СВОЙСТВА ХРИСТИАНСКОЙ НАДЕЖДЫ (Довольство своим состоянием, терпение и мужество в скорбях и страданиях и преданность в волю Божию)
4. Примеры преданности воле Божией, заимствованные из слова Божия
«Все великое, что представляет нам слово Божие, совершилось великой преданностью Богу», – говорит святитель Филарет, митр. Московский.
I. «Кто не знает Авраама и его великой жертвы? Как возмог он поднять смертоносную руку на сына, о котором получил потомственные обетования? Как не усомнился он? Как не сказал Богу: “Не Ты ли Господи, обещал, что в Исааке наречется мне семя” (Быт.21:12)? Где же будет сие семя, когда отрок Исаак сгорит на жертвеннике? Патриарх не имел в сие время ни помышления, ни желания, ни действия собственного; все предал он Богу, “паче упования во упование веруя” (Рим.4:18); и, таким образом, и вожделенную жертву принес, и вожделенного сына не лишился; и благословение над собою усугубил. “Воистинну, – сказано ему, – благословляя благословлю тя, и умножая умножу семя твое... и благословятся в семени твоем вси язы́цы земнии” (Быт.22:17–18). Таким образом, преданность есть лучшая Богу жертва и вернейший залог Его благословений».
II. «Кто не слыхал о Иове, которого добродетель проповедовал Сам Бог перед собранием небесных сил? Но в чем состоит сила его добродетели, если не в преданности Богу, Которого непостижимым судьбам с благодарностью предал он себя и детей, и богатство, и здравие, и через то соделал ничтожными все усилия врага добродетели и блаженства человеческого? “Господь даде, Господь отят... буди имя Господне благословенно” (Иов.1:21). Такая преданность Богу есть безопасная ограда от всех искушений».
III. «Посмотрите и на Моисея в ужасную минуту, когда перед ним море, а за ним войско египетское. Народ вопиет к Богу, ропщет на вождя: но что вождь? Он не приготовляет народ к брани, не ищет пути к бегству, не воздвигает чудодейственного жезла, не произносит даже ни одного молитвенного слова в Богу. Что сие значит? – Он предался Богу и вводит народ в сию преданность: “Господь поборет по вас, вы же умолкните” (Исх.14:14). Все умолкло: но молчание сие громко раздалось на небесах и подвигло чудодейственную силу Божию. “И рече Господь Моисею: что вопиеши ко Мне? Рцы сыном Израилевым, и да путешествуют... и да внидут сынове Израилевы посред моря по суху”» (Исх.14:15, 16). Здесь видно, что преданность Богу есть самая крепкая и действительная молитва». (Извлеч. из «Слова митр. Филарета в день Благовещения Пресвятой Богородицы»).
IV. Илий, первосвященник иудейский, когда ему сказал Самуил о том, какую казнь Бог определил дому Илиину и его детям, смиренно сказал: “Он – Господь, что Ему угодно, то да сотворит” (1Цар.3:18); как бы выразился так: “Неприятно для меня твое объявление суда Божия, о, Самуил! Но так как мне известно, что это – воля Божия, то охотно принимаю твои слова и познаю в них волю Божию: я и мои сыновья получаем наказание по делам нашим, по приговору суда Божия, которому никто противиться не имеет права; да сотворит Господь все то, что всесвятейшей Его воле угодно: мы – рабы, Он – Господь; мы преступны во многом; Его дело исправлять наши грехопадения праведным наказанием».
V. Царь Давид до того подчинил свою волю воле Божией, что это повиновение его с похвалою ему Самим Богом засвидетельствовано: «Нашел Я мужа по сердцу Моему, Давида, сына Иессеева, который исполнит все хотения Мои» (Деян.13:22); как бы говорил Бог так: “долго Я искал человека, угодного Мне и способного к исполнению Моей воли, Моих предначертаний, ожидал его и наконец нашел его”. Эта похвала, данная Богом царю иудейскому, выше всех почестей царей земных (Из кн. «Илиотропион» Иоанна Максимовича).
VI. Св. Иоанн Златоуст превозносит великими похвалами Иосифа, обручника Преблагословенной Девы Марии за его добродетель – безусловно исполнять волю Божию, несмотря на кажущиеся противоречия Божественных повелений. «Когда Иосиф, – говорит св. Иоанн Златоуст, – получил во сне от Ангела повеление оставить свою землю и бежать во Египет, он не соблазнился этим, не сказал: “Неистинно это повеление и очень сомнительно, – незадолго перед этим говорил ты, Ангеле: «Он спасет людей Своих» (Мф.1:21), а теперь Он Самого Себя не может освободить от преследования; ты говоришь – нам необходимо бежать, странствовать и переселяться в далекую сторону, – это противно Божию вещанию”, – Иосиф ничего подобного не возражает Ангелу, ибо он был муж верный, даже не спрашивает у Ангела о времени обратного их возвращения, о чем Ангел выразился неопределенно: “пока не скажу тебе”; однако ж Иосифа не смутила такая неопределенность, он охотно поверил словам Ангела, и поверил им, перенося всякую скорбь и неудобства пути: не отказался предпринять бегство, оставить отечество и пошел во Египет с Младенцем и Богоматерью» (оттуда же).
VII. Когда ап. Павел шел в Иерусалим через Кесарию и кесарийские христиане, зная по предсказаниям, что он в Иерусалиме будет иметь много неприятностей и скорби от иудеев, желали отклонить его от намерения продолжать свой путь туда, то на слезное их прошение ап. Павел отвечал: «Что вы делаете? что плачете и сокрушаете сердце мое? я не только хочу быть узником, но готов и умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса»; когда же кесарийские христиане не могли уговорить его, «то успокоились, сказав: да будет воля Господня» (Деян.21:13–14). Это единственное, верное успокоение души, если не будет услышана наша молитва, наши прошения, молиться об одном: воля Господня да будет (оттуда же, стр. 63–54).
Но – чтобы вкратце сказать все для христианина, заключим это собрание библейских примеров преданности в волю Божию словами Филарета, митр. Московского, спросим: «Чем начинается высочайшее дело Христово? – Преданностью Сына Божия воле Бога Отца Своего: «Се, иду сотворити волю Твою, Боже» (Пс.39:9), – глаголет Он, исходя к воплощению. Чем оканчивается сие дело? – тою же преданностью: «не якоже Аз хощу, но якоже Ты» (Мф.26:39). «Отче, в руце Твои предаю дух Мой» (Лк.23:46). Итак, преданность Богу есть и начало, и совершение христианства и вечного спасения.
Заключим сие учение увещанием, которым Церковь заключает большую часть молитвенных провозглашений, дабы непрестанно питать в нас дух преданности, которым дышит и живет истинное христианство: «Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувше, сами себе, друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим». (Извлеч. из «Слова Филарета митроп. Московск. в день Благовещения Пресвятой Богородицы»).