Источник

СКОРБИ 1

(см. также: Грех, Искушение, Крест). ...Что без скорби сделаешь, то непрочно бывает, и что посеешь да слезами не польешь, то худо всходит. 29.

...Слава Богу за все скорбное, случающееся с нами! Кому попускаются скорби, тот, значит, помянут Богом в Царствии Его, а кто живет бесскорбно, тот забвен Богом. 36.

К нашей обители есть милость Божия, потому что в ней хотя и не столько, сколько следовало бы, есть люди, имеющие намерение быть приятными Богу. Господь посылает и искушения: кому посылаются скорби, тот, значит, есть часть Божия, а кому идет все, как по маслу, тот – часть диавола. А когда Господь восхощет взять его из части диаволовой, то взимает посланием скорбей. Скорби – чаша Христова на земле. Кто на земле участник чаши Христовой, тот и на Небе будет участником этой чаши. Нам она – непрестающее наслаждение. 65.

...Милосердный Господь, избирающий тебя в число Своих, попускает тебе различные скорби и от людей, и от болезней телесных. Это благой знак – прими его с великодушием и верой. Когда осыпают ругательствами и стараются уловить тебя в чем словами, помяни, что то же делали со Христом, и вкуси благодушно чашу чистительную. 73.

Подобает душе и телу истончиться, как паутине, пройти сквозь огонь скорбей и воду очистительную покаяния и войти в покой духовный – в духовный разум, или мир Христов, что одно и то же. [...]

Чаша скорбей обнаруживает внутренний залог человека: Давид идет в пустыню, а Саул – к волшебнице. 74.

Когда человек во время своей скорби обращает взоры на кого-нибудь, с доверенностью простирает к нему руки, просит помощи, это значит – предполагает в нем духовную силу. Духовной силы не имею. Я окован цепями страстей, нахожусь в порабощении у них, вижу в себе одну немощь. Но проведши всю жизнь в страданиях, почитаю сострадание страждущим священным моим долгом. Только из этого побуждения пишу к Вам; только в этом отношении сочтите письмо мое достойным внимания Вашего; примите его как отклик души, участвующей в Вас. В одиночестве, в скорби и ничтожное участие приятно.

При нынешних обстоятельствах человеческие пути к вспоможению Вам заграждены. Таково мнение не только мое, но и тех, знающих Вас и помнящих, с которыми я счел полезным посоветоваться. Нельзя уклониться ни направо, ни налево, надобно по необходимости идти путем тесным и прискорбным, который перед Вами внезапно открылся по неисповедимым судьбам Божиим.

Такое положение мне не незнакомо. Не раз я видел полное оскудение помощи человеческой, не раз был предаваем лютости тяжких обстоятельств, не раз я находился во власти врагов моих. И не подумайте, чтобы затруднительное положение продолжалось какое-нибудь краткое время. Нет! Так протекали годы; терялось телесное здоровье, изнемогали под тяжестью скорбного бремени душевные силы, а бремя скорбей не облегчалось. Едва проходила одна скорбь, едва начинало проясняться для меня положение мое, как налетала с другой стороны неожиданная, новая туча – и новая скорбь ложилась тяжело на душу, на душу, уже изможденную и утонченную, подобно паутине, предшествовавшими скорбями. 75.

Письмо Ваше я получил и увидел из него, что путь жизни Вашей пролегает по теснинам и скорбям, как это обещано всем желающим последовать Христу. Кто последует Христу, как верховный Петр и первозванный Андрей, тому предназначен крест. Кто обращается ко Христу, как разбойник, того удел – опять крест. В первом случае крест соделывается венцом, во втором он бывает лествицей. Но каковы бы ни были наши обстоятельства, к какому бы образцу мы ни подходили, невозможно быть Христовым без креста; «еже есть, – говорится при пострижении в монашество, – готову присно быти к подъятию всякой скорби, которую Промыслитель нам попустит». Господь да укрепит Вас. 93.

Милосердный Господь, дарующий путь спасения и самое спасение произволяющим спастись, да укажет Вам подобающий путь. В наше время предоставлено спасаться наиболее терпением скорбей. 100.

Скорбь действует противоположно наслаждению, а потому противодействует нашему падению, способствует нашему восстанию. По этим свойствам своим скорбь необходима нам ко спасению. По причине необходимости ее Спаситель повел стезей скорбей Свое святое стадо в страну блаженства вечного. Тому, кто отказывается от скорбей, он возвещает решительно: «иже не приимет креста своего и вслед Мене грядет, несть Мене достоин» (Мф.10:38). 108.

Через мрачную, глубокую пропасть скорби, внезапно открывшуюся перед нами, перенеситесь на крыльях веры! Не испытывайте волн недоверчивой стопой размышления человеческого, идите смело по ним мужественными шагами веры- и обратятся под ногами Вашими мягкие, влажные волны в твердые мраморные или гранитные плиты. Тем более нейдут Вам робость и сомнение, при зрении моря скорбного, при зрении ветра крепкого, что призывающий Вас ходит по морю скорбей, отделяющий для такового хождения от прочей братии Вашей – Сам Господь. Это призвание есть вместе и блаженное избрание! Христос знаменует «Своих» печатью страданий! Он обрел душу Вашу благопотребной Себе и потому печатлеет ее Своей печатью! И стоит отдельно малое стадо, часть Христова, от множества прочих людей; Христовы держат в руках своих признак избрания их Христом – чашу Христову; на раменах их знамя – Христов Крест. Далеко, далеко отшатнулись от них сыны мира! Бесчисленной толпой, с шумом, в упоении странном, гонятся они за попечениями и наслаждениями временными. Время в очах их преобразилось в вечность! Они проводят жизнь бесскорбную, преуспевают в тленном, забыты Богом, не возбуждают против себя диавола: они угодны диаволу – часть его. Чаша Христова отверзает вход в страну разума духовного, состояния духовного, вошедший туда и причастившийся трапезы утешения духовного соделывается мертвым миру, бесчувственным к временным скорбям и лишениям, начинает совершать свое земное странствование, как бы несущийся по воздуху превыше всего, на крыльях веры. Оковы разума притягивают нас к земле – стране мучений; находясь на земле, мы невольно подвергаемся и мучениям, «приложивый разум приложит болезнь» (Еккл.1:18), – говорит Писание. Вера подымает с земли, освобождает от оков, изъемлет из среды мучений, возносит к Небу, вводит в покой духовный. Вошедшие в этот покой почивают прохладно, насладительно на роскошно постланных, драгоценных одрах боговидения.

Примите эти строки, произносимые от сердечного участия, которое с первого свидания с Вами возбуждено во мне Вашей душой, носящей во глубине своей какой-то особенный залог, залог таинственный, боголюбезный – залог богоугождения. Примите эти строки из страны страданий, в которую я поселился очень давно: Богу не было угодно, чтобы шел я путем общим, обыкновенным! Он поставил меня на стезю отдельную, в страну совсем особенную – и редко встречаю путешественника, идущего по этой стезе, посетившего эту страну, с которым бы можно было перемолвить слово на том языке, которым говорят в стране той, и который сделался мне несколько знакомым, – утешительно звучит он для слуха души моей. В звуках его слышу что-то родное. [...]

...С самого берега глядя на темное, глубокое море скорбей, на даль, где синева вод сливается с синевой небес, на эту беспредельную даль, пугающую веру, прислушиваясь к гневному говору волн, к их плесканию однообразному и бесчувственному, не предавайтесь унынию, не впустите в душу Вашу море грустных дум. Тут гораздо более опасностей! В этом море потонуть гораздо удобнее, нежели в море скорбей наружных. Радуйтесь! – И паки реку: радуйтесь! Вы для того на берегу моря скорбей, чтобы переплыть в страну радостей: даль моря имеет противоположный берег, хотя и невидимый для очей человеческого разума. Этот берег – рай умственный, преисполненный духовных наслаждений. Достигшие этого блаженного берега забывают, в упоении наслаждением, все скорби, претерпенные ими на море. Становитесь бестрепетной ногой в легкую ладью веры, носитесь, как крылатый, по влажным буграм! Скорее, нежели предполагаете, нежели можете себе представить, перенесетесь через море, перенесетесь в рай. – Но между духовным раем и жизнью плотской, душевной, обыкновенной, которой живут вообще все люди, положены в разграничение – как бы обширное море – крест и распятие. – В рай нет другого пути! Кого Бог хочет возвести в рай, того начинает сперва наводить на путь к нему – на крест. «Признак избрания Божия, – сказал некоторый святой аскетический писатель, – когда пошлются непрестанные скорби человеку». Претерпим умерщвление миру скорбями, чтобы сделаться способными принять в себя существенное оживление для Бога явственным, вполне ощутительным действием Духа. Пожертвуем тлением для Духа! Вполне отдайтесь Богу! Киньтесь в спасительную бездну веры, как бы в море с утеса!

Людей оставьте в стороне, как орудия Промысла! Эти орудия – слепые, сами по себе не имеют никакой силы, никакого движения! «Не имаши власти ни единыя на Мне, – сказал Господь Пилату, – аще не бы ти дано свыше» (Ин.19:11), хотя Пилат, водимый суждением человеческим, признавал и утверждал (а в этом, без всякого сомнения, согласны были с ним и все водящиеся таким суждением!), что он имеет власть распять предстоящего ему Узника и власть отпустить Его. – Не озабочивайтесь никакими сношениями с людьми, никакими оправданиями перед ними! Такие сношения и оправдания только нарушат мир сердечный, не принесут никакой пользы. Немощные люди – цветы, являющиеся на короткое время на поверхности земной! Вы мечтаете о себе много, Вы приписываете себе много, а Вы – немощные люди! Вы почтены самовластием, а вместе с тем не перестаете быть орудиями, слепыми орудиями, вполне орудиями! И того даже Вы не видите и не ведаете, что Вы орудия! Вы самовластны – так! Вы не можете не принять мзды за дела Ваши! Но в бесконечно мудрых судьбах Божиих эти самовластные суть действователи без малейшей власти, без всякой самостоятельности. «Иисуса Назореа, – говорил святой апостол Петр иудеям, – Сего нарекованным советом и проразумением Божиим предана приемше, руками беззаконных пригвождше убисте» (Деян.2:22–23); «вем, яко по неведению сие сотвористе, якоже и князи ваши: Бог же, Яже предвозвести усты всех пророк Своих пострадати Христу, исполни тако» (Деян.3:17–18). В делах Промысла Божия люди – слепые орудия. Потому-то Господь не сподоблял людей, по-видимому облеченных полной властью, никакого ответа! Потому-то назвал Он чашу, приготовленную злоумьппленниками, демонами, бесплотными и во плоти, чашей, подаваемой Отцом. 114.

...Находящие скорби терпеть безропотно и без жалоб, в сознании своей греховности, достойной вечных наказаний, заменяемых милосердием Божиим временными наказаниями. «Аще кто правильного или неправильного запрещения отвергся, – своего спасения отвергся», – сказал святой Иоанн Лествичник. Притом надо веровать, что Бог не попускает искушения паче силы, почему перед посылаемым искушением надо смирять свою выю. [...]

Старец Василиск однажды во время великого молитвенного утешения услышал глас: «Имей во всю жизнь единым делом – ношение в сердце Господа Иисуса, а между тем примешь бесчестия». Сам Господь, все апостолы, все святые провели жизнь свою в многоразличных скорбях. Без бесчестий нам не спастись.

Скажите сестре Е.: «Ум не может быть бесстрастным – по Великому Максиму- аще не приемлют его многие и различные видения». – Понимая цель, надо оставлять средства без особого внимания. 123.

Многими скорбями и смертями подобает нам, по примеру всех от века святых, наследовать Царство Небесное! – Так говорится в одной из молитв иноческого пострижения. Не дивись ничему случившемуся. «Не искушение ли человеку житие его на земле?» (см.: Иов.7:1) – давно сказал праведный Иов. Блажен человек, иже претерпит искушение и, через искушение и терпение, внидет в познание закона Божия, а через его познание – в живот вечный. Храни ум твой в тишине и преданности воле Божией, удерживай его от порывов и дерзновения. «Радуйтеся Господеви, – говорит Пророк, – со трепетом» (см.: Пс.2:11). Страх и благоговение, изливающиеся от Престола Божия, да прольются в твою душу и да сохранят ее от козней вражеских. Мир тебе от Бога и человеков! А где решительное примирение, там полное прощение. 128.

Теперь ты можешь сказать с пророком Давидом: «Господь, наказуя наказа мя, смерти же не предаде мя» (см.: Пс.117:18). Многими скорбями и смертями подобает нам наследовать Царствие Небесное, да умертвится наш ветхий человек со страстями и похотями его, и да соделается сердце способно к принятию Божественной благодати. 144.

...Скорбь надо потерпеть, в надежде на милосердие Божие и на помощь Божию. Возлагая все упование свое на Господа Бога, подвижник Христов должен и сам стараться об уничтожении причин скорби, если это зависит от него. 149.

Веруем, что без воли Божией не может к нам приблизиться никакая скорбь; всякую скорбь, как приходящую от руки Божией, приемлем с благоговейной покорностью воле Божией, с благодарением, славословием Всеблагого Бога, непостижимого в путях Его, дивного во всех делах Его. 168.


Источник: Симфония по творениям святителя Игнатия (Брянчанинова) / под общ. ред. архимандрита Романа (Лукина). – Ставрополь : Издательский центр Ставропольской Духовной Семинарии ; ССШ, 2007. – 368 с. ISBN 978-5-93078-507-4

Комментарии для сайта Cackle