архимандрит Гавриил (Воскресенский)

Правда в идеале

§ 7. Понятие о праве

Право во 1-х есть религиозная идея ума, – отображение живой веры в Бога правосудного, первоначало и первообраз всякой истины и справедливости. Посему религиозное верование есть истинная основа прав и порядка между людьми и народами; 2) право есть нравственная идея, носящая в себе образ правомерности Божественной и действующая внутренно на совесть человека и его деятельность; по сему понятию не может быть никакого права на поступок безнравственный. Дух истинного права требует столько же добросовестности сколько и религиозной веры, так что науку правоведения и законодательства, независящую от религии и нравственности, должно назвать несправедливостию или неправом; из сего видно, что и право, по идее, есть вечно, неизменно и повсемственно; потому что оно насаждено в природе человека, и простирается на все времена, на все места, на все народы. Оно справедливо называется Божественным в том смысле, что первоначально существует в идее Божественной, от Бога отражается в уме и совести человека; 3) право, как наука, есть ученое изображение естественного закона, о том что человеку в обществе должно делать и чего удаляться; 4) право, по отношению к лицам, есть наша деятельность, сообразная с естественным законом; 5) право по отношению к следствиям есть то, что творит нас правыми пред Богом, совестью и людьми; 6) право, по отношению к законодателю, есть власть лица основанная на правде и обязывающая к исполнительной деятельности подчиненных. Отношение лица подвластного к тому, которое имеет власть над ним есть обязанность. Во всех законодательствах упоминается о праве на вещи. Но такое выражение означает только право известного лица по отношению к известной вещи, которая как существо неодаренное нравственностию может находиться токмо в физической власти лиц. Посредством права внешняя свобода человека подчиняется власти законов, которые как духи хранители содержат и хранят мир и благоденствие в частности между людьми и вообще между народами. Не физическая сила лишенная нравственности и мысли должна господствовать в общественной жизни, но закон и порядок. Понятию о праве противоречит обида требующая ограничения. Но обида между добродетельными не может иметь места; мысль о праве исключает все обидное для человека.

§ 8. Осуществление права

Хотя право есть вечно и неизменно, потому что имеет основание свое в самой существенности человеческой природы устроенной по идее Божества; впрочем выполнение его возможно только под защитою и побудительной силою правительства. Посему ложно мнение тех, которые допускают, что люди могут жить под влиянием прав без всякого общественного соединения. Многие правоведцы называют бытие и жизнь состоянием природы предшествующим всякому гражданственному обществу, как будто бы сама природа поставила человека в состояние неограниченного произвола. Но это такое предположение, которое гораздо скорее может вести к заблуждению, нежели к истине; потому что состояние природы не есть еще состояние свободы, и потому что кроме механических законов природы существуют законы нравственные, и кроме твари есть творец всем управляющий, о всем промышляющий.

§ 9. Действие права

Человек не может иметь права без обязанности. Всеобщее и необходимое действие всякого права есть обязанность человека уважать права в мысли и на деле, так что право и обязательство не могут быть взаимно разделяемы. Право в своем осуществлении есть и побуждение. Кто не хочет следовать закону и порядку предписанному, того общественная судебная власть справедливо побуждает делать или не делать то, чего требует правда.

§ 10. Разделение права

Естественное право есть ученый свод прав, принадлежащих всему человечеству: оно разделяется на отрешенное и условное. Отрешенное обнимает собою те обязанности, которые так глубоко и существенно запечатлены в природе человека, что их нельзя ни изобресть ни уничтожить: условное раскрывает те права и требования, которые составляются свободною деятельностию человека, и потому они могут изменяться и даже уничтожаться. Частное право есть собрание тех требований, которые касаются токмо одного или немногих нравственных лиц в гражданском общежитии; публичное право имеет предметом своим или отношение государства к его членам, или отношение одного государства к другим и называется в первом случае правом гражданским, а во втором народным; предмет личного права есть свободная деятельность существ разумных.

§ 11. Понятие о коренном праве

Те права, на которых основывается возможность разумного бытия называются отрешенными или коренными правами, – правами человечества, как утвержденные на сущности человеческой природы и почитаемые коренною собственностию всего человеческого рода: такие права имеют следующие существенные признаки: они вечны, неизменны, их нельзя потерять и невозможно приобресть.

§ 12. Коренное право личности

Всеобщий характер человечества есть разум и воля. А где есть разум и воля, там есть и личность. И так все люди а равным образом семейства, государства и народы суть лица т. е. существа разумные и свободно мыслящие, и потому все имеют коренное право личности, как оно признано в человеческом обществе. Сего права на личность у язычников Римлян не имели невольники, рабствующие и подчиненные слепому произволу господина. Христианство уничтожило жестокое иго рабства, столь тяжкое в древнем мире.

§ 13. Необходимые следствия, вытекающие из коренного права

Из права личности вытекает: 1) право на физическое бытие, т. е. на жизнь и телесные органы, а равным образом на свободное употребление сил телесных; 2) право на бытие духовное, т. е. на упражнение духовных сил в познании истины и добра; 3) право на свободное обращение между людьми в гражданском обществе; 4) право на приобретение и благоразумное употребление собственности.

§ 14. Собственность

Под собственностию, в обширном смысле, мы разумеем все то, что имеет какое-либо отношение к нашей личности, что мы можем почитать средством к разумному бытию и жизни. Собственность бывает 1) или внутренняя коренная; или 2) внешняя приобретаемая снаружи; к внутренней коренной собственности человека принадлежат его телесные и душевные силы, или все то, что мы называем личностию. Внешняя собственность, о которой единственно здесь будем говорить, должна быть приобретена посредством свободных действий, непротиворечащих понятию о праве.

§ 15. Обладание вещами

Владение есть двоякое: вещественное или физическое состоит в действительном употреблении видимых вещей; умственное требует свободных действий, согласных с идеею права. Где нет сего согласия, там не может быть права на физическое обладание собственностию.

§ 16. Что надобно знать, касательно обладания чужою вещию?

Физическое обладание чужою вещию может быть или справедливым или несправедливым. В первом случае обладатель называется законным, во втором незаконным. Кто берет себе вещь чужую во владение неправым образом, как напр. посредством обмана, или воровства, тот есть владетель нечестный или незаконный. Напротив, кто берет во владение чужое добро или имение каким-нибудь честным образом, не зная, что это чужая собственность, или по неизбежному и невинному заблуждению, тот называется владетелем честным или законным. И при законном владении можно иметь право на него только мнимое или видимое: законный владетель почитается таковым до тех пор, пока продолжается заблуждение. Когда возвращается истинный владетель и объявляет свое требование, тогда он имеет право возвратить свою собственность, как от справедливого по заблуждению так и несправедливого по обману владетеля. – Но востребование собственности не может быть произведено самовластно, без посредства гражданского суда. От нечестного владетеля истинный хозяин собственности может требовать совершенного удовлетворения за употребление и распоряжение чужим имением. И так он может назад требовать вещи на лице находящиеся и может искать себе вознаграждения за вещи истраченные, или проданные. Кто нарушает право, тот должен понести и плоды от своего несправедливого поступка.

§ 17. Принадлежности и права собственности

Справедливые принадлежности всякой собственности суть: 1) исключительное распоряжение внешними вещами; 2) употребление их для различных выгод и 3) обладание имением, как по праву владетелю принадлежащим. Отсюда вытекают и существенные части права собственности: а) право распоряжения; b) право употребления и наслаждения и c) право на обладание. Все эти права ограничены священными законами Религии и нравственности, и законодательным устройством в государстве.

§ 18. Различные виды собственности из вещей состоящей

Всякая внешняя собственность есть или публичная т. е. общественная или частная: частная собственность опять может быть или собственностию одного человека, или многих; или истинною, или мнимою; или ограниченною, или неограниченною; или движимою, или недвижимою.

§ 19. Приобретение

Под приобретением разумеем мы присоединение права обладания к нашей особе посредством какого-нибудь свободного действия. Всеобщее основание права всякого приобретения заключается в коренном праве на собственность; приобретать для себя собственность может всякое нравственное лицо, которое только не лишено этого права или природою, или законом. Предметы справедливого приобретения суть: внешние вещи и свободная деятельность разумных существ. И так всякое приобретение относится или к собственности, состоящей из внешних вещей или к свободной деятельности лиц.

§ 20. Различные виды прибыли

Все прибытки разделяются на коренные и производные или, что то же, на непосредственные и посредственные. Человек находится в отношениях ко всему производимому землею, и отсюда происходит возможность непосредственного приобретения земли или почвы чрез завладение, или занятие. Человек находится в отношениях к другим людям в гражданском обществе и это показывает возможность посредственного приобретения чрез договоры и наследство; посему главные виды приобретения суть: завладение, договор и наследство.

§ 21. Завладение

Завладение есть непосредственное приобретение какой-нибудь, еще никому не принадлежащей вещи чрез физическое ее присвоение в собственность. Этот способ приобретения принадлежит государствам и народам, и есть основание всякой собственности, из внешних веществ состоящей. Каждая точка земной поверхности, не имеющая обладателя, должна быть почитаема ничьею, и всякая частица земли, никому не принадлежащая составляет предмет приобретения. Впрочем, не одни государства и народы, но и частные лица могут иметь право на завладение совершенно бесспорное.

§ 22. Чего требует завладение

Завладение требует: 1) физического принятия во владение земли или почвы; 2) действия личных сил на вещи хозяевам непринадлежащие, посредством должного их обработания. Под сими условиями завладение составляет не только физическое но и умственное обладание частию видимого мира.

§ 23. Предмет завладения

Собственный предмет всякого непосредственного приобретения есть земля, не имеющая господина; почему завладение преимущественно принадлежит целому народу и в этом отношении может почитаться справедливым способом народного приобретения. В гражданском обществе нет ничего, чтобы не имело хозяина; в обществе то, что не имеет частного владетеля принадлежит начальству. Только те части земли, которые не составляют ни частной, ни общественной собственности, могут быть названы не имеющими хозяев. Поэтому известное правило: вещи не имеющие хозяев принадлежат первому завладетелю, может иметь свое приложение только там, где нет владений ни общественных, ни частных.

§ 24. Прибыток

Прибыток или наращение есть справедливое умножение и распространение приобретенной собственности, посредством природы, или искусства. Посему два главные вида прибытка естественный и искусственный. Естественный прибыток происходит независимо от деятельности обладателя, и есть только наращение совершающееся по законам органической и неорганической природы. Что увеличивает нашу собственность по законам природы органической, то называется плодом. Наращение от плодов, как произведений растительной или животной природы на языке правоведения называется пришлою, а самая собственность, как мать производительница, коренною вещью. Обладатель коренной вещи есть обладатель пришлой на основания правила: вещь пришлая принадлежит коренной. Приращением, по законам неорганической природы, надобно почитать приплытие или примытие обломков корабля водою, но с тем важным ограничением, что хозяин собственности имеет право возвращения, даже против насилия природы во всех возможных случаях. Искусственное наращение или прибыток происходит от прилежания владетеля или по материи, или по форме. Кто обладает материею тот имеет право дать ей и форму. Дать новый вид материи, на языке правоведения, называется видотворением. А право давать новый вид вещам называется правом видотворения.

§ 23. Приобретение посредством договоров

Договор, как взаимное обязательство, свободных лиц требует обещания со стороны владельца и принятия со стороны съемщика и согласия их под известными условиями располагать своими правами и своею собственностью. Лица, заключающие договор, называются договаривающимися или условливающимися: таким образом всякий истинный договор есть взаимное согласие двух или нескольких лиц к принятию прав и обязательств. Он необходимо предполагает не токмо личное право на данное обязательство, но требует личного права и на обязательство даемое и след. получает силу права от взаимного согласия договаривающихся. Посему существенные свойства всякого истинного договора суть: 1) свободное согласие договаривающихся и 2) естественная и законная возможность обязательств. Где нет сих существенных свойств, там договор не имеет силы права, там нет договора.

§ 26. О свободном согласии

Согласие при договорах может быть или выраженное, или не выраженное, или только догадочное. Согласие выраженное производится на словах, или на письме, или посредством таких внешних знаков, которые имеют столь же определенный смысл как слова или письмо. Невыраженное тайное согласие производится не на словах, или на письме, но на самом деле, т. е. посредством таких действий, которые несомненно дают знать о свободном согласии. Догадочное согласие может иметь место в таких договорах, которые заключаются для взаимной пользы многих лиц, впрочем без их ведома и даже соизволения. Это согласие имеет силу права и обязательства только тогда когда договаривающиеся лица признают заключенный для их выгоды договор действительным.

§ 27. Обман и ошибка

Обман есть коварное, с сознанием преступления закона, учиненное действие одного договаривающегося лица в отношении к другому. Обман может произойти, когда договор уже заключен, или он может быть причиною заключения самого договора. Оба вида обмана делают договор несостоятельным, так как каждый обман есть нарушение права, с которым не может быть соглашено свободное согласие. Ошибка есть ложное понятие, происходящее без ведома и воли договаривающихся; она может быть существенною или случайною. Всякая ошибка, которая уничтожает свободное согласие, есть существенная. Напротив, когда она не имеет никакого влияния на свободное согласие договаривающихся, тогда она называется случайною. Только существенная ошибка, касающаяся главной вещи и коренного предмета договора может сделать договор не ценным, а не случайная, которая относится к вещам побочным.

§ 28. Кто может заключать договоры?

Только те лица могут заключать договоры, которых воля не ограничена ни природою, ни законами гражданскими. Всякий истинный договор требует свободного согласия; но оно делается невозможным там, где воля не имеет права.

§ 29. Естественная и судебная возможность договора

Договор естественный возможен тогда, когда он не превышает природных сил и прав человека; к невозможному по природе нет никакого обязательства. Он возможен судебно, если не противоречит понятию права и вечным законам Религии и нравственности. На договор противозаконный и безнравственный, никакой человек не может иметь права.

§ 30. Какое влияние имеет принуждение на прочность договоров?

Всякое принуждение есть стеснение внешней свободы; но так как свобода может быть стесняема справедливым или несправедливым образом; то и принуждение может быть справедливым или несправедливым. Справедливое принуждение не нарушает важности и силы договора; несправедливое напротив того есть действие насильственное и нарушает достоинство договора. Принуждение называется справедливым, если оно происходит от начальства и направлено против необузданного произвола, если оно употребляется как необходимое средство к защищению права. Принуждение или посредством физического насилия, или чрез страх несправедливо наведенный, нарушает достоинство договора.

§ 31. Два главные вида договоров

Два главные вида договора односторонний или дарственный, и взаимный, или обязательный. В первом обещание делается только с одной стороны без всякого обещания взаимного; во втором обещание взаимно, так как он требует условия обоестороннего.

§ 32. Их подвиды

Договоры односторонние суть: договор дарения, договор ссуды, договор отдачи на сохранение. К взаимным или обязательным договорам принадлежат следующие три: договор торговли, договор продажи и договор страховый или охранительный. Договор торговый заключает в себе обмен, куплю и заем. Договор продажи содержит: договор найма и откупа, договор платы за услуги и доверенность; наконец договор охранительный содержит залог и поручительство.

§ 33. Договор дарственный

Правое действие, которым мы из благорасположения к другому уступаем право на нашу собственность, ничего в вознаграждение не требуя, называется дарением. Договор дарственный есть обещание, которым мы передаем нашу собственность другому без всякого взаимного обещания на вознаграждение. Дающий из договаривающихся называется дарителем, а принимающий – одаренным.

§ 34. Сущность дарения

Дарение есть односторонний или благотворительный договор. Оно не требует обязанности к какому-нибудь взаимному обещанию, на вознаграждение от приемлющего; но дарение возможно токмо под справедливыми условиями. Договор дарственный необходимо предполагает в дарствующем право на даруемую вещь, в приемлющем –действительное принятие и усвоение вещи чрез законную передачу.

§ 35. Виды дарения

Они суть: дарение между живыми и дарение в случае смерти. Первого рода дарение оказывает свою полную силу и действие еще при жизни дарителя и по природе своей неотменно; напротив дарение второго рода может быть отменено; потому что действительность его зависит от смерти дарителя, которая иногда и не последует.

§ 36. Справедливая ценность дарительного договора

Ценность сего договора требует обещания и его принятия со стороны договаривающихся; без этой существенной принадлежности невозможен никакой договор. Но при всяком договоре права других ни мало не должны быть оскорблены. На сем основании всякое значительное дарение между живыми должно быть подтверждено общественным правительством.

§ 37. Договор ссудный

Ссужать значит вещи не подлежащие трате уступать другому, для употребления, на определенное время. И так договор ссудный есть благотворительное обязательство, по которому мы уступаем другому право на безвозмездное употребление вещей неутратимых, в продолжение известного времени. Лица договаривающиеся суть: ссужающий и ссужаемый.

§ 38. Природа и сущность ссудного договора

Ссудный договор требует, чтобы вещи были неистратимые, т. е. такие, которые не могут быть издержаны употреблением. Поэтому вещи расходные, как то: деньги, вино, мука и т. п. не могут быть предметом сего договора. Со стороны ссужающего он требует обязательства, касательно уступки своих вещей во временное их употребление. Так как ссужаемый не приобретает собственности, то не имеет права и совершенного обладания, хотя и может поддерживать, охранять и употреблять чужую собственность. Ссуда требует определенного способа и времени употребления. Если не определяется ни время, ни способ употребления, и данные в ссуду вещи, когда угодно, могут быть взяты назад, то это называется ссужать с уступкою, по просьбе и по милости, modo preparatio. Ссуда требует возвращения тех вещей, которые даны были на определенное время; но с ее свойством несообразно то, чтобы для этого употребления принимаемо было обязательство, основанное на праве: ссудный договор, по своей природе, есть односторонний, безвзаимный.

§ 39. Следствия сего договора

Из природы и сущности ссудного договора следует: 1) ссужаемый получает право употреблять вещи только известным образом и на определенное время, так что ссужающий, тотчас по прошествии уреченного срока может требовать назад данные в ссуду вещи; 2) ссужаемый отвечает за всякую порчу, которая по его собственной вине, может случиться с вещами, взятыми в ссуду. Но если ссудные вещи портятся, просто – по какому-нибудь случаю, без всякой вины взявшего их на подержание, то этот убыток падает на хозяина вещей, на основании правила: casum sentit Dominus.

§ 40. Отдача на сохранение

Отдавать на сохранение, на языке правоведения, значит полагать вещи в безопасное место, закладывать, вверять их на соблюдение. И так обещание взять вверенное добро под свое сохранение, с согласия отдающего, называется договором отдачи на сохранение. Здесь договариваются два лица: вверяющий свое добро и принимающий оное. Первый отдает свою собственность на сбережение, другой принимает врученное добро. Действительная передача чужой собственности, с которою договор приводится в исполнение, называется закладом. Он есть или произвольный или вынужденный необходимостию; отдача заклада бывает или письменная, или словесная. Предметом сего договора может быть все, что можно отдать на сохранение. Только те вещи, которые от долговременного сбережения уничтожаются, не могут быть собственно закладом.

§ 41. Следствие отдачи на сохранение

Справедливые следствия для обоих договаривающихся в сем случае суть: 1) принимающий под свое сохранение обязан сберегать вверенные вещи с такою же заботливостию, как и свои собственные и вместе удовлетворить, если они потерпят вред или разрушатся. Равным образом он не должен истреблять чужой собственности. Истребление несогласно с сущностью этого договора; 2) принимающий берет на себя обязанность сберегать вверенные вещи и, по требованию отдавшего, возвратить их невредимыми в той целости, в какой они были отданы и со всем приращением плода. Отдающий напротив того обязывается а) вознаградить те необходимые издержки, которые были употреблены на содержание вещей; b) взять на себя все потери, которые могут случиться с положенным на сохранение добром без вины принявшего. Если залог по какому-нибудь невинному случаю пропадает, то убыток должен понесть отдавший, как хозяин.

§ 42. Договор меновой

Условие, на котором мы отдаем нашу вещевую собственность другому, за известную цену, называется договором меновым: его подвиды суть: мена, купля и заем.

§ 43. Мена

Произвольная отдача своей вещи за другую вещь называется договором меновым. Но в собственном смысле этот взаимный договор есть обмен; потому что здесь даются вещи за вещи, услуги за услуги. Предметом менового договора в особенности есть все то, что может быть продано; след. движимое и недвижимое имение, вещи однородные и разнородные, тратимые и нетратимые. Здесь оба договаривающиеся лица отдают друг другу свою собственность по известной цене. Но эта цена состоит не в деньгах, а в других вещах. Оба договаривающиеся остаются хозяевами меняемых вещей до тех пор, пока они находятся у них во владении, а потому они должны взять на себя всякий урон, который может быть причинен их собственности, до времени действительного размена.

§ 44. О ненаименованных разменах в Римском праве

Римское право разделяет договоры наименованные и ненаименованные. Наименованными договорами называются только те, которые основаны на праве, и вместе имеют законное имя и собственную судебную форму. Ненаименованные договоры не имеют никакого законного имени, но только имеют силу законную, именно выполнение данного обязательства. Обмен, permutatio, был у Римлян договором ненаименованным: он имел имя только грамматическое, а не законное. Наконец к ненаименованным договорам, которые не имеют ни грамматического, ни законного имени, относятся в Римском праве следующие 4 класса: 1) do ut des. Это положение означает обмен вещей за вещи; 2) facio, ut facias, означает обмен услуг личных; 3) facio, ut des, относится к обмену заслуг личных на вещи; 4) do, ut facias, выражает обмен вещей на личные услуги. Все эти договоры получают силу права от согласия договаривающихся.

§ 45. Купля

Покупать значит приобретать вещи за деньги, а продавать значит за деньги отдавать вещи. Итак торговый договор есть такого рода взаимное обязательство, по которому один продает, а другой покупает вещи за известную сумму денег. Здесь договариваются два лица – продавец и покупатель. Первый соглашается отдать товар, другой –определенную денежную сумму. Этот договор требует: взаимного согласия договаривающихся, касательно товара и цены, которая должна состоять именно в деньгах. Если вместо их отдается что-нибудь другое, то это не будет купля в собственном смысле, а мена, или что-нибудь другое. Купля и продажа требует, чтобы определена была истинная и справедливая цена товара. Но эта цена есть только относительная, как относительно достоинство и самых вещей. Если один из договаривающихся получает при этом договоре урон, то должно смотреть от неизбежного ли заблуждения или от коварства произошел убыток? И то и другое или делает договор недействительным, или требует удовлетворения. Торговый договор ближайшим образом предполагает личное право, касательно самого продавателя и приходит в исполнение вместе с передачею товара покупающему. Если проданная вещь пропадает прежде передачи, то урон от этого падает на продающего хозяина. Предметом торгового договора может быть движимое и недвижимое имение, идеальные привилегии, охранение от всякого возможного вреда и т. п.

§ 46. Заем

Давать в заем значит уступать кому-нибудь тратимые вещи, как свою собственность, с тем, чтобы он возвратил их в таком же количестве и качестве. Этот договор отличается от ссуды, имеющей предметом вещи неистратимые, не обнаруживающей права собственности, принадлежащей к договорам односторонним. Предмет займа составляют вещи тратимые, которые можно определить числом, мерою и весом. Но главный предмет сего договора есть деньги, которыми можно заменить все вещи, употребляемые, как общий способ размена. Заем есть законный оборот, в котором мы уступаем другому свои вещи, как собственность, с возвращением других вещей такого же количества и качества.

Он получает законную силу, чрез передачу, так что, действительная отдача тратимых вещей носит собственно название займа. Здесь два лица договаривающиеся: отдающий в заем или кредитор, веритель и занимающий или должник.

§ 47. Свойства займа

Заем требует: 1) вещей без различия тратимых, какого бы они роду ни были; это особенно относится к деньгам и редко имеет место при других обстоятельствах. Он требует 2) чтобы занимающий или должник тотчас после передачи взятых в заем вещей, был их хозяином, след. взял на себя все потери, какие могут случиться с занятыми вещами, от его ли собственной вины или от случая. Он требует 3) удовлетворительного вознаграждения другими вещами равного количества и качества. В займе денег количество состоит в сумме, а качество в достоинстве монеты; в других истратимых вещах оно зависит от меры, веса или от свойства самых вещей.

§ 48. Не противоречит ли правде требование процентов?

Процент, или рост, есть та денежная сумма, которую должник платит кредитору сверх занятого капитала. Он может простираться не только на число, но на меру и вес занимаемых материалов. Требование процентов, если не основано на лихоимстве, не противоречит идее права. Если деньги, или занятые вещи приносят плоды, которыми пользуется должник; то и кредитор имеет право участвовать в этих плодах 1) за выгоды, какие приобретаются от займа и 2) за те опасности, каким подвергается капитал заимодавца.

§ 49. Количество процентов

Нельзя определить по началам философии сколько заимодавец может требовать процентов от должника. Но несомненно то, что проценты выгодные единственно для кредитора и убыточные для должника противозаконны. Таким образом невозможно определить количество процентов единственным произволом кредиторов. Государственные законы справедливо полагают всеобщее правило для процентов. Одно начальство правомерно может определить проценты на проценты ᾿ανατοκισμὸς, usura ex usuris procedens и учредить применительно к местным обстоятельствам, особого рода проценты торговые, по предварительным, справедливым требованиям купеческих сословий.

§ 50. Существенно ли принадлежат проценты займу?

Проценты не принадлежат существенно займу, но только случайно и произвольно, как вещи придаточные. От воли кредитора зависит, с процентами, или без процентов отдать капитал свой. Всякий заем есть договор обязательный, в котором должник должен принять на себя все могущие случиться убытки и возвратить занятую денежную сумму или материалы в таком же количестве и качестве.

§ 51. Лихоимство

Требование столь великих и неумеренных процентов, что выгода остается единственно на стороне кредитора, называется лихоимством. Всякое лихоимство скрытно ли оно, или явно, обнаруживается ли оно под каким-нибудь видом, или не обнаруживается, есть коварство и след. противозаконно; коварство делает договор не действительным, или требует разбирательства и вознаграждения.

§ 52. Наем

Договор найма есть такой законный акт, коим мы передаем другому употребление и пользу от нашей вещественной собственности, или свои личные услуги под условием взаимного обязательства между обоими договаривающимися лицами. Посему и самый договор называется обязательным. Его подвиды суть: договор найма и откупа, договор платы за услуги и договор препоручения.

§ 53. Договор найма и откупа

Условие, по которому мы уступаем другому употребление и выгоды нашей собственности, за определенную денежную сумму, называется договором найма, или откупа. Наем и откуп не суть два различные договора, но один и тот же договор; поэтому они на Латинском языке имеют одинаковое название, locatio, conductio rerum. Два лица, договаривающиеся суть: отдающий в наем, или на откуп, и наемщик или откупщик. Денежная сумма, за употребление взятых в наем вещей называется платою за наем или откуп. Сущность сих договоров требует вещей неистратимых, хотя бы они были движимые или недвижимые, – и не могут сии договоры существовать без определенной платы за употребление или получение выгод с отдаваемого в аренду имущества.

§ 54. Принадлежности сих договоров

Права и обязанности для обоих договаривающихся суть следующие: наемщик или откупщик получает право употреблять и пользоваться чужою собственностью; но он не имеет никакого права передать ее в постороннее владение, не может нанятые вещи отдать в наем другому, как хозяин имущества. Откупщик обязан доставить плату за наем в определенное время, не длить найма или откупа долее назначенного времени и удовлетворить за всякий вред от его воли или небрежности происшедший. Отдающий в наем должен занятую у него собственность тотчас уступить в употребление нанявшему; не прекращать найма прежде условленного времени; понесть все убытки, какие могут произойти от случая.

§ 55. Договор платы за услуги

Наем пли подряд личных сил за известную награду, называется договором платы за услуги. Договор найма услуг касается иногда отдельных работ, иногда принадлежит к выполнению целого какого-нибудь дела. Если наем услуг состоит в частных мелочных работах, как напр. нанимается подельщик, то на Латинском языке это называется locatio, conductio operis; если же личный подряд делается для целого, законного дела, как напр. берется ремесленник, то у Римлян это называется locatio, conductio operum. Предметом этому договору служат только те услуги, которые могут быть оценяемы. Услуги, высшего рода, где более участвуют ум и сердце, нежели телесные силы, не могут принадлежать сюда. Нанимающий должен отдать за услуги обещанное вознаграждение, а нанявшийся отвечает за все убытки, какие может потерпеть хозяин от его нерадения.

§ 56. Договор препоручения

Договор препоручения есть такое условие, в котором один берется на имя другого выполнить известное дело. Здесь два лица договаривающиеся: уполномочивающий, или хозяин и уполномоченный, или поверенный. Исполнение того дела, которое поручено поверенному, называется препоручением, или приказанием. Препоручение бывает явное, или тайное, словесное, или письменное, ограниченное или не ограниченное, только это последнее ясно должно быть означено в договоре. Предметом препоручения может быть всякое дозволяемое нравственностью и законом дело; на поступки противозаконные не может быть никакого препоручения.

§ 57. Справедливые требования от обоих договаривающихся

Поверенный принимает на себя обязанность, дело препоручителя сообразно его приказанию вести с верностью и при неблагоприятном случае ответствовать за все неудачи. Препоручитель напротив того обязан принять на себя законные последствия, какие по необходимости повлечет за собою ход верного и честного деловодства, в коем поверенный действует во имя своего препоручителя. От уполномочения отличается ведение дела без поручения. Это есть произвольное принятие на себя чужого дела, для пользы хозяина без его ведома. Такое деловодство имеет место только при особых обстоятельствах, принимается совершенно по доброй воле, не дает права за труды требовать вознаграждения. Впрочем хозяин должен по чести удовлетворить за издержки понесенные по нужде, при честном деловодстве. Несправедливый и против явного запрещения хозяйского навязывающийся ходатай по делам не может требовать никакого вознаграждения, а должен отвечать за всякую неудачу.

§ 58. Договор охранный

Договор охранный есть только вспомогательный для вернейшего исполнения уреченных обязательств. Здесь права договора поставляются в безопасность или посредством вещей, или посредством лица. Первое имеет место при закладе движимого или недвижимого имения; второе при поручительстве. Посему подвиды охранного договора суть: заклад и поручительство.

§ 59. Заклад

Заклад вообще означает движимое, или недвижимое имение для охранения прав кредитору врученное. Договор заклада есть такое условие, по которому должник своим движимым или недвижимым имением обезопашивает займодателя касательно должной уплаты. Но залог может быть или действительно врученным, или только записанным. Первый требует действительной отдачи вещей, а второй есть росписка, охраняемая силою законов, или вексель. Верющий в долг под заклад в случае неплатежа, имеет право удовлетворения посредством ручного заклада, или по силе условий, означенных в росписке. Должник, напротив того, берет па себя обязанность: a) отказаться на определенное время от действительного обладания и употребления заложенных вещей; а b) при росписке от всякой безвозвратной передачи заклада в чужие руки, чем разрушается сила самого обязательства.

§ 60. Поручительство

Порука есть особа, в случае несостоятельности должника обязывающаяся кредитору заплатить должное по условию. Итак поручительство есть такое условие, по которому какое-нибудь гражданственное и надежное лицо берется удовлетворить кредитора в таком случае, когда сам должник не будет иметь возможности уплатить заем свой. Из сего понятия о поручительстве вытекают следующие положения: 1) порука обязывается к уплате кредитору капитала, в котором он поручился за должника, но только в таком случае, когда должник не в состоянии заплатить свой долг; посему 2) заимодавец не имеет права требовать платы от поруки дотоле, доколе совершенно не истощится имение должника; 3) если порука уплатит чужой долг, то по отношению к должнику он вступает в права кредитора.

§ 61. Наследство

Наследовать значит вступать в права и обязанности умершего. И так наследство требует передачи имения и долгов, выгод и невыгод. Приобретение прав и обязанностей умершего называется наследством. По сему понятию при наследстве должно быть имение, оставленное умершим и должен быть наследник, который может и имеет право взять наследство, как свою собственность. Наследство бывает естественное или произвольное. Естественное наследство имеет основное право в наследственности кровного родства. Произвольное основывается на последней воле умершего, с коей согласен и наследник. Последняя воля оставляющего наследство называется завещанием.

§ 62. Что такое завещание?

Завещание есть письменное распоряжение завещающего, в коем он по своей кончине отказывает наследнику свое имение; но это распоряжение не имеет силы права и остается без действия до тех пор, пока завершающий наслаждается жизнию и, след. всегда может изменить свою волю касательно распоряжения своим имением. Завещающий объявляет в завещании, кто должен быть наследником оставляемого имения. Наследник есть то лицо, которое вступает в права и обязанности умершего. Даже несколько неделимых лиц и самые общества могут участвовать в наследстве. Наследник приобретает не прямо самые вещи, но только право взять их, или отказаться от наследства. До тех пор, пока наследник не объявляет себя, наследство завещателя должно состоять под защитою гражданского закона. Завещатель имеет право распоряжаться своей собственностию во всякое время, даже в последнюю минуту своей жизни. Он может изъявить свою последнюю волю или устно, или письменно; но в обоих случаях сия воля должна быть доказана посторонними вероятными свидетелями.

§ 65. Троякий вид отношений в домашнем обществе

Первое из всех обществ человеческих есть общество семейственное, в коем заключается три рода отношений: супружеское между двумя супругами; родительское между родителями и детьми; слуго-господское между господами и слугами.

§ 64. Что такое брак?

Брачный союз есть неразрывное, основанное на взаимном согласии и любви соединение мужа и жены для нераздельного сожития во всех случаях жизни. Посему истинное свойство брака состоит в высшем духовном союзе, т. е. в чистой любви и совершеннейшем согласии; в вспомогательном участии в опасностях и бедствиях; в неизменном целомудрии до смерти и по смерти одного из супругов. Хотя брачный сговор, основываясь на взаимном согласии лиц, имеющих намерение вступить в брачный союз с первого поверхностного взгляда и может казаться видимым договором; впрочем самый брак на самом деле от того не принимает на себя свойств самого договора; договор может существовать только на вещи и услуги свободе не противные, а не на лица. Брак есть священный союз, который основывается не на человеческом произволе, но на вечных законах Религии, нравственности и человеческой духовной природы. Он есть таинство по самой природе, таинство по религии, таинство по следствиям, сколько для воображения необъятным, столько плодоносным и благодетельным. Истинная любовь, в благородном смысле этого слова, требует соединения вечного, неразрывного. И так, что основано на чистейшей любви, то должно оставаться вечно, как вечно пребывает истинная любовь; только чувственная любовь исчезает, как скоро не находит более пищи чувственным удовольствиям. Святость брака требует неразрывности безусловной, совершенной, так что ни муж ни жена при жизни обоих, не могут разрывать брачный союз и вступать в новые супружества. Расторжение брачного союза совершенно невозможно; потому что брак основывается на вечных законах Религии и нравственности. Возможно приостановить права брака, невозможно уничтожить любовь и вечный порядок духовного мира. Брак как основная связь человеческого общества, может исключительно существовать только между двумя лицами различного пола, т. е. одним мужем и одною женою. Всякое другое супружество как то: многоженство, многомужество, кровосмешение, или противно брачному равенству, или еодействует разврату, или, не облагораживая человеческого рода, низводит людей в состояние скотов, или вообще распространяет нравственное и физическое зло в мире. Сущность брака требует совершенной общности в имении, т. е. супруги приобретают свое имение и добро вместе с приобретением друг друга. Внешняя собственность, как второстепенная, производная, по необходимости последует за внутреннею, как коренною. Эта совершенная общность и богобоязненное употребление благ, касается одинаково собственности движимой и недвижимой, настоящей и будущей, имеет место даже и тогда, когда не заключено никакого договора касательно временного имущества. Супруги совершенно равны между собою в правах и обязанностях. Посему в супружеских отношениях нельзя допустить никакого преимущества, кроме того, которое проистекает из природного настроения духа того или другого пола.

§ 65. Развод

Развод есть только приостановление супружеского купножительства и происходящих оттуда прав и обязанностей, но не есть совершенный разрыв брачного союза. Разведенные супруги не имеют права без соизволения начальства вступать в новый брак при жизни их обоих, по вине ли которого-нибудь лица развелись они, или без вины. Великая цель возсотворения и одухотворения человечества требует великих пожертвований; а это пожертвование по необходимости должно быть сопряжено со святостию и неразрывностию брака. Развод не может быть без законного начальственного приговора, и посему не может зависеть от произвола супругов. Узы семейственные составляют основу государства и должны оставаться неприкосновенными в своей святости. На развод могут дать право только такие поступки, которые разрушают взаимную любовь, подрывают благосостояние общества и вместе с тем уничтожают святость брачной жизни, как то например: а) явная опасность за жизнь, которою один из супругов угрожает другому; b) побуждение и склонение к порокам; с) пожизненная ссылка в наказание за государственное преступление; d) нарушение супружеской верности или непозволительная связь с посторонними особами. Случайные события в супружестве, как то безвинно приключившиеся болезни, хотя бы они продолжались во всю жизнь, не могут дать права на развод. В сих-то преимущественно случаях истинная любовь и должна обнаруживаться ревностным вспоможением и самопожертвованием. Следствие развода есть приостановление супружеского сообщества и происходящих оттуда прав, однакож кроме обязанности содержать и воспитывать детей. Но право воспитания принадлежит стороне собственно безвинной. Если по прошествии времени разведенные супруги опять примирятся, то все приходит в прежнее положение.

§ 66. Отношение между родителями и детьми

Отношение между родителями и детьми не может быть определено по началам одного права. Потому что это отношение зависит не от одного права, или закона, но преимущественно от любви чистейшей. Сама природа связывает существование детей с особами родителей и любовь, которая происходит от нравственно-религиозного чувства, сама собою печется о нравственном воспитании нового поколения.

§ 67. О власти родительской и о правах оттуда происходящих

Родительская власть есть право родителей воспитывать детей своих физически и нравственно и содержать их в благочинии и порядке. На основании естественного права родительская власть принадлежит обоим, т. е. как отцу, так и матери; напротив того, по Римскому праву, мать может получить эту власть только по смерти отца. Из власти родителей проистекают следующие права: а) всякого незваного, который против воли родителей вмешивается в воспитание или усвоение детей, имеют право они отослать и позвать в суд; b) сынов и дочерей, как скоро они придут в зрелый возраст, оставлять собственному их произволу и освобождать от родительской власти; с) от детей, пока они пользуются содержанием в доме родительском, требовать должного повиновения; d) непослушных и испорченных лишать наследства. Но власть родителей ничем неограниченная нарушила бы вечные законы справедливости. Родители не имеют права лишать детей употребления сил душевных и телесных; торговать ими как внешнею собственностию; отказывать им в необходимом содержании; умерщвлять их.

§ 68. Предел родительской власти

Выпуск из родительской власти называется на языке правоведения emancipatio. Нравственное обязательство, которое обнаруживается любовью, почтением и благодарностию детей к родителям, пребывает вечно, а временное воспитание в семействе прекращается выходом из власти родительской. Вышедшие из власти родительской дети, делаются гражданами самостоятельными, и однажды прекращенная власть родительская, по закону гражданскому не может уже утвердиться снова.

§ 69. Отношение межу господами и слугами

Отношение между слугою и господином также не может быть отделено от религии и нравственности: но оно подчинено более праву. Где слуги считаются за простую собственность, там они невольники, а не слуги. Такое иго рабства противно природе человеческой. Домовладыки не имеют права поступать с служителями, как с невольниками или рабами. Слуги как и дети суть также члены домашнего общества и обязываются только к тому, что согласно с свойством договора услуг; они могут оставить прислугу в одном доме и избирать другого господина, как скоро сего требует долг и совесть. Коренные права родителей естественным образом породили права услуг; права услуг взаимно рождают права отцев, правителей поколений, так что естественный отец есть не только естественный господин, но и царь своих подданных, своих слуг, своих детей.


Источник: Философия правды / [Соч.] Архим. Гавриила, богословск. и филос. наук при Имп. Казан. ун-те преп., Казан. Успен. Зилантова второклас. монастыря настоятеля и ордена св. Анны 2 степени кавалера. - Казань : Унив. тип., 1843. - 64 с.

Комментарии для сайта Cackle