Источник

Глава 9

Теперь в Апокалипсисе повествуется о последних трёх трубных гласах. Что за «три горя» постигнут мир при его кончине? Укажем здесь еще на одно понимание, открываемое Иоанну через трубные гласы ангелов. Это описание геенских мучений после Страшного суда. В таком случае значение предыдущих «трубных гласов» таково:

Первый трубный глас: общее описание грешников в геенне.

Второй трубный глас: по воскресении после Страшного суда море с живущими в нем будет гореть очистительным огнём.

Третий трубный глас: «полынь» указывает на горечь мучений в геенне. Грешники при этом названы водами.

Четвертый трубный глас: состояние в геенне, противоположное состоянию Божественного света в жизни вечной.

Пятый трубный глас. Первое горе. Видение саранчи

Откр.9:1 Пятый Ангел вострубил, и я увидел звезду, падшую с неба на землю, и дан был ей ключ от кладязя бездны.

То, что Иоанн видит звезду, падшую с неба, указывает на то, что все эти казни совершаются по попущению Бога, приходят с неба. Без промыслительной воли Божией ничто не совершается на земле. Кого означает эта звезда? Звезде этой дан был... ключ от кладязя бездны. Мы видели уже, что ключ от ада имеет в руках Своих Христос (1,18; 3,7). Так под этой звездой можно разуметь Самого Христа. Если же считать, что Христос, явленный в виде Агнца у престола, в ином виде в этих картинах Апокалипсиса не является, то здесь можно разуметь ангела Божия, действующего от лица Христова. И вот перед тайновидцем открывается некое новое и страшное место – кладязь бездны. Кладязь бездны – это особое местопребывание злых духов, демонов, связанных Христом на Кресте. Это место Иоанн описывает еще в гл. 20,2–3, где он видит, как сатана сковывается, низвергается в бездну, заключается и запечатывается в ней. Бездна – запечатанный колодец. Бесы знали, что Христос намерен их туда заточить, верили в это и трепетали (Иак. 2:19). Поэтому, когда они увидели Христа, странствующего в стране Гергесинской, то «закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? Пришел ты сюда прежде времени мучить нас» (Мф. 8:29). Они знали, что наступает время их мучений, и «просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну» (Лк. 8:31). Но на Голгофе, на Кресте Христос их связал и «Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания» (2Пет. 2:4). Как о том пишет и апостол Иуда, что Господь «ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня» (Иуд. 1:6). Так содержатся ныне прелукавые демоны связанными в этом страшном месте кладязи бездны, запечатанной Крестом. Наводняя мир бесчисленными грехами и несчастьями, они однако не могут в нем полновластно царствовать, ибо царствует Христос и имя Его прогоняет их полчища. В этой бездне, во мраке и узах демоны ждут часа своего суда. Но перед Судом, еще раз на краткое время они будут выпущены. Еще раз им дана будет свобода и власть. Это будет при антихристе, что дальше и описывается.

Откр.9:2 Она отворила кладязь бездны, и вышел дым из кладязя, как дым из большой печи; и помрачилось солнце и воздух от дыма из кладязя.

Она – эта звезда, небесная сила (или Сам Христос с ключом) отворила кладязь бездны, ибо кончился день благодати, «лето Господне благоприятное» (Лк. 4:19). И как только отворился кладезь бездны, вышел дым из кладязя, как дым из большой печи. Можно представить себе этот кладязь преисполненный дымом, который густыми клубами повалил, как только открыто было отверстие. В результате помрачилось солнце и воздух от дыма из кладязя. Помрачение солнца и воздуха означает душевное ослепление людей и их удушье. Они не видят истинного света, для них помрачено солнце Божественной правды. Они и не дышат чистым горним воздухом молитв и Духа Святого, но задыхаются в дыму грязных дел и помышлений. Исшествию самих демонов (ст. 3) предшествует этот всеомрачающий и удушающий дым. Дым – это мрак, предшествующий делам демонским. Еще не вышли демоны из бездны, не воцарился антихрист, но клубы адского дыма атеизма, греховных пороков, нравственного опустошения застилают солнце и отравляют воздух. Сквозь это не видны больше истинные ценности, красота непреходящая. Ложь и неверие, пьянство и наркомания, разврат, безумная музыка и карикатурные моды – все это дым, валящий из бездны и предваряющий демонов. И как в человеке душевное отражается внешне на лице, так и здесь мрак дыма, застлавший и отравивший души, исказил сам облик природы. Над городами ползают мрачные и ядовитые облака дыма от заводов, атмосфера задымлена и отравлена. В людской толпе из каждого почти рта валит табачный дым! Не кладязь ли бездны отверзается? Не демоны ли скоро последуют?!

Откр.9:3 И из дыма вышла саранча на землю, и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы.

Из дыма злых дел, греха и безбожия выходят, выползают демоны, уподобленные саранче. Все худое есть дым, из которого выходят демоны, эти слуги сатаны. Атеизм отрицает демонов, но он сам и есть дым, из которого они появляются. Здесь Иоанн видит освобождение демонов в кончину века, которое предварялось великим отступлением народов от Бога, Христа, Истины. Сейчас демоны связаны Христом «узами адского мрака», тогда же еще раз будут выпущены: дана была ей власть, и адский мрак наложит свои узы на людей. Демоны не сами захватят власть, но она им будет дана по попущению Божию. Саранче, демонам власть даётся та, какую имеют земные скорпионы. А какую власть имеют скорпионы? – жалить и умерщвлять. То есть конец злых дел и неверия – душевная смерть. Сейчас, гордо величаясь своими делами, люди только «пыль пускают в глаза», но пыль этих дел и безбожия пройдет и останутся одни демоны, пагубные, как саранча и скорпионы. (Атеизму суждено было потерять свою власть над умами в России к концу 1980-х годов. Дым развеялся. И полезла «саранча» – расцвёл в 1990-х годах демонизм в виде нетрадиционных целительств, экстрасенсорики, НЛО, сатанизма. – Ред.).

Далее в ст. 4–6 описано назначение этой саранчи, что ей надлежит сделать. В ст. 7–10 изображен ее внешний вид и образ действий.

Назначение саранчи и её дела

Откр.9:4 И сказано было ей, чтобы не делала вреда траве земной, и никакой зелени, и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих.

И сказано было ей – саранче, то есть дальнейшее соответствует не природным свойствам этой саранчи (демонов), а зависит только от повеления Божия. Что Бог им попустил делать, то они и будут делать, больше же они ничего не могут. И сказано было саранче (демонам), чтобы не делала вреда траве земной, и никакой зелени, и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих. Тварь, стенающая из-за наших грехов (Рим. 8:22), не подвергается одинаковому с грешниками наказанию. И здесь мы видим над ней охраняющую десницу Божию. Демонам не дается власть губить растительный мир. Чем-то это напоминает одну из новейших выдумок: нейтронную бомбу, которая губит только людей и оставляет невредимой природу.

Демоны, духи бесплотные, и посылаются здесь для того, чтобы только мучить души людей. И к людям им не ко всем позволено прикасаться, а только к тем, которые не имеют печати Божией на челах своих. Это подобно тому, как Господь не попустил ангелу-губителю в Египте входить и поражать первенцев в домах, где на перекладине и косяках дверей была кровь пасхального агнца (Исх. 12:23). Так не попускает Господь демонам вредить людям, запечатленным Духом Святым и печатью животворящего Креста Господня. (Сравните видение о 144000 запечатленных – 7,3). Всегубительное действие демонов коснется только принявших на чело свое печать антихристову. Как поэтому должны мы все возревновать о печати Христовой и молиться в грехах наших вместе с Давидом: «И Духа Твоего Святого не отними от меня» (Пс. 50:13). Великую силу в нашей жизни имеет часто наличие печати высокопоставленного лица. Но превыше небес поставлен престол Божий и от всякого зла огражден «имеющий печать Бога Живаго» (7,2).

Откр.9:5 И дано ей не убивать их, а только мучить пять месяцев; и мучение от нее подобно мучению от скорпиона, когда ужалит человека.

И дано ей – дальнейшее ограничение Божие демонам. Они ограничиваются не только тем, что могут истязать лишь не запечатленных Богом грешников, но ограничены и сама степень мучений, и время мучений: не убивать их, а только мучить пять месяцев. Человек не может вынести всю неограниченную ярость служителей ада, а потому Бог и не попускает этого. Пятимесячный срок указывает на то, что из-за тяжести этих мучений Бог сокращает их сроки. «И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни» (Мф. 24:22). Это горе будет длиться всего пять месяцев. Пять месяцев из сорока двух, которые будет длиться великая скорбь (3,5 года = 42 месяцам). Имеет это еще и такое значение. Грех входит в наше сердце через пять внешних чувств (зрение, слух, вкус, осязание, обоняние). Так же и пятерично число времени, в которое за эти грехи человеку посылается наказание. А возможно, что это определенное, известное одному Богу время. Кстати, саранча в действительности живет не более пяти летних месяцев: с апреля по август, или с мая по сентябрь. Так что пять месяцев – это время, данное саранче – демонам на наказание и устрашение грешников. Точно это время знает только Бог.

И мучение от нее подобно мучению от скорпиона, когда ужалит человека. Этим указывается страшная мучительность страданий. Чем же они жалят человека? Грехом, ибо «жало же смерти – грех» (1Кор. 15:56). Это то жало, которое, вонзаясь в человека, приносит ему нестерпимые страдания. Конец обычным страданиям, и через то как бы облегчение, приносит смерть. Но здесь не будет смерти. Даже смерть не прекратит этих мучений, ибо ее не будет. Когда царь Давид согрешил и ему было предложено выбрать одно из трех наказаний, то он сказал пророку Гаду: «Тяжело мне очень; но пусть впаду я в руки Господа, ибо велико милосердие Его; только бы в руки человеческие не впасть мне» (2Цар. 24:14). Если столь страшно впасть в немилосердные руки человеческие, то каково впасть в руки демонов?!

Откр.9:6 В те дни люди будут искать смерти, но не найдут ее; пожелают умереть, но смерть убежит от них.

В те дни люди будут искать смерти – это указывает на ужас страданий, которым подвергнутся люди в то время. Столь велики будут мучения, что и сама смерть покажется желанной! И не только будут желать смерти, как средства для избавления от страданий, но будут усердно ее искать, приложат к тому усилия. Но не найдут ее; пожелают умереть, но смерть убежит от них. «Тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас!» (Лк. 23:30). Как скоро настигает смерть боящегося и избегающего ее, так убежит она от ищущих ее. Господь не попустит тем грешникам через смерть избежать заслуженных ими мучений. Они будут в отчаянии рвать волосы и скрежетать зубами, но не найдут смерти. И многие восплачут, как Иов: «На что дан страдальцу свет, и жизнь огорченным душою, которые ждут смерти и нет ее, которые вырыли бы ее охотнее, нежели клад, обрадовались бы до восторга, восхитились бы, что нашли гроб? На что дан свет человеку, которого путь закрыт, и которого Бог окружил мраком?» (Иов. 3:20–23). Это особенно показывает, что и жизнь и смерть наши – все в руках Божиих, и мы ничего не можем сделать, что не определено Им. Кажется, что проще, как лишить себя самого жизни? – но и этого не может сделать человек, доколе того не допустит Бог. Сохрани же, Господи, каждого из нас от жизни, которая хуже смерти!

Мы видели, что бедствия первых четырех трубных гласов могут быть рассматриваемы как вечные мучения в геенне. Так и здесь перед нами раскрывается картина этого страшного состояния. В таком случае звезда, падшая с неба на землю, – это ангел Божий, посланный для наказания. Или же это Христос, который будет судить мир в кончину века и «может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10:28). Кладезь бездны можно рассматривать как саму геенну, в которую ввергнуто будет всякое нечестие. И помрачилось солнце и воздух от дыма из кладязя, то есть в геенне для мучимых скрыты будут солнце и воздух, как физически, так и духовно. И тела и души будут охвачены вечным мраком и удушьем. Саранча – это те геенские черви, о которых еще Исайя говорил: «ибо червь их не умрет» (Ис. 66:24). То, что эта саранча не делала вреда траве земной, и никакой зелени, и никакому дереву, говорит о том, что сама природа в геенну ввержена не будет. Небо и земля не найдут себе места у белого престола Божия (20,11), они убегут от него, ибо испорчены грехом. Однако в геенну они ввержены не будут, но изменятся. И будут новое небо и новая земля. Поэтому и сказано, что «тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих... и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» (Рим. 8:19–21). И силы геенны не могут причинить вреда творению Божию. Не могут они причинить никакого вреда и имеющим печать Божию, ибо Богом запечатленные не увидят геенны, «не потерпят вреда от второй смерти» (2,11). Эта страшная участь ожидает только тех, которые не имеют печати Божией на челах своих, которые не приняли Духа Святого, не склонились перед Крестом, и ушли из этого мира нераскаянными. Гееннской саранче дано не убивать их, а только мучить. Потому в те дни люди будут искать смерти, но не найдут ее; пожелают умереть, но смерть убежит от них. Это все говорит о том, что муки геенны будут бесконечны. Саранче, червям и огню не дано будет убивать их, а только мучить. С воплями и скрежетом зубов они будут в геенне искать смерти, но ее не будет. Они пожелают смерти как прекращения своих мучений, но смерть убежит от них. Тогда «истребится смерть» (1Кор. 15:26) и останется один ужас безысходных непрекращающихся мучений, «вечное поругание и посрамление» (Дан. 12:2). То, что саранче дано мучить пять месяцев, Андрей Кесарийский разумеет так: не имеющие печати жестоко мучимы будут только некоторое время, потом же – легче, но вечно.

Внешний вид и образ действий саранчи

Откр.9:7 По виду своему саранча была подобна коням, приготовленным на войну; и на головах у ней как бы венцы, похожие на золотые, лица же ее – как лица человеческие.

Здесь апостол Иоанн описывает внешний вид виденной им саранчи (демонов) и ее образ действия. По своему внешнему виду саранча вовсе не была похожа на обыкновенную. Поэтому и понимать ее надо образно, и каждый штрих ее внешности имеет свое значение. По виду своему саранча была подобна коням, приготовленным на войну. Кони в Писании являются символом воинственности, как и Соломон говорит: «Коня приготовляют на день битвы» (Притч. 21:31). Люди стремятся к миру, ждут его, борются за него, но преисподние демоны исходят и нарушают его, разжигают войны. «Ждем мира, а ничего доброго нет, – времени исцеления, и вот ужасы. От Дана слышан храп коней его, от громкого ржания жеребцов его дрожит вся земля; и придут и истребят землю и все, что на ней» (Иер. 8:16). От колена Данова придет антихрист, а храп коней уже слышен. Ржут жеребцы и готовятся пути, по которым помчатся истребительные кони преисподней. Уже дрожит земля, готовится к предсмертным судорогам. «Слышен храп коней», но спят многие христиане, в безумных наслаждениях нежится мир. Восстань, о, спящий, приготовься к брани, ибо день Господень близок! «Трубите трубою на Сионе и бейте тревогу на святой горе Моей; да трепещут все жители земли, ибо наступает день Господень» (Иоил. 2:1). Демоны уже стоят подобно коням, приготовленным на войну. Иоиль: «Провозгласите об этом между народами, приготовьтесь к войне, возбудите храбрых; пусть выступят, поднимутся все ратоборцы» (Иоил. 3:9). В описании вида саранчи святой Иоанн везде употребляет частичку «как бы». На земле нет ничего более мерзкого, чем демоны, и в описании их он пытается найти какие-то земные сравнения. Далее Иоанн описывает эту саранчу: и на головах у ней как бы венцы, похожие на золотые. То, что видит Иоанн, нельзя назвать венцом. Венцом увенчан Христос и увенчивает Своих последователей (2,10). Как мы и действительно видим, 24 старца увенчаны золотыми венцами (4,4). Здесь же только подражание. Не венцы, а как бы венцы, и не золотые, а похожие на золотые. Так у сатаны всё только подражательно. Он не может предложить что-то истинное и существенное. «И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды, но конец их будет по делам их» (2Кор. 11:14–15). И вот мы видим, как всё у служителей греха имеет только вид ценности, красоты, истины, так и награда их имеет только вид «как бы венца». И венцы эти только похожие на золотые. Так прельщает сатана. Весь мир теперь – сплошная иллюзия и обман. Люди гонятся за властью, богатством, знанием, чинами, забывая простую народную мудрость, что не все золото, что блестит. Да и среди верующих сколько лжеименного знания! И среди еретиков есть профессора богословия и пр., но всё «это имеет только вид мудрости в самовольном служении (нет истинного апостольского рукоположения и послушания Церкви)» (Кол. 2:23). Так, верующие и неверующие строят «воздушные замки», гонятся за миражами, прельщаясь ими, служат им всю жизнь. Но «если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться» (2Тим. 2:5). И вот после иллюзорной жизни – иллюзорная награда. Да и на что могут надеяться служители того, кто и сам имеет только иллюзорные венцы! Эти недействительные венцы указывают и на то, что победы демонов являются кажущимися, мнимыми, временными. В буквальном смысле некоторые толкователи видят в этих подобиях венцам те ярко-желтые (золотые) четыре щупальца-рожка, которыми снабжена голова обыкновенной саранчи.

Лица же ее (саранчи) – как лица человеческие. Человекообразным было, пожалуй, лишь лицо у саранчи, голова могла оставаться и саранчеобразной с щупальцами. То, что лица саранчи подобны человеческим, говорит о разумности этих существ. Таковыми и действительно являются демоны. Человекообразность лиц говорит об их обольстительности. Истинного человеческого лица, каковое имел Иисус Христос, Сын Божий, они не имеют, но они приходят обольщать.

Откр.9:8 И волосы у ней – как волосы у женщин, а зубы у ней были, как у львов.

И волосы у ней – как волосы у женщин. Этим указывается на бесовское сладострастие и возбуждение к блудодеянию и любодеянию. Так что, если человек ощущает в себе подобное, то это есть в нем результат демонических сил.

А зубы у ней были, как у львов. Это указание на их свирепость и убийственную силу. Этим указывается, что они есть слуги того, кто «ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1Пет. 5:8). Можно здесь увидеть и указание на то, что внешне саранча имеет как бы женственный мягкий характер (волосы, как у женщины), а на самом деле она жестока и кровожадна (зубы, как у льва).

Откр.9:9 На ней были брони, как бы брони железные, а шум от крыльев ее – как стук от колесниц, когда множество коней бежит на войну.

На ней были брони, как бы брони железные. И здесь – не железные, а как бы брони железные, только подражание истинному. Означает же это демонское жестокосердие саранчи, ее готовность к брани и неприступность. А шум от крыльев ее – как стук от колесниц, когда множество коней бежит на войну. Подобно множествам фараоновых колесниц, гнавшимся за израильтянами, бездна выпускает на святых эти демонические колесницы. «Скачут по вершинам гор как бы со стуком колесниц, как бы с треском огненного пламени» (Иоил. 2:5). И такова даже еще не сама саранча, а только шум от крыльев ее. Слышится уже стук колесниц ада, с шумом рассекают воздух ангелы бездны – бодрствуйте христиане, мужайтесь!

Откр.9:10 У ней были хвосты, как у скорпионов, и в хвостах ее были жала; власть же ее была – вредить людям пять месяцев.

У ней (у саранчи) были хвосты, как у скорпионов, и в хвостах ее были жала. Весь 10-й стих есть просто дополнение 5-го стиха. Жало это есть грех (1Кор. 15:56), «а сделанный грех рождает смерть» (Иак. 1:15). Находятся эти убийственные жала на хвостах саранчи, подобной скорпионам. Этим подчеркивается омерзительность этих существ. Власть же ее была – вредить людям пять месяцев (9,5).

Откр.9:11 Царем над собою она имела ангела бездны; имя ему по-еврейски Аваддон, а по-гречески Аполлион.

Этим завершается картина о саранче. Вслед за полчищами демонов выступает их предводитель «вельзевул, князь бесовский» (Лк. 11:15), сатана. То, что сатана действительно был, как и прочие демоны, заключен в бездну, мы видим в 20,3, где описано, что Христос «низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать». В кончину же века сатана со всеми своими полчищами демонов будет выпущен из бездны. Дьявол, этот ангел бездны (царь саранчи), найдет себе тогда в лице антихриста достойного выразителя своей злобы и сделает его сыном погибели (2Сол. 2:3) и даст ему силу свою (13,2) и великую власть.

Здесь мы видим также, что и среди демонов есть разные чины. Демоны – падшие ангелы, и из какого лика отпали от Бога, в таком лике пребывают и в преисподней. Так и апостол перечисляет среди них начальства, власти, мироправителей (Еф. 6:12). Здесь же мы видим ангела бездны, царя, князя бесовского. Это – падший херувим и царь преисподней.

Имя этому ангелу по-еврейски Аваддон. Еврейское слово «аваддон» непосредственно означает «гибель». Со временем оно сделалось названием места гибели и истребления, царства смерти. А так как дьявол «имеет державу смерти», является виновником смерти, «человекоубийца от начала» (Иов. 26:6; 28:22; Притч. 15:11; 27:20; Евр. 2:14; Ин. 8:44), то он, являясь олицетворением гибели и смерти, потому и назван здесь: Аваддон, то есть губитель. И справедливо, ибо он губит всех, покоряющихся ему. То же самое означает и его греческое имя: Аполлион – губитель.

Откр.9:12 Одно горе прошло; вот, идут за ним еще два горя.

Кончились бедствия пятого трубного гласа (первое горе) – идут еще два горя на вселенную (шестой и седьмой трубный гласы). Либо нужно думать, что действительно будет смена одного горя другим. Либо, что более вероятно, это только смена видений, явленных Иоанну, а реально это все просто описания великой скорби в кончину века.

Шестой трубный глас. Второе горе. Об ангелах при Евфрате и конном воинстве

Откр.9:13 Шестой Ангел вострубил, и я услышал один голос от четырех рогов золотого жертвенника, стоящего пред Богом.

Из всего явленного Иоанну в Апокалипсисе мы видим ту огромную и таинственную роль, которую играют ангелы во всех событиях земной жизни. И только наша духовная слепота не позволяет нам все это ясно видеть. Если бы мы сейчас могли прозреть, то увидели бы, что мир вокруг нас горит и полыхает огнем, даже воздух той комнаты, где мы находимся, заполнен бесами, которые, как пчелы, роем нападают на человека и ищут, где бы проникнуть в него. Но увидели бы мы и воинство небесное, которое ведет брань с демонами, как и говорит русский писатель Достоевский, дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей. Так, за каждой нашей мыслью, словом, поступком стоят ангелы. Идет борьба ангелов и за судьбы народов, как это особенно явлено было пророку Даниилу. Он видел, что участь еврейского, персидского, греческого народов определялась борьбой ангелов этих народов (Дан. 10). Священник Павел Флоренский говорил, что если бы мы были духовно зрячи, то нам в храме не нужен был бы иконостас, мы бы тогда видели, что на этом месте на самом деле предстоят ангелы и святые.

Иконостас – это окно, открывающее нашим глазам то, что тут невидимо присутствует и происходит.

Шестой Ангел вострубил, и я услышал один голос от четырех рогов золотого жертвенника, стоящего пред Богом. Здесь берется образ ветхозаветного золотого жертвенника курений, стоявшего во святилище. (Исх.30:1–6; Откр.8:3–4) Он имел форму прямого параллелепипеда (длина, ширина – локоть, высота – два локтя). Вверху на четырех углах он имел рога. Весь он был обложен чистым золотом. Перед этим жертвенником были вознесены Богу ангелом молитвы святых (8,3–4). Они дошли до Бога. И теперь, как бы в ответ на эти молитвы, Иоанн слышит голос от четырех рогов золотого жертвенника, стоящего пред Богом.

Откр.9:14. Говоривший шестому Ангелу, имевшему трубу: освободи четырех Ангелов, связанных при великой реке Евфрате.

Голос этот говорил шестому Ангелу, имевшему трубу: освободи четырех Ангелов, связанных при великой реке Евфрате. Определенный член τούς перед τὲδδαρες, άγγέλους говорит о том, что это определенные четыре ангела, с особым назначением, а именно ангелы, связанные при Евфрате. Цель их освобождения умертвить третью часть людей. Этим они отличаются от четырех ангелов в 7,1, наоборот, сдерживавших вредные порывы четырех ветров. Эти и те ангелы – суть разные и имеют различные назначения. Евфрат – это колыбель человечества. От его потоков пили первые люди. Там некогда был Эдемский сад. Там – начало человечества, начало культуры и цивилизации. Там же и начало людского нечестия, там великий город язычества и нечестия Вавилон. И вот здесь мы видим связанными четырех ангелов. Андрей Кесарийский разумеет под ними Михаила, Гавриила, Уриила и Рафаила, связанных весельем божественного созерцания, и, вместе с другими бесчисленными ангелами, разрешенных в день судный для осуждения нечестивых. Или же, что более вероятно, под этими ангелами надо разуметь связанных до последнего времени прелукавых демонов. По изволению Божию одни бесы были осуждены в бездну, другие в свиней, иными переполнен воздух (Еф.6:12). Так мы видим, что бесы связываются в определенных местах. Эти четыре ангела связаны при Евфрате. Здесь, при реке Евфрат, прежде всего появится зловредная деятельность этих всегубительных ангелов. Здесь, среди народов Востока, пораженных мусульманским учением, будут войны и несчастья, отсюда народы Востока и Севера двинутся на Израиль. Многочисленные воинства, учения и идеи ада, освободившись, уничтожат треть человечества. Возможно, что именно этой связанностью четырех ангелов бездны при Евфрате и объясняется то, что народы этих мест так и не приняли христианства, а являются оплотом мусульманства, религии, не принявшей Христа Своим Спасителем. Масоны утверждают, что именно эти народы целиком примут их религию, которая есть не что иное, как религия антихриста. Связанность четырех ангелов при Евфрате и освобождение их здесь можно рассматривать и как указания на Вавилон, великую блудницу последнего времени (гл. 17–18). Там, в этом средоточии нечестия и блуда, при кончине века демоны получат полную свободу действий. Евфрат был в Ветхом Завете границей земли Израильской и, можно сказать, границей благочестия и истинной религии, (Быт.15:18; Втор.1:7) и там, за Евфратом, была полная свобода для деятельности этих духов. Так в кончину века вне страны благочестия (христианской Церкви), в среде нечестивых, особенно в среде народов, отпавших от христианской веры и от ее спасительной силы, злые духи снова проявят свою полную власть. В народах и в сердцах, отвергших Христа, найдут место демоны. Здесь в большей мере можно разуметь мусульманские народы, проживающие в тех местах.

Откр.9:15. И освобождены были четыре Ангела, приготовленные на час и день, и месяц и год, для того, чтобы умертвить третью часть людей.

В предвечном плане Божием от века определено это страшное время, когда силы ада будут выпущены на волю. Точно определён год, месяц, день и час этого события. Тысячелетиями долготерпит Бог восставшее человечество. Но преисполнится чаша Его гнева и опрокинется на землю.

Горе, горе, горе живущим тогда на земле! По действию выпущенных злых духов начнутся страшные бедствия, которые унесут в могилу треть человечества. Это будет при антихристе. Мы видим, что всюду поражается одна треть. Так поражены были: третья часть деревьев (8,7), моря (8,8–9), рек (8,10), небесных светил (8,12). Здесь же указано, что погибнет третья часть людей. Возможно, это соответствует отпадению от Бога третьей части ангелов. Смерть будет настигать не только нечестивых людей, но и всех вообще. Множество истинных христиан прольют кровь в исповедании своей веры, окажутся жертвами антихристовых бедствий. Нелегко себе представить, как умерщвлен будет каждый третий. Но вот в малом сатана репетицию уже провел. В течение неполных четырех лет в небольшом государстве Кампучия с населением 8 миллионов собственным правительством уничтожено 3 миллиона своего же народа! Не дыхание ли это преисподней? Связаны еще четыре евфратских ангела, но уже расправляют крылья...

Откр.9:16. Число конного войска было две тьмы тем; и я слышал число его.

Сразу по освобождению четырех ангелов Иоанн видит великое многочисленное конное воинство. Тьма – это десять тысяч. Так что Иоанн видит 200 миллионов всадников. Интересно, что это число воинов ада соответствует числу ангелов предстоящих престолу Божию и виденных пророком Даниилом (Дан.7:10) и Иоанном (5,11). Вряд ли во всех этих случаях следует разуметь конкретное число, скорее это указание на несметность и многочисленность этих воинств.

Откр.9:17–18. Так видел я в видении коней и на них всадников, которые имели на себе брони огненные, гиацинтовые и серные; головы у коней – как головы у львов, и изо рта их выходил огонь, дым и cepa. От этих трех язв, от огня, дыма и серы, выходящих изо рта их, умерла третья часть людей

Таковым предстает это воинство последнего времени, имеющее истребить треть человечества. Под конями Андрей Кесарийский понимает женонеистовых и скотоподобных людей и вообще находящихся во власти демонов. На них всадники, управляющие «конями», злыми людьми. На всадниках были брони трех цветов: огненные, гиацинтовые – голубые, синие – соответствующие дыму, и серные, то есть желтые. Зловещая ярость этих трех цветов броней была отблеском того адского пламени, которое было смешением огня, горящей серы и дыма, вылетавших изо рта львоподобных голов. Головы у коней – как головы у львов – этим указывается на их убийственную силу, зверство и хищность. Некогда в древности произошла подобная катастрофа, когда «пролил Господь на Содом и Гоморру дождем cepy и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и все произрастания земли» (Быт.19:24–25). Так в кончину века, по нашествии этих страшных полчищ в огне, дыме и сере потонет мир. Еще недавние толкователи не могли себе представить таких войн, теперь же в век атомного и термоядерного оружия это уже вполне представимо. С другой стороны, валящие изо рта этих неистовых коней огонь, дым и cepa – это грехи, ядовитостью своих внушений и соблазнов пожигающие и отравляющие сердца людей, так что третья часть их погибнет.

Откр.9:19. Ибо сила коней заключалась во рту их и в хвостах их; а хвосты их были подобны змеям, и имели головы, и ими они вредили.

Теперь объясняется: всегубительная сила коней заключалась как бы в двух источниках. Во-первых, во рту их, из которого выходили умерщвляющий огонь, дым и cepa. Во-вторых, и в хвостах их. О них сказано, что хвосты их были подобны змеям, и имели головы, и ими они вредили. Так мы видим до кончины века разрушительную деятельность сатаны, древнего змия. Как и в предыдущем явлении саранчи (9,10) видим вредящие хвосты. Там были хвосты, как у скорпионов, здесь – как у змей. И там и там видим, что хвосты эти несут не саму смерть, а только вредят. Но это вред, предваряющий убиение. Сначала человек делается жертвой этих демонических хвостов, ужаливается через грех древним змием, а там уже идут и конные полчища со смертоносным огнем, дымом и серой.

Казнь шестой трубы в ярких красках рисует нам картину войн последнего времени, о чем и Христос говорил: «услышите о войнах и о военных слухах... ибо восстанет народ на народ, и царство на царство» (Мф.24:6–7).

Откр.9:20. Прочие же люди, которые не умерли от этих язв, не раскаялись в делах рук своих, так чтобы не поклоняться бесам и золотым, серебряным, медным, каменным и деревянным идолам, которые не могут ни видеть, ни слышать, ни ходить.

Далее говорится об оставшихся в живых после этих бедствий. Кажется, что после стольких вразумлений и наказаний должны люди обратиться к Богу. Но не так на самом деле. Прочие же люди, которые не умерли от этих язв, не раскаялись в делах рук своих. Таково будет отступление от Бога, столь велики злоба и ожесточение людей, а также власть над ними освобожденных демонов, что люди к Богу не обратятся. Время покаяния истекло. Тогда действительно исполнятся горькие слова: «Прошла жатва, кончилось лето, а мы не спасены» (Иер.8:20). Каковы же будут дела рук своих этих обезумевших в злобе людей? Они не вразумятся так чтобы не поклоняться бесам и золотым, серебряным, медным, каменным и деревянным идолам, которые не могут ни видеть, ни слышать, ни ходить. Об этих идолах говорит и псалмопевец: «Их идолы – серебро и золото, дело рук человеческих. Есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят; есть у них уши, но не слышат; есть у них ноздри, но не обоняют; есть у них руки, но не осязают; есть у них ноги, но не ходят; они не издают голоса гортанью своею. Подобны им да будут делающие их и все надеющиеся на них» (Пс.113:12–16). Строгое послание на эту тему пишет пророк Иеремия к пленникам, отведенным в Вавилон царем Вавилонским (ПослИер.1:1–72). Этим бездушным предметам поклонялись люди, не зная живого истинного Бога. Но поклонение, воздаваемое идолам, восходило к демонам, как писал апостол Павел, «что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу» (1Кор.10:20). Потому идолопоклонство было отнюдь не столь безобидным грехом. В послании семи малоазийским церквам мы видели различные формы идолопоклонства, как они распространены теперь. До самого конца света люди будут изобретать все новых и новых идолов и служить им вместо Бога, пока не поклонятся самой иконе антихристовой.

Здесь уместно вспомнить ересь иконоборчества. Она вспыхнула в VIII–IX веках и была соборно осуждена святыми отцами Церкви. С тех пор в первое воскресение Великого поста Церковь празднует это как Торжество православия. Но вот в сектантстве с новой силой вспыхнула эта ересь. При этом сектанты основываются на таких местах писания, которые мы только что привели (Пс.113:12–16; Откр.9:20). Мы не будем здесь излагать православное учение об иконопочитании, укажем только на несостоятельность возражений против иконопочитания на основании этих мест из Апокалипсиса. Беседуя с сектантами об иконах, видишь, что в этом они совершенно разучились «отличать священное от несвященного» (Лев.10:10). Иконы, священные изображения они называют идолами и применяют к ним вышеприведенные места об идолах и служащих им. Дело в том, что пророки и Иоанн здесь вообще не говорят об иконах. Что есть идол и что есть икона? Идол – это обожествленный людьми предмет. Этому предмету поклоняются как Богу. Такому поклонению научил людей не Бог, а демоны, потому апостол говорит, что идолопоклонство есть поклонение бесам. Икона (по-гречески – изображение) не есть обожествленный предмет, а потому она не идол. Иконы – это видимые изображения священных лиц и событий. Это Богоявления, а также и образы ангелов, какими они являлись людям, и образы святых угодников Божиих. Честь, воздаваемая Богу, ангелам и святым, непременно сопровождается и чествованием всего с ними связанного. Потому и чествуют икону. Сам же образ, икона за божество не почитаются, а являются только проводником Божественной благодати.

Откр.9:21. И не раскаялись они в убийствах своих, ни в чародействах своих, ни в блудодеянии своем, ни в воровстве своем.

Далее показывается глубокое нравственное падение людей последнего времени. Напрасна и пуста мечта о нравственном прогрессе человечества. Что хуже всего, люди всё больше теряют способность к раскаянию в своих грехах. Грех становится для них чем-то неотъемлемым и они его не хотят и не могут отсечь. И не раскаялись они в убийствах своих. Треть человечества будет убита, но не раскаются в том люди. Возникает вопрос: неужели это может быть? Но не полна ли история примеров нераскаянности в массовых убийствах. Совершив массовые преступления, истребив народ – не каются. Не каются ни в чародействах своих, то есть в религиозных волхвованиях, которых и ныне весьма много: заговоры, нашептывания, отпевание живых, колдовство, магия, непосредственный культ сатаны у люцифериан. Употребленное здесь слово «чародейство» – искусство смешения ядов и лекарств и означает и причинение вреда ближнему через наговоры и ядовитые вещества. Ни в блудодеянии своем. Неоднократно говорит Апокалипсис об этом грехе. Блуд, прелю6одейство, разводы, аборты, скотоложество, мужеложество (гомосексуализм) затопили мир. Ни в воровстве своем. Кажется, ну уж этот-то грех нищих, плебеев, низкородных да невоспитанных! Но и эта язва не оставляет нас. Вроде 6ы ликвидирована нищета, все уравнены, получают воспитание и образование – почему везде замки? Почему часто и на пять минуть нельзя оставить лежать где-нибудь даже маловажную вещь? Почему и ныне «что с воза упало – то пропало»? Почему с любой работы все тащат, что могут? Уже и не спрашивают, «где купил», а «где достал». Проворовались... Но не раскаялись в воровстве своем!


Источник: Толкование на Апокалипсис / протоиерей Геннадий Фаст – Красноярск : Енисейский благовест, 2004. - 496 с., ил.

Комментарии для сайта Cackle