Азбука веры Православная библиотека архиепископ Игнатий (Семенов) Архиепископ Воронежский и Задонский Игнатий (Семенов)


Архиепископ Воронежский и Задонский Игнатий (Семенов)

Архиепископ Игнатий (Семенов Матвей Афанасьевич) родился 5 августа 1791 года в погосте Покшеньга Пинегского уезда Архангельской губернии. Его отец, диакон, впоследствии священник, Афанасий Иванович Семенов умер 6 марта 1819 года в Каргопольском приходе, мать Ирина Яковлевна скончалась 14 сентября 1845 года в родном селе. Юный Матвей очень рано проявил склонность к знаниям. Богослужебные книги он разумел настолько, что отец считал его в состоянии занять причетническое место в соседнем погосте. В 1799 году Афанасий Семенов отправился с сыном в Архангельск с просьбой о месте к преосвященному Аполлосу (Байбакову; †1801). Человек проницательный, он увидел в отроке задатки больших дарований и определил его в духовное училище. Матвей Семенов всегда находился в числе первых и отличных учеников. Особенные успехи он проявил в изучении греческого, латинского и французского языков, отличался он также в поэтических, риторических и философских сочинениях. Жажду Матвея Семенова к учению одобрял епископ Архангельский и Холмогорский Парфений (Петров; †1819).

В 1809 году Матвей Семенов перешел в богословский класс Архангельской семинарии и одновременно стал учителем французского языка в низших классах. В 1811 году он завершил свое семинарское образование. 25 января 1812 года по инициативе епископа Парфения Матвей Семенов был определен учителем греческого языка и всеобщей истории в Архангельское уездное училище. Одновременно он исполнял обязанности иподиакона при архиерейских служениях. С ноября 1814 года ему было поручено также преподавать священную историю, географию и катехизис. 26 сентября 1813 года, в дополнение к учительской должности, он был определен инспектором Архангельских училищ.

14 июля 1816 года Матвей Семенов был перемещен на должность профессора греческого и французского языков в Архангельскую семинарию. Находясь постоянно при владыке Парфении, он должен был говорить при многочисленном стечении паствы проповеди своего сочинения, в чем достиг совершенства. 24 сентября 1817 года на Матвея Семенова была возложена хлопотная должность эконома семинарии, а 29 июня 1819 года он определен секретарем Библейского общества. Все свои должности он исполнял “с неутомимою деятельностию, полною отчетливостию и с совершенным усердием”.

25 июня 1820 года в Архангельском монастыре ректором семинарии архимандритом Павлом Матвей Семенов был пострижен в монашество и наречен Игнатием, в память священномученика Игнатия Богоносца. 15 августа инок Игнатий произведен во иеромонаха. Преосвященный Иосиф (Величковский; †1851), епископ Архангельский, с благословения Святейшего Синода 5 февраля 1821 года возвел Игнатия в сан игумена и назначил настоятелем Николаевского Карельского третьеклассного монастыря. Прекрасное знание Игнатием греческого языка стало известно в столице, и 1 марта 1821 года он был перемещен на должность бакалавра греческого языка Петербургской духовной академии. 3 августа того же года Игнатий был признан в степени магистра богословия и вскоре занял в академии кафедру богословских наук. Одновременно он был назначен библиотекарем академии и вскоре привел книжное собрание в образцовый порядок.

8 ноября 1822 года Игнатий возведен в сан архимандрита. В июле 1823 года он был назначен ректором Новгородской духовной семинарии и профессором богословия, а месяц спустя – настоятелем Новгородского Антониева второклассного монастыря и членом Новгородской духовной консистории. Всецело отдаваясь своему делу, он во всех отношениях превосходно поставил семинарию. Богословские предметы (богословие догматическое, нравственное, основное и пастырское, и герменевтику) он преподавал не по давно устаревшим учебникам, а по собственным разработкам; он положил начало преподаванию в семинариях церковной археологии. В монастыре архимандрит Игнатий завел строгое благочиние. 21 декабря 1826 года он был награжден орденом святой Анны II степени и в том же году – особой серебряной медалью за составление церемониала встречи тела императора Александра I.

3 декабря 1827 года Высочайшим указом Игнатий был назначен епископом Старорусским, викарием Новгородской епархии, 26 февраля 1828 года в Петербурге прошла его хиротония. Вскоре он прибыл в один из древнейших русских городов. Во все воскресные и праздничные дни епископ Игнатий “неопустительно” священнодействовал в Софийском соборе, очень часто заканчивая богослужения подходящими случаю проповедями. Служба Игнатия в Новгороде была недолгой: 22 мая 1828 года он был перемещен на вновь открытую Олонецкую епархию. Это назначение показывало, что на преосвященного возлагаются большие надежды. В епархии с населением свыше 200 тысяч человек имелось всего 180 храмов, а свыше трети населения принадлежали к старообрядчеству в виде беспоповского раскола. В самом Петрозаводске существовал только один храм, а по всей епархии постоянно совершались языческие празднества.

В Петрозаводск новый владыка прибыл 7 августа 1828 года. В короткий срок он открыл консисторию, приобрел и устроил архиерейский дом, добился причисления к епархии угодий упраздненного Климецкого монастыря. От города получил участок пригородной земли и превосходно организовал здесь хозяйство. Одновременно с хозяйственными заботами преосвященный Игнатий повел борьбу с языческими празднествами и обычаями. 29 июня 1829 года, по окончании литургии в день святых апостолов Петра и Павла, он выступил с обличением языческого праздника Купалы, и слово его имело необыкновенный успех. Чтобы подготовить достойных сотрудников для служения в приходских храмах, епископ Игнатий добился открытия 27 октября 1829 года в Петрозаводске духовной семинарии, в которой завел особый класс корельского языка. Сам архиерей приступил в это время к составлению “истории о расколах в церкви Российской”. 1 января 1830 года он был награжден орденом святой Анны I степени.

Много времени и сил уходило у владыки Игнатия на обозрение епархии, из-за сложных климатических условий он мог часть приходов посещать летом, другую же часть – зимой. Он посещал также селения раскольников и в беседах с ними добился перехода многих из них в православие. Апостольские подвиги преосвященного Игнатия в суеверном крае сделались известными императору и 21 апреля 1835 года именным указом “в воздание ревностного служения и неусыпных попечений о распространении и утверждении благочестия во вверенной ему епархии” владыка был возведен в сан архиепископа. 11 апреля 1837 года архиепископ Игнатий получил к ордену святой Анны I степени императорскую корону.

В мае 1838 года архиерей Игнатий посетил Соловецкий монастырь, изучил хранящиеся там старинные документы, относящиеся к истории старообрядчества. При отъезде архиепископа Игнатия из епархии в 1842 году здесь оставалось лишь пять тысяч раскольников, намного возросло и число храмов в епархии. 14 ноября 1842 года Игнатий назначен архиепископом Донским и Новочеркасским и 23 декабря после торжественных проводов выехал из Петрозаводска на берега Дона, куда прибыл в январе 1843 года. В течение нескольких лет он объехал всю епархию, постоянно удивляясь богатству и великолепию станичных храмов. Он увидел, что многие хутора отстоят от своих приходских храмов на 60–100 верст, а в станицах на один храм приходится 6–8, даже до 14 тысяч прихожан и поэтому обратился в Синод за разрешением на умножение числа церквей. Святейший Синод одобрил такое желание преосвященного Игнатия и в 1844 году изъявил ему особую признательность за пастырское попечение о епархии. 14 апреля 1846 года Игнатий был награжден орденом святого равноапостольного князя Владимира II степени.

13 января 1847 года Высочайшим указом Игнатий назначен архиепископом в Воронеж, из Новочеркасска он отбыл 11 февраля, прибыл в Воронеж 16 февраля 1847 года. Первым чести встречать его торжественным молебном и колокольным звоном удостоилась церковь Рождества Христова в пригородной слободе Придаче. Вечером того же дня на пороге Митрофановской обители Игнатия приветствовали преосвященный епископ Острогожский Елпидифор (Бенедиктов), викарий Воронежской епархии и городское духовенство во главе с кафедральным протоиереем Михаил Подзорским. Воронежская епархия была крупнее тех, которыми прежде управлял Игнатий: в ней на тот момент было 658 храмов, где служил 1031 священник.

“Дел напало на меня здесь очень много”, – писал он в письме. На Воронежской кафедре епископ Игнатий проявил себя опытным и энергичным пастырем. Он совершал поездки по епархии, заботился об улучшении административной части, принимал сам просителей, подолгу беседуя с каждым из них.

По благословению преосвященного Игнатия жители слободы Монастырщенки, что на левом берегу реки Воронеж, приступили к строительству каменной Успенской церкви, завершенному в 1848 году. В порученном его управлению Митрофановском монастыре владыка стремился утвердить правила иноческого чина и расширить капитал обители (увеличился с 20 до 70 тысяч рублей).

Отношение архиепископа Игнатия к Воронежской семинарии характеризовалось строгостью. По воспоминаниям современника протоиерея Вакха Гурьева, он был “слишком строг как к начальству, так и к ученикам”.

Служение архиепископа Игнатия в Воронеже совпало с тяжелым бедствием: в крае в 1847 году свирепствовала холера. Архипастырь в это время проявил особую попечительность и отеческое внимание к своей пастве.

19 апреля 1848 года архиепископ Игнатий был вызван для присутствия в Святейший Синод, он выехал из Воронежа 4 мая. На протяжении полутора лет он жил вдали от вверенной его попечению епархии и занимался общегосударственными церковными делами. Тяжело заболев ревматизмом еще осенью, в начале января 1850 года он собственноручно написал духовное завещание, по которому передавал свою библиотеку Олонецкой духовной семинарии.

Архиепископ Игнатий (Семенов) умер 20 января 1850 года в Петербурге, погребен 23 января в Александро-Невской Лавре. Чин погребения совершали митрополит Петербургский Никанор (Клементьевский; †1856), архиепископ Херсонский Иннокентий (Борисов; †1857), архиепископ Нижегородский Иаков (Вечерков; †1857), епископы: Ревельский Нафанаил (Савченко; †1875), Рижский Платон (Городецкий; †1891) и Винницкий Евсевий (Орлинский; †1883). В погребении также приняли участие протопресвитер Василий Баженов, обер-священник армии и флота Василий Кутневич, восемь архимандритов, 44 протоиерея, священников и монахов, два протодиакона, 18 диаконов и множество причетников.

Надгробную речь произнес инспектор Санкт-Петербургской духовной академии архимандрит Макарий. На могиле преосвященного в Федоровской лаврской церкви установлена шлифованная плита из олонецкого порфира с текстом:

В надежде Воскресения

Здесь вверены земле

Бренные останки

Преосвященного Игнатия,

Архиепископа Воронежского и Задонского,

Бывшего первосвятителем Олонецкой епархии.

Архиепископ Игнатий (Семенов) был выдающимся иерархом православной церкви, крупным ученым и проповедником. По отзывам современников, он отличался “пленительной кротостию нрава”, любил часто совершать богослужения и не пропускал ни одного удобного случая без поучения. Им издано более двадцати книг, еще более десяти осталось в рукописи.

Источники и литература

ГАВО. Ф. 84. Оп. 1. Д. 1927.

Сергий (Петров), архиепископ. История Воронежской епархии от ее учреждения до наших дней (в четырех частях). Ч. III. Воронеж–Минск–Одесса, 1961–1968. Машинопись. С. 579–584.

Акиньшин А., Ласунский О. О поучениях архиепископа Игнатия // Воронежский епархиальный вестник. 1993. № 3. С. 5–7.

Артоболевский С. Игнатий, архиепископ Воронежский и его пастырско-миссионерская деятельность. Уфа, 1904.

Архимандрит Ириней (Боголюбов). Воспоминание о высокопреосвященнейшем Игнатии, архиепископе Воронежском и Задонском,. СПб., 1851. 192 с.

[Архимандрит Макарий]. Слово при погребении присутствовавшего в Святейшем правительствующем Синоде преосвященнейшего Игнатия, архиепископа Воронежского и Задонского // Христианское чтение. 1850. Ч. 1. С. 137–150.

Данский А.А. Биография усопшего о Господе Высокопрео-священнейшего Игнатия, архиепископа Воронежского и Задонского, ХХI в чреде епископов воронежских // Воронежские губернские ведомости. 1850. № 7–19.

Мануил (Лемешевский), митрополит. Русские православные иерархи. 992–1892. М., 2002. Т. 1. С. 473–480.

Русский биографический словарь: Ибак – Ключарев. СПб., 1897. С. 49–51.

Успенская церковь слободы Монастырщенки: Хроника полутора веков. Воронеж, 1998. С. 7–31.

Чистович И. История С.-Петербургской духовной академии. СПб., 1857. С. 341, 351.

Комментарии для сайта Cackle