святитель Григорий Богослов

Нищета

О том же напоминали мне и эти прекрасные черты и признаки жизни по Богу, эти безмолвные проповедники – волосы сухие и нечистые, ноги босые и, подобно апостольским, ничего не носящие на себе мертвого, стрижение волос тому же соответствующее; одежда, смиряющая гордость, пояс, прекрасный своей неукрашенностью, подбирающий несколько, но нимало не приподнимающий одежду, походка твердая, взор неблуждающий, улыбка приятная или, лучше сказать, только вид улыбки, целомудренно удерживающий от неумеренного смеха, слово с разумом, молчание драгоценнее самого слова, хвала, приправленная солью, но не для ласкательства, а в руководство к лучшему, порицание – более самой похвалы вожделенное, умеренность в печали и в веселости и растворение одной другой, мягкость, соединенная с мужеством и суровость со скромностью, так что одно другому не вредит, но одно через другое делается похвальным; умеренность в общении с другими и в уклонении от общения – общении для назидания другим и уклонения для собственного поучения тайнам Духа – общении, сохраняющем уединение среди самого общества, и уклонении, соблюдающем братолюбие и человеколюбие среди самого уединения, а что и этого еще важнее и выше богатство, состоящее в бедности, обладание – в пришествии, слава – в бесчестии, сила – в немощи, прекрасное чадородие – в безбрачии, так как рождаемое по Богу лучше порождений по плоти. Наконец, люди, почитающие для себя наслаждением не иметь никаких наслаждений, смиряющиеся ради Небесного Царства, не имеющие ничего в мире и стоящие выше мира, живущие во плоти как бы вне плоти, которых часть – Господь (Чис. 18, 20), нищие ради Царствия (см. Мф. 5, 3) и нищетой царствующие – вот кто своим присутствием веселил меня, составлял мое богатство, мое лучшее утешение и своим отсутствием приводил меня в уныние (1)!

* * *

Тебе предает себя нищий (см. Пс. 9, 35), как самому Богу, хотя ты и слишком надменно (может быть, хоть этими словами приведу тебя в стыд) проходишь мимо него. Тебе предлагается случай доказать свое человеколюбие, хотя и отвращает тебя враг от собственного твоего счастья (1).

* * *

У меня есть нищета, она доставляет мне те преимущества, что я не имею врагов, и более же возбуждает сострадание, нежели зависть. И престолы шатки, и друзья по большей части бывают только при времени. Но если они и постоянны, то лучше покориться Богу, нежели иметь первенство во всем видимом или стоять выше всего видимого (2).

* * *

Но чем нищему обезопасить жизнь? Где у него стены, двери, боевые орудия, оруженосцы нужные мне для того, чтобы не украли тела! Оно одно и небольшое рубище составляет все мое имущество, разбойник или притеснитель пусть идет к другим. Вор опасен для имеющих что-нибудь. У меня одно богатство – Бог. Если он приобретен мною, никто Его не похитит, хотя возьмет все прочее. Да и кому только угодно, пусть всякая рука расхищает мои пожитки! Никто не живет в такой безопасности, как человек бедный. Богач приносит жертвы сети своей (Авв. 1, 16), сам у себя лобзает руку (см. Иов 31, 27), как у друга, а не славословит Бога – подателя благ. И наконец собранное им перейдет в руки чужому, кому бы он не хотел; что говорю: чужому? – даже, может быть, и врагу, а от врага еще к иному, куда повернется колесо. Но у меня, если умру, со мною пойдет все мною нажитое, ничего не останется ни зависти, ни превратному счастью (2).

* * *

Как хорошо смотреть в руки одному Богу, дает ли Он или отъемлет отечески; не делать ничего постыдного из желания приобрести, не подражать кровожадной пиявке, чтобы, одним владея, устремлять мысль на другое, на иное же взирать недобрыми очами, а иное, по крайней мере, воображать в мечтательных надеждах и всегда нищенствовать, желая большего и большего (2)!

* * *

Приходил нищий и ушел, ничего не получив. Боюсь, Христе, чтобы и мне, который имеет нужду в Твоей помощи, по моим же законам не отойти от Тебя ничего не получившим. Ибо кто не дал, тот и получить не надейся (2).

* * *

Нищета лучше неправедного приобретения, равно как и болезнь лучше худого здоровья. Человек не вдруг умирает с голода, но для порочных худая жизнь есть смерть (2).


Источник: Симфония по творениям святителя Григория Богослова / [ред.-сост.: Т. Н. Терещенко]. - Москва : Даръ, 2008. - 608 с. - (Духовное наследие).; ISBN 978-5-485-00194-0

Комментарии для сайта Cackle