святитель Филарет Московский (Дроздов)

358. Беседа в пяток Пасхи и в день рождения Благочестивейшего Государя Императора Александра Николаевича

(Говорена в Усп. Соборе апреля 17-го; напечатана в Твор. Св. Отц. 1859 г. и в собр. 1861 г.)

1859 год

И приступль Иисус, рече им глаголя: дадеся Ми всяка власть на небеси, и на земли (Матф. XXVIII. 18).

Господь наш Иисус Христос, по воскресении Своем из мертвых, Своим ближайшим ученикам, и другим верующим в Него, многократно являлся в продолжении четыредесяти дней, до Своего вознесения на небо. Первые Его явления имели целию дать полное удостоверение о том, что Он действительно воскрес из мертвых. В других последующих явлениях Он "глаголал яже о царствии Божии» (Деян. I. 3), преподавал высшие познания истин и таинств веры и устроял Свою Церковь. Евангелист Матфей в конце своего евангелия описал одно из сих явлений, имеющее особенную знаменательность, как можно усмотреть, между прочим, из того, что в других явлениях Господь открывал Себя одному или многим, без предварения, как внезапный посетитель или спутник, а о сем явлении предварил учеников Своих, и назначил для него место. «Да идут в Галилею, и ту Мя видят» (Матф. XXVIII. 10).

Евангелист не определяет времени сего явления: но, без сомнения, оно последовало уже тогда, когда предшествовавшими явлениями по крайней мере в ближайших учениках Его достаточно была утверждена и освобождена от сомнений вера в совершившееся воскресение Господа.

Хотя Евангелист только на одинадцать Апостолов указывает, как на очевидцев сего явления Господа: однако, вероятно, что в сем участвовали и многие другие. Вероятно879, к сему клонилось и раннее о сем явлении предварение, и назначение места в Галилее, где Христос Спаситель много проповедывал прежде страдания Своего, и где тогда много было уверовавших в Него; и, конечно, из сих-то «овии... усумнешася» (Мф. 28:17), не быв приготовлены видением предшествовавших явлений Воскресшего, как приготовлены были Апостолы880.

Господь Иисус начал Свою евангельскую проповедь возвещением, что «приближися ...царство небесное» (Матф. IV. 17): и при конце Своего земного поприща уже самою короткою мерою определял сию близость: «не имам ясти, – не имам пити, – дóндеже царствие Божие приидет» (Лук. XXII. 16, 18). Но ученики Его еще не довольно понимали царствие небесное; они еще не освободились от иудейской мысли о земном царстве Мессии. С воскресением Господа настало время, поелику открылась удобность, дать им ясное, опытное понятие о царствии небесном, показать им оное в самом действии. Для сего воскресший Господь является собранным по предварительному повелению Его в Галилею ученикам, и провозглашает Свое воцарение в том царстве, которого приближение предсказывал881: «приступль Иисус, рече им, глаголя: дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли». Теперь видите: царь предвозвещенного882 царства есть воскресший Христос; Его царство есть "небесное", потому что Его воскресшая жизнь, очевидно, есть уже не земная, а небесная и пренебесная, и такова же Его деятельность; но царство Его не ограничивается небом, а простирается и на всю землю, для того, в особенности, чтобы верующих в Него человеков из земной несовершенной, смертной жизни, посредством благодатного возрождения, возводить в жизнь небесную, совершенную, бессмертную, в блаженство царства небесного.

Но слово Господа нашего воскресшего, разрешая вопрос: что такое царство небесное, которого приближение Он предсказывал, в то же время пораждает другой вопрос: каким образом не прежде, как по воскресении, дана ему всякая власть на небеси и на земли, когда Он имел сию власть от вечности, яко единородный Сын Божий, Которым «создана Быша всяческая, яже на небеси, и яже на земли» (Кол. I. 16), и Который "носит ...всяческая глаголом силы Своея» (Евр. I. 3)?

Для разрешения сего вопроса надлежит различить состояние Сына Божия до Его воплощения от состояния Его по воплощении, состояние его, как Бога, и состояние Его, как Богочеловека. По первому состоянию, как Бог, Он имеет всегдашнюю неограниченную власть над всем, что им создано, и провидением Его хранимо и управляемо. Во втором состоянии Он, вступая в земную жизнь, «Себе умалил, зрак раба приим» (Фил. II. 7); и тогда слава Божества Его была сокрыта; Его человечество только еще готовилось к прославлению. Принеся себя, по человечеству, за повинное пред Богом наше всеродное человечество, в очистительную жертву правосудию883 Бога отца, Он приобрел в воскресении Своем прославление Своему человечеству и вместе надежду прославления нашему всеродному человечеству. Туда, где от века пребывал Он, и пребывает, как Бог, теперь возшел, как Богочеловек, – «превыше всех небес» (Еф. 4:10); и, как воспевает Церковь, «Ангели дивятся, человека зряще превыше себе»884.

До крестной смерти и воскресения Христа Спасителя, для человека, грехом и осуждением греха изринутого из рая, рай и небо заключены были вечным правосудием, и не видно было власти, их отверзающей; врата ада за нисходящими в него грешниками были заключены, и не видно было власти, их отверзающей. Воскресший Христос есть «святый и истинный, имеяй ключь Давидов», – крест, «отверзаяй, и никтоже затворит» (Апок. III. 7). Ему «дадеся ...власть» отверзать ад, и изводить древле осужденных, отверзать небо, и вводить помилованных.

Власть, которая "дадеся" воскресшему Христу Богочеловеку "на земли", есть таже, действующая здесь начинательно, которая действует совершительно на небеси. Здесь Он вводит верующих из царства поврежденной природы в царство благодати, чадам ветхого Адама "дает... область чадом Божиим быти» (Иоан. I. 12): там из царства благодати, возводит их в царство славы.

Наконец, в провозглашении царской власти воскресшего Христа да не будет оставлено без особенного внимания открываемое пространство сей власти: «всяка власть на небеси и на земли». В каких разнообразных885 видах является «всякая власть» Его на небеси, это недоступно нашему созерцанию. Помыслим о ближайшей к нам всякой власти Его на земли. Если Он имеет "всякую власть": то нет здесь никакой власти и силы, которая не была бы подчинена Его власти. Простирая власть благодати на каждую душу верующую и на все царство веры, на созданную Им Церковь, Он также простирает власть Своей премудрости, благости и правды и на видимую жизнь человека личную и общественную, и на все царство природы. Под властию Его премудрости и благости животворно солнце светит, ветер дышет, облака дождят, вода орошает и поит, земля износит благопотребные человеку прозябения. Под властию Его премудрости и благости рождается человек, возникает семейство, возрастает, укрепляется и цветет народ, созидается, утверждается и возвышается царство. Под властию оскорбленной благости и правды Его, солнце опаляет, воздух дышет тлетворно, облак пускает смертоносные стрелы молний, вода потопляет, земля отказывает человеку в дарах своих. Под властию оскорбленной благости и правды Его, невнимательный к сей власти человек лишается света и блуждает, семейство расстроивается, народ смущается886, царство колеблется. Кроткую для кротких, а для "шатающихся языков", для "людей поучающихся тщетным", для "расторгающих узы" Божественнаго закона, грозную власть дал Отец небесный единородному Сыну Своему, Царю Христу Своим предопределением: «проси от Мене, и дам ти языки достояние Твое; – упасеши я жезлом железным, яко сосуды скудельничи сокрушиши я» (Пс. II. 1, 3, 8–9).

Благоговей пред властию Царя Христа, сын царствия небесного, искомого и чаемого. Благоговей пред властию Царя Христа, сын царства земного. Благоговей пред Ним мыслию, сердцем, делом, жизнию. Вопрошай часто, чего хощет Он от тебя, и исполняй волю Его, "работая Ему со страхом», и, исполнив, "радуйся Ему с трепетом» (Пс.2:11). Предпринимая дело, вопрошай, угодно ли оно Ему: и проси его благословения на то, что угодно Ему: и не колеблись отвергать то, что Ему не угодно. "Приими сие наказание", то есть, наставление887, «да не когда прогневается Господь» (Пс.2:12).

Радостно и назидательно видеть ныне благочестивый народ, радующийся о Благочестивейшем Царе, и радость свою приносящий пред лице Царя царствующих, благодарящий его за рождение Царя, как за небесный дар, просящий долгоденствия и благоденствия Царю, как небесного дара. О, если бы так всегда и во всем! –

Почто иные самонадеянные умы, вышед из повиновения вседержавной премудрости Христовой, домогаются самопроизвольно и своемудренно господствовать888 над делами, и над законами, и над общенародным разумением? – Почто на страже правды и честности поставляют не высокий и889 сильный страх Божий, а малодушный и890 ничтожный страх мнения человеческого? О, если бы никто в царстве земном не действовал в забвении о власти небесной! О, если бы, «яко очи раб в руку господий своих, ...тако очи наши ко Господу Богу нашему, дóндеже ущедрит ны!» (Пс. CXXII. 2). Верен Владыка душ совершить891 спасение душ; верен Царь царствующих благословить намерения и подвиги Царя, и благоустроить и в благоустройстве сохранить892 царство. Аминь.

* * *

879

В рукоп. автора сначала вместо сего было: «что».

880

Слова сии в рукоп. автора вставлены после.

881

В рукоп. автора прежде было: «в предсказанном царстве небесном».

882

Вместо сего было прежде слово: «небеснаго».

883

Слово сие в рукоп. автора вставлено после.

884

Стихир. на вознес. Госп.

885

Слово сие в рукоп. автора вставлено после.

886

Вместо сего было в рукоп. автора: «мятется».

887

Слова сии в рукоп. автора вставлены после.

888

В рукоп. автора вм. сих слов было: «ум человеческий вышед из повиновения вседержавной премудрости Божией, домогается самопроизвольно и неограниченно царствовать».

889

В рукоп. автора сии слова вставлены после.

890

В рукоп. автора сии слова вставлены после.

891

В рукоп. автора прежде стояло: «устроить».

892

Слова сии в рукоп. автора вставлены после.



Источник: «Сочинения Филарета, митрополита Московского и Коломенского» в пяти томах (1873, 1874, 1877, 1882, 1885) – М., типография А. И. Мамонтова и К° (М., Леонтьевский переулок, № 5). Раздел «Библиотека» сайта Троице-Сергиевой Лавры

Вам может быть интересно:

1. Слова и речи – 170. Слово в день Святыя Пасхи святитель Филарет Московский (Дроздов)

2. Слова на первую седмицу Великого поста – Слово в понедельник недели 1-й Великого поста, на часах cвятитель Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический

3. Пастырь-мученик Александр Александрович Бронзов

4. Проповеди схимонах Иосиф Ватопедский

5. Святая Чаша на Литургии Преждеосвященных Даров профессор Иван Алексеевич Карабинов

6. Требник на русском языке – Молитвы в начале поста Святой Четыредесятницы иеромонах Феофан (Адаменко)

7. Слово о Кресте Господнем архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

8. Беседы на Евангелие от Матфея – Беседа 4 святитель Иоанн Златоуст

9. Поучения и проповеди святитель Димитрий Ростовский

10. Толкование на книгу Второзаконие профессор Александр Павлович Лопухин

Комментарии для сайта Cackle