архимандрит Георгий (Капсанис)

Неудача многих людей в достижении обожения

Хотя мы призваны к такой великой цели – соединиться с Богом, стать богами по благодати и сподобиться того великого благословения, ради которого нас сотворил наш Творец и Создатель, часто мы живем так, как будто и нет никакой великой и высокой цели. Тогда наша жизнь наполняется неудачей.

Святой Бог сотворил нас для обожения. Если мы не обожимся, то вся наша жизнь будет одной большой неудачей.

Приведем несколько причин такой неудачи.

Привязанность к житейским попечениям

Мы можем совершать хорошие и прекрасные дела, такие как учеба, профессиональные занятия, семейные дела, имение и филантропические предприятия. Когда мы смотрим на мир и используем его с благодарностью, как дар Божий, тогда все связывается с Ним и становится дорогой, ведущей к единению со святым Богом. Но если мы не соединимся с Богом, потерпим неудачу, тогда все будет напрасным.

Как правило, людям не удается достигнуть обожения по той причине, что их увлекают вторичные жизненные цели. Они не ставят обожение главной и самой первой целью своей жизни. Они поглощены красотами мира, а из-за этого теряют вечное. Всецело отдаются вторичному и забывают о том, что едино на потребу (Лк.10:42).

Сегодня все всегда заняты, постоянно чем-то занимаются. Возможно, это диавольская уловка, чтобы прельстить и избранных, потому что из-за постоянной занятости мы пренебрегаем своим спасением. К примеру, сейчас у нас учеба, занятия, чтение, поэтому у нас нет времени для молитвы, для того, чтобы прийти в храм, исповедаться и причаститься. А завтра у нас заседания, советы, различные общественные и личные обязанности. Где нам найти время для Бога! Послезавтра у нас свадьба, семейные заботы, мы не можем вести духовную жизнь. Мы все время повторяем Христу одно и то же: «Не могу прийти... Прошу тебя, извини меня» (см. Лк.14:19–20).

Тогда все прекрасные и законные дела теряют весь свой смысл. Все это имеет подлинный, существенный смысл лишь тогда, когда, бывает по благодати Божией, то есть когда мы все стараемся делать во славу Божию; когда мы не перестаем тосковать по тому и стремиться к тому, что выходит за рамки нашей учебы, нашей работы, семьи и чего бы то ни было хорошего и святого, – когда мы жаждем обожения. Тогда все наши дела и занятия обретают свой подлинный смысл, свою вечную перспективу и помогают нам.

Господь сказал: Ищите прежде Царства Божия... и это все приложится вам (Мф.6:33). Царство Божие – это обожение, это восприятие благодати Всесвятого Духа. Когда придет Божественная благодать и воцарится в человеке, тогда воцарится в человеке Бог. А через обоженных людей благодать Божия приходит и к другим людям, и в общество. Как учат святые отцы, слова молитвы Господней «да приидет Царствие Твое» означают «да приидет благодать Святого Духа», которая, придя, обоживает человека.

Морализм

Дух морализма, о котором мы говорили, ограничивающий христианскую жизнь одним лишь нравственным улучшением, оказал отрицательное влияние и на нашу страну, и на наше благочестие, и на духовность православных христиан. Под влиянием западного богословия мы часто прерываем свое стремление к обожению.

Но жизнь, сосредоточенная на одном лишь нравственном улучшении себя, антропоцентрична, центром своим вновь имеет человека. Главными в этой жизни являются усилия самого человека, а не благодать Божия. Складывается представление, что спасает нас мораль, а не благодать Божия. Поэтому, находясь в таком состоянии, проводя такую жизнь, мы не можем иметь подлинного Божественного опыта, а душа не получает настоящего покоя, не может утолить свою жажду. Такой образ жизни, не выдерживающий экзамена, не выражает подлинного духа Церкви Христовой. Очень часто именно морализм несет ответственность за безбожие и безразличие к духовной жизни у многих наших ближних, особенно молодых.

Вместо того чтобы родителям, учителям, нам, клирикам и всем трудящимся в Церкви и, воскресных школах говорить о бесплодном внешнем улучшении, нужно было бы вести христиан к обожению, о котором говорит подлинный дух и опыт Церкви. Добродетели, сколь бы велики ни были, не составляют цели нашей жизни, но лишь подготавливают нас к принятию обожения – благодати Святого Духа, как замечательно выразился преподобный Серафим Саровский.

Антропоцентричный гуманизм

Автономный гуманизм как философско-общественная система, отделившаяся от Бога и проводящая автономную, самодостаточную жизнь, приводит современного человека в тупик культурного себялюбия. Такой гуманизм желает удалить нас от православной веры во имя якобы освобождения человека и раскрытия его способностей. Но разве может быть большее раскрытие способностей человека где-либо вне обожения?


Источник: Бог стал человеком, чтобы человек стал богом / архим. Георгий (Капсанис) ; [пер. Петров В.]. - Москва : ДАРЪ, 2008. - 240 с. - (Планета людей). 978-5-485-00184-1

Комментарии для сайта Cackle