ПОНЯТИЕ О ХРИСТИАНСКОЙ НАДЕЖДЕ
3. Библейские примеры глубокой надежды на Бога
I. Авраам верил Богу и уповал на Него; не имея надежды иметь детей, он не усомнился в обетовании Божием неверованием, но превозмог верою, прославив Бога, и знал, что Бог силен соделать то, что Он обещал. Когда же Бог даровал ему сына, он не пощадил этого единородного своего сына, принося его в жертву по повелению Божию.
II. Моисей, укрепляемый Богом, все полки египетские в один раз потопил в море; на войне с амаликитянами, вместо бесчисленных воинских орудий имея один только жезл в руке, сказал он своему военачальнику (Иисусу Навину): «Выбери нам мужей (сильных) и пойди сразись с Амаликитянами; а я завтра стану на вершине холма, и жезл Божий будет в руке моей». Чудное дело! Моисей стоял, ничего не делая, как зритель, и поразил все полки врагов.
III. Иисус Навин, военачальник, имея невыразимое словами упование, дерзнул повелеть солнцу, чтобы оно остановилось в своем течении, сказав: «Стой, солнце, над Гаваоном!»... и оно остановилось, и стояло среди неба, не спеша к западу почти целый день; и не было такого дня ни прежде, ни после того, в который бы Господь был так внимателен к голосу человеческому, и это потому, что Сам Господь сражался за израильтян (Нав.10:12–14).
IV. Что же припомнить нам о Халеве? – Он имел столь сильное упование на Бога, что не устрашился войти в среду многотысячного народа израильского, взбунтовавшегося против Моисея и Аарона, и обличить их беззаконие, говоря: «Если Господь милостив к нам, то введет нас в землю сию (т. е. ханаанскую); только против Господа не восставайте и не бойтесь народа земли сей; ибо он достанется нам на съедение: защиты у них не стало, а с нами Господь; не бойтесь их» (Чис.14:8–9).
V. Столь же сильное упование на Бога имел Гедеон, рожденный скорее быть земледельцем, нежели воином; он, уповая на Бога, дерзнул с тремястами воинов выступить против бесчисленного неприятельского войска, напал на него и победил.
VI. Упование на Бога Езекии обнаружилось во всей силе своей, когда Сеннахирим, царь ассирийский, обложил многочисленным войском Иерусалим. Езекия, укрепляя город Давидов, более всего укреплял в народе упование на Бога, говоря: «Будьте тверды и мужественны, не бойтесь и не страшитесь царя Ассирийского и всего множества, которое с ним, потому что с нами более защиты, нежели с ним; с ним мышца плотская (человеческая сила), а с нами Господь Бог наш, чтобы помогать нам и сражаться в войсках наших против врагов», – и укрепил он народ свой надеждою на Бога; и открылась чудная помощь Божия: Господь послал Ангела, и он истребил всех: и главноначальствующего, и начальствующих в войске царя ассирийского, и тот со стыдом возвратился в землю свою (Ср. 2Пар.32:7, 8, 21, а также Ис.37:16, 17, 20, 21).
VII. Упование на Бога возвысило царя Давида на высокую степень святости: в этой добродетели он всех превзошел; читающий с любовью псалмы его, сам увидит то. Как часто повторял он устами, говоря от искреннего сердца: «Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюсь?» (Пс.26:1) – «Чего мне бояться во дни бедствия, когда злоба гонителей моих окружает меня?» (Пс.48:6, ср. и мн. др. псалмы).
VIII. Иона, заключенный во чреве кита, находясь уже на последней ступени к смерти, не пал в уныние, но как бы находясь на безопасном корабле, молитвенно воззвал к Господу Богу своему; молитве и прошению всегда и везде – место благоприятно; чего он просил? «Ты вверг меня в глубину, в сердце моря, и потоки окружили меня; все воды Твои и волны Твои проходили надо мною. ...Однако... я вспомнил о Господе... и молитва моя дошла до Тебя, до храма святаго Твоего» (Ион.2:4–8). Вот образ величайшего упования на Бога!
IX. Таким же образом молились Даниил во рве среди голодных львов и три отрока в вавилонской пещи; надежда на Бога не посрамила их: они спасены из челюстей смерти.
X. Товия представляет в этом деле удивительный нам пример: он, потерявши имущество, родину – нищий, странник, ослепший, однако не потерял крепкого упования на Бога, прилежно хранил его и сохранил, хотя родственники его, жена его и близкие к нему люди насмехались над ним, говоря: «Где теперь твоя надежда, ради которой давал ты нищим милостыню, и столь многих погребал? Тщетна была твоя надежда». Но он, вразумляя их, сказал: «Не говорите сего; ибо мы дети Святаго, и ожидаем той вечной жизни, которую Бог обещал и дает тем, которые крепки в вере в Него и уповании на Него» (Тов.2:8–14). Это упование на Бога возвратило Товии его имение, его отечество, его зрение, и вечную награду в будущей жизни утвердило за ним.
XI. Царь иудейский Амасия нанял из израильтян 100 000 храбрых воинов за сто талантов серебра. Но человек Божий пришел к нему и сказал: «Царь! Пусть не идет с тобою войско Израильское, потому что нет Господа с Израильтянами, и всеми сынами Ефрема. Но иди ты один, делай дело, мужественно подвизайся на войне. Иначе повергнет тебя Бог пред лицом врага: ибо есть сила у Бога поддержать и повергнуть». Амасия спросил у человека Божия: «Что же делать со ста талантами, которые отдал я войску Израильскому?». И отвечал ему человек Божий: «Может Господь дать тебе более сего». Послушал Амасия, уповая на Бога, и двадцать тысяч врагов погубил. Таково упование на Бога, а не в силы человеческие (Ср. 2Пар.25:2–12)!
XII. Когда великое множество моавитян и аммонитян, соединясь вместе, пришли войною на Иосафата, он, не могши противиться силам врагов, обратился с величайшим упованием к Богу: сам весь предался молитвам ко Господу, объявил пост по всей Иудее и общенародное собрание перед лицом Господа для умилостивления Бога и для общего совета; и молитву свою заключил словами: «Боже наш! Ты суди их» (врагов). Ибо нет в нас силы против множества сего великого, пришедшего на нас, и мы не знаем, что делать, но к Тебе обращаем очи наши!». И помощь Божия немедленно явилась: здесь же, в этом собрании, находился благочестивый муж Иозиил, на которого сошел Дух Господень, среди собрания, и он вещал: «Слушайте все иудеи и жители Иерусалима и царь Иосафат! Так говорит Господь к вам: не бойтесь и не ужасайтесь множества сего великого, ибо это война не ваша, но Божия... не вам сражаться на сей раз: вы станьте, стойте и смотрите на спасение Господне, посылаемое вам (2Пар.20:14–17). Ободренный этими словами Иосафат вывел свое войско против врагов, и чтобы оно не оробело вступить в брань со столь великим множеством противников, он, как храбрый и непобедимый полководец, ободряя сердца своих воинов упованием на Бога, сказал им: «Послушайте меня, Иудеи и жители Иерусалима! Верьте Господу Богу вашему, и будьте тверды; верьте пророкам Его – и будет успех вам». И тот же час сделал необыкновенное на поле брани распоряжение: он приказал поставить впереди войска церковных певцов, чтобы они, выступая впереди вооруженных, в благолепии святыни воспевали и славословили Господа, поя псалом: «Исповедайте Господа, ибо Он Благ, милость (помощь) Его вечна!» – Смотрите, дивная вещь: царь с войском вступает на брань (в сражение) подобно епископу, входящему в церковь со священнослужителями. Поистине явление необыкновенное, и в сражениях, по-видимому, достойное смеха – поставлять беспомощных, не вооруженных певцов впереди вооруженных воинов! Но Бог присутствовал при Иосафате, споспешествуя ему, вооружавшемуся таким непобедимым оружием упования на Бога. В то время, когда певцы начали петь славословие Всевышнему – Господь невидимо возбудил между аммонитянами и моавитянами междоусобие: враги рубили и резали друг друга до последнего своего воина. Войско же иосафатово вступило на возвышенное место и увидело одни трупы врагов, лежащие на земле, и не было ни одного из них, который избежал бы смерти. На месте вражьего междоусобного побоища Иосафат увидел множество богатой, разнообразной добычи: дорогой одежды и драгоценных сосудов, и велел народу своему забирать добычу; три дня собирали ее, так она была многочисленна. – Смотрите, как могущественно крепкое, истинное упование на Бога, во всех случаях жизни оно сильнее всех других средств, словом, оно непобедимо.
ХIII. Из жен всех превзошла в этой добродетели Иудифь, совершившая неслыханное дело. Она, давши обет убить Олоферна (осаждавшего г. Ветулию), возложила все упование свое на Бога, взывая к нему: «Молю Тебя, Господи Боже, услыши меня, вдову! Ты сотворил прежде сего бывшее, и сие и последующее за сим, и содержал в уме настоящее и грядущее, и что помыслил Ты, то и совершилось; что определил, то и явилось... Ибо все пути Твои готовы, и суд Твой Тобою предвиден (Иудиф.9:4–6). Не во множестве сила Твоя, и не в могучих могущество Твое; но Ты – Бог смиренных, Ты – помощник умаленных, заступник немощных, покровитель упавших духом, спаситель безнадежных. Боже небес и Творче вод и Царю всякого создания Твоего! Услыши меня, бедную и Твоей сильной милости ожидающую» (Там же, Иудиф.9:11–12). С таким же упованием отвечала она Олоферну: «Да живет душа твоя, господин мой; не буду есть этого, чтобы не было соблазна, но пусть дают мне то, что принесено со мною... раба твоя не издержит того (кушанья) прежде, нежели Господь совершит моею рукою то, что Он определил» (Там же, Иудиф.12:4). Когда же, став у постели опьяневшего от вина Олоферна, изливая тайно слезы и молитвы, она говорила в сердце своем: «Господи, Боже всякой силы, Боже Израилев! Призри в час сей на дела рук моих и укрепи меня, да совершу намерение мое поразить врагов, восставших на нас»; и она благополучно все совершила (см. там же, Иудиф.13). Воротясь в город Ветулию, первым ее словом было: «Хвалите Господа, Бога нашего, что Он не оставил уповающих на Него», – и при этом показала гражданам отсеченную ею голову Олоферна (Там же, Иудиф.13:14–15).
XIV. Вспомним здесь еще целомудренную Сусанну, эту представительницу чистоты, стыдения и упования на Бога, которая, будучи ведома на место побиения камнями, возвела очи на небо со слезами, ибо сердце ее крепко уповало на Господа, и не напрасно: Даниил пророк на суде обличил ее клеветников в ложном свидетельстве против нее, и она освобождена была судом от смерти, которая постигла клеветников–похотников нечестивых (Дан.13).
XV. Есфирь имела столь же крепкую надежду на Бога, как и Сусанна. При дворе Артаксеркса царя был обычай, по которому никто как мужеского, так и женского пола не имел права входить во внутренний дом царя, не быв им призван, и нарушителю этого закона не было спасения – смерть ему, исключая тот случай, когда царь в знак помилования простер к вошедшему золотой жезл. Когда по извету Амана угрожало евреям поголовное избиение во всех областях царства, о чем предуведомлен был Мардохей, воспитатель Есфири царицы, супруги Артаксерксовой из евреек, Мардохей настаивал на том, чтобы Есфирь пошла в царские покои с прошением об избавлении евреев от смерти, а между тем царь не призывал ее; боясь нарушить царский закон, она прежде всего велела всем иудеям пребывать три дня в посте и молитвах, то же и сама сделала с девицами своими по истечении этих дней она, возложив на Бога величайшее упование, вошла к царю с молением об отмене изданного Аманом закона об избиении евреев – и все исполнилось по ее просьбе (Есф.13).
XVI. Какие успехи сделал св. Павел в добродетели упования на Бога открывается из следующего: часто он, представляя в уме себя уже окончившим земное поприще, возглашал: «Я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой (веру, преданность) на оный день» (т. е. день Суда Божия) (2Тим.1:12). Вооруженный таким упованием, св. Павел не уклонялся ни от одного труда, ни от одного бедствия ни правыми, ни левыми путями: он мужественно шел через острие меча, побиение камнями, через различные смертные опасности, стрелы и огонь, укрепляемый упованием на Бога, силой Которого часто проходил сквозь железные затворы. (Сост. по кн. «Илиотропион, или сообразование человеческой воли с Божественною волею», И. Максимовича, митр. Тобольск. Киев, 1890 г., стр. 326 – 332).