святитель Филарет Московский (Дроздов)

315. Беседа по освящении храма святой великомученицы Варвары, в Варваринском сиротском доме

(Говорена ноября 1-го; напечатана в Твор. Св. Отц. 1855 г. и в собр. 1861 г.)

1855 год

Священный Псалмопевец, в протяженном псалме, исполненном духа молитвы, любви к Богу и учения духовного, после молитвенного воззвания к Богу: «вразуми мя, и научуся заповедем Твоим», с некою нечаянностию, как бы озаренный внезапным светом, восклицает: «разумех, Господи, яко правда судьбы Твоя» (Псал. CXVIII. 73, 75).

Видно, пред сим, смотря на свою жизнь и на некоторые происшествия, был он в недоумении о судьбах Божиих. Видно, встречал он такие события, о которых разум его умел только спрашивать: каким образом, почему и для чего сие устроено или допущено Провидением Божиим, и какая в сем правда судеб Божиих, но не умел дать на сие ответа. Как же просветилось неведение, и разрешились недоумения? – Он не домогался постигнуть в тайны судеб Божиих, он желал только "научиться заповедям" Божиим, достаточно уразуметь волю Божию, чтобы благоугождать Богу, и о сем молился: «вразуми мя, и научуся заповедем Твоим». И сия простая, смиренная молитва привлекла ему свет, который озарил его не только познанием заповедей Божиих и спасительной воли Божией, но и откровением таин и разумением сокровенной правды судеб Божиих: «разумех, Господи, яко правда судьбы Твоя».

Сей духовный опыт святого мужа преподает нам достойные глубокого внимания наставления.

Не смущайся, когда встречаешь события скорбные или тягостные, и тебе непонятно, как оне допущены Провидением Божиим, и как согласить их с правдою и благостию Божиею. Не думай, что там уже и нет правды Божией, где не усматривает ее твое не тонкое око.

Не усиливайся проникать в тайны судеб Божиих. Не дерзали на сие и Святые.

Пойми то, что можно и нужно понять прежде прочего, именно, что твой разум один недостаточен не только для проницания в тайны Божиих судеб, но и для разумения заповедей Божиих во всем их пространстве и глубине, и в разнообразном их приложении к жизни внутренней и внешней; и что для сего надобно приобрести дар разумения усердною молитвою к Богу: «вразуми мя, и научуся заповедем Твоим». Уразумей сию утешительную истину, что искреннее и деятельное желание научиться заповедям Божиим, и исполнять волю Божию, может возвысить душу к нему, и привлечь ей молнию духовного света, не ослепляющую и поражающую, но просвещающую не только ведением правого пути жизни, но и откровением таин правды Божией.

Предложенные теперь размышления, употребительные с пользою всегда и везде, особенно не чужды настоящему времени и сему месту.

В естественном порядке то, чтобы потомки созидали памятники предкам, дети – родителям. Но сей храм, с прилежащим ему благотворительным учреждением, есть памятник от предков потомкам, от родителя детям. Два сына его, тщательно в благочестивом благонравии воспитанные, достигшие возраста, который мог обещать ему вскоре сыны сынов, прешли в невидимый дом Отца небесного. Дщерь уже начавшая исполнять подобную надежду, сделавшись супругою и матерью, подобно братьям, поспешно удалилась за пределы видимого, унося с собою и свое потомство. Надежда для отца семейства еще осталась: но много уже надежд утрачено безвозвратно. Темен облак судьбы над сими событиями. Но благословен Владыка судеб, Отец щедрот, Бог утешения. Огорченную любовь к детям Он вразумил искать утешения в любви к ближним, в деле человеколюбия. Утешение, без сомнения, обретено. Можно ли обрести и свет, для усмотрения правды и благости Божиих судеб, сквозь сумрак событий не светлых и не радостных? – Кажется, можно.

Случилось, что душа юноши открылась мне до глубины своей. Он искал разрешения своего недоумения. Видел желание родителя ввести его в супружескую жизнь, тогда как сам желал посвятить жизнь свою Богу в девстве. В нем поставлены были в борьбу две добродетели: почтение к родителю и любовь к девству. Не хотел он отказать родителю в его желании: не хотел отказаться и от любви к девству. Я дал ему совет, чтобы он, не прекословя родителю, просил себе времени на размышление, и между тем прилежно прибегал к Богу с молитвою: «скажи мне, Господи, путь, в оньже пойду, яко к Тебе взях душу мою» (Псал. CXLII. 8). Господь внял молитве; прекратил затруднение; сохранил добродетель: – чрез недолгое время взял к Себе юношу, сохранившего и девство и почтение к родителю. Не бессмертный ли это луч света из гроба? Не видите ли здесь правды и благости судеб Божиих?

И судьба приснопамятной рабы Божией болярыни Варвары, оплаканная в свое время любовию родительскою, не должна ли ныне быть благословлена, и впредь благословляема, любовию христианскою? Увяло юное древо, и упал в землю ранний недозрелый плод: но явилось искусство, действием котораго возникает сад, начинающий приносить нового рода плоды, имеющие возобновляться непрерывно. Не оставившая по себе естественного потомства получает искусственное потомство, рожденное и рождаемое не от плоти и крови, но от духа любви христианской. Если "благословением» признается видеть своих «сынов..., яко новосаждения масличная окрест трапезы» (Псал. CXXVII. 4–5): меньшее ли благословение, даже не высшее ли благословение – по человеколюбию собрать множество чужих сынов или дщерей, сирых, беспомощных, наполнить ими дом, уготовать им трапезу, одежду, покой, полезное наставление, и наипаче вести их к Богу посредством учения веры, посредством молитвы и святыни храма? Пекущиеся о своих детях следуют влечению природы774: христиански призревающий и воспитывающий чужих беспомощных детей приносит бескорыстное служение отечеству земному и небесному, и Самому Отцу небесному. Небесный "Отец сирых" (Пс. 67:6) и беспомощных являет им Свою благость, возбуждая в сердце человека сострадательное желание расточать на них свои сокровища: Бог правды собирает сии тленные сокровища и составляет из них для благотворящего нетленное сокровище на небесах. «Расточи, даде убогим: правда его пребывает в век века» (Псал. CXI. 9).

Дадим славу судьбам Божиим, часто для нас непонятным, но всегда правым и благим, которые иногда путем мрака ведут к свету, лишением утешения естественного – к утешению благодатному.

Если иногда не достигаем того, чтобы могли мы сказать: «разумех, Господи, яко правда судьбы Твоя»: научимся по крайней мере говорить: верую, Господи, «яко правда судьбы Твоя»; и с упованием покоряюсь им.

Похвалим в ближнем, – и в наставление самим себе похвалим – искусство врачевать скорбь деланием добра. Это врачевство превосходное.

Сорадуясь благотворению и приемлющим благодеяния, пожелаем, чтобы насажденное человеком возрастил Бог.

Христе человеколюбче, рекий некогда: «оставите детей приходити ко Мне» (Мк. X. 14)! Се пред Тобою сонм детей. Никто не возбраняет им приходити к Тебе, но мы тщимся приближить их к Тебе, и приклонить под осенение Твоей десницы. Благослови и благословляй их, да возрастают в благочестии и благонравии; да будут достойны общества христианского, да соделаются чадами царствия Твоего вечного. Аминь.

* * *

774

В рукописи автора и в Твор. Св. Отц. здесь вставлены слова: «и едва ли не большею частию служат себе, готовя себе в них утешение и опору, хотя притом и не теряют из вида высших целей воспитания».



Источник: «Сочинения Филарета, митрополита Московского и Коломенского» в пяти томах (1873, 1874, 1877, 1882, 1885) – М., типография А. И. Мамонтова и К° (М., Леонтьевский переулок, № 5). Раздел «Библиотека» сайта Троице-Сергиевой Лавры

Вам может быть интересно:

1. Слова и речи – 139. Речь Благочестивейшему Государю Императору Николаю Павловичу, пред вступлением в Успенский Собор, по возвращении Его... святитель Филарет Московский (Дроздов) 389K 

2. Слова и речи – 422. Беседа по освящении храма Пресвятой Богородицы, Взыскательницы погибших, в Тюремном замке пересыльных арестантов святитель Филарет Московский (Дроздов) 389K 

Комментарии для сайта Cackle