О МОЛИТВЕ ГОСПОДНЕЙ
О ПЕРВОМ ПРОШЕНИИ МОЛИТВЫ ГОСПОДНЕЙ
Да святится имя Твое!
1. Объяснение первого прошения молитвы Господней
Вместе с призыванием необходимо проявляется в душе истинно молящегося благоговейное ощущение невидимого присутствия Вездесущего и святое чувствование долга почитать Его, как Творца, Искупителя и Промыслителя своего; и во исполнение такого долга тогда же пробуждается у молящегося и желание святить имя Господне; а за этим, по чувству собственной слабости, и прошение к Богу, дабы Он Сам благоволил наставить его святить высокое имя Свое, то есть, истинно знать, пламенно любить, благоговейно призывать и непрестанно прославлять Его устами и сердцем.
Имя Божие само в себе есть свято (Дан.3:52), и «паче всякаго имене» (Флп.2:9), есть источник святыни43. Им благословляются христианские Таинства: например, во имя Триединого Бога совершается св. крещение над всяким верующим; именем же Божиим даруется и оставление грехов всякому, истинно кающемуся; потом и наши присяги, и все важнейшие обязательства потому для всякого и священны, что утверждаются именем Божиим. А св. угодники Господни: пророки, апостолы и другие святые, – именем Божиим творили и чудеса. Следовательно, каждый человек, познавший Истинного Бога, обязан всегда иметь все должное уважение и благоговение ко всесвятому имени Божию, обязан всегда и всевозможно святить его.
Словами: «да святится имя Твое», мы молим Отца Небесного: 1) о том, чтобы Он сподобил нас святить имя Его словом, т. е. произносить всегда его с благоговением и чувствованием, святости Его подобающим, – и чтобы предохранил нас от искушения произносить его когда-либо или всуе и во лжи, или с холодностью и небрежением, или при действиях, его недостойных; 2) молим Отца Небесного, чтобы Он сподобил нас святить (имя) Его и самим делом, а для этого излиял бы в сердца наши такую к Себе любовь, которая бы заставила нас, как истинных сынов света, во всем искать не своей славы, но славы Отца Небесного: дабы тогда, произнося слова: «да святится имя Твое», мы сами о себе могли свидетельствовать, что слава Божия есть наше чаяние и наша радость (См. св. Кассиана Римлянина «Собеседование о молитве»), по примеру Того, Кто сказал: «глаголяй о себе, славы своея ищет, а Ищай славы Пославшаго Его, Сей истинен есть, и несть неправды в Нем» (Ин.7:18), – или иначе сказать: словами этого прошения мы молим Отца Небесного, чтобы Он сподобил нас, при содействии Его благодати, и мыслить, и желать, и делать все и всегда ко славе Его имени, – чтобы Он сподобил нас жить так, как требует Его святость. Смотря на такую жизнь нашу, и другие прославят Бога. «Тако да просветится свет ваш пред человеки, – говорит Спаситель, – яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, Иже есть на небесех» (Мф.5:16); 3) наконец, этими словами молимся о том, чтобы Отец Небесный сподобил нас содействовать к прославлению имени Его и в ближних наших. Но так как ближний наш есть всякий человек, то мы обязаны в этом отношении молить как за христиан, братий своих по вере, так и за неверных. Через жизнь тех из собратий наших, которые ведут жизнь худую, порочную и соблазнительную, хулится вера и Бог наш, как сказано «имя бо Божие вами хулится во языцех» (Рим.2:24); о тех мы обязаны молить Бога, чтобы благоволил содействовать нам Своей благодатью в их исправлении; дабы таким образом могла в них являться вечная святость имени Его. Кроме того мы обязаны молить и о присоединении всех неверных к стаду Христову, в чем подает нам пример Св. Церковь (см. третье прошение великой ектении), дабы и в них, и через них, когда они познают Истинного Бога, прославлялось имя Божие.
2. Библейские изречения о первом прошении
Имя Божие само по себе свято: «Сотворил мне величие Сильный, и свято имя Его», – говорит Пресвятая Дева Мария (Лк.1:49). – «Избавление послал Он народу Своему; заповедал на веки завет Свой. Свято и страшно имя Его!» (Пс.110:9). – «И благословенно имя славы Его вовек, и наполнится славою Его вся земля. Аминь и аминь». (Пс.71:19).
Мы должны просить в этом прошении, чтобы оно святилось у нас на земле:
а) через распространение истинного и чистого познания о Боге и Иисусе Христе: «Если даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал.1:8). – «Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии, тот горд, ничего не знает, но заражен страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходит зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения» (1Тим.6:3–4). – «И многие лжепророки восстанут, и прельстят многих» (Мф.24:11). – «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским» (1Тим.4:1). – «А непотребного пустословия удаляйся; ибо они еще более будут преуспевать в нечестии, и слово их, как рак, будет распространяться. Таковы Именей и Филит» (2Тим.2:16–17) – «Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху» (2Тим.4:3). – «И у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель» (2Пет.2:1).
б) через добрые мысли и поступки: «Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога? Ибо ради вас, как написано, имя Божье хулится у язычников» (Ис.52:5; Иез.36:20; Рим.2:23–24). – «Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1Пет.3:15). – «Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками» (Ин.15:8). – «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф.5:16). – «По примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят» (Лев.19:2, 1Пет.1:15–16). – «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1Пет.2:9).
3. Средства, благоприятствующие к прославлению через нас имени Божия
Мы должны дать своей жизни такую обстановку, которая бы располагала нас к прославлению имени Божия. А для этого мы должны:
1) Чаще заниматься размышлением о делах и свойствах Божиих, – глубже всматриваться в красоту и величие видимого мира. «Чем более мы станем рассматривать величие и красоту тварей, – говорит св. И. Златоуст, – тем более будем приближаться к Творцу». (Бес. к ант. народ. в русск. пер., стр. 378). Благоговение тут несомненно. Рассказывают об одном великом ученом мыслителе (Ньютоне), который всю жизнь свою положил на изучение законов и устройства вселенной, что он при взгляде на небо всегда снимал шляпу, а при произношении имени Божия всегда делал поклон.
2) Заниматься чтением или слушанием слова Божия, а также чтением или слушанием жития святых. Это чтение или слушание может обогатить нас разными уроками и примерами благочестия. А пример – самый лучший учитель. О Священном Писании ап. Павел говорит, что оно «богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2Тим.3:16). Из жизнеописания св. преподобномуч. Евдокии видно, что она решилась оставить свой прежний порочный образ жизни потому, что слышала за стеной своей комнаты чтение иноком Германом душеполезной книги. Вместе с тем на эту решимость ее имело влияние и благочестие Германа.
3) удаляться от сообщества с людьми безнравственными. Худой пример соблазнителен. Слово Божие уверяет нас, что «худые сообщества развращают добрые нравы» (1Кор.15:33); «и блажен тот муж, который не бывает в собраниях нечестивых» (Пс.1:1). Когда евреи, переселившись в землю ханаанскую, жили одиночно и чуждались язычников, то были верным и благочестивым народом Божиим; но потом, когда некоторые из них вздумали породниться с язычниками через супружество, то тогда нравы их изменились, и они часто впадали в идолопоклонство и разные гнусные языческие пороки (Суд.3:5–8).
4) Чаще ходить в храмы Божии, где обитает особенно благодать Божия, просвещающая и освещающая всякого человека, и участвовать в богослужении и св. Таинствах Церкви. Рассказывают об одном комедианте Вавиле, который вел жизнь нечестивую. Раз пришел он в церковь, где в это время читали Евангелие и в нем следующие слова: «покайтеся, приближибося Царствие Небесное» (Мф.3:2). Эти слова произвели на комедианта потрясающее впечатление. Он начал плакать и, вышедши из храма, тотчас же решился оставить прежний порочный образ жизни – и заключился в одну градскую башню для подвигов покаяния. («Луг дух.» Иоанна Мосха, гл. 31).
5) Тщательно заботиться об исполнении воли Божией и принуждать себя к деланию добра так, чтобы ничего не делать для других соблазнительно, чему поучает нас Спаситель, говоря: «Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, Иже на небесех» (Мф.5:16). – «Только тот чтит и прославляет Бога, – говорит св. Василий В., – кто исполняет волю Его». («Нрав. прав.», прав. 4, т. 3, стр. 365).
4. О ревности к славе Божией
«Мы равно виновны, – пишет св. Исидор Пелусиот, – в одном послании, и тогда когда хотим мстить за наши собственные обиды, и когда не трогаемся оскорблениями, наносимыми Богу. Когда обижают нас, мы должны сносить с кротостью и терпением; а когда оскорбляют Бога, то беззаконно сносить это оскорбление равнодушно; мы должны тогда высказывать наше неудовольствие. Мы так раздражительны, что не хотим простить нашим врагам; между тем кротки с теми, кои восстают против Бога. Правда, Всемогущий Бог может отмстить за Себя, но Он хочет, чтобы добрые люди гнушались греха и других заставляли гнушаться его».
Обратим, возлюбленные братья, внимание наше на приведенное наставление преп. Исидора Пелусиота: мы не только не должны быть равнодушными, когда наносится ущерб славе Божией, когда, например, кощунственно отзываются о священных предметах и лицах, когда христиане своей грешной жизнью хулят имя Божие; но, напротив, мы обязаны иметь св. ревность к славе Божией и словом, и жизнью своей содействовать ей.
Послушаем, что сказал однажды пророк Илия в молитве своей к Богу. В то время, когда жил Илия, среди народа Божия (т. е. израильского или еврейского) распространились идолопоклонство (т. е. поклонение ложным богам) и великое нечестие. Много Илия боролся с нечестивцами; но видя, что нечестивцы не исправляются, что нечестие господствует даже на царском престоле, он ушел далеко в пустыню, сел там под одним кустом и воззвал к Богу: «Возьми от меня душу мою, Господи! Возревновал я о Господе Боге, Вседержителе; ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники и пророков Твоих убили мечом». Этими словами Илия просит себе у Бога смерти. Почему? Не потому, чтобы опротивела ему жизнь; а потому, что вокруг него господствовало нечестие между людьми, – потому что, сильно ревнуя по благочестии, он не мог сносить людских грехов. Каким благородным и каким великим кажется нам в этом случае пророк Илия! Как много говорит он нам этими словами!
А мы? Мы живем себе среди неправд и беззаконий человеческих – и душа наша нисколько не возмущается ими. Видя вокруг себя благочестие и распространение Царства Божия, мы не радуемся и не ликуем в глубине души своей, и, видя вокруг себя нечестие, мы не печалимся и не скорбим в душе своей. Где же ревность наша по Боге и по благочестии? Встретившись с благочестивым человеком, мы не благоговеем перед ним и не благодарим Бога, показавшего нам образец святой жизни; и, встретившись с нечестивым человеком, мы не чувствуем в себе отвращения от его пороков и не молим Бога об исправлении его. Так-то нам все равно – добро или зло. Нет, если бы мы сами были в душе своей истинными христианами, искренно любящими Бога и жаждущими откровения Его Царства, то мы не могли бы спокойно видеть перед собою зло, и не умиляться сердцем, видя перед собою добро. Видно, мы не любим истинно Бога и не жаждем Его Царства, если только не радуемся добру и не печалимся при виде зла. Мало того, мы иногда не только не печалимся при виде человеческих грехов, но даже потешаемся ими (например, пьяным человеком или ссорящимися лицами). А то еще хуже. Бывает и так, что мы увлекаемся видом порока и начинаем подражать порочным людям, – вместо того, чтобы тотчас отвратить очи свои от порока. – Мало для нас того, чтобы жить – и только; нужно еще спросить себя – как жить?
Итак, христианин, если ты веруешь и желаешь быть верен твоей вере, то надлежит тебе быть и ревнителем по вере. Не отрицайся от сего тем, что ты не видишь врагов веры и не встречаешь предметов ревности. Иисус Христос нашел предмет ревности в самом храме Истинного Бога. Встречается и в истинной церкви христианской то, что ревностного христианина снедает ревностью.
Можно ли равнодушно видеть многих из чад веры, живущих в таком неведении о том, во что они веруют, что им точно можно сказать сказанное самарянам: «Вы кланяетесь, егоже не весте» (Ин.4:22)? Если Бог даровал тебе истинный свет веры и разумение, Тайны Христовы, то возревнуй по таковым со апостолом «Божиею ревностию» (2Кор.11:2) и «болезнуй» спасительной болезнью, «дондеже вообразится в них Христос» (Гал.4:19).
Не встречаем ли христиан, которые право так именовать себя основывают токмо на исполнении некоторых наружных, по легкости предпочтительно восприемлемых, обязанностей, без внутреннего исправления сердца, без очищения совести, без возвышения духа к общению с Богом? Если ты христианин не по одному имени, но по духу и силе; скажи хоть одному из таковых, кому можешь: почто ты, христианин сый, иудейски или даже язычески живеши?
Трудно было бы окончить, если бы мы захотели продолжать исчисление подобных случаев к святой ревности, которые внимательный христианин ежедневно может встречать, обращаясь с подобными себе христианами. Но еще не далеко ли мы их ищем, когда ищем далее самих себя?
Обратись, христианин, в собственную твою храмину, войди в себя самого: не найдешь ли и здесь того, что должно снедать тебя ревностью?
Если ум твой «прилагается в научения странна и различна» (Евр.13:9), и не хочет отдать себя в свободный плен и блаженное послушание вере; то не нужна ли тебе против тебя самого ревность святых отцов, которые силою веры низлагали «взимавшиеяся на разум Божий возношения» (2Кор.10:5) гордого разума ересеначальников?
Если корысть или суета наполняет сердце твое предметами мира, и оно занимается ими более, нежели Богом, для Которого сотворено; то не нужна ли тебе против тебя самого ревность Моисея и Илии, обличавших и истреблявших идолослужение?
Если чувства твои отверсты к удовольствиям, растлевающим и оскверняющим душу; то не нужна ли тебе против тебя самого ревность Финееса, дабы, если можно, решительным ударом «умертвить уды, сущея на земли: страсть и похоть злую» (Кол.3:5)?
«Ревнуя поревнуй по Господе Бозе твоем» (3Цар.19:10). Не одному Финеесу ревность принесла завет священства вечного. И нам, если будем чистыми и неизменными ревнителями и поборниками по Царствии Божием в нас и в ближних наших, сия ревность принесет обет, или лучше – самое исполнение обета, «да сотворит нас Христос цари и иереи Богу Отцу Своему, Тому слава и держава во веки веков. Аминь» (Откр.1:6). (Сост. Г. Д-ко по соч. Филарета, м. Москов. Т. 1. изд. 1874 г., стр. 86–88, соч. Исид. Пелус. и др. источн.).
5. Примеры услышанной молитвы о прославлении имени Божия
I. Когда обнародован был во фракийском городе Троянополе безбожный указ о принесении жертвы Юпитеру, христианам предстояло или исполнить этот указ, или, в противном случае, умереть мученической смертью. В назначенный для жертвоприношения день собралось много народа к истукану Юпитера. Явился сюда и начальник фракийской области, Савин. Св. Гликерия, дочь богатых родителей, явившись в собрание, просила его дозволить ей, как дочери знаменитого сановника, прежде всех принести жертву Богу. Областной начальник согласился и спросил Гликерию: «Где же твоя лампада, которой начнешь возжжение жертв?» – «Здесь, на челе моем», – ответила Гликерия. С этими словами она сняла со своей головы покрывало и на челе своем показала изображение креста Христова. «Вот светоносная лампада!» – воскликнула она; затем устремила очи свои к небу и сказала: «Боже Всесильный, Иисусе Христе! Молю Тебя, сокруши этого идола (Юпитера) и рассыпь эти жертвы». На молитву св. девы отвечал страшный гром, разрушивший Юпитеров истукан. Ужас объял всех при виде этого явления, но этот ужас скоро уступил место неистовой ярости правителя и черни. Со всех сторон градом посыпались камни на св. Гликерию. Незримая сила Божия дивно охраняла ее, так что ни один камень не коснулся ее. Язычники сочли Гликерию за волшебницу; Савин разделял суеверие черни и велел Гликерию заключить в темницу. На другой день беспокойный Савин потребовал Гликерию на суд и после напрасных увещаний и угроз приступил к истязаниям.
Продолжительны, жестоки и разнообразны были эти истязания. Тяжело о них говорить. Наконец св. мученица брошена была на съедение зверям; но звери кротко ласкались к ней. Тогда св. Гликерия, возблагодарив Бога за все милости и чудеса, сама просила Его принять ее в Свои небесные обители. И вот с неба послышался голос: «Услышана молитва твоя; прииди ко Мне с миром». Львица коснулась зубами ее тела без угрызения, и Ангел смерти разрешил душу страдалицы от тела. Епископ Дометий похоронил св. мощи мученицы Гликерии в г. Ираклии. Св. мученица скончалась около 177 года (по Ч.-М. мая 13).
II. Однажды Нина, просветительница Грузии, в некотором расстоянии от Мцхета, столицы грузинского царства, увидела царя, со множеством народа отправлявшегося на близлежащую гору на поклонение главному идолу Армазу. Святая вмешалась в толпу и, придя на гору, стала в удобном месте, откуда могла видеть все подробности языческого служения. Сокрушаясь о человеческих заблуждениях, она со слезами молила Творца, дабы Он Милосердный, не попустил этим людям коснеть в грубом язычестве и просветить их светом истины Своей, возродив к новой жизни св. крещением. «Благослови, Господи, – таковы были слова ее молитвы, – увидеть мне истребление здесь гордо стоящего истукана; соделай, чтобы народ этот ясно убедился в суетности его веры и бессилии идолов и поклонился Тебе, Единому, Предвечному Богу, во Святой Троице славимому». Едва Нина окончила молитву, как небо, перед тем чистое и блестящее под солнечными лучами, покрылось темными, грозовыми тучами; тучи надвигались с запада по направлению к горе, к капищу (языческому храму) Армаза. Царь и народ бежали; Нина скрылась в расселине горы и видела следующее: туча над самым капищем разразилась страшным ливнем, громом и молнией. От громовых ударов с молнией языческий храм разрушился до основания; идолы в храме разбились, а дождевой ливень смыл в пропасти все обломки. На горе не осталось никакой приметы, что за полчаса или менее того перед этим были какие-либо постройки. После этого гроза унялась, тучи разошлись; и, как ни в чем не бывало, по-прежнему заблистало солнце на голубом небе.
Узнав о случившемся, царь Мириан в ужасе восклицал: «Велик был бог Армаз; но есть больший, сильнейший его: уже это не Бог ли христианский совершил такое чудо?» (Ч.-М. янв.).
III. Татиана, знатная и богатая римлянка, была воспитана отцом в христианской вере. Пришедши в возраст, она не захотела выйти замуж, а посвятила себя служению Богу и была назначена дьяконисою. Она с усердием ходила за больными, посещала темницы, помогала неимущим и постоянно старалась угодить Господу молитвою и добрыми делами.
Она жила в III веке, когда язычники преследовали и казнили христиан. Когда узнали, что Татиана христианка, ее привели в храм Аполлона и потребовали, чтобы она принесла жертву идолу; но св. дева помолилась Богу, – и вдруг идол упал и разбился. Татиану призвал начальник города и стал увещевать ее отречься от Христа; но видя, что она не склоняется на его увещания, он велел мучить ее. Жестоко мучили девицу, ударяли по лицу, выкололи ей глаза. Она все переносила с терпением и молила Бога, чтобы Он просветил мучителей ее светом истинной веры. Господь услышал ее. Слуги епарха, которым было повелено мучить девицу, жалели о ней и умоляли епарха прекратить мучения. Вдруг свет с неба осиял их, и душевные очи их отверзлись к познанию Истинного Бога: они увидели Ангелов, укреплявших девицу среди страданий. Пораженные величием Бога, они упали к ногам мученицы, восклицая: «Прости нам, служительница Истинного Бога!» Восемь из слуг епарха уверовали и, осужденные на смерть, скончались, исповедуя и прославляя Бога Небесного.
Святую Татиану мучили целый день, и на ночь отвели в темницу. Во всю ночь чудесный свет озарял темницу: Татиана громко восхваляла Бога, и Ангелы пели с нею и исцелили раны ее. Но это чудо не вразумило епарха, он снова предал девицу мучениям и, наконец, велел вывести на съедение зверям; но выпущенный на нее лев ласкался к ней. Тогда епарх, опасаясь, как бы чудесная помощь, которую Господь оказывал мученице, не обратила бы к нему сердца многих язычников, велел отсечь ей главу мечом. Отец Татианы был также осужден на смерть. (Чет.-Мин. 12 янв.).
IV. Из истории Русской Церкви известно, что св. благоверный князь Константин Святославич, получив в удел языческий город Муром, сильно желал просветить своих языческих подданных светом Христовой веры. Об обращении муромцев князь усердно молился Богу и в то же время часто призывал к себе старейшин города, беседовал с ними о вере и убеждал их принять св. крещение, – но все было напрасно. Язычники враждовали за это на князя, и однажды, положив между собою клятву убить его или изгнать из города, собрались все с оружием и дрекольем ко двору княжескому. Христиане устрашились, и некоторые, заключившись в домах своих, стали приготовлять оружие; но благов. князь Константин вместе с семейством своим, духовенством и многими другими христианами обратился с молитвой к Богу. По окончании молитвы, он один, с иконой Пресвятой Богородицы в руках, явился перед многочисленным сборищем бунтовщиков; и язычники, пораженные ужасом, пали все на землю и единогласно просили себе крещения. Обрадованный князь, воздав благодарение Господу и Его Пречистой Матери, повелел в определенный день всем неверным явиться на реку Оку; и там совершилось торжественное крещение муромцев, точно так же, как совершилось некогда крещение киевлян в Днепре. (Извлеч. из «Ист. Рус. Церк.», Макария, митр. Моск., т. II, стр. 31).
6. Влияние доброго примера благочестивых людей. (Притча)
В древние годы жил один святой человек. Святость его была так велика, что ей удивлялись даже Ангелы и сходили нарочито с неба, чтобы посмотреть, как, живя на земле, можно так уподобляться Богу. А он жил просто, распространяя вокруг себя добро, как звезда распространяет свет, как цветок распространяет аромат, сам этого не замечая. Каждый день его жизни можно определить двумя словами: он благотворил и прощал. Никогда об этом ни слова он не говорил, но это выражалось в его улыбке, в его приветливости, добродушии и ежечасной благотворительности.
И сказали Ангелы Богу: «Господи, даруй ему дар чудес!»
– Я согласен. Спросите у него, чего он хочет, – отвечал Господь.
И спросили Ангелы святого: «Желаешь ли ты прикосновением твоих рук подавать больным здоровье?»
– Нет, – отвечал святой, – пусть лучше Сам Господь творит это.
– Не желаешь ли ты иметь такой дар слова, силой которого ты обращал бы грешников на путь истины и добра?
– Нет, – сказал святой, это дело Ангелов, а не слабого человека; я молюсь об обращении грешников, а не обращаю.
– Может быть, ты хочешь сделаться образцом терпения, привлекать к себе сиянием добродетелей и этим прославлять Бога?
– Нет, – сказал святой, – привлекая к себе внимание других, я тем буду отвлекать их от Бога. У Господа же много других средств к прославлению Себя.
– Но чего же ты наконец хочешь? – спросили Ангелы. Святой отвечал с улыбкой: «Чего мне хотеть? Да не лишит меня Господь милости Своей! С нею у меня будет все».
Но Ангелы продолжали настаивать: «Все-таки нужно, чтобы ты испросил себе дар чудес, или мы дадим тебе его насильно».
«Хорошо, – ответил святой, – я хочу творить добро так, чтобы самому о том не ведать».
Смущенные этой просьбой, Ангелы стали советоваться между собой и остановились на том, чтобы тень святого и позади, и по сторонам его, не видимая им, имела дар исцелять больных, облегчать скорби и утешать печали. Так и было.
Когда проходил святой, его тень, отражаясь по сторонам и позади его, покрывала зеленью утоптанные дороги, украшала цветами увядшие растения, возвращала чистую воду иссохшим ручьям, свежий цвет лица – бледным малюткам и тихую радость плачущим матерям.
А святой по-прежнему просто проходил свою жизнь, распространяя вокруг себя добро, как звезда испускает свет, как цветок – аромат, сам этого не зная. И народ, почитая его смирение, молча следовал за ним, ничего не говоря ему о чудесах его; и, забыв даже настоящее его имя, стал называть его «святою тенью».
Если мы будем жить свято, то доброе назидание, подобно тени, повсюду будет следовать за нами и везде творить чудеса, о которых мы узнаем только в день Суда44. (Рук. для сельск. паст., № 11, 1884 г., март, стр. 266–267).
7. Да просветится свет ваш пред человеки!
«Ничего досточуднее, ничего лучше нет доброй славы, разносящейся всюду, проходящей и сушу, и море; и сокровищ крезовых никто не сравнит с нею. Поэтому, как приточник сказал: «Лучше имя доброе, нежели богатство много, паче же сребра и злата благодать благая» (Притч.22:1); так и Христос повелел: «да просветится свет ваш пред человеки»(Мф.5:16) – не для того, чтобы мы жили для любочестия (да не будет сего! Христос искореняет его, повелевая и молитву, и милостыню творить не всенародно, и от одной руки утаивать, что сделано другою), но для того, чтобы никому не подавали мы справедливого повода к соблазну. В таком случае и против воли нашей свет дел озарит видящих и обратит к славословию Божию. Ибо, что это разумеет Христос, видно из того, что не сказано: «да прославитесь вы», но: «да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, Иже на небесех! »45 (Тв. св. оо., т. 35. Тв. св. Исидора Пелус., ч. 2, стр. 187).
8. Примеры, показывающие силу влияния святой жизни на людей
«Жизнь поучает и молча», – говорит св. Исидор Пелусиот. В подтверждение этого приведем нисколько случаев благотворительности древних христиан, вследствие которой язычники в большом числе обращались ко Христу, ибо из жизни христиан убеждались в превосходстве христианской религии перед языческой.
Не унывая и не сокрушаясь во время общественных несчастий, христиане, с чувством искреннего сострадания, принимали тогда к себе в дом страждущих, разделяли пищу алчущим, посещали больных, врачевали их и погребали умерших, выброшенных язычниками.
I. Так, например, поступали христиане при императоре Максимине, когда случился ужасный голод вместе с моровой язвой, так что те, кои не умирали от голода, погибали от заразы. «В это время, – по свидетельству Евсевия (Евс. ист. кн. IX, гл. 8), – попечение и любовь христиан во всем известны стали для всех язычников. Одни только христиане в таких бедствиях показали самым делом сострадание и человеколюбие, постоянно продолжая заботиться и погребать умерших; собирали также из целого города в одно место всех изможденных голодом и разделяли им хлеб. Этот поступок христиан такое произвел действие, что когда повсюду разнесся слух об этом, то все прославили Бога христианского, а самих христиан признали благочестивыми людьми»...
II. «Во время жестокой язвы, опустошавшей Александрию при императоре Валериане, по свидетельству Дионисия Александрийского, христиане показали беспримерные опыты любви к своим гонителям тем, что они одни только помогали несчастными. Бедствие достигло высшей степени, и нужда во взаимной помощи была самая крайняя. Но язычники не чувствовали в себе никакого сострадания: каждый из них думал только о себе и о своем собственном спасении. Они оставляли без всякого призрения тех, кои делались больными, – и оставляли не только чужих, но и своих родственников и друзей. Полумертвых выбрасывали на улицы, а мертвые оставались без погребения. И язва между тем не прекращалась, а еще более усиливалась и распространялась.
Как же, напротив, христиане смотрели на это общее бедствие? Тогда как язычники были в ужасе и отчаивались, христиане спокойно смотрели на несчастье, как на испытание Божественного Промысла. В пламенной любви к своим несчастным братьям они не думали о себе, а заботились о страждущих, выносили больных на своих руках, а мертвых, выброшенных предавали земле и с самоотвержением спокойно подвергали опасности за них жизнь свою. Христиане ходили не только за своими, но и за язычниками, больными и умершими, сами подвергали себя вместе с ними смерти, так что пресвитеры, дьяконы и лучшие из мирян умирали, и число духовных значительно сократилось в Александрии (Евсев. ист. вн. VII, гл. 22).
III. Что случилось в Александрии, то же самое было и в Карфагене. Едва только кончилось жестокое гонение Декия, в 252 г. распространилась моровая язва во многих областях Римской Империи и особенно усилилась в Северной Африке. Несмотря на малодушие язычников и на то, что они в своем ослеплении считали виновниками язвы христиан, эти последние не усомнились благотворить своим врагам. Св. Киприан, ревностный пастырь Церкви, старался внушить своей пастве, что такое несчастье есть испытание любви к ближним. «Настоящая язва, – писал он («О смертности», стр. 162), – которая кажется так страшной и жестокой, исследывает правоту каждого и испытывает внутренние свойства человеческого рода. Именно теперь можно узнать: здоровые служат ли больным? Ближние нежно ли любят сродников? Господа снисходительны ли к рабам, подвергшимся немощи? Врачи не оставляют ли больных, умоляющих их о помощи? Жестокосердые укрощают ли свою свирепость? Хищники погашают ли, хоть страхом смерти, ненасытимый пламень гибельного сребролюбия? Гордые наклоняют ли свою выю? Нечестивые смягчают ли свою дерзость? Богатые, умирающие без наследника, отказывают ли что-нибудь бедным своим братьям?.. Так это бедствие есть для нас испытание, а не гибель». В другой раз тот же карфагенский епископ говорил своей пастве (кн. о милостыне): «Если мы своим только будем делать добро, то мы еще не более, как мытари и грешники. Но мы, дети Отца Небесного, Который простирает лучи света на злых и благих и дождит на праведных и неправедных, Свои дары и благословения распространяет не только над своими, но и над теми, кои по своим мыслям удалены от Него: посему мы должны доказать самым делом, когда мы хотим быть совершенными, как совершен наш Небесный Отец, – когда мы хотим благословлять тех, кои проклинают нас, – делать добро тем, кои преследуют. Вот случай – показать христианам свое истинное достоинство перед язычниками: прострите руку помощи к тем, над коими тяготеет рука смерти, не смотрите на лица страждущих; они все ваши братья, дети Единого Отца Небесного. Пусть язычники узнают, что самая смерть не может угасить в христианине любви к врагам».
Увещания св. Киприана не остались тщетными: составилось из христиан отдельное общество для погребения умерших, богатые употребляли деньги, бедные – свои руки, чтобы ходить за больными и убирать умерших, и самый город через это был спасен от совершенного истребления язвой46. Посему-то и богоотступник Юлиан, в обличение язычников, принужден был указать на такую благотворительность христиан. «Стыдно нам, – писал он, – язычникам, что нечестивые галилеяне (так отступник называл христиан) кроме своих бедных питают еще и наших, которые не имеют помощи от нас».
Такая благочестивая жизнь древних христиан много содействовала тому, что язычники обращались в христиан, и имя Божие все более и более святилось в умах и сердцах людей (Сост. по кн. «Примеры благочестия во время соблазнов», епископа Макария, стр. 50).
Приведем теперь несколько частных примеров благотворного влияния святой жизни на людей.
IV. Языческий юноша Пахомий отправился на войну под знаменами кесаря Константина против Максентия. Во время похода отряд, в котором он был, остановился на ночлег в одном селении. Жители селения с радушием окружили усталых путников и приносили им, кто хлеб, кто молоко, кто плоды – у кого что было. «Видно в нашем отряде много родственников здешним жителям», – спросил Пахомий старого воина из своего отряда. «Совсем нет, – отвечал этот, – а здесь живут так называемые христиане; они покланяются Христу, как Богу, и их Бог повелевает им любить всех и помогать всем – и знакомым, и незнакомым, и другу, и недругу, и своему, и чужому, кто чем может. Из любви к своему Богу, они так и делают». – «Этот Бог хорош, – подумал юный Пахомий, – если останусь жив, по окончании войны, постараюсь узнать Его полнее». Война кончилась, Пахомий невредимо возвратился домой, исполнил свой обет и сделался вскоре благочестивым христианином, а потом вождем подвижников христианских в пустынях, городах и вертепах. Так благочестивой жизнью открывается святость и слава имени Божия и неведущим Его (Мф.5:16). (Ч.-М.).
V. Епифаний, по вере еврей, впоследствии епископ Кипрский, однажды встретил одного инока, Лукиана, который писал и продавал книги и тем питал себя и нищих. В это время один из несчастных подошел к нищелюбивому иноку и попросил у него милостыни для утоления голода. Не имея при себе денег, Лукиан немедленно снял с себя одежду и, вручая ее нищему, сказал: «Продай эту одежду и купи себе хлеба». Такая самоотверженная любовь к ближнему удивила Епифания. Он познакомился с Лукианом и, узнав, что Лукиан христианин, пожелал сделаться его собратом по вере. Лукиан с радостью выслушал его желание и стал готовить его к принятию св. крещения. Епифаний крестился и, следуя примеру своего учителя в вере, раздал все свое имущество нищим, оставив себе лишь нисколько золотых монет для покупки Божественных книг (Ч.-М. 12 мая).
VI. Когда св. мучеников Агафопода и Феодула посадили вместе с находившимися под стражей грабителями, убийцами и другими преступниками, тогда святые вплоть до самого утра молились, славословили Господа и просили помощи небесной о даровании им сил к перенесению предстоящих мучений. Преступники, глядя на Агафопода и Феодула, слыша их непрестанные молитвословия, умилились сердцем, припали к ногам мучеников и просили наставить на путь истины тех из них, которым предстояло освобождение,– те же, которые ожидали себе казни за преступления, просили Агафопода и Феодула помолиться за их грешные души и каялись чистосердечно в пороках и злодеяниях. Святые проповедовали преступникам слово Божие и обнадеживали милостью Господней. Народ, окружавший тюрьму, видя, что в ней творится, силою ворвался к заключенным, чтобы насладиться боговдохновенными речами мучеников. Судья, бывший свидетелем случившегося, поспешил известить о том градоначальника Фаустина: «Если эти два христианина не будут казнены, то, чего доброго, все наши единоверцы уверуют во Христа». Фаустин тотчас же приказал привести к нему Агафопода и Феодула, и когда все попытки к отвращению их от св. веры оказались безуспешными, он приказал на другой день утопить их в море. Страдальческая их кончина последовала 5 апреля 303 года по Р. Хр. (Ч.-М. апрель).
VII. Василиссе было всего девять лет. Когда ее привели к игемону или губернатору никомидийскому Александру, то она без всякого страха объявила, что верует в Иисуса Христа. Александр начал ласково увещевать ее отречься от веры своей и поклониться идолам; но отроковица Василисса продолжала славить Всевышнего и с твердостью объявила губернатору, что останется христианкой. Все дивились уму и твердости, которые она обнаружила в ответах своих. Игемон велел бить ее, надеясь тем склонить ее к отречению; но она громогласно благодарила Бога. Тогда правитель, разгневавшись, велел усилить мучения ее. Повесили св. отроковицу над огнем, и потом повергли ее в огненную печь; но тут Господь оказал всесильную помощь Своей юной мученице: она осталась невредима среди огня; выпустили на нее ярых зверей, но звери не коснулись ее. Эти чудные знамения силы Божией наконец вразумили губернатора. Он понял, что Господь Всемогущ, и воскликнул: «Это дело Божие!». Упав к ногам Василиссы, он сказал ей: «Помилуй меня, ради Небесного Царя и Бога, и прости мне, что я тебе сделал зло; помолись обо мне Богу своему, ибо отныне я верую в Него!». Св. мученица обрадовалась и начала громогласно славить и благодарить Бога за милость Его. Призвали епископа, который наставил и огласил Александра, он принял святое крещение и провел благочестиво остальную жизнь. Все христиане радовались искренне обращению его; и когда он скончался, похоронили его с честью. (Чет.-Мин. 3-го сент.).
9. Мысли о силе примера
1. «Всякое слово, не опирающееся на дела, не идет далее ушей; но когда оно соединяется с делом, оно проникает до сердца». (Св. Исид. Пел. с. Ш, ср. 302).
2. «Голос (св. Василия Великого) был громом, потому что его жизнь была молнией; то, против чего гремел один, озаряла другая». (Св. Григор. наз. о св. Василии Вел.).
3. «Добрый пример есть как бы зеркало, как бы модель, с которой соображаются другие». (Блаж. Иерон.).
4. «Глаза удобнее убеждают меня в том, что они видят и чего не может передать мне слух. То, что слышится, легко забывается; но что переходит в историю, то всегда видимое». (Св. Амврос. Serm. 23 dess.).
5. «Кто творит то, чему поучает, у того дело его и малому слову сообщает великую силу». (Филар., митр. Моск.).
6. «Человек, научающий других, а сам не исполняющей того, чему учит, подобен источнику, который наполняет и очищает всех, а себя не может очистить, но остается со всеми нечистотами и грязью, которые попадали в него». (Авва Пимен).
7. «Не будь столп, на пути стоящий, который указывает путь к городу, но сам с места не движется; но будь вождь, который и прочим указывает путь, и сам наперед идет». (Св. Тих. Задон.).
8. «Лучше мудрость, не словом блистающая, но свидетельствуемая делами». (Св. Григор. Богосл.).
9. «Лучше красно жить, нежели красно говорить». (Св. Тихон Задон.)
10. Порочная жизнь христиан служит препятствием обращению язычников
«Будем жить так, – говорит св. Иоанн Златоуст, – чтобы не хулилось имя Божие, то есть не будем ни гоняться за человеческой славой, ни вести себя так, чтобы о нас составилось дурное мнение... Не были бы нужны слова, если бы жизнь наша сияла в такой степени; не были бы нужны учители, если бы дела благие мы творили. Никто не остался бы язычником, если бы мы были такими христианами, как следует. Если бы мы соблюдали заповеди Христовы, если бы мы благодушно переносили обиды и хищения, если бы мы, будучи укоряемы, благословляли, если бы, терпя обиды, мы воздавали добром; то никто не был бы столь диким, чтобы не обратиться к истинной вере, если бы так все вели себя. И чтобы вы узнали сие, укажу пример: один был Павел, и столько людей привлек к себе. Если бы мы все были такими, то сколько вселенных мы обратили бы? Теперь христиане многочисленнее язычников. Между тем когда другим искусством один может научить сто отроков, здесь, несмотря на то, что есть много учителей и что их гораздо больше, нежели учеников, никто не присоединяется; ибо учащиеся взирают на добродетели наставников и, если видят, что и мы того же ищем, то есть, почестей и власти, то как они могут почувствовать уважение к христианству? Они видят жизнь порочную, души земные, – что мы столько же пристрастны к деньгам, как и они, трепещем, боимся бедности наравне с ними, в болезнях, как и они, ропщем, – как они, любим власть и силу и, мучась сребролюбием, стараемся уловить благоприятный случай. Итак, ради чего они станут веровать?»47 (Из «10 бес. св. И. Злат. на и пос. к Тим.»).
11. Об участии христиан в деле распространения святой веры
«Какое со стороны каждого христианина может быть участие в деле распространения св. веры?» – спрашивает один ученнейший наш проповедник.
«Всего выше, конечно, – отвечает он, – кому это Господь дает, участвовать в апостольском подвиге личным трудом, посвятить св. делу свою жизнь, в качестве ли проповедника веры, в качестве сотрудника, помощника, служителя при проповеднике, – как были при св. ап. Павле сотрудники Варнава, Сила, Лука, Тимофей, как благочестивые Акила и Прискилла, как христолюбивый раб Онисим стяжали себе вечнопамятное в мире христианском имя: первые – тем, что принимали и покоили св. благовестника в своем доме, а последние – тем, что послужили св. апостолу во время заключения его в узах.
Высок подвиг – подвиг апостольский, великое воздаяние Божие даровано будет приемлющим на себя такой подвиг, и дай Бог, чтобы в Православной Церкви не оскудевало, но более умножалось число людей, готовых послужить Господу в этом великом служении! Но, конечно, не у всех христиан найдется для этого возможность и способность, не у многих на такой великий подвиг окажется довольно нравственной силы, решимости, терпения, самоотвержения. И в первенствующей христианской Церкви не все христиане были благовестниками св. веры, а только избранные между ними.
Для большей части христиан есть другие средства, не принимая личного участи в этом великом деле, послужить ему со своей стороны по мере сил своих.
И прежде всего каждый из нас может содействовать святому делу благовествования:
а) усердной молитвой о нем, искренним сочувствием, искренним благожеланием ему. Молитвой должно начинаться и сопровождаться всякое дело: от молитвы зависит успех всякого дела, тем более дела такого великого и святого, как распространение веры между людьми, не ведающими Истинного Бога. И если сами св. апостолы, осененные особенной благодатной силою свыше – проповедники слова Божия, нуждались в молитвенном содействии своему делу от других верующих (Кол.4:3, 1Фес.5:2–4, 2Фес.3:1; Евр.13:18); то тем более нуждаются в нем обыкновенные проповедники слова Божия. Много великих трудностей предстоят проповедникам веры в их служении. Многим опасностям приходится подвергаться им. Много умения, силы, терпения, самоотвержения нужно им, чтобы достойно призвания проходить свой великий подвиг. И наконец, при всех человеческих усилиях, при всем умении, при всей горячей ревности к делу благовествования, такое великое дело, как обращение к истинной вере людей суеверных, грубых, непросвещенных не может совершиться иначе, как по особенному действию Божией благодати. «Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец Мой», – сказал Господь Иисус Христос (Ин.6:44). Будем же просить Отца Небесного, чтобы Он принял под Свой всемогущий покров благовествование имени Христова между неверующими нашего отечества, дал проповедникам веры силу достойно проходить свое служение, помог им преодолеть встречающиеся в нем трудности, избавил их от всех наветов и опасностей, не попустил их впасть в уныние и ослабеть в своем подвиге, согрел их душу горячей любовью и ревностью к нему, и Сам Своею благодатью руководил их в путях благовествования.
Вместе с тем будем молиться и о новопросвещаемых св. верою братьях наших, чтобы дал им Господь крепче и искреннее утвердиться в св. вере и добрых христианских нравах, избавил их от всяких наветов и соблазнов, – даровал неотреченну пребыти имени Своему святому на них; и помог Им Своею благодатью сохранить одежду крещения и обручение Духа нескверно и непорочно в день страшный Христа Бога нашего...
б) При усердной молитве об успехах св. благовествования, при искреннем сочувствии и благожелании этому великому делу, каждый из нас, по мере сил своих, может помогать ему и какими-либо вещественными пособиями, пожертвованиями – деньгами, вещами, изделиями рук своих и т. д. В первенствующей христианской Церкви также усердные христиане помогали апостолам своими приношениями. И св. апостолы с радостью и любовью принимали такие приношения, потому что видели в них выражение любви христиан и усердия их к делу Божию. Так, св. ап. Павел, находясь в Риме в узах, с радостью принял присланные ему от филиппийских христиан приношения, «как благовонное курение, как жертву приятную, благоугодную» Господу, не потому, говорил он, чтобы лично искал какого-либо даяния, но потому, что видел в этом приношении плод веры и любви к делу Божию (Флп.4:10–19). В наши времена, при проповедании христианства в отдаленных пределах нашего отечества, вещественные пособия являются необходимыми для дела проповеднического. За недостатком вещественных средств, в иных случаях останавливается или идет неуспешно дело проповедническое... Нужны средства, чтобы дать проповедникам возможность совершать свои отдаленные путешествия из одного места в другое для благовествования христианства; нужны средства, чтобы построить хоть небольшой храм для новопросвещенных христиан, нужны средства, чтобы завести при храме школу для утверждения новопросвещенных и детей их в христианских понятиях; наконец, нередко оказывается необходимым делать разные пособия новопросвещенным, потому что многие из них с принятия крещения должны бывают разорвать все связи со своей семьей, со своим родом и лишиться всех прежних средств к жизни. Им необходимо дать приют, их необходимо ободрить и приласкать, их необходимо приучить к каким-нибудь новым занятиям, которые бы давали им средства к жизни. На все это нужны пособия. Если бы каждый из православных христиан поставил себе долгом хоть самую малую долю достояния своего употреблять на дело Божие, из этого могли бы составиться величайшие средства. А всякий из нас, как бы мало ни имел достатка, всегда может что-нибудь уделить из него на доброе дело. И самая малая доля достатка, отделяемая на дело Божие, не пропадет даром, но привлекает на нас сторицею благословение Божие, дающее успех всякому нашему делу. «Принимающий пророка во имя пророка получает награду пророка, и принимающий праведника во имя праведника получает награду праведника», – сказал Господь Иисус Христос (Мф.10:41). Точно так же можно сказать, оказывающий пособие апостольскому делу святого благовествования получает участие в награде, уготованной св. благовестникам. «И кто напоит одного из малых сих чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей», – сказал опять Спаситель (Мф.10:42). Точно так же, кто уделит на святое дело хоть самую малую долю достояния своего, не оставлен будет без награды от Господа. Пусть не смущается никто малостью приношения. Поэтому пусть не смущается никто принести свою копейку там, где другие приносят десятки, сотни и тысячи рублей; пусть не смущается никто принести кусок холстины на рубашку новокрещенному там, где другие приносят богатые облачения и украшения для церквей, устрояемых между новокрещенными: всякое приношение, как бы оно мало ни было, найдет себе место, принесет свою долю пользы в великом деле распространения христианства.
Господь да благословит всякое доброе расположение и всякое доброе дело во славу Его святого имени»48. (Извлеч. в сокращ. из проп. протоиерея, д-ра богословия, А. Иванцова-Платонова, помещ. в «Церк. вед.», изд. при Св. Синоде за 1888 г., №6, стр. 134–137).
* * *
Воздействие св. имени Божия на существо человека. Имя Божие, носимое и питаемое нашим сердцем, перерождает его, обновляет, делает благоговейным, любвеобильным, любящим Бога и людей, благотворительным; словом, преобразует его во образ и существо небесное; ибо свято имя Божие, а посему и сообщает святость тому, кто носит в себе его. Повествуют, что в сердце св. священномученика Игнатия Богоносца, к которому не смели прикоснуться звери, найдены буквы сладчайшего имени Иисуса. От чего это? От того, что он непрестанно воспоминал и носил в сердце своем сладчайшее имя Иисуса. Итак, если плотяное сердце отразило на себе буквы Иисуса; то, без сомнения, духовное сердце его соделалось едино с сердцем Иисуса, ибо, что мы любим, с тем и соединяемся, в то и преобразуемся; любим добро – делаемся добрыми, любим зло – делаемся злыми. (Из кн. «Беседы на молитву Господню и на некоторые избранные места Св. Писания». Тверь. 1844 г. стр. 15).
Приведем здесь следующий весьма назидательный рассказ о силе примера. Неверующий и отрицатель всего святого раз шел утром из своего дома. Это было зимой после снежной метели, когда улица занесена была снегом – и нужно было много работать ногами, чтобы проложить себе дорогу. Вдруг он замечает, что и девятилетий сынишка, несмотря на глубокий снег, следует за ним. «Что ты делаешь, – закричал отец, – ты не можешь сегодня идти за мной». Но мальчик отвечал весело и живо: «Я ставлю ногу с точностью в твои следы, и мне идется легко». Ребенок и не предчувствовал, что этими словами вызвал в груди отца целую бурю. «Что, если дитя это в точности пойдет по моим следам, – думал отец. – Куда приведут его мои следы, если он пойдет за мной, как пошел ныне, и куда оба мы придем с сыном?» От таких мыслей отец пришел в трепет, тогда как прежде никогда не ощущал беспокойства за свою душу и свой образ действий. Закончились эти беспокойные часы тем, что отец мог впоследствии сказать своему сыну: «Следуй за мною, потому что я следую за Христом» («Черниг. Еп. Вед.» 1883 т. 15 апреля; № 8, стр. 452).
Не выставляйте напоказ свету ваших добрых дел. «Скажут: как же тогда исполнится Христово слово: «Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, Иже на небесех» (Мф.5:16)? – Не заботьтесь: слово Христово исполнится само собою и не потребует вашей помощи. Сказано: «да просветится свет ваш», сам собою, естественно, как светит всякий свет; а не сказано: выставляйте напоказ свет ваш. Добрые дела суть дела света по естеству: делайте тайно, – свет просияет, когда и сколько повелит Бог и Светодавец. Беда в том, если делаете дела темные, злые: от сих, конечно, нет и не будет света, и Бог не будет ими прославлен» (Филарет, митр. Моск.).
Жизнь св. Киприана у Понтия диакона, стр. 5 и 6.
Слезы миссионера. Несколько лет тому назад один ревностный проповедник возвещал Евангелие Божие дикому племени. Он говорил с глубокою верою и словами любви призывал слушателей обратиться ко И. Христу. Против миссионера, опершись на посох свой, стоял престарелый начальник племени, впиваясь пламенным взором в него. Тот, окончив речь, обратился к нему лично и стал умолять его склонить сердце к вере христианской, но глаза дикаря засверкали, он гордо выпрямился и с негодованием вскричал: «Мне принять христианство? Ни за что! Христиане обманывают, христиане воруют, христиане обижают тех, которые слабее их, христиане злые, немилосердные, лукавые, грабители, – лучше умереть на месте, чем принять христианство». Миссионер содрогнулся до глубины души от этих потрясающих слов. Он посмотрел вокруг – все, по-видимому, одобрили слова своего начальника. Оказалось, что это племя было и раньше в сношениях с «белыми людьми» (так называли они европейцев), которые проникли в их страну в видах корысти, нечестно поступали с туземцами и даже приводили их в опьянение, чтобы удобнее воспользоваться от них их производствами. Миссионер был так поражен, что в эту минуту не мог ничего ответить, мог только вернуться в свое жилище и горько плакать о том позоре, который кладется людьми на имя Христово. Потом он всячески старался уверить своих слушателей, старался своей жизнью это доказать, но первое впечатление было так сильно, что с трудом изгладилось, и проповедь в той местности долгое время была безуспешной. (Записано со слов одного миссионера).
Ревностные распространители Христовой веры: I. Св. апостолы и их самоотвержение в деле евангельской проповеди. Достойно внимания, что образ жизни и деятельности св. апостолов на поприще распространения Христовой веры представлял собой явление, равное чуду. За благовествование слова Божия они не получали и не ожидали ни богатства, ни славы мирской, ни временного блаженства, ни господства над народами. Напротив, еще во время земной жизни Своей Спаситель предсказал апостолам, что их ожидают скорби, что их изгонят из синагог (Ин.16:2), что будут предавать на мучения и убивать их, что они будут ненавидимы всеми народами за имя Его, Спасителя мира (Мф.24:9), будут отдавать их в судилища правителям народным и царям (Мф.10:19). В частности, призывая к апостольству Павла, Господь показал ему, сколько он должен пострадать за имя Его (Деян.9:16). Вообще св. апостолы были позорищем для мира, как бы приговоренные к смерти (1Кор.4:9), проводили жизнь свою всегда в труде и изнурении, в голоде и жажде, на стуже и зное, постоянно были гонимы, преследуемы, в темницах, в узах, в ожидании смерти. При всем том, они постоянно, настойчиво проповедовали Евангелие, от распространения коего ни мир, ни ад не могли удержать их никакими узами. Ап. Павел хвалился, что его три раза били палками, однажды в Листре (Деян.14:19) он был побит камнями, от иудеев пять раз перенес по сороку ударов, был как бы обложен (покрыт) ранами, заключаем в темницы, близок был к смерти, три раза терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл в глубине морской, был окружен опасностями в реках, на море, подвергался опасностям от разбойников, от одноплеменников, от язычников, в городе, в пустыне и между лжебратиею (2Кор.11:23–27). Но ни беспрестанные скорби и притеснения, ни гонения, ни голод, ни нагота, ни опасности, ни меч не сильны были удержать св. апостолов от любви И. Христа и проповедования Евангелия (Рим.8:23). Так, св. апостолов везде окружали неблагоприятные, и даже враждебные обстоятельства, но они никогда не переставали проповедовать Евангелие, и почти все запечатлели проповедь свою мученической кончиной. II. Св. мученик Каллиник. Св. Каллиник родился в Киликии и воспитан был в христианской вере. Глубоко скорбел он, видя, что народ в заблуждении своем поклоняется бездушным идолам и не знает Бога Истинного, и решился вою жизнь посвятить на проповедание святой веры. Обходил он много городов и сел, обращая язычников от идолов ко Христу Богу. Прибыл он между прочим в галатийский город Анкир и, трудясь там в Христовом благовестии, приобрел многих Богу. Неуверовавшие же схватили его, представили городскому начальнику, как развратителя народа и проповедника закона воспрещенного. Начальник – человек злой, жестокий и ненавидевший христиан, стал его строго укорять за то, что он отвращал народ от богов. «Я раб Христов, – кротко, но твердо отвечал Каллиник, – не могу без скорби видеть людей погибающих; и потому стараюсь добрым учением обратить их от тьмы к свету. Писано в наших книгах: “Кто обратит грешника от ложного пути его – спасет душу от смерти и покроет множество грехов” (Иак.5:20). Желал бы я и тебя спасти от погибели и наставить на путь истинный». От этих слов начальник пришел в ярость и велел предать Каллиника жестоким истязаниям, но мученик вынес их с дивным терпением; потом отправили его в г. Бангры, чтобы предать там его огню. Путь был трудный и мучительный; измученный и ослабевший от испытанных истязаний, он должен был поспевать за воинами, которые ехали на конях; железные сапоги с острыми гвоздями на каждом шагу причиняли ему жесточайшую боль. Но мученик уповал на Бога, молился Ему во все время пути, и Бог не оставлял его Своей милостью. Погода стояла знойная, воины, сопровождавшие его, изнемогали от жажды и зноя. Каллиник, жалея о них, обратился к Господу с молитвой, и по молитве его вдруг из камня полилась вода. Язычники воскликнули: «Велик Бог христиан!» Но вот привели его и в город, где должна была совершиться казнь. Увидя приготовленный для него огонь, он воскликнул радостно: «Благодарю Тебя, Отец Небесный, что удостоил меня пострадать за имя Твое! Прими в мире дух мой». С этими словами он взошел в огонь и предал душу свою Богу. Это было в половине 3-го века. Тело его осталось невредимо в огне и было благоговейно похоронено христианами (Ч.-М.). III. Св. Григорий – просветитель Армении. Св. Григорий был первый архиепископ Армении. Сын Анака из царского рода Артакидов, оставшись сиротой в детстве, он вырос и получил христианское образование в Кесарии Каппадокийской. Вступив потом в службу к Тиридату, возведенному на армянский престол Диоклитианом, Григорий отличался преданностью князю, но вместе пламенел ревностью к св. истине. Армения тогда, за исключением немногих мест, была еще языческой. Григорий смело проповедовал св. истину слепым язычникам. Однажды Тиридат торжественно приносил с двором своим жертвы Артемиде. Один Григорий не принял участия в деле нечестия. «Я верно служу царю земному, хочу быть верным и Небесному», – говорил он Тиридату. Царь армянский хотел быть покорным слугой Диоклитиану и желал делать только приятное зверскому гонителю христиан. Выслушав из уст Григория исповедание истин христианских, он велел предать Григоря жестоким истязаниям и в позорном виде водить по улицам города. Это повторялось несколько раз. Затем Григорий брошен был в ров в жертву голодной смерти. Наконец, свет истины поборол тьму. Из уст Григория Тиридат выслушал проповедь евангельскую и сам пожелал, чтобы Григорий посвящен был кесарийским архиепископом Леонтием в архиепископа Армении. Это было в 290 г. Св. Григорий основал множество храмов и посвятил несколько епископов для Армении, распространив свет Евангелия и между дикими племенами каспийского побережья и Кавказа. Верный ученик смиренного Иисуса Христа скончался в смиренном уединении около 305 г., и потомство почтило его достойным именем просветителя (Из кн. «Историч. учение об отцах Церкви», Филарета, архиепископа Черниговск. и Нежинского, т. I, 1882 г., стр. 134). IV. Первосвятители славянского мира. Св. Кирилл и Мефодий были два родные брата, греки из г. Солуня, жившие в 9 веке, недалеко от горы Афонской. По своему происхождение и образованию они с молодых лет занимали почетные должности: Мефодий был правителем области, а ученый Кирилл – библиотекарем и учителем в Константинополе. Впоследствии братья могли бы достигнуть более высоких санов и значения; но, по смирению, сами не хотели этого. Они наметили иную, более достойную цель жизни: учить и просвещать своих ближних светом Евангелия. Для этого приснопамятные два брата избрали монашескую жизнь; и в монастыре недалеко от горы Олимп начали готовиться на трудное дело проповеди об Иисусе Христе. Прежде всего они изучили наречие соседних народов славян, составили для них особую азбуку – дело величайшей важности, потом перевели нужные священные богослужебные книги на славянский язык и открыли дело обращения славян-язычников в Христову Церковь. Так преподобные Кирилл и Мефодий сначала (в 858 г.) обращают к истинной вере казарского князя и народ его, за такое благодеяние получают от новопросвещенного не золото и богатые дары, а выводят на свободу 200 греков, томившихся в плену, потом просветители отправились в княжества Паннонии и Моравии. На пути зашли в Болгарию; князя ее Бориса утвердили в вере и еще 4500 человек обратили и крестили. В Моравии св. братья много потрудились в течение 4 лет. По переведенным на славянский язык богослужебным книгам повсюду открыли службу Богу, завели училища и детей обучали славянской грамоте. «И рады быша славяне, – говорит летописец Нестор, – слышаще величия Божия своим языком». Такие проповеднические и просветительные труды братьев, как дело душеспасительное и святое, не нравились врагу нашему дьяволу: он возбудил в некоторых епископах и священниках немецких зависть к славянским апостолам. Один из них, Кирилл, от утомительных путешествий в Рим к папе, от огорчений и клеветы, вскоре заболел и скончался на 42 году от роду, 11-го мая 869 г. По смерти его, брат его Мефодий уже в сане архиепископа Моравского продолжал дело просвещения славян. Он докончил перевод священных и богослужебных книг, подготовил много учеников и сотрудников из славян и с ними в течение 15-ти лет обходил страны славянские. В 874 г. он крестил богемского князя и его супругу, и много из народа. Ученики Мефодия насадили православную веру в Польше. После того услышали Евангелие Христово хорваты и сербы; а затем свет Христов проник и к пределам нашего Киева. Апостол и архиепископ Моравский Мефодий скончался 6-го апреля 885 года. Во время апостольской деятельности незабвенных славянских первоучителей и просветителей Кирилла и Мефодия наш русский народ еще не знал христианства. Только спустя 100 лет, при св. князе Владимире наши предки крестились. Тогда-то пригодились и нашим предкам-славянам драгоценные переводные труды святых Кирилла и Мефодия. Принимая христианскую веру, русский народ не имел еще своей грамоты, а потому предки наши – славяне, приняли славянскую азбуку и священные книги на славянском языке от южных славян, от болгар. Таким образом, благодаря трудам первоучителей их, Кирилла и Мефодия, и русские получили возможность уразумевать слово Божие, слушать богослужение на родном, понятном языке, на том самом, на котором и доныне у нас совершается богослужение. По книгам, переведенным приснопамятными братьями и их учениками, начала учиться новой истинной вере тогдашняя Русь. Чтение или слушание слова Божия на понятном, родном, славянском языке помогло нашим предкам легче и скорее усвоить истины и правила веры Христовой; впоследствии князья и митрополиты русские заводили училища, распространяли между народом духовно-нравственное просвещение. Вот какую великую и важную услугу нашим предкам оказали незабвенные просветители славян – преподобные Кирилл и Мефодий! (По Ч.-М.). V. Препод. Авраамий затворник по жребию пошел в одно языческое селение, где жили самые упорные и ожесточенные люди. Преподобный выстроил в этом селении церковь и несмотря на то, что был неоднократно избиваем и выбрасываем за город полумертвым, он опять возвращался на свой подвиг и не ослабевал в ревности. Это продолжалось три года, – наконец ревность и терпение праведника восторжествовали. В один день мудрейшие из старцев в собрании народном сказали: «Видите ли беспримерную любовь к нам Авраамия? Сколько мы ни оскорбляли его, сколько ни мучили, он даже не сказал никому худого слова, – поистине он послан от Бога». – «Мы все то же думаем», – отвечал народ. Тотчас решились идти к преподобному и объявили себя верующими христианами. Так св. ревность после трехлетнего многострадания восторжествовала над неверием и злобою. (По Ч.-М. 23 октября). VI. Св. Стефан, просветитель язычников в Перми. В половине XIV века в молодом причетнике Устюжского собора благодатью Божьей возгорелось желание посвятить жизнь свою просвещенно зырян – диких сынов лесов северных. Это был св. Стефан. В Ростовском Богоявленском монастыре он, под руководством Арсения, ростовского епископа и прежнего князя, изучал догматы веры по славянским книгам: «Желая же большого разума,– говорит жизнеописатель его Епифаний, – изучися и греческой грамоте». Зырянский язык знаком ему был еще на родине в Устюге; а теперь он занимался им с тем, чтобы быть в состоянии переводить на него церковные книги; то, что нужно было перевести для первого ознакомления зырян с верой, Стефан перевел со славянского при помощи греческого языка. Приготовив себя таким образом к званию проповедника веры, он испросил благословение на свое дело у управлявшего тогда московской митрополией Герасима, епископа Коломенского; а великий князь обезопасил его своей грамотой. С сими пособиями прибыл он в устье Вычегды к грубым, но простодушным людям, и начал проповедовать Бога истинного. Простые сердцем слушали с изумлением и потом крестились; упорные и особенно жрецы-кудесники возмущали против него народ. – «Как слушать, – говорили, – пришедшего из Москвы, которая угнетает нас податями? И кого слушать? Молодого, неопытного, неизвестного проповедника, тогда как наши старцы-наставники говорят другое!» Стефан с надеждой на Господа продолжал проповедовать истинную веру по правому берегу Вычегды. Дошед до устья р. Выми, где было тогда главное поселение зырян, он умножил число христиан до тысячи и построил храм во имя Благовещения Богоматери. Чтобы показать на деле пустоту идолов, он обратил в пепел одну из самых знаменитых кумирниц. Народ пришел в ужас. Стефан показывал истину в опыте. Главный волхв Пама, отец и наставник зырян, вызвался пройти сквозь огонь и воду, требуя того же от Стефана. «Я не повелеваю стихиями, – отвечал смиренный Стефан, – но Бог христианский велик, – иду с тобою». Пама затрепетал и довершил торжество веры над суеверием и обманом. Народ толпами крестился и бросал в огонь идолов Воипеля и других. Создав еще два храма, св. Стефан основал близ них училища. «Научи грамоте пермстей, заповедуя учити часословец и осмогласник и песница Давидова»; причем учащихся разбирал по способностям с тем, чтобы «овых в священники поставити, овых в диаконы, – и писати их научи пермския книги». В 1383 г. он просил в Москве поставить для зырян епископа, и сам был посвящен. Затем посвятил природных зырян в причетники, диаконы и священники. – «И священники его, – говорит современник, – пермским языком служаху обедню, заутреню же и вечерию, и канонархи его по пермским книгам канонархаша, певцы же всяко пение пермски возглашаху». Прекрасная картина! В 60 верстах от Усть-Сысольска, на р. Сысоле, святитель основал Стефанову обитель, а в 165 верстах – другую – Ульяновскую. В первой три столетия после Стефана пели на зырянском языке церковную службу. Святитель со всей любовью заботился и о внешнем покое новых чад веры Христовой. Во время голода доставал им хлеб из Вологды; ездил в Новгород и Москву ходатайствовать о защите их от неправосудия и грабежей; народ назвал его отцом своим. В 1396 г. св. Стефан скончался в Москве, проведя 18 лет в апостольских трудах. (Из «Истории Рус. Церкви» Филарета Гумилевского). VII. Св. Леонтий Ростовский. В половине XI столетия в г. Ростове было еще весьма много язычников. Поставленный в это время во епископа Ростовского св. Леонтий (23 мая) стал ревностно склонять их к вере христианской. Язычники озлобились, осыпали его бранью, побоями и выгнали из города. Св. епископ поселился за городом и построил здесь небольшой храм; он собирал вокруг себя детей, ласкал их, кормил пшеницей, сваренной с медом, и мудро научал их вере и крестил. Обласканные дети полюбили доброго и щедрого наставника и очень охотно ходили в нему. Затем он возвратился в город и в соборном храме снова обличал неверующих. Язычники заволновались и огромной толпой с оружием в руках направились к собору, чтобы убить святителя. Твердый и спокойный вышел к ним св. Леонтий в полном архиерейском облачении; пораженные язычники пали перед ним на землю и после легко убеждались и крестились. Однако впоследствии озлобленные язычники Ростовского края убили своего просветителя. (См. брош. «Тесныя врата», Н. Сперанского, С.-Пб. 1893, стр. 73).