Понимание Креста
Эта неделя (3-я неделя) Великого поста посвящена Кресту. Крест, красиво украшенный, находится в храме обычно прямо в центре. Мы с вами созерцали Крест Христов в пятницу вечером, весь вчерашний день, сегодня утром за Литургией и в последний раз – сегодня вечером. Сегодня мы рассмотрим особый вопрос: смерть Иисуса Христа как искупление грехов, искупительная жертва, спасение, выкуп – это все слова из Библии; из Ветхого и в то же время из Нового Завета. Так почему же распятие Христа и вся Его жизнь, которая заканчивается крестными страданиями и смертью, понимается как спасение – наше спасение – или искупление наших грехов? Обычно это объясняется так (так пишет, например, и Апостол Павел): Христос умер за нас, Он умер за нас, pro nobis или hyper ēmōn. Он умер за нас.
И как же мы должны это понимать, особенно в контексте искупления, платы? Ведь используется образ «куплены дорогой ценою». Мы не принадлежим самим себе, мы принадлежим Ему, потому что Он искупил нас ценой Своей Крови. Это образы из Священного Писания. Определенным образом они используются в Еврейской Библии (Ветхом Завете), затем и в Писании, которое мы называем Новым Заветом – все эти книги написаны евреями и истолковывают закон, псалмы и пророков из так называемого Ветхого завета.
Сегодня мы остановимся на теме Креста Господня. Мы видим, что некоторые христиане, возможно многие, или даже большинство, воспринимают страдания и смерть Спасителя через призму упомянутых образов прежде всего как наказание. Я, конечно, очень упрощаю, но иногда такой упрощенный способ восприятия очень ярко и наглядно изображается в некоторых книгах и фильмах… Например, в фильме Мела Гибсона, который был очень популярен пару лет назад. Как он назывался? Страсти Христовы.
Это выглядит примерно так: люди, или Адам, или человечество, согрешили. Грех вызвал гнев Божий. И чтобы примириться с Богом, человечество должно понести наказание за совершенный грех. Однако так как грех совершен против Бога, человек не может понести соответствующего наказания или воздаяния. Поэтому Бог так возлюбил мир, что послал своего Единородного Сына, обладающего той же Божественной природой, что и Бог Отец, рожденного на земле от Пречистой Девы, вочеловечившегося для того, чтобы понести наказание за грехи человечества. Таким образом, крестные страдания и муки Спасителя, Его смерть рассматриваются как искупление нашей вины.
По закону, если вы совершили преступление, вы должны понести наказание. Степень наказания должна соответствовать тяжести преступления. Но если преступление совершено против Бога, то и наказание должно быть «божественное». Никто из людей не может его понести, потому что мы не обладаем божественной природой. Таким образом, решение этой проблемы таково: Бог любит мир и, движимый этой любовью, посылает Своего Сына на наказание, на страдания, а наказание, как вы знаете, заключается в страданиях, побоях, насмешках, издевательствах, оплевании, пригвождении к кресту и смерти. И вот тогда грех по отношению к Богу искуплен.
Эта теория иногда называется Теорией Удовлетворения. Необходимо восстановить Божественную справедливость, надо смягчить Божий гнев. Единственный способ отвратить от нас гнев Божий – обеспечить торжество правосудия, правосудие же может восторжествовать при условии исполнения наказания. Наказание, в свою очередь, может быть исполнено только при наличии Божественной Жертвы, которая понесет возмездие в достаточной мере для того, чтобы Бог был удовлетворен.
Иногда эта теория даже называется теорией Искупления Чужой Вины, потому что Иисус, Сын Божий, находится на нашем месте. Мы этого сделать не можем, поэтому Он делает это за нас. Он встает на наше место, как козел отпущения в Ветхом Завете, или в эллинистической традиции «pharmakos» – так называемая жертва, приносимая для исцеления, спасения, освобождения или искупления других людей, это распространенная тема и в нашей жизни и во всей литературе – авраамической, иудейской, мусульманской, христианской традициях, а также в эллинистической и у других народов планеты Земля. Идея безвинной жертвы, принесенной ради спасения остальных, чтобы исполнить наказание, искупить вину. Таким образом, тема эта довольно известная.
Итак, иногда ее называют Теорией Искупления Чужой Вины. Иногда – Теорией Удовлетворения, потому как необходимо исполнить условия закона, смягчить Божий гнев. Иногда она называется Заместительной, и именно так многие люди понимают выражение «Христос умер за нас. Христос умер за тебя. Христос умер за меня». «За меня» воспринимается как вместо меня.
А дальше рассуждение идет следующим образом: раз это случилось, то я могу использовать заслуги Христа. Далее следовали объяснения, как можно это сделать. Опять же очень и очень упрощая, но исторически способы были … хочется сказать, «выдуманы», чтобы объяснить это… Между прочим, исторически эта теория была сначала детально описана Ансельмом Кентерберийским из Англии; он был монахом-бенедектинецем и жил в 11 веке. Он написал книгу Cur Deus Homo – « Почему Бог стал человеком?"- – и то, о чем я сейчас говорю, это упрощенное понимание его мыслей. Может, кто-то из вас захочет поспорить о том, что он действительно говорил, если у вас будет желание, я не возражаю. Это может оказаться очень скучным для многих присутствующих, но, я думаю, с какой-то стороны, его можно воспринимать скорее как последователя учений Платона и Августина, чем как средневекового человека эпохи феодализма.
Но, в любом случае, его учение стало популярным. И вот вопрос стоял так: как соотносится смерть Христа со мной, если Он умер за меня? Как мне можно использовать заслуги Его крестной смерти? Снова все упрощая, некоторые христиане говорили: можно использовать заслугу смерти Христовой путем церковных таинств, паломничеств, пожертвований. И была выработана целая система: каждый человек должен столько-то заплатить за свои грехи, и надо было успеть сделать это до смерти. Это называлось временной карой за грехи.
Но если ты не мог выполнить наказание до смерти, тогда твоя душа отправлялась в Чистилище. И это наказание даже измерялось, символически или буквально – в зависимости от того, как люди это воспринимали – в днях: столько-то дней тебе надо будет претерпеть муки. Дальше утверждалось следующее. Если ты совершил определенные дела: милостыню, паломничества, даже самобичевание – люди даже будут истязать себя дабы сократить дни мучений – тогда им придется меньше страдать, и они смогут попасть в Рай после смерти. А если они этого не делали, их души отправлялись в Чистилище, и они либо претерпевали там наказание за грехи, либо за них заказывалась Месса, ставились свечи, подавалась милостыня, либо совершалось паломничество, таким образом время их наказания могло сократиться.
По сути, это был картельный способ восприятия. В общем, опять все упрощая, были христиане, которых мы обычно называем протестантами, которые говорили: «Мы в это не верим. Мы воспринимаем Христа как Спасителя, и все грехи уже прощены. Он взял вину на Себя. Он полностью расплатился за наши грехи на Кресте. С нас больше ничего не требуется. Мы спасены верой, а не делами. Никаких индульгенций. Это недопустимо. Иисус воспринимается как Спаситель, Бог больше не гневается на нас, потому что Он принял гнев на Себя. Мы больше не несем наказание за грехи, потому что Его наказали за нас. Он заменил нас. Он умер за нас. Он умер за тебя. Он умер за меня. Если вы это принимаете, значит теперь вы примирились с Богом, все в порядке, и после смерти вы отправитесь в рай, если вы в это верите».
Многих людей эта теория отталкивала. И были некоторые христиане, которые говорили: «Это все полная бессмыслица». Помню, как-то я отправился в Американскую Академию Религии на лесбийскую конференцию по христологии. Мне нравилось туда ходить. Я даже написал небольшую книгу на эту тему. Я приходил туда, садился и слушал все выступления, и я помню, как-то мне очень понравилось, что сказал одна выступающая: «Это абсурд! Как будто Бог – карающий отец, который должен выпороть своего сына, чтобы успокоиться, и Он так зол, что должен его очень сильно наказать, иначе гнев не пройдет. А поскольку Он не может наказать нас, Он посылает Своего Сына и избивает его на кресте или позволяет это сделать другим, и после этого Отец доволен, Он как следует наказал своего сына, и, если люди в это верят, они попадают в Рай». И эта женщина добавила : «Это полное безумие!» И я хотел – я этого не сделал, хотя хотел – встать и сказать: «Да! Я с вами согласен!» (смех)
Это полное безумие. Это смешно. Это не имеет никакого отношения к Библии. Никакого. Именно об этом мы поговорим с вами сегодня: если все, о чем было сказано выше, является неверным пониманием крестной смерти Христовой, то как же тогда понимать такие слова: «Он понес наши грехи», «ранами Его мы исцелились», «Он заплатил цену выкупа»? Что значит спасение, искупление, что значат слова о том, что после Его крестной смерти, все требования закона Божьего были выполнены, все было исправлено, прошел весь гнев Божий, который мог обрушиться на Его творение, что мы куплены дорогой ценой? Все это мы читаем в Библии. Как же понимать эти слова?
Он искупил нас ценой Своей крови, над Ним насмехались, Его оплевали, оскорбляли, били, бичевали, оставив Его едва живым. Потом Он влачил Свой Крест, и кого-то попросили понести Крест за Него, затем Его пригвоздили к Кресту и Он висел на нем. А позже Ему пронзили копьем бок, и Он умер – вот центр христианской веры. Страдания Христа и Его крестная смерть находятся в самом центре христианского вероучения – это спасение, исцеление, искупление, освобождение, избавление, примирение. Все это верно, но как же все это понимать?
Сейчас я попытаюсь вам объяснить, как это понимает Восточная Православная Церковь, начиная с толкования Библии, Исаии, Закона, Псалтыри, Пророков, четырех Евангелий и Апостола. Прошу прощения у тех, кто был здесь в пятницу и вчера, мы вынуждены немного повторить сказанное раньше, мы веруем, что христианство появилось на планете Земля через Евангелие, то есть через Благую Весть, но Благая Весть – это не то же самое, что хорошие новости в целом. Это особый, специальный термин, evangelion, который означает хорошие вести от царя о том, что он победил своих врагов в сражении и празднует победу, и его подданные и его владения теперь в безопасности, они теперь спасены и защищены. Ничего не может им повредить, никакое зло не может коснуться их. Последний враг – сама смерть – была побеждена, и теперь все в порядке, теперь все так, как и должно быть. Король торжествует, и все торжествуют вместе с ним, теперь все свободны. В общем, в этом и состоит христианское Благовествование.
Евангелие предполагает или включает в себя убеждение о Личности. Христианство – это не духовный путь, это не моральный кодекс, это не система обрядов, это не философия и не этическая система, я бы даже хотел сказать, что христианство – это не религия, это полнота всех thrēskeia – всех религий, и это не религия вовсе. Это действие Бога, Единого, Истинного Бога, знание этого Бога, понимание Его, общение с этим Богом, Который как дар навсегда дается человечеству через воплощение на планете Земля Божественного Сына, Иисуса из Назарета.
И первое исповедание веры, которое вы встретите на страницах Евангелия – от Матфея, Марка или Луки, – это признание, ответ на вопрос Христа Своим ученикам: «А вы за кого почитаете Меня?» Не «Что вы думаете о Моем учении?», «Как вы относитесь к Моему учению?», «Нравится ли вам Моя философия?», «Хотите ли вы пойти Моим путем?» Нет. «А вы за кого почитаете Меня?» У Марка и у Луки свою веру выражает Петр, главный из Апостолов, он говорит: «Ты Христос». В это мгновение он называет Его Спасителем, Помазанником Божиим, Мессией… «Христос"- это греческое слово, которое соответствует еврейскому слову Māšîaḥ (Машиах) – Мессия – Помазанник Божий. Таким образом, его признают Христом.
Во времена Иисуса было огромное множество теорий о том, каким должен быть Христос, что Он будет делать, как это все произойдет, но при этом не было ни одной конкретной идеи. И по сути христиане – мы, христиане, по крайней мере, православные христиане – верим в то, что для людей Его времени Его истинная миссия казалась богохульством. По сути, Апостол Павел обращаясь к евреям, назовет Его учение скандальным (skandalon), а для греков это было безумие – moria. Это было скандальное и безумное учение.
Но его признали Помазанником Божиим, Христом. Мы сегодня разберем только один вариант понимания спасительной миссии Христа, так как мы ограничены во времени. Итак, евангельское учение становится самым возмутительным учением, оно утверждает, что Христос – страдающий Раб Господа. «Как овца, веден был Он на заклание, и как агнец перед стригущим его безгласен» – это 51 глава Книги Пророка Исаии – так «Он не открывал уст Своих», «Он был презрен и умален перед людьми, мужчина скорбей и изведавший болезни», и «Он понес на Себе грех многих», «Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого».
Вот почему христиане признали Иисуса из Назарета Христом, ведь все это произошло с Иисусом, а затем Он воскрес из мертвых, гроб Его оказался пустым. Вероятно, у них ушло время на то, чтобы осмыслить и понять все это, и возможно, самой выдающейся личностью раннего христианства был фарисейский ученик из Гамалиила по имени Савл, ставший Апостолом Павлом, он наиболее четко все уяснил и наиболее понятно выразил.
И вот первое признание: Иисус – Христос. Но Христос должен быть распят. Христос должен быть распят, чтобы стать Спасителем. Он должен пострадать; Он должен быть унижен, отвергнут, осмеян, побит, оплеван и убит, чтобы войти в Божественную Славу и исполнить Свою миссию. Это из ряда вон выходящее христианское учение, к которому мы относим себя начиная с первого века.
Вернемся к Евангелию от Матвея. Иисус спрашивает : «А вы за кого почитаете Меня?», сначала Он спросил «За кого почитает Меня народ?», они давали различные ответы, тогда Он сказал: «А вы за кого почитаете Меня?» В Евангелии от Матфея признание более длинное: «Ты Христос» – как и у Марка и Луки – «Сын Бога Живого». Сын Бога Живого. Толкование этого предложения таково: Он Единородный Сын; и нет другого. И Бог – единственный, истинный, Бог Живой, бог Авраама, Исаака, Иакова, Моисея и всех пророков – буквально является Его Отцом. И об этом говорится в Евангелии от Иоанна, в самой первой главе Апостол называет Иисуса Словом Божиим – Devar Yahweh.
В Прологе Евангелия от Иоанна, которое… Между прочим, некоторые из присутствующих здесь – неправославные – должны знать, это Евангелие читается в православной церкви на Пасху. Если вы придете на Литургию в Пасху, на службу, на главную церковную службу, Божественную Литургию в Пасхальную ночь, то читаться будет не отрывок из Евангелия о Воскресении Христовом. Его будут читать на утрене, всю неделю, снова и снова, но не в этот конкретный момент. Что же читается? Начало Евангелия от Иоанна.
«В начале (так же начинается текст Библии, это первые слова из Книги Бытия): «В начале». Так Апостол Иоанн начинает: «В начале – он пишет, – было Слово», Логос, Verbum по-латыни, на древнееврейском Devar. «И Слово было у Бога» или вокруг Бога, pros ton Theon. И далее он пишет: «И слово было Бог, Theos ». Затем он продолжает: «В начале было Слово. И Слово было у Бога. И слово было Бог. Оно было в начале у Бога», далее: «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть». Все было создано Им, и Апостол Павел скажет, не только Им, но и через Него, в Нем, для Него и ради Него.
Далеее написано: «В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков», «В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли». Затем: «Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн» – то есть Иоанн Креститель,. Далее: «Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. Он не был свет». И вот в 14 стихе мы достигаем кульминации: «И Слово стало плотию – kai o Logos sarx egeneto – и обитало с нами, полное благодати и истины». Точнее, по-гречески это звучит «благодать и истина».
«И мы видели славу Его (kabod)». Это тоже термин из древнееврейского языка, означающий божественную, сверкающую, величественную славу. Мы видели эту славу – славу Единородного Сына, monogenous Hios. В некоторых древних текстах написано даже monogenous Theos – Единородного Господа. «И мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца ... И от полноты (pleroma ) Его все мы приняли и благодать на благодать (charin anti charitos).»
Затем в Евангелии говорится: «Ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» – и уже здесь появляется слово «Христос» – «чрез Иисуса Христа». Далее: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил». Он его истолковал, раскрыл.
Очень интересно, что слово Devar, которое переводится как «слово», не означает просто сказанное слово. Оно, конечно, не означает и только написанное слово – Библию. Очень многие христиане читают Библию как Коран. Библия – это не Коран. Она не упала с неба целиком. И для христиан Слово Божие – это не книга, Слово Божие – это Человек. Человек. Иисус из Назарета, Единородный Сын Божий, Который стал Плотью.
Возвращаясь к слову «Devar», заметим, оно не означает только слово, это еще и действие, творение. Это синонимы – действие, творение, слово, – потому как иудеи не были метафизиками и абстракционистами; они выражались очень конкретно. Например, слово, означающее правду, обозначает также гору: настоящее, надежное, не так ли? И это Слово становится Иисусом, и как говорит Евангелие, Иоанн Креститель свидетельствует о Нем. В самой первой главе Евангелия от Иоанна Иоанн Креститель свидетельствует о Нем, и как же он Его называет? Он называет Его Агнцем Божиим, «Который берет на Себя грех мира».
«Агнец» – это истинно библейский символ. В Библии мы находим козла отпущения, агнцев для жертвоприношения в храме. И самое главное, закланного пасхального агнца. В Новом Завете «Агнец» становится одним из имен Иисуса: Агнец Божий. И вы должны знать, что хлеб, используемый для Святой Евхаристии, в Православии называется Агнцем. В католической церкви он называется host – гостия, от слова hostia (лат.) – жертва; оно также означает Агнца. Этот образ повторяется на протяжении всего Евангелия и в Апокалипсисе используется 38 раз, Иисус – это Агнец, Который побеждает, Агнец, через Которого Бог побеждает всех врагов, но Он и Агнец, Которого принесли в жертву, Который умер и воскрес.
Вот мы наконец и добрались до Креста. Иисус Христос, Сын Божий, Бог, Агнец Божий, Жизнь, Свет, Истина, Путь, Мир, Сила, Спасение, Освящение – все эти слова сказаны о Христе в Священном Писании, то есть в 27 канонических книгах Нового Завета. Но самое главное во всем этом то, что Он должен пострадать и умереть. Чтобы Господь победил, Его должны предать, оставить, отдать в руки язычников, предать смерти. Смерти, которая согласно Закону Моисея была проклятием, потому что в Законе Моисеевом сказано: «Проклят пред Богом всякий повешенный на дереве». Он должен был умереть именно этой смертью и никакой другой – в руках язычников, как разбойник, вместе с другими разбойниками.
И все это должно произойти – о в этом и состоит христианское Евангелие – для победы Господа на планете Земля. Все это должно произойти. А начинается все с зачатия в утробе Пресвятой Девы. Мы иногда говорим сокращенно – мы пару раз говорили об этом вчера, – что в православии все Евангелие и победа Господа и Иисуса Христа заключается в чреве Пречистой Девы и гробнице Иосифа Аримафейского. Исаия предсказывает, что Он будет «погребен у богатого», и действительно, этот богатый человек снял тело Иисуса в креста и положил в свой собственный новый гроб.
Таким образом, Иисус из Назарета – Господь, ставший человеком. Он само Слово Божие и через Него все начало быть. В Нём, через Него и для Него держится мир. Он рука Божия, dēmiourgos. Так говорит о Нем Библия. Он действительно Бог и действительно становится человеком, чтобы пострадать и умереть и обеспечить победу Бога, и таким образом показать, что именно Он Помазанник.
Итак, Мессия, Māšîaḥ, Помазанник в нашем понимании должен быть последним и решающим из Пророков. Он должен стать последним Учителем. Таким образом, мы имеем мессианского Пророка, Пророка, о котором Моисей писал: «Господь Бог ваш воздвигнет вам из братьев ваших Пророка, как меня, слушайтесь Его во всем, что Он ни будет говорить вам; и будет, что всякая душа, которая не послушает Пророка того, истребится из народа». А Апостол Петр в день Сошествия Святого Духа, через 50 дней после Распятия и Прославления Иисуса, произнес первую христианскую проповедь, ссылаясь на Моисея: «Сей есть Пророк. Иисус из Назарета, которого мы распяли, есть Пророк. Он последний из Пророков. Он явил Правду Божию». И это акт искупления, исцеления, спасения.
Почему? Потому что мы должны исцелиться от нашего невежества. Мы должны исцелиться от нашей глупости. В хорошем библейском смысле, мы должны исцелиться от нашего юродства. Мы должны исцелиться от нашей темноты, невежества, что является следствием нашей греховности. Таким образом, Мессия должен стать величайшим Учителем, но Мессия в новозаветном понимании – это не только величайший Учитель и величайший Раввин: Он само Слово! Он не только Учитель, но и Учение, Он не только Проповедник, но и сама Проповедь. Он Тот, Кто показывает Бога, раскрывает Его, говорит последнее слово Божие, Он последнее Слово Бога на планете Земля, и все это исполняется, когда Он умирает на кресте.
Известно, что в богословском Евангелии от Иоанна, последнее слово Иисуса с креста – это греческое слово «Tetelestai». По-латыни – «Consummatum est». По-английски – «It is finished». По-русски – «Совершилось!» И большинство людей неправильно понимает его смысл, потому что думают, что речь идет о том, что Он собирается умереть; но это не так. Это означает, что теперь все завершено. Все сбылось. Все закончено. Богу больше нечего сказать, показать, сделать. Смертью Иисуса Христа из Назарета, Мессии, Сына Божьего, Агнца Божьего, Бог совершил последнее действие. Вот и все. Исполнено. Ничего не может превзойти этого. Вот и все.
То есть первый уровень искупления, исцеления – это пророческий акт раскрытия Бога, чтобы избавить нас, спасти нас от нашего невежества, глупости, темноты, незнания того, в чем состоит смысл жизни. Это раскрытие истины. Поэтому Иисус говорит: «Я истина». Он говорит не «Я покажу вам истину», а «Я истина. Я свет миру». Апостол Павел говорит: «Ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно (sōmatikōs)».
Итак, первый уровень спасения, искупления состоит в спасении от невежества, глупости, темноты, безумия, ведь на кресте мы узнаем, что Иисус – Мессианский Пророк. Почему? Потому что на кресте Он показывает Бога. Крест не скрывает Бога, наоборот – он Его раскрывает. И здесь могут быть небольшие расхождения с некоторыми представителями западного христианства, потому что они считают, что распятие – это теология креста, а воскресение – теология славы, что Крест – это уничижение и тьма, а воскресение – торжество.
В Восточной Церкви и в Библии сам крест – это уже победа. Крест не скрывает Бога, он Его раскрывает, он показывает, что Бог – это любовь, милосердие, великодушие, абсолютная преданность своему творению. Это можно сравнить с человеком, страстно влюбленным в блудницу, как бы написали Пророки: он предан ей до смерти, следует за ней, показывает себя. Так и Иисус показывает нам своего истинного Бога Отца.
Теперь Мессия еще и царь. Мессианский царь. А что делают цари? Они уничтожают своих врагов. А кто Его враги? Его враги вовсе не хананеи, моабиты, иевусеи, идумеи, которых Он уничтожал направо и налево, о чем вы можете узнать из Библии, но Господь поражает их, потому что они идолопоклонники. Все эти сражения и кровь в Ветхом Завете – это битва между богами, чтобы доказать, что Яхве – Бог Авраама, Исаака, Иакова и Моисея – это Истинный Бог. Он Господь Господствующих, Царь Царствующих – эти образы применяются и к Иисусу в Новом Завете. На самом деле, в Евангелии для Иисуса используются те же образы, что и для Его Божественного Отца в Ветхом Завете – Библии. Но Он раскрывает эти образы в Своей человечности, в Своем унижении и в Своей крестной смерти.
Таким образом, когда умирает Иисус, на самом деле умирает сама смерть. Когда свет проникает во тьму гроба, тьма рассеивается. Когда праведность соприкасается с пороком и несправедливостью, несправедливость побеждается. Когда что-то невинное и чистое проникает во что-то скверное и нечистое, нечистое терпит поражение. Нечистое побеждено. И Бог мог сделать это единственным способом: посылая Своего Сына как раба на крестную смерть, чтобы Он мог стать «за нас проклятием», «за нас грехом» – это слова Апостола Павла – униженным рабом за нас, чтобы произошло то, что Святые Отцы называют божественным обменом.
Он, сильный, становится слабым, и через слабость Его сила побеждает. Он, обладающий всем, всеми богатствами, становится нищим, и через Его нищету мы обогащаемся небесными сокровищами. Он закрыт в темном гробе для того, чтобы пришел Свет Божий и разрушил темноту. И наконец, когда Он умирает, Он в конце концов побеждает саму смерть. Поэтому главное пасхальное песнопение в Православной Церкви – «Христос Воскресе из мертвых, Смертию смерть поправ И сущим во гробех Живот даровав».
А как же мессианская проповедь? Жертва? Спасение? Он мог стать мессианским Пророком, Он мог стать мессианским царем, почему же Ему пришлось принести Себя в жертву на кресте? Почему Ему пришлось стать Агнцем Божиим, Агнцем, Который, как говорится в Апокалипсисе, заклан от создания мира? Почему Он говорит Своим ученикам: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих». Искупление многих, lytron hyper pollōn. На древнееврейском это означает «для всех». То есть для многих, для каждого, для всех.
Почему Апостол Иоанн в своем послании дважды называет Его ilasmos, что переводится в Библии короля Якова как «искупительная жертва за грех», а в исправленном издании Библии как «умилостивление за грехи» ? Почему в песни Исаии о славе Яхве (ebod Yahweh) Его называют рабом Господним, Который как Агнец заклан, принесен в жертву, Который претерпел презрение, ненависть, скорбь, смерть , понеся бремя наших грехов? Почему все это сработало? Или вспоминая то, о чем мы говорили вначале, почему Его смерть – исполнение закона? Почему Его смерть удовлетворяет Божественное правосудие? Почему Его смерть освобождает людей от гнева Божьего, который мы справедливо заслужили за грех и нарушение закона? Другими словами, почему это сработало?
И это наш главный вопрос сегодня. Вовсе не потому, что Он наказан. Господу не нужно наказание, и в Священном Писании Господь не хочет никого наказывать. Иисус не расплачивается с Богом. Как пишет Святой Григорий Богослов, один из величайших греческих Святых Отцов 4 века, «Кощунственно думать, что заплатить цену выкупа означало расплатиться с Богом. Господь не хочет, чтобы мы пребывали в грехе, и это не Он удерживает нас в нем. И если Он даже Исаака не принял в жертву от Авраама, почему Он захочет убить Своего Собственного Сына? И он после этого будет торжествовать?» В переводе на английский язык 1898 года, который я впервые прочитал будучи студентом, он пишет: «Возмутительно!» Когда в Писании говорится, что «Он принес себя как невинную жертву Богу», можно подумать, что это произошло, потому что Бог удерживал Его и хотел, чтобы Его били и убили, чтобы мы могли освободиться от заслуженного наказания. А некоторые считают: «Возможно Он расплачивается с дьяволом. Это дьявол нас удерживает в грехе. Это смерть владеет нами», и таким образом происходит так называемый обмен. И святые Отцы говорят: «Возмутительно!»
Но тогда возникает вопрос: как это понять? Как истолковать все эти образы: «заплатить цену выкупа», «искуплены ценой крови», «спасение», «искупление греха или искупительная жертва»? На это есть ответ. Закон свят, справедлив, благ. Закон должен быть исполнен. Но когда закон нарушен, все вокруг искажается, все переворачивается с ног на голову, и мы попадаем в руки демонов, мы умираем, и все не так. С самого начала человечество согрешило. Об этом история Адама и Евы.
И единственным способом спасти нас становится творение Нового Адама, Который не грешит, Который истинно любит Бога Отца всем сердцем и всею душою, и всем разумением, и всею крепостию, любит своего ближнего, любит своего злейшего врага, любит людей, которые Его убивают, бьют его, насмехаются над ним, бичуют его, распинают его. Он все равно любит их и посылает им Любовь Божью и никогда не грешит. Когда это случится, Закон будет исполнен, и не будет больше Божьего гнева на род человеческий.
То есть мы понимаем все это следующим образом. Иисус Христос, Сын Божий, рожденный от Пресвятой Девы, становится человеком, чтобы стать Новым Человеком, Сыном Человеческим… Кстати, в Писании он всегда называет себя Сыном Человеческим, другие люди называют Его Сыном Божиим, но Он говорит о себе как о «Сыне Человеческом». Должен появиться Сын Человеческий, целиком и полностью послушный в любви и доверии Богу, что бы ни случилось, даже если весь мир ненавидит Его: духовные вожди, правители империи, политические деятели, священники, первосвященник, книжники и фарисеи, вожди народа, толпа – все, как говорится в псалме, весь мир поднялся на Господа и на Христа Его. Как в «Мессии» Генделя, помните?
Но Христос безгрешен. Что бы ни происходило, от Него исходит Божья любовь и благодать. Что бы ни происходило, Он исполняет Божьи Заповеди. В Новом Завете говорится -и в то же время это цитата из Ветхого Завета, -что на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. Вспомним Второзаконие 7 и Левит 17. «Я есть Господь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня». И вы будете любить вашего Господа, который вывел вас из Египта, спас вас, избрал вас, любил вас, был с вами, защищал вас, уничтожил всех ваших врагов, чтобы вы могли жить, и Христос мог прийти на землю и спасти мир, чтобы Иисус мог родиться.
Бог совершил все это, Он нас любит, Бог милостив, милосерден, не скор на гнев, полон непреходящей любви и милосердия, он не всегда нас упрекает, он не наказывает нас в соответствии с нашими грехами – об этом говорится в каждой книге закона, Псалмов и Пророков. И всякий, кто скажет, что ветхозаветный Бог – это не любовь, должен быть вызван в суд и побит. Это неправда. Но эту любовь нужно было показать полностью, в совершенстве, и именно это и сделал Мессия. И Он показывает это на кресте, что Господь любит нас до конца.
Но в то же время на кресте созидается Новый Адам, который любит Бога. В смерти Мессии совершается идеал любви Бога к нам и идеал любви человека к Богу. И Он единственный, Кто истинно любил Бога, и таким образом, Он единственный, Кто исполняет закон, и когда Он умирает этой смертью, Он все исправляет. Теперь все в порядке. Мир создан заново. Надпись в законе против нас стирается, не потому что Он наказан, а потому что Он праведен! Потому что Он любит. Потому что Он прощает. Потому что Он переносит все это ради нас. Почему? Потому что мы можем быть спасены, только если найдется Один из нас, совершенный во всех возможных обстоятельствах, Кто любит нас всецело, даже когда мы поносим его, высмеиваем, издеваемся над ним, плюем на него и убиваем Его.
И здесь библейское учение очень ясно нам говорит, что каждый из нас распял Христа, потому что все мы грешники. Все мы без исключения. Мы не можем обвинить во всем Адама, в этом смысле мы все составляем Адама. Святой Симеон Новый Богослов сказал, что мы хуже, чем Адам. Он был создан из земли, ничего о себе не знал, у него была жена, и какая-то хитрая змея сказала ему что-то, и он все испортил. Святой Иреней говорит, что мы должны пожалеть его, не судить его. Но они оба, и Св. Иреней и Св. Симеон, говорят: мы, христиане, утверждаем, что мы все знаем, и как мы себя ведем? Что мы делаем? Они говорили, что мы в тысячу раз виноватей!
На протяжении всего Великого Поста читается Послание к Евреям, которое, кстати, является новозаветным посланием … Бывает люди спрашивают: «Отец, какую хорошую книгу прочитать во время Великого Поста?» Послание к Евреям – это очень хорошая книга для чтения во время Великого Поста. Прочитайте ее хотя бы трижды, потому как все, о чем я сейчас говорю, есть в этой книге. Не нужно больше приносить в жертву овец, волов, коров, кровь и так далее; Господь отдает свою собственную Кровь, которая стоит Ему жизни, в полной и совершенной любви к Богу и к каждому последнему грешнику, то есть к каждому когда-либо жившему человеку, повинному в Его распятии.
Но распятие нас спасает. Почему? Потому что Он любит нас, Бог есть Любовь, Любовь – это исполнение закона. В этом и есть смысл слов «Он заплатил цену выкупа». Когда говорится, что Он «заплатил цену выкупа» на кресте, речь идет не о цене наказания, а о цене любви. Апостол Павел пишет: «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви». В молитве Господней, которой Иисус учил своих учеников, говорится: «И остави нам долги наша якоже и мы оставляем должником нашим». Другими словами: «Прости нас за то, что мы не любим Тебя, так же, как и мы, подражая Христу и вместе с ним, прощаем тех, кто убивает нас». Если ты христианин, ты не убиваешь людей; если ты христианин, убивают тебя. Тебя убивают, а ты прощаешь человека, который тебя убивает. Таково Евангельское учение.
И последнее, потом мы дадим вам возможность высказаться или возразить. Все это имеет некоторый заместительный характер, потому что никто из нас не может этого сделать, и Он вынужден прийти и сделать это за нас. Но, между прочим, фразу «за нас» в Ветхом Завете на греческом можно перевести как «из-за нашего греха Он умирает, из-за нас Он умирает». Обычно это слово переводят как «за», но в греческом есть три слова, означающие «за»: peri, hyper и dia. И они по-разному используются в разном контексте, но в переводе на английский практически всегда используется просто «за», хотя каждый раз есть свои нюансы значения.
Правильнее сказать: из-за нашего греха, по причине нашего греха. Он должен стать мужем скорбей и изведавшим болезни из-за нашего греха. И как говорит Исаия, Господь возложил на Него грехи всех нас, потому что Он взял их на Себя, чтобы искупить их ценой Своего ломимого Тела и пролитой Крови. Все это является величайшим выражением исполнения закона Божьего, любви и к Богу и к ближнему. Очень интересно, что в Православной Церкви в Великую Пятницу… Тут мне бы хотелось отметить, что ни в Библии, ни в Литургии в православной церкви нигде не используется слово «наказание» применительно к смерти Иисуса, нигде; если сможете найти, покажите мне – но говорится, что все было исправлено через Его праведность, Его страданиями, Его смертью. Он все исправляет. Он заплатил цену выкупа, чтобы все исправить. А делает Он это все, исполняя все слова Божии в человеческой жизни Сам будучи воплощенным Словом.
Как я уже говорил, в Великую Пятницу, если вы придете в нашу церковь вечером в Великую Пятницу, вы услышите чтение 12 Страстных Евангелий, увидите большую гробницу в центре храма с изображением Иисуса, лежащего мертвым во гробе. И, кстати, суббота в нашей церкви, день между Пятницей и Пасхальным Воскресеньем, называется священным днем отдохновения, когда Бог наконец почил от своих трудов, потому что только когда Мессия лежит мертвым во гробе, Господь Всемогущий наконец завершил все дела Свои с нами. Теперь он сделал все, что мог. И Святые Отцы пишут, что Бог сотворил мир для распятия и смерти Христовой, потому как единственное, чем Господь мог оправдать сотворение мира – это его спасение, а спасти его Он мог, только послав Своего Собственного Сына, Слово, в человеческой плоти умереть на кресте. И никак по-другому. Мы действительно верим, что не было другого способа, ни единого.
Итак, если вы знаете, в Псалтыри есть самый длинный псалом в Библии – псалом 118(или 119, в зависимости от того, как их считают) , в нем около 170 с чем-то стихов – и весь псалом читается над телом мертвого Иисуса в Великую Пятницу; в большинстве храмов из-за нехватки времени этого не делают; они делают это в сокращенной форме. Почему же читается этот псалом? Потому что в нем говорится, что если соблюдешь заповеди и постановления Божии, не умрешь. Мы умираем, потому что нарушаем заповеди Божии, и поэтому мы все мертвы. Возмездие за грех есть смерть, но если человек безгрешен, то он не может умереть, и поэтому мы воспринимаем смерть Христову как абсолютно добровольную. Он мог бы остаться живым, если бы захотел. Это было бы немного неразумно, потому что Он пришел на землю, чтобы умереть и спасти мир. Он не стал бы мессианским царем, если бы не умер; Он не стал бы мессианским пастырем, Он не стал бы мессианским пророком. Он должен был умереть, чтобы раскрыть нам Господа и принести Богу победу.
Однако почему читается этот псалом? Он читается, потому что можно сказать, что Он вместо нас или от нашего лица исполняет закон Божий в совершенстве, и поэтому Его смерть была добровольной, и поэтому Его смерть побеждает саму смерть, святой не может увидеть тления, и Бог, так сказать, вынужден воскресить Его из мертвых. Такова суть.
Поэтому, когда мы задаем вопрос: что значит: Иисус умер за нас? Проще говоря, это значит, что Он раскрыл истину, был истиной, а истина – это любовь. Он выполняет все полностью, поэтому закон теперь исполнен. И у Бога нет обвинений против нас, потому что он не может обвинить нас, если закон не нарушен, а Он не нарушил его! И таким образом, Он добровольно входит в царство греха, проклятия и смерти, чтобы уничтожить все это, стереть раз и навсегда. И поэтому христиане верят, что когда Мессия умирает на кресте, Его жертва всеохватывающая, она совершена для всего человечества, для всего мира, для евреев, язычников, Cодома и Гоморры, для всех народов, которых Господь Сам стер с лица земли в Ветхом Завете – Господь всех воскресил через смерть Иисуса, всех без исключения.
И в этом суд мира и Благая Весть. И мы будем верить, если вы верите в это, постараемся жить этим, и самое главное – умереть с этим, потому что мы должны умереть с Господом, если мы собираемся с Ним жить. Мы должны любить вместе с Ним. Он сказал ученикам: «Да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» – целиком и полностью, безоговорочно, даже до смерти, без каких бы то ни было исключений. Если послушаетесь – не умрете. Но сделать это можно только силой Господа Иисуса Христа и силой Святого Духа. В этом наша вера. В этом наше убеждение.
И последнее на сегодня: Он делает это не для того, чтобы нам не пришлось этого делать. Он делает это для того, чтобы у нас появились силы делать это. Мы призваны выполнить это, и вся наша жизнь – это борьба за то, чтобы любить так, как Он любил, и исполнять заповеди, как Он их исполнял; Он сказал: «Если любите Меня, заповеди Мои соблюдите» – и мы не должны поддаваться злу несмотря ни на что, даже если люди плюют на нас, смеются над нами, бьют, проклинают, обкрадывают, клевещут, обманывают, прогоняют из Иерусалима, вешают нас на крест вместе с парой разбойников и утверждают, что мы обманщики и богохульники.
Вы все-равно любите, и тогда победа одержана, и все в порядке. Так мы это видим. Но мы тоже должны трудиться, немного смиреннее выражая это: мы должны бороться и молиться, чтобы выполнить это. И даже с еще большим смирением можно сказать: мы должны признавать, когда у нас это не получается, и просить Милосердного Бога простить нам наши грехи, простить наши духовные падения.
Но мы никогда не должны говорить: «Нам не нужно этого делать». Нужно. В этом состоит учение. Никто из нас не выполняет этого, но Бог посылает Своего Сына и Он делает все, и Им все исправлено, мы получаем освобождение, спасение, искупление, прощение, исцеление, обожествление – все ценой ломимого Тела и пролитой Крови Спасителя на кресте. И тогда смысл всей нашей жизни состоит в том, чтобы взять крест и бороться до последнего вздоха за то, чтобы любить, как Он любил, и признавать свои падения. И если мы 70 раз в день падаем, то мы 70 раз в день встаем. Мы говорим: «Прости, Отче» и начинаем сначала, а Он прощает нас каждый раз ради Крови Христовой.