«Церковь учит любви и единству»

Источник

Из проповедей святителя Гавриила Имеретинского

Содержание

Милосердие Бодрствование и стойкость Исповедь Церковь Воскресенье  

 

Милосердие

Кто хоть раз в жизни не испытывал того неописуемо сладкого внутреннего удовольствия, которое ощущает наше сердце, когда с Божией помощью нам удается помочь ближнему выйти из скорби, обрести уверенность и испытать радость? Милосердие вообще присуще человеческой природе. Но от христиан требуется милосердие особо рода и свойства. Евангелие учит: будьте милостивы, как Отец ваш Небесный. Бог есть высшее милосердие и любовь, потому, если хотите исправить и улучшить свою натуру, изгоните из сердца ненависть, гнев, зависть и приобретите такую любовь, чтобы сама ваша природа, ваше естество побуждали вас к проявлению жалости и милосердия к ближнему. Так, если видите голодного, еда должна быть не в радость вам, пока не накормите его. Если видите не имеющего одежды почти нагого собрата, то должны испытать сожаление и стыд за то, что одеты щегольски, а у ближнего нет даже чем прикрыть наготу свою. Милость Небесного Отца бескорыстна, потому, подражая Ему, и вы должны стараться, чтобы ваше милосердие было подобным же, без примеси какого-либо расчета, то есть не потому должно проявлять милость, чтобы затем хвалили за это или ответили такой же добротой, а только лишь из любви и по искреннему зову сердца.

Отец наш Небесный – носитель высшего разума и мудрости. И потому Его милость проявляется различно, соотносясь с тем, что для кого будет наиболее полезным. Следуя этому примеру, и ты, христианин, должен всячески стараться с умом и мудростью проявлять милосердие и творить добро. Дела милосердия должны быть полезны для обеих сторон: и для тебя, и для того, кому оказываешь помощь. Для тебя, потому что, если даешь от чистого сердца, привыкаешь быть добродетельным, а для того, кому помогаешь, тогда только если по твоему разумному соображению, ему дано было именно то, что сейчас ему необходимо. Некоторые люди милостивы и имеют достаточно материальной возможности оказывать помощь, но по неопытности не знают, как это сделать с максимальной пользой, из-за чего проявленная ими милость оказывается напрасной, а иногда и более того, приносит вред и неприятности.

Милосердие – это оказание содействия нашим страждущим собратьям, лишенным многого, и оно наиболее угодно Богу. Милосердие – плод, который свидетельствует о том, что человек обладает и иными добродетелями: верой, надеждой и любовью. Спасителю угодно наше милосердие, но мы должны стараться сохранять наши дела в тайне.

Оказание помощи бедным и страждущим равносильно служению Самому Христу. Милосердие – это данное взаймы Христу. Христианское милосердие является сердечным чувством доброго человека, пробужденным и укрепленным верой. Если у человека сердце не зачерствело, если он нравственно не пал, то при виде обездоленного и страждущего он сам невольно начинает печалиться, душа его тоже страждет, и он старается облегчить положение несчастного.

Христианин должен быть милосердным ко всем, независимо от их вероисповедания или близости к нему. Различие должно быть лишь в одном: сначала окажи содействие тому, кто больше нуждается.

Проявляй милосердие бескорыстно, с добрым сердцем и чувством, с любовью к ближнему и верой. Многие христиане щедро раздают милостыню, но при этом любят, чтобы об этом узнал весь мир, чтобы восхваляли дела их и сообщали о них в газетах. Но такое милосердие теряет свою суть, христианский характер.

Когда делаешь какое-либо доброе дело, оказываешь содействие или милосердие, не думай о том, что Господь отблагодарит тебя и воздаст добром за добро. Правда, Господь за добрые дела всех милует, но если ты творишь добро и оказываешь помощь, желая получить выгоду от этого, а не из любви к Богу и ближнему, тогда знай, что твои поступки более походят на торговлю, и милосердие твое уподобляется милосердию католиков и магометан, которые добрые дела подсчитывают, словно барыши.

Бодрствование и стойкость

Апостол Павел учит: «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды» (1Кор.16:13). Бодрствующим можно назвать человека, который всегда деятелен, много трудится, напрягает свои духовные и физические силы. Но бодрствующий человек может направить свою активность и к совершению плохого. Апостол Павел требует от нас бодрствования для исполнения добрых дел, служения Господу и исповедания веры.

Ни для чего иного так необходимо бодрствование, как для дел веры. Прежде всего потому, что этим мы защищаем себя от злых помыслов и искушений, которые могут поколебать нашу веру, и во-вторых, потому, что, бодрствуя, мы сможем приобрести все то, что будет способствовать укреплению в нас веры и стремления искать Царства Божия. В то время, когда апостол Павел обращался к коринфянам, христиане страдали от гонений и притеснений язычников. Сейчас мы, правда, не подвергаемся опасностям из-за нашей веры, но бодрствование все же необходимо, ибо противники веры, коих было много во все времена, сегодня особенно расплодились. Следовательно, если христианин будет безмятежен, то может легко впасть в искушения и лишиться сокровища своей души – веры.

Стойкость является еще более значимым и важным качеством, чем бодрствование. Стойкость – это твердость и сила духа. Стойким мы назовем человека, который любое дело, особенно духовного характера, как бы тяжело оно ни было, делает с рвением и надеждой, стремясь довести начатое до конца. Стойкость человека и сила его духа лучше всего проявляются при препятствиях и сопротивлении. Там, где слабый и малодушный опустит руки и впадет в уныние, на зная, как поступить, стойкий и бодрый еще более укрепится, а каждое новое препятствие лишь придаст ему дополнительных сил, никакие же неудачи не остановят его. И он, ведомый верой, доведет начатое доброе дело до конца и обязательно выйдет победителем из этой борьбы с трудностями.

Стойкость, так же как и бодрствование, наиболее всего необходима христианину. Исполнение Христовых заповедей требует от нас неустанного труда и непоколебимой стойкости, ибо приходится противостоять не только внешним препятствиям, но и самому себе. Несложно представить, какие необходимы стойкость, твердость и решимость для того, чтобы подавлять свои желания, отказываться от давно привычного и укоренившегося, постоянно, словно с врагом, бороться с самим собой и прокрадывающимися в душу пороками и страстями. Безусловно, этого не сможет выдержать человек слабый, лишенный стойкости и твердости духа. Часто бывает, что человек добр, но из-за того, что лишен стойкости, его доброта бесплодна. А всё потому, что первое же препятствие озадачит и остановит его, заставит опустить руки. Человек всем сердцем должен возжелать приобретения стойкости, а Всемилостивейший Бог окажет ему содействие в этом тайным воздействием Своей благодати.

Исповедь

Покаяние и исповедь – одно из семи таинств, установленных Господом нашим Иисусом Христом для того, чтобы верующий для укрепления и спасения своей души получил невидимую поддержку и благодать Святого Духа. В исповеди кающийся вспоминает каждый свой грех, искренне рассказывает о них пастырю и получает от него прощение грехов. Как известно, Спаситель передал Своим ученикам право вязать и разрешать. Затем апостолы передали это право уже своим ученикам. И вот с тех пор и до наших дней пастыри вправе это делать.

В Таинстве Крещения человек рождается духовно, очищается и соединяется с Богом. Если бы он мог сохранить те чистоту и благодать, что получил при крещении, ему бы не понадобились покаяние и исповедь. Но поскольку это для живущего на земле недостижимо, то для сохранения себя в невинности и примирения с Отцом нашим Небесным у нас осталось лишь одно средство – покаяние и исповедь. Поэтому и называют святые отцы покаяние вторым крещением.

Исповедь требует серьезной подготовки. Недостаточно лишь запомнить и перечислить совершенные грехи. Главное – это уяснение, понимание своего внутреннего состояния, то есть исследование тех причин, которые вызвали грех. Ведь каждый грех в нашем сердце имеет свои истоки, развивается из какого-либо нашего недостатка или злой наклонности. Одни впадают в грех из-за горячности, другие – из-за честолюбия, третьи – из-за алчности и т.д. И как земледельцы стараются вырвать сорняки с корнями, ибо если срезать только их стебли, они вновь вырастут и погубят урожай, так же и ты должен стараться хорошо и с добрым усердием очистить свое сердце и вырвать из него всякий грех с корнями. Если не рассудишь себя хорошо и не сообщишь пастырю о своем душевном состоянии как можно полнее, ему трудно будет излечить тебя. Грех – то же самое для души, что болезнь для тела. Так же, как лекарь не сможет вылечить болезнь, если не узнает причину ее, так и духовник не сможет избавить от греха, если не сообщишь ему о порождающих грех причинах.

Лучшим признаком того, что пост и труды наши не прошли даром и пошли нам на пользу, является чувство презрения к тому греху, в котором мы покаялись на исповеди. Покаяние и причащение должны иметь две цели: первая – раскаяться в совершенных ранее грехах и получить прощение от Господа. Второе, и это самое важное – стать лучше, впредь не грешить и не гневить Бога. Помни, если, подходя к чаще, не имеешь в сердце твердой решимости и желания возненавидеть и оставить свои грехи и вредные привычки и, следовательно, к великому таинству причащения приступаешь с небрежностью, то этим впадаешь в еще более страшный грех, так как становишься должником крови и плоти Христовых. Господь простит нам лишь в том случае, если увидит, что мы о грехах своих, какими бы малыми они ни были, искренне, всем сердцем сожалеем.

Причастие становится источником жизни лишь для тех, кто приготовился к нему достойно, а для недостойных и злых оно превращается в карающий огонь. К причастию мы готовимся прежде всего постом. Но пост сам по себе недостаточен, если не будет сопровождаться заботой о духовном очищении и стяжании добродетелей. Следовательно, пост полезен и благотворен лишь в том случае, если дает нам почувствовать печаль, скорбь, сожаление за совершенный нами грех.

Также христиане готовятся к причастию молитвами – как теми, что вычитывают дома, так и тем, что слышат на литургии в храме. Однако часто случается так, что христиане лишь поверхностно исполняют все эти правила. А ведь молитвы читаются в церкви для того, чтобы пробудить в сердце христианина сожаление, страх Божий, ненависть к греху, умертвить в нас все греховное и оживить добродетели. Не надейся, что твой пост, длительные молитвы и многочисленные поклоны будут приняты Господом и зачтутся тебе, если при этом не сумеешь победить в себе дурное, если не умертвишь червь греха, разъедающего твое сердце. Если не обновишься духовно, то ни молитва, ни исповедь не спасут. Истинная исповедь – это когда человек, изобличенный своей совестью, сначала в сердце своем нелицеприятно осудит свою недостойность и греховность, а затем, искренне обуреваемый желанием избавиться от них, покается своему духовнику. Грех похож на колючку, вонзившуюся в тело: пока не извлечешь ее, рана не заживет. И если на исповеди человек не раскается во всех своих грехах, они останутся в его сердце во вред ему же.

Главное в исповеди вот что: тут действует благодать Святого Духа. Так что без исповеди и прощения грехов духовником человеку не будет дано спасение. Святые отцы покаяние и исповедь называют вторым крещением, ибо полученную при крещении связь с Господом мы теряем из-за грехов наших, а в искренней исповеди Святой Дух тайно восстанавливает эту прерванную связь.

Церковь

Кто не находится в лоне Церкви, тот не христианин, так как не может получить благодати Иисуса Христа. Каким образом Церковь преподает благодать Иисуса Христа? В первую очередь, крещением, затем учением и проповедью Евангелия, Священным Писанием. Но главное вот что: Церковь не только приобщает нас к благодати Иисуса Христа, но и соединяет с Ним в причастии Его Крови и Плоти.

Церковь никогда не оставляет тебя одного сиротой. В радости или в печали она ведет нас молитвой, утешением, учением. Если впадаем в грех, Церковь не отвергает нас, а принимает, словно провинившегося ребенка, и если раскаиваемся, дарует прощение именем Спасителя Иисуса Христа. Когда уйдешь из жизни, Церковь и тут следует впереди и молит Господа о помиловании твоей души. И, наконец, если будешь забыт всеми своими близкими, то и тогда Церковь не забудет тебя, ибо она вспоминает об усопших на каждом богослужении и горячо молится об упокоении всех умерших. Словом, с рождения и до самой смерти Церковь, словно родная мать, заботится о тебе и старается вырастить истинным верующим.

Церковь объединяет, учит любви и единству. Этот мир, земные дела и заботы разъединяют людей, отдаляют друг от друга, часто превращают их во врагов. А Церковь, наоборот, сближает, внушает взаимную любовь и уважение. В Церкви мы все едины, за всех возносятся одни и те же молитвы, для всех и одно и то же богослужение. В одной купели мы крестимся, из одной чащи мы причащаемся. И мы должны быть верными и покорными ей.

Церковь – наша мать, ибо она родила нас из святой крещальной купели и в Таинствах подает нам духовную пищу. Но следует помнить, что Церковь лишь тем на пользу, тем дарует свет учения и спасение, кто слышит ее зов и следует ему. Лишь в Церкви звучит наиболее полно Слово Божие, Его учение на земле. Только Церковь является домом Господа, здесь приносится бескровная жертва, возносятся молитвы и песнопения. Человек именно в Церкви должен искать утешения, черпать силу, крепость и стойкость. Блажен тот, кто прочно привязан к Церкви, часто ходит в храм Божий, всегда всей душой и сердцем своим стремится туда. Такой человек исполнится благодати Божией и не устанет восхвалять Господа. В храме душа и сердце человека спокойны и умиротворены, а в миру, наоборот, возбуждены и обеспокоены. Церковь – утешение для скорбящих и побудитель к совершению различных добрых дел. Она просвещает и духовно растит человека, учит людей великой любви к ближнему, всему чистому и святому, а также тому, чтобы они все вместе в едином порыве благодарили за все и восхваляли Отца нашего Небесного и Создателя.

Воскресенье

Свято чти этот день. В воскресенье человек должен служить лишь Господу и исполнять дела Божии. Даже подвизающиеся в монастыре монахи, ежедневно посещающие церковные службы и постоянно молящиеся, и те воскресный день должны провести с особым почтением и чистотой. А ты, мирянин, живущий в городе или селе, в течение шести дней недели, возможно, вообще не вспоминал Бога и ни разу не смог усердно помолиться. Неужто и воскресный день ты хочешь провести в житейской суете и торговле?! Если часто будешь поступать так, в конце концов и вовсе охладеешь к Богу, потеряешь надежду на спасение и Царство Божие, и совсем затянут тебя земные заботы и греховность. В тебе, христианин, так твердо должно быть укреплено желание и потребность быть на воскресном богослужении, что пока не пойдешь в этот день в храм, сердце и совесть твои не должны давать тебе покоя. Если в сердце человека не отпечатаны заповеди Божии и их исполнение не стало его естественной потребностью и зовом сердца, можно смело утверждать, что такой человек не христианин.

В воскресенье утром, пробудившись, помолись дома, потом пойди в храм. Кто вечером ляжет вовремя и встанет утром рано, тот проведет день полноценно, радостно и с пользой для души. Постарайся прочитать отрывки из Священного Писания на этот день, ибо подготовленный таким образом, и на богослужении пребудешь с наибольшей пользой для себя. После литургии, пообедав, постарайся исполнить какое-нибудь, хоть самое малое, полезное и доброе дело: возможно, знаешь какого-либо бедного и немощного человека, так пойди к нему и помоги, чем можешь, но только так, чтобы твоя правая рука не знала о содеянном левой. Возможно, есть кто из твоих соседей больной и скорбящий, пойди и утешь его. Возможно, имеешь какого-нибудь знакомого, который любит беседы о вещах духовных. Приди к нему, побеседуй с ним об этом, порадуй его и с пользой для себя проведи время. В этот день остерегайся встречи и общения с человеком, любящим пустословить, сплетничать и ябедничать. Вечером же приди в храм к вечерне, и так отдохнувший телесно и обновленный душевно, предайся сну, чтобы с утра приступить к шестидневному труду и обыденным заботам. Знай также, что если в воскресенье совершишь хоть малый грех, то он будет в десять раз тяжелее, ибо этот день принадлежит Господу.


Источник: Гавриил (Кикодзе), епископ Имеретинский, святитель. «Церковь учит любви и единству». (Перевел с грузинского Мераб Джикия). [Электронный ресурс] // Православие.Ru

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle