Источник

Раздел 2, Поучение 1Раздел 2, Поучение 3

ПОНЯТИЕ О ХРИСТИАНСКОЙ НАДЕЖДЕ

2. Святоотеческие изречения о христианской надежде

I. «Надежда, – говорит св. Лествичник, – есть обогащение невидимым богатством, несомненное сокровище до приобретения сокровища» (Сл. 30. 29).

II. «Вера, – по св. Григорию Великому, – говорит: непостижимые блага Бог уготовал любящим Его; надежда говорит: они для меня соблюдаются» (Serm. 10 in. Ps. 9).

III. «Исполненные надежды, – говорит св. Исаак Сирин, – не чувствуют труда, но делаются нечувствительными к скорбям, и во все продолжение своего шествия думают, что их шествие совершается но воздуху, а не человеческими они идут стопами; и будут им «острая в пути гладки» (Ис.40:4); это потому, что ежечасно обращено внимание их на лоно Отца их, и самая надежда как бы перстом в каждое мгновение указует им отдаленное и невидимое, как бы гадательно взирающим на сие сокровенным оком веры; и потому далее, что желанием отдаленного, как бы огнем, разжены все части души, и отсутствующее вменяется ими за присущее. Туда простирается все протяжение их помыслов, и всегда поспешают достигнуть туда; и когда приближаются к совершенной какой-либо добродетели, не над ней одной трудятся, но вдруг и всецело совершают в совокупности все добродетели; потому что эти исполины шествие свое не царским совершают путем, как и все прочие, но избирают для себя стези краткие. Самая надежда разжигает их как бы огнем, и не могут дать себе отдыха в стремительном течении, совершаемым с радостью. С ними бывает сказанное Иеремиею: «рекох: не воспомяну имене Его, ниже возглаголю ктому во имя Его. И бысть в сердце моем, яко огнь горящ и проницающий в кости мои" (Иер.20,9). Так памятование о Боге действует в сердцах их, упоеваемых надеждою обетований Божиих» (Сл. 48, стр. 258).

IV. «Дабы ты знал, – говорит св. Иоанн Златоуст, – какое сердце должен иметь верующий, апостол сказал: “И хвалимся упованием славы Божьей”. Ему надобно быть не только несомненно уверенным в дарованных ему благах, но и будущие почитать как бы уже дарованными; ибо хвалиться можно тем, что уже имеешь в руках. Поскольку же надежда на будущие блага столь же тверда и несомненна, как и надежда на дарованные блага, то апостол говорит, что мы хвалимся также и надеждой на будущее» (Из «Посл. к Римл. бесед. IX», стр. 191).

V. «Корень всякого доброго дела есть надежда воскресения, – говорит св. Кирилл Иерусалимский, – ибо ожидание награды укрепляет душу в доброй деятельности» («Огл. поуч.» XVIII, п. 1, стр. 405).

VI. «Братия, – пишет блаженный Августин, – усиливайте упование ваше на Бога, пламенейте желанием к вечному, ожидайте вечного. Братия! Мы христиане. Христос не для земных радостей принял на Себя плоть человеческую. Блага земные требуют от нас более терпимости, нежели любви. Всё, нас угнетающее, тленно; всё, нас привлекающее, носит на себе печать ласкательства. Не полагайся на море даже и тогда, когда оно тихо. Не без намерения сказано нам: «горе имеем сердца» – возносите сердца ваши к небесным вещам. Для чего же мы приковываем сердце наше к земле, имеющей разрушиться?» (См. в «Христ. чт.» 1824 г. к. 9. стр. 314)

VII. Подобным образом св. Иоанн Златоуст, предостерегая верующих от излишних забот и внушая во всем уповать на Промысл Божий, учит: «Если Бог есть Отец, и притом Отец Всеведущий и Попечительный, то не может презреть сынов, находящихся в бедах, когда даже и человеки, будучи отцами, не делают сего... Какой отец не захочет доставить необходимого своим детям? Так и поэтому уже Бог непременно подаст нужное. Но Он Сам и Творец природы... Кто сотворил и так устроил ее, Тот знает и нужды ее лучше тебя, имеющего нужду в пище и одежде; ибо Ему же угодно было даровать природе твоей такую потребность. Он не будет противоречить Себе, лишая наше естество нужного и необходимого, тогда как Сам устроил оное с такими потребностями... Но для вас должно быть не это важно, а другое; ибо мы не для того сотворены, чтобы есть, пить и одеваться, но чтобы угодить Богу и получить будущие блага... посему Спаситель и сказал: «ищите Царствия Божья, и сия вся приложатся вам». Итак, ищи благ будущих, и получишь настоящие; не ищи видимых, и непременно получишь оные... Тот, Кто подает большее, тем паче даст меньшее» (Злат., на Мф. в русск. пер. т. 1 Бес. 22, стр. 467–460).

VIII. «Участь наша вращается, подобно колесу, – говорит св. Григорий Богослов, – в различные времена, и часто в один день, а иногда и в один час подвергаясь различным переменам, так что скорее можно положиться на постоянство ветров, никогда не останавливающихся, или следов плывущего по морю корабля, или на обманчивые ночные сновидения, или на твердость тех начертаний, какие дети, играя, делают на песке, нежели на благоденствие человеческое... Для нас здесь одно оружие, одна стена, одна защита – надежда на Бога» (Григ. Бог. в русск перев. т. 1 стр.20).

IX. «Беден ты, но, без сомнения, есть другой беднее тебя. У тебя хлеба на десять дней, а у него на один. Как человек добрый и благомыслящий, уступи свой излишек неимущему. Если у тебя остается один хлеб, но у дверей стоит просящий, то принеси из кладовой и этот один хлеб и, взяв в руки, подними к небу и скажи: один у меня хлеб, который видишь Ты, Господи; но заповедь Твою предпочитаю своей опасности, и из малого даю алчущему брату. Подай и ты бедствующему рабу. Знаю твою благость, возлагаю упование на Твое могущество» (из твор. св. Василия Великого ч. IV, стр. 125).


Источник: Уроки и примеры христианской надежды : опыт катехиз. хрестоматии / сост. протоиерей Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XXVIII, 626 с.

Комментарии для сайта Cackle