Источник

Часть 3, Глава 3Часть 3, Глава 5

Часть третья. Явления душевной жизни человека после его телесной смерти.

Глава четвёртая. Мытарства (частный суд по смерти).

1.  Загробная стезя

О посмертном состоянии наших душ открыто нам в слове Божием и учении церкви столько, сколько нужно для нас; а неоткрытое потому не открыто, что и не нужно, что излишне для нас в настоящей нашей жизни, и потому, что осталось бы для нас непонятным, невместимым для нас. Св. апостол Павел, при земной ещё жизни удостоившийся проникнуть в тайны будущей, когда восхищен был в рай, сказал, что слышал там неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать (2Кор. 12:4).

Православная церковь учит, что душа человека, по разлучению с телом, приводится к Богу на суд, который, в отличие от всеобщего, последнего суда, называется частным, потому что совершается не торжественно пред лицом всего мира и имеет целью определить участь души не на целую вечность, как суд последний, а только до всеобщего воскресения. А что этот суд действительно будет происходить, мы уверяемся из священного Писания.

Ап. Павел сказал: людям положено однажды умереть, а потом суд (Евр. 9:27). Из притчи Спасителя о богатом и Лазаре также ясно открывается, что по смерти тотчас следует известное решение участи (Лк. 16:23), смотря по делам умершего, следовательно, происходит суд. Несомненная действительность такого суда вытекает ещё как из понятия о земной жизни, поприще испытания, так и из понятия о Боге, Творце, Судии и Мздовоздаятеле нашем; потому и говорит сын Сирахов, приводя верование церкви ветхозаветной: яко удобно есть пред Богом в день смерти воздати человеку по делам его (Сир. 11:26).

Частный суд Божий над душами, по учению церкви, предваряется истязанием или испытанием их в так называемых мытарствах, через кои они, в сопровождении ангелов проходят в области воздушной, и где злые духи, находясь в своей области (Еф. 6:12), задерживают их и обличают все грехи, содеянные ими в жизни. Ученику преподобного Василия Нового (жившего в первой половине Х века), Григорию, были открыты в видении обстоятельства смертного часа и хождения по мытарствам блаженной Феодоры. Вот что блаженная Феодора говорила ему:

«Когда я приблизилась к концу своей жизни, и настал для меня час разлучения с телом, то увидела я множество эфиопов, стоявших около моей постели; лица их были черны как сажа и смола, очи – как раскалённые угли, а взгляд страшный до того, что и сказать нельзя. Они, яростно смотря на меня, скрежетали зубами, как будто хотели пожрать меня. Тут же они приготовляли бумаги, как бы ожидая какого судию, и развёртывали свитки, в которых были записаны все мои злые дела. Бедная душа моя была в несказанном страха и трепете. Страшный вид эфиопов был для меня лютее самой смерти. Я отворачивалась туда и сюда, но не могла не видеть эфиопов и не слышать голосов их. Изнемогши до конца, я увидела, наконец, двух светлых ангелов Божиих, которые подошли ко мне в виде красивых юношей. Одежды их сияли светом, и они препоясаны были крестообразно на груди золотыми поясами. Приблизившись к моей постели, они стали с правой стороны, тихо беседуя между собой, а я обрадовалась и весело смотрела на них. При виде их эфиопы содрогнулись и отступили. Тогда один из светоносных юношей строго сказал им: «о, бесстыдные, проклятые и злобные враги рода человеческого! Зачем всегда спешите приходить к умирающим и своим криком смущаете душу, разлучающуюся с телом? Не радуйтесь; тут вы ничего для себя не найдёте: Бог помиловал эту душу, и вам нет ничего общего с нею!» Эфиопы неистово закричали и начали показывать записки о злых делах, от юности мною соделанных, говоря: «мы не имеем дела до неё? А это чьи грехи? Не она ли творила их?». – Крича таким образом, они выжидали смерти моей. И вот, пришла смерть, и из уст моих излетел последний вздох, а светоносные ангелы взяли мою душу на руки свои. Я оглянулась назад и увидела, что моё тело лежит без чувства и движения. Подобно тому, как если бы кто, сбросивши с себя одежду, смотрел на неё, так и я смотрела на своё тело, будто на одежду, и очень удивлялась этому. Между тем как святые ангелы держали меня, бесы, в виде эфиопов, окружили нас и кричали: «эта душа имеет много грехов, пусть отвечает за них!». И начали показывать мои грехи, а святые ангелы начали искать добрых моих дел и обретали благодатью Божьею всё, что при помощи её сделано мной. Они собирали всё, что я сделала когда-либо доброе: дала ли милостыню убогим, или накормила алчущего, или напоила жаждущего, или одела наготующего, или странного ввела в дом и упокоила, или послужила рабам Божиим, или посетила больного и в темнице сидевшего и утешила его; приходила ли с усердием в храм Божий и молилась с умилением и слезами, или внимательно слушала чтение и пение церковное, или приносила в храм ладан и свечи, или наполняла маслом церковные лампады на освещение святых икон и лобызала иконы с благоговением; или постилась и воздерживалась в среды, пятки и во все святые посты, или клала поклоны и ночь проводила в бдении, или воздыхала к Богу и плакала о грехах своих, или исповедовала грехи свои пред отцом духовным с сердечным сожалением о них, и старалась делать за них удовлетворение; или оказывала что-нибудь доброе ближним, не гневалась на врагов, не памятозлобствовала и кротко переносила досаждения и укоризны, за зло воздавала добром, смирялась, жалела о чужой беде и сострадала страждущим, утешала плачущего и подавала ему руку помощи, споспешествовала кому в добром деле, а от худого отвращала; или сама отвращала очи мои от суеты и удерживала язык от клятвы, лжи, клеветы и суесловия, – и все иные, самые малейшие добрые мои дела, одно за другим, святые ангелы собирали и готовили положить на весы против злых моих дел, эфиопы, смотря на это, скрежетали на меня зубами своими, потому что хотели тотчас вырвать меня из рук ангельских и низвести на дно ада. В это самое время нечаянно явился там преподобный отец Василий и сказал святым ангелам: «святые ангелы! Эта душа много послужила к упокоению старости моей, а потому я молился о ней к Богу, и Бог даровал её мне». Сказавши это, он вынул из-за пазухи как бы мешочек с золотом и отдал его ангелам, со словами: «вот сокровище молитв пред Господом об этой душе! Когда будете проходить воздушные мытарства, и лукавые духи начнут истязывать её, то вы искупляйте её этим от долгов её». После сего ушёл, лукавые же духи, увидев дар преподобного Василия, сперва стояли в недоумении, потом подняли плачевные крики и сделались невидимы. Тогда снова явился угодник Божий Василий, неся с собой много сосудов чистого елея и драгоценного мира, которые все, один за другим, вылил на меня, отчего я исполнилась благоухания духовного и почувствовала, что я переменилась и сделалась очень светлой. И опять сказал ангелам преподобный: «когда вы, святые ангелы, сделаете всё, необходимое для этой души, тогда введите её в приготовленную мне от Господа обитель, пусть там и остаётся». После сего стал невидим; а святые ангелы взяли меня, и мы по воздуху пошли на восток.

(Мытарство 1). Когда мы шли от земли к высоте небесной, то вначале сретили нас воздушные духи первого мытарства, на котором истязуются грехи празднословия, то есть бесед безрассудных, скверных, бесчинных. Мы остановились, и пред нами вынесены были многие свитки, где записаны были все слова, произнесённые мной от юности моей непотребно и безрассудно, а особенно если они выражали что-нибудь срамное или кощунственное, как нередко бывает на языке людей молодых. Я видела записанными там все свои буесловия, сквернословия, все мирские бесстыдные песни, бесчинные крики, смех и хохот. Всем этим злые духи обличали меня, указывая на время и место, когда, где и с кем занималась я суетной беседой и прогневала Бога своими непристойными словами, не считая этого грехом, а потому не исповедовалась в них духовному отцу и не раскаивалась. Я молчала, как безгласная, не будучи в состоянии отвечать, потому что лукавые духи правильно обличали меня. Когда я молчала, стыдилась и от страха трепетала, святые ангелы положили нечто из моих добрых дел, а недостающее восполнили из сокровища, подаренного преподобным отцом Василием, и этим выкупили меня.

(Мытарство 2). Оттуда пошли мы выше и приблизились к мытарству лжи, на котором истязуется всякое слово ложное, то есть клятвопреступление, напрасное призывание имени Божия, лжесвидетельство, не исполнение данных Богу обетов, неискреннее и неистинное исповедание грехов и тому подобное. Духи этого мытарства злы и свирепы; они остановили нас и начали подробно испытывать. Но я обличена была только в двух; первое, что случалось мне иногда солгать в неважных вещах, и я даже не считала того за грех; второе, что из ложного стыда я, бывало, неискренно исповедовалась пред отцом моим духовным. А клятвопреступления, лжесвидетельства и тому подобных беззаконий не нашли во мне, по милости Христовой. Святые ангелы на этом мытарстве против моих грехов положили нечто из моих добрых дел, а более молитвы духовного отца моего выкупали меня, – и мы пошли выше.

(Мытарство 3). Достигли мы мытарства, истязующего осуждение и клевету. Тут остановили нас, и я уразумела, как тяжек грех осуждения ближнего, и как велико зло клеветать на кого-либо, осуждать, бесславить, хулить, браниться и смеяться над чужими недостатками. Таких грешников лютые истязатели истязуют, как антихристов, предвосхитивших себе право суда над другими. Но во мне, по благодати Христа, немного нашли этих грехов, потому что я во все дни жизни моей прилежно старалась никого не осуждать, ни на кого не клеветать, ни над кем не смеяться и не бранить никого. Только иногда, слушая иных, как они осуждают, клевещут или смеются над кем-нибудь, случалось и мне немного соглашаться с ними мыслью или по неосторожности прибавлять своё слово, и тотчас зазирала себя и останавливалась; но и самое поползновение истязатели вменяли мне в осуждение и клевету. И тут ангелы, выкупивши меня дарованием молитв преподобного Василия, пошли со мной выше.

(Мытарство 4). Дошли мы до мытарства чревоугодия, и тотчас выбежали навстречу злые духи в надежде найти добычу себе. Лица их были скаредные, похожие на лица сластолюбивых обжор и мерзких пьяниц. Обойдя нас, как псы, они тотчас показали счёт всех случаев обжорства, когда я тайно ела или сверх нужды, или с утра, не помолившись и не оградивши себя крестным знамением, принималась за пищу, или в святые посты ела до совершения церковного богослужения. Представили и все случаи моего пьянства, даже показывали те самые чаши, рюмки и прочие сосуды, из коих я упивалась в такое-то время, на таком-то пиру, с такими-то собеседниками. И всякое моё чревоугодие до подробности поставили на вид и радовались, как бы уже получив меня в свои руки. Я трепетала, видя такое обличение, и не знала, что отвечать вопреки. Но святые ангелы, вынув довольно из дарования преподобного Василия, положили то против моих грехов и выкупили меня. Увидевши выкуп, злые духи вскричали: – «горе нам! пропали наши труды и надежды!». И бросили на воздух свои записи о моём чревоугодии, а я радовалась, – и мы пошли далее.

Когда мы шли, святые ангелы беседовали между собой так: «истинно, великую помощь эта душа имеет от угодника Божия Василия, и если бы не его молитвы, то многие нужды претерпела бы она в воздушных мытарствах». А я, принявши смелость, сказала им: «мне кажется, святые ангелы, что никто из живущих на земле не знает, что здесь происходит и что ожидает душу по смерти». Но ангелы отвечали мне: – «а разве не свидетельствует обо всём этом Божественное Писание, читаемое в храмах и проповедуемое священнослужителями? Только люди, пристрастившиеся к земной суете, небрегут о том, и, считая величайшим удовольствием ежедневное объедение и пьянство, всегда едят без меры и упиваются, забывши страх Божий. Имея чрево своё вместо Бога, они не помышляют о будущей жизни и не припоминают себе сказанного в Писании: горе вам, пресыщенные ныне, ибо взалчете (Лк. 6:25), и упивающиеся, потому что возжаждете (Ис. 5:12–13). Впрочем, кто из них милостив и милосерден нищим и убогим и помогает требующим помощи, тот легко получает от Бога прощение грехов своих и ради милосердия своего к ближним проходит мытарства без остановки. Сказано в Писании: милостыня от смерти избавляет, и тая очищает всяк грех, творящий милостыни и правды исполнятся жизни (Тов. 12:9). А кто не старается милостынями очищать грехи свои, тому невозможно избегнуть тёмных мытарей, которые низводят их в ад и держат в узах до страшного суда Христова. И тебе не избежать бы здесь лютой участи, если бы не получила ты сокровища молитв преподобного Василия».

(Мытарство 5). В такой беседе мы достигли мытарства лености, где истязуются грешники за все дни и часы, проведённые в праздности. Тут же задерживаются тунеядцы, жившие чужими трудами, а сами не хотевшие трудиться, и наёмники, бравшие плату, но не исполнявшие своих обязанностей, принятых на себя. Там же истязуются и те, кои нерадят о прославлении Бога, ленятся в праздничные и воскресные дни ходить в храм на утреннее богослужение, на Божественную литургию и другие священные службы. Там же испытывается вообще уныние и небрежение как мирских, так и духовных людей, и разбирается нерадение каждого о душе своей, и многие оттуда низводятся в пропасть. И я была там много испытываема, и нельзя бы мне было освободиться от долгов, если бы святые ангелы не восполнили моих недостатков дарами преподобного Василия.

(Мытарство 6). Оттуда пришли мы к мытарству воровства, где хоть и были остановлены на некоторое время, но, давши немного выкупа, пошли далее: потому что не обрелось на мне воровства, кроме весьма маловажных случаев в моем детстве, происшедших от неразумия.

(Мытарство 7). Мытарство сребролюбия и скупости прошли мы без задержания, потому что я, по милости Божией, никогда в жизни моей не заботилась о многом приобретении и не была сребролюбива, довольствовалась тем, что Бог давал, и не была скупой, но, что имела, усердно раздавала нуждающимся.

(Мытарство 8). Поднявшись выше, мы встретили мытарство лихоимства, где истязуют дающих деньги за противозаконные проценты, и всех других, наживающихся насчёт своих ближних, взяточников и присвоителей чужого. Истязатели, не сыскавши на мне лихоимства, скрежетали зубами от досады, а мы, благодаря Бога, пошли выше.

(Мытарство 9). Пред нами открылось мытарство неправды, где истязуются несправедливые судьи, из корысти оправдывающие виновных и осуждающие невинных, – также люди, не дающие наёмникам условленной платы, или в торговле употребляющие неправильный вес или меру, и вообще все, делающие какую-нибудь несправедливость. Но мы, по милости Божией, прошли это мытарство безбедно и очень мало дали для искупления моих грехов.

(Мытарство 10). Мытарство зависти мы прошли ничего не заплативши, потому что я никогда не завидовала. Тут же истязуют за нелюбовь, братоненавидение, недружелюбие и ненависть; но, по милосердию Христа Бога нашего, я оказалась невинной в этих грехах, и хотя видела ярость скрежетавших против меня бесов, но уже не боялась их, и мы, радуясь, пошли выше.

(Мытарство 11). Прошли мы и мытарство гордости, где надменные духи истязуют за тщеславие, самонадеянность, презрение к другим и величание; тут истязуются души людей и за невоздавание должной чести родителям, правительству и начальству, поставленным от Бога, и неповиновение им. Мы тут очень мало положили для моего искупления, и я была свободна.

(Мытарство 12). Потом достигли мытарства гнева и ярости, и хотя там воздушные истязатели очень свирепы, но мало что от нас получили, и мы пошли далее, радуясь о Господе, под покровом молитв преподобного отца моего Василия.

(Мытарство 13). За сим открылось пред нами мытарство злопомнения, где без милосердия испытуются те, которые в сердцах своих питают злобу на ближнего и воздают злом за зло. Милосердие Господне и здесь спасло меня, потому что ни против кого не злобствовала и не помнила нанесённых мне обид, а, напротив, всегда, по силе, оказывала любовь и незлобие к обижавшим меня, побеждая зло добром. Мы здесь ничего не заплатили и, радуясь о Господе, пошли далее.

Тогда я осмелилась спросить ведших меня ангелов: скажите мне, откуда эти страшные властители воздушные знают так подробно все злые дела людей и не только явные, но и тайные? Ангелы отвечали мне так: – «всякий христианин, после святого крещения, получает от Бога приставленного к нему ангела-хранителя, который, невидимо храня человека, наставляет его днём и ночью на всякое доброе дело и записывает все добрые дела его, за которые человек мог бы получить от Господа милость и вечное воздаяние в царстве небесном. И князь тьмы, желающий привлечь к своей погибели весь род человеческий, также назначает одного из лукавых духов, чтобы он, ходя вслед за человеком, замечал все злые дела его, и, поощряя его своими кознями к таким делам, записывал всё худое, что человек сделает. Такой лукавый дух разносит по мытарствам все грехи человека, и оттого они известны воздушным князьям. Когда же душа разлучится и хочет идти к Создателю своему на небо, то лукавые духи возбраняют это, показывая ей содеянные ею грехи, и если душа имеет более добрых дел, чем грехов, то они не могут удержать её; а грехов если найдётся больше, сравнительно с делами добрыми, то они удерживают душу на некоторое время, затворяют её в темнице невидения Бога и мучат, сколько сила Божия позволит им мучить её, пока та душа, посредством молитв церкви и милостыни ближних, не получит прощения. Если же какая душа окажется так грешной и нечистой пред Богом, что не будет для неё никакой надежды спасения, то злые духи тотчас низводят её в бездну, где и для них самих уготовано место вечного мучения. Там погибшие души содержатся до второго пришествия Господня, и потом, по соединению со своими телами, будут с дьяволами мучиться в геенне огненной. И то ещё заметь, – сказали ангелы, – что этим путём восходят и подвергаются испытанию в мытарствах только те, которые просвещены верой и святым крещением, а неверующие сюда не приходят, потому что, ещё до разлучения от тела, душами своими принадлежат аду, и когда умирают, то бесы без всякого испытания берут их души, как свою надлежащую добычу, и низводят в пропасть».

(Мытарство 14). Беседуя так, мы достигли мытарства убийства, на котором истязуют не только за разбой, но и за всякую рану, за всякий удар, нанесённый ближнему, за пихание с гневом и толчки. Мало нечто дав тут, мы пошли далее.

(Мытарство 15). Прошли мимо мытарства чародейства, обаяния, отравления, призывания бесов. Здешние духи видом похожи на гадин, змей и жаб, страшны и отвратительны. По милости Божией во мне не нашли они ничего, и мы пошли далее, провожаемые криком демонов: вот, придёшь в мытарство блуда, увидим, как освободишься оттуда!

Когда мы поднимались выше, я осмелилась спросить святых ангелов: все ли христиане проходят через эти мытарства, и нет ли возможности пройти тут без истязания и испытания на мытарствах? Ангелы отвечали: – «нет иного пути для душ, восходящих на небо, все идут этой дорогой, но не все бывают так истязуемы, как ты, а только подобные тебе грешники, которые творили не полное исповедание грехов своих, из ложного стыда утаивая пред отцом духовным срамные дела свои. Ибо кто чистосердечно рассказывает на исповеди все свои худые дела, и жалеет и кается о сделанном, того грехи невидимо заглаждаются Божиим милосердием. И когда такая покаявшаяся душа приходит сюда, воздушные истязатели, разогнувши свои книги, не находят в них ничего записанного, и такая душа, радуясь, восходит к престолу Божьему. Если б и ты сотворила совершенную исповедь о твоих грехах и получила в них разрешение, стараясь потом сделать возможное за них удовлетворение добрыми делами, то не подверглась бы этим грозным истязаниям в мытарствах. Впрочем, тебе много помогло то, что ты давно уже перестала грешить смертно и прочие лета жизни своей проводила добродетельно, а особенно помогли тебе молитвы преподобного Василия, которому ты много и усердно послужила».

(Мытарство 16). Беседуя таким образом, мы подошли к мытарству блуда, на котором истязуется не только всякое любодеяние, но и блудные мечты, мысленное услаждение в том, блудные воззрения, порочные осязания и страстные прикосновения. Князь этого мытарства был облечён в нечистую и смрадную одежду, запачканную кровавой пеной, и множество бесов стояло около него. Увидевши меня, они удивились, что я успела уже пройти столько мытарств, и, вынесши записки обо всех моих блудных делах, обличали меня, указывая на лица, на места, на время – с кем, когда и где я грешила в юности моей. Я молчала и трепетала от стыда и страха; но святые ангелы сказали бесам: «она давно уже оставила блудные дела, и последнее время жизни своей провела в чистоте, воздержания и посте». А бесы отвечали: «и мы знаем, что она давно уже перестала грешить, но не искренно исповедовалась пред своим духовным отцом и не получила от него надлежащей заповеди об удовлетворении за грехи, потому она наша! Идя оставьте её нам, или выкупите добрыми делами». Ангелы положили много из моих добрых дел, а ещё больше от дарования Василия преподобного, и едва я избавилась от лютой беды.

(Мытарство 17). Дошли мы до мытарства прелюбодеяния, где истязуются грехи людей, живущих в супружестве, но не хранящих супружеской верности друг другу и не соблюдающих ложа своего нескверным, также блудные похищения и насилия. Здесь же строго истязуются блудные грехопадения лиц, посвятивших себя Богу и обещавших жить для Христа, но не соблюдших чистоты. И я много должна была на этом мытарстве; лукавые духи уже обличили меня и хотели вырвать из рук ангелов. Но ангелы долго спорили с ними, представляя все мои последующие труды и подвиги, и едва искупили меня – не столько моими добрыми делами, которые положили тут все до последнего, сколько сокровищем отца моего Василия, которого также очень много положили на весы против моих беззаконий, – и, взявши меня, пошли далее.

(Мытарство 18). Приблизились мы к мытарству содомских грехов, на котором истязуются всякие противоестественные грехи, кровосмешения и другие скверные дела, совершаемые тайно, о коих даже и вспоминать стыдно и страшно. Князь этого мытарства был мерзостнее всех бесов, опачкан гноем и смрадом, таковы же и слуги его, смрад от них был нестерпим, злообразие невообразимо, ярость и лютость невыразима. Они окружили нас, но, по милости Божией, ничего не найдя во мне, побежали от нас со стыдом, а мы прошли дальше.

И сказали мне святые ангелы: – ты видела, Феодора, страшные и мерзкие мытарства блудные! Знай же, что мало какая душа проходит их без остановки и выкупа, потому что весь мир лежит во зле соблазнов и скверны, и все люди сластолюбивы. Мало кто бережёт себя от нечистот блудных и умерщвляет в себе похоть плотскую. Потому и мало кто проходит тут свободно; весьма многие, достигши блудных мытарств, здесь погибают. Начальники блудных мытарств хвалятся, что они более всех здешних истязателей наполняют душами людей огненную пропасть ада. А ты, Феодора, благодари Бога, что вот уже прошла блудные истязания, по молитвам преподобного Василия, отца твоего, и более не увидишь страха».

(Мытарство 19). После сего мы подошли к мытарству ересей, где истязуются неправые мудрования о вере, отступничество от православного исповедания веры, неверие, сомнения о вере, порицание святыни и прочее тому подобное. Я прошла это мытарство без испытания, и вот мы уже были недалеко от врат небесных.

(Мытарство 20). Но нас встретили злобные духи последнего мытарства – немилосердия и жестокосердия. Жестоки тут истязатели, и князь их лют, с виду сухой и унылый. Тут без милости истязуются души немилосердных. Если бы кто совершал и самые великие подвиги, изнурял себя постами, непрестанно молился и сохранял чистоту телесную, но был немилостив: таковой из этого мытарства низвергается в адскую бездну и не получает милости во веки. Но мы, благодатью Христовой, прошли безбедно через это место, при помощи молитв преподобного Василия.

Таким образом, избавившись от страшных мытарств, мы с радостью приблизились, наконец, к самым вратам небесным. Небесные врата были как будто из светлого кристалла и дивно сияли. В них стояли светлые, как солнце, юноши, которые, увидев меня с ангелами, радовались, что я милосердием Божиим избавилась от воздушных мытарств, и, приветливо сретивши нас, ввели меня внутрь. Но что я там видела и что слышала, чадо Григорий, того нельзя и высказать. Я видела то, чего никогда не видело око человеческое, и слышала, чего ухо никогда не слышало и чего никому из живущих на земле не представляло желание или воображение.

И приведена я была к престолу Божьему славы неприступной, окружённому херувимами, серафимами и множеством воинов небесных, всегда славящих Бога неизреченными песнями. Падши, я поклонилась невидимому и непостижимому Богу, а небесные силы воспели сладкую песнь, прославляя Божие милосердие, непобеждаемое грехами человеческими. И пришёл глас от велелепной славы, повелевавший приведшим меня ангелам показать мне все обители святых и потом все муки грешников, после чего водворили бы меня в обители преподобного Василия. Итак, водили меня всюду, и я видела прекрасные обители апостольские, пророческие, мученические, святительские и проч. Все они были красоты неизреченной и пространны, и везде я слышала глас духовной радости и веселия, везде видела торжество святых. Все они, увидевши меня, радовались о моём спасении и прославляли Бога, избавившего меня от сетей вражьих.

По обхождению светлых обителей, низведена я была в преисподнюю, и видела там страшные и нестерпимые муки грешников. Показывая их мне, ангелы сказали: смотри, Феодора, от каких мук избавил тебя Господь, по молитвам угодника своего Василия! Я слышала там вопли, плач и рыдание мучившихся. Иные из них страшно кричали и проклинали день рождения своего, но никто не оказывал им милосердия. Оттуда провели меня ангелы в эту видимую тобой обитель и водворили меня тут, сказав: сегодня преподобный Василий творит о тебе память. Поняла я, что тогда был сороковой день по разлучению моему от тела, и в этот день я пришла в это место успокоения». («Четьи-Минеи» 26 марта, в житии преп. Василия Нового).

О состоянии праведных душ до всеобщего суда так говорит священное Писание: во-первых, они вслед за исходом из сей жизни награждаются за подвиги жизни земной блаженством; так, праведный Лазарь тотчас по смерти отнесён был на лоно Авраама (Лк. 16:22), и на кресте покаявшемуся разбойнику сказал Господь: днесь со Мной будеши в раи (Лк. 23:43). Во-вторых, они будут наслаждаться покоем (Лк. 14:25; 2Кор. 5:8), или свободой от скорбей и страданий (Откр. 7:16–17), находиться в общении с праведниками и ангелами (Мф.8:11; Лк. 16:22), и служить Богу (Откр. 5:8–9; 7:9–10) хвалебным славословием и молитвенным ходатайством о живущих на земле. Но это состояние ещё не есть состояние окончательное. Полная слава и блаженство каждого, по его заслугам (1Кор. 3:8), последуют только после всеобщего воскресения и всеобщего суда, когда, приидет Господь в назначенный день (Деян. 17:31) и объявит суд решительный, которого приговоры никогда не переменятся (Мф. 25:46).

О состоянии душ грешных открыто, что они удалены от лица Божия (Мф. 7:21; 8:12), заключены в темницу падших духов (1Пет. 3:18), или в ад – место тёмное и мучительное (Лк. 16:22), сознают и чувствуют потерю блаженства (Лк. 16:23, 24), чувствуют упрёки совести и напрасно стараются сами улучшить своё бедственное положение (Лк. 16:24–25). Но неодинаково будет состояние их, а соответственное нравственному состоянию каждой отдельной души (Мф. 5:22). И опять, это состояние их не есть решённое навсегда и окончательное, а переходное – для одних в ожесточение и вечную нераскаянность во зле, а для других – в упование на помилование от Бога и жизнь вечную (Флп. 2:10–11; 1Пет. 3:18–19). Последние – это те грешники, которые на земле не принесли плодов, достойных покаяния, но умерли с семенами веры и благочестия, потому они и не терпят страданий, какие терпят грешники нераскаянные, и остаются с возможностью получить помощь от церкви. Ибо так учит апостол: если кто видит брата своего, согрешающего грехом не к смерти, пусть молится, и Бог даёт ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти; не о том говорю, чтобы он молился (1Ин. 5:16).

Значит, кто не отторгся окончательно от церкви, тела Христова (Еф. 1:23), тот, как член тела, может надеяться на помощь со стороны других членов и сам способен принять эту помощь. Страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены (1Кор. 12:26). По такой тесной связи христиан между собой, они имеют возможность помогать своим ближним, отдалённым от них огромными пространствами, находящимся в плену или темнице, удручаемым болезнями, молитвами о них к Богу (Флп. 1:4, 19; Кол. 1:9; 2Тим. 1:3). Молитва, по учению Писания, может оказывать влияние и на мир отшедших от нас душ, простирает свою силу и на область ада. Мы привели выше слова апостольские о грехе смертном; и Спаситель сказал, что есть грех, который не прощается ни в сем веке, ни в будущем (Мф. 12:32). Следовательно, как есть грех смертный, о котором бесполезно и молиться, который не простится ни в настоящей, ни в будущей жизни, так есть грехи не смертные, о которых молитва может быть вполне благоплодна, не тщетна. «Каждый человек, имевший в себе малую закваску добродетелей, но не успевший превратить оную в хлеб, поскольку, несмотря на своё желание, не мог сего сделать или по лености, или по беспечности, или потому, что отлагал это со дня на день, но сверх чаяния постигнут и пожат смертью – не будет забыт праведным Судиею и Владыкой. Господь, по смерти его, возбудит его родных, ближних и друзей, направит их мысли, привлечёт сердца и преклонит души к оказанию пособия и помощи ему. И когда Бог подвигнет их, и Владыка коснётся сердца их, они поспешат вознаградить опущение умершего» (Св. Иоанна Дамаскина слово «об усопших в православной вере»). Таким образом, в жизни загробной узники ада получают помилование не за собственное покаяние, а за благотворения людей, находящихся в живых, за молитвы, воссылаемые о них церковью во имя Господа Иисуса Христа, взявшего на Себя грехи мира и давшего нам неложное обещание: если о чём попросите во имя Моё, Я то соделаю (Ин. 14:14). (См. «Афонский листок» № 32).

2. Рассказы о частном суде вслед за смертью человека

В житиях святых содержатся подробные сведения о мытарствах. И хотя сведения эти представляются часто в очень ярких вещество- и человеко-образных картинах, но они не могут отвергать той главной мысли, что злые духи принимают своё злое участие в судьбе души человека, тотчас по разлучении её с телом.

а) Св. Иосиф Песнописец, приготовляясь к исходу из сей жизни, молился: Господи Боже мой! соблюди до конца дух мой и даруй мне невредно избегнуть князя тьмы и воздушных страшилищ717.

б) Человек, воскрешённый св. ап. Филиппом, припал к ногам его и сказал: благодарю тебя, слуга Божий, что ты от многих зол избавил меня в час сей: два черные эфиопа влекли меня, и если бы ты не предварил, то ввергли бы меня в тартар лютый718.

в) Св. Андрей Юродивый видел душу одного мертвеца, окружённую бесами, которые плясали и смеялись, провожая её719.

г) Воин Таксиот совершил в жизни своей грех прелюбодеяния и в нём умер. Оживший через несколько дней он рассказал тут бывшим, что на этом мытарстве у него не оказалось соответственных греху добрых дел, и лукавые духи, повели душу его в темницы адовы, где души грешных находились в вечной тьме, где плач неутешный, где плачут они – и никто их не жалеет и не утешает, где взывают о помощи, и никто их не слушает720.

д) Преподобный Агафон целых три дня перед смертью пробыл с открытыми глазами. Братья решились тронуть его и спросили: «где ты?» Он ответил: «стою пред судилищем Божиим»721.

е) Св. Иоанн Лествичник рассказывает об одном подвижнике, который целых сорок лет подвизался, так что и звери ему повиновались. Стефан (было имя подвижника) также ещё живым подвергался суду: это было за день до его смерти. Глаза его оставались открытыми. Он осматривался то в ту, то в другую сторону и, как бы оговариваемый кем, отвечал или так: «признаюсь, это правда; но я постился за настоящий грех столько-то лет»; или «нет, я не делал этого, вы лжёте»; или, наконец: «так, истинно так, но я плакал и служил братьям». По-видимому, оговариваемый и уступал: – «поистине так, и не знаю, что сказать на это; но у Бога есть милость». Все эти ответы умирающего ясно слышали братья, которые окружали его постель. Св. Лествичник, окончив настоящий рассказ, делает отсюда прямое заключение о суде после смерти каждого человека722.

и) О важности истинного покаяния по отношению к мытарствам св. Григорий Двоеслов рассказывает следующий замечательный пример: к одному пресвитеру пришли просить его к больному, находящемуся при смерти, чтобы исповедать и причастить его. Пресвитер, занявшись обрезыванием винограда, позамедлил, и когда пошёл к больному, то попавшиеся ему навстречу сказали, что больной помер. Тяжко и скорбно было пресвитеру, что больной помер без напутствия вследствие его промедления. Пришедши в дом умершего, он повергся пред ним и плакал, считая себя виновным в том. В это время умерший ожил. В страхе и вместе в радости стали спрашивать: что с ним было, и как душа снова возвратилась в тело? Оживший отвечал: «пришли ко мне некоторые страшные эфиопы, из ноздрей коих исходил пламень, и взяли меня силой и повлекли меня в какие-то тёмные и страшные места... Но вдруг явился пресветлый юноша с другим таковым же и сказал к ведшим меня: возвратите его, – священник плачет о нём, и ради его слёз Господь возвращает ему жизнь». Воскресший мертвец после сего исповедался, причастился св. Таин, семь дней пребыл в непрестанной молитве и в 8-ой день скончался723.

(См. книгу прот. А. Свирелина: «Православное исповедание христианской веры в «Четь-Минеях» св. Димитрия Ростовского)».

3. Как происходит частный суд?

Суд этот бывает одновременно с тем, как душа проходит от земли в духовный мир. Душа же должна совершить свой путь через воздух, или, точнее сказать, тем пространством, которое находится между землёй и небом. Здесь-то, по учению св. отцов, и нужно видеть место для частного суда724. А как знаем из слова Божия, в воздушном пространстве вращаются злые духи725. Следовательно, душа, стремящаяся в небесное отечество, встречается со злыми духами. Святой Афанасий Великий говорит о воздушном пространстве в этом именно смысле, равно как приводит здесь слова апостола Павла о служителях князя власти воздушного. Бесы препятствуют душе достигнуть того места (т. е. неба), которого сами лишились, и в котором сами не надеются быть более. Какое право они имеют останавливать душу? То же самое, в силу которого являлись к грешнику при разлучении души его от тела, т. е. что грешник совершал одинаковые с ними дела, следовательно, должен пойти в одно с ними место, подвергнуться одинаковой с ними участи. Они готовы сказать в это время на душу всё (как и слышали их святые Божии говорящими в минуты своих особенных видений), например, – «это душа наша; до самой смерти она грешила, осквернялась не только естественными, но и неестественными грехами; к тому же она осуждала ближнего, а что всего хуже – умерла без покаяния»726. По крайней мере, «свободный ли доступ бесы дают душам праведным?». Нельзя сказать и этого; потому что одни из праведников вначале также были тяжкими грешниками, а другие с добрыми своими делами соединяли также дела грешные. А злые духи радуются только о неправде, радоваться же об истине727 не способны. Им был бы только повод, к чему сделать притязание, чем бы обвинить душу. Антоний Великий говорит о собственной душе, которую видел отделившеюся от тела и возносимой на небо. Бесы усиливались выставить грехи, которые он допустил от самого рождения. Но напрасно было их усилие, потому что грехи юных лет преподобный давно очистил покаянием и строгим подвижничеством. После этого они прямо слагали на него небывалые грехи728. И святой Кирилл Иерусалимский учит: «особенным неким образом (дьявол) истязует душу, представляя и исчисляя все грехи и беззакония, сделанные нами делом, словом, в ведении и неведении, от юности до дня кончины, когда душа вземлется на суд Божий»729. Все эти нападения бесов на душу согласны с учением слова Божия, потому что «день лют», которого мы должны опасаться со стороны их (приимите вся оружия Божия, да возможете противиться в день лют»730, по мнению толковников731, относится также и к частному суду. Брань христианской души с духами злыми бывает в это время, так сказать, лицом к лицу, и душа может защитить себя только лишь запасным всеоружием, т. е. обилием добрых дел.

«Одни ли злые духи встречают в воздушном пространстве, как бы в своей области, души мертвецов, стараясь затем обвинить эти души, или же нет?» Нет, в свою очередь и св. ангелы сходят с неба к этим душам, чтоб сопутствовать им и защитить их от клевет бесовских. О Лазаре-нищем сказано прямо, что, когда он умер, – ангелы понесли его душу в рай732. И если ангелы (как известно) являются к праведным душам в минуты разлучения их от тел: не тем ли более надобно ожидать, что они окажут свою помощь этим душам во время тайного суда над ними? Церковь выражает своё верование на сей раз во множестве своих молитв: «ко ангелом очи возводящи бездельно молится, к человеком руце простирающи, не имать помогающего»733. Так и св. угодники, молясь перед смертью своей против напастей со стороны духов злых, которые предвидели для себя на суде тотчас после смерти, просили Бога, чтоб Он не оставил их в это время Своей защитой, через ангелов734. Св. Златоуст учит: «тогда нужны нам... многие помощники.., великое заступление от ангелов при шествии через воздушное пространство». Тот же вселенский учитель говорит от лица умерших младенцев: «мы имели благонадёжных руководителей; руководившие нас ангелы возрадовались»735. Св. Кирилл Александрийский ещё учит: «небесные силы стоят против нечистых духов и приносят добрые деяния души..; между добрыми и злыми ангелами стоит душа в страхе и трепете..: смотря (на духов злых) она смущается, приходит в волнение, мечется, старается укрыться, чтоб не видеть, прибегая к ангелам Божиим»736.

Сколько известно в Четь-Минеях откровений, которыми ясно доказывается сопребывание душам на суде св. ангелов. Так, в жизни того же Антония Великого говорится, что, когда бесы клеветали на его душу вслед за смертью, ангелы останавливали клеветников. Св. Нифонт поставляет на вид прение ангелов с духами злыми из-за душ судимых. Именно: злые духи, обвиняя одного мертвеца, говорили, что этот мертвец тяжко грешил на земле, да и умер без покаяний. Ангелы же ответили: «не поверим ни вам, ни отцу вашему – сатане, доколе не спросим ангела-хранителя этой души». Ангел-хранитель и сказал: «точно, много согрешил этот человек, но, только что сделался болен, начал плакать и исповедовать свои грехи»737.

«Долго ли продолжается над душой послесмертный суд?» Сорок дней738, как верует православная церковь. Особо этот суд начинается для каждой души, особо же и следует до самого конца, потому что каждый человек умирает в своё определённое время. Некрещённые же люди прямо (без суда) поступают во власть дьявола739.

Наконец, «чем оканчивается этот суд?» Ту душу, которая устоит на нём, встречает множество св. ангелов. Так, св. Нифонт видел, что ангелы выходили из врат небесных навстречу к одной праведной душе и, приветствуя эту душу, прославляли Бога, Который не предал её в руки врагов. Богоносные отцы открывают нам: «если душа окажется по благочестивой жизни достойной.., то принимают её ангелы Божии, и уже без печали совершает она своё шествие, имея спутниками святые силы...740; если победят её дела, ангелы воспевают ей песнь хвалы и ведут её с веселием пред лицо Божие: в тот час она забывает всё, принадлежащее к земной жизни, и все понесённые ею труды»741; и ещё: «когда это совершилось (т. е. когда душа достигла до неба), руководившие нас ангелы возрадовались: они начали лобызать нас»742. Что же до душ грешных, то и эти души вначале сопровождаются ангелами. Но в последующем пути своём они решительно задерживаются и затем по насилию от бесов бывают низводимы в ад. Так, тот же преподобный Нифонт видел низведённым в ад человека, который был и блудником, и волшебником, и грабителем, наконец, – и умер без покаяния. «Если какая душа окажется жившей в небрежении и распутстве, – говорит св. Кирилл Александрийский, – св. ангелы оставляют её, и она подвергается власти мрачных демонов»743.

Когда же обе стороны для судимой души будут в равновесии, т. е. когда и ангелы представят добрые дела её к оправданию, и злые духи припомнят столько же грехов её к осуждению: тогда побеждает человеколюбие Божие. Тем же милосердием Божиим восполняется недостаток добрых дел против преобладающего количества злых744. (См. брошюру прот. С. Попова: «Суд Божий над человеком вслед за смертью его»).

* * *

717

Апрель 4.

718

Ноябрь 14.

719

Октябрь 2.

720

Март 28.

721

Достопамятные сказания 33, 29.

722

В слове 7.

723

Июнь 27.

724

Макарий Великий, св. Златоуст и др. См. также Добротолюбие. ч. 2 о трезвлении гл. 149; в прологе под 27 октября житие преп. Евагрия.

726

В житии св. епископа Нифонта («Четьи-Минеи» 23 декабря).

728

«Четьи-Минеи» 17 января.

729

В слове об исходе души.

731

Блаж. Иероним.

733

Стих. при погребении священника.

734

Феодор печерский («Четьи-Минеи» под 3 мая) и мн. др.

735

В слове о памяти усопших (в Маргар.).

736

В слове об исходе души.

737

«Четьи-Минеи» по 23 декабря. В житии того же Нифонта говорится, что бесы, видя защиту со стороны св. ангелов душе судимой, сказали: – «если душа эта достойна милости Божией, то возьмите грешников всего мира; нам нечего здесь трудиться».

738

В продолжение этого же времени душа является на поклонение Богу до трёх раз. Первое поклонение бывает на третий день после смерти. Затем в продолжение шести дней душа осматривает по воле Божией обители рая. В девятый день она снова возносится для поклонения Богу. Потом видит мучения ада в продолжение 30 дней. Наконец, в 40 день снова является для поклонения Богу, и – тогда-то получает себе определённое местопребывание. – Можем привести здесь пример и из жизни современной нам. Одна благочестивая женщина (в Харьковской губернии) не была похоронена в обычное время в ожидании приезда её духовника к погребению. Духовник прибыл, но хоронить её не решались, потому что она оставалась в гробе, как живая. В таком виде она пролежала до 10 дней, а затем в присутствии многих лиц вдруг стала читать молитву: «Верую, Господи, и исповедую...», и – ожила. От неё-то потом и узнали все, как в продолжение этих дней были показаны ей обители рая и затем мучения грешников. (Церковный Вестник 1884 г., № 21).

739

Откровение св. Феодоры о мытарствах.

740

Св. Кирилл Александрийский в слове об исходе души.

741

Иоанн Карпаф.

742

Св. Златоуст.

743

В слове об исходе души.

744

Св. Дамаскин в слове об усопших в вере.


Источник: Из области таинственного : простая речь о бытии и свойствах души человеческой, как богоподобной духовной сущности. / сост. Дьяченко Г.М. - Москва : тип. Т-ва И.Д. Сытина, 1900. - 784 с.

Комментарии для сайта Cackle