Источник

Часть 4, Глава 13Часть 5, Глава 2

Состав катехизического учения

1. Наставление оглашенных в христианской вере

Во время приготовления своего ко св. Крещению оглашенный обязан, согласно апостольскому наставлению, издревле принятому (Лаод. собора прав. 7) церковию в основание учения благочестия для вступающих в нее и указующему христианам в настоящей жизни преимущественно на веру в Бога, надежду на Него и любовь к Нему (1Кор. 13:13), изучить руководство в вере христианской – Символ, содержащий краткое изложение веры, необходимой всякому верующему; руководство к надежде христианской – молитву Господню или молитву верных и иные молитвы, особенно молитву ко Пресвятой Богородице, извлеченную из слов Архангела Гавриила, благовествовавшего Пресвятой Деве о воплощении Сына Божия; наконец, руководство к любви христианской – заповеди Божии, заключающиеся в десятословии.

Начало обычая произносить пред Крещением исповедание или Символ веры вкратце указано Самим Спасителем, установившим Крещение во имя Отца и Сына и Святого Духа, и апостолами, при которых крещаемый или призываемый в церковь Христову, «исповедал доброе исповедание пред многими свидетелями» (Тим. 6:12). Так произнес пред Крещением исповедание веры евнух (Деян. 8:37). Впоследствии в 364 г. 7 правилом Лаодикийского собора постановлено присоединять к церкви по изучении символа веры. Первоначально Символ веры пред Крещением произносили апостольский (Постановл. Апостол. кн. 7, гл. ХLII. Тертул. в прещениях против еретиков, 13), а потом никео-цареградский, составленный первым и вторым вселенскими соборами в 325 и 381 годах. Отцы первого всел. собора, изложив Символ веры, говорили: «Как приняли мы от предшествовавших нам епископов и при оглашении и при восприятии Крещения, как научились божественных писаний: так веруем и теперь и представляем вам нашу веру» (Сократ, «Церковн. истор.», кн. 1, гл. 8).

Об изучении молитвы Господней верующими свидетельствуют «Постановления Апостольские» (кн. VII, гл. 25, 45). Тертуллиян в книге своей о молитве (О молитве, IX), св. Златоуст (Златоуст в XIX беседе на Мф., 5), бл. Августин (Августин в 42 слове говорит, что молитву Господню оглашенные начинали учить за неделю до Крещения).

Десять заповедей, первоначально открытые Богом на Синае, составлявшие сущность закона и пророчеств в Ветхом Завете, составляют сущность и христианской любви к Богу и ближним. Понимать и исполнять заповеди во всей чистоте и совершенстве учил Сам Господь наш Иисус Христос (Мф. 19:17–19), и об учении коих древними христианами свидетельствуют не только предания апостольские, в коих сказано: «Имей пред очами страх Божий, всегда помни десять заповедей» (Постановл. Апастол. кн. 2, гл. XXXVI), но и Плиний язычник (Lib. X. Epist. 97).

Таким образом двери во св. церковь отверзались и отверзаются вере, надежде и любви христианской: без этой тройственной духовной одежды, прикрывающей наготу растленной природы нашей, церковь не приемлет нас. От приготовительного учения ко св. Крещению восприял начало свое христианский катехизис, главным образом заключающий в себе учение о вере, надежде и любви, и доселе преподаваемый православным христианам, или пред Крещением, если в возрасте приемлют его, или по Крещении, если совершается оно над младенцами. Как наставление оглашенных в вере началось со времен апостольских, так самое слово катехизис есть апостольское и священное (Лк. 1:4; Деян. 18:11)26. (Сост. по. кн. «Попечение прав. церкви о спасении мира» – прот. Г. Дебольского; изд. III, стр. 85, 86).

 

* * *

26

Примеч. Метод, которому следовали в древней церкви огласители при наставлении новых членов церкви. Общий характер метода, которому, в древности следовали огласители при наставлении новых членов церкви, был таков. 1. Прежде всего здесь тщательно соображались с внутренним и внешним состоянием оглашаемого лица. Это тем более необходимо было делать, что в древности, при многочисленности оглашенных, в состав их входили люди различных возрастов и знаний: совершеннолетние и малолетние, и образованные и необразованные, ученые и простые люди... Поэтому естественно, что огласительное наставление и со стороны своего содержания и со стороны своего характера не могло быть всегда одинаково. Иначе, без сомнения, должны были наставлять людей необразованных и простых, и иначе – образованных в ученых. На такое различие наставления приспособительно к степени умственного состояния оглашенных мы находим определенное указание у бл. Августина. В своем тракте «Dе саtесhizandиs rudibus» он весьма ясно и подробно излагает о том, чему и как учить при оглашении людей ученых, которые, конечно, еще прежде оглашения бывали знакомы со многими истинами христианства, людей среднего образования, людей не искренно расположенных к христианству и, наконец, людей совершенно необразованных. 2. Но применяясь ко всякому, пастыри церкви преподавали огашаемым христианския истины как можно кратко. Как младенцы в духовной жизни, оглашенные еще не в силах были воспринять всю совокупность христианских истин, во всей их полноте. «Прежде чем вы вступите в общество верующих, – говорит св. Кирилл Иерусалимский готовящимся к крещению, – мне кажется теперь небесполезно сокращенно представить нужные догматы, дабы обилие предметов не произвело в вас забвения о важнейших для размышления истинах». Блаженный Августин, давая наставление, как огласители должны изъяснять Священное Писание пред оглашенными, также замечает: «повествование будет полное, когда кто начнет с первых слов книги Бытия... и доведет оное до настоящих времен церкви. Но не должно однако ж... все книги... если бы и выучили оные до слова, передавать наизусть или своими словами пересказывать и объяснять все содержание их... об всем надобно сказать кратко и в общих чертах и выставить на вид только замечательнейшие события, историю коих охотнее слушают, и при том такие, которые поставлены в числе членов веры». 3. Но главное общее правило, которое соблюдалось пастырями церкви при наставлении оглашенных, – это постепенность в сообщении истин христианства, переход от меньшего к большему, от предметов легких и понятных к более трудным и возвышенным, таинственным, причем, все преподаваемые истины должны были находится между собою в строгой связи в последовательности. «Учение, по порядку преподаваемое тебе о бане возрождения, – говорит св. Кирилл Иерусалимский оглашаемому, – ежели сегодня будет опущено, то когда вознаградится? Представь, что время садить дерева: ежели не вскопаем земли и не посадим их, то в какое другое время хорошо может быть посажено, что сперва посажено худо». Поэтому, здесь же, тот же отец церкви наставление оглашенным уподобляет зданию. «Представь, говорит он, что огласительное поучение есть строение. Ежели не укрепим оного, как следует, связями, дабы не оказалось расщелин, то и строение будет непрочно. Но надлежит по порядку класть камень на камень, уголь связывать углом, излишнее отбрасывать и таким образом строение возвышать. Подобно мы доставляем тебе будто камни познания. Должно слушать о живом Боге, о суде, Христе и о воскресении, о многом надлежит говорить по порядку, ныне сказано сие порознь, а потом представлено будет в связи». Благодаря такому методу огласительного наставления, научение оглашенных самым главным предметам в древней практике обыкновенно было пред самым только крещением. В это именно время оглашенным преподавались символ веры и молитва Господня. В это же время они были научаемы и тем ответам, какие требовались от них при крещении (Сост. по кн.: «История чинопоследования крещения и миропомазания», Алмазова, стр. 45 – 48).


Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии / Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с.

Комментарии для сайта Cackle