Источник

Часть 3, Глава 23Часть 3, Глава 25

О разделении заповеди на две скрижали, или о любви к Богу и ближнему и о любви к самому себе, как вытекающей из того, что себя самого любить должно, как ближнего

А. Понятие о праздновании воскресного дня

1. Что значит праздновать?

«Что значит праздновать? спрашивает святитель Филарет, митроп. московский. Быть праздным от дел и работ? – Это праздник для вещества, по своей природе косного и ленивого, а не для духа, по существу своему деятельного. Предаться безотчетно увеселениям? – называют и это праздником; но это праздник чувств и воображения, а чувства и воображение, занятое чувственными образами, составляют только низшую область человеческого существа. Какое же достоинство имел бы праздник, в котором бы не участвовало высшее и лучшее в человеке? Чтобы праздновать достойно человека, надо праздновать разумно; чтобы праздновать достойно христианина, должно праздновать духовно». (Сл. IV, 265). «Церковный праздник есть благочестивое созерцание, в котором дух отдыхает от труда плоти и собирает силы для работных дней жизни» (Сл. III, 193), – а потому «день, освященный для праздника (прежде всего) должен решительно и вполне принадлежат Богу и Его храму»114 (Сл. IV, 7).

2. Библейские изречения о днях праздничных

1) И благословил Бог седьмый день и освятил его (Быт. 2, 3; ср. Исх. 20, 8 – 11).

2) И сказал Моисей народу: помните сей день, в который вышли вы из Египта... Семь дней есть пресный хлеб, и в седмый день праздник Господу. (Исх. 13, 3, 6).

3) И сказал Господь Моисею, говоря; объяви сынам израилевым и скажи им о праздниках Господних... Вот праздники мои:.. в седмый день суббота покоя... в первый месяц, в четырнадцатый (день) месяца вечером Пасха Господня. И в пятнадцатый день того же месяца праздник опресноков Господу... в седмый месяц в первый (день) месяца да будет у вас покой, праздник труб... Также в девятый день седмого месяца сего, день очищения... Никакого дела не делайте в сей день... с пятнадцатого дня того же седмого месяца праздник кущей семь дней Господу... это постановление вечное в роды ваши. (Левит. 23, 1 – 2. 6 – 6. 24. 27 – 28. 34. 41).

4) И пришел (Господь наш Иисус Христос) в Назарет, где был воспитан, и вошел по обыкновению Своему в день субботный в синагогу. (Лук. 4, 16. См. еще Иоан 12, 20; Деян. 20, 7115.

3. Главнейшие обязанности христиан во дни праздничные

I. Самая первая обязанность, налагаемая на нас днем воскресным, есть посещение храма Божия и присутствие при богослужении. В этом могут служить нам благочестивым примером христиане прежних времен. Усердие их к храму Божию было так велико, что они еще в навечерие каждого праздника собирались в храм Божий для молитвы и слушания слова Божия. Вот что, например, говорит св. Златоуст о бдениях при наступлении праздников христиан его времени: «войди в церковь, посмотри на бедных, с полунощи до света там бывающих... посмотри на святые бдения, день с нощию сопрягающия» и в другом месте он же говорит: «радуюсь, что вы так усердны в общей матери всех – церкви, непрерывно стоите в продолжение всей всенощной службы... приносите Творцу немолчное славословие». (На Исаию бесед. 1 и 4). В житии мученицы Сиры мы встречаем разительный пример усердия христиан к бдениям в навечерии праздничных дней: Сира заключена была в темницу за исповедание имени Христова; при наступлении одного праздника она сильно скорбела душою о том, что не может вместе с прочими христианами посетить храма Божия. Но по просьбе одного христианина она вместе с ним была отпущена на время богослужения; с великою радостию она поспешила в храм на бдение и утром снова возвратилась в темницу. (См. «Ч.-М.» авг. 24).

Св. Григорий нисский, вышедши в один праздник говорить народу поучение, заметил такое большое стечение народа в храме, что, нам сам он свидетельствует: «многие, не поместившись внутри храма, занимали все входы, подобно тому, как пчелы – одни трудятся внутри, а другие около улья».

Подобное говорит о христианах своего времени и св. Златоуст: «вас (т. е. антиохийских христиан) должно хвалить за ревность, – за то, что вы ни в один воскресный день не покидаете нас, но, оставляя все, приходите в церковь... как на крыльях слетаетесь к слушанию слова о добродетели и поставляете все ниже божественных слов». (О покаян., беседа 3-я).

В истории церкви первых времен рассказывается, между прочим, один весьма разительный пример усердия христиан к празднику и храму Божию. Император Валент, узнавши, что в известный день в некоем месте соберется для богослужения множество христиан; приказал своему префекту умертвить их в собрании всех вместе. Благородный префект предупредил тайно христиан о таком бесчеловечном повелении императора. Не смотря однако ж на это, в известный день молитвенное собрание христиан не только не было меньше обыкновенного, но несравненно многочисленнее. И когда префект шел привести в исполнение бесчеловечное приказание государя, ему встретилась женщина с грудным ребенком на руках, которая так поспешно вышла из дома, что не заперла даже дверей и не оделась надлежащим образом. Префект спросил ее: «куда она так спешит?» Та отвечала, что спешит в собрание христиан. – «Да разве ты не знаешь, сказал он ей, что и префект едет туда же, чтобы, по повелению государя, предать смерти всех христиан, которых найдет там?» – «Знаю, отвечала женщина, но потому-то я так и спешу в собрание верующих, чтобы и меня умертвили вместе с другими». – «А это дитя зачем несешь с собою»? спросил изумленный префект. – «Для того, чтоб и оно удостоилось получить мученичество», отвечала женщина. Вот до чего простиралось усердие древних христиан в церковн. собраниям.

Опущение богослужения в воскресные до есть прямое нарушение правил церковных; опустившие троекратно воскресное богослужение, но суду церкви, подлежат наказанию. Так, 80-е правило шестого вселенского собора между прочим говорит: «аще мирянин, не имея никакой настоятельной нужды или препятствия, которым бы надолго устранен был от своей церкви, но пребывая во граде, в три воскресные дни не приидет в церковное собрание, то... да будет удален от общения.

II. Другие приличные дням праздничным занятия суть дела милосердия и любви христианской. Что подобные занятия благовременны в дни праздничные, ясно видно из примера Господа нашего Иисуса Христа, Который, сотворив благодеяние в субботу, заметил при этом, что «достоит в субботу добро творити» (Мф. 12, 11 и 12). Святой Иоанн Златоуст говорит о дне воскресном, как дне особенных благотворений, и так объясняет особенное расположение в этот день к благотворениям: «это происходит от того, говорит святитель, что в этот день прекращается всякая работа, душа от успокоения становится веселее, а что всего важнее – в этот день мы получили бесчисленное множество благ: в этот день разрушена смерть, истреблено проклятие, уничтожен грех, со- крушены врата адовы, связав диавол, прекращена долговременная брань, совершилось примирение Бога с человеками, род наш вошел в прежнее или гораздо лучшее состояние и солнце увидело удивительное и чудное зрелище – человека, соделавшегося бессмертным». (Бесед. о милост.). О древних христианах также известно, что в дни праздничные они обыкновенно посещали больных и заключенных в темницах, и старались различными средствами облегчить участь их, не смотря на то, что подобные посещения нередко были не безопасны.

В дни праздничные христиане прежних времен оказывали милости должникам и рабам, первым прощая долги, последним давая свободу; устраивали в домах своих трапезы для нищих. Так, о преподобном Исаии есть известие, что он во дни субботние и воскресные устроил в своем доме три и даже четыре трапезы для бедных. (Жит. преп. Памвы, «Чет.-Мин.»).

Проводя таким образом дни праздничные, мы будем, по заповеди, святить их. Такое празднование будет достойно христианина и не останется без награждения, ибо, по словам Иоанна лествичника, за благочестивое провождение праздничных дней «Бог ущедряет дарами рабов Своих». («Лествица», настав. к пастыр., гл. 3, стр. 378).

4. Святоотеческие свидетельства о достойном препровождении воскресного дня

I. «Будем праздновать, учит св. Григорий Богослов, не пышно, но божественно, не наш праздник, но праздник Владыки нашего, не праздник немощетвования, но праздник уврачевания... Не будем составлять лики, пресыщать зрение, оглашать слух свирелами, нежить обоняние, осквернять вкус, тешить осязание... Не будем вдаваться в козлогласование и пьянство, с которыми сопряжены любодеяния и студодеяния (Римл. ХIII, 13); ибо от худых учителей и уроки худы, или лучше сказать, от негодных семян и нивы негодны». (См. «Твор. св. отцов» в русcк. переводе 1844 г. ч. III, стр. 236).

II. «Неделя имеет 168 часов; из них Бог назначил для Себя (для общественного Богослужения) только один – и ты тратишь его на мирские занятия»! (Св. Златоуст о св. евхар.).

III. «Агнец Божий заклан для вас; кровь Господня предлагается на жертвеннике; серафимы преклоняют колена пред алтарем, а вы остаетесь без почтения; вы пренебрегаете этим случаем, чтобы привлечь в себе благодать вашего Бога»! (Там же).

IV. «Пусть никто не уклоняется от празднества святой литургии в день воскресный, и никто не пренебрегает служением Богу дома, в то время, когда другие идут в церковь». (Блаженный Августин in. рsalm.).

5. Об освящении и покое воскресного дня

I. Воскресный покой с исторической стороны. В след за рассказом о сотворении мира, в Библии говорится: так совершены небо и земля и все воинство их. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день и освятил его; ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал. (2, 1 – 3).

Здесь указано основание для счисления времени неделями, которое, несомненно, с этих пор и вошло в употребление, – здесь указан и образец для такого провождения дней недели. Неужели всемогущий Бог подвержен усталости и нуждается в отдыхе? Очевидно, Бог таким распорядком Своей творческой деятельности и покоя подал людям пример, чтобы и они шесть дней трудились, а в седьмой превращали свои дела. Но не в одном только покое отличие седьмого от прочих дней недели: Бог не только почил в этот день, но и благословил его, а это значит, что он есть день святой или священный, т. е. такой, который человек должен посвящать Богу. Таким образом, седьмой день, как праздник, есть а) непосредственное установление Божие, б) установление первобытное и в) установление необычайно важное, потому что напоминает о таком важном деле, как завершение творения мира, отчего и самый день седьмой далеко выдвигается из ряда других дней. Самое название свое седьмой день получил от того, что слово суббота на еврейском языке значит покой.

Как люди проводили субботу от времен Адама до Моисея, неизвестно. Но из библейского повествования о жизни Ноя и Иакова видно (Быт. 8, 10 – 12; 29, 27), что в их время употреблялся счет дней недели, а из этого можно заключать, что уже и тогда праздновали субботу. Но кроме того, книга Исход дает и положительное свидетельство, что евреи еще раньше синайского законодательства праздновали субботу, и это считалось исполнением заповеди Божией, а самое празднование состояло в покое.

Важность празднования субботы и вместе забвение ее и нестрогое соблюдение ее людьми побудили сделать законом то, что существовало почти только как обычай. Из десяти заповедей, данных Богом при Синае и содержащих в себе весь нравственный закон, четвертая обязывает человека шесть дней работать, а в седьмой прекращать свои дела и служить Богу. Слова: помни день субботний показывают, что празднование субботы существовало и раньше, но только подвергалось забвению, и заповедь как бы напоминала о древнем установлении субботы и внушала исполнять его.

Существенные принадлежности празднования субботы в заповеди указаны те же, какие были определены и при первоначальном установлении субботы, а именно: покой, освящение и служение Богу.

Христиане, как православные, так и других исповеданий, субботы не соблюдают. В нашей церкви суббот есть малый праздник.

Не значит ли это, что христиане нарушают четвертую заповедь? Да, это было бы нарушение заповеди, если бы у христиан суббота не была заменена другим днем – воскресным.

Замена эта произошла вскоре же после воскресения И. Христа, которое и послужило для этого основанием. Празднование воскресного дня началось с апостолов. В книге «Деяний св. апостолов» рассказывается, что ученики апостольские и вместе с ними ап. Павел собрались для преломления хлеба в первый день недели (20, 7), т. е. они причащались в воскресенье, которое есть первый день недели, как это делал и все христиане в первенствующей церкви. Значит, в воскресенье совершалось общественное богослужение. В первом послании к коринфянам апостол Павел убеждает раздавать в воскресенье милостыню. (16, 2). Свидетельства мужей апостольских и многих древнейших отцов церкви (61-е апостольское правило и слова римского писателя Плиния в его письме к императору Траяну, который царствовал с 98 – 117 г., не оставляют ни малейшего сомнения в том, что празднование воскресного дня начато было апостолами. Но как скоро начали праздновать воскресенье, так празднование субботы неизбежно отошло на второй план, потому что по смыслу четвертой заповеди должно праздновать не два, а один день в неделе. Так как апостолы были из евреев и потому не могли не питать глубокого почтения к субботе и так как замена субботы воскресеньем есть дело важное, то можно думать, что они даже не своею властию, а по наставлениям от И. Христа заменили субботу воскресеньем, хотя об этом, как и о многом другом, в Писании не сказано. Подтверждением этого предположения могут служить слова Афанасия Великого: «у древнего человека в великом почтении находилась суббота, но это празднование Господь перенес на день воскресный».

Св. отцы указывали на богословские основания для замены субботы воскресеньем. Главное основание – это необычайная важность события, совершившегося в первый день по субботе: разумеем воскресенье Господа Иисуса Христа из мертвых116. Важное само по себе событие воскресения Иисуса Христа из мертвых дает нам радостную уверенность в том, что и мы воскреснем для вечной жизни. В воспоминание такого величайшего события самый день субботний назван воскресеньем и торжественно празднуется всеми христианами. Воскресенье важнее субботы: суббота напоминала о сотворении мира и промышлении о нем; воскресенье напоминает о совершении искупления и воссоздании человеческого рода чрез Иисуса Христа.

Как же скоро воскресенье заступило место субботы, так стало обязательным для христиан исполнять в этот день все то, что требуется четвертою заповедию от субботы. Действительно, подобно субботе, воскресенье всегда почиталось днем покоя, днем благословенным или радостным и днем святым или посвященным Богу, в который совершалось служение Богу посредством обще-церковной молитвы и дел милосердия.

II. Празднование воскресного дня с религиозно-нравственной стороны.

а) Воскресенье, как день покоя. Косвенное указание на покой, соблюдаемый в воскресный день, мы встречаем уже у Игнатия Богоносца, в послании к магнезианам. (Гл. 9). Затем присутствование христиан первенствующей церкви в воскресные дни при богослужении и на вечерях любви показывает, что они прекращали свои житейские дела по крайней мере в первую половину дня. Но можно догадываться, что христиане, из уважения к воскресному дню заменившему субботу, не работали и весь день. О соблюдении покоя в воскресный день говорится в «Постановлениях апостольских» (книга 7, глава 33; книга 8, глава 33). Первое по времени церковное правило, которым узаконяется обычай покоиться в воскресенье, есть 29-е правило собора лаодикийского, бывшего в конце IV века. «Не подобает, гласит это правило, христианам иудействовати и в субботу праздновати, но делати им в сей день; а день воскресный преимущественно праздновати, аще могут, яко христианам». Здесь противоположение воскресенья, которое должно праздновать, субботе, в которую должно работать, показывает, что празднование воскресенья должно состоять в покое, а слова: «аще могут», дают понять, что необходимые, важные и неотложные дела могут быть исполняемы и в воскресенье, без нарушения его святости, – что христиане не нуждаются в принудительных и мелочных предписаниях, которыми было обременено в позднейшее время иудейское празднование субботы, – что они должны действовать по совести и руководствоваться нравственной свободой.

Обычай соблюдать воскресный покой, кроме церковных правил, был утвержден и властию императоров. Св. Константин Великий освободил воинов-христиан от воинских занятий в воскресные дни, чтобы они могли свободнее приходить в церковь в общественному богослужению. («Жизнь Константина», кн. 4, гл. 17 и 22). Он же запретил производить в воскресные дни торговлю, и это позже подтверждено было законом императора Юстиниана. Дозволялось торговать только необходимыми для жизни предметами. Кроме того, Константин Великий и многие последующие императоры (Феодосий Великий, Валентиниан 1-й, Валентиниан 2-й и Лев философ) запретили производить в воскресенье судебные дела, разве когда долг человеколюбия и сохранение общественного порядка не допускали отсрочки.

Церковь запрещала производить в праздники именно житейские дела. А дела богопочтения, благочестия, как-то: посещение храма и присутствие при общественном богослужении, домашнюю молитву, погребение мертвых, крестные ходы, перенесение мощей, всякого рода бескорыстную помощь ближним, особенно несчастным, чтение религиозных книг, объяснения Писания и т. п., она не только не воспрещала, но или прямо и настойчиво узаконила или, по крайней мере, одобряла, потому что таковыми делами главным образом и освящается воскресный день.

б) Воскресенье – день духовной радости. Церковь всегда при- знавала воскресенье днем духовной радости. Это она выразила, прежде всего, в запрещении поститься в воскресенье. (См. 64 ап. прав.; 18 пр. гангр.).

Св. Петр александрийский, (живший во 2 половине III века и в начале IV века) в своем 15 правиле указав причину, почему должно поститься в среду и пятницу, продолжает: «воскресный-же день провождаем, яко день радости, ради Воскресного в оный». Властарь все эти правила объясняет так, что неуместно в воскресенье предаваться печали и сетованию поста, а должно по преимуществу быть веселым и радостным, ради воскресения Господа и восстания нашей природы от греховного падения.

Взгляд церкви на воскресенье, как день радости, выражается ясно и в тех соборных правилах и отеческих свидетельствах, которые воспрещают преклонять в воскресенье колена при молитве. (См. 20 прав. 1 всел. собора; 90 пр. 6 вс. соб.).

в) Воскресенье – день священный. Само-собою понятно, по воззрению церкви, воскресному дню прилична только духовная, священная, религиозная радость такая радость не только не нарушаем святости этого дня, но даже есть одно из средств освящения его. Согласно такому взгляду на воскресенье, как день духовно-радостный и священный, церковь, а за нею и гражданское правительство, запрещали суетные и мирские увеселения и повелевали упражняться в делах религиозных и нравственных. (См. 66 пр. VI всел. соб., 82 пр. карфаг.).

В воскресные и праздничные дни соборными правилами запрещаются всякие вообще общественные зрелища и присутствование на них, хотя-бы сами по себе они не были безнравственны, каковы, например, конские ристания, – запрещаются частию потому, что они не согласуются с священною важностию и святостию этих дней, частию потому, что они отвлекают христиан от церковного богослужения.

Но воздержание от удовольствий, доставляемых общественными зрелищами, и закрытие этих последних в дни воскресные и в великие праздники было только отрицательной стороной освящения или празднования этих дней; положительная сторона освящения и состояла в совершении дел благочестия и христианской нравственности.

III. Воскресный покой с гигиенической и экономической точек зрения. Не может быть ни малейшего сомнения в том, что человек нуждается, подобно всему живому, в отдыхе. Растения отдыхают, находясь, как бы в состояния сна, несколько месяцев, в холодном климате даже более полугода; самые крепкие и выносливые животные уже после нескольких часов тяжелого труда ослабевают, утомляются и нуждаются в подкреплении себя пищей и сном, или покоем. Тоже и человек: как бы он ни был молод, бодр, силен и привычен к труду, он не может перенести без крайнего утомления тяжелой работы в течение даже и одного дня, если не подкрепит себя в полдень пищей и кратким отдыхом. Еще нужнее для восстановления затраченных сил ночной сон в течение 5, 6 и даже в иных случаях 7 часов: если человеку случится не спать двое-трое суток, то хотя бы он ничего не делал и пользовался обильной пищей, он умственно тупеет, а физически на столько слабеет, что бывает болен без болезни; частом же повторение таких случаев, равно как и вообще недостаточное пользование сном, расстраивает здоровье, подрывает силы и служит отдаленной, но верной причиной таких тяжких и неисцелимых недугов, которые сокращают жизнь. Напротив, при правильном распределении труда и отдыха, труд для самого слабого организма будет служить средством не удручающим или разрушающим, а укрепляющим. Наш «нервный век» служит ярким и страшным показателем того, как, благодаря частию чрезмерности труда, частию его односторонности, а главное – беспорядочности в распределении труда и отдыха, самые сильные люди подкашиваются в цвете лет и, что еще ужаснее, целые поколения оказываются слабосильными и чахлыми.

«Швейцарское общество воскресного дня» назначило прению за медицинское сочинение о значении праздничного покоя для здоровья человека, и один немецкий ученый медик Нимейер, исследовал этот вопрос в сочинении: «Покой воскресного дня с точки зрения учения о здоровьи». В этом сочинения он между прочим говорит, что работа в воскресенье гибельна для здоровья и ведет к ухудшению расы, так как весь организм расшатывается, если не происходит периодического восстановления посредством отдыха сил, истощаемых работой.

Но и не врач только, а всякий образованный, несвоекорыстный и свободный от предрассудков человек скажет, что труд умеренный, посильный, укрепляет силы, возвышает жизненную энергию, приносит физическое здоровье и душевное равновесие и благодушие; и напротив, труд чрезмерный расслабляет тело, истощает силы, подрывает здоровье, угнетает дух, производя отупение и раздражительность, а в конце-концов сокращает самую жизнь, или, по крайней нере, преждевременно ослабляет и подрывает способность к труду. Но соблюсти всегда умеренность в работе не легко даже людям, которые знают о вреде чрезмерного труда; тем труднее достигнуть этого низшим классам общества, т. е. огромному большинству работающих, потому что они не имеют ни малейшего понятия о гигиене труда (т. е, о науке сохраняет здоровье и устранять вредные для него условия); нужда заставляет их работать свыше сил, а в молодые годы, в расцвете сил, самая тяжкая работа переносится без заметного вреда для здоровья. Плачевные следствия неумеренного труда становятся особенно ощутительными на склоне лет; но тогда бывает уже поздно вернуть растраченное здоровье. Наилучшим и простейшим средством для того, чтобы не переступать в труде пределов умеренности, служит обязательный, периодически-правильно повторяющийся отдых от него. Таким врачебным умерителем труда и являются воскресные дни, учреждение которых нужно признать одним из величайших благ, данных небом трудящемуся человеку, и благоразумное пользование которыми может лучше поддержать и надежнее сохранить здоровье человека, нежели многие гигиенические меры.

Для всех тех, которые покушения на неприкосновенность праздничного покоя оправдывают важными будто бы требованиями личного и народного благосостояния и государственной экономии, мы укажем на Англию. Она служит живым укором и беспощадным обличителем всех подобных экономистов. В Англии не только тяжелые, но и все вообще работы в воскресенье прекращаются за исключением совершенно необходимых, в роде приготовления пищи: не говоря о судебных и административных местах, учебных заведениях, банках и конторах, все театры, концертные залы и другие зрелищные места закрыты на весь день; более шести седьмых лавок заперты: езда в экипажах, омнибусах и на железных дорогах сокращается вчетверо; на заводах и фабриках производство или прекращается, или происходит в возможно малых размерах; все мастерские пусты; в Лондоне не бывает ни разноски, ни приема писем, в других местах почтовая деятельность ограничена двумя-тремя часами. Нигде в мире нет такого многолюдства, шума движения, жизнь так не кипит, как в Лондоне в будничный день, а в воскресенье в этом всемирном рынке тишина, он будто заснул.

Какие же следствия этого? Находятся ли там в упадке промышленность, торговля, наука, финансы, как было бы можно ожидать? Где фабричная, заводская и ремесленная промышленность достигла образцового совершенства? В Англии. Какое государство первенствует в Европе в деле изобретения и производства машин, в судостроении, в устройстве путей сообщения и мореходстве? Англия. Какая страна ведет всемирную, в полном смысле слова, торговлю? Англия. Куда стекаются богатства со всех концов земли? в Англию. Где образованность и науки, и в частности политическая экономия и все практические отрасли знания, стоят на высокой степени развитии? Опять-таки в Англии? (Сост. по брош. «О праздн. воскрес. дня», проф. Моск. Дух. Ак. А. Беляева).

* * *

114

О свойствах празднования христианского. Святитель Филарет м. моск. указывает следующие свойства христианского празднования. Приведя слова пророка Давида: приидите возрадуемся Господеви, воскликнем Богу Спасителю нашему, предварим лице Его во исповедании и во псалмех воскликнем Ему (Пс. ХСІV. 1 – 2), он говорят: «этими словами пророк Давид созывает на праздник и вместе поучает праздновать. I. Первое наставление; приидите, дабы возрадоваться Господеви, дабы праздновать праздник Божий, надобно, чтоба человек был в некотором сближения с Богом. Бог всегда близок к человеку во Своему вездесущию, но человек не всегда близок к Богу по своей ограниченности, невниманию, рассеянности, по занятию земными предметами, по склонностям и действиям богопротивным. Итак, надобно выйти умом из земных помыслов и воспоминаний, сердцем из забот и пристрастий, телом из работ и дел, чтобы без преград и препятствий приблизиться к Богу, предстать и праздновать в Его присутствии». (Там же 385 – 6; ср. катих. 114). «Некоторые, извиняя себя нуждою, которой в самом деле нет, увлекаясь желанием выгоды или удовольствия, во дни и часы посвященные Богу и храму Его, устремляются на дела житейские. Увлечение сколь несправедливое, столь же не безопасное: дела, которые незаконно делаются в праздничное, Богу принадлежащее, время, не принесут людям пользы, как незаконные, – они, как нечистое примешение, внесут повреждение в те дела, которые законно делаются во время непраздничное. Пророк говорит: аще глаголет Господь Вседержитель: зане храм Мой есть пусть, вы же течете кийждо в дом свой, сего ради удержится небо от росы, и земля оскудит изношения своя (Агг. 1, 9 – 10), т. е. Поскольку вы не приходите благословлять и прославлять Бога в храме Его, то не приидет от Него благословение на ваши дела вне храма Его». (Сл. V, 354; ср. 373, 58 – 9). «Обыкновеннее всего то извинение, что дела дома, семейства, хозяйства, должности не позволяют часто быт в церкви, даже во дни, особенно Богу посвященные». Но пророк Давид «имел множество дел, однако не только ими не был удаляем от дома Божия, не только часто посещал его, но почти жил в нем, по крайней мере, сердцем и желанием. Он имел дела дома, семейства, хозяйства, благоустроял царство недавно образовавшееся и уже расстроенное, строил вновь столицу, вел войны с многими сильнейшими его врагами, но посмотрите, как ему досужно заниматься домом Божиим, как бы единственным предметом: едино просих от Господа, то взыщу, еже жити ми в дому Господи и посещати храм святой Его». (Сл. V, 98). Таким образом в праздники прежде всего должно «оставить позади себя свои дела, свои заботы, все, что нас привязывает, или рассеевает, или смущает, или огорчает, или раздражает, придти в храм, где все нам напоминает, все дает чувствовать, что мы предстоим Богу, где слово Божие глаголет, где Дух Божий дышет, где Голгофская жертва Христова возобновляется, где благодать отверзает объятия молящимся, где ангелы сослужат тайнодествующим человекам, и человеки тайно изобразуют херувимов». (Сл. IV, 287). «Для тех людей, которые по немощи, по нужде, по долгу повиновения во времена священные принуждены оставаться в домах, должно сказать: по крайней мере, когда услышат они возвышенный голос колокола, возвещающий высокую минуту безкровной жертвы, пусть пошлют в церковь благоговейную мысль, благочестивое желание, пусть освятят себя знамением креста, как бы вместе с предстоящими алтарю; ангел храма встретит их и вдали, причислит к действительно предстоящим и вознесет на алтарь Господень память их» (там же). II. Второе насталение пророка: возрадуемся Господеви. "Праздник без духовной радости, без сердечного в нем участия, без внутреннего чувства, есть тело без души. Но должно испытывать к поверять чувство и различать виды радости. Ленивый работник бросил работу я рад, что настал праздник: он радуется своей лености, а не Господу; легкомысленная женщина облеклась праздничным убранством и с удовольствием начинает праздничный день: она радуется своей суете, а не Господу; яйца и пийца видит или воображает праздничное пиршество и весел заранее: он радуется своему чреву, а не Господу. Нет! Если и тогда, как от вчерашней работы еще болят у тебя члены, ты охотно идешь во храм и не боишься утомления; если твои чувства, мысли, сердце так заняты богослужением, что ты не развлекаешься посторонним и забываешь внешнее, то я верю, что ты радуешься Господеви. Если же и по выходе из храма ты остаешься внутренно довольным, так что не привлекаешься удовольствиями чувственными, вносишь мир твоей души в мир твоего дома и распространить твое утешение желаешь разве только в духовном общения, либо в благотворении ближнему, то я еще больше верю, что ты возрадовался Господеви. Ибо когда радость Господня, утешение внутреннее – духовно посещает и наполняет сердце, тогда человек находит себя духовно услажденным и насыщенным так, что алкание внешних услаждений утихает и престает, – тогда опыт лучшего и высшего показывает ему, как ничтожен их вкус, как низко погружение в них, как отвратительно их излишество; тогда если радость духовная возбуждает и движет его, то движет по свойству своему к делам духовным и богоугодным». (Сл. IV, 287 – 8). «Радость Господня от одного взора матери-благодати сана собою родится в сердце простом и чистом». Если же сердце не обретает радости духовной, то не бесполезно вспомнить закон и предел, который Бог положил радости. Несть радоватися нечестивым, глаголет Господь (Ис. ХLVІІІ, 22). Предел, за который не переступает радость Господня, ест тот, за которым начинается область нечестия или беззакония. И так, если сердце твое не обретает радости духовной, то внемли себе, как говорит Моисей, примечай за собой, испытывай себя, да не будет слово тайно в сердце твоем беззакония (Втор. XV, 9), не кроется ли в нем противный благочестию и добродетели помысл, страсть, намерение, дело нечистое, неправедное, злое, чем сердце осквернено, загромождено и сделано недоступным чистой в святой радости. В таком случае путь в радости о Бозе есть печаль, яже по Бозе, которая покаяние нераскаянно во спасение соделовает (2Кор. VII, 10), и таким образом, сеющии слезами радостию пожинают, чего ради и псалмопевец радости в самую средину радостного псалма своего всевает слезы, как семя чистой радости: восплачемся, говорит, пред Господем, сотворшим нас (Пс. СХХV, 5). III. Третье празднественное наставление пророка, которое заключается в следующих воззваниях: воскликнем Богу Спасителю нашему; предварим лице Его во исповедании и в псалмех воскликнем Ему. «Он указывает здесь на средство возбудить священную радость и, когда она возбудится, так как она по существу своему жива и деятельна, дат ей прилитное упражнение» (там же). Таким образом «духовное и достойное христианина празднование» заключается не в том только, «чтобы быть праздным от тяжких рабских дел, но в том наипаче, чтобы быть свободным от приятной работы чреву, рассеянию, тщеславию, суетам разного рода; соделывать всемерно ум свой, сердце свое и самые чувства свои праздными от всякой твари прельщающей, озабочивающей, смущающей, да возможно было бы принять Бога в уме, в сердце, во внутреннем чувстве, созерцанием, желанием, ощущением, чрез духовное учение, чрез чистую молитву, чрез дела благие и святые». (Сл. IIІ. 143 ср. V. 37; IV, 419; Катих. 114. 115). (Состав. по ст. «Нравственное богословие по соч. Филарета, митрополита московского», напеч. в «Страннике» за 1891 г. август, стр. 464 – 8).

115

Замечание об отрицании штундистами праздников. Некоторые штундисты кроме воскресенья отрицают все прочие праздники. Оправдывая себя, штундисты, непочитающие праздников, приводят следующие места св. Писания. 1) Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их (Исаия 1, 14). 2) Ненавижу, отвергаю праздники ваши и не обоняю жертв во время торжественных собраний ваших (Амос. 5. 21). 3) Наблюдайте дни и месяцы, времена и годы. Боюсь за вас, не напрасно ли и трудился у вас (Галат. 4, 10 – 11). Разберем эти места. Места под цифрами 1) и 2) из пр. Исаии и Амоса почти тожественны. Пророки обвиняют неблагодарный и вероломный народ еврейский за то, что он оставил Господа, презрел Святого – Израилева (Ис. 1, 4), превратил суд в отраву и правду поверг на землю (Амос. 5. 7). Правда, этот народ против обличений пророков ссылается на свои жертвоприношения и частое посещение храма (Ис. 1, 11 – 12), но эти дела мерзость пред Господом, как и их праздники, потому что они лицемерны. Когда Израиль омоется и очистятся, когда научится делать добро, тогда Господь простит их; если же он останется в своем упорстве, то меч поесть его (Исаии 1, 17 – 20). Следовательно здесь и речи нет об отрицании праздников, достойно празднуемых благочестивыми иудеями, тем более христианских праздников. 3) Приняв св. ап. Павла, как ангела Божия, галаты оставили язычество и утверждались в христианской вере. Но укреплению галатов в благовествования полагали большую преграду, в отсутствие апостола, появившиеся среди них иудействующие лжеучители. Они старались унизить ап. Павла и убеждали галатов принимать обрезание и соблюдать закон Моисеев, т. е. чтить праздники иудейские и проч. Св. ап. Павел и укоряет галатов за их совращение: он столько их учил, а они поверили лжеучителям! Он как бы так говорит: вспомните, сколько пота пролито над вами, и не допустите, чтобы тщетным сделался труд мой. (Феофилакт.) Следовательно, здесь и речи нет об отрицании христианских праздников. (См. кн. «Краткий очерк штундизма», свящ. о. Стрельбнцкого стр. 169 – 170).

116

Иустин мученик приводит два основания празднования воскресного дня. «В день солнца, говорит он, мы все вообще делаем собрание потому, что это есть первый день, в который Бог, изменивши мрак и вещество, сотворил мир, и Иисус Христос, Спаситель наш, в тот же день воскрес из мертвых». (Первая апология, гл. 67).


Источник: Уроки и примеры христианской любви : опыт катехиз. хрестоматии / Сост. прот. Григорий Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XXXVIII, 740, с.

Комментарии для сайта Cackle