О разделении заповеди на две скрижали, или о любви к Богу и ближнему и о любви к самому себе, как вытекающей из того, что себя самого любить должно, как ближнего
В. О любви к самому себе
1. Тесная связь между любовию к самому себе и любовию к ближним
Любовь к людям основывается на любви к Богу. Если мы любим Бога, то должны любить также и то, что любит Он, Его образ на земле, любить который весьма выразительно повелевает Сам Бог. Но дабы любовь к ближнему, имеющая свое основание в любви к Богу, была живою и деятельною, для этого она должна прежде всего пройти чрез посредство истинной любви к самому себе, почему и сказано в божественной заповеди: «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (именно в Боге). Ежедневный опыт учит, что смотря по тому, как мы любим себя самих37, мы любим и нашего ближнего: в ком нет уважения к себе, тот не имеет уважения и к другим; кто живет в дрянном самолюбия лишь для самого себя, тот и на других будет смотреть как на себялюбцев (эгоистов), во всяком случае как на таким, до которых, ему нет никакого дела («какое мне дело до него, или до этого» – обычное отвратительно-эгоистическое и скажем яснее – прямо противо-христианское выражение, увы, так часто встречающееся в жизни). Предположим даже, что в нем зашевелится что либо лучшее; все-таки он найдет себе тысячу извинений, почему он проходит мимо несчастного, подобно священнику и левиту (в притче о милосердом самарянине). Но кто почитает в себе самом образ Божий, тот будет ценит его и в других. Кто чувствует, какое величие, какое богатство и в то же время какое убожество и беспомощность связывается с понятием быть человеком, а особенно кто чувствует в себе внутреннюю потребность избавиться от греха и бедствий, под тяжестию которых томятся и вздыхают все твари, – кто чувствует потребность любви, долго – терпения, прощения, тот, конечно, будет сочувствовать людям, будет стараться о том, чтобы в точном смысле исполнить слово Господне: во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними (Мф. VІІ. 12). (Сост. покн. «Христ. уч. о нравственности», Мартенсена, т. II, стр. 210).
2. Библейские изречения об обязанности к самому себе
1. Христианин должен: – отвергатся о избегать греха: да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его; и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды; грех не должен над вами господствовать (Рим. 6. 12 – 14). – Да отступит от неправды всякий, исповедовающий имя Господа (2Тим. 2, 19). – Явилась благодать Божия, научающая нас, чтобы мы, отвергнувша нечестие, благочеставо жили в нынешнем веке (Тит. 1. 11. 12). Удерживайтесь от всякого рода зла (1 Сод. 5, 22); отвращайтесь зла, прилеплийтесь в добру (Римл. 12, 9).
2. Отвергаться себя самого: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя (Матф. 16, 24). – Если кто приходит ко Мне, и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником (Лук. 14, 26). – Все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною (І Кор. 6, 11). Никто не ищи своего, но каждый пользы другого (1 – 10, 24).
3. Умерщвлять и распинать страсти и чувственные пожелания: ветхий наш человек распят с Господом (Рим. 6, 6) . – Если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете ( – 8, 13). – Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями (Гал. 5, 24). – Умертвите земные члены ваши; блуд, страсть, злую похоть (Кол. 3, 5).
4. Очищаться от всею нечистого; очистим себя от всякие скверны плоти и духа (1Кор. 7, 1). – Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцом есть то, чтоб хранить себя не оскверненным от мира (Иак. 1, 27).
5. Быть живым для правды: если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности (Рим. 8, 10). Дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились (1Петр. 2, 24).
6. Жить и утверждаться в святости: умоляю вас, братии, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу (Римл. 12, 1). – Старайтесь иметь святость, без которой никто не увидит Господа (Евр. 12. 14). – По примеру призвавшего вас святого, и сами будьте святы во всех поступках (1Петр. 1, 15).
7. Пребывать твердша в вере: стойте в вере, будьте тверды (1Кор. 16, 13). Противостойте диаволу твердою верою (1Пет. 5, 9).
8. Быть богатым добрыми делами: не перестаем мы молиться о вас, чтобы вы поступали достойно Бога, во всем угождая Ему, и принося плод во всяком деле благом (Кол. 1, 9. 10). – Да усовершит нас Бог во всяком добром деле (Евр. 13, 21).
9. Быть исполненным смирения: не думайте о себе более, нежели должно думать, но думайте скромно. Не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным, не мечтайте о себе (Рим. 12, 3. 16). – Смиритесь пред Господом, и вознесет вас (Иак. 4, 10). Облекитесь смиренномудрием, смиритесь под крепкую руку Божию, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (1Петр. 5, 5 – 6).
10. Обуздывать свой язык: удерживай язык свой от зла и уста свои от коварных слов (Пс. 33, 14). – Положи, Господи, охрану устам моим и огради двери уст моих (Пс. 140, 3). – Кто хранит уста свои н наык свой, тот хранит от бед душу свою (Притч. 21, 23). Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших (Еф. 4, 29). – Всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова. Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие (Иак. 1, 19. 26).
11. Сохранят свои мыслии свое сердце: не дай, Господи, уклониться сердцу моему в словам лукавствия, для извинение дел греховных (Пс. 140 4). – Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни (Притч. 4, 23).
12. Молитвенно бодрствовать против искушений: бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение (Матф. 26, 41). Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит как рыкающий дев, ища кого поглотить (Петр. 5, 8). – Бодрствуйте на всякое время и колитесь, да сподобитесь избежать всех будущих бедствий (Лук. 21,36).
13. Благоразумно пользоваться временем: смотрите, поступайте осторожно, дорожа временем, потому что дни лукавы (Ефес. 5, 15 – 16). – Желаю, чтобы мы были мудры на добро (Римл. 16, 19).
14. Не прилепляться к предметам мира сего: время уже коротко, так что пользующиеся миром сим должны быть как не пользующиеся: ибо проходит образ мира сего (1Кор. 7, 29. 31). – Не любите мира, на того, что в мире. Все что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская не есть от Отца. И мир проходит и похоть его (1Иоан. 2, 15 – 17). Не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего (Евр. 13, 14).
15. Быть довольным своим положением: и научился быть довольным тем, что у меня есть (Фил. 4, 11). – Имея пропитание и одежду, будем довольны тем (Тим. 6, 8). – Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя я не покину тебя (Евр. 13, 5).
16. Быть безропотным в искушении: я стал нем, не открываю уст моих, потому что Ты соделал это (Пс. 38, 10). Иов пал на землю и поклонился и оказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал Господь и взял: (как угодно было Господу, так и сделалось), да будет имя Господне благословенно (Иов. 1, 11).
17. Полагаться на Бога: в Боге спасение мое, и упование мое в Боге (Пс. 61, 8) . – Надейся на Господа всем сердцем твоим и не полагайся на разум твой (Притч, 3, 6). – Уповай на Бога твоего всегда (Ос. 12, 11). – Для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живого, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче вервых (Тим. 4, 10). – Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас (1Петр. 5, 7).
18. Избегать общества порочных людей: блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей (Пс. 1, 1). – Какое общение праведности с беззаконием? Какое соучастие верного с неверным? (2Кор. 6, 14. 15). – Завещеваем вам, братия, удаляться от всякого брата поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас (2Сол. 3, 6).
19. Мыслить и делать все добродетельное: что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте, то исполняйте (Фил. 4, 8).
20. Делать все во имя и ради славы Господа: едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию (1Кор. 10, 3). – Все, что вы делаете словом или делом, все делайте во имя Господа нашего Иисуса Христа, благодаря чрез Него Бога и Отца (Кор.3, 17).
21. Жить и умирать для Господа, а не для себя: почитайте себя живыми для Бога во Христе Иисусе Господе нашем (Римл. 6, 11). – Никто из нас не живет для себя, а живем ли, для Господа живем, умираем ли – для Господа умираем ( – 14, 7 – 8). – Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего (2Кор. 5, 15).
22. Жить в правде: Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды (Петр. 8, 24). – Когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности; освободившись же от греха, вы стали рабами праведности (Римл. 6, 20. 18).
23. Жить миролюбиво: умоляем вас, братия, усердно стараться о том, чтобы жить тихо (1 Сол, 4, 10. 11). – Будьте мирны (2Кор. 13, 11).
24. Поступать достойно Бога, чтобы угодить Ему: умоляем вас поступать достойно Бога, во всем угождать Ему; поступать достойно звания, в которое вы призваны. Живите достойно благовествования Христова (1Сол. 2, 12; Кол. 1, 10; Еф. 4. 1; Фил. 1, 27).
25. Жить честно пред всеми: но всем желаем вести себя честно (Евр. 13, 18).
26. Проводить жизнь со страхом: со страхом проводите время странствования вашего (1Петр. 1, 17).
27. Ходить пред Богом: ходил Енох пред Богом, и не стало его, потому что Бог взял его (Быт. 5, 24). Ной ходил пред Богом. ( – 6, 9). Господь явился Аврааму и сказал ему: Я Бог всемогущий; ходи предо Мною, и будь непорочен (Быт. 17, 1). – Иезекия молился Господу, говоря: о Господи! вспомни, что я ходил пред лицом Твоим верно и с преданным Тебе сердцем (Ис. 38, 2. 3).
28. Жить в Господе, в обновленной любви: как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходите в Нем (Кол. 2,6), во обновленной жизни (Римл. 6, 4); и живите в любви, как и Христос возлюбил вас (Еффс. 5, 2).
29. Соблюдать заповеди Божия: да будет сердце ваше вполне предано Господу Богу вашему, чтобы ходить по уставам Его и соблюдать заповеди Его (3 Дар. 8, 61). – Вложу внутрь вас дух Мой, и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять (Иез. 36, 27).
30. Жить во свете и истине: прийдите, и будем ходить во свете Господнем (Ис. 2, 5). – Вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе: поступайте как чада света (Ефес. 5, 8). – Наставь меня, Господи, на путь Твой, и буду ходить в истине Твоей (Пс. 85, 11). – Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас, т. е, в апостолах (Филип. 3, 17).
3. О самолюбии
(Из творений св. Тихона задонского). а) Понятие о самолюбии. «Когда человек любовь, Богу единому должную, обращает к себе, сие называется самолюбие, которое не что иное есть, как самого себя неумеренное любление».
б) Признаки самолюбия. "Знак самолюбия, когда кто, оставивши волю Божию, свою исполняет...
Знамение самолюбия есть, когда кто уклоняется от зла, не ради воли Божией, зла не хотящей, но, или ради страха человеческого, или для похвалы или из корысти...
Знамение самолюбия есть, когда кто, имея дарование какое-либо: богатство, например, разум, здравие, приписывает оные своему тщанию и трудам, а не Богу...
Знамение самолюбия есть, когда кто, в беде какой и несчастии находясь, не терпит, но ропщет. Ибо таковый волю свою воле Божией предпочитает, без которой ничто приключиться не может.
Знак самолюбия есть, когда кто, что ни делает, ради прославления имени своего делает... Как боголюбие есть корень и источник всех благ мира, покоя, согласия: так самолюбие есть начало всех зол и бед на свете, как выше сказано...»
в) Плоды самолюбия. «От самолюбия всякое в мире бедствие. От самолюбия – брани, от самолюбия толико проливается человеческой крови; толико остается вдов, плачущих о мужах своих, толико матерей – по сынех своих, толико детей – по отцах своих сетующих, толико сражающихся запустевает государств и градов, толико иждивается казны, толико делается беcпокойствия, смятения, страха в обоих государствах!..
Самолюбие производит разбои, убийства, насилия и грабления.
Самолюбие делает судебные места торжищем, научает попирать правду, и неповинною кровию обагряет судейские мечи.
Самолюбие наполняет темницы праведными и неправедными узниками.
Самолюбию приписать должно, что много скитается бедных без призрения, покрова, одежды, пропитания; ибо, вместо того, чтобы друг друга снабдевать от избытка, самолюбие научает – одних отнимать у ближнего последнее; других – хранить у себя богатство, от Бога данное, не взирая на требования братии; иных непомерно вдаваться в роскошь...
От самолюбия убо нищета и убожество; самолюбие виною того, что иной нищенствует, иной преизлишне изобилует, иной гладствует (терпит голод), иной пресыщается.
Так самолюбие всякого зла виновно». (См кн. «Учение святителя Тихона Задонского об истинах православнохрист. веры», С.-Пб. 1864 г., стр. 359).
4. Библейские изречения о самолюбии
Самолюбие запрещено: никто не ищи своего, но каждый пользы другого (1Кор. X, 24).
И. Христос своим примером осудил самолюбие: и Христос не Себе угождал, но как написано: злословии злословящах Тебя пали на Меня (Пс. 68, 10) (Римл. XV, 3).
Самолюбие не совместимо с христианскою любовию: не бесчинствует (любовь), не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла (1Кор. XXII, 5). Самолюбие состоит в:
а) самоугождении: мы, сильные, должны сносить немощи бессильных, и не себе угождать (Римл. XV, 1).
б) жизни только для себя: а не имею никого равно усердного, кто бы столь искренно заботился о вас: потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу (Филип. II, 20, 21).
в) исполнении своей обязанности только из корысти: главы его (народа еврейского) судят за подарки, и священника его учат за плату, и пророки его предвещают за деньги, а между тек опираются на Господа, говоря: «не среди ли вас Господь? Не постигнет нас беда!» (Мих. III, 11).
г) презрении к бедным: а кто имеет достаток в мире, во видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое: как пребывает в том любовь Божия? (1Иоан. III, 17).
д) жадности: и это псы, жадные душою, не знающие сытости; и это пастыри бессмысленные; все смотрят на свою дорогу, каждый до последнего, на свою корысть (Ис. гл. 66, 11).
Самопожертвование И. Христа служит побудительной причиной к тому, чтобы избегать самолюбия: Христос и всех умер, чтобы живущие уже ве для себя жили, во для умершего на них и воскресшего (2Кор. V, 15).
Люди последних времен будут преданы самолюбию: знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорливы, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны (2Тим. 3, 1 – 2).
5. Виды эгоизма (самолюбия)
Так как человек есть существо духовно-телесное, то в эгоизм может развиваться отчасти в преимущественно чувственном, отчасти в преимущественно духовном направлении. В первом случае человек в ложном самоуничижении падает ниже данного ему Богом назначения и достоинства, ниспадает в материю; в другом случае он в самовозвышении – поднимается выше своей области, присвояет себе высшее положение, высшее достоинство, чем дарованное ему Богом. В этом именно и заключается глубочайший смысл известного изречения: «блажени те, которые держатся назначенной им Богом средины», (medium tenere beati) а следовательно и Бога, как центра бытия. Ложное самоуничижение и ложное самовозвышение, чувственная страсть в наслаждению и высокомерие, следовательно, суть главные формы греха эгоизма.
В чувственном сластолюбии человек, который бы должен быть господином природы, делается рабом ее, и чем более он предается плотским похотям, тем зависимее становится он от тела: потому что тело, назначенное быть простым орудием духа, приобретает ложную самостоятельность, так что оно вместо того, чтобы быть подчиненным духу, делается безграничным властелином над ним. Эту именно до ложной автономия эмансипировавшуюся телесность разумеет апостол, когда он говорит о плоти и о законе в членах, уловляющем человека, так что он не может совершать доброго (Рим. VII). И эта угнетающая душевную жизнь телесность и привела именно платоников к ложному положению, что телесность есть зло само по себе, по своей первоначальной сущности, между тем как собственное седалище зла есть воля, которая, отпав от Бога, сама себя запродала плоти и материализировалась.
В ложном самовозвышении – во властолюбии, в высокомерии знания и самомнящем духовном совершенстве, в котором человек мечтает «быть, как Бог», он стремится в эфирным, обманчивым высотам, на которых он не имеет под своими ногами никакой почвы и с которых он рано или поздно неизбежно должен низвергнуться. Хотя это духовное высокомерие и чувственное сластолюбие противоположны между собою, однако же они постоянно уживаются вместе, и нет человека, который бы исключительно грешил только в одном из этих двух направлений. (Сост. по кн. «Христ, уч. о нравств.» Мартенсена, т. 1, стр. 106).
* * *
Краткий критический разбор теории альтруизма, отрицающего любовь к самому себе. Между тем как христианство уравновешивает отношение между личностию и обществом и в заботах об общем благе не жертвует личностию, современный гуманизм во имя общего блага отрицает самоцель в жизни личности. Он неприязненно относится к индивидуализму, (т. е. в тому, что относится до человека как самостоятельной, свободно-разумной и нравственно ответственной личности) он отрицает любовь в себе, даже понимаемую в строго христианском смысле. Это сказалось в самом названии, которым нынешние гуманисты обозначили любовь человека в ближним, или взаимопомощь: они назвали ее альтруизмом. Альтруизм – противоположность не только эгоизма, но и индивидуализма. а) Что же такое альтруизм? Сущность этого учения в том, что индивидуальность – зло, что нужно жить и действовать для блага других людей, для блага общества или рода, для блага всего человечества, и что других людей нужно любить больше себя самого. Жертвуя собою и всем своим для блага других людей, человек достигает счастия; напротив, он не может достигнуть счастия, когда стремится к личному счастию, для него живет и действует. Страдания рода других людей суть наши страдания, и счастие их есть наше счастие, а потоку, стремясь ослабить страдания рода и увеличить его благо, ни тем самым уменьшаем свои собственные страдания и увеличиваем свое личное счастие. Ценно, велико и живуче, или даже вечно только целое человечество, весь род. Каждый же член рода, личность человека есть совершенное ничтожество, нечто злое и изменчивое, призрак. Будучи результатом общества в лице предшествующих и современного ему поколений, человек имеет цену только как член общества, должен жил только для общества, а не для себя. Чем меньше он будет помнить и заботиться о своем личном я, чем более он, так сказать, сольется с родом, тем лучше и для него и для рода. Жить не для себя, а для других – это де закон жизни, действующий с неуклонной силой. Как часть рода, человек не ограничен ни пространством, ни временем, потому что он живет в предшествовавших ему поколениях, будет жить в последующих и неразрывно связан с современных ему поколением. Предпочтительной любви к кому бы то ни было не должно быть. Люби всех других больше, чем себя; живи не для себя, а для других; никому не вреди; не противься злу; всем, сколько можешь, помогай. Вот основные положения альтруизма. б) Отличие альтруизма от христианского учения о любви к ближнему. По-видимому, альтруизм есть учение столь же возвышенное, как и христианское учение о самоотвержении и любви к ближним и как будто тождественно с ним. На самом же деле между ним и христианством лежит громадная пропасть. аа) Основа альтруизма мистическо-пантеистическая и натуралистическая. Основа христианства – текстическая, состоящая в признании живого, личного и премудрого Бога к воплотившегося для нашего спасения Сына Божия, Господа нашего И. Христа. По учению пантеистов формы, в которых проявлается жизнь или божественное бытие, суть или мираж бытия, или проявления абсолютной субстанции, вытекающие из нее и опять с нею сливающиеся, – это волны на безмерной поверхности океана жизни. И человеческая индивидуальность и жизнь что иное, как не волна, на мгновение всплывшая к моментально погрузившаяся в бездну бесконечного бытия? Слияние всех и всего в одном – это основная черта пантеизма, и она же преобладает в альтруизме. бб) Другая, чуждая христианству, особенность альтруизма – это близкая связь его с детерминизмом, (т. е. с отрицанием свободы воли). Где ни во что ставится индивидуальность, там может ли иметь силу личная свобода воли? Она ничто и совершенно подчинена или силе рода, или мировой воле, или мировому разуму, или всеобщей жизни, или всебожеству. вв) Отрицая индивидуальность, трудно не придти к отрицанию бессмертия души и загробной жизни, что служит главным предметом христианской надежды. гг) По учению христианскому, человек должен отвергнуться себя ради Христа: по учению альтруистов – самоотвержение требуется ради других людей, ради рода человеческого. дд) По христианскому учению, людей должно любить, как самого себя: по учению альтруистов их должно любить больше себя. Может показаться, что в этом пункте учение альтруистов возвышеннее даже Христова учения. Но когда люди желают быть святее самих святых и стремятся поставить идеалы высшие в сравнении с заповедями Божиими, то тут что-нибудь да не так. Тут есть или лицемерие, или недомыслие и неразумие, или незнание человеческой природы, или бессмерное самомнение и жестокость сердца, или мечтательность, или самообольщение, или коренная ложь целого миросозерцания человека, или, наконец, психическое расстройство. Всякого рода утопии потому и пользуются сочувствием, что они имеют вид чего-то возвышенного и величественного. Это фейерверк, изумляющий яркостию, красотой и разнообразием в сочетании лучей и искр, но неспособный ни светит, ни греть, и мгновенно потухающий. Утопии хороши в речи оратора, в слове писателя, но несостоятельность их обнаруживается, как только начинают осуществлять их в жизни; при столкновении с живою действительностию они лопаются, как мыльные пузыри. в) Несостоятелность альтруизма. Что альтруизм ест одна из утопий, которыми себя тешат праздные мечтатели, это несомненно. аа) Альтруизм, отрицающий индивидуализм, т. е. личную жизнь человека, как сама цель, противоречит природе человека, индивидуальном – творение Божие, скажет верующий; она – произведение природы, скажет неверующий в Бога натуралист. В действительности, она – и творение Божие и произведение природы, она – закон бытия, установленный живым, святым, премудрым, всеблагим я премирным Богом. Можно сколько угодно разглагольствовать о ничтожестве индивидуальности, о том, что она есть зло, можно даже питать замысли, как это делают буддисты и пессимисты, об окончательном уничтожении индивидуального бытия: мировой закон остается законом, никакого ущерба от их разглагольствий не потерпит, ни на одно мгновение не прекратит своего действия, подобно тому, как горный кряж ни мало не сдвинется с места от усилий ничтожного червяка, который, для проложения себе пути, вздумал бы его передвинуть. Но альтруисты, – разумеем крайних из них: буддистов и пессимистов, – оказываются в положении, более комичном и жалком, нежели тот червяк, потому что последний, употребляя усилия против горы, действует не против себя, а альтруисты, выступая в поход против индивидуальности, прут против закона, который живет и действует в них самих, идут против самих себя. Но самому отрицать самого себя в сущности нельзя. Мы полагаем, что крайний альтруизм самообман. Есть альтруисты на словах, альтруистов на деле нет, или, но крайней мере, они – исключение. Уже самым фактом провозглажения своего учения они не только утверждают закон бытия своей индивидуальности, но даже проявляют демонически-гордую самостность, потому что они идут при этом против закона Божия, против закона природы, против общего сознания всех людей, и выше всего этого хотят поставить знамя своего учения. Высшая степень отрицания своей индивидуальности есть самоубийство. Однако уже в своей решимости покончить с собой и еще более в осуществлении этой решимости опять таки проявляется сила индивидуальности. Замечательно, что за исключением случаев помрачения рассудка от мозговых страданий или от других причин, кончают жизнь самоубийством или имеют склонность в этому именно натуры эгоистичные ( Это мнение высказано немецким психологом Карусом в сочинении «Рhysche»; опыт подтверждает его. ); а это-то и показывает, что индивидуальность и эгоизм – предметы различные. По-видимому, самоубийца нисколько не нарушает закона Божия, ибо весь закон в одном слове заключается; люби ближнего твоего, как самого себя (Гал. 6, 14. Ср. Лев. 19, 18). В особенности это можно сказать о тех, которые, страдая тяжким и неисцельным недугом, служат в тягость себе и другим в никакой пользы ближним принести не могут. Однако церковь признает самоубийство самым тяжким, даже непростительным грехом. Почему? Думаем, не только потому, что оно обнаруживает недостаток в человеке терпения, надежды на Бога и преданности Его воле, но и выражает самостное присвоение себе нрав, принадлежащих Богу, самостное восстание против воли Божией и против установленного Богом порядка. Какой-нибудь жук, у которого безжалостные мальчишки оторвали ноги и крылья, все-таки копошится, употребляет последние усилия, чтобы уйти и сохранить свою жизнь. Только человек сознательно и намеренно прекращает свою жизнь. Пусть поводом и как бы мнимым извинением самоубийства бывают иногда невыносимые страдания. Но за кого же нужно признать тех, которые, как буддисты, ради погружения в нирвану, ради слияния с мировою жизнию, ради прекращения индивидуального бытия, самоубийство возводят в принцип, в добродетель, в дело мудрости, в величайший подвиг жизни, в идеал, в закон бытия, в осуществлению которого должны все стремиться? Буддистские фанатики, купающиеся в священных, по их верованию, водах Ганга с намеренною целию быть проглоченными аллигаторами, лучше ли поступают, чем ветхозаветные семитические поклонники Молоха и другие религиозные каннибалы, мнившие угодить Богу тысячами человеческих жертв? И те и другие – ревностные поклонники своей веры, но такая ревность – безумие, потому что безрассудны самые принципы ее. Такие жертвы не могут быть угодны Богу, потому что Бог есть Бог жизни, а не смерти, которая есть дело диавола; Он Бог любви и мира, а не огня и меча. бб) Альтруизм, отрицающий индивидуализм, считающий личную жизнь человека злом, отождествляющий ее с эгоизмом, противоречит всемирной истории человечества, которая показывает, что лучшие индивидуумы каждого народа были передовыми борцами за истину и правду и как бы светочами истинного просветения и нравственности. Как в природной, так и в человеческой жизни совершенствование идет рука об руку с индивидуализацией. В неорганической природе, в металлах и минералах, можно сказать, нет индивидуальной жизни или роста; мало отличаясь друг от друга, каждый из них состоит из тождественных частей. Почти такое же безразличие замечается и в самых низших растительных и животных организмах; однако в них уже есть зачатки органов и некоторое разнообразие функций. Но чем дальше мы идем по ступеням растительного и особенно животного царства от низших форм в высшим, тем сложнее становятся организмы, тем разнообразнее и многочисленнее формы их, тем более обособляются одни индивидуумы от других, и в каждом индивидууме органы становятся более совершенными, а жизнь делается более сложной и разнообразной в проявлениях, качественно более совершенной. Чем менее совершенна тварь, тем более сливается она с общею жизнию природы; чем она совершеннее, тем более обособляется от окружающей ее среды и жизни. Такое же соответствие степеней совершенства с степенями индивидуализации существует и в человеческом роде; в его индивидуумах, в его племенах, в его историческом развитии. В низших племенах индивидуализация не значительна: дикари одного и того же племени во всем очень похожи друг на друга. Чем талантливее, деятельнее и образованнее племя, тем больше индивидуумы его отличаются друг от друга. Наконец, гении, великие люди, избранники Божии, преобразователи исторических судеб, могучие двигатели просвещения, всегда и неизбежно отличались резко очерченной и далеко выдвигающейся из общего уровня индивидуальностию. Гений всегда и безусловно самобытен. Он никому не подражает, и ему никто не может подражать. Рафаэль в своем творчестве не похож ни на одного другого гениального художника. Платон, Гонер, Софокд, Дант, Шекспир, Фидий, Бетховен, Моцарт – все они великие гении, но у каждого творчество самобытнов, особое. Сколько бы ни прошло веков, сколько бы не явилось новых гениев, ни один гений, ни из старых, ни из новых, не будет иметь и не может иметь своего аlter еgо. Кажется, гении и все вообще великие люди должны бы быть самыми счастливыми людьми на свете; на самом деле их жребий большею частию тяжкий: современники либо не понимают и не ценят их, либо осмеивают, ненавидят и гонят. Бак это ни странно, но люди сильного ума, чистой нравственности, с возвышенными идеалами – часто бывают одиноки в мире, или даже становятся жертвой своего высокого призвания. Ной остался одинок среди допотопного человечества, и проповедь его не нашла ни отклика, ни сочувствия. В ветхом завете лживые пророки льстили народу и благодушествовали, не смотря на то, что вели его к погибели; а об истинных пророках один из сих говорит: Господи! пророков Твоих убили...; остался я один, и моей души ищут (Рим. 11, 3; 3Цар. 19, 14). И те сем тысяч, не преклонивших своих колен пред Ваалом, могли ли они и смели ли заявить свое сочувствие ревнителю Иеговы? Даже в отношении к учению Иисуса Христа самые близкие Его последователи оказались несмысленными и медлительными сердцем (Лук. 24, 26); прочие слушали Его с недоверием и ответили клеветами и кровавой враждой. Те, которых весь мир не был достоин, скитались но пустыням и горам, по пещерам и ущелиям земли (Евр. 11, 38). Безлюдные, обитаемые диким зверями, пустыни были для них гостеприимнее, нежели многолюдные города. А от чего? От того, что они своею жизнию, своим учением, своими идеалами, безгранично возвышались над умственным и нравственным уровнем людей. Они говорили, действовали, жили совсем не так, как прочие, как все. Они не только не отвечали духу своего времени, не только не потворствовали укоренившимся предрассудкам, ее только не попадали в том и строй жизни своих современников, но прямо отрицали пошлость и зло установившегося, обычного строя жизни, требовали заменить старые мехи новыми и старое вино новым вином. И может ли быть иначе, когда они являются творцами, представителями и проводниками высших, обновляющих и пересозидающих жизнь, идеалов? В том и выражается высочайшая степень их индивидуальности и вместе с тем безграничное величие, что они – не рабы ни духа времени, или народа, ни общепринятого строя жизни, ни общественного мнения, ни кумиров толпы, а напротив, во имя высших идеалов имеют могущественную силу духа идти наперекор жизни, чтобы обновить жизнь. Но такой протест оскорбителен для массы, погруженной в тину обычной жизни. И от того в удел праведников, избранных людей, часто достается тяжкий жребий. Однако и в самом страдании своем они, как гиганты, далеко возвышаются над пошлым счастием самодовольной ограниченности. Ни их идеи, ни страдальческий подвиг их жизни, ни самая смерть не пропадают бесследно; только сами они обыкновенно не доживают до торжества своих идей. Прошло несколько веков прежде, чем греки убедились, что Сократ имел гениальный разум, признавши отечественных народных богов не богами, и великое нравственное мужество, объявивши о том своим согражданам, и что он был прав и за правду принял смерть, а весь народ и все другие языческие народы находились в ужасном заблуждении. вв) Ложь альтруизма, как системы нравственности, обнаруживается уже их того, что он имеет тесную историческую связь с учениями противорелигиозными, и близкими к безбожию. Уже одно это – дурная рекомендация. Альтруизм был и в древности. Буддизм, уча о непротивления злу, понимая любовь, как сострадание, расширяя ее пределы на все живущее, признавая индивидуальное бытие злом и несчастием, поставляя идеалом человеческой жизни погружение в небытие и покой, или слияние со всем бытием чрез уничтожение своего личного существования, можно сказать, весь состоит из альтруизма. В этом – одно из существенных отличий буддистской морали от христианского нравоучения. Языческая религии, кроме буддизма, не располагают к альтруизму; но свойственное некоторым языческим религиозно-философским системам учение о душепереселении было своеобразным альтруизмом, перенесенным за пределы гроба. Из учения о душепереселении возник в язычестве обычай щадить некоторых животных, ухаживать за ними и почитать их. В наше время проповедниками альтруизма являются позитивисты, начиная с Огюста Конта, и в особенности пессимисты – Шопенгауер и Гартман. У нас в России самый видный проповедник альтруизма граф Л. Н. Толстой. Он заимствовал это учение у Шоненгауера и Гартмана, а также и у позитивистов. (См. об этом подробнее брош. профес. А. Беляева, "Истин, христ. и гуманизм», во которой составлена главным образом нами я эта статья).