Источник

Эпоха III, с переименования Славянской епархии в Екатеринославскую

1787 год

Бизюкова монастыре, священномученика Григория Великия Армении, вам. Дело основания и построения сей церкви происходило таким образом: 1782 года Сентября в 30 день, Севской епархии, Софрониевской пустыни игумен Феодосий, явясь к преосвященному архиепископу Никифору, подал ему донесение, в котором изложил, что епархии Славянской, в Кизикерменском уезде близ реки Днепра, по повелению князя Г. А. Потемкина, отведено ему для скотоводства и рыбной ловли три тысячи десятин земли, и что он на сей земле построил, принадлежащее Софрониевской пустыни, подворье. По сим обстоятельствам просил он, дабы как для монашествующих, так и для светских послушников, живущих на подворье, для рыболовства, позволено было построить там деревянную церковь, во имя Св. священномученика Григория Великия Армении. В подкрепление просьбы, Феодосий поднес преосвященному от князя Потемкина письмо, которое писано 5-го Сентября 1781 года и заключалось в следующих выражениях: «Преосвященнейший владыко, милостивый мой архипастырь! вручитель сего, отец игумен Феодосий будет иметь нужду в милостивом вашем вспоможении; а потому покорнейше вашего преосвященства прошу, принять его в милость и благоволение ваше, как человека достойного. Всякое благодеяние, показанное ему, приму я с истинным признанием, не преставая иметь честь быть с истинным почтением и нелестною преданностью, милостивый мой архипастырь, вашего высокопреосвященства покорнейшим слугою, Князь Потемкин. Р. S. Я приказал отвести в Новороссийской губернии землю для монастыря его, на которой желает он основать пустыню; а как сие зависит от соизволения вашего, то покорнейше вашего преосвященства прошу дать ваше на то позволение Князь Потемкин». Ходатайство сие не могло быть не уважено. По оному в самом скором времени, именно Октября 1 дня 1782 года, вручена была игумену Феодосию благословительная грамота на заложение упомянутой церкви от преосвященного Никифора, с тем, чтобы просил он нового благословения на освящение церкви, по построении оной. Декабря 6-го дня 1782 года церковь сия действительно заложена, а Июня 12 дня следующего 1783 года окончена. Игумен Феодосий, донося о том преосвященному, просил нового архипастырского благословения, с антиминсом, на освящение новоустроенной церкви. И в том проситель удовлетворен, выдачею ему святительской грамоты и антиминса, в принятии которых Феодосий, 1783 года Июня 13 дня, сам расписался. Полагать можно, что церковь в это же время освящена; впрочем ненадолго. Ибо в 1784 году, с дозволения уже святейшего Синода, по прошению игумена, им игуменом основана на подворье, в том-же наименование, новая каменная церковь, которая в 1786 году постройкой кончена, а 1787 г. Мая 18 дня, по благословению Амвросия, архиепископа Екатеринославского, на антиминсе, выданном от преосвященного Никифора архиепископа для деревянной церкви, освящена соборно самим игуменом Феодосием. Сия-то церковь существует теперь в Бизюковом монастыре и есть в нем главная. А куда девалась первая деревянная и по какому поводу она так скоро уничтожилась, в делах свидетельства не встречается. Говорят только, что она сооружена была, яко бы на высоком месте, «городок» называемом, которое действительно находится при монастыре и окружено глубокою балкой или оврагом, который, по его глубине, «пропастным» называют; отчего и самому монастырю простые люди дают такое же название. Так как восход на такое место весьма затруднителен, то построение церкви на нем игумену Феодосию вдруг не полюбилось, и он немедля расположился, основать и построить другую церковь каменную, существующую теперь.

Села Светло-польского, Димитриевская, дер. Александрийск. у.

Села Тимофеевки, Покровская, дер. Бобр. у.

Села Анновки, Предтеченская, Бобр. у.

Села Табурища, Михайловская, дерев. Бобр. у. Церковь сия не есть первоначальная, но прежде оной была другая того же именования, как явствует из находящихся при ней метрических книг с 1774 года. Селение существовало до прихода Сербов и было населено Малороссиянами.

Села Онофриевки, Предтеченская, камея. Александрийск. у. Построена кригс-комиссаром Михаилом Комбурлеем, вместо имевшейся уже тут старой деревянной церкви, во имя Чудотворца Св. Спиридония, которая в 1794 г. перевезена в другую слободу, того же помещика, именуемую Ивановка.

Города Елисаветграда, Покровская, дер. О сей церкви писал князь Потемкин архиепископу Амвросию: «Преосвященнейший владыко, милостивый государь и архипастырь. Ваше высокопреосвященство благословя здешних старообрядцев на построение церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы, снабдить их изволили на то и грамотою. Но как храм сей долженствует быть во имя Преображения Господня, в знак собственного их преобразования: помянутую грамоту при сем препровождая, покорнейше прошу пожаловать другую с наименованием уже храма Преображения Господа нашего и прислать оную ко мне, пребывающему с истинным к вам почтением и преданностью. Вашего высокопреосвященства, милостивого государя п архипастыря покорнейший слуга Князь Потемкин-Таврический. Января 29-го дня 1778 г. Елисаветград».

Села Высоко-буерак, Екатерининская, дер. Бобр. у.

1788 год

Города Елисаветграда, Преображенская, дер.

Села Леслиево-Петровской, Петро-Павловская, дер. Бобр. у.

Села Коротюка, Покровская, дер. Бобр. у.

Села Каменоватки, Покровская, дер. Бобр. у.

Села Мигеи, Петро-Павловская, дер. Бобр. у. Построена помещиком Скаржинским.

Села Копаней, Царе-Константиновская, дер. Бобр. у.

Села Федоровки, Георгиевская, дер. Александрийск. у.

Села Желтого, Ананиевская, дер. Бобр. у.

Села Омеловаго, Петро-Павловская, кам. Херсонск. у. Начата постройкой в сем году, но кончена в Марте 1800 года.

1789 год

Села Михальчей, Николаевская, дер. Бобр. у.

Села Чегелеевки, Покровская, дер. Бобр. у. Сооружена вместо бывшей тут старой, которая также именовалась Покровскою. Следовательно обселение места относится к раньшему времени.

Села Коржева, Успенская, кам. Тирасп. у. Теперь сей церкви нет уже, но существует с 1806 года другая каменная.

Села Спей, Николаевская, кам. Тир. у. Прежде сей церкви была другая плетневая. Селение существовало еще при владении Турков и жили Молдаване.

Села Перерытого, Михайловская, кам. Тирасп. у.

Села Троицкого, Троицкая, Бобр. у.

1790 год

Слободы Соколовки, Бобр. у. В деле о построении сей церкви прописывается ясно, что «государственная слобода Соколовка обселена гораздо раньше основания церкви, именно в 1776 году».

Села Отбедова, Рождество-Богородицкая, дер. Херсонск. у.

Села Станислава, Николаевская, кам. Херсонск. у. Прежде сей церкви была в местечке этом часовня, при которой по благословению преосвященного Никифора, архиепископа Славянского, впредь до построения церкви, находился временный священник. Жители, намереваясь просить разрешения построить церковь, писали в своем прошении к преосвященному, «что означенное местечко населено бывшими Запорожскими казаками и выходцами из-за границы в Россию в 1774 году». Первая церковь в 1811 году сгорела, а на месте ее существует с 1818 года настоящая.

Михайловки, Казачей станицы, Успенская, дер. Бобр. у.

Села Зелёного, Петро-Павловская, дер. Бобр. у.

Слободы Николаевки, Николаевская, дер. Александрией, у. Построена по прошению помещика Ивана Федоровича Красовского. Сия церковь от громового удара сгорела, и помещик Красовский в 1799 году входил с просьбою о дозволении построить новую.

Села Терновки, Параскевиевская, кам. Тирасп. у. Прежде сей церкви была тут еще при владении Турков другая, того же наименования, плетневая, Молдаванами поставленная; но упразднена за построением нынешней Запорожскими казаками, жившими тут до высылки их в Черноморье.

Ceлa Елисаветградки, Успенская, кам. Бобр. у. Когда церковь сия основалась в строилась, тогда село именовалось станицею Михайловскою.

Города Николаева, соборная Григория Великой Армении, кам. За алтарём у сей церкви погребен бригадир Фалеев, много способствовавший к построению сей церкви и города.

Села Гоян, Николаевская, Тираспольск. у. До ней была другая, плетневая церковь. Селение существовало при владении Турков и жили Молдаване.

Села Малаешт, Михайловская, кам. Тираспольск. у. Прежде сей церкви была здесь другая плетневая. Селение существовало еще при владении Турков, и жили в нем Молдаване.

Посада Ново-Украинки, Варваринская, дер. Бобр. у.

Села Калаглеи, Николаевская, Одесск. у. Сей церкви нет уже здесь; а вместо оной существует с 1802 года каменная. Первую, т. е. в 1790 г. основанную, построили из плетня Молдаване, после Очаковской якобы войны сюда возвратившиеся. Молдаване и ныне тут живут, частью также Велико- россияне и Малороссияне.

Города Овидиополя, соборная Николаевская, кам. Одесск. у. Церкви этой теперь нет здесь; место ее означается только каменным столбом. Впрочем, как здесь жили православные Молдаване еще при Турецком владении: то верно, что в Овидиополе, названном таким именем в позднейшее время, находились и другие церкви. Вместо сих с 1823 года существует только одна каменная.

Села Градениц, Рождество-Богородицкая, кам. Одесск. у. Около 1790 г. поселились в Граденице Запорожские казаки; когда они ушли на Кубань, то их места заняли Малороссияне, которые теперь, с некоторым числом Молдаван, живут здесь, имея церковь каменную Рождество-Богородицкую, построенную в 1823 году.

Села Шибки, Николаевская, кам. Тирас. у. Сей церкви теперь нет, а находится вместо оной, с 1820 года другая каменная.

Села Лунга, Николаевская, Тирас. уезда.

Села Токмазеи, Михайловская, Тир. уезда.

Села Роги, Рождество-Богородицкая, Тир. у. Близ сего села, именно не более как в 2-х верстах от него находился, ныне упраздненный, Роговский монастырь. Он стоял на левом берегу реки Днестра, от города Дубосар в 5 верстах вверх по реке. В каком году основан, неизвестно. Однако жители Роговские и Муловатские сказывают, что устроен монастырь ври праотцах их; следовательно не раньше как за 100 лет до настоящего временя, или немного более. Находился он на крутом берегу Днестра, в каменной скале, где была и церковь во имя Св. Симеона Столпника, празднуемого 1-го Сентября, и имелось несколько келий. Церковь и келии действительно и теперь в пустоте находятся; на стенах их иссечены кресты, старинной Формы, четвероконечные и шестиконечные, с подножиями. Длина церкви 21, а ширина 6 арш.; разделена на три части : трапезу, собственно церковь и алтарь, в коем на стенах, кроме выдолбленных впадин, ничего особенного нет. Церковь сия и кельи от поверхности Днестровской воды не менее как саженей на 15, а может быть и 20. В последствии времени монастырь сей перенесен был к малой воде реки, где была также деревянная церковь и такие же келии с садами, огородами, хорошим Фонтаном и с сажелками для рыбы. Сказывают, что вниз перенесен монастырь потому, что сквозь каменный свод церкви, в горе, стала проникать вода, которая действительно я теперь каплет. Уверяют, что сия вода была целительна. Вся гора и утес, среди которого основан был монастырь, покрывались разного рода черным лесом: дубом, клёном, берестом, орешником. Теперь лесу нет, но растет из тех же дерев кустарник, который, покрывая все место, делает вид разнообразный. Сверху, где келии и церковь, смотреть вниз прелестно, особливо чрез реку Днестр на правый берег оной, где и сады и поля обработаны надлежащим порядком, а дальше идут возвышенные места Бессарабии, по коим рассеяны стада. Внизу, куда монастырь с горы был перенесен, строений уже никаких нет, ни садов ни огородов, а признаки и следы всего того еще сохраняются. По оным водили нас села Рогов жители, добродушные Молдаване, которые сохраняют немало еще обычаев отеческих, особенно почтительны и уважительны к старшим, привержены к церквам Божиим и любят свое духовенство. Жители хотя и отзываются о себе, что живут скудно, но владеют весьма выгодными землями и достаточное имеют скотоводство. Говорят по-молдавски, но знают и по-русски. Служба совершается на обоих языках. Желательно было бы, что бы они оставили свою кукурузу, а сеяли рожь и больше пшеницы, как пищи более здоровой и питательной, заводили бы между собою ремесленников, плотников, кузнецов, место коих ныне занимают у них Цыгане. Еще желательно было бы, дабы они были около домов своих поопрятнее. При том-же монастыре течет хороший светлый ключ с свежею водою, которая падала прежде в особый прудок, наполненный рыбою, но ныне все это пусто.

Села Дубового, Михайловская, кам. Тир. уезда.

Города Елисаветграда, Знаменская, деревянная.

Села Чобручи, Покровская, кам. Тираспольск. у. Прежде сей церкви была тут часовня плетневая, крытая камышом, выстроенная раскольниками, Некрасовцами, неизвестно когда, при Турецком впрочем еще владении. А по выводе Некрасовцев обращена часовня в православную церковь, в которой и производилось богослужение до 1809 года; в сем же году построена нынешняя каменная.

1791 год

Села Братского, Николаевская, дер. Бобр. у. Хотя церковь сия значится построенною в 1791 году; но село существовало уже в 1788 году. Церковь здесь строится ныне каменная, старанием помещика генерал-майора Илии Живковича.

Города Вознесенска, Петро-Павловская, кам. Город Вознесенск, или местечко, где ныне находится Вознесенск, именовалось прежде «Бугского казачьего полка станицею Соколы», и об селено было воинскими поселянами около 1755 года. Церкви еще не было у них в то время, а имелась одна часовня, при которой хотя и состоял священник Григорий Кащенков, но в часовне литургии совершаемо не было. В 1792 году архиепископ Амвросий, по прошению общества воинских поселян, соизволил выдать в сказанную часовню походной антиминс, с дозволением служить обедни; в следствие чего часовня преобразовалась в церковь. Ныне построена тут новая лучшая, которая освящена в 1846 году. Села Беш-байрак, Покровская» дер. Бобр. у. Раньше сей церкви, именно с 1789 года, в слободе Беш-байравах, существовала часовня, построенная, по дозволению преосвященного Амвросия, владельцем сказанной слободы, в которой (т. е. часовне) отправлялись утренние и вечерние молитвы.

Села Пасицел, Николаевская, дер. Ананьевск. у. Церковь сия в 1791 году только починилась. Следовательно основание ее относится к раннему времени, на пример, к 1788 году, как должно заключить из находившегося здесь антиминса, с подписью преосвященного архиепископа Амвросия. Близ села Пасицел находился, упраздненный, Пасицельский монастырь. Надлежит представать обширный круг земли, в котором площадь усеяна или разделена на разные холмы и пригорки, покрытые отчасти лесом дубовым и ясеневым, в промежутках которого блистает свежая зелень и трава. Это местоположение бывшего Пасицельского монастыря! Среди всего сего пространства, усеянного холмами и пригорками, находится впадина, постепенно понижающаяся. Дерева дубовые, кленовые, берестовые растут тут в изобилии. Есть и плодоносные сливы, яблоки, вишни и груши. Среди сего то места находился Пасицельский монастырь, начало коего обывателям неизвестно; говорят только, что он был и при владении всеми этими местами Турков. Остатков и развалин сего монастыря никаких нет; есть только ямки, где была церковь и небольшие кельи. Церковь при Турках была самая убогая, плетневая; а потом другая деревянная, которая, по упразднении монастыря, продана в селение Поноры, где и ныне существует. Келии также были плетнёвые, которых впрочем нет и следу. За монастырем был источник с самою свежею водою, из которого можно бы сделать отличный Фонтан. Ныне сей источник сохраняется в виде нечистого колодца, в котором глубины, как сказывают, сажень до семи. Так ли неизвестно; но, опустив самый длинный шест туда, мы не могли достать дна. Весь сей колодезь наполнен водою до верху. На месте монастыря Пасицельского есть теперь одна хата, где живет из Молдаван поселянин, занимающийся тканьем холста для крестьянского употребления, а больше никаких строений нет. При селе Пасицелах и при прочих ему смежных, начинается, так называемый залив, Чёрного моря Тилигул, который здесь вовсе сух и безводен: но прежде изобилен был не только водою, но и красною морскою рыбою, так что многие стекалась к нему для промысла, в том числе н Запорожцы. От старожилов села Паси- цел лично слышал я, что прежде, например лет за 30 назад, на Тили- гуле были в немалом количестве и рыбные заводы, коих теперь тут нет.

Села Короткого, Покровская, кам. Тираспольск. у. Построена Запорожским полковником Бурмасом, плетневая, камышом крытая и существовала до 1814 года. В сем году заложена нынешняя каменная; жители при ней Молдаване, Малороссияне и часть была прежде раскольников некрасовцев.

Села Ясиноваго, Покровская, кам. Тираспольск. у.

Села Вале-Гоцулуя, Николаевская, кам. Ананьевск. у. Прежде этой церкви были тут еще две, одна после другой, и уничтожены. Селение существовало еще при Турках и жили тут Молдаване.

1792 год

Села Широкого, Покровская, дер. Бобр. у. Когда основана неизвестно; но освящена действительно 1792 года; ее теперь уже нет, а существует вместо оной другая, каменная, построенная в 1833 году.

Города Бобринца, Николаевская, дер. Заложена по благословению викарного епископа Иова, управлявшего тогда Екатеринославскою епархиею. Бобринец с 1833 года назначен уездным городом. До заложения же церкви и до устроения оной, с 1786 года вечерни, утрени и часы отправлялись в доме, на сию потребность от прочих отделенном.

Села Аджамки, Покровская, дер. Бобр. у. Здесь прежде жили поселенные Пикинеры. Теперь тут же щедротами ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА сооружена другая, новая пятиглавая церковь, по случаю начатия войны, в 1828 г., с Турцией.

Села Федоровки, Георгиевская, дер. Бобр. у. Федоровка была станицею Бугских Козаков. В ней до 1792 года находилась часовня, в сем-же году обращенная во временную церковь. С 1812 года в Федоровке церковь существует каменная; селение же принадлежит Новороссийскому военному поселению в именуется «Новою Одессой».

Села Касперо-Николаевки, Димитриевская, кам. Херсонск. у. Ныне тут существует вновь построенная в 1817 году каменная церковь. Живут отчасти Молдаване, коих сюда переселение относится ко времени присоединения Очаковской области.

Села Троицкого, Троицкая, кам. Ананьевск. у. В Троицком живут ныне Великороссияне и Малороссияне, которые сказывают, «что еще в 1786 году здесь застали пустырь, который потом заселили». Ныне в Троицком церковь каменная, построенная в 1818 году.

Села Паркан, Николаевская, кам. Тираспольск. у. О дозволении построить сию церковь, с помощью вкладов, в 1792 году просил архиепископа Амвросия житель сего села Евстратий Винтул, которому в том и не было отказано. С тем вместе определен и священник, некто Добрилов, который до сего времени состоял священником в одном из селений Бендерского округа. Но как то селение осталось после войны в Турецком владении, то сей священник и просил о переводе его в новозаводимое против Бендер, как писал он, «местечко Парканы». Ныне, по ведомостям значится церковь в Парканах существующею с 1826 года.

Села Березовки, Иосифовская, дер. Александрийск. у.

Села Ремеровки, Иоанно-Предтеченская, дер. Тирасп. у. Церковь сия была плетневая, вместо которой в 1820 году построена новая. Селение основалось по завоевании Очаковской области и жители его Молдаване.

Слободы Гидирим, Богородицкая, дер. Тираспольск. у.

Села Перелет, Михайловская, дер. Ананьевск. уезда. Сии церкви в 1791 и 1792 годах, с дозволения преосвященного Гавриила, за крайнею их ветхостию, были починяемы. Следовательно основание их должно отнести к раньшему времени. В Перелетской церкви есть антиминс с подписью преосвященного Иоакима.

Села Флор, Николаевская, плетневая, Ананьевск. у. За крайнею ветхостью и переводом жителей церковь закрыта.

Села Окон, Успенская, дер. Тираспольск. у. Плетневая и самая ветхая, вместо которой, в 1840году, владельцем села построена новая каменная, с применением к Византийскому вкусу. Что касается до обселения, то оно существовало еще раньше цервой церкви. Замечательны здесь водяные ключи, в коих из глубины, никому неизвестной, вода поднимается вверх; видом Они подобны окнам; отчего и село называется «окны» или «окошки».

Села Дойбановки, Михайловская, кам. Тираспольск. у. До сей церкви была другая плетневая. Селение существовало еще при владении Турков и жили Молдаване.

Села Бирзул, Иоанно-Богословская, дер. Ананьевск. у. Плетневая, до которой была другая церковь деревянная и на другом месте, того же наименования, построенная еще при владении Турков; жители были Молдаване, каковые и теперь тут. Ныне церковь в Бирзулах с 1823 года каменная.

Села Малаешт, Николаевская, кам. Тираспольск. у. Когда церковь построена, неизвестно; другой однако прежде Не было. Селение существует со времени завоевания Очаковской области, живут здесь Молдаване.

Села Глинного, Николаевская, кам. Тираспольск. у. Построена тщанием Запорожца Тулицы, плетневая, крытая камышом, вместо которой в 1802 г. сооружена другая каменная. Жили тут Запорожцы и Молдаване, из коих последние и ныне тут находятся с частью Малороссиян.

Села Слободзеи, Михайловская, кам. Тираспольск. у. Прежде сей церкви Находилась другая древнейшая, коея начало неизвестно; основанная же в 1792 году, сооружена Запорожскими казаками, потом переведенными на Кубань, между которыми полковник и судья войсковой Головатый устроил своим коштом немалое число церковной серебряной утвари, имеющейся до сих пор в церкви, с надписями: «от судьи Антона Головатого, 1793 года». Теперь и этой церкви уже нет, а построена новая каменная 1809 года. Слободзея в старину, сказывают, называлась «Руфа».

Села Незавертайловки, кам. Тираспольск. у. Церковь сия построена тщанием Болгарина Чоны, была плетневая, крытая камышом и существовала до 1814 года, в котором заложена нынешняя каменная. Жители при ней Молдаване, Малороссияне и часть была прежде раскольников Некрасовцев.

Села Андреевки, Успенская. Основана по прошению помещика, дворянского предводителя, капитана Емельяна Сочеванова, освящена в 1798 году по благословению митрополита Гавриила.

Села Голты, Николаевская, кам. Бобр. у. Прежде основания сей церкви была здесь другая, построенная, на время, из плетня.

Села Воскресенского, Воскресенская, кам. Херс. у. Прежде сей церкви была другая Покровская, которая поставлена была только на время: она скоро развалилась. По сему вместо оной заложена в 1792 году другая, также деревянная, которая освящена в 1798 году. Теперь, вместо сказанных церквей, находится е 1815 года в Воскресенске церковь каменная.

Села Кошарки, Св. Апостола Марка, плет. Тираспольск. уезда.

Села Суклеи, Николаевская, кам. Одесск. уезда.

Города Очакова, Николаевская, кам. Одесск. у. Турецкая мечеть преобразована к сию церковь. От многолюдного и торгового города, после штурма в 1788 году, теперь мало что замечательного осталось. Прежде имелась здесь и греческая, тоже Николаевская церковь.

Села Ново-Григорьевки, Георгиевская, кам. Бобр. уезда.

Слободы Гвоздовки, Михайловская, дер. Тираспольск. уезда.

1793 год

Села Коренихи, Николаевская, кам. Одесск. у. Прежде сей церкви не было никакой другой, ни даже молитвенного дома. Селение заводилось и обседалось в то самое время, как начиналась и строилась церковь адмиралом Николаем Семеновичем Мордвиновым.

Села Овсяниковки, Николаевская, дер. Бобр. уезда.

Села Ингульской-Камянки, Николаевская, дер. Бобр. уезда.

Села Макарихи, Предтеченская, дер. Бобр. у. Основана и сооружена помещиком, польским шляхтичем, Градовским.

Местечка Кантакузовки, Иоанно-Предтеченская, кам. Ананьев. у. Село поселено на пожалованной земле, вышедшими из Молдавии, Иваном и Николаем князьями Кантакузиными, которыми построена и сия церковь.

Села Ново-Покровки, Покровская, кам. Одесск. у. Сооружена помещиком действ. стат. сов. Курисом, вместо существовавшего тут молитвенного дома. Селение основалось по завоевании Очаковской области, и жители были военнорабочие люди, именовавшиеся погонцами. А в 1797 году, по отдаче сего места упомянутому Курису, погонцы отсюда вышли, и поселились Малороссияне.

Села Седневки, Ильинская, кам. Бобр. у. Прежде была тут часовня, которая и обращена в церковь, по прошению предводителя дворянства Емельяна Седнева, который был помещик и учредитель сего села.

Села Анастасиевки, Анастасиевская, дер. Тираспольск. у. Церковь сия сгорела; теперь построена другая каменная, помещиком Гаюсом.

Села Васильевки, Василиевская, кам. Тираспольск. у.

Села Захарьевки, Успенская, кам. Тираспольск. у.

Села Осиповки, Иосифовская, кам. Тираспольск. уезда. Основаны сии три церкви по дозволению, данному от митрополита Гавриила 1793 года Октября в 25 день, помещиком князем Василием Аргутинским-Долгоруким, «во вновь-населяемых им деревнях», как сказано в деле о построении сих церквей; живут Малороссияне и Молдаване.

Села Александровки, Покровская, кам. Тир. у. Сооружена собственным коштом обывателя села Александровки Василия Маламы, с пособием ему от общества.

Села Аникеевки, Предтеченская, дер. Бобр. уезда.

Села Миланки, Богородицкая, дер. Ананьевск. уезда.

Села Теи, Параскевиевская, кам. Тираспольск. у. Селение сие, Молдаванами обзаведенное, разграблено было Татарами, и церковь в нем сожжена. По сему теперь здесь церковь новая, и жители поселились вновь.

Села Гиржева, Георгиевская, кам. Тираспольск. у. Построена помещиком Гиржевым. Село современно основанию церкви, расположенной на возвышенном довольно красивом месте, из которого течет изобильный поток ключевой воды. Живут здесь Малороссияне.

Села Гвоздовки, Михайловская, кам. Тирасп. уезда.

Села Бобрика, Рождество-Богородицкая, кам. Ананьевск. уезда.

Села Кривого-озера, Параскевиевская, кам. Ананьевск. уезда.

Села Сироваго, Михайловская, дер. Ананьевск. уезда.

Села Кумаров, Дмитриевская, кам. Ананьевского уезда.

Все сии пять церквей построены по усердию правителя Екатеринославского наместничества, Василия Васильевича Каховского.

Села Хмелевого, Николаевская, дер. Бобр. у. Церковь сия по ветхости своей упразднена, и вместо оной выстроена каменная, коштом помещика майора Николая Акацатова.

Села Вознесенского, Петро-Павловская, кам. Бобр. уезда.

Села Пересадовки, Михайловская, кам. Бобр. уезда.

Села Якимовки, Иоакима и Анны, дер. Бобр. уезда.

Села Липецкого, Михайловская, кам. Ананьевск. у. Прежде сей церкви была, еще при владении Турков, другая деревянная, о которой рассказывают следующее: когда Турки, по взятии Русскими Очакова, увидели свою неблагонадежность удержать за собою и область Очаковскую; они сами жгли и истребляли все селения в ней находившиеся. Такой участи подверглось и село Липецкое: оно все сгорело, кроме церкви, которая осталась в целости, а после за ветхостью упразднена. Теперь в Липецком нет ни той уцелевшей от разорения церкви, ни последовавшей за нею, а состоит с 1806 года уже третья, новая, каменная.

Села Ташина, Адриано-Наталиевская, кам. Одесск. у. Ташино обселено Молдаванами, гораздо прежде церкви, и было известно под названием «Грибова», по имени полковника Адриана Грибовского.

Села Эрделиевки, Григориевская, дер. Бобр. уезда.

Села Любомирки, Покровская, дер. Бобр. уезда.

Города Николаева, Рождество-Богородицкая, кам. Херс. у. Церковь сия в Николаеве вторая после соборной, что во имя Григория Великия Армении, коея начало и основание должно отнести к 1790 году. Ибо в сем году князь Потемкин-Таврический так писал к Амвросию, архиепископу Екатеринославскому: «Преосвященнейший владыко, милостивый государь и архипастырь мой! Находящегося в Кременчуге протопопа Еффимия Савурского ваше преосвященство покорнейше прошу определить в новозаводимый на Ингуле город Николаев, которому и приказать, там явиться к г. статскому советнику и кавалеру Фалееву. Пребываю впрочем с истинным почтением и преданностью. Вашего преосвященства, милостивого государя и архипастыря покорнейшим слугою князь Потемкин Таврический. 25 Апреля 1790 года, Яссы». Он же, князь Потемкин, от 25 дня июля 1789 года, относился к преосвященному: «В Высочайшем ее ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА мне рескрипте, от 6 дня сего месяца, за собственноручным ее ВЕЛИЧЕСТВА подписанием между прочим изображено: монастырь на Витовке, что близ устья Ингула, повелеваем устроить, под названием Спасо-Николаевского, присвояя ему степень бывшего Симонова монастыря, а архимандриту энкольпион и служение Киево-Печерской Лавры, но с зависимостью от архиепископа Екатеринославского; и в сие звание архимандрита, произвести находящегося при армии игумена Моисея. Впрочем весьма полезным находим, чтоб при том монастыре, на основании прежде уже вам данного нашего повеления, учреждено было общество послушническое из инвалидов офицеров и солдат. – Я имею честь предложить вашему преосвященству с тем, чтоб зависящее от вас исполнить, и отца игумена Моисея, во архимандрита посвятить изволили. Прочего я не умедлю произвести в действо. Имею честь быть с истинным почтением и преданностью, князь Потемкин. Ольвиополь». Воля сия Монархини, по случаю кончины князя Потемкина, не исполнилась; и на устье Ингула монастыря никогда не было.

Села Овсяниковки, Николаевская, дер. Бобр. у.

Села Поповки, Петро-Павловская, дер. Александрийск. у.

Села Бузиновки, Михайловская, кам. Одесск. у. Основание села современно началу церкви. Жители первые Малороссияне, потом Молдаване, Немцы и Армяне.

Села Ананьевского или Журавки, Богородицкая, кам. Одес. у. Заложена по прошению помещицы Ольги Струковой, вместо состоявшей уже тут деревянной.

Села Ахмечетки, Иоанна-Богословская, кам. Ананьевск. у.

Села Бобрика, Богородицкая, дер. Ананьевск. у.

Села Беляков, Михайловская. Сия церковь не первая; но до неё существовала другая того же наименования.

Села Алексеевки, Предтеченская, дер. Бобр. у.

Села Гандрабур, Михайловская, дер. Ананьевск. у.

Села Лисавево-Душинкевичевой, Варваринская, дер. Александрийск. у. Начата строением в 1792 году.

Села Александровки, Григорьевская, дер. Бобр. у. Основана полковницею Варварою Текелиевою, докончена дочерью ее Александрою Куракиною. Селение самое началось гораздо прежде церкви.

1795 год

Села Тузл, Иосифовская, кам. Одесск. у. Был тут прежде молитвенный дом, в котором совершалась и литургия. Следовательно основание Тузл относится к раннему времени. Имя свое заимствует оно от соляного озера, которое при нем находится. Обсолил его первоначально Белорусцами вице- адмирал Иосиф де-Рибас.

Села Шмитова-Петровского, Петро-Павловская, дер. Бобр. у. Построена майором Шмитом.

Села Николаевки-Винтуловой, Иоанно-Богословская, дер. Бобр. у. Закрыта 1840 года.

Села Величковки, Николаевская, дер. Бобр. у.

Села Александровки, Богородицкая, дер. Александрийск. у. Построена помещиком, майором Аврамовым.

Города Одессы, Екатерининская. Церковь сия есть первоначальная в Одессе, которой однако теперь уже нет, да и не была кончена. Дело о построении ее началось с отношения к преосвященному митрополиту Гавриилу, от вице-адмирала Иосифа де-Рибаса, который от 25 Июля 1795 года уведомил преосвященного, «что по Высочайшему повелению вновь созидается город Одесса, просил его, дабы благословил основать и церковь, с определением к ней Нижегородского полка священника Евдокима Сергеева, с диаконом и прочими церковнослужителями.». На сие последовала Августа 17 сказанного года удовлетворительная резолюция, с выдачею священнику подвижного антиминса, который получен им 1795 года Августа 20 дня. Впрочем, церковь сия не приведена была к окончанию, но быв доведена как говорят, до окошек, тем и кончилась. Место ее было близ нынешнего Сабанеева моста.

Села Куликова-поля, Димитриевская, камен. Ананьевск. у. Обращена из молитвенного дома в церковь, по прошению помещика капитана Чернова.

Села Петриковки, Космо-Дамиановская, дер. Бобр. у.

Села Григорьевки, Николаевская, кам. Тираспольск. у. Село современно основанию церкви; живут Малороссияне по Высочайшему указу ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА, по силе которого, и благословения архипастырского на учреждение церкви испрашивал дюк де-Ришелье.

Села Николаевки, Михайловская, кам. Бобр. у. Село сие составлено из Молдаван различного звания, вышедших из Молдавии, коих впрочем ныне здесь мало и село состоит из мелких разночинцев.

Города Одессы, Преображенская, ныне кафедральная соборная, каменная. Заложена в сказанном 1795 году, вместо деревянной Николаевской, на первой раз состроенной. Окончена постройкой в 1808 году трех-престольною: во имя Преображения Господня, Чудотворца Николая, и Св. Спиридония, под наблюдением инженер-полковника Глухова. В соборе хранятся: 1) икона Божией Матери, писанная в в давние времена в Риме для острова Родоса, с которого перенесена на остров Мальту», откуда статский советник Фродинг получив оную, по усердию своему в собор доставил, 4 Августа 1816 года. 2) Высочайше пожалованное Турецкое знамя, вовремя пребывания ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА в Одессе в 1828 году, при следующем рескрипте на имя Новороссийского и Бессарабского генерал губернатора: «Граф Михаил Семенович! Сего дня получил Я донесение вице-адмирала Грейга от 13 минувшего Мая, с рейды крепости Анапской, в коем он извещает о взятии, отряженными от Флота нашего крейсерами, четырех Турецких судов с 940 рядовыми и офицерами, плывшими из Трапезунта на подкрепление гарнизона Анапского. Их оружие и шесть знамен достались в добычу победителям. Получив сие известие во время пребывания Моего в Одессе, Я жалую городу одно из взятых у неприятеля знамен для хранения в здешнем соборном храме. Да будет оно навсегда воспоминанием о сем первом успехе Нашего оружия в войне праведной, за честь и истинные пользы России предпринятой. Пребываю к вам всегда благосклонный. НИКОЛАЙ. Одесса, Мая 18 дня 1828 года». При соборе каменная колокольня окончена постройкой в 1837 году, а шпиль железный сделан в 1841 г. В числе колоколов имеется один в 1,000 пудов, вылитый в 1834 г. из Турецких пушек, взятых в последнюю Турецкую войну.

Села Байтал, Рождество-Богородичная, дер. Ананьевск. у. Одна и та же со времени своего основания, с некоторыми только поправками. «Байтал», толкуют, на Турецком языке значит водопой, потому что речка Тилигул тут действительно была обильна водою. Теперь состояние ее очень переменилось, так как и самый залив Тилигульский, бывший прежде немаловажным пристанищем рыболовного промысла, ныне тем нимало не славится. Живут в Байталах в ровном числе Малороссияне и Молдаване.

Села Мошорина, Кресто-Воздвиженская, кам. Бобр. у.

Села Ивановки, Иоанно-Богословская, кам. Бобр. у.

Села Ново-Воронцовки, что была Николаевка, Николаевская, каменная. Освящена по благословению митрополита Гавриила, данному протопопу Иоанну Богдановичу, 16 Октября. За ветхостью первой, заложена в 1829 году ныне существующая.


Источник: Историко-хронологическое описание церквей епархии Херсонской и Таврической / Составил Гавриил, А[рхиепископ]. Х[ерсонский]. и Т[аврический]., ныне Т[верской]. и К[ашинский]. – Одесса: Городская типография, 1848. – [2], 71 с.

Комментарии для сайта Cackle