложит озлобити тя, и он пробыл там год и шесть месяцев, поучая Коринфян слову Божию. Из Афин или из Коринфа около 52 года по Р. X. Апостол написал первое послание к Солунянам (Деян.18:5; см. 1Фес.3:6), и вскоре затем и оттуда же второе послание к Солунянам. Из Коринфа Апостол путешествовал в Сирию и достиг Ефеса. Побывав в Кесарии и во время праздника Пасхи в Иерусалиме, он возвратился в Антиохию и таким образом окончил своё пятое странствие (Деян.18:1–22).

Из Антиохии предпринято было Ап. Павлом шестое путешествие (56–63), которое было так же отдалённо и продолжительно, как два предшествовавшие. Проведя в Аитиохии несколько времени, Апостол языков отправился с проповедью Евангелия и проходил по порядку страну Галатийскую и Фригию, утверждая в вере всех учеников (Деян.18:23). Прошедши верхние страны Малой Азии, Павел прибыл в Ефес. Здесь Апостол распространял и утверждал слово Божие около трёх лет (Деян.20:31). В Ефесе он написал, по мнению некоторых, около 56 года, – послание к Галатам, обращённым ко Христу проповедью Ап. Павла. По иному сказанию, это послание написано в Риме. Полагают также, что из Ефеса около 57 года по Р. X., после первого пребывания к Коринфе (1Кор.16:8), написано и первое послание к Коринфянам (Кор.16:5). В Ефесе и вообще в Азии так сильно возрастало и действовало Слово Божие, что все жители Азии слышали проповедь о Господе Иисусе, как Иудеи, так и Еллины. Немалые также чудеса Бог творил руками Ап. Павла, так что платки и полотенца, бывшие на теле его, возлагали на больных и у них прекращались болезни и злые духи выходили из них. Даже некоторые из Иудейских заклинателей, ходивших по селениям, над одержимыми от злых духов стали употреблять имя Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует, и славимо было имя Господа Иисуса. Многие из верующих приходили и исповедовались, открывая дела свои. А не мало было и таких, которые, занимавшись тайными знаниями, снесли в одно место книги и сожгли при всех, ценой на 50,000 драхм серебра. Ремесленники, делавшие идолов, говорили: этот Павел не только в Ефесе, но почти во всей Азии немалое число людей переуверил, говоря, что боги, делаемые руками, не суть боги. Надобно опасаться, что наше ремесло придёт в презрение и храм богини Дианы будет почитаем за ничто. Выслушав сие, они исполнились ярости и произвели в народе мятеж (Деян. XIX). Когда мятеж благоразумием городского книжника, прекращён был, Ап. Павел удалился из Ефеса и прибыл с проповедью Евангелия в Македонию – в Филиппы. Отсюда около 57 года, или около года спустя после первого послания, написал он второе послание к Коринфянам и верным всей Ахаии (2Кор.1:1). Из Македонии неусыпный проповедник Евангелия, Ап. Павел во второй раз пришёл в Коринф и пробыл здесь три месяца, преподавая верующим обильные наставления (Деян.20:3). Из Коринфа перед последним своим путешествием в Иерусалим (Рим.15:25) и прежде прибытия своего в Рим (Римлян. I, II), около 58 года или несколько позднее, Ап. Павел писал послание к Римлянам и после того отправился на праздник Пятидесятницы в Иерусалим, – к матери всех христианских Церквей. Путь его в Иерусалим из Греции был через Азию, Троаду, где он воскресил юношу, упавшего из окна и убившегося до смерти, через Асс, Митилену – главный город острова Лесбоса, Хиос, Самос, Милет, куда он, призвав пастырей Ефесской Церкви, дал им свои последние наставления, и все верующие пролили слёзы, скорбя особенно о том, что они уже, как предрёк Апостол, не увидят лица его, и с молитвой, слезами и целованиями проводили его до корабля (Деян. XX). Отсюда Ап. Павел шёл через Родос, Патару и Тир. Здесь верующие по внушению Духа, говорили Павлу, чтобы он не ходил в Иерусалим, проводили его за город и с молитвой отпустили в Птолемаиду, откуда он прибыл в Кесарию, где также со слезами убеждали его не ходить в Иерусалим. Но Павел отвечал: «зачем вы плачете и растрогиваете сердце моё? Я готов не только быть узником, но и умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса. Да будет воля твоя Господня». По прибытии в Иерусалим, братия приняли Павла с радостью. Он рассказал пресвитерам подробно о всём, что сотворил Бог у язычников служением его, и они прославили Бога (Деян.21:20). Так совершилось его путешествие.

Ап. Павел был в Иерусалиме не более 12 дней. Новое седьмое, продолжительное путешествие св. Павла было в узах. Оклеветанный Иудеями в Иерусалиме, что будто бы он учит повсюду всех против народа и закона Иудейского и храма Иерусалимского, Апостол подвергся побоям и узам (Деян.21:20–40). В ночном видении представ ему Господь, рече: дерзай, Павле: якоже бо свидетельствовал еси, яже о Мне во Иерусалиме, сице ти подобает и в Риме свидетельствовати. Лисий тысяченачальник, желая спасти жизнь Апостола от раздражённых Иудеев, которые сговорились убить его, под стражей препроводил Павла к правителю Феликсу в Кесарию (Деян. XXIII. 2Тим.4:17), перед которым обвиняли Павла как язву общества, называя его возбудителем мятежа между Иудеями по всей земле и начальником назорейской ереси, отважившимся осквернить храм. В Кесарии Апостол два года содержался в оковах (Деян. XXIV). От Феста, преемника Феликсова, св. Павел, хотя признаваемый невинным, но как требовавший суда у кесаря, в узах отправлен в Рим (Деян, XXV–XXVI), которого доселе он не видал (Рим.1:13). Во время плавания по Средиземному морю узник Апостол был пророком и утешителем для плавающих. По прибытии к острову Кандии он советовал сотнику помедлить у острова. «Я вижу, говорил он, что дальнейшее плавание сопряжено будет с затруднениями и с большим бедствием не только для груза и корабля, но и для самой жизни нашей». Но сотник не послушался, и все плывшие подверглись страшному кораблекрушению, так что не оставалось никакой надежды ко спасению. И как бывшие на корабле от страха долго не ели, то Павел, став посреди их, сказал: «государи мои! убеждаю вас ободриться; потому что ни одна душа из вас не погибнет, а только корабль. Ибо Ангел Бога, Которому служу, явился мне в сию ночь и сказал: «не бойся, Павел, се Бог даровал тебе всех плывущих с тобою» (т. е. ради тебя все спасутся). И так ободритесь. Нам надобно быть выкинутым на какой-нибудь остров. Потому прошу вас принять пищу; волос с головы не пропадёт ни у одного из вас». Сказав сие и взяв хлеб, он возблагодарил Бога перед всеми и начал есть. Тогда все ободрились и также приняли пищу. Корабль действительно сел на мель и разбился стремлением волн (Деян. ΧΧΥΙΙ). В Мальте, куда сошли с разбившегося корабля, когда Ап. Павел разводил огонь, ехидна повисла на руке его; но он не потерпел никакого вреда, и язычники говорили об Апостоле, что это бог. На острове Апостол чудесно исцелил одержимого горячкой через возложение на него руки. Когда сие чудо сделалось известным, то и прочие на острове, имевшие болезни, приходили и были исцеляемы. И за то все прибывшие на корабле почтены были великой честью и при отъезде снабжены нужным. Итак, Апостол прибыл узником в Рим, в котором жил целые два года и принимал всех приходящих к нему, проповедуя Царствие Божие и невозбранно уча о Господе Иисусе Христе со всей смелостью (Деян. ΧΧΥΙΙΙ). Из Рима, около 62 года, верховный Апостол написал послание к Филимону, гражданину города Колосс (Филим. IX, 22); Колоссянам, не видав Церкви их (Кол.1:4,8–9); к Филиппийцам (Флп.1:7,4:22); к Ефесеям (Еф.6:20) и около 63 года к Евреям (Евр.13:23–24,10:34) на Еврейском языке, с которого оно переведено на Греческий св. Лукой.

Освобождённый от первых уз в Риме, Павел совершил восьмое и последнее своё Апостольское путешествие (63–67), во время коего он распространял и утверждал учение Евангелия в Азии, Крите (Тит.1:5), и по сказанию некоторых, даже в отдалённых местах Запада – в Испании (Рим.15:24). Около 66 года, в Филиппах, он написал первое послание к Тимофею, епископу Ефесскому (1Тим.1:3) и из Никополя, города Македонии, к Титу, епископу Критскому (Тит.3:12). Наконец св. Павел, подвизавшийся для освобождения мира от духовных уз греха, вторично прибыл в Рим узником, и здесь, содержимый под стражей, написал второе послание к Тимофею: ибо слово Божие не вяжется (2Тим.2:9,4:6–8). Так во всю землю изыде вещание и в концы вселенные глаголы (Рим.10:18) Апостолов и особенно Ап. Павла.

Непрестанные путешествия Ап. Павла в разные страны язычников для распространения Евангелия, сопровождаемые необычным могуществом проповеди, непрестанными чудесами, неусыпными трудами, неистощимым терпением и высокой святостью жизни, не служат ли ясным, непререкаемым свидетельством Божественной благодати, чрезвычайным образом призвавшей Савла в Апостола языков и руководившей его до конца жизни? Могущество проповеди его было столь велико, что Иудеи не могли противостоять силе учения Павлова (Деян.9:22). Язычники, желая слушать Божественное учение Ап. Павла, сами просили проповедать слово Божие, и весь город собирался слушать его (Деян.13:42–44). Слово Божие проповедью Павла быстро распространялось повсюду и обезоруживало всех (Деян.13:49,14:1,17:4,12,18:8). Его проповеди веровали не только простые, но и знатные и учёные (Деян.13:12,17:34,18:8).

Сила слова сопровождалась могуществом чудес; по слову его ослеп волшебник (Деян.13:11); исцелялись больные (Деян.14:10,16:18); даже платки и полотенца, бывшие на теле Павла, носили к больным и у них прекращались болезни и злые духи выходили из них (Деян.19:12). Силой Богодухновенного слова Павлова воскрес мёртвый (Деян.20:9–12).

Труды Апостольского служения св. Павла были беспримерны. Он сам о себе говорит: паче всех потрудихся (1Кор.15:10; см. 2Кор.11:23). Пастырям Ефесской Церкви Ап. Павел говорил: бдите, поминающе, яко три лета ночь и день не престаях уча со слезами единого когождо вас (Деян.20:31).

Любовь и терпение в трудах неусыпных Апостол являл неистощимые. Свободен бо сый от всех, всем себе поработих, да множайшыя приобрящу. Всем бых вся, да всяко некия спасу (1Кор. 9:9–22). Кто ны разлучит от любве Божия: скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или ногота, или беда, или меч, якоже есть писано: яко Тебе ради умерщвляемы есмы весь день: вменихомся яко овцы заколения. Но во всех сих прееобеждаем за Возлюбльшего ны (Рим.8:36–37). За свои труды Апостол перенёс неисчислимые скорби: «был я, говорит он, в ранах, в темницах, и многократно при смерти. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза били меня палками; однажды камнями побивали; три раза терпел я кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской. Много раз был я в опасностях от разбойников, от единоплеменников и от других народов, в опасностях в городе, в пустыне, в море, между лже-братьями; в труде и в изнурении, часто во бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в ноготе. Кроме посторонних приключений, ежедневное было ко мне стечение людей, забота лежала на мне о всех Церквах. Кто немощен, с которым бы и я не чувствовал немощи? Кто соблазняется, за которого бы и я не воспламенялся» (2Кор.10:23–29).

Обращая в христианство Иудеев и язычников могущественною проповедью Евангелия, знамениями и чудесами, которые Господь творил руками Апостола Павла во свидетельство слову благодати Своея, он, подобно другим Апостолам, вёл жизнь святейшую. Все свои нужды и озлобления верховный Апостол переносил с глубоким смирением и со многими слезами среди искушений (Деян.20:19). «Меня ожидают узы и бедствия, но я, пишет он, ни на что не взираю и жертвую своей жизнью, только бы совершить с радостью свой путь и служение, которое принял я от Господа Иисуса (Деян.20:23–24); я всегда готов быть не только узником, но и умереть за имя Господа Иисуса» (Деян.21:13). Служа другим, Апостол ни у кого не ел хлеба даром, но занимался трудом и работой ночь и день, дабы не бременить кого и для верующих быть примером добродетели (2Фес.3:8). «Сами вы знаете, говорил Апостол Павел, что нуждам моим и бывшим при мне служили сии руки мои. Во всём показывал я вам, что так надобно, трудясь, поддерживать слабых и помнить слова Господа Иисуса: блаженнее есть паче даяти, нежели приимати (Деян.20:34–35).

Не смотря на непрестанные огорчения и посрамления, которые светильник мира – Апостол Павел терпел, он видел великое к себе уважение во всех своих современниках, даже неверующих и гонителях своих. Конечно и сами восстания и козни многочисленных врагов против невинного Апостола, св. проповедника правды, мира и спасения довольно свидетельствуют о силе и славе Апостола Павла. Язычники, взирая на его чудеса, воздавали ему великую честь (Деян.28:10). В Листре за чудесное исцеление хромого они признали Павла богом (Деян.14:11–18). Удивляясь, что ехидна, которая в Мальте секну в руку Апостола, не повредила ему, язычники говорили об нём, что он бог (Деян.28:3–6). Отроковица некая, имущая дух прорицательный, идучи за Павлом и его спутниками, кричала: сии человецы раби Бога Всевышнего суть, иже возвещают нам путь спасения (Деян.16:16–17). Имя Павлово употребляли Иудейские заклинатели при своих заклинаниях (Деян.19:13). Во время последнего прибытия Апостола Павла в Иерусалим пресвитеры, зная по опыту великое к Апостолу уважение всех жителей Иерусалима, говорили ему: верно соберётся множество народа, если услышат, что ты пришёл (Деян.21:22).

Верующие с величайшим усердием охраняли Апостола Павла от врагов, чтобы не лишиться столь великого светильника (Деян.9:25,30,19:30,21:12). Больные довольны были от того и выздоравливали, если платки и полотенца, бывшие на теле Павла, возлагали на них (Деян.19:12). Прощаясь с ним, христиане проливали слёзы, молились об нём, повергались на выю его, целовали и провожали его (Деян.20:37–38). По ревности к нему некоторые из Коринфских христиан называли себя Павловыми (1Кор.1:12).

Говорят, Апостол Павел убедил любимую жену Нерона принять учение веры Христовой и оставить нечистую жизнь, и за то будто бы пострадал. Св. Златоуст считает это несправедливым. Но то несомненно, что Апостол Павел свои великие, беспримерные труды Апостольства запечатлел своей мученической смертью в Риме от Нерона, по словам Златоуста, за обращение его виночерпия, в 67 году по Рождестве Христове 29 июня, в одно время с Апостолом Петром, а по некоторым сказаниям через год после мученической кончины Апостола Петра, 68 лет от рождения. Подобно Апостолу Петру, Апостол Павел предвозвещён был от Бога о близкой своей смерти (2Тим.4:6). Пётр, как иноземец в Риме, осуждён был на распятие, – на казнь поноснейшую у язычников; но Павел, как Римский гражданин, был обезглавлен мечом.

Св. Иоанн Златоуст прекрасно изображает в одной из своих бесед величие мощей св. Апостолов Петра и Павла, сделавших Рим важным гораздо более, нежели все иные обстоятельства. «Подобно великому некоему телу, беседует св. Златоуст, Рим имеет два светлые ока – телеса св. Апостолов Петра и Павла. Не столько блистает небо, озаряемое лучами солнца, сколько сей град блистает сими двумя светилами, озаряющими все концы вселенной. Какие два венца украшают сей город, какие златые цепи опоясывают его. какими обладает он источниками! Удивляюсь в Риме не множеству золота, не мраморным колоннам, не другим украшениям его, но сим столпам Церкви. О, кто дал бы мне ныне прикоснуться к Павлову телу, прильнуть ко гробу и увидеть прах того тела, которое восполняло в себе лишение скорбей Христовых, носило язвы Господа Иисуса и повсюду посеяло проповедь Евангелия, – прах тела, через которое вещал Христос, сиял свет ярче всякой молнии, гремел ужасный для демонов голос, через которое проглаголал Павел сии вожделенные слова: молилбыхся сам аз отлучен быти от Христа по братии моей (Рим.9:3), – через которое говорил он перед царями и не стыдился! Не столько страшен для нас гром, сколько ужасен для демонов голос и одежды Павловы. Этот голос связывал демонов, очищал вселенную, прекращал болезни, изгонял пороки, поселял истину; – в этом голосе почивал Сам Христос! О как желал бы я видеть прах этих уст, через которые Христос изглаголал великие и неизреченные тайны, которые изгоняли бесов, очищали грехи, заграждали уста гонителей, связывали язык философов, привели вселенную к Богу, научили любомудрствовать и самых варваров! Желал бы узреть и прах этого сердца, которое, не погрешая, можно назвать сердцем вселенной, источником бесчисленных благ, началом и стихией нашей жизни! Ибо из этого сердца разливался на всё дух жизни и передавался членам Христовым не посредством жил, но посредством благих желаний. Оно было так пространно, что вмещало в себе целые города, племена и народы, сгорало скорбью по каждом из погибающих, мучилось болезнями рождения о чадах несовершенных; – сердце превысшее небес, пространнейшее вселенной, блистательнейшее лучей солнечных, горячайшее огня, твердейшее алмаза! В этом сердце был поток, текущий и напояющий не лицо земли, но души человеческие. Оно жило новой, а не этой нашей жизнью, – было сердцем Христовым, скрижалью Духа Святого, книгой благодати! Желал бы увидеть я и прах этих рук, носивших узы, низводивших Духа через возложение их и написавших письмена: видите, колицеми книгами писал вам моею рукою (Гал.6:11); и прах этих очей, которые сначала потерпели омрачение, но прозрели для спасения вселенной, которые ещё в теле удостоились видеть Христа, – смотрели на земное, но не видели земного; – созерцали невидимое, не знали сна, бодрствовали ночью! – и прах этих ног, обтекавших вселенную, но не утруждавшихся, – которые когда забиты были в колоду, то поколебалась темница; и которые обходили обитаемую и необитаемую землю и несколько раз измеряли её своими стопами! О, как желал бы я увидеть гроб, в котором почивают все эти орудия света и правды – члены, живые ныне, но во дни земной жизни Павла – мёртвые, распявшиеся миру, члены воистину Христовы – во Христа облечённые, жилище Духа, святое здание, – члены, пригвождённые страхом Божиим, носившие на себе язвы Христовы! Тело Павла ограждает собой Рим надёжнее всяких укреплений и окопов, а с ним и тело Петра, которого Павел глубоко почитал; почему благодать и соединила их и сподобила его почивать и по смерти с Петром под одним кровом!»

«Но, возлюбленные, и Павел был подобострастный нам человек; и у него было то же естество, которое имеем и мы. Только он явил величайшую любовь ко Христу, и потому взошёл превыше небес и сравнялся с ангелами. Итак, не дивиться только ему будем и не изумляться только его подвигам, но постараемся, по его внушению (1Кор.4:16), и подражать ему, дабы, по отшествии из сей жизни, сподобиться и нам узреть его и участвовать с ним в неизреченной славе, которую да сподобит Бог получить всем нам благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа».

* * *

Верховные Ап. Пётр и Павел стяжали мученические венцы в Риме, где погребены и св. мощи сих великих столпов Церкви Христовой. Судя по тому уважению, каким пользовались от своих современников Ап. Пётр и Павел ещё при жизни своей, и сообразно с учением и постановлениями Апостольскими, предписывающими христианам поминать наставников и праздновать дни их (Евр.13:7), начало празднования верховным Апостолам относится к Апостольским временам первенствующей Церкви. Действительно, гробницы их со времени преставления их известны были всем. На месте их погребения, как повествует в своей истории Евсевий, ссылаясь на слова Тертулллиана и епископа Гаия и Кая III века, поставлены были трофеи, кои конечно были для христиан священными местами молитвы, и где впоследствии, при Константине Великом, на месте древнего сооружён новый великолепный храм. Иероним пишет: «когда я был отроком и учился в Риме, то с своими сверстниками я обыкновенно ходил в воскресные дни на гробницы Апостолов и мучеников». Из писателей IV века видно также, что в этом веке в честь Ап. Петра и Павла воздвигнут был храм и в Константинополе, а равно и то, что праздник в честь их в этом веке был уже повсеместным в христианской Церкви. Духовные учители IV века Амвросий, Златоуст, Августин, Максим Туринский и многие другие оставили потомству свои поучения, произнесённые ими в день Ап. Петра и Павла. Св. Амвросий Медиоланский в IV веке в день Петра и Павла говорил: «этот день известен всем вам, братия, и всему миру известнейший, потому что сегодня память блаженнейших Петра и Павла. Празднование им не может утаиться ни в одной части мира». Св. Григорий Богослов в том же веке в обличительном слове на Юлиана говорил: «они (т. е. Ап. Пётр, Павел и другие) прославляются великими почестями и празднествами». Св. Златоуст в день Петра и Павла между прочим беседовал: «что больше Петра? Что равно Павлу делом и словом? Они превзошли всю природу земную и небесную. Связанные телом, они сделались превосходнее Ангелов. Итак, что скажем о учителях горнего и дольнего естества? Я не имею достойного слова восхвалить прославивших род наш, просветивших сушу и море, истребивших в сердцах людей неверных корень грехов и насадивших семена благочестия. Пётр есть предводитель Апостолов, Павел – учитель вселенной и причастник горних Сил. Пётр – узда беззаконных Иудеев, Павел призывает язычников; и усматривай высочайшую мудрость Господа, Который Петра избрал из рыбарей, Павла из скинотворцев. Петр – начало православия, великий священнослужитель Церкви, необходимый советник христиан, сокровищница горних даров, избранный Апостол Господа; Павел – великий проповедник истины, слава вселенной, на небеси человек и на земле Ангел, слава Церкви, орёл, парящий в высоте, духовная лира, орган Господень, бдительный кормчий Христовой Церкви. Пётр своей тенью укреплял расслабленных и освобождал от смерти; Павел своими одеждами прогонял болезни и диавола». В другой беседе св. Златоуст говорил: «Павел и Пётр не преставились ли от настоящей жизни, первый быв усечён, второй противоположным Господу образом прияв крестное мучение! И не за то ли особенно они и прославляются и воспеваются по всей вселенной?» Блаженный Августин в день Петра и Павла поучал: «сегодня Церковь с радостью прославляет двоих строителей имени христианского. Ибо сии двое избраны были для спасения двух народов; Пётр для спасения Иудеев, Павел для спасения язычников. Пётр, возделывая в Иудее древнее и не засеянное поле, под сенью закона бесплодное, и от теплоты истинного Солнца закрытое, оплодотворял его спасительною верой и благодатью. Павел посылается к язычникам на землю новую, вовсе бесплодную и невозделанную, чтобы он, неутомимый деятель, ралом креста Господня прорезал её и на поле бесплодном насадил новый виноград Христов». В другом своём слове Августин говорил в праздник Ап. Петра и Павла: «в настоящий день совершается торжество в честь св. Апостолов Петра и Павла, потому что, по свидетельству Римской Церкви, они восторжествовали над диаволом, сегодня получили победный венец. Хотя из предания известно, что они пострадали не в одно время, впрочем, память обоих торжествуется в один день потому, что Ап. Павел через год пострадал в тот же самый день, в который Пётр переселился от уз плоти во свет Ангелов. По моему мнению последний из Апостолов увенчан в тот же день, в который сподобился венца первый, с той целью, чтобы доказать, что, хотя они призваны в Апостольское служение в разное время (Пётр задолго до страдания Господа, а Павел после вознесения Его), впрочем оба наслаждаются одинаковым блаженством, и в отношении к обоим одинаковым образом обнаружилась благодать Божия. Первый избран из числа немощных мира, да посрамит сильных, ибо он до Апостольства был рыбарём; и в другом преизбыточествовал грех, да умножится благодать, ибо он до призвания гнал Церковь Божию. Так Просвещающий всякого человека, грядущего в мир, возжёг в Риме, столице народов, два светила для просвещения народов. В первом из них сияет слава смирения, а во втором слава милосердия Божия над преступным нечестием. Первый предостерегает нас от надмения, а второй от отчаяния. Будем помнить это, и помня не будем гордиться мирским величием, равно как отчаиваться в милосердии Божием, когда придёт нам на память наше нечестие».

В VI столетии праздник Ап. Петра и Павла в Церкви Константинопольской стал совершаться торжественнее. Феодор чтец пишет: один Римский сенатор Фест, по каким-то гражданским делам отправленный к царю Анастасию (491–518), прибыв в столицу, убеждал, чтобы память верховных Апостолов Петра и Павла празднуема была с особенной честью и благоговением. Посему хотя и прежде до просьбы Феста этот день был праздничным, – теперь стали проводить его с гораздо большей торжественностью». В VII веке св. Андрей Иерусалимский или Критский, в VIII в. Иоанн Дамаскин и Косьма Маиумский и многие другие написали хвалебные песни в честь Петра и Павла, ныне поемые Церковью в день их памяти.

Празднуя Петру и Павлу, Прав. Церковь прославляет их первопрестольниками и вселенскими учителями, просветившими западный мрак; Петра – предначальником Апостолов, Павла паче иных потрудившимся; прославляет Петрову твёрдость и Павлов разум, и созерцает в них образ обращения согрешающих и исправляющихся, в Ап. Петре – образ отвергшегося от Господа и покаявшегося, в Ап. Павле – образ сопротивлявшегося проповеди Господней и потом уверовавшего.

† Память о св. Петре царевиче, Ростовском

Св. Пётр царевич ясный пример тому, что пребывание пастырей Русской Церкви в орде, тяжёлое для них, не оставалось без плодов для св. веры298. Ростовский епископ Кирилл ходил в орду к хану Бергаю по нуждам Церкви. При восшествии нового хана на престол, князья и пастыри наши обыкновенно ходили на поклон к нему. Так было и при Бергае, – он взошёл на престол после брата своего в 1257 г.299. Ласково принятый Бергаем, блаж. Кирилл, по его желанию, рассказал ему о св. вере, как распространил её св. Леонтий в Ростове, какие чудеса совершаются при мощах его во славу имени Христова и силой Христовой. В числе слушателей беседы епископа с ханом был юный племянник Бергая, сын брата его. Слово о вере Христовой пало на добрую почву – на сердце доброго юноши. Он был сильно пощажён тем, что слышал о св. вере, и стал уверяться в пустоте своей языческой религии – поклонения солнцу, звёздам, огню. В том же году у хана захворал сын, и хан, вспомнив рассказы Ростовского епископа об исцелениях, совершающихся при гробе св. Леонтия, вытребовал Кирилла к себе для исцеления сына. Святитель, после тёплой молитвы к Богу и Пресвятой Богоматери, молил чудотворца Леонтия оправдать дело св. веры перед заблудшими. Прибыв в орду, он исцелил больного царевича молитвой и освящённой водой. Щедро одарённый ханом, Ростовский епископ отправился в отечество. Юный племянник хана во время вторичного пребывания епископа у хана решился удалиться с ним в Ростов, чтобы там принять св. веру. Не смея открыть своих намерений матери, боясь власти дяди, он тайно ушёл из орды и, догнав на дороге епископа, со слезами просил взять его с собой. Святитель согласился.

В Ростове царевич жил в доме епископа, ходил смотреть на чин Богослужения, слушал чтение и пение, и всё его приводило в восторг. Тогда в кафедральном храме епископа, говорит древний повествователь, «на левом клиросе пели по-Гречески, а на правом по-Русски». Царевич просил крестить его. Епископ опасался, не навлечь бы гнева ханского на Ростов за царевича. – Но прошло довольно времени, поисков о царевиче не было из орды, и епископ крестил его с именем Петра. Новый христианин научился Русскому языку, усердно читал книги, трудолюбиво молился, посещал Богослужение храма, жил чисто и воздержно, – оставаясь в доме епископа.

Блаж. Кирилл скончался, и 19 сент. 1261 г. из Авраамиевой обители взошёл в кафедру Ростовскую св. Игнатий300. Пётр продолжал жить и при св. Игнатии в кафедральном доме. – Продолжая усердно посещать храм Божий и жить благоговейно, по временам забавлялся он соколиной охотой на берегу озера Неро. Раз, замедлив до ночи на этой охоте, заснул он у озера. Ему явились во сне, по пробуждении и на яву, св. Ап. Пётр и Павел; в ужасе он пал пред ними, и они, подняв его, ласково сказали: «не бойся, друг Пётр, – мы посланы к тебе Богом, в Которого ты уверовал, и желаем, чтобы здесь, где заснул ты, создана была церковь в наше имя; завтра выменяешь три иконы, одну Богородицы с Предвечным Младенцем, другую св. Николая, а третью см. Димитрия, отнесёшь их к епископу и скажешь: Апостолы Пётр и Павел повелевают построить в их имя церковь на указанном ими месте». Затем дали они царевичу два мешка, один с золотом, другой с серебром, и стали невидимы. Блаженный Пётр пробыл в молитве до утра на месте, где явились ему Апостолы. Потом нашёл в городе у иконописца три указанные иконы, выменял и понёс их к епископу. В ту же ночь св. Игнатию явились Апостолы и приказали построить в их имя храм. Устрашенный тоном приказания и видом их, Игнатий утром пригласил к себе князя, – тогда был князем сын мученика Василька Борис301, – и, рассказав ему о видении, говорил: «не знаю что делать? недоумеваю, где строить храм?» В это время они увидели Петра с иконами на руках; епископ и князь поражены были изумлением, откуда мог взять Пётр иностранец такие прекрасные иконы, тогда как в городе на то время не было иконописца? Выслушав рассказ Петра, они благоговейно поклонились св. иконам, отслужили в храме молебен перед ними, совершили крестный ход на место явления св. Апостолов – и здесь в построенной на скоро часовне поставили чудные иконы.

После того в одном из разговоров Ростовский князь сказал Петру: «пусть владыка строит тебе церковь; а если я не дам тебе места, что ты будешь делать?» – «По воле Апостолов куплю землю», отвечал Пётр. Князь объявил: пусть по черте земли, нужной Петру, кладёт он рядом по девяти монет серебряных и десятую золотую и, на сколько достанет монет, тот участок будет его собственностью. Согласен ли на то Пётр? – «Как повелит владыка, так и поступлю», отвечал Пётр и сказал о требовании князя святителю. – Святитель одушевил Петра упованием на Господа: «было же, говорил святитель, что по молитве пророка горсти муки достало на прокормление пророка и вдовы на целый год, – молитва Апостолов сильнее; если бы и случилось употребить даже родительское имение, не надобно жалеть для Бога». Блаж. Пётр выбрал обширную площадь на берегу озера; по воле князя протянули вервь кругом площади. Пётр сказал: «прикажи, князь, копать ров, как бывает в орде, чтобы не пропало место». Затем Пётр начал класть в вырытом рве монеты, вынимая их из мешков, данных Апостолами; так клал он по всему протяжению рвов, а монеты, к изумлению и ужасу князя и других, не истощались. Целый воз монет достался князю, который принял их, как благословение Апостольское, и несколько дней щедро раздавал милостыню бедным. – На отведённом месте построен был храм св. Апостолов и при нём основался монастырь иноков.

Сам царевич оставался мирянином, но был молчалив, всегда занимаясь в душе то молитвой, то размышлением о вечности. Св. Игнатий и князь, опасаясь, как-бы царевич не удалился в орду, предложили ему вступить в брачную жизнь, и Пётр согласился. Невестой себе выбрал он дочь Ордынского вельможи, поселившегося в Ростове. Св. Игнатий сам венчал его; а князь, полюбивший его, побратался с ним, и святитель укрепил это душевное братство их церковной молитвой. На земли, подаренные храму и царевичу, кн. Борис выдал грамоты. – Пётр прожил в супружестве много лет, был отцом детей, оставаясь отцом всех бедных и несчастных; пережил и князя-брата († 1278 г.) и св. Игнатия († 1288 г.); незадолго до кончины, овдовев, он принял монашество, в глубокой старости мирно перешёл ко Господу, Которого возлюбил, и похоронен был в основанной им обители в своей усыпальнице. Это было, как вероятно, в 1290 г.302.

Дети князя-брата звали св. Петра дядей, но дети их не хотели уважать это духовное родство и стали отнимать луга у сына его Лазаря. – «Мы слышали, говорили они, что родители наши называли его дядей; наш дед взял у него много золота и серебра и побратался с ним в церкви; но татарский род – не наша кость, а серебра не оставили нам ни он, ни родители наши». Более всего неприязнь их к детям Петра возбуждалась завистью; завидовали, что те «в орде выше их честь принимают». Так поступали кн. Василий и Александр Константиновичи. Лазарь жаловался в орде, и ханский посол, обмерив земли по грамоте кн. Бориса, запретил оскорблять сына Петрова. Внук блаж. Петра Юрий особенно старался подражать благочестью деда: он украсил в соборе икону Богоматери гривной, благотворил причт соборный, торжественно праздновал праздник Апостолов; совершал поминовение по усопшим родным. Правнуки князя Бориса стали было отнимать у него право ловить рыбу в озере, так как грамоты его говорили только о земле. Ордынский посол велел князьям снять воду с земли, если земля Юрия, а вода их. Когда же они сказали, что это невозможно, присудил по земле и воду Юрию. При Игнатии, сыне Юрия, скончавшегося в глубокой старости, слух о приближении грозного царя Ордынского к Ростову рассеял князей Ростовских. Игнатий заставил епископа идти с ним на встречу Ахмылу и вынести подарки – соколов, шубы и угощение. Правнук объяснил своё происхождение из орды и сказал: «се село купля прадеда нашего». Гордый татарин ласково принял «тешь царскую» – соколов и помиловал город303.

Когда царевич Пётр причтён к лику святых, по памятникам не видно. По всей вероятности, память его местно чтили ещё с конца XV в. В 1563 г. царь Иоанн призывает молитвенную помощь его, как и других чудотворцев304.

«Священный гроб твой, Петре, творит исцеления; прогоняешь ты недуги и духов злых».

«Искренний исполнитель любви Христовой, живый и по смерти, – оказываешься ты помощником людям, целителем болезней неисцельных и всяких страданий».

«По мере труда твоего великого, св. Петр, ты сподоблен духовного сияния: просвети же сущих в греховной тьме, как имеющий дерзновение перед Богом молить о помиловании нас»305.

* * *

298

Житие св. Петра царевича передают нам: а) ркп. житие его, написанное не позже XV в. (в минее м. Макария); б) икона святого с изображением событий жизни его; в) служба ему. Житие иэдано в Православ. Собеседн. 1859 г. I, 360–476.

299

Карамз. 4, пр. 136.

300

Карамз. 4, 113 о св. Игнатии мая 28. Ркп. житие: «владыка же почте его и повеле ждати; бе бо размышляя о искании отрока. И по мале времени царю Берке умершу, а орде мятущейся, а исканья отроку не бысть, и крсти отрока св. владыка и нарече имя ему Петр и во учении Господни пребываше в церкви. И преставися св. владыка Кирилл». Здесь есть ошибка, Берка умер в 1266 г., спустя 5 лет после того, как умер Кирилл, Никон. л. III, 41. 45. О хронологических ошибках пролога и словаря святых Ист. Русск. Церк. II, 30.

301

После мученической кончины св. Василька, сперва под опекой матери, потом один был князем в Ростове Борис Васильевич; он скончался 16 сент. 1278 г. Никон. л. 3, 33. 40. 63.

302

«И мирна лета много живши, преставися Петр в глубоцей старости, ко Господу отыде, Его же возлюби, и положиша его у св. Апост. Петра и Павла у его спалиша». См. пр. 204.

303

Правнуки кн. Бориса – Феодор († 1331 г.) и Константин († 1365 г.) и Васильевичи. Хан, подходивший к Ростову, в житии называется Ахмылом. – Едва ли под ханом Ахмылом не разумеется х. Пулад-Темир, грабивший в 1360 г. Болгары и соседние места, а в 1366 г. входивший во владения князей Нижегородского и Суздальского (Никон. л. III, 218. IV, 17. Львов. лет. III, 128–136).

304

Ист. Акт. I, 320. – В святцах устава XVI в. (Толстого I, № 100): июн. 29 «преставление св. Петра царевича, Ростовского чудотворца». В описании Росс. святых: «святый и преподобный Петр, царевич Ордынский и Ростовский чудотворец, преставися в л. 6771 м. июня в 29 д.». На иконе Русских святых XVII в. написан в иноческом одеянии «преп. Петр царевич».

305

Минея на июнь м. 1646 г. таже служба в ркп. 1592 г. у Царского № 563.


Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах / Сост. преосвящ. Филаретом (Гумилевским) архиеп. Черниговским, с дополнениями из других авторов : С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева и др. – Изд. 3-е, доп. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1900. / Июнь. – 338, IV с.

Комментарии для сайта Cackle