Библиотеке требуются волонтёры

Источник

Невозможность

Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего (Ин. 5, 19). В рассуждении должно заметить, что слова «может» и «не может» не в одном смысле употребляются, но многозначны. Иное называется невозможным по недостатку сил в известное время и на известное действие: например, ребенок не может бороться, щенок – видеть или драться с таким-то, но со временем будет, может быть, и бороться, и видеть, и драться с таким-то, хотя с другим драться и тогда останется для него невозможным. Иное бывает невозможным в большей части случаев, например, не может укрыться город, стоящий на верху горы (Мф. 5, 14). Но в ином случае мог бы он и укрыться, если бы загорожен был большею горой. Иное невозможно по несообразности, например, могут ли пе чалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених (Мф. 9, 15; Мк. 2, 19): или телесно видимый Жених (ибо в Его присутствии – время не злостраданий, но веселья), или умосозерцаемое Слово (ибо должно ли телесно поститься очищенным Словом?). Иное невозможно по недостатку воли, например, не мог совершить там никакого чуда из-за неверия приемлющих (Мк. 6, 5). Поскольку при исцелениях нужны и вера врачуемых, и сила врачующего, то по недостатку одного делалось невозможным и другое. Но не знаю, не причислить ли и это к невозможному по несообразности? Ибо несообразно было бы исцелить поврежденных неверием. Невозможность по недостатку воли выражается также в словах: вас мир не может ненавидеть (Ин. 7, 7) и: как вы можете говорить доброе, будучи злы (Мф. 12, 34)? Ибо почему было бы невозможно то или другое, если не потому, что нет на это воли? А иногда называется невозможным и то, что, хотя невозможно по природе, однако же, могло бы стать возможным по воле Божией, например, невозможно тому же человеку родиться... в другой раз (Ин. 3, 4) и невозможна игла, принимающая в себя верблюда (см. Мф. 19, 24). Ибо что препятствовало бы и этому быть, если бы стало так угодно Богу? Но вне всех этих невозможностей совершенно невозможное и несбыточное; и оно-то составляет предмет настоящего изыскания. Как признаем невозможным, чтобы Бог был зол или не существовал (это показывало бы в Боге бессилие, а не силу), или чтобы существовало несуществующее, или чтобы дважды два было одновременно и четыре, и десять, так невозможно и ни с чем не совместимо, чтобы Сын творил что-либо такое, чего не творит Отец. Ибо все, что имеет Отец, принадлежит Сыну, как и наоборот: принадлежащее Сыну принадлежит Отцу. Итак, ничего нет собственного, потому что все общее. И само бытие у Них общее и равночестное, хотя бытие Сына и от Отца. Потому и говорится: Я живу Отцем (Ин. 6, 57), не в том смысле, что жизнь и бытие Сына поддерживаются от Отца, но в том, что Сын от Отца существует довременно и безвиновно. Что же значат слова: как видит творящего Отца, так и творит? Ужели и здесь то же, что видим у списывающих картины или письмена, которые не иначе могут верно написать, как глядя на подлинник и им руководствуясь? Возможно ли Премудрости иметь нужду в Учителе или то одно и делать, чему научена? Как же творит или творил Отец? Неужели Он создал другой мир прежде настоящего и создаст будущий, а Сын, смотря на них, как настоящий создал, так и будущий создаст? Итак, по этому рассуждению, четыре мира: два – творение Отца и два – творение Сына. Какое неразумие! Но Сын очищает проказы, освобождает от бесов и болезней, воскрешает мертвых, ходит по морю и совершает все прочее, что им сотворено; над кем же и когда совершал это прежде Сына Отец? Не явно ли, что одни и те же дела Отец предначертывает, а Слово приводит в исполнение, не рабски и слепо, но с ведением и владычественно – если быть точнее, отечески. Так понимаю я слова: что сотворено бывает Отцом, это и Сын творит также, не в подражание сотворенному, но по равночестию власти. И это означается, может быть, словами: доныне и Отец делает, и Сын (см. Ин. 5, 17), – в которых, впрочем, подразумевается не одно сотворение, но также домостроительство и сохранение сотворенного, как видно из слов: творит Ангелов Своих духами и основывает землю на тверди ее (Пс. 103, 4–5), тогда как земля водружена и Ангелы сотворены однажды; также образует горы, и творит ветер (Ам. 4, 13), тогда как закон для них дан однажды, действие же и ныне постоянно продолжается (1).


Источник: Симфония по творениям святителя Григория Богослова / [ред.-сост.: Т. Н. Терещенко]. - Москва : Даръ, 2008. - 608 с. - (Духовное наследие).; ISBN 978-5-485-00194-0

Комментарии для сайта Cackle