Источник

Глава LXIII

Глава 63-я открывается величественным видением: пророк видит Того, который есть Владыка народов, одетым в ризу, обагренную соком гроздий, и этот сок есть кровь народов, которых в точиле гнева Своего топтал Господь. Идет Господь от Едома, от страны, которая в Ис. 34упомянута как собирательный символ языческого противодействия судьбам Божiм. Это противодействие должно кончиться истреблением всех, противящихся Богу и истине. Господь является как воин, „воздающий противникам Своим яростью“ (ср. Ис. 59:16–18), ибо как говорил о Нем псалмопевец: „рука Твоя найдет всех врагов Твоих“1793.

Пред нами пророчество, возвещающее о том, „что сия есть победа победившая мир-вера наша“ (1Ин. 5:4). „А мы проповедуем Христа распятого“. (1Кор. 1:18–23). Мы увидим при ближайшем разборе текста значение употребленных образов и величие милосердия Божия в самом гневе Его.

Видение заканчивается в стихе 6-м.

С 7-го стиха по ст. 19-й пророк молится от лица народа своего, или лучше сказать, от имени тех, которые остались верными Богу и верующими обетованиям; от лица тех, которых в I главе он называет „малым остатком“ (ст. 9) и уподобляет (в ст. 8) шалашу, стоящему посреди опустошенного виноградника. Об этом же остатке среди Израиля говорил и Апостол Рим. 9:27, 11– Он, избранный и отделенный Господом, и составил ядро новой Церкви, овладевшей миром.

В молитве Исаии в 63-й гл. пророк, Духом Святым руководимый, воспоминает о грехах Израиля и о милостях Божиих и, сознавая греховность свою, ожидает Искупителя1794.

1. Кто это идет от Едома, в червленых ризах от Восора, столь величественный в Своей одежде, выступающий в полноте силы Своей? „Я – изрекающий правду, сильный, чтобы спасать“.

Мы видели выше, что пророк много раз пророчествовал об „Искупителе“, Сильном Израилеве. В предыдущих главах (60–62) говорилось о славе, ожидающей искупленный Сион; в настоящей главе раскрывается другое действие Искупителя: Он воздает должное врагам Своим, в числе которых, как мы увидим ниже, (напр. Ис. 65:11–12, 66:15–17,24) и те из Израиля, которые отступили от Господа. Опустошение Едома противуставится здесь вечной радости избавленных Господом на Сионе, точно так же, как мы видели это в главах XXXIV и XXXV1795.

В изумлении спрашивает пророк в своем видении „Кто грядет“? Здесь в лице пророка, повидимому, говорящего от лица Израиля, изображается, как мы думаем, все человечество, с трепетом видящее это победоносное шествие Креста Господня, попирающего древние обычаи и верования, повергающего в прах древнее социальное устройство, „рассеявшего надменные помышлениями сердца; низложившего сильных с престолов и вознесшего смиренных; исполнившего алчущих благ, и богатящихся отпустившего ни с чем“1796. Едом и Восор (Босра), представители племени, особо злобствовавшего против Иудеев1797, избраны как тип сатанинского и языческого противодействия Богу, точно так же как ранее1798 представителями сатанинской борьбы против добра и истины были избраны в пророчестве Ассур и Вавилон.

Вопрос, предложенный пророком от имени как бы всего человечества, получает ответ от Самого грядущего, величественного, выступающего в полноте силы Своей, к Которому относятся и слова Даниила Пророка (Дан. 7:13–14) говорящего: „Вот с облаками небесными шел как бы Сын Человеческий.... и Ему дана власть, слава и царство1799, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное“. Господь отвечает на вопрос следующими знаменательными словами: „Я-изрекающий правду, сильный, чтобы спасать“.

Милосердный Господь, победитель типического Едома, указывает на оружие Свое: „Я-изрекающий правду!

По поводу Пс. 44-го мы говорили1800, со ссылкой на Ис. 49:2, Евр. 4и Откр. 1:16,-что меч, которым препоясывает Себя Мессия, есть слово Божие и что истина и кротость и правда суть признаки, по которым мы узнаем, что в Пс. 44-м поистине пророчествуется о царствии Господа нашего Иисуса Христа. В нашем „Опыте исследования Ев. Иоанна“ мы по поводу стиха 25, главы VIII Евангелиста (см. стр. 326) указывали, что Господь Иисус, говоря о Себе: „Я то, что и говорю вам“, сказал: „Я слово; Я истина“. Это и есть вечное победоносное оружие. Ложь – преходяща; это-чадо диавола; вечна одна истина, и она есть принадлежность Единого Всевышнего, Ему же слава во веки.

Господь во второй части своего ответа не глаголет о силе творческой, не имеющей границ: Он глаголет к сердцу человеческому о том, что „Он силен спасать“! Он спасает человека от самого человека, который сам себе враг, слушаясь лжи и диавола. Не внешние враги опасны; опасно человеку его собственное сердце (Мк. 10:28; Лк. 12:4–5).

2. Отчего же одеяние Твое красно, и ризы у Тебя, как у топтавшего в точиле?

3. „Я топтал точило один, и из народов никого не было со Мною; и Я топтал их в гневе Моем и попирал их в ярости Moей; кровь их брызгала на ризы Мои, и Я запятнал все одеяние Свое;

4. ибо день мщения в сердце Моем, и год Моих искупленных настал.

5. Я смотрел, и не было помощника; дивился, что не было поддерживающего; но помогла Мне мышца Моя, и ярость Моя – она поддержала Меня:

6. И попрал Я народы во гневе Моем, и сокрушил их в ярости Моей, и вылил на землю кровь их“.

В ответе „Грядущего в силе Своей“ мы разумеем два значения: одно, относящееся к победе над миром силою Креста, и другое, относящееся к ожидаемому суду Господню в последний день1801.

В первом значении, как мы говорили выше, пророчество видит падение древних царств, кровавые междоусобия и войны, бедствия, поражавшие древний мир, доколе не водворилось спокойствие, внесенное в мир законом любви Христовой1802. Но этим до-Константиновским периодом истории не исчерпывается это пророчество; язычество попрано, но в сердцах многих людей язычество не умерло; в сердцах их не вспыхнул еще тот огонь, который Господь пришел низвести на землю1803; поэтому долго еще народы будут попираемы теми бедствиями, которые возникают исключительно от „нерадения о суде и любви Божией“ (Лк. 11:42); оттого, что люди злы (2Тим. 3) и не дошли до того сознания, к которому они должны придти, что только с восприятием Евангелия сердцем и разумом и проведением его в жизнь настанет желанный мир, который обещал Господь Своим ученикам (Ин. 14:27).

Не гнев, а милость видим мы в „ярости Господней“. Гнев Его имеет целью воспитание того полу-ангела, полу-животного, которое Он создал с возможностью подняться до созерцания Создателя1804.

Земная жизнь отдельных личностей на земле, до времени во плоти ходящих, ничто пред движением всей реки человечества к совершенству: только в безбрежном океане вечности успокоится человек, созданный по образу и подобию Божию, в покое правды Бога милосердого в суде Своем.

Господь глаголет в пророчестве: „Я топтал точило один, и из народов никого не было со Мною“ (ст. 3). Кто же из племен человеческих, не исключая и народа обетования, мог назваться соработником на ниве Божией? Только те, которые уверовали в Господа Иисуса „искупленные“ „вошли в радость Господа своего“ (ст. 4) и, по повелению Его, соделались Его виноградарями. Но и здесь милосердие Божие представляется безграничным – не вошедшие в стадо Его могут войти, ибо „грядущего к Нему Он не изгоняет“ (Ин. 6:37).

Не было помощника (ст. 5) у Господа, когда Он благоволил,-по человечеству,-в бедности и унижении ходить по земле; когда Он был оставлен учениками один (Ин. 16:32; ср. еще Мф. 26и пар.) перед страданием, когда Он стоял пред беззаконным судом и Первосвященника и римского претора; но мышца Господня в слабости и унижении человечества одолела мир, ибо „немощное Божие сильнее человеков“ (1Кор. 1:25).

Если же мы от этого значения пророчества перенесемся мыслию в таинственную даль окончательного его исполнения, когда Господь приидет судить живых и мертвых, то мы должны остановиться в благоговейном молчании, глаголя только с любовью: Гряди, Господи Иисусе! Да приидет Царствие Твое!

Молитва пророка.

7. Воспомяну милости Господни и славу Господню зa все, что Господь даровал нам, и великую благость Его в дому Израилеву, какую оказал Он ему по милосердию Своему и по множеству щедрот Своих.

8. Он сказал: „подлинно они народ Мой, дети, которые не солгут“; и Он был для них Спасителем.

9. Во всякой скорби их Он не оставлял их, и Ангел лица Его спасал их; по любви Своей и благосердию Своему Он искупил их, взял и носил во все дни древние.

10. Но они возмутились и огорчили Святого Духа Его; поэтому Он обратился в неприятеля их; Сам воевал против них.

11. Тогда народ Его вспомнил древние дни, Моисеевы: где Тот, Который вывел их из моря с пастырем овец Своих? где Тот, Который вложил в сердце его Святого Духа Своего,

12. Который вел Моисея зa правую руку величественною мышцею Своею, разделил пред ними воды, чтобы сделать Себе вечное имя,

13. Который вел их чрез бездны, как коня по степи, и они не спотыкались?

14. Как стадо сходит в долину, – Дух Господень вел их к покою. Так вел Ты народ Твой, чтобы сделать Себе славное имя.

Мы останавливаемся на первом отделе молитвы, которая продолжается и в гл. 64-й. Здесь мы укажем, что всю эту молитву можно разделить на четыре отдела: первый, который заключает в себе с 7 по 14 стихи 63-й главы; второй, начинающийся с стиха 15 до конца главы; третий с 1-го стиха главы 64-й до 7-го стиха включительно; и четвертый с 8-го по 12 последний стих главы 64-й.

В первом отделе заключается краткое воспоминание о милостях Божиих народу, выведенному из Египта, о вожде Моисее, и грустное сознание, что ныне отступил Господь от народа. Он заканчивается мыслию, что Господь вел их к покою, чтобы прославить имя Свое.

Во втором отделе пророк умоляет Господа не оставить народ Свой, хотя предки его Авраам и Иаков не могли бы признать своими своих потомков, ибо Господь зa грехи их попустил их соделаться таковыми, как бы Он никогда не царствовал над ними.

В третьем отделе (XLIV, 1–7) пророк в страхе пред гневом Божиим, боится, что Господь оставил Израиля погибнуть в беззакониях его.

В четвертом отделе (XLIV, 8–12) он умоляет Господа не гневаться на Свое создание, на народ Свой, повергая пред Господом скорбь свою об опустошениях земли обетованной и Иерусалима и самого храма.

Рассматривая ближе первый отдел, мы остановим свое внимание на следующем: в стихе 8-м наст. главы пророк указывает, что Господь отделил народ этот от других народов, и назвал его детьми Своими, потому что ожидал, что „они не солгут“. (Ср. Ис. 5:2: „ожидал, что он принесет добрые грозды“).

В ст. 9-м по поводу выражения: „Ангел лица Его спасал их“ ср. в 3 т. Св. Летописи примеч. на Исх. 3и Исх. 33:1–4,12–14 (ср. Исх. 14пр.). „Ангел лица Господня“ есть Сам Господь и Он шел перед Израилем, между тем как другие народы поручены сотворенным Ангелам. В кн. Исх. 33:2–3 именно указано, что Господь в наказание Израилю угрожал, что Сам не пойдет перед ним, а предоставит Ангелу сотворенному довести их до земли обетованной. По поводу выражения: „носил их Господь“ ср. то же выражение во Втор. 32:10–11.

В 10 стихе выражение: „огорчили Святого Духа Его“ соответствует глаголам Божиим Быт. 6(см. пр. в 1 т. Св. Лет.): „не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками“. Этот же укор произносит Св. первомуч. Стефан Иудеям Деян. 7:51.

В стихах 11–14 пророк указывает, что только при наступлении бедствий народ начинал вспоминать о чудесах и благодеяниях Божиих и сознавать, что к покою и счастью вел их неуклонно Господь, Который зa грехи их ныне оставил их.

Весь этот отдел дышет глубоким чувством, в нем вылилась душа пророка, созерцающего пути Божии, которыми Милосердый вел Евреев к покою, „но они не восхотели“, как сказал об этом народе окончательно Господь наш Иисус Христос (Мф. 23:37)1805.

15. Призри с небес и посмотри из жилища святыни Твоей и славы Твоей: где ревность Твоя и могущество Твое? – благоутробие Твое и милости Твои во мне удержаны.

16. Только Ты – Отец наш; ибо Авраам не узнаёт нас, и Израиль не признаёт нас своими; Ты, Господи, Отец наш, от века имя Твое: „Искупитель наш“.

17. Для чего, Господи, Ты попустил нам совратиться с путей Твоих, ожесточиться сердцу нашему, чтобы не бояться Тебя? обратись ради рабов Твоих, ради колен наследия Твоего.

18. Короткое время владел им народ святыни Твоей: враги наши попрали святилище Твое.

19. Мы сделались такими, над которыми Ты как бы никогда не владычествовал и над которыми не именовалось имя Твое.

Пророк в видении будущего созерцает все последствия нравственного возмущения народа против Бога, Который „создал его“ „в пустыне печальной и дикой“1806. В Исх. 4потомки Авраама, Исаака и Иакова, предназначенные к образованию народа, именуемого Израилем, называются Господом „первенцем Его“. Пророк поэтому и вопиет (подобно как блудный сын вопиет в притче Господней): „мы-дети Твои“, несмотря на то, что мы так пали, что праотцы наши не признали бы нас (ст. 15–16).

В ст. 17 пророк скорбит о том, что Господь попустил Израилю забыть страх Божий и совратиться с путей Божиих, как бы предполагая, что еще большие наказания могли бы остановить народ на пути гибели. Но для Христиан открыто Светом, осветившим мир, что все историческое прошедшее Иудеев, было лишь подготовлением к великой тайне воплощения Сына Божия, в Котором и совершились все обетования. Мы не раз говорили о том, как плен совершенно уничтожил идолопоклонство среди Израиля, как он способствовал сохранению и собранию священных книг ветхого Завета, как он развил среди Иудеев страсть к изучению священных книг, как, наконец, среди пленных в Вавилоне было особою милостию Божиею сохранено потомство Царя Давида, из рода которого должен был родиться Мессия.– Таким образом самые бедствия Израиля заставили, по крайней мере часть народа, сплотиться в одно целое, которое в числе 60 или 70 тысяч, под главенством потомка Давида, Зоровавеля, и под руководством священника Ездры, возвратившись из плена, воссоздало народ обетования, град и храм Божий и принесло с собою весь канон священных книг, тоже почти совершенно забытых при последних царях Иудейских.

Это воссоздание народа, переселенного Вавилонянами далеко от родины, следует считать великим чудом, подобного которому не было в истории.

Стихи 18 – 19 некоторые (как напр. Витринга) считают видением окончательного разрушения храма Иерусалимского Римлянами; Куенен же и все те, которые признают, что, начиная с главы 40-й, мы имеем слова так называемого второго Исаии, опираются (кроме имени Кира) еще в особенности на это место, чтобы утверждать, что вторая половина книги Исаии начертана после взятия храма Навуходоносором. Мы не скрываем, впрочем, того, что таково впечатление, получаемое от этих двух стихов, (и ср. ниже гл. 64, ст. 10–11). Но мы, по многим причинам, не соглашаемся и не можем согласиться на то объяснение, которое дают на это место защитники теории двух пророков, якобы начертавших книгу Исаии1807. Во-первых, вспомним, что принадлежащий несомненно Давиду покаянный Псалом 50-й, „Помилуй мя Боже“ заканчивается однако двумя стихами, явно указывающими на плен в Вавилоне. Во-вторых, не забудем, что в историческом отделе пророчества Исаии, современника Езекии, мы находим несомненное доказательство, что пророку было открыто, что потомки Езекии будут евнухами во дворце царя Вавилонского, и что Иерусалим будет взят и разграблен Халдеями: „ничего не останется, говорит Господь“ (Ис. 39, см. в ос. ст. 6–7). Поэтому, даже не допуская гипотезы, что указанные выше стихи прибавлены к скорбной молитве Исаии пленными в Вавилоне, мы думаем, как выше говорили в начале настоящей заметки, что пророк и духом, по откровению Божию, и разумом человеческим созерцает все последствия возмущения народа, и видит, что народ предан врагам своим, Иерусалим взят, народ отведен в плен, храм разрушен. Один только священный образ Искупителя (ст. 16) не позволяет ему впасть в отчаяние.

* * *

1793

Пс. 20:9. Ср. ст. 4, 6, 7, 9; Пс. 109:1. Пс. 44:4,5 и в 4 т. Св. Лет. ч. I, стр. 228–229 „Остры стрелы Твои Сильный, народы падут пред Тобою“.

1795

Ср. эти главы и преим. Ис. 34:5–6 с Ис. 35:10. Опять мы указываем на слабость доводов, думающих видеть в книге Исаии двух авторов, из которых последний начинает говорить с XL главы.

1796

Лк. 1:51–53. Величание пресвятой Девы, пророчески вещающей.

1797

Ср. Иез. 25:13; Ам. 1:11; ср, Авдия.

1798

См. напр. наше общее вступление гл. V и главы X и XIV.

1799

Ср. Мф. 28„дана Мне всякая власть на небе и на земле“; Ин. 17:2.

1800

В 4 т. Св. Лет. ч. I, 228–229.

1801

Ср. Откр. 19„Он был облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: Слово Божие“.

1802

Ср. великие видения Дан. 7:13–14; Дан. 8–12.

1803

Лк. 12:49; ср. еще стих 51: „Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение“.

1804

Просим просмотреть в 1 т. Св. Летописи прим. на текст Бытия о создании человека I, 26–27; II, 7, 9, 15–25 и о грехопадении III.

1805

Ср. Евр. 4:3–11 призыв к покою бывшего народа обетования. Ср. 2Кор. 3:12–16.

1806

См. наше прим. в 3 т. Св. Лет. на Втор. 32:6,8. До исхода из Египта народа Израильского на земле не было; нельзя было назвать еще народом толпу порабощенных Семитов, выводимых из Египта. Господь в пустыне только создает народ, даруя ему заповеди, законы и устройство.

1807

См. что мы говорили в V гл. вступления в этот том и в некоторых объяснениях текста.


Источник: Священная летопись / Георгия Властова - Том V. : Пророк Исаия. – Санкт-Петербург : Тип. Глазунова, 1898. – 926 с.

Комментарии для сайта Cackle