ПЛАЧ (См. также ДЕЛАНИЕ, МОНАШЕСТВО)
Лице тела и души должно умывать слезами: они тогда появятся на глазах молящегося и постящегося, когда сердце его преисполнится милости к ближним, сострадания ко всему человечеству без исключения. I, 163.
Святые отцы совмещают все делания инока, всю жизнь его в плач. Что значит плач инока? Это – его молитва. I, 164.
Плач должен быть неотъемлемым качеством молитвы нашей, ее постоянным, неразлучным спутником и споспешником, ее душою. I, 164.
Святые отцы называют плач вождем в духовном подвиге. Он должен предводительствовать всеми нашими благочестивыми помышлениями, направлять их к истинной цели. I, 165.
При страшной скудости нашего времени в наставниках истинной молитвы, изберем себе в руководителя и наставника плач.! Он и научит молитве и охранит от самообольщения. I, 165.
«Блаженный плач». См. I, 174.
Желающий избавиться от живущих в нем грехов, плачем избавляется от них, и желающий не впадать вновь в грехи, плачем избегает от впадения в них. Это – путь покаяния. I, 191.
Не плачущий здесь, будет вечно плакать. Невозможно не плакать, или здесь произвольно, или невольно там, в муках. I, 191.
Если человек не умертвит всех плотских пожеланий своих, и не стяжет такого плача: то не может быть монахом. Все житие монаха – плач. I, 191–192.
Плач, когда достигнет развития, не может облекаться в многомыслие и многословие: он довольствуется для выражения необъятного духовного ощущения самою краткою молитвою. I, 192.
Если человек потрудится всеусильно о стяжании плача: то обретает его в служение себе, когда только захочет. I, 192.
В слезах таинственно живет утешение, и в плаче – радость. I, 198.
Сеющии слезами, радостию пожнут. I, 193.
Слезы естественны падшему человеческому естеству. I, 193.
Слезы, как свойство падшего естества, заражены недугом падения, подобно всем прочим свойствам. Иной бывает особенно склонен к слезам по природе, и при всяком удобном случае проливает слезы: такие слезы называются естественными. I, 194.
Есть и греховные слезы. Греховными слезами называются слезы, проливаемые по греховным побуждениям. I, 194.
И естественные и греховные слезы, немедленно по появлении их, повелевается нам святыми отцами прелагать на богоугодные, то есть изменять побуждение слез: приводить себе на память согрешения наши. суд Божий, – и плакать по этим причинам. I, 194.
Слезы страха Божия и покаяния суть дар Божий. I, 194.
Причина слез – зрение и сознание своей греховности. Причина слез – нищета духа: будучи сама собою блаженство, она рождает другое блаженство – плач, питает, поддерживает, усиливает его. I, 194–195.
Труд, предваряющий слезы, заключается в благоразумном воздержании от пищи и пития, в благоразумном бдении, в нестяжании, в отвлечении внимания от всего окружающего нас, в сосредоточении его к самим себе. I, 196.
Без умерщвления для мира невозможно стяжать плач и слезы: стяжаваем их по мере умерщвления миру. I, 196.
Делание плача, будучи неразлучно с деланием молитвы, требует тех же условий для преуспеяния, в каких нуждается и молитва. I, 196.
Для гласной молитвы и плача необходимо уединение по крайней мере келейное: это делание не имеет места посреди братий. I, 198.
Слезы, проливаемые о грехах, сначала бывают горьки, изливаются при болезни и томлении духа, которые дух сообщает и телу. Мало-помалу начинает соединяться со слезами утешение, состоящее в особенном спокойствии, в ощущении кротости и смирения. I, 198–199.
Когда же дар слезный усилится в нас Божиею милостию: тогда укрощается внутренняя борьба, утихают помыслы, начинает действовать в особенном развитии умная молитва или молитва духа, насыщая и увеселяя внутреннего человека. I, 199.
Скорби и болезни покаяния заключают в себе семя утешения и исцеления. Это таинство открывается плачем. I, 202.
Святые отцы повелевают пребывать в том делании, в котором приходят слезы: потому что слезы – плод, а цель монашеской жизни – достижение плода тем средством, которым благоугодно Богу доставить плод. I, 203.
Сущность покаяния заключается в смирении и сокрушении духа нашего, когда дух восплачет по причине смирения. I, 204.
При упражнении же молитвою Иисусовой и вообще молитвою, вполне и со всей верностью предохраняет [от прелести] вид смирения, называемый плачем. I, 228.
Плач есть сердечное чувство покаяния, спасительной печали о греховности и разнообразной, многочисленной немощи человека. I, 228.
Одно ощущение из всех ощущений сердца, в его состоянии падения, может быть употреблено в невидимом богослужении: печаль о грехах о падении, о погибели своей, называемая плачем, покаянием, сокрушением духа. I, 245.
Пачем называется преизобильное умиление, соединенное с болезнованием сердца сокрушенного и смиренного, действующее из глубины сердца и объемлющее душу. I, 292.
Плач – благочестивая печаль верной души, глядящейся в зеркало Евангелия, видящей в этом зеркале бесчисленные свои греховные пятна. I, 521.
Посмотри на душу твою... брат! Не вернее ли для нее покаяние, чем наслаждение! Не вернее ли для нее плакать на земле, в этой юдоли горестей нежели сочинять для себя безвременные... пагубные наслаждения! I, 537.
Отдайся же безотчетливо в волю Создателя, принеси Ему один младенческий плач, принеси Ему молчащее сердце, готовое последовать Его воле и напечатлеваться Его волею. II, 123.
Младенец выражает плачем все свои желания: и твоя молитва пусть всегда сопровождается плачем. II, 163.
Глубокий плач, плач духа человеческого, подвигнутого к плачу Духом Божиим, есть неотъемлемый спутник сердечной молитвы. II, 219.
Проливший Свои священные слезы о Иерусалиме, который упорно отвергал снисшедшее ему от Бога спасение, и слепо стремился к погибели, возрадуется слезам твоим, которые ты проливаешь, желая стяжать спасение. IV, 64.
Полезен плач, растворенный упованием на Бога: утешает душу, смягчает сердце, отверзает его ко всем святым, духовным впечатлениям. Печаль, не соединенная с упованием, чужда благих плодов, с плодом зловредным, убийственным. IV, 463.
Плач и слезы – дар Божий, и потому, при внимательной жизни, испрашивай этот дар прилежной молитвой. V, 376.
«Плач инока о брате его, впадшем в искушение греховное». См. V, 387–464.
Грех – родитель плача и слез: он умерщвляется чадами его – плачем и слезами. V, 90.
Горькими слезами должно оплакать утраченную непорочность, горькими слезами должно омыть с души нечистоту. V, 399.
Постоянно оплакивай грех твой, – и соделается грех хранителем добродетели. V, 407.
Плач – выражение истинного покаяния. V, 412.
Купель слезная дана для очищения грехов, соделанных после омовения в купели крещения. V, 416.
Действуй молитвою, воодушевленною плачем. Такая молитва – пламенное оружие, попаляющее страсти, прогоняющее духов отверженных. Ѵ40;,431.
Изгони из сердца попечения суетные и пристрастия, и явится в сердце плач сам собою. V, 452.