Источник

Святитель Кирилл Иерусалимский

Жизнь

О жизни св. Кирилла известно немногое, и дошедшие до нас сведения о нем древних историков противоречивы. Предположительно, он родился около 315 г. в Иерусалиме. В сан епископа Иерусалимского был рукоположен в 348 г. арианским митрополитом Акакием Кесарийским, предварительно изгнавшим законного епископа Максима, что впоследствии явилось поводом для сомнений со стороны некоторых историков в православии Кирилла и каноничности его поставления (Руфин, бл. Иероним, Сократ, Созомен). Впрочем, бл. Феодорит считает, что Кирилл был рукоположен после смерти Максима (Церк. ист., 2:26). Вскоре между Кириллом и Акакием возникли разногласия по вопросу о правах Иерусалимской кафедры, подчинявшейся в то время Кесарийскому митрополиту. Св. Кирилл был низложен Акакием, после чего удалился в Tapс, где сблизился с партией «подобосущников». Восстановленный на кафедре Селевкийским Собором 358 г., Кирилл был вторично низложен Акакием и его сторонниками в 360г. Враждующие партии, по замечанию Сократа, «совершали низложения не ради веры, a по иным побуждениям; рассуждая о вере, они вовсе не обращали внимания на веру лиц, когда низлагали друг друга» (Церк. ист. 2:42).

В 362 г. Кирилл получил разрешение императора Юлиана Отступника вернуться на свою кафедру. Юлиан, стремившийся возродить язычество и покровительствовавший иудеям, приказал восстановить храм Соломона и принял личное участие в финансировании проекта. Св. Кирилл, ссылаясь на пророчества Даниила и слова Спасителя, предсказал, что от восстанавливаемого храма вскоре не останется «камня на камне». В самом деле, сильное землетрясение разбросало камни древних оснований храма и повредило все заготовленные материалы и орудия, так что проект остался неосуществленным.

Вскоре после смерти Акакия († 366) св. Кирилл в третий раз был изгнан со своей кафедры императором Валентом. Эта ссылка была самой продолжительной (367–378). О жизни св. Кирилла во время третьей ссылки ничего неизвестно. В 378 г. правитель умер, и св. Кирилл получил возможность вернуться в Иерусалим. В 381 г. он принимал участие во II Вселенском (Константинопольском Соборе), рассеявшем сомнения относительно его православия: в письме Отцов Собора о св. Кирилле сказано, что он «многократно и в разных местах подвизался против ариан» (цит. по: Феодорит. Церк. ист. 5:9). Впоследствии бл. Феодорит, вопреки мнениям историков Сократа и Созомена, назовет св. Кирилла «поборником апостольского учения» (Там же, 2:26). Св. Кирилл скончался 18 марта 386 г.

Творения

1. «Слова огласительные и тайноводственные» – наиболее известное произведение святителя. Это 24 проповеди, произнесенные «без подготовки» (экспромтом) в 348 г. в храме Гроба Господня и адресованные готовящимся к принятию св. Крещения. В Предогласительном слове св. Кирилл говорит о смысле предстоящего оглашения (цикл лекций о христианской вере), а также о самом Таинстве Крещения. Он предупреждает, чтобы оглашаемые соблюдали строгую секретность и не пересказывали «внешним» то, что они услышат (disciplina arcani). Далее следуют 18 Огласительных слов, из которых первые три говорят о покаянии и Крещении, четвертое содержит краткое изложение основных христианских догматов, a пятое посвящено основам веры в Бога. Следующие 12 слов являются толкованием Иерусалимского Символа веры, текстуально весьма близкого Никео-Цареградскому Символу 381 г. В 18-м Огласительном слове содержится определение Церкви, ставшее классическим: «Церковь называется кафолической (всеобщей, слав. – «соборной»), потому что она в целой Вселенной, от пределов земли до пределов ее, и потому что во всеобщности и без всякого опущения преподает все, что должно входить в состав человеческого знания, – догматы о видимом и невидимом, небесном и земном; еще потому, что подчиняет благочестию весь человеческий род – и начальников и подначальных, ученых и неученых... И когда приходишь в какой город, не просто спрашивай: где дом Господень? Ибо и нечестивые еретики осмеливаются называть домами Господними вертепы свои. И не просто также: где Церковь? – но: где Церковь кафолическая? Ибо это есть отличительное имя сей святой общей всем нам матери, которая есть невеста Господа нашего Иисуса Христа». Пять Тайноводственных слов произнесены св. Кириллом сразу же после Крещения оглашенных и посвящены трем основным Таинствам Церкви: первые два посвящены Крещению, третье – Миропомазанию, четвертое – учению о Евхаристии, в пятом излагается последование Божественной литургии. «Огласительные и тайноводственные слова» св. Кирилла содержат ценнейшие сведения о литургической практике Иерусалимской Церкви IV в.

2. В «Послании к императору Констанцию» св. Кирилл рассказывает о происшедшем в Иерусалиме 7 мая 351 г. чуде: «...около третьего часа явился на небе весьма великий крест, составившийся из света над святою Голгофою и протяженный до горы Елеонской... Весьма явственно виден он был всему народонаселению города... В продолжение многих часов крест очевидным образом был видим над землей, молниеобразным сиянием превосходя солнечные лучи». В заключение послания св. Кирилл выражает надежду, что император Констанций будет всегда прославлять «Святую и Единосущную Троицу». Это единственный раз, когда св. Кирилл употребляет термин «единосущный», которого он избегал в своих Оглашениях.

3. Проповедь «Об исцелении расслабленного» – единственная сохранившаяся целиком из проповедей св. Кирилла. Она относится к времени его служения в сане пресвитера.

Библиография. Творения, оригинальный текст

Cyrillus. Opera /Hrsg. von W. K. Reischl und J. Rupp. – Munchen, 1848–1860.

Творения, русский перевод

Кирилл, архиепископ Иерусалимский. Творения иже во святых отца нашего Кирилла, архиепископа Иерусалимского. – M., 1855. – (Творения Святых Отцов в русском переводе; Т. 25). То же: 2-е изд. M., 1891.

Кирилл, архиепископ Иерусалимский. Творения иже во святых отца нашего Кирилла, архиепископа Иерусалимского. – 2-е изд. – Сергиев Посад, 1893.

Кирилл, архиепископ Иерусалимский. Творения иже во святых отца нашего Кирилла, архиепископа Иерусалимского. – СПб.: Сойкин, 1913.

Литература

Демчук М. Учение о Боге и Святой Троице св. Кирилла Иерусалимского. – Загорск, 1958.

Костюк С. Догматические и литургические элементы в «Катехизических беседах» и «Тайноводственных словах» св. Кирилла Иерусалимского. – Загорск, 1961.

Лебедев А. П. Св. Кирилл, архиепископ Иерусалимский//Кирилл, архиепископ Иерусалимский. Творения. – M., 1891. – [Вступительная статья].

Невский А. Избранные места из творений святого отца нашего Кирилла, архиепископа Иерусалимского, о главных догматах православной веры. – M., 1962.

Пономарев П. Кирилл, архиепископ Иерусалимский// Православная богословская энциклопедия. – СПб., 1909. – Т. 10. С. 238–246.

Севастиан (Косенко), иеромонах. Святитель Кирилл Иерусалимский как катехизатор. – Загорск, 1987.

Bachelet X. de. Cyrill de Jerusalem//Dictionnaire de Theologie Catholique. Paris, 1908. – T. 3. – P. 2527–2577.

Bardy G. Cyrille de Jerusalem//Dictionnaire de Spiritualite. – Paris, 1953. T. 2. – P. 2683–2687.

Batiffol P. Etudes d ’histoire et de theologie positive. – Paris, 1920. – P. 371–381.

Bludau A. Der Katechumenat in Jerusalem im 4. Jahrhundert//Theologie und Glaube. – Paderborn, 1924. ‒16. – S. 225–242.

Cabrol F. Etude sur la Peregnnatio Silviae: Les eglises de Jerusalem, la discipline et la liturgie au IVe siecle. – Paris, 1895.

Cross F. L. Introduction //St. Cyril of Jerusalem’s Lectures on the Christian Sacraments: The Procatechesis and the five mystagogical Catecheses. – New York, 1986. – P. IX-XII.

Cutrone E. J. Saving Presence in the Mystagogical Catecheses of Cyril of Jerusalem. – Paris, 1975.

Delacroix J. St. Cyrille de Jerusalem: Sa vie et ses oeuvres. – Paris, 1865.

Dix G. The Shape of the Liturgy. – Westminster, 1945. – P. 187–209:349–354.

Gifford E. H. Cyril of Jerusalem. – London, 1893.

Greenlee J. H. The Gospel Text of Cyril of Jerusalem. – Copenhagen, 1955.

Kluck A. T. Der Katechumenat nach dem hl. Cyrill von Jerusalem //Der Katholik. – Mainz, 1878. – II – S. 132.

Lebon J. La Position de saint Cyrille de Jerusalem dans les Luttes provoquees par L’arianisme//Revue d’histoire ecclesiastique. – Louvain, 1924. – 20. – P. 181–210:357–386.

Mader J. Der hl. Cyrillus, Bischof von Jerusalem in seinem Leben und seinen Schriften. – Einsiedeln, 1891.

Mayer J. Geschichte des Katechumenats und der Katechese in den ersten sechs Jahrhunderten. – Kempten, 1868.

Niederberger B. Die Logoslehre des hl. Cyrill von Jerusalem: Eine dogmengeschichtliche Studie. – Paderborn, 1923. – (Forschungen zur christlichen Literatur und Dogmengeschichte; Bd. 14, Hft. 5).

Paulin A. S. Cyrille de Jerusalem Catechiste. – Paris, 1959.

Rochat L. L. Le catechumenat au IVe siecle d’apres le catechises de St. Cyrille de Jerusalem. – Geneve, 1875.

Swaans W. J. A propos des Catechises mystagogiques attribuees a S. Cyrille de Jerusalem //Le Museon. – Louvain, 1942. – 55. – P. 1–43.

Telfer W. Cyril of Jerusalem and Nemesius of Emessa. – Philadelphia, 1956.


Источник: Восточные отцы и учители церкви IV века : Антология : В 3 т. / Сост., биогр. и библиогр. ст. иером. Илариона (Алфеева). – Москва : Изд-во МФТИ, 1999. (Памятники святоотеческой письменности) / Т. 1. – 608 с.

Комментарии для сайта Cackle