Источник

Глава IX

1. Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее возвеличит приморский путь, Заорданскую страну, Галилею языческую.

Пророк в первых семи стихах этой главы, как и выше, продолжает говорить о событиях еще отдаленных. Он отрешился мыслию от современных ему исторических событий; он живет во дни пришествия „Ожидаемого“, Мессии. Его пророчество ясно для нас; оно, конечно, не могло исполниться в дни могущества Ассирии и Вавилона и Персии и Македонского нашествия и временного Египетского владычества, ни во время Римлян, ни в том человеческом узком смысле, в котором понимали его Иудеи. Галилея с страной за-Иорданской и прибрежьем озера Генисаретского всегда была первой добычей завоевателя, а с точки зрения культуры и образования всегда была презираема в Иерусалиме540. К какому же времени и событию относится пророчество Исаии? Есть ли другой исторический факт, который бы отвечал этому пророчеству, кроме начала проповеди Господа нашего Иисуса Христа? Здесь начинается свет: „свете тихий святые славы“, распространявшийся на мир и осиявший чистотою, правдою и любовию сердца человеков, погруженных во мрак страстей, и лжи и злобы. Первый стих главы IX, продолжая мысль последнего стиха главы VIII541, указывает, где именно начнет рассееваться впервые мрак, огустевший на земле; во 2-м стихе пророк скажет, как рассеется этот мрак.

До Господа нашего Иисуса Христа, как мы говорили, никогда земля Завулонова и земля Неффалимова и страна за Иорданом и зa морем (озером Генисаретским) не пользовалась ни почетом, ни свободою, ни спокойствием. Всегда земли эти подвергались первые нашествиям и кочевых народов и подданных Сирии и Месопотамии;542 всегда были они в унижении и рабстве; но: – „всякий дол да наполнится и гора да понизится?“543, и здесь именно впервые узрело человечество спасение Божие. Хотя Спаситель мира родился в Вифлееме, но в Назарете, лежавшем в уделе колена Завулонова544, протекло детство и отрочество Господа нашего Иисуса Христа; на Иордане Он крестился, в Галилее начал свою проповедь и чудеса; здесь Он воскресил из мертвых сына вдовицы, кроме явления других многих чудес; здесь-в Галилее Он явил в преображении Своем трем ученикам грядущую славу Свою в образе человеческом, освящая тем и бренную плоть, в которую облечено человечество545. Сюда в Галилею посылаются в день славного воскресения жены муроносицы и Апостолы словами: „там Его увидите“; „там они увидят Меня“546. Здесь-в Галилее дает Он и повеление ученикам Своим: „идите научите все народы“, и прибавляет утешение: „Аз с вами есмь во вся дни до скончания века“547.

Итак, величие Галилеи в истории царствия Божия на земле предсказано ясно пророком Исаией зa семь с половиной веков до Р. Христова.

2. Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет.

Галилея по преимуществу названа страною „тени смертной“, потому что она близко соприкасалась с народами языческими, с Финикией с одной стороны, с за-Иорданскою и за озерною страною с другой, а в этой последней пребывание язычников ярко обозначено стадами свиней (Мф. 8:28–34, Мк. 5:1–20), которых не могло быть в поселениях народа, держащагося закона Моисеева. Галилея находилась таким образом, как бы под тенью, бросаемой крыльями демона, полновластного среди народов, преданных идолослужению548. Этим отчасти объясняется и множество бесноватых, которых приводили к Господу с просьбою исцелить их549.

В этой доселе темной стране появляется „свет великий“. Евангелист Матфей IV, 14–16, сказуя о начале проповеди Господа в Галилее, вслед за возвратом Его из пустыни, – где Он как человек подвергся искушению550, – приводит первые два стиха главы IX Исаии, прямо указывая, что появление Господа среди народа есть именно воссияние того великого света, о котором говорит пророк. В Иерусалиме должен551 был страдать и умереть и воскреснуть Господь, но свет начал распространяться из Галилеи; здесь впервые люди увидели свет великий. Но и после вознесения Господа проповедь спасения предоставлена была „мужам Галилейским“, как назвали учеников Господа Ангелы (Деян. 1:11).

Когда же Господь пред самым вознесением на горе Елеонской (Деян. 1:8,12) глаголал им: „Вы приимете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме, и во всей Иудее, и Самарии и даже до края земли“,-то Господь в этом завете не упоминает особенно о Галилее, потому что самые посланные суть уроженцы страны, в которой воссиял свет. Для знающих священные писания Иудеев, Евангелисты Матфей и Лука приводят родословные Господа Иисуса из колена Давидова и указывают на предсказанное пророками Его рождение в Вифлееме; но для язычников, обращенных в христианство, которые вовсе не знали или мало знали ветхозаветные книги, свет, осиявший души их и успокоивший их мятущияся доселе души, исходил из Галилеи; они поверили „Иисусу из Назарета“552, – „Которого Бог помазал Духом Святым и силою, и Который благотворил и исцелял всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Нимы. Исцеление той тоски, которая одолевала языческий мир времен Римской Империи, было делом Божественным; свет осиял человечество с неба от Бога, а воссиял он в Галилее в лице „Иисуса из Назарета“ воплощенного Бога, вот все, что нужно было знать язычникам.

Вслед зa пророчеством о появлении великого света в Галилее, в трех следующих стихах пророку представляется будущность всего общества человеческого, которому воссиял свет:

3. Ты умножишь народ, увеличишь радость его. Он будет веселиться пред Тобою, как веселятся во время жатвы, как радуются при разделе добычи.

4. Ибо ярмо, тяготившее его, и жезл, поражавший его, и трость притеснителя его Ты сокрушишь, как в день Мадиама.

5. Ибо всякая обувь воина во время брани и одежда, обагренная кровью, будут отданы на сожжение в пищу огню.

Перед пророком в неясных еще чертах, но представляется новый строй общества, в котором после радости об освобождении от гнета сатаны и греха, развивается чувство отвращения ко всем предметам, принадлежащим воинам и братоубийственной войне. Мы видим из этого, как далеко видение пророка и как Господь устами пророков предначертывал то нравственное развитие, к которому должно идти человечество в долгом странствовании его по земле и которого, к сожалению, оно еще не достигло и в наши времена, – девятнадцать веков после Слова любви и всепрощения.

Надо однако сказать, что таковы были чувствования Христиан первых веков Христианства, когда они составляли еще малое стадо посреди хищных волков, которыми сделались язычники. Только позже они утратили ту святую нежность сердца, которая с ужасом смотрит на кровь брата своего.

Прежде однако, чем мы перейдем к священному пророчеству, прямо говорящему о Богочеловеке в ст. 6 и 7, нам надлежит ближе изучить стихи 3–5.

Изучая первый из этих стихов, мы видим пророчество, что вслед за появлением света в стране, доселе находившейся во мраке и тени смертной, „народ умножится и радость его увеличится“. Но что это за народ? Это умножается не Израиль, а народ Божий, „род избранный, царственное священство.... некогда не народ, а ныне народ Божий“553. Умножается он не плотским рождением (Ин. 1:13), а присоединением по благодати Божией миллионов язычников, о которых (1Пет. 2:10) говорит Апостол „некогда не помилованные, а ныне помилованы“.

Упоминание о радости при жатве напоминает нам о словах Господа, когда он, смотря на толпу идущих к Нему Самарян, сказал: „возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве“554. Далее Он указывает Апостолам, что они будут собирать в сокровищницу Господню, как жнецы Господа, – души, восприявшие семя слова Божия. Радость, обещаемая пророчеством, не есть та плотская, почти животная радость, о которой говорится во дни благоденственной части царствования Соломона (3Цар. 4:20)555. В читаемой нами главе пророка в стихе 3 говорится о высшей радости „пред Господом“. Это та „радость пред лицем Господа“, которой будут радоваться помилованные, когда „Господь будет идти судить землю“, как говорит Псалом 97 ст. 1–9. Это та радость, которая позже во время проповеди наполняла сердца Апостолов, когда они вспоминали, что он сказал: „Мужайтесь, – Я победил мир“. (Ин. 16:33). Еще пророк Исаия (Ис. 53:12), говоря о страдавшем и прославленном Мессии, говорит: „С сильными будет делить добычу, за то что предал душу Свою на смерть и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на себе грех многих и за преступников сделался ходатаем“. Соединяя во едино значение стихов IX, 3 и LIII, 12 Исаии и сопоставляя им Евангельские сказания, мы видим, что под добычей разумеется уловление душ человеческих, – для спасения их,-в сети рыбарей Апостолов556.

В стихе 4 читаемой нами главы IX пророк поясняет, что радость народа есть радость духовная, радость – что сокрушено ярмо, тяготившее его, сокрушены жезл и трость его притеснителя. Если монархи Ассирийские и Вавилонские и другие властелины языческого мира и могли быть названы притеснителями народа Божия, то надо помнить, что они только представители злобной силы сатаны, владевшего миром во времена идольского служения и обоготворения страстей557. Один Господь „победил мир“, тогда-то был изгнан князь мира (Ин. 12:31) и сила Господня даровала человеку силу бороться и победить притеснителя именем Господа нашего Иисуса Христа. Упоминание в ст. 4 поражения Мадианитов очень знаменательно, если мы вспомним, что Гедеону приказано было напасть на неприятеля не с значительным количеством собранного Им войска, а с малым числом избранных, ибо сила Господня в слабости и немощи человеческой проявляется558.

Мы уже говорили выше, что в ст. 5 главы IX пророк видит то развитие нравственных начал в человечестве, при котором правда Божия укажет ему, что войны гнусны и не согласны ни с разумом, ни с любовию, что люди должны придти к этому сознанию. Этот период развития человечества пророк связывает, как видно из следующих стихов, с рождением Некоего великого, которого он знает только под именем Еммануила.

Величественна речь Исаии, говорящая об этом Младенце.

6. Ибо младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира.

Прежде всего считаем нужным указать на добавление, которое мы читаем в греческой библии семидесяти и которое передано в славянском переводе так: „....и нарицается имя его велика совета Ангел, Чуден....“ (и т. д. до конца как в русском). Придавая важное значение Библии семидесяти, мы не можем не остановиться на имени „Ангел великого совета“, данном младенцу559. В ветхозаветных книгах Ангел Иеговы во многих местах означает Самого Иегову. Так в Быт. 22:11–12 и Исх. 3:2,9,14 Ангел Господень есть Сам Иегова; Он ведет под именем Ангела Божия народ из Египта (ср. Исх. 13:21, с Исх. 14:19); в Исх. 33:2,3 ясно, что Сам Господь хочет оставить народ и предоставить вести его дальше Ангелу сотворенному, вследствие чего народ, слыша это, зарыдал, а Моисей умолял Господа Самому вести его (Исх. 33:4,15 и сл.)560. Этот Ангел, – Сам Господь,-ведущий Израиля,-ибо как глаголал Он народу: „блюди себя пред лицем Его, не упорствуй против Него, потому что Он не простит греха вашего, ибо имя мое в нем“. (Исх. 23:21). Почему греческие переводчики в Александрии при Птоломеях внесли в текст Исаии многознаменательное имя „Ангела великого совета“, мы не знаем, но очевидно, что имя это связано неразрывно по мысли с тем Ангелом, в котором имя Господне и Который ведет Израиля в пустыне и есть – Сам Бог вечный. Тот же Иегова, Бог завета, ведший народ из Египта, есть и тот Младенец, Который родился нам.

Читая эти священные слова, куда перенесемся мы мыслию, как не к яслям в Вифлееме, в котором лежит предвечный Младенец, пред которым стоят на коленях умиленные пастыри, извещенные Ангелами, перед которым склонились до земли мудрецы из страны языческой, но просвещенные Богом; перед которым стоим мысленно и мы коленопреклоненные и умиленные, зная, что „Иисусом Христом благодать и истина бысть“561 и что Он есть „Слово, иже плоть бысть“562.

Мы слышим мысленно Ангельские голоса, восклицающие людям: слава в вышних Богу и на земле мир в человеках благоволение! „Младенец родился нам – Сын дан нам“ восклицает Исаия Духом Святым вдохновляемый. „Сын родился нам“. Кому родился Сын? Кто это мы? На это отвечает Сам Господь Иисус Христос, называя себя сыном человеческим563. Он наш, Он наш Учитель, и Пастырь, и Спаситель, и брат по плоти, и сын Давидов, по Он есть и сын Божий, единосущный Отцу и Святому Духу564: „Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную“565.

Сказав о рождении младенца, пророк продолжает: „владычество Его на раменах Его“.

На раменах знак своего духовного величия носил в ветхом завете первосвященник (Исх. 28); но, как указывает послание к Евреям, и скиния и ветхозаветное богослужение служили только предвестниками устройства вечной скинии и восстания вечного первосвященника, который притом восстал не по закону Моисееву, а по чину Мелхиседека566. На рамена свои поднял воплощенный Бог заблудшую овцу – все человечество; овца эта Его достояние; она и есть на земле доказательство, что Он единый есть Владыка душ и телес; славу же Его кто может выразить на одной земле: небеса и земля со всеми сотворенными Им разумными и не разумными существами не могут вполне достойно восхвалить Вечно-живущего567.

„И нарекут имя Ему: Чудный“. Это имя переносит мысль человека в мир ему неизвестный, в мир, не ограниченный законами и пределами, поставленными Творцом для земли и живущих на ней земных существ, но отчасти открытый бессмертной душе человеческой и в ветхом завете. Но пророчество, говоря о появлении Младенца, имя Которого Чудный, и Который сделается Сыном человеческим и „дарован нам“,-вместе с сим указывает, что раскрывается и новый чудный мир, закрытый для очей плоти, но открываемый духовным очам души человеческой: „Безпрекословно великая благочестия тайна: Бог явился во плоти“.... как говорит Апостол Павел в 1Тим. 3:16.

„Советник“. По поводу этого имени вспомним, что Господь говорил своим ученикам в последней беседе, записанной св. Иоанном Ин. 15:14–15 „Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал Я от Отца Моего“568. В ветхом завете человек еще раб; раб избранный и возлюбленный Богом, но еще в рабстве закона; он не получил еще „Духа Господня, Духа свободы“569. Но вот пришел Чудный, Советник, и освобождает человека от рабства; более того Он открывает ему волю и цель и намерения вечной премудрости и указывает путь к счастию. Приходит Господь не как властелин, не в огне и буре, а „в веянии тихого ветра“570. И приходит Он не отнять у человека волю его, а лишь как кроткий советник, учащий и любящий и кротко зовущий душу познать свое счастье, вызывая в ней ее лучшие нравственные и разумные силы, и даруя ей благодатную силу бороться против греха и зла и победить их. Этот Советник действует не насилием и строгостью, а любовию, зажигающею перед Господом светоч тихой вечной радости, покой Господень.

Следующие два имени раскрывают совершенно изумленному и трепетному человеческому разуму, Кто Младенец, названный Чудным и Советником: Он есть: „Бог крепкий, Отец вечности“.

Итак, сомнения не может быть: Творец мира, Отец вечности, Сам Бог „плоть бысть и вселися в ны“571. Так говорил великий пророк более семи веков до Рождества Христа и Спасителя нашего. В этом пророчестве и в его исполнении вся жизнь человечества.

„Снисшедый, той есть и восшедый“ (Еф. 4:10), принес нам слово жизни: куда же пойдем мы от Него? Идущий от Него идет к вечной смерти572. Куда пойдет человек от Отца вечности? Куда пойдет он от своего счастья; а счастье это есть прежде всего мир душевный, вечный мир573;-поэтому Чудный, Младенец, Отец вечности и назван еще Князь мира.

„Слава в вышних Богу и на земли мир“.

7. Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве Его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это.

Престол Давида утвержден навеки (2Цар. 7:12–16)574. Закон развития человечества таков: царствие Божие и мир должны развиваться и охватить весь мир. Не насилием, а „судом и правдою“ устрояется и распространяется царствие Божие; победою любви и истины, над злобой и ложью. И если мы обратим взор наш на историю Христианства, то в общем мы не можем не видеть исполнения этого закона, хотя исторический ход событий представляет многие отступления от закона Господня; но эти отступления еще яснее доказывают, что за ними следовало нравственное падение обществ. Если же эти общества снова подымались и возвращались к закону Господню, – тогда прекращались насилия и злоба, и закон любви и правды снова начинал преобладать в обществе.

В пророчестве Исаии говорится еще, что царство любви и мира должно осуществиться, ради ревности Господа Саваофа.

Ревность Господа в разумной душе человеческой, как то видно из многих мест Св. Писания575, есть любовь, не хотящая допустить, чтобы душой этой,-предназначенной к высшему счастию,-овладели низкие и пагубные страсти и чувствования, как злоба, гордость, животные страсти. Забывая Создателя Своего и благодетеля, душа совершает преступление измены. А Господь любит ее.

8. Слово посылает Господь на Иакова, и оно нисходит на Израиля,

9. чтобы знал весь народ, Ефрем и жители Самарии, которые с гордостью и надменным сердцем говорят:

10. кирпичи пали – построим из тесаного камня; сикоморы вырублены – заменим их кедрами.

„Господь посылает слово“! Это слово „живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого“,-говорит Апостол в посл. к Евреям IV, 12: „оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов и судит помышления и намерения сердечные“576. Оно животворит то, что достойно жить, и уничтожает то, что превратилось в зло. Израиль пошел по пути зла; но в нем оставались люди, достойные спасения, которых Исаия пророк называет „остатком“. (Ис. 10ср. Рим. 9:27–28).

Правда Господня, которая есть тоже слово Его, нисходит на Израиля и посылается на Иакова. Это место вообще разумеется в том смысле, что слово Господне посылается ко всем коленам, произшедшим от Иакова, но „нисходит„ в ближайший период времени с особою силою на Израиля, т. е. на десять отделившихся от дома Давидова колен, которые в весьма скором времени будут рассеяны на всегда по лицу земли. Царству Иуды с царями из рода Давидова даруется еще время покаяния, и мы знаем, что ему в будущем еще предстоит. Но Израильскому царству нет более места среди народов земли. Ефрем, под именем которого разумеется это царство, – не смотря на беспрерывные обличения577, не только не выказал покаяния и желания возврата к добру, но прямо возмущается против Бога, так как очевидно, что среди народа преобладает самонадеянность и гордость, вызванная союзом, заключенным с Дамасским царством (См. выше гл. VII) и, может быть, в то же время, – с Хетскими князьями на Оронте и с Финикией. Мысли бродившие среди народа,-но главнейше среди князей и богатых его,-сводятся к тому, что для Ефрема,-этого царственного колена-не страшны никакие бедствия, что они уже испытали их и преодолели их своею силою и умом578 и что если их и постигнут в будущем некоторые новые невзгоды, то они сами, – без всякой помощи Божией, – не только восстановят потерянное и разрушенное, но еще заменят его лучшим и великолепнейшим579.

11. И воздвигнет Господь против него врагов Рецина, и неприятелей его вооружит:

12. Сириян с востока, а Филистимлян с запада; и будут они пожирать Израиля полным ртом. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта.

Против Израиля, как говорит пророчество, подымаются враги его союзника Рецина, но притом станут врагами и самые те Сирияне, на которых так надеялся Израиль. Кроме того, с запада начнется ряд нападений Филистимлян. Все это сбывается в самый короткий период времени. – Враги Рецина суть Ассирияне, а мы знаем из 4Цар. 16что Дамаск был взят Феглаффелассаром, Рецин убит, так что Сирийское царство, подпавшее под власть Ассириян, соделалось царством враждебным Израилю. В то же время, – как мы достоверно знаем из 2Пар. 28:18, – Филистимляне настолько усиливаются во времена Ахаза, что начинают ряд нападений на Иудею. Нет сомнения, что они не ограничиваются пределами Иуды и вторгаются в ослабленное царство Израильское в то время, когда главный союзник его Дамаск подпадает власти Ассирии. Но в пророчестве, произносимом Исаией против Израиля, предвидится еще дальнейший ряд бедствий, что выражается словами пророка, в стихах 12, 17, 21: „при всем этом не отвратится гнев его и рука Его еще простерта“. Мы знаем, что вслед зa сим (ср. Ис. 7:8) „Ефрем перестал быть народом“.

Мы заметим по поводу приведенной выше XXVIII главы второй книги Паралипоменон, что в ст. 20–23 указано, что царь Ассирии, пришедший на помощь Ахазу и призванный им, ограбил его. Таковы были последствия человеческих мудрствований Ахаза, не хотевшего поверить пророку, вещавшему ему волю Божию. (См. VII главу).

13. Но народ не обращается к Биющему его, и к Господу Саваофу не прибегает.

14. И отсечет Господь у Израиля голову и хвост, пальму и трость, в один день;

15. старец и знатный, – это голова; а пророк лжеучитель есть хвост.

Господь уже послал наказание и милосердие Его терпит, не покается ли царство? Но рука Господня еще простерта; народ не кается: в безумной гордости своей (ст. 10) он надеется на свои силы, тогда Господня рука опускается на грешный народ, и он навсегда вычеркивается из числа народов580. Голова и хвост отсекаются, остается безобразное, бесформенное туловище,– безвольная, бессильная, лишенная руководящего разума толпа, которую увели, разбив ее, в далекий плен, где она затерялась среди других племен. Голова и пальма знаменуют передовое сословие, как хвост и малорослый тростник знаменуют у пророка презреннейшую часть народа-лжеучителей. Это очень знаменательное указание. Во все века и среди всех народов, среди всех обществ и верований люди, берущие на себя роль учителей, и проповедующие по корыстным ли целям, или по злобе, которой пропитано сердце их, ложные и злобные учения и атеизм и возмущение, суть презреннейшая часть человеческого общества581.

16. И вожди сего народа введут его в заблуждение, и водимые ими погибнут.

Очевидно, что главными виновниками развращения Израиля суть высшие, руководящие классы. Так было и при Иезавели, как мы о том говорили подробно в IV т. Св. Летописи. Среди народа еще были люди, чтившие Бога завета; но мало по малу пример высших классов и притом насильные их действия совращали народ, и он при Осии Израильском, как мы говорили,582 – начинает возвращаться к культу Ваала, который был совершенно уничтожен Ииуем и не появлялся в царстве при его потомках. Тогда долготерпение Божие истощилось, ибо у народа не могло быть будущего, а оставшиеся верные должны были внести в глубь Азии истинные понятия о Боге едином Творце мира. Израиль как народ не милуется, хотя богобоязненные как Товит и в стране плена милуются Господом Богом милосердым.

17. Поэтому о юношах его не порадуется Господь, и сирот его и вдов его не помилует: ибо все они – лицемеры и злодеи, и уста всех говорят нечестиво. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта.

Очевидно, что пророчество это, т. е. ст. 8–17 произносится зa несколько лет до падения Самарии, и что книга пророка Исаии составляет сборник, в который пророк или ученики его вносили пророчества, по мере того, как они произносились. Пророк видит, как высшие классы ведут в Израиле народ от заблуждения к заблуждению, от самомнения к гордости, презирая помощь Единого, который мог спасти народ (ст. 13). Падение народа так велико, что Господь не милует даже сирот и вдов583 этого „народа лицемеров и злодеев“, „уста которого говорят нечестиво“. И они подвергаются общей участи народа, раздавленного Ассириянами. „Бог уже не мог более покрывать грехи этой земли Своим долготерпением от взоров Своего правосудия“, как выразился Митрополит Филарет об наказании потопом584.

Исаия еще далее рисует пламя нечестия, охватившее эту несчастную землю.

18. Ибо беззаконие, как огонь, разгорелось, пожирает терновник и колючий кустарник и пылает в чащах леса, и поднимаются столбы дыма.

19. Ярость Господа Саваофа опалит землю, и народ сделается как бы пищею огня; не пощадит человек брата своего.

Величественно рисует пророк возгоревшийся в стране огонь нечестия. Пламя захватывает все, начиная с малорослых, и притом бесполезных растений, до высоких деревьев и целых лесов, где огонь пылает с особою силою и откуда подымаются смрадные столбы дыма. Не забудем, что эта земля с ее избранным народом называлась виноградником, насажденным Господом, который возращал и охранял это насаждение Его585. В Ис. 5пророк говорил от имени Господа, что виноградник зарос терниями и волчцами, и с них начинается пожар, но скоро он охватывает и самый лес; загораются пламенем неверия и нечестия здоровые сильные деревья, которые погибают среди общего развращения: столбы дыма застилают умственный взор и трезвенный взгляд; смрад лжи мутит мысль и сердце и извращает понятие о правде; тогда Господь оставляет этот народ. Общечеловеческие законы совести заглушены среди общей неправды: „муж изнеженный.... безжалостным оком будет смотреть на брата своего, на жену недра своего и на остальных детей своих“,-как пророчествовал во Втор. 28Моисей Израилю, если он оставит Господа Бога своего. Но, как мы говорили неоднократно, все эти пророчества распространяются и на все человечество, и на все времена, кончая даже и последними днями земной жизни человеческого рода.

Так Сам Господь Иисус Христос говорил о последних днях, что „по причине умножения беззакония во многих охладеет любовь“586. (Мф. 24:12). Отсутствие любви, преобладание себялюбия суть признаки начала разложения общества. Эти признаки – от чего бы то они ни происходили: от грубого ли идолопоклонства или от материализма, который есть более тонкий вид того же идолопоклонства, в котором вместо Бога обожается человек,-они означают, что человеческое общество находится на опасном пути, что скоро, скоро Господь оставит его и предаст его своим силам и своему бессильному умствованию, – и тогда пожар охватит его, как охватил он Израиль, и новые чистые народы поведут человечество туда, куда указывает Господь, к любви и правде, которые суть счастие.

Последние стихи этой главы относятся ближе к современным Исаии событиям.

20. И будут резать по правую сторону, и останутся голодны; и будут есть по левую, и не будут сыты; каждый будет пожирать плоть мышцы своей:

21. Манассия – Ефрема, и Ефрем – Манассию, оба вместе – Иуду. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта.

Последние годы царства Самарийского от падения династии Ииуя до Осии, сына Илы, последнего из царей Израильских, наполнены мятежами и убийствами, в которых действующая причина была жажда богатств и почестей, которые разделялись между сообщниками того лица, которому удавалось захватить царскую власть. Эти страсти рисуются в предыдущих стихах в форме пожара (независимо от особенного значения его, о котором мы говорили). Но удовлетворение возникших желаний и стремлений не может удовлетворить человеческих разгоревшихся страстей. В ином образе это неутолимый голод, доходящий до бешенства, что изображено пророком в образе человека, гложущего от неутолимого голода собственные руки свои. Исторически пророчество 21–22 стихов оправдалось и в междоусобиях царства Израильского, которые рисуются в форме братоубийственного междоусобия между Ефраимом и Манассиею, и в ненависти обоих к Иуде, среди которого от колена Давидова должен был родиться Еммануил587. Среди этой безрадостной картины оскудения любви, свет тихой радости светит только тем, кои верят и ждут Еммануила, Князя мира!

Для всех же „рука Господня еще простерта“.

* * *

540

Напр. Ин. 7:52.

541

„Но не всегда будет мрак там, где он теперь огустел“.

543

Исаии 40:3; Лк. 3:5.

544

Ср. Нав. 19:10–16 очерт. предела колена с картами.

545

Ср. о „Сыне Человеческом“ собранные нами речения Св. Отцев в книге нашей Опыт изучения Евангелия от Иоанна ч. I стр. 109–123. Ср. на последней стр. речение Григория Богослова.

549

Повидимому и среди жителей Галилеи было много язычников „Галилея языческая“. Ср. Страбона кн. XVI, гл. II, 34. (Causab. 760).

550

Об искушении Господа см. в нашем изучении Ев. от Иоанна, ч. I, стр. 94 и примеч. 2-е.

551

Ср. Лк. 13и ср. Мф. 20:18, Мк. 10:33, Лк. 18:31.

552

Деян. 10:38. Слова Апостола Петра Корнилию Сотнику.

553

См. 1Пет. 2:9–10 со ссылкой на Ос. 2:23.

554

См. Иоанна 4:30,35 и наши мысли в Опыте изучении Евангелия Св. Иоанна Богослова, ч. I, стр. 199–208.

555

Вообще о грубой плотской радости см. ниже Ис. 22и ср. 1Кор. 15:32.

556

Ср. Мф. 4:19; Мк. 1:17; Лк. 5и сравни в нашем Опыте изучения Евангелия Иоанна значение 153 рыб, пойманных на озере Тивериадском. (Ин. 21:11).

557

Ср. ниже главу XIV с нашими замечаниями и ср. в конце нашего вступления значение Вавилона как типа мира, борющагося против царства Божия.

558

Ср. Суд. 7:2–7 и 2Кор. 12:9. (Ср. в IV т. Св. Лет. ч. I, стр. 49).

559

Это название встречается только здесь. В главе 63 у Исаии в ст. 9 встречается еще название: Ангел лица Господня.

560

Сравни на всю XXXIII гл. Исхода наши примечания во 2 томе Св. Летописи. См. еще Исх. 23примеч.

561

Ин. 1:17. См. наш Опыт изуч. Ев. Иоанна Богослова.

562

Ин. 1:14. Тоже in loco.

563

Об этом выражении см. в нашем изучении Евангелия Св. Иоанна замечания на Ин. 1:51.

564

См. Пс. 2и другие Мессианские Псалмы в IV т. Св. Летописи. См. о сыне Давидове 2Цар. 7:14,16 и Мф. 22:41–46.

565

Ин. 3:16; ср. Рим. 8и мн. др.

566

См. посл. к Евр. глава с VI по VIII включительно.

567

См. весь Псалом 148 и друг.

568

Ср. наш труд Изуч. Еванг. от Иоанна; см. главу ХV во второй части.

569

2Кор. 3:17. Ср. о рабстве и свободе еще Гал. 4:21–31.

570

3 Царств 19и смотри IV том Священной Летописи часть II, стр. 41–44 видение пророка Илии на горе Хориве.

571

См. в нашем Изучении Ев. Св. Иоанна первые 18 стихов первой главы с нашими мыслями.

573

Ин. 14и сравни Мф. 16:26, о том „какая польза человеку, если он весь мир приобретет, а душе своей повредит“?

574

Господу Иисусу дана всякая власть на небе и земле (Мф. 28и ср. Еф. 1:22). Таково было и пророчество Ангела благовестника Пресвятой Деве (Лк. 1:32–33).

575

Ср. в нашем IV т. Св. Летописи Песнь Песней, и в особ. замечания по поводу Песн. 8(часть I стр. 331–333).

576

Ср. о душе и духе 1Кор. 15:44–46. В приведенном нами месте из Евр. 4необычайно глубоко определен человек, как физическое существо, переходящее в существо, духовное. Слово Господне, проникая до разделения души и духа, пересоздает человека душевного в духовного, просветляя то, что было прежде темно. Ср. Лк. 11:34–36.

577

См. Осии все пророчество его; Амоса и облачение Исаии, и здесь и ниже гл. XXVIII.

578

Ср. об Ассуре, ниже Ис. 10:5,13–16.

579

По поводу сикоморов текста мы заметим, что это порода смоковницы, листья которой походят на тутовые. Это дерево достигает больших размеров. В Египте оно употребляется и на постройки, и на столярную работу.

580

См. 4Цар. 17и cл.; конечная гибель Самарии и царства в 6-й год Езекии см. 4Цар. 18:10. О том, что не всякая толпа – народ, а что народ получает удел от Бога ср. Втор. 32:8.

582

См. IV т. Св. Летописи ч. II, стр. 179, 181, 184 и во второй главе вступления к этому тому об очищении царства Израиля от культа Ваала, до последнего царя Осии, при котором он опять показывается 4Цар. 17:15–17.

583

Ср. об милости Господней к сиротам и вдовам Исх. 22:22–23; Втор. 10:18; Пс. 9:35, 67и др.

584

Зап. на кн. Бытия; изд. 1835 г. часть I, стр. 185. Датировано нами в I т. Св. Лет. в прим. на Быт. 6:12.

585

Ср. выше наши замечания на главу V Исаии ст. 1–7.

586

В славянском вместо охладеет хорошее выражение: иссякнет.

587

См. выше гл. VII, 1–16 и замечания; и IX, 6–7 и замечания.


Источник: Священная летопись / Георгия Властова - Том V. : Пророк Исаия. – Санкт-Петербург : Тип. Глазунова, 1898. – 926 с.

Комментарии для сайта Cackle