Пятая заповедь блаженства
«Блажени милостивии, яко тии помиловани будут»
Поучение 1. Дела милости телесные
1. Недолго человек живет на земле, но и в это короткое время ему приходится испытывать много нужд и разных скорбей. Нет места, куда можно было бы укрыться от них, нет возраста, который не был бы подвержен этому злу, и нет состояния ни столь высокого, ни столь низкого, которого оно не достигало бы. Для облегчения такого положения человека нужна помощь и милость других, и милосердный Господь, располагая всех и каждого оказывать помощь и милость нуждающимся в них, ублажает милостивых и обещает им самим помилование. «Блажени милостивыи, – говорит Он, – яко тии помилованы будут».
2. Так как человек состоит из души и тела, то скорби и нужды, которым подвержено человечество, бывают двух родов – или духовные, или телесные: сообразно с тем и дела милости должны быть или духовные, или телесные и как те, так идругие, равно обязательны для нас.
Дела милости телесные указаны Самим Христом Спасителем в учении Его о страшном суде (Мф. 25, 34–36).
а) Первое дело – напитать алчущего, т.е.дать пищу бедному и немощному, который по болезни или по другим неблагоприятным обстоятельствам не может добывать себе пищу собственными трудами и для необходимого пропитания имеет нужду в пособии других. К совершению дел милосердия такого рода с силой убеждают нас и слово Божие, и святые отцы церкви. «Раздробляй алчущим хлеб твой,» – говорит Господь, еще в Ветхом завете устами пророка (Ис. 58, 7). Святой Ефрем Сирин учит: «Преломи хлеб свой и дай нищим; ты даешь не свое, Бог для того дал тебе с избытком, чтобы и ты давал другим…»
б) Второе дело милости – напоить жаждущего, имеющего по немощи или другим обстоятельствам нужду в этой помощи. Дело милости этой, сделанное ради Господа, особенно в странах жарких, где воды мало и добывать ее трудно, имеет немалую цену, и потому не останется без награды по неложным словам Спасителя: «Иже аще напоит вы чашею воды во имя Мое, яко Христовы есте, аминь глаголю вам, не лишится мзды своея» (Мк. 9,41).
в) Третье дело – одеть нагого или имеющего недостаток в необходимой и приличной одежде, или дать пособие на приобретение потребной одежды. К милости этого рода мы побуждаемся тем беспомощным положением, в котором нередко находятся наши бедные братия, особенно зимой. Святой Иоанн Златоуст, желая возбудить к ним милосердие богатых, так говорит: «Вот сильная стужа, нищий лежит, одетый в рубище, умирая от холода, скрежеща зубами, и видом, и одеждой возбуждая сострадание, но ты, одетый тепло, проходишь мимо, не обращая на него внимания: как же ты желаешь, чтобы Бог избавил тебя, когда ты находишься в нечестии?..»
г) Четвертое дело милости – посетить находящегося в темнице. Святой Иоанн Златоуст так убеждает к этому делу: «Не будем пренебрегать таким делом и занятием… Если скажешь, что там содержатся не честные, добрые и кроткие люди, но убийцы, грабители, воры, прелюбодеи, люди распутные и злодеи, то и в этом опять укажешь мне побуждение, почему необходимо посещать такие места. Ибо не то нам заповедано, чтобы миловать добрых и наказывать злых, но повелено всем оказывать человеколюбие. "Будьте, – сказано, – подобны Отцу небесному, Иже есть на небесах, яко солнце Свое сияет на злые и благие и дождит на праведные и неправедные» (Мф. 5, 45).
д) Пятое дело – посетить больного, послужить ему и помочь его выздоровлению или христианскому приготовлению к смерти. Святой Геннадий, патриарх Константинопольский, так убеждает к исполнению этого дела милосердия: больного посети и принеси ему, чего он желает вкусить, сам послужи ему, как своему сроднику, зная, что и ты также можешь пострадать. Когда иной тяжко стонет от болезни: пролей и ты слезы сострадания, и воздохни к Богу о мучительном его состоянии. Если случится тут врач, дай ему плату за исцеление болящего.
е) IIIестое дело милосердия – принять странника в дом и сделать к его успокоению все, что внушает христианская любовь, и что позволяют сделать средства состояния. «Устрой жилище, – говорит святой Златоуст, – куда бы приходил Христос, скажи: «Это келья Христова, этот дом назначен для Него». Хотя бы это жилище было небогато, Он не гнушается. Христос ходит в виде обнаженного и странника, имея нужду только в покрове; доставь Ему хотя это; не будь жесток и бесчеловечен…
ж) Седьмое дело милосердия – погребать умерших в убожестве и оказывать к тому содействие по состоянию. Святой Геннадий говорит: «Если больной умрет, ты своими руками закрой ему глаза, сомкни уста и омой его своими руками; о душе его помолись Богу от всего сердца. Если он беден, постарайся похоронить его как должно».
3. Но для того, чтобы все эти дела милосердия привлекали милостивый взор Отца небесного, надобно, чтобы они истекали из убеждения веры. Богу угодны те добродетели, которые совершаются ради Его. А потому не могут быть угодными Ему – благотворительность лицемерная, имеющая целью заслужить людские похвалы, и благотворительность корыстная, с видами на какое-либо возмездие, или милостыня от неправедных трудов. Относительно этой милостыни Иоанн Златоуст говорит: «Если мы теми же самыми руками одних будем обнажать, а других одевать, то хотя бы одевали и не тем, что похитили, и в этом случае не избежим наказания. Иначе милостыня будет поводом ко всякому преступлению. Лучше не оказывать милосердия, чем оказывать такое милосердие».
Братие, нет вернее и легче средства к преклонению на милость к нам Бога, как дела милосердия, оказываемые нами ближним. Поэтому, если желаем обрести у Бога милость, а кто ее не желает? То пребудем сами милостивыми к ближним. Аминь.
Поучение 2. Дела милости духовные
«Блажени милостивии, яко тии помилованы будут» (Мф. 5,7).
1. Если естественное чувство сострадания располагает нас к делам милосердия, относящимися к телу: то тем более оно должно располагать нас к делам милости духовным, потому что дух выше тела и бедствия духовные пагубнее для человека бедствий телесных. О делах милости, относящихся к телу, мы беседовали, – теперь скажем – какие дела милости духовной.
а) Первое дело милости духовной есть – увещанием обратить грешника от заблуждения пути его (Иак. 5, 20). Как велико несчастье человека, когда он стоит на пути заблуждения и греха, так велика и заслуга того, кто не только сам удаляется от грехов, но заботится и других удерживать от них. Апостол Иаков учит: «Братие! аще кто в вас заблудит от пути истины, и обратит кто его, да весть, яко обративши грешника от заблуждения пути его спасет душу от смерти, и покрыет множество грехов» (Иак. 5, 19–20).
б) Второе дело милости духовной – неведущего научить истине и добру. Эта обязанность лежит не на одних пастырях церкви, но в некоторой мере на всех вообще. Святой Тихон говорит: «Пастырское дело есть публично и везде слово Божие проповедать, настоять благовремение и безвременне, обличать, запрещать, умолять (2Тим. 4, 2), а твое – не публично, но тайно, дружески, между тобой и братом, где благодать Божия подает тебе случай. Иной отвечает: «Я де невежда; как мне ближнего увещевать или учить». Ответ: «Любовь сыщет слова, коими можешь назидать ближнего; она представит тебе способ, ум и язык твой направить».
в) Третье дело – подать ближнему добрый и благовременный совет в затруднении или непримечаемой им опасности. Очень часто таким советом можно предохранить ближнего от великих бедствий.
г) Четвертое дело духовного милосердия – молиться Богу о ближнем. Часто других дел милосердия мы не можем оказать ближнему, а молиться можем все и о всех. И не имея, по-видимому, никаких средств благотворить ближним, мы можем делать всякого рода добро им, вознося теплые молитвы о них ко Всемогущему. Ибо Сам Господь сказал: «Еже аще просите от Отца во имя Мое, то сотворю» (Ин. 14, 13).
д) Пятое дело духовного милосердия – утешить печального. Печаль есть болезнь души. Как телесная болезнь препятствует телу свободно действовать; так печаль связывает деятельность душевных сил. Поэтому великое благодеяние – утешением облегчить скорбь души и направить ее к богоугодной деятельности. Святой Григорий Богослов говорит: «Великое врачевство злополучному, когда кто от души пожалеет о нем: несчастье иного облегчается сокрушением, соболезнованием».
е) IIIестое дело духовного милосердия – не воздавать злом за зло, но переносить оскорбления и обиды с благодушным терпением ради Христа. Этой добродетели научает нас апостол Петр, говоря: «Вси единомудренни будите, милостиви, братолюбцы, милосердии, благоутробни, мудролюбцы, смиренномудри, невоздающе зла за зло, или досаждение за досаждение, напротив благословляйте, ведяще, яко насе звани бысте, да благословение наследите» (1Пет. 3, 8–9).
ж) Седьмое дело духовного милосердия – от сердца прощать обиды. Этому Господь учит словом и примером. «Отпущайте, – заповедует Он, – аще что имате на кого: да и Отец ваш, Иже есть на небесех, отпустите вам согрешения ваша» (Мк. 11, 25); так как и Сам «Он укоряем противу не укоряше, стражда не прещаше» (1Пет. 2, 23); напротив, и со креста молит Отца небесного за Своих распинателей, взывая: «Отче, отпусти им; не ведят бо что творят» (Лк. 23, 34). Святой Иоанн Златоуст говорит: «Прости обиды тем, кто согрешил против тебя, ибо за это и тебе так же обещано прощение грехов».
3. Так многоплодна добродетель милосердия, братия – христиане! Она ясно отражает в человеке свойство Божественной благости, объемля любовью всех окружающих. Святой Григорий Богослов в слове о любви к бедным об этом так говорит: «Ничто столько не уподобляет человека Богу, как благотворение… и ни за что Бог так не награждает Своим человеколюбием, как за человеколюбие». «Блажени милостивии, яко тии помиловани будут.»
Они помилованы будут по непреложному обещанию Спасителя еще в здешней жизни. Так святой Иоанн Златоуст говорит: «Хотя у тебя много грехов, но как милостыня твоя защитница, то не бойся… сколько бы ни было у тебя иных грехов, твоя милостыня перевешивает все… милостыня может и загладить грехи и избавить от суда». Всеблагий Промысл Отца небесного защитит их и помилует во время бедствий, неразлучных с настоящей жизнью. «Блажен разумеваяй на нища и убога, – говорит святой пророк Давид, – в день лют избавит его Господь» (Пс. 40, 2).
Но обильнейшие сокровища благости и милости Божией прольются на них в последний день суда всемирного, когда Спаситель и Судья Господь наш Иисус Христос скажет им: «Прииди те благословении Отца Моею, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира» (Мф. 25, 34–40). Аминь.
Поучение 3-е. О МИЛОСЕРДИИ
1. Христос Спаситель, изъясняя заповедь о любви к ближнему и разрешая вопрос: «Кто есть ближний?» – в притче о в падшем в разбойники, указал образ милосердия, и сказал вопрошавшему и даже доныне говорит в евангелии каждому из нас: «Иди, и ты твори такожде» (Лк.10:29–37).
2. Посмотрим на этот образ милосердия: Некто шел от Иерусалима к Иерихону. На него напали разбойники, обнажили его, изранили, оставили едва живого. Проходившие той дорогой священник и левит, видели его и прошли мимо. Но проходивший самарянин, увидев его, сжалился, перевязал его раны, возливая на них елей и вино, посадил его на животное, на котором ехал сам, привез его в гостиницу, продолжал и здесь заботиться о нем, а, отходя, поручил продолжать это попечете гостинику, которому и дал для этого два сребреника, обещаясь заплатить и то, что сверх этого издержано будет. Христос Спаситель, заставив совопросника признать в лице и действии самарянина разрешение вопроса, кто есть ближний, и исполнение заповеди о любви к ближнему, сказал, наконец: «Так поступай и ты. Иди, и ты твори такожде» . Посмотрим же, как должно нам поступать, чтоб исполнить повеление Господне: «иди, и ты твори такожде.»
а) «Иди, и ты твори такожде». Не проходи мимо бедствующего и страждущего без внимания; не смотри на него холодным оком; не скажи: он не из тех, которые возбуждают сочувствие. Он человек, и он страждет: чего более для возбуждения твоего сочувствия? Не случается ли, что когда перед глазами нашими нож врача действует над телом больного, для нас постороннего, сердце наше невольно стесняется? Видишь ли, что ты невольно, природно, как бы телесно, сострадателен; как же тебе не быть сострадательным душевно, свободно, рассудительно?
б) «Иди, и ты твори такожде.» Не довольствуйся мыслью, чувствованием, словом, где нужно и возможно дело. Хорошо, если у тебя не каменное сердце: но не хорошо, если у тебя сухая и скорченная рука, не простирающаяся и не отверзающаяся для нищего. «Аще брат или сестра , – говорит апостол, – наг будут, и лишени будут дневныя пищи; речет же им кто: идите с миром, грейтеся и насыщайтеся, не даст же им требованья телеснаго: кая польза» (Иак. 2, 15–16). "Чадца моя, – взывает другой апостол, – не любим словом, ниже языком, но делом и истиной» (1Ин. 3,18).
3. Что еще совершил сострадательный самарянин? – «Всадив его на свой скот, приведе его в гостиницу, и прилежа ему». Здесь достойно примечания то обстоятельство, что самарянин имел одно только животное, на котором ехал сам, и не имел другого, которое мог бы предоставить немощному. Итак, он решился лишить себя того, в чем нуждался ближний. Всадив на свой скот, он вез немощного в гостиницу; а сам шел пешком, несмотря на то, что был утомлен, оказывая помощь страждущему.
«Иди, и ты твори такожде»: угодную Богу добродетель творишь ты, когда служишь ближнему тем, в чем у тебя избыток, в чем ты не нуждаешься, если притом делаешь это с любовью к Богу, заповедавшему благотворение, с любовью к ближнему, терпящему нужду. Но если ты лишаешь себя приятности, удобства, покоя, чтобы утешить и успокоить ближнего; ущербляешь нужное для тебя, чтобы помочь нужде ближнего: то ты проходишь подвиг, который может привести к венцу; сеешь семя, которое способно принести обильную жатву благословений и воздаяний. Аминь.
Приложение к катехизическому поучению
Изречения святых отцов, в которых излагается сущность христианского учения о милостыне
1. «В гостеприимном доме, где принимают бедных и сирот, иностранцев и странников, – говорит святой Ефрем, – всегда присутствует Христос». «Хотя Христос, – говорит блаженный Августин, – не имеет нужды в наших имуществах, ибо Он Сам Владыка всего, но Ему угодно было чувствовать голод с бедными для того, чтобы мы имели возможность доказать Ему свою благодарность, сделав что-нибудь для Него. Поэтому богатым следовало бы причислить Его к своим детям, или помнить, что в Нем они имеют брата на небесах, Который имеет право на участие в разделе их богатств. Питающий брата своего, питает Самого Христа: давай же просящему у тебя, ибо через него Христос просит у тебя того, что Он дал тебе, сделавшись бедным ради тебя».
2. Следуя этой мысли и опираясь кроме того на некоторые изречения Ветхого и Нового завета, отцы и учители церкви делам милосердия отдавали предпочтение перед другими делами благочестия и набожности и указывали в них одно из самых верных средств к умилостивлению верховного Судьи и заглаждению грехов человеческих.
«Богу нужны не сосуды золотые, а души золотые, – говорит святой Златоуст. – Хорошо украшать храмы, но не было ли бы насмешкой украшать жилище Христа золотом и серебром тогда, как Сам Он наг и стоит у дверей?»
«Древний закон, – говорит блаженный Августин, – предписывал жертвоприношения; Царь (Иисус Христос) является и требует даров, – каких? Милостыни (Мф. 9, 13). Нива Господня охраняется молитвой, возделывается постом, засевается же милостыней. Милостыня облегчает и уничтожает бремя греха. У нее большие крылья, которые рассекают воздух и через твердь небесную переносят молитву к самому престолу Божию, как свидетельствуют об этом милостыни сотника Корнилия. Каковы бы ни были грехи твои, если ты подаешь милостыню, не бойся, ибо она перетянет на весах Судьи. Богатство есть бремя, которое надо сложить с себя, чтобы перенестись на небо и пройти через узкие врата; это – сокровище, которое следует вынести из осажденного города и отослать в безопасное место, это запас пшеницы, которая гниет на сырой земле и которую надобно сложить в высокие житницы; милостыня есть попутный ветер, который гонит корабль к гавани; это обмен, в котором все выгоды на стороне богатого; это заем, обеспеченный самым верным поручительством; это лихва, которой пользуется заимодавец от Самого Бога, этого щедрого меновщика, как называет его святой Павлин, меновщика, Который за сотую долю, получаемую им, обещался воздать сторицей».
«Бог попускает бедность, чтобы было место милосердию; Ему угодно, чтобы были бедные для того, чтобы у богатых было средство искупить грехи». В этом-то смысле бедные называются врачами душевными, сокровищами, драгоценностями церкви, привратниками царства небесного, ходатаями нашими перед престолом Божиим».
3. Но, проповедуя таким образом о милостыне, отцы церкви могли подать некоторым христианам повод рассуждать так: если в милостыне заключается верное средство умилостивить Бога, то щедро подающие милостыню безопасно могут предаваться грехам в надежде безнаказанности. А некоторые, признавая такие рассуждения непогрешительными, могли руководствоваться ими в жизни. Проповедники милосердия хорошо понимали опасность такого заблуждения и усиленно старались отвратить ее.
«Милостыня, – говорит блаженный Августин, – служит во спасение тому, кто исправил свою жизнь. Если вы даете только для того, чтобы приобрести право грешить безнаказанно, то вы не питаете Христа в лице бедного, а стараетесь подкупить Судью своего».
«Не одно и то же, – говорит святой Григорий Великий, – творить милостыню за грехи свои или грешить, обещая подавать милостыню. Тот, кто считает себя вправе грешить, потому что подает милостыню, и, искупая грехи свои, делает новые, надеясь опять искупить их, тот отдает свое имущество Богу, а сам себя предает диаволу».
4. Отцы церкви особенно восстают против тех, которые, неправедно приобретая богатства, думали загладить свою несправедливость, посвятив часть этого богатства на дела милосердия. «Если ты даешь, – говорит святой Григорий Назиазин, – то давай из своего и не корми, и не одевай бедного тем, что не принадлежит тебе».
«Есть люди, – говорит Златоуст, – которые, ограбив ближнего, считают себя оправданными, раздав бедным десять или сто златниц. Это жидовские, или скорее сатанинские милостыни!» «Какая польза будет в том, что ты даешь одному то, что отнял у другого? Ты должен вознаградить вчетверо того, кому ты повредил; в противном случае ты остаешься должником его». «Милостыня, даваемая из имущества, приобретенного неправедно, есть воровство и человекоубийство».
Такова сущность христианского учения о милостыне, которое никогда нельзя упускать из виду истинному христианину.