Азбука веры Православная библиотека профессор Хри́стос Яннара́с

профессор Хри́стос Яннара́с

Аудиокниги

профессор Хри́стос Яннара́с

профессор Хри́стос Яннара́с (10.04.1935)

Греч. Χρήστος Γιανναράς — известный греческий философ, богослов, — родился в 1935 г., 10 апреля. В юности получил надлежащее образование. В возрасте 19-ти лет предался глубокому изучению богословия: в период с 1954 по 1958 гг. изучал теологию в Афинском университете. В это же время примкнул к членству братства «Зои». В 60-х гг., желая внутреннего реформирования братства, но не видя возможности осуществления желаемых реформ, Х. Яннарас принял решение покинуть ряды «Зои». В 1964 г. он перебрался на Запад с целью дальнейшего образования. С 1965 по 1967 г. изучал философию в университете города Бонна. В период с 1968 по 1970 трудился над докторской диссертацией в Париже, защита которой, впоследствии, состоялась в Сорбонне. После этого он работал в Париже, в Женеве, в должности профессора теологии, в продолжении четырех лет, а затем на Крите, на философском факультете местного университета.

За годы своей философской и богословской деятельности Х. Яннарас заслужил признание в научном мире; вот лишь некоторый перечень его достижений — профессор философии афинского Института политических наук и международных исследований, член Международной академии религиозных исследований, обладатель звания почётного доктора Белградского университета, обладатель степени доктора философских наук университета «Сорбонна», а также духовной школы Университета Аристотеля в Салониках.

Многие исследователи, и среди них российские, отзываются о Х. Яннарасе как о большом православном мыслителе, однако в действительности далеко не все его взгляды, мысли и выражения отвечают жестким требованиям ортодоксальности. Например, утверждение о том, что в результате грехопадения прародителей «природа дробится на множество индивидов, каждый из которых живет лишь для себя» нельзя назвать догматически точным, так как каждый человек обладает не одной дробной частью человеческой природы, а природой в полноте (в противном случае следовало бы признать, что все мы — не люди, а недочеловеки, не единосущны Христу, Который, как известно, — Совершенный Бог и Совершенный Человек). Ряд критиков видят в его творчестве очертания чрезмерных экуменических устремлений (в данном случае имеется в виду экуменизм как движение, направленное на соединение Церквей не на основе Православия, а на основе некоего компромиссного консенсуса). В богословских работах Х. Яннараса содержится множество светлых мыслей и идей. Но всё же их следует читать с рассуждением.