1168 вопросов и ответов о Православной вере

Источник

Содержание

Введение. Откровение Божие, устное Предание и Священное Писание

Часть I. Исповедание, или Символ Веры О первом члене Символа Веры а) О Боге и Его свойствах б) О Пресвятой Троице в) О невидимом и видимом мирах г) Об Ангелах д) О человеке Второй член Символа Веры. О Боге Сыне, Господе Иисусе Христе Третий член Символа Веры а) Как Сын Божий стал человеком б) Молодость и служение Христа в) Вера в Господа Иисуса Христа г) О Пресвятой Богородице Четвертый член Символа Веры. О страданиях и смерти Господа Иисуса Христа Пятый член Символа Веры. О Воскресении Господа Иисуса Христа Шестой член Символа Веры. О Вознесении Господа Иисуса Христа Седьмой член Символа Веры. О втором пришествии Господа Иисуса Христа Восьмой член Символа Веры а) О Духе Святом б) О милости Божией Девятый член Символа Веры а) О Церкви вообще б) Господь Иисус Христос является единым главою Церкви в) О свойствах Церкви 1. Церковь есть только одна 2. Святая Церковь 3. Соборная Церковь 4. Апостольская Церковь Десятый член Символа Веры. О Святых Таинствах Одиннадцатый член Символа Веры. О воскресении мертвых Двенадцатый член Символа Веры. О жизни вечной Часть II. Заповеди Божии А) Десять заповедей Божиих 1. Первая заповедь Божия а) О вере б) О надежде в) О любви г) О богопочитании д) О почитании Ангелов и святых 2. Вторая заповедь Божия 3. Третья заповедь Божия 4. Четвертая заповедь Божия 5. Пятая заповедь Божия 6. Шестая заповедь Божия 7. Седьмая заповедь Божия 8. Восьмая заповедь Божия 9. Девятая заповедь Божия 10. Десятая заповедь Божия Б) Две наибольшие и главные заповеди Божии 1. О любви к Богу 2. О любви к ближнему В) Заповеди блаженства Часть III. О Святых Таинствах 1. О Таинстве Крещения 2. О Таинстве Миропомазания 3. О Таинстве Причащения 4. О Таинстве Покаяния 5. О Таинстве Священства 6. О Таинстве Брака 7. О Таинстве Елеосвящения Часть IV. О грехе, добродетели, милостыне и монашеских обетах 1. О грехе 2. О добродетелях 3. О молитве Господней 4. О посте 5. О милостыне 6. Об обетах Часть V. О богослужениях 1. Введение 2. О храме 3. Действия при богослужениях 4. О лицах, совершающих богослужения 5. О богослужебных облачениях 6. Богослужебные книги 7. Богослужения Православной Церкви а) О Божественной Литургии б) О вечерне, утрене и всенощном бдении Часть VI. О праздниках  

 

По благословению Высокопреосвященнейшего Митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси Филарета

Святой священномученик Горазд (1879–1942), епископ Чешский и Моравско-Силезский, родился 26 мая 1879 года в общине Хруба Врбка (Южная Моравия). При рождении он был назван Матеем.

Матей воспитывался родителями в христианской вере, посещал богослужения, много читал, особенно книги о жизни первых христиан. После окончания начальной школы он учился в католической гимназии в Кромержиже, которую окончил с отличием; самостоятельно изучил старославянский язык. В 1898 году поступил на римо-католический богословский факультет Университета в Оломоуце. Будучи студентом, Матей совершил поездку в Киево-Печерскую Лавру. По окончании университета он был рукоположен в сан священника.

Резкая перемена в религиозном мировоззрении о. Матея произошла во время нападения Австро-Венгрии на Сербию. В отличие от большей части католического духовенства, он осуждал эту агрессию и начал издавать журнал «Право народа», в котором публиковались статьи, призывающие к реформации римо-католической Церкви.

Осенью 1918 года религиозная ситуация в Чехословакии изменилась: после развала Австро-Венгрии католицизм воспринимался многими чехами и словаками как религия австрийских завоевателей. С образованием Чехословацкой Республики около полумиллиона католиков, в том числе и о. Матей, вышли из римо-католической Церкви и присоединились к возникшей в этот период Чехословацкой национальной Церкви, которая позднее получила название Чехословацкая Церковь Православная.

21 сентября 1921 года о. Матей в Лавре Крушедол постригается в монашество с именем Горазда (ученика свв. Кирилла и Мефодия). 22 сентября 1921 года в монастыре Гргетек иеромонах Горазд был возведен в сан игумена, вскоре после этого в монастыре Хопово он был возведен в сан архимандрита, затем в соборе Святого Михаила архимандрит Горазд был рукоположен во епископа.

В июле 1922 года владыка Горазд был послан в миссионерскую поездку в Америку, в чешские колонии. Во время его отсутствия чешские радикалы создали движение против догматов и устройства Православной Церкви. Владыка Горазд несколько лет вел борьбу с ними. Однако, не имея возможности пастырски окормлять православных христиан Чехии, 21 июля 1924 года епископ Горазд вышел из Чехословацкой Церкви Православной. Вскоре по благословению Сербской Церкви и под ее юрисдикцией владыка Горазд организовал Чешскую Православную Церковь на положении епархии Сербской Православной Церкви; под его руководством с 1928 по 1942 год в Чехии было построено и освящено 14 храмов.

Владыка Горазд был епископом-миссионером: приезжая в какой-либо приход, он посещал каждую православную семью. Наряду с духовно-просветительской деятельностью, владыка занимался и литературным трудом, написав ряд книг, в том числе и выдающийся труд «Жизнь свв. Кирилла и Мефодия и их связь с Римом и Цареградом».

В 1938 году Чехословакия была оккупирована немцами. Епископ Горазд и в эти дни тяжелых испытаний не оставил своей миссионерской, научно-литературной и патриотической деятельности.

27 мая 1942 года в Праге был убит палач чешского народа обер-группенфюрер СС Р. Гейдрих. Совершившие нападение патриоты укрылись в крипте православного кафедрального храма святых Кирилла и Мефодия в Праге. Спустя 12 дней немцы получили от предателя информацию о нападавших, окружили храм и взяли его штурмом. Протоиерей Вацлав Чикл, иерей Владимир Петржек и другие патриоты были арестованы. Владыка Горазд взял на себя ответственность за всё, что произошло в связи с укрытием патриотов.

25 июня гестапо арестовало владыку Горазда. В тюремном заключении он был подвергнут тяжелым допросам и мучениям. По приговору военного трибунала владыка и другие чешские патриоты были приговорены к смертной казни. 4 сентября 1942 года они были расстреляны в Праге.

5 сентября 1987 года в кафедральном храме Святого Горазда в городе Оломоуце в присутствии всех членов Святейшего Синода Православной Церкви Чехословакии и архиереев Константинопольского патриархата, Русской и Сербской Православных Церквей состоялось прославление в лике святых священномученика Горазда, епископа Чешского и Моравско-Силезского. Память святого Горазда празднуется 22 августа (4 сентября по н. ст.)

Введение. Откровение Божие, устное Предание и Священное Писание

1. Кто нас создал?

Нас создал Бог.

2. Для чего нас создал Бог?

Бог нас создал:

1) чтобы мы Его познавали;

2) чтобы мы поклонялись Ему и прославляли Его;

3) чтобы мы исполняли Его святую волю;

4) чтобы мы достигли вечного спасения, или блаженства.

Пояснения:

I. Святой апостол Павел во Втором послании к Солунянам (2Сол.1:8), говорит, что непознающие Бога будут наказаны.

II. Господь Иисус Христос сказал: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф.4:10). «Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних» (Пс.148:1). «Славьте Господа, ибо Он благ» (Пс.117:1).

III. Господь Иисус Христос говорил, что мы должны исполнять волю Отца Небесного (Мф.7:21).

IV. В Первом послании св. апостола Павла к Тимофею (1Тим.2:4), сказано: «Бог хочет, чтобы все люди спаслись».

3. Могут ли люди своим разумом познать Бога?

Своим разумом люди могут познать Бога только до известной степени, наблюдая мир и природу; однако это познание недостаточно.

Пояснения:

I. В Пс.18говорится: «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его возвещает твердь».

II. Апостол Павел в своем Послании к Римлянам написал, что невидимые Его свойства, особенно же вечную силу Его и Божество, люди могут познать через рассматривание творений видимых, так как никто не может быть оправдан, если он в Бога не верит (Рим.1:20).

4. Кто нам помогает лучше познавать Бога, чем это мы можем сделать своим разумом?

Познавать Бога совершеннее, чем это позволяет нам наш разум, помогает нам Сам Бог, и то тем, что Он о Себе открыл.

5. Для кого дал Бог Свое откровение?

Бог дал Свое откровение для всех людей, ибо Он хочет, чтобы все достигли вечного блаженства.

6. Каждый ли человек принимает откровение Божие прямо от Бога?

Откровение Божие не получают все люди прямо от Бога, ибо большинство людей через свою греховность и духовное безразличие неспособны принять откровение Божие непосредственно и в должной степени понять его.

7. Через кого дал Бог людям Свое откровение?

Бог дал людям Свое откровение сначала по частям через первого человека Адама, через Ноя, Авраама, Моисея и других пророков, наконец, полностью Он дал нам Свое откровение через Господа нашего Иисуса Христа и через Его апостолов.

Пояснение:

Апостол Павел в Послании к Евреям говорит: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне» (Евр.1:1–2).

8. Необходимо ли людям Божие откровение?

Откровение Божие людям совершенно необходимо, ибо без него человечество в вопросах религии жило бы без уверенности и постоянно заблуждалось.

9. Кто правильно соблюдает истинное откровение Божие между людьми?

Откровение Божие правильно соблюдает между людьми Святая Православная Церковь.

10. Как Православная Церковь соблюдает и распространяет между людьми Божественное откровение?

Православная Церковь соблюдает и распространяет между людьми Божественное откровение двояким образом, а именно:

1) посредством Священного Предания, или традиции;

2) посредством Священного Писания.

11. Как соблюдается и распространяется Божественное откровение посредством Священного Предания?

Священное Предание соблюдает и распространяет Божественное откровение тем, что Церковь с самого начала своего существования постоянно проповедует истину откровения из поколения в поколение и от народа к народу.

12. Что называется Священным Писанием?

Священным Писанием называется собрание книг, которые написаны святыми мужами по непосредственному Божьему внушению.

13. Как соблюдается и распространяется Божественное откровение посредством Священного Писания?

Посредством Священного Писания соблюдается и распространяется Божественное Предание так, что Церковь:

1) во время богослужений предписывает читать и объяснять Священное Писание;

2) побуждает верующих, чтобы книги Священного Писания они читали дома;

3) заботится, чтобы Священное Писание было переведено на все языки и распространялось среди всех народов.

14. Как первоначально соблюдалось и распространялось Божественное откровение – посредством Священного Предания или Священного Писания?

Божественное откровение первоначально соблюдалось и распространялось посредством Священного Предания, потому что от Адама и до Моисея не было никаких книг Священного Писания, а также и Иисус Христос учил Своих апостолов устно; Священное Писание, таким образом, относится ко времени более позднему, чем Священное Предание.

15. На основании чего было установлено, какие книги являются книгами Священного Писания?

Какие книги являются книгами Священного Писания, было установлено на основании Священного Предания.

16. Как это было установлено посредством Священного Предания?

Посредством Священного Предания это было установлено так:

1) Было исследовано, считает ли Священное Предание всей Церкви ту или иную книгу – книгой Священного Писания или нет.

2) Только те книги были провозглашены книгами Священного Писания, о которых было установлено Священным Преданием всей Церкви, что они таковыми считаются. О прочих книгах, о которых свидетельствовало Священное Предание только некоторой страны, а не всей Церкви, было провозглашено, что они не являются книгами Священного Писания.

Пояснения:

I. В делах религии неустойчивы и заблуждаются многие люди, несмотря на то что Бог дал человечеству Свое откровение. Однако сомнению и заблуждению подвергаются главным образом те, кто не знают Божественного откровения или не желают его придерживаться. Если бы не было Божественного откровения, религиозная жизнь была бы хаотична, и хаос этот был бы всеобщим.

II. Какие книги являются книгами Священного Писания – в Восточной Церкви вынес решение Церковный Собор 360 года, состоявшийся в городе Лаодикии, а в Западной Церкви – Церковный Собор 416 года, состоявшийся в Карфагене. Оба эти Собора, кроме того, установили, что в храмах во время богослужений могут читаться только те книги, которые составляют Священное Писание.

III. Шестой Вселенский Церковный Собор в правиле 68-м установил, что с книгами Священного Писания следует обращаться с благоговением, как с предметами священными.

17. Обязаны ли мы руководствоваться также и Священным Преданием при наличии Священного Писания?

И при наличии Священного Писания мы обязаны руководствоваться также и Священным Преданием, ибо:

1) Священное Писание не содержит Божественного откровения полностью;

2) некоторые места Священного Писания мы можем с трудом понять без Священного Предания.

18. Из чего мы заключаем, что Священное Писание не содержит в себе всю полноту Божественного откровения?

То, что Священное Писание не содержит в себе всю полноту Божественного откровения, мы узнаем из самого Священного Писания; в Евангелии от Иоанна говорится, что «если бы писать о том подробно», что сотворил Иисус Христос, «то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» (Ин.21:25).

19. Разумно и правильно ли, что определенная часть христиан признает только Священное Писание и отвергает Священное Предание?

То, что определенная часть христиан признает только Священное Писание и отвергает Священное Предание, неправильно и неразумно, ибо:

1) не будь Священного Предания, сами эти христиане не знали бы, чем является Священное Писание;

2) само Священное Писание говорит, что оно не содержит всего, а тем самым тот, кто не признает Священного Предания, не знает многого из Божественного откровения, и религиозная жизнь его является односторонней и неполной.

20. Когда были написаны книги Священного Писания?

Книги Священного Писания были написаны в разное время; некоторые до Рождества Христова, другие после.

21. Как мы называем книги Священного Писания, написанные до Рождества Христова?

Книги Священного Писания, написанные до Рождества Христова, мы называем книгами Ветхого Завета.

22. Как мы называем книги Священного Писания, написанные после Рождества Христова?

Книги Священного Писания, написанные после Рождества Христова, мы называем книгами Нового Завета.

23. Каковы взаимоотношения между Ветхим и Новым Заветом?

Взаимоотношения между Ветхим и Новым Заветом таковы, что Ветхий Завет подготовляет людей к откровению Нового Завета, а Новый Завет является исполнением и завершением Ветхого Завета.

Пояснения:

I. Многое сохранилось в памяти христиан только путем изустной передачи, путем предания, как, например, то, что нам следует креститься знамением св. креста; что при молитве следует обращаться лицом к востоку, то есть к той стороне, откуда восходит солнце; какими словами нужно взывать к Богу, чтобы Он освятил и пресуществил дары хлеба и вина; как должна освящаться вода и прочее. Поэтому и апостол Павел также напоминал христианам в Солуни: «Братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2Сол.2:15). То, чему учил св. апостол Павел в своих словах или в своих речах, это было изустным преданием, Священным Преданием; то, чему он учил своими посланиями, это является учением письменным и является частью Священного Писания. То, что христианская вера распространялась главным образом посредством устного Предания, весьма понятно. Это ясно из Второго послания апостола Павла к Тимофею, где говорится: «И что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить» (2Тим.2:2). Почти полных двадцать лет по Вознесении Господа Иисуса Христа Церковь еще не имела ни одной книги Нового Завета и принуждена была пользоваться только устным Преданием, но несмотря на это она жила, совершала богослужения, трудилась и распространялась повсюду, придерживаясь устного Предания, храня его как небесное сокровище. Весьма убедительно пишет о Священном изустном Предании святой Василий Великий в своем 91-м правиле.

II. В Священном Писании Ветхого Завета содержатся следующие книги:

1. Книга Бытия. В ней говорится о сотворении мира и людей, о жизни первых людей, об их грехопадении и о жизни и трудах их потомков, вплоть до смерти Иосифа в Египте (сокращенное название этой книги: Быт.).

2. Книга Исхода. В ней описывается тяжелая жизнь евреев в Египте, борьба Моисея с фараоном, исход евреев из Египта под предводительством Моисея, их жизнь в пустыне, получение скрижалей Завета на горе Синае и сооружение скинии (Исх.).

3. Книга Левит. В ней написано об обязанностях старозаветных священников и левитов, о богослужениях и о нравственном и гражданском законе (Лев.).

4. Книга Чисел. В ней описывается, как в пустыне проводилась всеобщая перепись народа израильского, при которой, кроме левитов, было насчитано 603 550 взрослых мужчин; далее там подробно объясняются обязанности левитов и рассказывается о ропоте народа против Моисея и о смерти Аарона (Чис.).

5. Книга Второзакония. В ней Моисей перед смертью сокращенно повторяет законник, который Бог дал еврейскому народу, возносит благодарения Богу и благословляет народ; в конце описывается смерть Моисея и его погребение (Втор.).

6. Книга Иисуса Навина. В ней рассказывается о приходе в землю обетованную и о разделении ее между двенадцатью коленами израильскими (Нав.).

7. Книга Судей. В ней описывается жизнь евреев в то время, когда ими управляли судьи (Суд.).

8. Книга Руфь, где рассказывается о жене по имени Руфь, которая была прабабушкой царя Давида (Руфь).

9–12. Две книги Самуила и две книги Царств, где повествуется о жизни народа израильского, когда им управляли цари, а особенно о постройке великолепного храма в Иерусалиме (Сам. и Цар.).

13–14. Две книги Паралипоменон, которые являются дополнением к книгам Царств (Пар.).

15–16. Книги Ездры и Неемии, в которых рассказывается о возвращении евреев из Вавилонского плена, о постройке нового храма на месте первого и о возобновлении города Иерусалима (Езд. и Неем.).

17. Книга Есфирь, где описывается жизнь набожной и мужественной израильтянки, которая спасла свой народ от гибели во время правления персидского царя Артаксеркса (Есф.).

18. Книга Иова, где повествуется о богоугодной жизни праведного Иова, который в пору великих страданий и невзгод сохранил твердую веру в Бога и проявил великое терпение и мудрость (Иов.).

19. Книга Псалмов, или Псалтирь, которая содержит 150 духовных песнопений или псалмов, составленных большею частью царем Давидом (Пс.).

20. Книга Притчей Соломоновых, где содержатся мудрые изречения и советы царя Соломона о праведной жизни на этом свете (Притч.).

21. Книга Проповедник, или Екклезиаст, где царь Соломон проповедует о смысле жизни и указывает, что счастливым может быть тот, кто не стремится к материальным благам, но кто живет по заповедям Божиим (Еккл.).

22. Песнь песней Соломона, где он пророчески говорит о чистой и святой любви Христовой к Церкви, как о любви жениха к невесте (Песн.).

23. Книга пророка Исаии, в которой этот пророк предсказывает многое о жизни Искупителя. Некоторые события из жизни Искупителя описаны с такой ясностью, словно пророк видел их собственными глазами. Здесь он предсказывает также, что Искупитель родится от Девы. В силу этого пророка Исаию иногда называет евангелистом Ветхого Завета (Ис.).

24. Книга пророка Иеремии, в ней приведены многие пророчества о грядущих судьбах еврейского или израильского народа и об Искупителе (Иер.).

25. Книга пророка Иезекииля также содержит много предсказаний (Иез.).

26. Книга пророка Даниила, где описывается жизнь этого пророка во время Вавилонского пленения; в ней есть также пророчество о времени, когда родится Искупитель (Дан.).

27–38. Книги двенадцати меньших пророков: Осии (Ос.), Иоиля (Иоил.), Амоса (Ам.), Авдия (Авд.), Ионы (Ион.), Михея (Мих.), Наума (Наум.), Аввакума (Авв.), Софония (Соф.), Аггея (Агг.), Захарии (Зах.) и Малахии (Мал.). В этих книгах также содержатся многие предсказания о Искупителе-Мессии. Так, пророк Михей предсказал о рождении Мессии в Вифлееме (Мих.5:2), пророк Захария предсказал торжественный вход Искупителя в Иерусалим (Зах.9:9) и Его страдания (Зах.13:7), пророк Малахия предсказал, что у Мессии будет Предтеча – св. Иоанн Креститель (Мал.3:1).

III. Первые пять книг Ветхого Завета называются также книгами Моисея, или книгами Закона, или Завета.

В некоторых изданиях Первая книга Самуила называется Первой книгой Царств, а Вторая книга Самуила – Второй книгой Царств. В этом случае Первая книга Царств называется Третьей книгой Царств, а Вторая книга Царств – Четвертой книгой Царств. Пророки Исаия, Иеремия, Иезекииль и Даниил называются великими пророками.

IV. Православная Церковь указанные ветхозаветные книги называет наследием, принятым от ветхозаветной еврейской Церкви, ибо евреям было вверено слово Божие, как о том говорит св. апостол Павел в своем Послании к Римлянам (Рим.3:1–2), а новозаветная Церковь приняла эти книги от евреев.

В некоторых изданиях Священного Писания содержатся также книги: а) Книга Товия, б) Книга Иудифи, в) Книга Премудрости Соломона, г) Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, д) Книга пророка Варуха, е) три книги Маккавейские, ж) Третья книга Ездры, з) Плач Иеремии; и) Послание Иеремии. Однако эти книги не признавала ветхозаветная еврейская церковь. Православная Церковь пользуется ими для Божественного чтения, как и другими религиозными книгами, но не считает их основной частью Священного Писания.

V. Новый Завет содержит 27 книг, а именно:

А. Евангелия:

1) от Матфея (Мф.)

2) от Марка (Мк.)

3) от Луки (Лк.)

4) от Иоанна (Ин.)

Б. 5) Деяния св. апостолов, или Апостольские деяния (Деян.).

В. Четырнадцать посланий святого апостола Павла:

6) к Римлянам (Рим.)

7) I к Коринфянам (1Кор.)

8) к Коринфянам (2Кор.)

9) к Галатам (Гал.)

10) к Ефесянам (Еф.)

11) к Филиппийцам (Флп.)

12) к Колоссянам (Кол.)

13) I к Солунянам (Фессалоникийцам) (1Сол. или 1Фес.)

14) II к Солунянам (Фессалоникийцам) (2Сол. или 2Фес.)

15) I к Тимофею (1Тим.)

16) II к Тимофею (2Тим.)

17) к Титу (Тит.)

18) к Филимону (Флм.)

19) к Евреям (Евр.)

Г. Семь посланий иных апостолов, а именно:

20) послание св. Иакова (Иак.)

21) 1 послание св. Петра (1Пет.)

22) II послание св. Петра (2Пет.)

23) I послание св. Иоанна (1Ин.)

24) II послание св. Иоанна (2Ин.)

25) III послание св. Иоанна (3Ин.)

26) послание св. Иуды (Иуд.)

Д. 27) Апокалипсис, или Откровение св. апостола Иоанна (Откр.; Апок.)

VI. В Евангелиях описывается пришествие Господа Иисуса Христа на сей свет, Его жизнь, учение, труды и страдания, а также и то, что он содеял для спасения людей. Слово «евангелие» – греческое и означает благовестие, ибо учение Христово – примирение людей с Богом и вечное блаженство – есть то, превыше и отраднее которого ничего нет. Первые три Евангелия были написаны в период от 50 до 70 года после Рождества Христова, а Евангелие св. Иоанна около 90 года.

VII. В Деяниях св. апостолов рассказывается о сошествии Святого Духа на апостолов, об их трудах по распространению христианской веры, о мучениях, которые им дано было испытать при совершении этих трудов, о первых двух христианских мучениках св. Стефане и св. Иакове, о Соборе Апостольском и о жизни первых христиан. Деяния св. Апостолов были написаны около 64 г.

VIII. Послания – это письма, которые св. апостолы писали различным церковным общинам, главным образом тем, которые они сами основали. В своих посланиях апостолы объясняют христианскую веру и указывают людям, как они должны устроить свою жизнь и жизнь церковных общин в соответствии с требованиями веры.

IX. В Апокалипсисе описаны тайные видения, которые были даны св. апостолу Иоанну о будущем Церкви, о действиях врага Христова, или Антихриста, о его поражении и о конце света.

X. Священное Писание называется также Библией. Слово «библия» – греческого происхождения и означает то же, что книга. Священное Писание является исключительной по своему значению книгой на свете, которая содержит Божие откровение. Это книга, которая переведена почти на все языки мира; так как в Священном Писании говорится о непреходящей вечной жизни, ее называют также Книгою Жизни.

XI. Священное Писание должен иметь каждый христианин или, по крайней мере, каждая семья. Человечество преобразовалось бы, если бы в каждой семье ежедневно читалось Священное Писание, хотя бы только в течение нескольких минут или, по крайней мере, по воскресеньям и в праздники. Внимательное и благоговейное чтение Священного Писания делает человека лучше, так как при этом с ним говорит Сам Бог.

XII. Священное Писание Ветхого Завета было написано на еврейском языке и еще до Рождества Христова было переведено на греческий язык. Из книг Нового Завета по-еврейски были написаны только две книги: Евангелие от Матфея и Послание св. апостола Павла к Евреям. Прочие новозаветные книги (числом 25) были написаны по-гречески, а кроме того и те две, которые были написаны по-еврейски, вскоре были переведены на греческий язык.

XIII. Священное Писание не было написано на латинском языке, но было на него переведено только во II веке; на славянский язык оно было переведено в 862–885 годах свв. Кириллом и Мефодием. На прочие языки Средней и Западной Европы Священное Писание было переведено только в XII–XV столетиях. До этого времени в этих странах пользовались латинским переводом, который, однако, был доступен только ученым людям.

XIV. Каждая книга Священного Писания разделена на главы, а каждая глава на стихи. При ссылке на слова из Священного Писания пользуются сокращениями. Например: если мы хотим указать, что слова «небеса проповедуют славу Божию» содержатся в псалме 18, стихе первом, обозначаем это так: Пс.18:1;

если мы хотим указать, что слова «в начале сотворил Бог небо и землю» содержатся в книге Моисея, или в книге Бытия, в первой главе, в первом стихе, обозначаем это так: Быт.1:1;

если мы хотим указать, что определенные слова содержатся в 22-м стихе 6-й книги пророка Иеремии, мы обозначаем: Иер.6:22;

Мф.5:4 означает: Евангелие от Матфея, пятая глава, четвертый стих;

1Кор.11:25 значит: Первое послание святого апостола Павла к Коринфянам, глава одиннадцатая, стих двадцать пятый;

Ин.21:4 значит: Евангелие от Иоанна, глава двадцать первая, стих четвертый.

1Ин.3:4 значит: Первое послание св. апостола Иоанна, глава третья, стих четвертый;

Деян.16:9 значит: Деяния святых апостолов, глава шестнадцатая, стих девятый;

Гал.5:9 значит: Послание святого апостола Павла к Галатам, глава пятая, стих девятый.

24. Где кратко изложено, во что мы должны верить на основании Божественного откровения?

Во что мы должны верить на основании Божественного откровения, кратко изложено в Символе веры.

25. Где кратко изложено, что мы должны делать на основании Божественного откровения?

Что мы должны делать на основании Божественного откровения, кратко изложено в заповедях Божиих.


Источник: 1168 вопросов и ответов о Православной вере / Сщмч. Горазд, епископ Чешский и Моравско-Силезский. — Минск: Белорусская Православная Церковь, 2009. — 400 с.

Комментарии для сайта Cackle