Источник

Главы 40–59

Аполлоний.

Аполлоний, чрезвычайно талантливый человек, написал против Монтана, Приски и Максимиллы широко известный пространный труд, в котором утверждает, что Монтан и его сумасшедшие пророчицы были повешены, и многое другое. Например, о Приске и Максимилле: «Если они отрицали, что принимали дары, то пусть признают, что пророки даров не принимают, и я приведу тысячу доказательств, что они получали дары, пророков же видно по другим плодам. Скажите, разве пророк красит волосы? Разве пророк подкрашивает глаза сурьмой? Разве пророк украшает себя прекрасными одеждами и бесценными каменьями? Разве пророк играет в кости? Разве он одобряет ростовщичество? Пусть они ответят, дозволительно ли это, а моей задачей будет – доказать, что они все это делают». В той же самой книге он говорит, что написал этот труд в четырнадцатом году со времени появления катафригийской ереси. Тертулл.иан добавил к шести томам «Об экстазе» седьмой, направленный в основном против Аполлония, пытаясь защищать все то, что тот опровергал.

Жил Аполлоний во времена Коммода и Севера.

Серапион.

Серапион, епископ Антиохийский с двенадцатого года правления императора Коммода, написал послание Карику и Понтию о ереси Монтана, в котором говорит: «Чтобы вы могли знать, что сумасшествие этой ложной доктрины, доктрины нового пророчества, осуждается всем миром, я отправил вам послания святейшего Аполлинария, епископа Гиераполя в Азии». Им же написаны труд к Домну су, который во времена гонений отправился к иудеям, и другой опус, подписанный именем Петра, – о Евангелии, а также послание к церкви розениан в Киликии, которые по прочтении его отошли от ереси. Существуют и другие его послания, по своему характеру согласные с аскетической жизнью своего автора.

Аполлоний.

Аполлоний, римский сенатор при императоре Коммоде, был обвинен рабом в приверженности к христианству и, получив разрешение высказать причины своей веры, написал замечательный труд, который прочел в сенате; но все же по воле сената был обезглавлен за веру в Христа, так как, согласно древнему закону, христиане, представшие пред судом, не должны быть отпущены до тех пор, пока не отрекутся от своей веры.

Феофил.

Феофил, епископ Кесарии в Палестине, в городе, который прежде назывался Туррис Стратон, во времена правления императора Севера написал вместе с другими епископами соборное послание против тех, кто праздновал Пасху с евреями на четырнадцатый день месяца.

Вакхил.

Вакхил, епископ Коринфа, жил во времена того же императора Севера и написал как представитель всех епископов Ахайи изящный труд «О Пасхе».

Поликрат.

Поликрат, епископ Эфесский, с другими епископами Азии, которые в соответствии с древней традицией праздновали Пасху с евреями на четырнадцатый день месяца, написал соборное послание против Виктора, Римского епископа, в котором утверждает, что опирается на авторитет апостола Иоанна и других древних авторов. Вот цитата из этого послания: «Мы, следовательно, празднуем этот день согласно обыкновению, незыблемо, ничего к этому не добавляя и ничего не извлекая, ибо в Азии пребывают останки тех величайших святых, которые воспрянут снова в день Господень, когда Он спустится в своем величии с небес и оживит всех святых, т. е. Филиппа, одного из двенадцати апостолов, который покоится в Гиераполе, и двух его дочерей, которые остались девственницами до самой смерти, и другую его дочь, умершую в Эфесе, исполненную Святого Духа; и Иоанна, покоящегося на лоне нашего Господа и бывшего его первосвященником, на своем челе золотой знак мученичества и врачевания несшего, похороненного в Эфесе; а также Поликарпа, епископа и мученика, умершего в Смирне; и Тразея из Эвмении, епископа и мученика, также покоящегося в Смирне. Стоит ли упоминать Сагариса, епископа и мученика, покоящегося в Лаодикии, и благословенного Папируса и Мелитона, евнуха во Святом Духе, всегда служившего Господу, похороненного в Сардах и там ожидающего своего воскрешения с приходом Христа. Все они соблюдали день Пасхи четырнадцатого числа месяца, не отступая от евангельской традиции и следуя религиозному канону. Также я, Поликрат, меньший из ваших слуг, согласно учению моих сородичей, которому я также следовал (семеро моих сородичей были епископами, я – восьмой), всегда праздновал Пасху в определенное время. И таким образом, братья, будучи в возрасте 65 лет и обучаясь у многих братьев со всех частей света, исследовав все Священные Писания, я не побоюсь тех, кто угрожает нам, т. к. мои предшественники говорили: «Подобает подчиняться Богу, а не человеку». Я цитирую это для того, чтобы на этом небольшом примере показать гений и авторитет Поликрата. Он жил в правление императора Севера, в одно время с Нарциссом Иерусалимским.

Гераклит.

Гераклит, живший во времена правления Коммода и Севера, написал комментарии к Деяниям Апостолов.

Максим.

Максим, живший тогда же, обсуждал в замечательном труде известные вопросы: каково происхождение зла, и создана ли материя Богом?

Кандид.

Кандид, живший в то же время, опубликовал замечательные труды о шести днях творения.

Аппион.

Аппион, живший во времена правления императора Севера, также написал труды о шести днях творения.

Сикст.

Сикст, живший во времена правления императора Севера, написал книгу «О воскресении».

Арабиан.

Арабиан, живший тогда же, опубликовал небольшие труды, относящиеся к христианской доктрине.

Иуда.

Иуда рассмотрел подробно семьдесят недель, упомянутых в книге пророка Даниила, и написал хронографию прежних времен, которую он довел до десятого года правления Севера. Его обвиняют в ошибке, которую он допустил в этой работе, предсказывая скорый приход Антихриста, но это случилось из-за того, что интенсивность гонений, казалось, предвещала конец света.

Тертуллиан.

Тертуллиан, пресвитер, считающийся сейчас главным латинским автором после Виктора и Аполлония, уроженец города Карфагена в африканской провинции, сын проконсула или центуриона, был человеком с сильным и энергичным характером. Он жил во времена правления императоров Севера и Антонина Каракаллы и создал множество трудов, которые мы не будем упоминать, т. к. они широко известны. Я сам встречал одного Павла, пожилого человека из итальянского города Конкордии, который в молодости был секретарем благословенного Киприана, в то время уже бывшего в почтенном возрасте. Он сам видел, что Киприан не проводил и дня без чтения Тертуллиана и часто говорил: «Дайте мне учителя», имея в виду Тертуллиана.

Тертуллиан был пресвитером церкви до середины жизни, а затем, гонимый завистливыми и злобными священниками Римской церкви, обратился к учению Монтана и упоминал новое пророчество во многих своих книгах.

Он создал труды, направленные против церкви: «О скромности», «О гонениях», «О постах», «О единобрачии», шесть книг «Об экстазе» и седьмую – против Аполлония. Говорят, что он дожил до глубокой старости и написал множество небольших работ, которые не сохранились до наших дней.

Ориген.

Ориген, прозванный Адамантовым (Несокрушимым).

Его отец Леонид был удостоен короны мученичества при гонениях на христиан на десятом году правления Севера Пертинакса. Семнадцатилетний Ориген, его мать и шесть младших братьев жили в бедности, т. к. имущество было конфисковано за приверженность отца к христианской вере.

В восемнадцать лет он начал обучать катехизису в рассеянных по Александрии церквях.

Впоследствии он прожил в этом городе много лет; александрийский епископ Димитрий назначил его преемником пресвитера Климента.

Примерно в середине жизни ему было предписано отправиться в Афины в связи с тем, что церкви Ахайи были разобщены множеством ересей. По пути туда, в Палестине, Ориген был рукоположен в пресвитеры епископами Кесарии и Иерусалима Феоктистом и Александром. Димитрий расценил это как оскорбление и в ярости разослал письма, порочащие репутацию Оригена.

Известно также, что до поездки в Кесарию Ориген побывал в Риме у епископа Зефирина. Сразу по возвращении в Александрию он сделал своим помощником в школе катехизиса пресвитера Геракла, который продолжал носить своё философское одеяние. Геракл стал епископом церкви Александрии после Димитрия.

Сколь велика была слава Оригена, видно из того, что Фирмилиан, епископ Кесарии [Каппадокийской], и все епископы Каппадокии желали его визита и принимали его в течение долгого времени. Позднее, отправившись в Палестину, чтобы посетить святые места, Фирмилиан прибыл в Кесарию [Палестинскую] и получил у Оригена подробные наставления по Священному Писанию. Кроме того, Ориген посещал Антиохию по приглашению Мамеи, матери императора Александра, женщины религиозной, был принят там с большими почестями; он писал письма императору Филиппу, первому из римских правителей принявшему христианство, а также его матери – эти послания сохранились.

Общеизвестно, что он проявил такое усердие в изучении Священного Писания, что вопреки духу того времени и взглядам своего народа изучил еврейский язык и, использовав перевод Септуагинты, собрал другие переводы в единый труд, т. е. переводы Аквилы, Понтика-прозелита, Феодотиана-эбионита и Симмаха, приверженца той же секты, написавшего комментарий к Евангелию от Матфея, на основе которого он попытался создать свое учение. И кроме этого, еще три перевода, также дошедших до нас из его библиотеки, он разыскал с большим усердием и сверил с другими изданиями. И поскольку я привел список его работ в послании против трудов Варрона, включенном в книги моих посланий к Павле, я оставлю без внимания это сейчас, упомянув, однако, о бессмертном таланте Оригена и о том, что он понимал диалектику так же, как и геометрию, арифметику, музыку, грамматику и риторику, и обучал все школы философов так мудро, что у него были прилежные ученики и в мирской литературе. Он обучал их ежедневно, и толпы людей, собиравшихся вокруг него, были поразительны. Он хотел посредством мирской литературы обратить их в христианскую веру.

Нет необходимости говорить о жестокости гонений на христиан во время правления Деция, противника религии Филиппа, которого он убил, – гонений, во время которых Фабиан, епископ Римской церкви, погиб в Риме, а Александр и Вавила, первосвященники церквей Иерусалима и Антиохии, были посажены в тюрьму за свою веру в Христа. Если кому-то интересно, что было предпринято в отношении Оригена, он может ясно узнать это, во-первых, из его собственных посланий, которые после гонения были разосланы различным людям, а во-вторых, из шестой книги «Церковной истории» Евсевия Кесарийского и из его шести трудов в защиту Оригена.

Ориген дожил до времен Галла и Волузиана, в возрасте шестидесяти девяти лет умер в Тире, где и был похоронен.

Аммоний.

Аммоний, талантливый человек великих философских познаний, был известен в Александрии в то же самое время. Среди многочисленных и выдающихся памятников этого гения выделяются совершенный труд «Согласие Моисея и Иисуса» и евангельские каноны, на которые Евсевий Кесарийский впоследствии опирался. Порфирий ложно обвинил его в том, что он снова стал язычником после того, как был христианином. Но известно, что он оставался христианином до конца своих дней.

Амвросий.

Амвросий, бывший сначала маркионистом и впоследствии наставленный на путь истинный Оригеном, был диаконом и всеми почитаемым исповедником. Для него, а также для пресвитера Протоктета Ориген написал книгу «Увещание к мученичеству».

Благодаря усердию, денежным средствам и упорству Амвросия Ориген продиктовал большое количество трудов. Сам Амвросий, как сообщает один уважаемый человек, также обладал не меньшим литературным талантом, на что указывают его письма к Ори-гену. Он умер раньше Оригена и порицается многими за то, что, будучи богатым человеком, не вспомнил перед смертью в своем завещании старого и нуждающегося друга.

Трифон.

Трифон, ученик Оригена, которому адресованы некоторые из сохранившихся посланий, был очень сведущ в Священном Писании, как об этом свидетельствуют многие его книги, и в особенности труд о жертвенной телице во Второзаконии и о животных, которые вместе с голубем и горлицей были переданы Аврааму, как записано в книге Бытия.

Минуций Феликс.

Минуций Феликс, известный в Риме адвокат, написал диалог «Октавий», представляющий собой спор христианина и язычника. Существует также другая книга, подписанная его именем, – «О судьбе, или Против математиков», талант ее автора очевиден, но она, как мне кажется, не соответствует по стилю упомянутому выше труду. Лактанций также упоминает Минуция в своем сочинении.

Гай.

Гай, епископ Рима, живший во времена Зефирина, т. е. во времена правления Антонина, сына Севера, создал очень значительный труд «Против Прокула», последователя Монтана, обвиняя его в безрассудстве защиты нового пророчества, и в той же книге, перечисляя только тринадцать посланий Павла, утверждает, что четырнадцатое, ныне называемое к Евреям, Павлу не принадлежит. Римляне по сей день считают, что это послание не принадлежит апостолу Павлу.


Источник: Подвижники : Избранные жизнеописания и труды. - Самара : Изд. дом "Агни", 1998-. / Т. 2. - 1999. - 319, [1] с., [18] л. цв. ил. / Св. Иероним Стридонский. О знаменитых мужах. 176-226 с.

Комментарии для сайта Cackle