Источник

4. О необходимости и силе покаяния

(Из творений св. Иоанна Златоустого) «Спаситель, исцеляя расслабленного, сказал: «чадо, отпущаются ти греси твои» (Мф. 9:2). Отпущение грехов есть источник здравия и спасения, награда покаянию; а покаяние есть врачество, уничтожающее грех. Оно дар небесный, чудесная сила, по благодати Божией побеждающая могущество и строгость законов. Оно не отвергает блудника, не гонит от себя любодея, не отвращается пияницы, не гнушается идолопоклонников, не пренебрегает злоречивыми, не преследует ни хульника, ни гордеца: оно всех пересозидает, ибо оно есть горнило для очищения грехов.

Рана и лекарство – грех и покаяние. В ране гнилость, в лекарстве очищение от гнилости; во грехе смрад, во грехе беcчестие, во грехе посмеяние; в покаянии надежда, в покаянии свобода, в покаянии очищение греха.

Не говори мне: много согрешил я, и как могу спастися? Ты не можешь, но Господь твой может, – и так может, что истребит все согрешения твои. Слушай со вниманием слово мое: Господь твой так истребляет грехи, что не оставляет ни пятна от них, ни следа, но с возвращением здравия дарует тебе благообразие, с освобождением от казни сообщает праведность и согрешившего делает равным несогрешившему. Ибо Он уничтожает грех и производит то, что греха и нет, и не было, – так всецело уничтожает Он его. Не остается ни пятна, ни следа, ни вида, ни признака грехов (если ты искренно каешься).

Итак, обратимся от пути, по которому блуждали мы: ибо придет час, когда кончится позорище света сего, и не будет уже времени для подвигов; а как скоро жизнь наша пройдет, тогда нельзя производить куплю: как скоро театр распущен, – нельзя увенчаться. Настоящее время есть время покаяния, будущее – время суда; сие – время подвигов, то – время венцов; сие – время труда, то – время успокоения; теперь изнурительная деятельность, тогда вознаграждение.

Встаньте, умоляю вас, встаньте, и охотно послушайте моих советов.

Жили мы по плоти, станем же, наконец, жить и по духу; жили в удовольствиях, решимся пожить и в добродетелях; жили в нерадении, поживем теперь и в покаянии. Что гордишься, земля и пепел? Что надмеваешься ты, о человек? Что высоко поднимаешь чело свое? Что надеешься на славу света, на богатство твое? Пойдем мы с тобой на могилы, прошу тебя, и посмотрим, что там за таинства, – посмотрим, природа наша рассыпалась, кости обнажены, тела согнили. Если ты мудрец, вникни; если разумный человек, скажи мне, ради Бога: кто там – царь и кто – простолюдин, кто – благородный и кто – раб, кто – мудрец и кто – невежда? Где там – красота юности, где – приятный взор, где – миловидные очи, где – изящный нос, где – огнистые губы, где – красивые ланиты, где – светлое чело? Не все ли пепел? Не все ли прах? Не дым ли один остался? Не все ли червь и зловоние? не все ли смрад?

Помыслим о сем, братия, представим себе последний день и пока есть время, обратимся от пути, на коем доселе блуждали.

Мы искуплены драгоценною Кровию (1Пет. 1:18, 19). Для тебя, о человек, Бог явился на земле и не имел где главу подклонить (Лк. 9:5–8). Ах, чудо! Судия ведется на суд за осужденных; Жизнь приобщается смерти; Творец заушается от твари; Тот, Кого не могут Серафимы зреть, от раба терпит поругание, желчи и оцта вкушает, прободается копием, во гроб полагается: а ты, человек, не радишь, ты дремлешь и пренебрегаешь! – Не знаешь ли, что хотя бы ты пролил всю кровь свою, ты не исполнил бы должного? Ибо инакова кровь Господа, инакова кровь раба. Предупреди исход души твоей покаянием и обращением, дабы все врачество покаяния не осталось бесполезным для тебя, когда наступить смерть; ибо покаяние имеет силу только на земле; в аду оно бессильно.

Покаяние отверзает человеку небо, вводит в рай, побеждает диавола.

Грешен ты? Не отчаивайся. Каждый день согрешаешь, каждый день приноси покаяние. С обветшалыми домами мы поступаем так, что когда в них есть гниль, мы гнилые части вынимаем и застраиваем новыми, и никогда не перестаем пещися о поддержании оных. Тоже должны делать и в отношении себя самих: ты сегодня обветшал от греха? обнови себя покаянием.

Можно ли, скажешь, покаявшемуся спастися? Совершенно можно. «Я всю жизнь провел во грехе; если покаюсь, буду ли спасен?» Конечно.

«Откуда это видно?» От человеколюбия Господа твоего. Разве я на твое покаяние надеюсь? Разве твое покаяние сильно уничтожить тяжкие пороки? Если бы одно твое покаяние было, ты по справедливости должен бы трепетать: но с покаянием соединяется милосердие Божие; а милосердию Божию нет меры, и словом не можно истолковать благость Его. Имеет меру злоба твоя: но врачество против нее не имеет меры: злоба твоя, какова бы она ни была, есть злоба человеческая, а Божие милосердие неизреченно. Надейся же, что оно превысит злобу твою. Представь себе искру, упавшую в море; может ли она остаться цела, или оттуда снова появиться? Что искра в отношении к морю, то и порок в отношении к человеколюбию Божию, да еще и не то же, а гораздо менее. Море, хотя и велико, но имеет пределы, а человеколюбие Божие беспредельно. Это говорю я не для того, чтобы сделать вас нерадивыми, но чтобы возбудить в вас живейшее усердие к покаянию...» (Из твор. св. Иоанна Златоуста).

 

Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии / Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с.

Комментарии для сайта Cackle