профессор Александр Павлович Лопухин

Кентербюри

Кентербюри (Canterbury, по-латыни Durvernum, по-саксонски – Cantwarabyrig – город Кентов), город юго-восточной Англии, религиозная столица английского народа и кафедральный город примаса всей Англии. Христианство, вероятно, существовало здесь еще до прихода Августина, миссионера римской церкви, посланного сюда папою Григорием Великим. Так, жена кентского короля Этельберта (Ethelbert) Берта (Bertha) была уже христианкою. В 597 г. по приходе сюда Августина, обращен был и сам король. С Августина начинается история кентербюрийской кафедры; он был первым архиепископом этого города. После его смерти в 605 году, делу христианства угрожала опасность исчезновения, вследствие нетвердости обращенных кентов. Лучшие времена для церкви настали после вступления на кафедру грека Феодора Тарсийского (из Киликии в Малой Азии),. сделанного архиепископом в 668 г. Он прибыл в Англию уже после национального собора в Витби (Whitby), решившего спорные вопросы между римскою и кельтскою церквами в Англии. Вся деятельность Феодора была посвящена организации церкви в Англии, введению строгой церковной дисциплины и укреплению архиепископской власти; последняя до сих пор была более номинальною, чем действительной. В 673 г. Феодор собрал первый собор английской церкви, под римским влиянием, послуживший примером для собирания «современных конвокаций» кентербюрийской и и иоркской провинций. Попытка Феодора разделить иоркскую провинцию на четыре епархии привела его к столкновению с Вильфридом Иоркским. Здесь началась борьба двух главнейших кафедр Англии. При Дженберте (Jacnberht 765–790г.) была сделана попытка перенести архиепископию в Личфильд. Король Мерции (в средней. Англии) Оффа испросил буллу у папы Адриана первого, которою учреждалась архиепископия в Личфильде. Дженберт, видимо, уступил; но при его преемнике Ателярде (Ethelhard – 793 г.) традиция вновь взяла верх, и приматство опять было возвращено Кентербюри.

После норманнского нашествия первым архиепископом был Ланфранк (1070–1089 г.), родом итальянец из Павии, учившийся в монастыре Бэк в Нормандии. Он был вызван на кафедру самим Вильгельмом Завоевателем, и принялся за дело организации английской церкви с великим рвением. Саксонские епископы были заменены им норманнскими; монастыри были урегулированы и дисциплина была усилена. При Ланфранке борьба с Иорком приняла очень острый характер. Томас Вено, иоркский архиепископ, отказался признать первенство Ланфранка, хотя вынужден был сделать это позднее, несмотря на апелляцию в Рим. То же случилось и с его преемником Жерардом (1101–1108 г.), которому пришлось подчиниться по приказу из Рима. Преемником Ланфранка был Анзельм (1093–1109 г.), родом из Аосты, учившийся при Ланфранке в том же монастыре Вэк. Анзельм был дважды в изгнании за отстаивание прав церкви, сначала против Вильгельма II, а потом против Генриха I, по вопросу об инвеституре. Анзельм отстоял права церкви, и в 1107 г. спорный вопрос был решен компромиссом. В 1162 г. на Кентербюрийскую кафедру вступил Фома Бекет. Пока он был советником короля Генриха II, дела шли мирно. Но, став архиепископом, Фома тотчас же разошелся с королем. Первая ссора началась из-за вопроса об обложении духовенства сборами. Но главное столкновение вышло из-за Кларендонских постановлений 1164 г., коими Генрих II старался присвоить высшее право суда над преступлениями клириков государству, а не. церкви. Фома не мог допустить этого и был, конечно, поддержан папою. Генриху пришлось уступить. Однако Фома Бекет поплатился за свою твердость: – он был убит в кафедральном соборе Кентербюри, в 1170 г., четырьмя рыцарями Генриха II. Фома был канонизован римскою церковью, и мощи его были главною святыней собора; во время реформации они были сожжены. При преемнике Фомы Ричарде (1174–1184 r.J борьба за приматство между двумя архиепископами вновь поднялась и даже приняла скандальный характер. Длилась эта борьба в течение двух с половиною столетий, с перерывами по временам, и была окончательно прекращена при Симоне Ислипе в 1353 г., когда сам папа Иннокентий VI решил, чтобы архиепископ Кентербюрийский именовался «примасом всей Англии». При преемнике Ричарда Балдвине (1185–1190 г.), власть Кентербюри была распространена на Валлис. Балдвин посетил сам эту часть Англии, которая церковно была подчинена ранее, чем была покорена политически (в 1282 г.). Из последующих архиепископов нужно упомянуть Стефана Лангтона (1207–1228 г.), одного из борцов национальной свободы Англии против притязаний короля и папы. Его имя является первым среди подписавшихся под знаменитой «Великой хартией» прав, которою признавалось за духовенством право свободного выбора епископов и аббатов.

Первым протестантским архиепископом Кентербюри был Томас Кранмер (1533–1556 г.). В течение всего своего приматства он деятельно поддерживал партию реформы. В самом Кентербюри было сделано много перемен. Мощи были удалены; при соборе учрежден был капитул 12 каноников с деканом во главе. При Кранмере была составлена первая «Книга общих молитв». При вступлении на престол Марии католички Кранмер был низложен и заточен в Тауер. Он кончил жизнь на костре в Оксфорде. В 1559 г. на кафедру вступил Матю Паркер, который с удивительным тактом занимал ее в самое критическое время в истории английской церкви. При нем явились 39 членов веры, гомилии; при нем началась борьба англиканства с пуританами. Самый сильный момент этой борьбы падает, однако, на время Лоода (Laud), архиепископа в 1633–1645 годах. Эго был первый представитель высокоцерковных тенденций. По его совету была издана декларация о точном понимании 39 членов веры. В области церковной дисциплины и богослужения Лоодом проведены были многие меры высокоцерковного характера, при содействии Карла I. Несогласные были строго преследуемы, что мало-помалу и привело к возмущению пуритан против Лоода. Пуритане объединились с партиею политически недовольных, и достигли того, что в 1640 г. Лоод был низложен и заточен в Тауер, где и был казнен. «Долгий парламент», как известно, уничтожил государственный характер англиканской церкви и взамен ввел пресвитерианство. Но в 1660 г. началось опять восстановление англиканства в его старых правах и порядках.

Что касается настоящего положения кентербюрийского архиепископа, то его можно представить следующим образом. Архиепископ Кентербюрийский называется «Примасом и Митрополитом всей Англии», и по достоинству чести следует непосредственно за королем и его фамилиею, стоя выше канцлера и архиепископа Иорского. Кентербюрийский архиепископат обнимает собою 25 епархий, из числа которых 21 в Англии м 4 в Валлисе. Епископы некоторых из этих епархий занимают при архиепископе разные почетные должности; так еп. Лондона называется его областным деканом, еп. Винчестера его канцлером, еп. Салисбюрийский его хормейстером, а еп. Ворчестерский (Вустерский) – его капелланом. Обязанности архиепископа заключаются в визитации епархий, т. е. в наблюдении за епископами-суффраганами и за низшим клиром, в лишении тех и других сана за важные нарушения церковных и гражданских законов, в избрании епископов и их посвящении, в созывании конвокаций, но с разрешения короля, в выслушивании апелляций от суффраганов. Он обязан заботиться о церковном управлении тех епархий, где вакантны епископские кафедры. Архиепископу Кентербюрийскому принадлежит привилегия короновать короля, давать некоторые диспенсации по брачным делам и раздавать университетские степени. Избрание архиепископа ничем не разнится от избрания епископа; о нем должно известить Иоркского архиепископа и двух, или четырех других епископов, которые обязаны утвердить избрание и посвятить избранное лицо. Один лишь король может лишить архиепископа его сана.

Кентербюри знаменито также своим собором. Начало ему было положено Ланфранком (1070 г.), и в этом здании был убит Фома Бекет. С 1174 г. началась его перестройка, над которой трудились и французские и английские мастера. Основной стиль постройки переходный – норманнский и перпендикулярный.

E. Фаминский



Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. - Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 9: Кармелиты - Κοινή : с 15 рисунками. - 1908. - V, [3] с., 754 стб., 757-770 с.

Вам может быть интересно:

1. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том VII – Иов Базилевич профессор Александр Павлович Лопухин

2. Библейская энциклопедия – Гедера архимандрит Никифор (Бажанов)

Комментарии для сайта Cackle

Открыта запись на православный интернет-курс