Источник

Философское народное право

§ 108. Понятие права

Народное право, в философском значении, есть наука о правах и отношениях одного государства к другим. Народы как и семейства и как каждый частный человек не могут быть без всяких прав. А что связывает области и народы, это есть религия. Во всех образованных государствах Европы господствующая вера есть христианская. На сем единстве религии основывается истинное народное право – как философское, так и положительное. Здесь мы говорим о праве народном философском, которое содержит первоначальные и производные права государств и потому разделяется на отрешенное и условное. К первоначальному праву народов принадлежит:

§ 109. Право личности

На каждое общество в отношении к другим, должно смотреть как на лице свободное и независимое. Посему коренное или первоначальное право обществ относится к их самостоятельности и независимости. Необходимые следствия, вытекающие из коренного права суть: право на неприкосновенность границ государства; на устройство или организацию общества, на свободное и независимое употребление сил общественных; на приобретение и увеличение собственности. К правам производимым принадлежит:

§ 110. Завладение

Каждый народ может, совершенно не имеющую обладателя землю, почитать своею народною собственностью посредством присвоения и эту приобретенную собственность увеличивать посредством естественного, или искусственного приращения. Впрочем открытое, или внешнее море не может быть собственностью исключительно какого-нибудь народа, но должно почитаться свободным и не присвояемым. Напротив море запертое или внутреннее, когда оно заключается в пределах государства, так напр. проливы, заливы и морские пристани, могут составлять неприкосновенную собственность какого-либо народа.

§ 111. Распространение приобретенной собственности

Собственность народная увеличивается посредством прибыли или наращения, когда природа своими произведениями увеличивает физическое обладание, или когда народ посредством обрабатывания почвы умножает свое народное богатство. Но что составляет собственность другого народа, того нельзя приобресть ни завладением, ни приращением. Поэтому нет никакого права на то, чтобы занесенное бурею и прибитое к чужому берегу, имение мог присвоить владетель той земли, к которой это имущество принесено водою. – Чужая собственность должна быть возвращена своему истинному обладателю.

§ 112. Приобретение посредством договоров

Договоры, которые заключают государства с государствами касательно вещей, или личных обязательств, называются договорами народными и заключаются для всеобщего блага. Договоры сии имеют действие или на определенное время, или они простираются на времена вечные. В первом случае договор теряет силу как скоро проходит определенное время; в другом он переходит в потомство.

§ 113. Кто может заключать народные договоры

Торжественные договоры между государствами и народами заключаются или непосредственно самими правителями, или посредством их уполномоченных. Та особа, которая уполномочена правителем для переговоров с иностранными областями называется послом. Но послы бывают или первой или второй степени: первой степени имеют характер представительный, т. е. они представляют в лице своем государя, и называются посланниками. Все послы иностранных государств, будут ли они обыкновенные или чрезвычайные, первой или второй степени, на основании народного права, свободны от гражданских и судебных законов чужого государства, куда они посланы, и потому ответствуют во всем одному только своему государю. Посольства имеют ту цель, чтобы тверже укрепить с иностранными державами союз доброго согласия. На этом основании каждый государь имеет право отлучить от своего двора особу, ему неприятную, – именно посла, когда он неспособен к тому, чтобы поддерживать и всегда более и более укреплять дружественные отношения между государствами.

§ 114. Предмет общественных договоров

Народные договоры имеют предметом или частные и временные обязательства, или всегдашние. Когда области и народы соединяются для обязательств всегдашних, тогда порождаются союзы обществ: они могут быть союзами оборонительными, наступательными, неутральными, вспомогательными и торговыми.

§ 115. Право войны

Право государств защищать свою свободу и независимость от всякого насилия, которое может разрушить их, или по крайней мере угрожает разрушением, называется правом войны. Государства свободные и независимые не могут признавать над собой чужой власти.

Что значит судебный приговор начальства внутри государства; то самое есть и суд Божий в войне. Бог судит воюющие царства, и победа зависит не от одного оружия, но преимущественно от благоизволения Вседержавного. Но война бывает правою тогда, когда государство видит насильственное нападение, или явное угрожение своему бытию, когда мирное равенство не может стоять иначе, как силою оружия. В таком случае война есть позволительная, вынужденная оборона, коею народ защищает свое бытие с единственным желанием восстановления прочного мира.

§ 116. Права во время войны

Народное право, дозволяющее враждующим воинам неограниченную власть, бесчеловечно, безнравственно, не право. Сила оружия должна быть устремлена только на неприятельские войска и вражескую землю, и никогда против граждан безоружных. Почему с правом войны не согласно: похищение и разграбление частной собственности безоружных граждан; употребление коварств, чтобы нанесть вред врагу, посредством тайного убийства, отравления ядом и т. д.; нападение на державу нейтральную, которая в неприятельских действиях не принимает участия.

§ 117. Договор между воюющими

Эти договоры имеют предметом или настоящее положение враждующих во время войны или прекращение брани. Сюда принадлежат: перемирие, капитуляция, размен и выпуск пленных, заключение мира.


Источник: Философия правды / [Соч.] Архим. Гавриила, богословск. и филос. наук при Имп. Казан. ун-те преп., Казан. Успен. Зилантова второклас. монастыря настоятеля и ордена св. Анны 2 степени кавалера. - Казань : Унив. тип., 1843. - 64 с.

Комментарии для сайта Cackle