Источник

Часть 3, Глава 38Часть 3, Глава 40

О разделении заповеди на две скрижали, или о любви к Богу и ближнему и о любви к самому себе, как вытекающей из того, что себя самого любить должно, как ближнего

А. Грехи против восьмой заповеди закона Божия

1. Грабительство

а) Тяжесть греха грабительства. Грабительство есть хищение, когда чужое присвояется с насилием у законного обладателя дерзко отнимаемой вещи.

Не насильствуй (не будь грабителем) (Притч. 22, 22), говорится в слове Божием. Существенный признак грабежа составляет насилие пред лицом самого владельца, или хозяина ограбляемых вещей, хотя и без опасности для его жизни. Но когда это насилие выражается в угрозах и бывает вооруженным, тогда грабен переходит в разбой: видя оружие в руках нападающего, владелец тем скорее решается отдать свое имущество, которое бывает предметом похищения.

Это-то наглое нарушение грабителями прав чужой собственности и есть преступнейшая вина в грабеже. Тем виновнее, значит, грабеж, когда он допускается пред большим количеством людей, присутствия которых надлежало бы постыдиться: подбегают к другому, срывают с него одежду или выхватывают из рук вещь, и – убегают. Виновнее также грабеж, когда происходит на дороге, в путешествии чьем-либо: в это врея нужда в вещах для каждого более ощутительна, и следовательно собственность каждого еще более дорога для него самого. Но и еще виновнее грабеж – на особенных путях сообщения, потому что в таком случае делается оскорбление и правительству, так как правительство особенно покровительствует путям сообщения; – тогда нарушается безопасность, которая особенно должна быть на путях сообщения. (См. «Нрав. Б.» прот. Г. Попова).

б) С чужим добром беду принесешь в дом. Эту пословицу старые люди прилагают к тем случаям, когда человек отнимет имущество вдов и сирот, когда неправдою притянет в себе имение человека, разорившегося от несчастья, когда во время пожара украдет что из спасенного от огня имущества. Кто ограбит вдову и сироту, тот оставит свою вдову и своих детей сиротами в бедности; присвоивший имущество разорившегося, сам разоряется. В подтверждение этого приведем один случаи, из русской жизни.

Летом 1867 года, 7 июня, на реке Волге загорелось одно судно, с ватой или хлопчатой бумагой. Бумага эта обыкновенно туго набивается в большие мешки. Когда судно развалилось от огня, обгоревшие мешки с бумагой поплыли вниз по реке. Пожар был ночью, и тревога на реке разбудила жителей окрестных деревень по берегам Волги. Вместо того, чтобы спешить на помощь несчастному хозяину судна, ловить плывшее по реке добро его и возвратить ему, – вместо этого, как следовало бы поступить добрым христианам, жители тех деревень, жадные на чужую добычу, с алчностию бросились на лодках ловить чужой товар. Наловили и перевезли его домой. Так как хлопчатая бумага в воде немного смокла, то надо было ее высушить, чтобы удобнее было продать ее. Среди лета сушить где же, кроме солнца? Ничего опасного не подозревая, владельцы чужого добра разложили бумагу на крыше домов и сараев своих па упоре против солнца. Когда бумага согрелась от солнца, от нее стало пахнуть чем-то в роде скипидара; но на это хозяева не обратили внимания. Июня 8-го бумага сушилась благополучно; но 9-го, с девяти часов утра, солнечные лучи палили едва стерпимым жаром. В это время в разных местах одного села, жители которого наловили себе чужого товара, (села Вогородского) почти одновременно вспыхнул пожар, и менее чем в три часа сорок пять домов сделались жертвою пламени. В других двух селах от той же ваты сгорело тоже по нескольку домов. Когда знающие люди объяснили, что причиною пожара была бумага, воспламенившаяся от солнечных лучей, тогда те, у которых еще оставалась эта бумага, поспешили бросить ее опять в Волгу. Вот и нажились от чужого добра!..

А когда они везли это чужое добро домой, им следовало бы припомнить русскую пословицу старых, честных и богобоязливых людей: «с чужим добром беду принесешь в дом», и – возвратить добро хозяину. Тогда и беды бы такой им не было, а за доброе дело Господь наградил бы их. (Сост, по «В. чт.», 1867 г.).

в) Предостережение св. Тихона задонского от похищения чужого добра. «Похищенное чужое добро, говорит святитель Тихон задонский, как огонь, в дом вшедшее все прочее имение поядает, ибо где неправда, там и клятва Божия; где же клятва Божия, там никакого добра не будет, но всякое злополучие последует. Хищники и грабители подобны человеку, черпающему воду решетом: из рук их вытекает все, что они похищают и собирают, как решетом черпаемая вода. Похищай и хватай, человече, похищай, как хочещь и что хочешь, однако же знай, что все из рук твоих вытечет и твое собственное неправда, как огонь, потребит». (Твор. св. Тихона задонск. т. IV, стр. 70).

г) Пример грозного небесного вразумдения грабителей.

I. Однажды пристали к острову на озере Селигере, в тверской губ. неподалеку от Осташкова, разбойники и полагая, что спасавшийся здесь преп. Нил столбенский скрывает в келье какое-нибудь сокровище, стали допрашивать св. старца. «Все мое совровище в углу моей келлии!» кротко отвечал Нил. Они бросились в указанный угол, где сиял образ Богородицы, – к вдруг ослепли и попадали на землю. Нил помолился о них, разбойники прозрели и с тех пор начали жить честно. (Житие преп. Нила столб.).

II. Неподалеку от обители преп. Дионисия, спасавшегося на афонской горе, было принадлежащее ей место, весьма полезное в том отношении, что там находилась пещера с живительным источником воды. Это место занял один пастух, устроил свой шалаш и скотный двор. Ученики преподобного напрасно просили его удалиться: пастух и слышать не хотел. Наконец и сам преподобный стал кротко убеждать пастуха оставить обитель в покое и не отнимать достояния иноческого: тот, вместо повиновения, досаждал старцу и знать его не хотел. Тогда преподобный Дионисий присовокупил: «есть ли воля Божия жит здесь инокам, ты увидишь это»... И несчастный пастух увидел следствия своего безрассудства: в тот же день, когда стада его рассыпались на пустынных пажитях вокруг монастыря, от скалы отторгся огромный камень и передавил значительную часть овец. Мало того: в стадах пастуха день от дня умножался падеж, так что в короткое время он лишился всех стад, и сам впал в тяжкий недуг, от которого никакие обыкновенные средства не могли восстановить его. Итак Бог никогда не благословит человека, пасущего свой скот на чужой земле и без наказания его не оставит, если он не исправится. (Афон. пат. ч. II, стр. 47).

2. Воровство (кража, татьба)197

а) Тяжесть греха воровства. Припомним один случай из писаний ветхого завета, ясно показывающий, как преступна кража, и какому наказанию подвергает иногда суд Божий виновных в ней.

После чудесной осады города Иерихона Бог повелел израильтянам всю добычу – золото, серебро, медь и железо, вое принести в сокровище Господне, но некто Ахан украл часть из этой добычи. Господь по вине одного человека разгневался на всех сынов израилевых за то, что среди избранного Им народа нашелся такой преступник. Израильтяне, не зная о преступлении Ахана, двинулись к завоеванию другого города, но Господь едва не предал весь их отряд в руки врагов. Все израильтяне пришли в смятение, а предводитель их Иисус Навин, в скорби и ужасе от неожиданной неудачи, раздрал на себе одежды, посыпал голову прахом, вместе с старейшинами пал на землю пред ковчегом завета и молился до самого вечера. Господь от- крыл причину, по которой израильтяне лишились Его чудесной помощи. Какая же этому была причина? Причина общей неудачи в сражении была та, что один человек оказался вором; потом Сам Господь научил, как по жребию отыскать вора и как поступить с ним. Когда вора открыли, и он сознался во грехе своем, Иисус Навин сказал ему: «за то, что ты навел на нас беду, Господь на тебя наводить беду в день сей». И побили его все израильтяне камнями и сожгли огнем, и наметали камни. И набросали на него большую груду камней. После этого утихла ярость гнева Господня (Иисус. Нав. VII; 25, 26).

б) Библейские изречения о воровстве.

Воровство а) гнусно: как! вы крадете и клянетесь во лжи, и потом приходите, и становитесь пред лицом Моим в доме сем! И ныне, так как вы делаете эти дела, говорит Господь, Я отвергну вас от лица Моего (Иер. 7, 9, 10, 13, 15).

б) запрещено: не крал (Исх. 20, 15; Втор. 5, 19; Матф. 19, 18). – Не крадите и не обманывайте друг друга. Я, Господь (Бог ваш) (Лев. 19, 11, 12). – Не передвигай межи давней, и на поля сирот не заходи; потому что Защитник их силен; Он вступится в дело их с тобою (Притч. 13, 10, 11). – Кто врал, вперед не крад, а лучше трудись, делая своими руками полезное (ЕФ. 4, 28). в) запрещено особенно по отношению к бедным: не будь грабителем бедного, потому что Господь вступится, и исхитит душу грабителей (Прит. 22, 22). Оказыват притеснение в уплате своим слугам есть воровство: не обижай ближнего твоего и не грабительствуй, Плата наемнику не должна оставаться у тебя до утра (Лев. И9, 13). – Прийду к вам для суда, и буду скорым обличителем тех, которые клянутся ложно, и удерживают плату у наемника, и Меня не боятся, говорит Господь Саваоф (Малах. 3. 5).

Предписывается возвращение украденного: если кто отдаст ближнему на сохранение серебро или вещи, и оне украдены будут из дома его: то, если найдется вор, пусть он заплатит вдвое (Исх. 22, 5). – Если кто запрется пред ближним своим в том, что ему поручено, или у него положено, или им похищено, или найдет потерянное и запрется в том: то, согрешив и сделавшись виновным, он должен возвратять похищенное, что похитил, или отнятое, что отнял, или порученное, что поручено, или потерянное, что он нашел. Или, если он в чем поклялся ложно, то должен отдать сполна, и приложить в тому пятую долю и отдать тому, кому принадлежит (Лев. 6, 2 – 5).

Наказания за воровство:

а) срам следует за воровством: как вор, когда поймают его, бывает осрамлен, – так осрамил себя дом Израилев (Иер. 2, 26).

б) привлекает проклятие: вижу летящий свиток: это проклятие, исходящее на лице всей земли; ибо всякий, кто крадет, будет истреблен; Я навел его, говорит Господь Саваоф, и оно войдет в дом татя, и пребудет в доме его, и истребит его и дерева его и камни его (Зах. 5, 2 – 4). – Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня... десятиною и приношениями. Проклятием вы прокляты, потому что вы – весь народ – обкрадываете Меня (Малах. 3, 8, 9). в) лишает неба: не обманывайтесь: ни воры, ни лихоимцы, ни хищники царства Божия не наследуют (1Кор. 6, 10).

Верные а) увещеваются хранит себя от воровства: возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь. Только бы не пострадал кто из вас как вор, или как посягающий на чужое (1Петр. 4, 12, 16).

г) молятся, чтобы не увлечься к воровству: нищеты и богатства не давай мне, Боже, – питай меня насущным хлебом, дабы пресытившись я не отрекся Тебя и чтоб обедневши не стал красть (Притч. 30, 8, 9).

г) Наставления святителя Тихона задонского о тяжести греха присвоения чужой собственности.

I. «Если бы царь дал своему подданному какой-нибудь подарок в руки, а какой-нибудь негодяй в присутствии – на глазах самого же царя, похитил: чтобы тогда от царя последовало похитившему? Несомненно возгорехся бы тогда сильный гнев на хищника. И праведно! ибо и царю было бы великое оскорбление, и подданному тяжкая обида»...

«Когда ты, продолжает тот же святитель, каким-либо образом похищаешь у ближнего какое-либо добро, подумай: кого ты обижаешь? Ты обижаешь того, кого Бог заповедал тебе любить как самого себя; ты обижаешь того, который создан по образу и подобию Божию, обижаешь ты того, кого Сам Бог возлюбил, омыл, очистил и освятил дражайшею кровию Христа. Судите после сего сами: не вступится ли царь, когда кто любезного слугу его обижает и грабит? Не будет ли мстить сердобольный отец, когда кто сына его обижает и грабит?... Как же ты избежишь гнева Божия, когда образ Его, слугу и раба Его, и Его сына обижать будешь?» (Т. 1, 8).

II. « Похититель царского подарка более обижает себя, нежели того человека, у которого похищает подарок тот: так и всякий хищник, вор и тать более вредит себе, нежели тому, у кого похищает; он лишается милости Божией и подпадает наказанию временному и вечному. Мы видим, что имение, собранное неправдою, рассыпается и погибает, и сам хищник терпит бесчестие и мучение совести и всякое зло; и часто бывает, что таковые на несколько времени обогащаются и, как цветок на поле, несколько блистают, но вдруг, как цвет же, увядают, и ниспадают, и делаются, как един от нищих и убогих».

III. «Страждет неутешно евангельский богач в пламени геенском, и вечно будет страдать за то, что нищего Лазаря, который лежал у ворот его голодный, и желал насытиться от крупиц, падающих от трапезы его, он не кормил, не помилосердовал его, не сжалился над ним: каков же плач и вопль в будущем веке ожидает тех, которые сами грабительством, хищениями, ябедами, обманом, коварствами и неправдами своими ближних своих доводят до такого жалостного состояния, в каком представляет нам евангелие святое Лазаря нищего?!» (Из твор. св. Тихона задонск.).

г) Примеры грозного вразумления нарушителей восьмой заповеди закона Божия.

I. Однажды преподобный Исаак (он был родом из Сирии, но проводил подвижническую жизнь в устроенном им монастыре в Италии близ города Сполето) велел с вечера вынести на ночь в монастырский вертоград все земледельческие орудия, сколько их было в монастыре. Вставши утром, он велел приготовить довольное количество пищи и после утреннего богослужения повел братию в вертоград. Когда они пришли, то увидали столько работающих, сколько было земледельческих орудий; это были нощные тати, пришедшие для похищения плодов. Бог переменил их злой умысел и обратил к тому, что должно составлять обязанность всякого, желающего спокойно есть свой хлеб, т. е. к труду. Так чудесно посрамленных Богом похитителей преподобный велел накормят и отпустил, снабдив их хлебом. (Чет.-Мин.).

II. Преп. Григорий печерский (живший 1093 г.) по любви к чтению собирал книги которые в те времена были весьма дороги. Воры вздумали похитить их у преподобного; ночью они спрятались у кельи святого и выжидали, когда Григорий пойдет в церковь к утрене. Но св. Григорий услышал приход воров и ночью в обычных своих молитвах молился Богу и о них: «Боже, молился преподобный, дай сон Твоим рабам, которые напрасно мучат себя». И Бог услышал молитву св. Григория: воры заснули и спали 6 дней и б ночей, пока сам преподобный в присутствии многих братий не разбудил их. Этим незванным пришельцам он сказал: «до каких пор вы напрасно будете стеречь, чтобы обокрасть меня, пора вам итти домой». Но воры так ослабели от голода, что итти не могли. Преподобный подкрепил их пищею и отпустил. Городской судья, узнав обо всем этом, велел жестоко наказать воров, но св. Григорий защитил их. Он взял несколько книг, поднес их судье, чтобы удобнее преклонить его на милость к ворам. Так святые мстят за зло! Они вполне исполняют слова Господа: «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас: благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Матф. 5, 44). Воры, тронутые таким поступком препод. Григория, бросили свой нечестный промысел, поступили в печерскую обитель и стали работать на братию.

Между тем преподобный остальные книги свои продал и деньги роздал неимущим, чтобы не соблазнять других людей на кражу. (Печерский пат.).

III. Раз воры пришли ночью в монастырь преп. Лафнутия и взяли трех рабочих волов монастырских. Но когда пошли с ними, то блуждали всю ночь около монастыря. Стало рассветать; они хотели бежать, но не могли; искавшие волов взяли воров и привели к преподобному Пафнутию. Пафнутий, преподав им наставление впредь не красть, велел накормить их и отпустил с миром. (Из кн.: «Русские святые, чтимые всею церковию или местно», Филарета, архиепископа черниговского, ч. II, С.-Пб. 1882 г., стр. II).

IV. Подобный случай был и в обители препод. Макария: раз недобрые люди украли рабочих волов макарьевской (на Волге) обители, но внезапно ослепли. Блуждая в окрестности, они невольно воротились в обитель и покаялись в грехе своем Макарию. Преподобный разрешил их от греха и слепоты, прибавив: «вперед не грешите!» (Там же, ч. И, стр. 377 – 378).

V. Однажды в архиерейский дом св. Спиридона забрались воры и, захватив несколько овец, хотели уйти. Но Бог, любя угодника Своего и соблюдбия небольшое его имеще, связал их невидимою силой, так что они не моми сдвинуться с места и остались так до самого утра. Преподобный Спиридон на рассвете вышел из кельи и, застав их в таком жалком положении, дал наставление, чтоб они никогда ничего не брали чужого, но чтобы питались трудами своих рук; потом молитвою разрешил невидимые их узы и отпустил домой. («Ч.-М»).

д) Примеры наказания Божия за похищение чужой собственности.

аа) Когда препод. Лука елладский (ум. около 946 г.) жил в горе Иоанновой (в Греции), то многие из окрестных жителей приходили к нему «пользы ради» и тем нарушали ему безмолвие. Он захотел, поэтому, уйти отсюда на место более безмолвное, и посему поселился с учеником своим на некотором пустынном месте, называемом «Калавие»; здесь он пребывал, добывая себе пишу от труда рук своих: копал землю, сеял семена и сам жерновами молол хлеб. Однажды корабельники, плывя мимо того места, пристали к берегу недалеко от келлии преподобного и вошли в нее. Не нашедши в ней никого, ибо святой с учеником своим вышел куда-то, они взяли один жерновой камень и унесли с собою. Пришедши в келлию и не видя камня, преподобный пошел к корабельникам и просил их возвратить камень, так как ему нечем теперь стало молоть для себя хлеб. Но они божились, говоря, что не брали какие. «Если не взяли, плывите с миром, сказал им святой, и взявшему да воздаст Бог, как Ему угодно». Сказавши это, святой ушел, и вдруг тот, кто взял камень, пал мертвым. Ужаснулись корабельники и, пришедши к святому, просили у него прощения и возвратили камень. Опечалился и сам преподобный и много дней плакал об умершем. – («Избран. из житий святых чудеса и видения»... изд. 2-е, стр. 186 – 186).

бб) Один селянин, живший не далеко от Антиохии не довольствуясь праведными трудами и желая чужих, похитил часть плодов ближнего, чтобы чрез это увеличить свой сбор. Но Бог скоро обличил кражу: ниспала молния и зажгла гумно. Несчастный похититель чужой собственности поспешил к человеку Божию, св. старцу Симеону «древнему», жившему недалеко от него, рассказал о своем несчастии, – воровство же свое думал скрыть. Но, когда, будучи вынужден сказать истину, признался в краже (скорбь принудила его обвинить самого себя), блаженный муж приказал ему отвратить наказание вознаграждением за обиду, говоря, что как скоро ты возвратишь те плоды, исчезнет и этот ниспосланный Богом огонь. И оказалось, что, как только он, прибегши отсюда, принес обиженному похищенные плоды, пламя без воды было погашено молитвою и предстательством блаженного старца. Это исполнило страхом не только соседей, но и весь город, т. е. Антиохию, вблизи которого было то селение, где происходил рассказанный здесь случай, и заставило итти к старцу – одного с просьбою освободить от мучений злого духа, другого – о прекращении горячки, а иного – об освобождении от какого-либо другого несчастия. И он щедро источал токи обитающей в нем благодати. (Из кн. «Истор. боголюбцев», блаж. Феодорита, еп. киррского, стр. 86 – 87).

вв) Поучительный случай рассказывает в своих записках один почтенный сельский священник. Его прихожанин, крестьянин имел великую любовь к церкви Божией: если удар праздничного благовеста заставал его за какою-нибудь, хотя бы и самою спешною работою, он тотчас же бросал ее, брал с собою одного из детей и спешил в храм Божий, наказывая и жене немедля итти в церковь с другим ребенком. Настал храмовой праздник святителя Николая, заблаговестили в обедне. Богобоязненный крестьянин встрепенулся, стал спешно собираться в церковь и заметил, что у его жены еще пироги не посажены в печь. «Смотри, жена», сказал он ей внушительно: «как бы тебе из-за пирогов не остаться для праздника без обедни!» А сам взял ребенка и ушел. Жена управилась с пирогами, взяла другого ребенка и поспешма к службе Божией. Окончилась обедня, все пошли по домам. Подходят и наши богомольцы к своему дому и видят, что ворота приотворены; идут далее – сени тоже отворены, а в избе слышно, кто то будто бродить и шарит руками... Тут только хозяйка вспомнила, что поспешая в церковь, чтобы застать начало обедни, она забыла запереть ворота. Предполагая, что в избе недобрый человек, хозяева не решались сразу войти туда и пригласили соседей. И вот, они отворяют дверь в избу и видят, что известный в их селе вор, глядя во все глаза, ощупывает стены и ищет выхода. – «Как ты сюда попал?» стали его допрашивать. Тот откровенно сознался, что, заметив неприпертые ворота, он хотел этим воспользоваться, чтобы что-нибудь украсть: «я видел, как хозяева пошли в церковь, говорил он, и был уверен, что никого нет дома. Но только что я вошел, как следом за мной входит низенький седенький старичок, в красной бархатной одежде церковной, и взглянув на меня, строго мне говорит: «как?! эти добрые христиане пошли ко мне на праздник, и в торопях забыли припереть свой дом, а ты и рад случаю, чтобы их обворовать?» И при этих словах старец быстро ударил меня по лицу, так что сразу у меня потемнело в глазах и я все потерял из виду... Вот и сейчас ничего не вижу и выхода не найду»... – Так рассказывал о себе обличенный на месте преступления тот недобрый человек. Его судили и присудили, за покушение на кражу, в Сибирь напоселение. Отправляясь в большую дорогу, он пожелал – в первый и в последний раз в жизни – зайти в свой сельский храм – помолится. Когда подвели его к местной иконе святителя Николая, чтобы ему приложиться, он вдруг прозрел и в строгом лике угодника Божие на иконе узнал того старца, который обличил его поступок и наказал временною слепотою... (См. № 521 «Тр. листков»).

3. Обман

а) Библейские изречения об обмане и неправде.

Обман и неправда запрещены: и сделайте неправды в суде, в мере, в весе и в измерении (Лев. 19, 35). – В кисе твоей не должны быть двоякие гири, большия и меньшие. В доме твоем не должна быть двоякая ефа (мера) большая и меньшая. Гиря и ела у тебя должны быть точные и правильные (Втор. 25, 13 – 14). – Не будь лжесвидетелен на ближнего твоего: к чему тебе обманывать устами твоими? (Притч. 24, 28).

Бог ненавидит неправду, или обман: мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий неправду (Втор. 25, 17). – Неверные весы – мерзость пред Господом (Притч. 11, 1).

Неправда, или обман а) удаляет от познания Бога: каждый обманывает своего друга и правды не говорят. По коварству они отрекаются знать Меня, говорит Господь. Неужели Я не накажу их за это? (Иер. 9, 5, 9).

б) служит препятствием к обращению: для чего этот народ, Иерусалим, находится в упорном отступничестве? Они крепко держатся обмана и не хотят обратиться. Я наблюдал и слушал: не говорят они правды (Иер. 8, 5).

в) составляет характер антихриста и всех богоотступников: откроется беззаконник, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всяким неправедным обольщением погибающих, да будут осуждены возлюбившие неправду (2 Еф. 2, 8–10, 12).

Верующие а) чужды неправды, или обмана: Иов сказал: не скажут уста мои неправды, и язык мой не произвесет лжи ( – 27, 4). – Услышь, Господи, правду (кою), прими мольбу из уст нелживых (Пс. 16, 1).

б) Молятся об избавлении их от любящих неправду, или обман: от человека несправедливого избавь меня, Боже (Пс. 42, 1).

Неправда удалена с неба: вне небесного наследия святых всякий любящий и делающий неправду (Апок. 22, 15).

Благословение обещано чуждому неправды, или обмана: кто взойдет на гору Господню, или кто станет на святом месте Его? Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто, кто не клялся душою своею напрасно и не божился ложно ближнему своему (Пс. 23, 4).

б) Примеры грозного небесного вразумления обманщиков.

I. Однажды два скомороха вздумали обманом взять одежду у святителя Елифания, епископа кипрского. Увидя его издали, один из них притворился мертвым, а другой сказал приблизившемуся святителю: «отче, покрой одеждою тело умершего». Святитель помолился Богу и покрыл лежащего одеждою. Когда св. Епифаний отошел, живой сказал мертвому: «встань, брат, инок ушел». Но мертвый не отвечал. Товарищ толкнул его, но тот оказался действительно умершим. В ужасе побежал скоморох к святителю и просил у него прощения. Святитель отвечал: «иди, погреби мертвеца твоего; он умер прежде, чем ты начал просить у меня одежды, чтобы покрыть его». («Чет.-М.» 12 мая).

II. Подобный же случай рассказывается в житии св. Григория неокесарийского: однажды, когда св. Григорий возвращался в свой город, трое из неверных хотели посмеяться над святителем, коего святость и богоугодность явно свидетельствуема была необыкновенными чудодейными знамениями. На пути, где св. Григорию следовало проходить, они положили одного из своих товарищей, притворившегося мертвым, – а сами сидели около него и жалобно просили на погребение бедного. Св. Григорий снял с себя верхнюю одежду и отдал на покрытие умершего, прибавив еще денег. Лукавые обманщики начали смеяться над простодушием святителя и говорили: «если бы он имел в себе Духа Божия, то узнал бы, что лежит пред ним живой человек». Потом, когда они стали звать своего товарища, и он не вставал, они подумали, что они уснул; стали толкать его, но с ужасом увидели, что товарищ их, притворившийся мертвым, действительно умер. Так Господь покарал обманщиков и смех обратил в плач. (по «Ч.-М.).

III. В этом же роде известен рассказ о грозном вразумлении обманщика из жизни преп. Иакова низибийского. Однажды преподобный шел в какую-то деревню; к нему подошли нищие, и указывая на лежавшего при дороге их товарища, как на внезапно умершего, просили у святого что- либо пожертвовать для погребения его. Иаков удовлетворил их просьбе я помолился Богу о мнимо-умершем, прося Господа об отпущении грехов его и причислении его к лику праведных. Во время этой его молитвы душа притворявшегося умершим отлетела: он умер. Едва только благочестивый муж отошел, устроившие этот обман заставляли лежавшего встать. Когда же приметили, что он не слышит, и с ним случилось то, в чем он притворялся, – то, догнавши великого Иакова, умоляли его и, повергшись к ногам его, объяснили ему причину обмана – свою бедность и просили простить им прегрешение, а лежащему возвратить отлетевшую душу. Подражая человеколюбию Господа, Иаков внял их просьбе, и явил чудо, молитвою возвратив лежащему жизнь, отнятую у него силою же молитвы. (См. об этом происшествии «Ист. церк.» Феодор. кн. 1, гл. 7; – Никиф. кн. 8, гл. 14: – Созом. кн. 9 гл. 26; – Кассиод. кн. 9, гл. 28); (сн. кн.: «История боголюбцев», блаж. Феодорита, еп. киррского стр. 17 – 18).

IV. Однажды св. Вассиал, епископ лавдикийский, вследствие одной церковной нужды, пришел в город Медиолан. Когда он вошел в город, то увидал на рынке одного торговца, который вешал купленный у него товар. Этот торговец был алчный до наживы и обогащался единственно лишь обманом. И что же святой Вассиан видит? У этого торговца на одной стороне весов сидел в виде малого черного ефиопа бес и перетягивах на свою сторону обманом весимый товар. Вассиан удивился такому явлению и спросил бывших с ним: «видите ли вы что-нибудь необыкновенное у этого торговца?» Те отвечали: «ничего не видим». Тогда святой помолился Богу, чтобы и шедшие с ним увидели то же, что он видит, и по молитве его бывшие с ним Климент пресвитер и Елвоний диакон также увидали беса на весах торговца, склонявшего на свою сторону проданный товар. Они сказали Вассиану: «да, отче, подлинно справедливы слова Давида, что лживи сынове человечешии в мерилех» (Псал. 61, 10). Святой подозвал после этого нечестного торговца и спросил: «верны ли у него весы?» Тот отвечал, что верны, и с клятвою стал уверять, что торгует без обмана. Тогда Вассиан показал ему беса, сидящего на весах его, и сказал: «знай, что за обман твой бес этот сейчас войдет и в самого тебя и с мучением исторгнет душу твою от тебя». К счастию нечестный торговец опомнился. Увидав беса, он пришел в трепет и ужас, пал к ногам святого и искренно обещал исправится. Святой после этого, сделав ему увещание, отгнал от весов беса, и, велев торговцу все нажитое неправдою раздать бедным, продолжил свой путь. («Ч.-М.» июня 10).

V. Один купец, для оборота в торговле, часто занимал деньги у святого Спиридона; когда же, возвращаясь, приносил ему долг свой, старец обыкновенно приказывал ему самому положить деньги в ящик, из которого взял. Старец верил купцу и не считал денег.

Многократно купец, с позволения святого, брал и отдавал золото, и Господь благословлял его торговлю. Но однажды, соблазнившись, не положил купец принесенных денег в ящик и, обманув св. Спиридона, удержал у себя... Что же вышло? Не только утаенное золото не принесло ему никакого прибытка, но он вскоре обнищал совершенно.

В этой крайности приходит купец опять к св. Спиридону и просит у него взаймы золота. Святой, по обыкновению, послал его в свою спальню за деньгами, но так как купец не положил в ящик ничего, то и взять было нечего. Возвратившись с пустыми руками, объявил он святому, что в ковчеге золота нет. «Кроме твоей руки, доселе ничьей в ковчеге не было», спокойно отвечал ему старец: «если бы ты положил тогда деньги, то теперь опять взял бы их; роптать не на кого, – сам виноват». Пораженный стыдом, купец пал к ногам Спиридона. Старец немедленно простиг его, но отпустил в дом уже не с деньгами, ибо не имел их, а только с убедительным наставлением вперед не оскорблять совести корыстию и обманом. («Ч.-М.»).

VI. В другой раз пришли к преподобному Исааку (Сирину) чужестранцы в ветхих рубищах и просили одежд для прикрытия наготы своей. Это были люди, под видом нищеты, прибегшие к обману, чтобы воспользоваться милосердием преподобного, не отказывавшего никому в пособии: они оставили свои одежды в ближайшем лесу, в дупле одного дерева. Преподобный провидел этот обман, послал одного из братии принести утаенные одежды и отдал их странникам, обличив их таким образом в недостойном прошении милостыни.

VII. Еще был случай, когда одаренный духом прозорловости преподобный обнаружил обман: один благочестивый муж послал с отроком своим две корзины с съестными припасами: отрок одну корзину на пути скрыл, а другую принес к преподобному. Между тем в скрытую корзину заползла ядовитая змея, угрожавшая опасностию отроку, намеревавшемуся воспользоваться утаенными припасами. Преподобный провидел это и, принявши дар, предупредил отрока об угрожавшей ему опасности. Пристыженный он открыл свой грех и благодарил преподобного198. (Ч.М.).

VIII. Однажды в киево-печерский монастырь пришли к св. Григорию три человека дурной жизни; цель их была выпросит обманом что-либо у преподобного. Двое из них молили старца: «вот этот друг наш (третий), и осужден он на смерть: молим тебя, избавь его; дай ему, чем откупиться от смерти». Но слова их – были ложны. Заплакал Григорий от жалости, провидя, что приспел конец жизни того человека, и сказал: «горе этому человеку! приспел день погибели его! Они же сказали ему: «но если ты, батюшка, дашь что-нибудь, то он не умрет». Говорили же они это, чтобы взять у него что-нибудь и разделить между собой. Св. Григорий сказал: «и я дам, а он все же умрет». Потом спросил их: «на какую смерть осужден он?» Они отвечали: «будет повешен на дереве». Блаженный сказал им: «хорошо присудили вы ему: завтра он повесится». Он сошел в пещеру, где обыкновенно молился, чтобы не слышать ничего земного и очами не видеть ничего суетного. И, вынесши оттуда оставшиеся книги, он отдал им, сказав: «если это вам не понравится, то возвратите мне». Они же, взявши книги, стали смеяться и говорили: «продадим это и деньги разделим между собой». И увидели они плодовитые деревья и сказали: «придем нынче ночью и оберем плоды его». Когда настала ночь, они пришли и заперли инока в пещере, где он был на молитве. Один же из них, тот, о котором они говорили, что его повесят, взлез на верх дерева и начал обрывать яблоки. Ухватился он за одну ветку, – ветка обломилась; те двое испугались и побежали; а он, летя вниз, зацепился одеждою за другую ветку и, не имея помощи, задушился ожерельем. Григорий же был заперт и не мог даже прийти к братии, бывшей в церкви. Когда стали выходить из церкви, иноки увидали человека, висящего на дереве, и ужас напал на них. Стали искать Григория и нашли его запертым в пещере. Когда была отперта дверь, блаженный вышел из келлии и велел снять мертвого, друзьям же его сказал: «как это сбылась ваша мысль? Бог поругаем не бывает. Если бы вы не затворили меня, я пришел бы и снял его, и он бы не умер. Но так как враг научил вас покрывать суетное ложью, этим вы отказались от помилованья». Ругатели же, видя, что сбылось слово его, пришли и упали ему в ноги, прося прощенья. И Григорий осудил их на работу печерскому монастырю, чтобы теперь, трудяся, ели хлеб свой и других бы питали от своих трудов. Итак они и с детьми своими кончили жизнь, работая в печерском монастыре рабам пресвятой Богородицы и ученикам святого отца Феодосия. (Киево-печерск. патерик).

IX. Рыболовы хутынского монастыря, вытянув удачную тоню, скрыли большого осетра и принесли обители препод. Варлаама хутынского только мелкую рыбу. Преподобный с улыбкою сказал им: «вы принесли ко мне детей: где же мать их?» Смущенные рыбаки исповедали грех свой. (Там же, ч. III. стр. 327).

X. Из жития святителя Тихона задонского известен такой случай: некоторые из крестьян, соблазняясь тем, что многие из их соседей получали от святителя вспомоществование в нужде, обманом выпрашивали у него пособие и себе, говоря, например, что у них пала лошадь, корова, или что они сгорели. И что же? Получив пособие, после того действительно теряли лошадь, корову или сгорали. Жаль только, что нищие – обманщики не обращают внимания на обстоятельства своей жизни: много вразумляющего нашли бы они в них и, быть может, исправились бы, постарались бы изыскать средства в безбедной жизни трудами рук своих. (Жизнеопис. свят. Тихона задонского).

в) Закон возмездия. Нет проступка в жизни самого по-видимому малозначущего, за который не взыскала бы с нас бесконечная правда Божия, если не успеем отвратить взыскания покаянием и сокрушением сердца. «Однажды посетил меня, рассказывает один пастырь, сосед, и беседа зашла у нас о законе возмездия, о том, какою мерою меряем мы, такою же возмерится и нам. «Скажу вам презамечательный, близкий к нашей беседе случай, бывший со мной», сказал сосед. «Я был прежде огородником, и раз выехал на рынок с своими продуктами; подходит старичок, покупает у меня кое-что, рассчитывается и отходит; пересчитав деньги, я увидел, что старичок передал мне лишних 80 копеек; он еще был недалеко, можно было его кликнуть, и возвратить деньги; но лукавый шептал: «ведь ты не украл; 80 копеек в сельском быту не безделица; зачем же он худо считает?» Во время этих помыслов, когда во мне совершалась борьба: возвратить или не возвратить деньги? старичок ушел далеко, и я успокоил мятущуюся совесть мою тем, что хотя бы теперь и кликнул его да уже голос мой до него не достигнет; а оставить де воз без надзора, если догонять старичка, нельзя. И порадовался, я, грешный, своей находке. Распродался и не рано. Надобно было ночевать в городе. По утру будит меня хозяин горькою вестью: у меня украли коня, на котором я приехал. А еще более меня поразило то, что за коня только что накануне съезда в город заплатил я 80 рублей. Таким образом, утаенные у старичка 80 копеек взыскались с меня с огромными процентами по 99 копеек на одну. И с той поры я поставил себе за правило наблюдать всегда и во всем, сколько Господь поможет, самую строгую правду, тем более не обольщаться нечистыми барышами, и об этом твержу всем и каждому.» (В. чт.).

4. Немилосердие к бедным

а) О том, что не уделяющий от своего имения бедным – хищник. «Не уделять от своего имущества есть хищение, говорит св. Иоанн Златоуст. Может быть, слова мои кажутся вам удивительными: не удивляйтесь: я представлю вам из божественного Писания свидетельство, говорящее, что не только отнимать чужое, но и не уделять своего другим означает хищение, и любостяжание, и грабительство.

Какое же это свидетельство? Обличая иудеев, Бог чрез пророка говорить: земля принесла плоды свои, и вы не внесли десятин; но похищенное у бедного осталось в домах ваших. Так как вы, говорит, не дали. обыкновенных приношений, то похитили собственность бедного, а говорит Он сие, показывая богатым, что они владеют собственностию бедных, хотя бы получили отцовское наследство, хотя бы сами собрали богатство, откуда бы то ни было. И еще в другом месте говорить: живота нищего не лиши (Сир. 4, 1); а лишающий отнимает чужое, потому что отнятием называется то, когда мы берем и удерживаем у себя чужое. Итак мы научаемся из сего, что, когда мы не подаем милостыни, то будем наказаны наравне с похитителями, ибо деньги – Господни, откуда бы мы их ни собирали; и если мы отдадим оные бедным, то приобретем великое богатство. Бог не для того и дал тебе их больше, чтобы ты тратил на блуд и пьянство, и пресыщение, и дорогие одежды, и на другие предметы изнеженности, – но для того, чтоб ты раздавал нуждающимся, ибо, как казнохранитель, если, получив царские деньги, вместо того, чтобы раздать кому их на собственную прихоть, подвергается за это наказанию и погибели: так точию и богач есть приемщик денег, следующих к раздаче, получивший приказание раздать их бедным между его сорабами; посему, если он истратить на себя сколько-нибудь сверх необходимой нужды, то подвергается там жесточайшему наказанию, ибо его имущество не ему принадлежит, но сорабам его.

Будем же беречь свое имущество, как чужое, чтобы оно стало нашим. Как же вам сберечь его, как чужое? Если будем тратить его не на излишние надобности, и не на свои только, но раздадим и в руки бедных. Если ты и богат, но тратишь более нужного (на себя), то дашь отчет во вверенных тебе деньгах»199. (Из твор. св. Иоанна Злат. сн. «Воскр. чт.», 1889 г. № 96).

5. Святотатство

а) Тяжесть греха святотатства. Святотатством называется присвоение предметов и вещей, посвященных Богу. Посему кража в церквах, часовнях, и на кладбищах относится к святотатству. Если похищение собственности, принадлежащей человеку, есть столь великое преступление, что оно лишает царствия Божия человека, то во сколько раз тягчайшему мучению в геенне подвержены будут святотатцы, дерзающие присвоять себе вещи, посвященные Богу или употребляемые для богослужения?

Суд Божий весьма часто карает святотатцев и в здешней жизни. Даже язычник, царь Валтасар, дерзнувший употреблять сосуды, похищенные им из Иерусалима для своего пира, сначала был наказан самым тревожным страхом, когда явилась на стене таинственная пишущая рука, определившая гибель его царства, а затем и смерть. Церковные правила строго осуждают этот тяжкий грех, отлучая от церковного общения на 15 лет200. (Григ. нисск. прав. 8).

б) Примеры наказания Божия за святотатство.

I. Библейский пример святотатства представляет Ахар, который осмелился присвоить себе часть добычи, посвященной скинии. За этот грех весь израильский народ нес наказание до тех пор, пока виновный, указанный жребием, не был побит камнями.

Церковная история представляет много примеров явного наказания Божия за этот грех. Приведем некоторые из них.

II. Два человека, видя драгоценности на мощах св. великомученицы Варвары, почивающей в киево-печерской лавре, вознамерились, открыв рану, похитить их; но здесь же от раки гром и искры поразили их: один оглох, а другой обезумел. («Ч.-М.» 4 дек.).

III. В житии Стефана, епископа сурожского или азовского Субака, мы читаем следующий замечательный рассказ: «воинственный и сильный князь из Новгорода русского, с многочисленным войском опустошая места от Корсуня до Керчи, с большою силою пришел в Сурожу..., сломал железные ворота, вошел в город с мечем в руке, вступил во св. Софию; сломал двери, вошел туда, где стоял гроб св. Стефана, и ограбил все, что было на гробе: царский покров, жемчуг, золото, дрогоценные каменья, золотые паникадила и много другого. Но в тот же час лице его своротилось назад; князь пал, и пена шла из рта его; он кричал: «велик сей человек!.. возвратите назад, что взяли... пусть прийдут священники и крестят меня!» Пришел архиеп. Филарет со священниками; совершили молитвы, крестили его во имя Отца и Сына и Св. Духа. И лице его повернулось опять. И крестились все главные из его людей». Жизнеописание говорит, что это было «по смерти святого, нало лет минувши». Св. Стефан страдал за иконы при имп. Льве Исавре и после его смерти (741 г.). Освобожденный из темницы, управлял паствою «время довольно», след. скончался около 750 года. Филарет был преемником св. Стефана. Следовательно событие с новгородским князем было около 755 г. (Из соч. «Ист. рус. церкви» Филарета Гумилев. Период первый. стр. 21 – 22).

IV. В 1616 г. некто, по имени Иван, из белорусского города Шклова приходил на богомолье в св. чудотвор. лавру печерскую ко дню Успения Пр. Богородицы. Отпраздновавши тут этот св. день, он остался еще в монастыре, выжидая удобного времени для выполнения своего богомерзкого дела. Накануне воскресения в субботу, по окончании вечернего богослужения, после навечерия, он остался в церкви под сходами, которые ведут на хоры и в палату, притворившись очень больным. Параэкклесиархи Панкратий и Иона, не заметивши этого, замкнули тут его в церкви. Тогда он, около третьего часу ночи, вышел из своего убежища, посидевши на братских седалищах, и, выслушавши, что в монастыре тихо, бросился к образу Пр. Богородицы и вздумал обобрать его. Когда он усиливался при этом и с трудом приближался к образу, то сила Пр. Богородицы бросила безбожника за амвон; полежавши тут, он подумал: «напрасен этот страх и привидения», и опять пошел к тому же образу, но опять еще далее отброшенный он начал терять свою смелость. Решась итти и третий раз к св. иконе, он получил тоже самое. Встал он потом и говорит: «злой это образ», и минуя его идет к жертвеннику, зажигает там свечу, берет серебряные сосуды и пускается к алтарю для большей добычи. Когда он шел, то ему заступил дорогу один важный и св. старец и говорит: кто тебе, иконоборец, велел сражаться с иконами? как это ты забываешь то вечное наказание, которое грозить тебе за талое преступление?» После слов этого св. отца вор пришел в страх, вздрогнул, а святой исчез, между тем послышался в алтаре святого архангела Михаила звук, как будто бы кто-нибудь цепью стучал об стену. Заслыша такой звук, святотатец от страху пал как будто мертвый и головой попал на порог. Отворивши церковь к утрени, параэкклесиарх Панкратий начал звонить, а его товарищ Иона пошел зажигать свечи и, не предвидя ничего особенного, упал чрез вора и встревожившись начал кричать на собрата; тот пришел, подняли человека, взяли из пазухи его серебро и, ударивши его несколько раз, посадили в тенную до рассвета, а! когда настал день, привели его к бывшему в то время архимандриту отцу Елисею Плетенецкому. Этот распрашивал вора о всем том, что с ним делалось. Он по порядку рассказал то, о чем сказано выше, прибавивши при допросе еще то, что он обокрал пять церквей и сюда пришел было на покаяние, но тут его попутал лукавый; говорил еще, что он не имел намерения обирать всей иконы очень богатой, но хотел было взять только одно из драгоценных украшений, чтобы променять его на деньги, и иметь с чем возвратиться домой, так как у него не было ни копейки. Хотя он был уже наказан за свой грех от Пр. Богоматери, но архимандрит приказал заковать его в цепи и отправить его на год на работу в монастырское местечко Васильков. Но он сбивши цепи, убежал домой, не исполнивши наказания, где и умер в непродолжительном времени. (Из Тератургины, см. «Воскр. чтен.» за 1883 г. № 24).

V. В лето 1617-е от Рождества Того, Кто есть Источник чудес и Виновник всякой благости, Христа Спасителя, при архимандрите киево-печерского монастыря Елисее Плетенецком пришел в этот монастырь один человек, никому из братии монастыря неизвестный, который, как после открылось, принадлежал к нечестивой ереси Ария, по имени Василий. Этот человек, коварно надев на себя личину благоговения, наружным образом показывал вид, что пришел посетить святые места и поклониться чудотворным мощам св. печерских угодников Божиих; внутри же себя таил яд душегубительной ариевой ереси и лукавства. Вошедши во святую чудотворную великую церковь печерскую, он просил иеродиакона Ливерия, в то время бывшего екклесиархом, чтобы тот открыл ему раку блаженной княжны Иулиании (умерш. не позже 1640 года), яко бы усердно желая поклониться ее нетленным мощам. Получив просимое, начал тот нечестивец творить поклонение честным мощам, помышляя лукавое и поджидая удобной минуты привести в исполнение скрываемое внутри свое злое намерение. Когда увидал, что екклесиарх за каким-то делом отошел от него, то тотчас он подошел ближе в честным мощам святой Иулиании и, как бы со всяким усердием лобзая их, дерзнул снять перстень с пальца правой руки сей святой княжны; затем, отступив от мощей, он смело пошел из церкви с своею мнимою корыстью. Но лишь только он вышел из дверей церковных как тотчас же взбесился, – упал на камни и, метаясь и бросаясь во все стороны, казнимый праведным гневом Божиим, вскоре испустил дух в страшных мучениях.

Екклесиарх, видя это, пришел в ужас и поспешил возвестить о том архимандрита. Тотчас пришел архимандрит с братией, и все дивились столь внезапной и страшной кончине человека, так ужасно извергшего душу свою. Желая узнать причину такой внезапной и несчастной кончины его, архимандрит велел тщательно осмотреть его, нет ли при нем чего церковного – похищенного, и, когда осмотрели, нашли в пазухе перстень. Архимандрит спросил екклесиарха: от какого-бы образа был похищен тот перстень? – Осмотрев все иконы, екклесиарх нашел везде ва всех иконах все перстни целыми; потом пришло ему на ум открыть раку святой Иулиании, так как он, льстец, казался прилежно молящимся честным мощам ее и, когда екклесиарх открыл и осмотрел, тотчас догадался, что с пальца правой руки святой Иулиании снят был драгоценный перстень, и сказал о том настоятелю. После сего, тот перстень, похищенный с мощей святой Иулиания, для большего прославления такого чуда, архимандрит повелел приложить к иконе Пресвятой Богородицы между другими драгоценными и священными украшениями, а святокрадцатого похоронить вне монастыря, и сказал братии: «смотрите, отцы и братия, как испытующий сердца и утробы Бог обличил злодеяние, скрывшееся в сердце злого человека, и не оставил без наказания, дабы и другие имели страх, ибо нет ничего тайного, что не было бы открыто». (Из «Тератургины»).

VI. Один юноша, служа при храме св. Димитрия мироточивого, что в г. Солуне, крал там свечи и тайно продавал их. Юноша был уверен, что о худом его деле никто не знает, – и точно; все считали его честным слугою. Но каково было изумление этого порочного человека, когда обличил его св. угодник Димитрий! Явившись ему во сне, св. великомученик сказал ему: «брат Онисифор! неприятно мне, что ты крадешь свечи из храма: оставь это злое дело и покайся». Но для Онисифора этого обличения во сне было мало; страсть к воровству в нем была велика; диавол соблазнял его; грех для него был сладок. И неизвестно, до какой пропасти довело бы этого молодого человека воровство, если бы снова не явился на помощь его грешной душе св. Дмитрий. Вот однажды, рано поутру, приходит в храм великомученика один благочестивый человек к ставит у св. мощей несколько больших свечей. Онисифор все это видит. Помолившись угоднику Божию, набожный муж выходит из храма; Онисифор остается один. Соблазнился он свечами и но прежнему не устоял против греха: подходит к гробу святого и спешит снять свечи. Но что же? Только он протянул руку к свечам, как раздается от св. мощей голос: «ты опять крадешь?» Бак громовой удар этот голос поразил святотатца: Онисифор упал на землю и лежал в полумертвом состоянии, пока не пришел в храм один клирик, Опомнившись, он рассказал всем, что случилось с ним, чистосердечно раскаялся в своем грехе и уже навсегда оставил гнусный порок – воровство. («Ч.-М.» 26 октяб.).

VII. Однажды воры забрались в монастырь св. Саввы звенигородского (пам. его 3 дек.), обокрали церковь и уже хотели уйти в окно, но вдруг увидели огромную гору, которая препятствовала им вылезти из церкви; они тотчас же со страхом и раскаянием возвратили украденное и остались жить здесь для покаяния. («Ч.-М.» 3 дек.).

VIII. «Курские Губернские Ведомости» сообщают о следующем поразительном случае Божия наказания за святотатственное сокрытие денег, собранных на храм Божий:

«Крестьянин одного из соседних с Борисовским монастырем сел, в Грайворонском уезде, получил года два тому назад разрешение ходить с книжкой, т. е. производит сбор в пользу храма на книжку: в этому делу была присоединена продажа иконок и крестиков.

В конце лета этот крестьянин явился в духовным властям и объявил, что, собрав с Божиею помощью 300 руб., он отправился в путь для того, чтобы сдать их по принадлежности, как вдруг был застигнуть в лесу «лихими людьми», которые избили его и дочиста обобрали. Ему поверили и он отправился домой.

Прошло немного времени; семья крестьянина пребывала до того в полном здравии, жила небогато, но недостатка ни в чем не терпела и, хотя вслед затем, осенью, пала корова, а окалечившуюся лошадь пришлось убить – все же не жаловалась до тех пор, пока вдруг не слегла жена. Приготовляясь «мыть избу» к именинам мужа, она повалила как-то на себя котел с кипятком, сильно обварилась и на другой день умерла.

Шел, после похорон жены крестьянин понурившись, с двумя дочерьми; стали выходить с погоста, – откуда ни возьмись сорвалась лошадь с пустыми санями, да прямо на меньшую, семнадцатилетнюю дочь Аксинью; свалила ее, подмяла под сани; еле живую привез ее отец домой; чрез день и ее не стадо.

Два дня кое-как протянул старик возле больных; две молодых жизни на его глазах угасали.

На третий день он пошел по начальству и заявил: «явите Божескую милость, возьмите от меня, окаянного, деньги, грешный я человек, загубил сколько душ, деньги зарыл у погоста: сот семь церковых собрал, все и зарыл».

На месте, указанном крестьянином, действительно, оказались зарытыми 736 р. 48 к., один старинный золотой и книжка201. («Церк. Вед.» 1893 г., № 6).

6. Духовное святотатство или симония

Сребро твое с тобою да будет в погибель..., покайся убо о злобе твоей сей (Деян. 8, 20. 22). Так было сказано волхву Симону, который за деньги хотел получить от апостолов высший духовный дар сообщать другим, посредством возложения рук, Духа Святого. От него и произошло название греха: симония.

Соборные правила также гремят на тех, которые с одной стороны покупают, а с другой – продают благодать, которая между тем «не продаема» (Трул. 22 – 23): то они лишают за этот грех священной должности, то подвергают анафеме (ІV всел, 23; VII всел. 5).

Преступно здесь, что духовное оценивается вещественным, безценное отдается за прах, туне приятое сообщается не туне (Мф. 10, 8), – что происходит торговля священным с обеих сторон. Вина этого смертного греха распространяется и на тех, которые только посредственно, но однако сознательно, содействуют ему (VII всел. 5): и равно тяжкая вина, – будут ли деньги приняты вперед или после. (Вас. Вел. 90).

7. Мздоимство

Мздоимство (в общежитии взяточничество), есть тяжкое нарушение восьмой заповеди Божественного закона. Мздоимец берет мзду с подчиненных или содсудимых и по видам корысти возвышает недостойных, оправдывает виновных, притесняет невинных.

В этом нравственном преступлении соединяется несколько тяжких грехов: а) недовольство своим состоянием вопреки учению слова Божия: довольни будете оброки вашими (Лук. 3, 14); ложь в отправлении правосудия, при чем забывают, что «мерзость пред Господом – уста лживые». (Притч. XII, 22); затем немилосердие к ближнему, которое есть тяжкое нарушение заповеди о любви к ближнему, без которой все наши добродетели не имеют никакого значения; наконец соучастие в вине подсудимых, оправданных по видам корысти, может быть достойных лишения свободы или тяжкого наказания за свои злые дела. (Д-ко).

8. Тунеядство

а) Тунеядство есть грех против восьмой заповеди. Тунеядец, не по правде пользующийся достоянием ближнего, наносящий ему вред своим лукавством и леностию, поступает вопреки заповеди Господней о любви к ближним и за то подлежит осуждению от Бога. Такой человек есть тот же хищник, о котором сказано в писании, что хищник царствия Божия не наследует (1Кор. 6, 10). Окрадывая ближних, тунеядцы более всего окрадывают самих себя, лишаясь милости Божией за то, что получив от Бога разного рода силы и сказано в евангелии, всякому имеющему дастся и приумножится, а у праздного и ленивого отнимется и то, что имеет (Мф. 25, 29).

Авва Исаия, имевший под своим руководством много иноков, желая преподать им наставление, которое предохраняло бы их от грехов тунеядцев, поступил таким образом: взявши зеленую ветвь, в знак того, что совершает прогулку, он пошел на гумно и говорит владельцу земли: «дай мне пшеницы». – «А жал ли ты, авва?» спросил он. – «Нет», отвечал старец. Тогда владелец говорит ему: «как же ты хочешь получить пшеницы, когда сам не жал?» – А старец говорит: «неужели не получает награды тот, кто не жал?» – «Не получает», сказал владелец. Так старец и ушел от него. Братия, которые все это видели и слышали, просят его объяснить им, для чего он это сделал. Старец говорит им: «это я сделал для примера; так, если кто не будет работать, не получить награды от Бога». («Достоп. сказание», стр. 85, § 5). Весьма вероятно, что св. подвижник заметил среди живших в монастыре некоторых ленивых, проводивших жизнь в праздности, а между тем пользовавшихся средствами общежития, и потому счел необходимым сделать им такое наглядное вразумление, дабы отвратить нерадивых от тунеядства. (Д.).

б) Примеры грозного суда Божия над тунеядцами.

I. В деревне Борисовке, старобурасовского прихода, саратовского уезда, был замечательный случай, в котором нельзя не видеть действия Промысла Божия: один солдат д. Борисовки, давно уже занимавшийся собиранием милостыни, захотел увеличить свою прибыль от означенного ремесла; для этого он устроил костыли, притворился хромым и отправился для сбора милостыни в соседние села и деревни; сбор свой он окончил благополучно и, возвращаясь обратно домой, в Старых Бурасах на церковной площади, пред самым храмом Божиим, слезая с телеги, сломал себе ногу. Это было 14 апреля 1890 года. Местность, где это несчастие произошло, совершенно ровная. Нельзя не видеть здесь карающей за обман руки Божией. Пострадавший солдат находился еще далеко не в крайней бедности: имел лошадь, корову, хлеб для пропитания; с ним жил 25-летний сын – женатый, да и сам он еще был в силе. Он вполне мог бы еще работать, – трудом добыть себе насущный хлеб и тем выполнять определение Божие: «в поте лица твоего снеси хлеб твой». Он же Божественного определения не хотел выполнить и добывал кусок хлеба легким способом – именем Христа выпрашивал милостыни мнимому калеке. И вот за обман Провидение Божие покарало его гневом Своим: – нога переломилась пополам. («В. чт.» 1890 г.).

II. В одной деревне был крестьянин ленивый. Оставшееся от отца имущество он прожил скоро. Когда же не стало имущества и не было на что жить, он, вместо того чтобы трудиться, отправился в город СЪ женой: здесь, завязав глаза тряпкой, он водим был женой по рынку, да по богатым домам, прося помочь темному и слепому. Добрые люди помогали им. Так не один год обманывали они людей. Но Господь поругаем не бывает: Он действительно наказал тунеядца слепотою. (Странник 1864 г. август).

III. Один крестьянин рассказывал своему священнику: «совершил я, батюшка; великое преступление, о котором не знали земные власти, но наказал и вразумил меня Царь небесный. Это было уже давно. Жил я с женою бедно, не было у нас ни хлеба, ни скотинки; беднее нас не было во всей деревне. Тяжко приходилось нам в нужде, а работать мы были ленивы. Как поправить дело? Думали и надумались взять билет и итти на заработки. Когда взяли билет, мы не отправились на заработки, а пошли по городам и селам и стали просить на погорелое, рассказывали не знавшим нас, что будто бы у нас случился пожар, сгорел дом, сгорел хлеб и скотина. На самом же деле у нас этого не было. Добрые люди, веря нашему мнимому горю, помогали нам и таким образом мы исправили свою избушку, завели скотину и зажили богато. Прошло шесть лет. Мы и не думали каяться, забыли, что нажили не чистым трудом; но Господь Бог не забыл нас. Он в одну ночь истребил все, зогорелась изба и сгорела вся; а с нею сгорел и хлеб и скотина». Вот что значит прогневлять Бога и наживаться обманом! (Подол. Епарх. Вед. 1871 г. № 4).

Да послужат же эти рассказы уроком нам беречься любостяжания! Сами видите, что нажитое обманом в прок не идет. Хотя и сладок для человека хлеб, говорит слово Божие, приобретенный неправдою, но после рот его наполнится дресвою (Притч. 20, 17).

9. Лихоимство

Виды лихоимания. Лихоимство (от слова лихва: корысть, при- обретаемая от ссуды денег в займы, рост, прибыль) имеет несколько видов. Первый вид лихоимства есть чрезмерное и противозаконное взимание роста (процентов). «Это тоже хищение, говорит один русский богослов, и часто очень жестокое. Лихоимцы обыкновенно оправдываются тем, что они никого не приневоливают брать у них деньги и следовательно ни у кого не вынуждают силою лишней приплаты. Но за то они пользуются крайнею нуждою других для своей выгоды и хотят созидать собственное благополучие на счет ближнего; а разве это не противно требованиям правды? Лихоимство всею тяжестию своею обрушивается обыкновенно на бедных, поэтому то оно составляет один из самых ненавистных пороков. Если же оно пользуется слабостями и порочными страстями людей, например, расточительностию и мотовством, то не менее преступно и в этом случае; потому что и здесь, ради собственной выгоды, лихоимец произвольно отягчает несчастие других. (См. кн. «Очерки нравств. православн. богословия», прот. Фаворова, изд. 5-е, стр. 136).

Да не возмеши (от бедного) лихвы ниже более данного, и да убоишися Бога твоего (Лев. 25, 36). В отношении в бедному дана нам Спасителем заповедь: взаим дайте нечесоже чающе (Лк. 6, 36). След. процентов (роста) не следует требовать от бедняка, который берет взаймы или деньги или материалы какие, берет не в видах своего прибытка или обогащения, в только для удовлетворения своих нужд. Если напр. в сельском быту подобный бедняк просит взаймы ржи для весеннего посева: зажиточный крестьянин должен ссудить его просто, а не требовать двойного количества ржи или не вознаграждения личною работою за заем сверх платежа. Подобным бедным людям и в подобных нуждах назначать проценты возбраняет совесть и строго осуждают церковные правила (1 всел. 17 к друг.). И так для бедных христианин серебра своего не должен отдавать в лихву (Пс. 14, 5). Но вместе с тем непротивна христианскому закону прибыл только законная, (т. е. узаконенная христианским государством), если должник получает от ссуды особенный плод, или прибыток. Почему не противна? Потому что от такого займа ему выгоды и для выгод он делает заем: вправе участвовать в этих выгодах и заимодавец, быть может не имеющий никаких других средств жизни. За тем, данный взаймы капитал или материал подвергаются опасности или повреждению: не должно ли быть вознаграждено это опасение? Посему умеренное, основанное на строгой правде и человеколюбии получение прибыли с денег или имущества не есть нечто противозаконное с нравственной точки зрения, почему и дозволяется правительством. Во всяком случае оно является необходимым для христиан, не достигших еще высоты христ. любви.

Другой вид лихоимания бывает тогда, когда во время голода продают хлеб по дорогой цене, когда владельцы изнуряют зависящих от них излишними налогами или работами.

В слове Божием все виды такого неправедного стяжания весьма осуждаются. Продаяй пшеницу скупо от народа проклят (Притч. 11, 26). И церковные правила также весьма строго относятся к этому виду греха алчности, соединенного с бессердечием к ближнему. В правилах церковных сказано: «время, всем угрожающее погибелью, почитати для себя временем корысти, сие свойственно есть людям нечестивым и богоненавистным, дошедшим до крайней степени гнусности. Посему справедливым признается всех таковых отлучати от церкви». (Григорий неок. правило 3). (Свящ. Г. Дьяченко).

* * *

197

Утаить найденное даже без видов своекорыстия есть пред судом правды Божией воровство, которое не останется без наказания. Вот пример, подтверждающий эту истину. Некто Григорий, жизнеописатель преподобного Василия нового, нашел во время ночлега в гостинице довольно дорогой пояс. По утру хозяева спрашивают постояльцев, не находил ли кто пояса? Григорий представил себе, что потерявшие богаты, и что он продаст этот пояс, и за спасение их же души будет подавать нищим. Казалось бы, при такой доброй и бескорыстной цели, отчего и не утаить найденного? Григорий так и сделал, но над ним вскоре исполнились слова Спасителя: «в нюже меру мерите, возмерится вам» (Матф. ИII, 2): Григорий потерял точно такой же собственный пояс, притом же с немалым количеством денег, которых достало бы ему на путевые издержи. И вот, когда Григорий очень жалел о своей потере, ему является преподобный Василий с разбитым горшком (следовательно никуда негодным и ничего нестоющим) и говорит Григорию; «если кто и такой горшок украдет, то с него взыщется вчетверо или в этой жизни, или в будущей; если вор богат, то отнимется вчетверо из богатства; если же он беден, то вчетверо увеличится его будущее мучение». Григорий, ни мало не смущаясь, стал оправдываться, говоря, что он никогда ничего не воровал. «Как же ты не воровал», возразил преподобный, «когда утаил у дочери гостинника пояс?» – «Да, отче, я не украл, а нашел». – «Знай же», заключил преподобный, «что нашедший чужую потерю, если не возвестит о ней, кому следует, и не возвратит, то осудится как вор, и тебе бы следовало найденное отдать, но ты не отдал, и за это сам потерял более, чем вчетверо; да смотри не потерпеть бы тебе еще горше!» (По Ч.-М. марта 26).

198

Азартные игры (и картежные) с нравственной точки зрения. Азартные игры, (в которых нельзя не видеть нарушения 8 заповеди, запрещающей похищать каким бы то ни было способом чужую собственность) данного происхождения: они известны были уже во времена дористианские. Страсть к игре была не совсем чужда и древним христианам, – это усматривается из археологических раскопок в христианских усыпальницах, где нередко попадаются игральные доски и кости. Есть и другие более убедительные доказательства того, что некоторые христиане занимались азартными играми. Так, Сенезий птолемандский (около V века но Рожд. Христ.) в своем письме к Евоптию между причинами препятствующему ему принять епископский сам указывает на свою непреодолимую страсть к игре. а) По 42 правилу св. апостолов, «епископ, или пресвитер, или диакон игре, или пианству преданный, или да престанет, или да будет извержен.» А 43 правило распространяет наказание за игру в на низших членов клира и на мирян: «иподиакон, или чтец, или певец, подобное творящий, или да престанет, или да будет отлучен; такожде и миряне». б) Первое соборное постановление против игры встречается в 79 правиле собора эльвирского (около 300 г.), гласящее: «если христианин шашками играет ради денег, такой да будет отлучен; а через год может быть допущен в причащению, если исправится». в) Несколько строже относится к игре и игрокам святой Амвросий медиоланский (IV века), который прибыток от игры называет кражей, поставляет его на одну ступень с прибытком лихоимца и говорит, что предающийся игре ведет зверскую, чуждую христианской любви, жизнь. г) В кодексе Юстиниана (VI века) клирикам строго запрещены игры под опасением жестокого наказания; даже не позволено им и смотреть на это занятие. д) VІ-й вселенский собор 50-м правилом постановил, чтобы ни клирик, ни миранин, под страхом – первый извержения, а второй – отлучения, не предавались предосудительной игре. ф) Из поместных соборов азартные игры запрещены еще постановлением майнского собора (813 года). Очевидно, что все приведенные постановления относятся не к одним только древнейшим формам азартных игр, но и к формам новейшим, каковы, например, карты, так как христианское обличение направлялось и направляется не против формы только, а главное – против сущности. ж) Из наших отечественных писателей встречаем обличение карточной игры у святителя Тихона задонского. Святитель причисляет карточную игру к лестному хищению, в котором хищники присвояют себе чужую вещь обманом. «К числу таких хищников подлежат картежники, которые ухищренным искусством достают ближнего добро. Спроси каждого картежника: ради чего он начинает играть? Не для того ли, чтобы чужим добром покорыстоваться, чтобы чужое добро присвоить? А когда так, то и занято его сердце страстию хищения и следовательно, хотя он и не выиграет, однако грешит против 10-й заповеди Божией, запрещающей желать чего-либо, принадлежащего ближнему, а когда выиграет, то и в самом деле чужое похищает. Итак выиграет ли картежник, или проиграет: все грешит... Картежник проигравшийся делает обиду своим жене и детям, отнимая у них надлежащее удовольствие и им наследие должное. Ежели будет судия и приказный – устремляется на мздоимство, преступает присягу, делается изменником Богу и монарху, и оттого последуют всякие нестроения в обществе; ежели же будет купец – на обманы и неправды стремится. Итак картежник ненавидим есть Богу, потому что заповеди Его разрушает; ненавидим своим домашним, так кав отъемлет у них надлежащее удовольствие. Ненавидим и всему обществу, до которого он своею обидою касается». После всех приведенных свидетельств против игры вообще и картежной в особенности нельзя не сказать, что пастырь церкви должен всемерно отвращать пасомых от азартной игры, как занятия пустого и душевредного. (Сост. по «Церковн. ведом.» издан. при св. Синоде, за 1890 г. № 18).

199

Коммунизм. Из обязанности нашей помогать ближнему от своего имения никак нельзя делать каких-либо выводов, благоприятствующих коммунизму, под которым разумеется политическое учение в западной Европе, особенно во Франции, принимающее за основание общественной жизни решительное уравнение всех членов общества, требующее общего пользования имуществом в уничтожении всякой личной собственности и исключительного владения; происхождение этого учения относятся ко временам французской революции (конца прошлого века). Безрассудней коммунизма мало что может быть. а) Он противоречит самому основному началу духовной природы человека; нравственные существа не могут быть совершенно одинаковы и равны между собою; если мы не найдем двух человек, которые бы сходны были между собою по своему внешнему виду, по своей физиономии, то еще более нельзя найти двух равных лиц по их умственным и нравственным качествам. А если так, то нельзя требовать какого-либо равенства и во внешней их обстановке. б) Слово Божие отнюдь не за коммунизм. Ап. Павел пишет к коринфянам, чтобы они совершили дело пособия святым, т. е. принявшим учение Христово, по достатку, и прибавляет: не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть (см. 2 Корниф. 8, 11 – 13). Правда, во времена апостолов, как повествуется в книге Деян. апостольских, у множества уверовавших было одно сердце и одна душа, и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее (Деян. 4, 32); но такое общение имуществ в самом начале христианства объясняется особыми условиями того времени, когда все верующие очень резко выделялись из ряда остальных своих сограждан, составляли из себя как бы одно семейство, и, по причине воздвигнутых тогда же на них гонений со стороны иудеев, неизбежно должны были состоят в самом тесном союзе между собою даже по отношению к материальному своему положению. «Противоположность язычства с христианством была слишком ярка», – говорит о первых временах христианства один из серьезнейших наших отечественных мыслителей, покойный И. Аксаков, по поводу указаний на эти времена со стороны коммунистов как на образец социального быта людей; – «вера Христова была сознаваемым приобретением, а не достоянием, получаемым помимо воли и сознания человека, – переход от тьмы к свету был так резок, что воспламенял сердца. Это было утро восходящего солнца, или первые мгновения утра, возбуждающие радостный трепет в душе человеческой: за утром настает рабочий, трудовой день, требуется развитие и преложение всей рабочей силы для человека. Апостольские и вообще церковные общины в первые три века были базисами в языческом государстве. Вся забота о внешней безопасности, о правильном и точном ходе государственного механизма, весь этот оdium (неприятности, суета, бремя) государственного бытия лежал всею своею тяжестью не на христианских общинах, а на языческом мире. Члены христианской общины не шли на суд между собою к внешним, – представляли какую-то свою замкнутую автономию. С воцарением же христиан на троне кесарей, общины естественно разомкнулись: не от кого было ограждаться. Приходилось слиться со всех обществах бывших язычников, – христианах пришлось понести на раменах своих бремя государственного существования»: (Си. Правосл. обозрение, 1886 г., апрель, стр. 734). С другой стороны, общение имуществ не составляло какого-либо необходимого закона, или правила и в первые времена христианства. Так св. ап. Петр ясно говорит Анании, утаившему часть из цены, вырученной им за проданное его имение: владеемое не твоим ли оставалось, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось (Деян. 5, 4)? т. е., апостол высказал то, что Анания имел полное право и не вносить свое приобретение в общую кассу верующих, и без сомнения, были и во времена апостольские такие верующие, которые, по-прежнему, оставались владельцами своего имения и вместе с тем не были пренебрегаемы своими братьями по вере. в) Между общением имуществ у первых христиан и коммунизмом теперешних и бывших социалистов имеется различие в самой основе и сущности того и другого. 7 первых христиан девизом общения имуществ было: «все мое – твое», прячем всемерно отрицалось всякое насилие; у коммунистов, наоборот, девизом общинного владения служит: «все твое – мое», в проповедуется страшнейший терроризм и грабительство... г) Коммунистические утопии противоречат здравому смыслу: кому пришлось бы продавать свое имущество? кто же бы, в конце концов, обработывал землю? кто смотрел бы за целостию домов, и проч. и проч., если бы каждый, который владеет землею или домом, продавал их на том основании, что так было во времена апостолов?... Очевидно, при таком взгляде на дело, и самая добродетель милосердия к бедным не мыслима: ибо милосердие к бедным в том именно и состоит, между прочих, чтобы уделять им из своего имения... (См. кн. «Уроки по простр. христ. катихиз.» прот. о. Г. Титова, изд. 2, стр. 384 – 5; сн. кн. «Очерки нравств. правосл. уч.» прот. Фаворова изд. V, стр. 130).

200

Церковные правила, осуждающие грех святотатства. I. «Аще кто из причта или мирянин из святыя церкви похитит воск или елей, да будет отлучен от общения церковного и пятерицею да приложит к тому, что взял». («Прав. св. апост.» пр. 72). II. «Сосуд златый или серебряный освященный или завесу никто уже да не присвоит на свое употребление: беззаконно бо есть. Аще же это в сем усмотрен будет, да накажется отлучением». (Прав. св. апост. 73). III. «Кто своекорыстно присвоит или обратит на употребление весвященное святую чашу, или дискос, или лжицу, или честное облачение трапезы, или так называемый воздух, вообще какой бы то ни было из находящихся в алтаре священных и святых сосудов или одежд, все таковые подвергаются совершенному низложению». (Двукр. соб. пр. 10).

201

Примеры наказания Божия за гробокопательство. Это также может быть отнесено к святотатству я также есть величайший грех против 8-й заповеди, не редко наказуемый в здешней жизни. I. При жизни св. Андрея, Христа ради юродивого, в Царьграде жил великий грешник, – гробокопатель, окрадывавший мертвецов. Однажды, узнавши о погребении в одном уединенном месте девицы, дочери вельможи, он отправился к ее могиле с целию снять с нее драгоценные одежды. На пути встретил его св. Андрей и, предузнавши его нечестивое дело, начал уговаривать его не делать сего, угрожая в противном случае наказанием Божиим. Но дерзкий вор не обратил на совет св. Андрея никакого внимания и пошел туда, куда задумал. Отваливши камень от пещеры, в которой погребена была девица, он раскрыл гроб ее, снял с нее саван, затем драгоценную одежду, а наконец даже не устыдился и совсем обнажить ее и взял последнюю рубашку. Но в ту самую минуту, когда он оканчивал свое ужасное дело, повелением Божиим умершая встала из гроба и в невыразимому ужасу дерзкого гробокопателя правою рукою ударила его по лицу, от чего он тотчас же лишился зрения. «Окаянный! сказала она ему, хоть бы ради стыда ты оставил мне последнюю из одежд; но не будешь же отселе красть никогда. И с этих пор узнаешь, что есть Бог, жив Иисус Христос, есть суд и будет воздаяние по смерти». Ослепший после этого волей-неволей оставил свое преступное ремесло и начал кормиться подаянием; жестоко он упрекал себя за свою прежнюю жизнь. «Будь ты проклята, говаривал он иногда, ненасытная жадность моя; тебя ради я получил эту ужасную слепоту; худо тому, кто живет в праздности и занимается воровством», часто восклицал он. Но увы, прошедшее невозвратимо! (Пролог, 5 октября). II. В житии св. Софрония, патриарха иерусалимского († 644 г.), повествуется следующее: у св. Софрония, когда еще он не был патриархом, и у друга его, пресвитера Иоанна, был обычай и старание каждый день найти для себя какое-либо назидание. И вот когда они странствовали по разным местам и были в Александрии, с ними был такой случай: однажды в полдень они находились около места, «Тетрафил» называемого: неподалеку от них сидели три слепца и вели между собою беседу о причине своей слепоты; первые два сказали, что они лишились зрения от своей неосторожности; третий же рассказывал о себе следующее: «когда я был молод, то не любил трудиться, а любил жить в лености; но так как я был сластолюбив и не имел чем питаться, то стал и делать много зла. В один день вижу я – несут мертвеца, покрытого хорошими одеждами; я пошел за покойником, чтобы узнать, где положат его. Пришедши ночью, я открыл гроб и снял с мертвого все, оставив на нем только один хитон: когда я выходил из гроба, злой помысл сказал мне: «воротись, возьми и хитон, ибо он очень хорош». Я воротился я, окаянный, намереваясь снять хитон и оставить мертвеца нагим. Вдруг мертвец задвигался и сел предо мною, протянув руки, пальцами своими он ободрал мне лице и выколол оба глаза. Тогда я, окаянный, от страха и болезни едва вышел из гроба. Вот как ослеп я». Когда мы выслушали это (рассказывает пресвитер Иоанн), господин Софроний дал мне знак и мы пошли. И сказал мне Софроний: «поистине, авва Иоанн, сегодня нам нет нужды искать для себя другого назидания, ибо довольно уже научились, что никто, делающий злое, не может укрыться от Бога». (См. кн. «Избранные из житий святых чудеса и видения»... Изд. 2, 184 – 185).


Источник: Уроки и примеры христианской любви : опыт катехиз. хрестоматии / Сост. прот. Григорий Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XXXVIII, 740, с.

Комментарии для сайта Cackle