святитель Илия Минятий

В неделю двадесять седьмую по пятьдесятнице

Шесть дний есть, в няже достоит делати: в тыя убо приходяще целитеся, а не в день субботный.

Лк. 13:14.

О праздниках. Как надлежит их почитать

Две вещи с трудом скрыты быть могут: между естественными: огонь и свет, а между нравственными: зависть и истина. Из чего, свяшейший Владыко, легко узнать каждому, что говоримое сегодни архисинагогом, то есть старейшиною сонмища, не от имеющейся в нем ревности к закону, но от зависти его ко Христу, происходит: жена бе, имущая дух недужен лет осмьнадесят, и бе слука233, и не могущи восклонитися отнюд234. Бедная жена содействием диавольским осмьнадцать лет страдала болезнию так тяжкою, что никак не могла головы поднять; от чего принуждена была ходить всегда скорчившись, со многим трудом, и была смотревшим на нее людям жалостным видом. Иисус Христос, в день субботний уча в сонмище, увидел ее, сжалился о ней, велел ей к Себе подойти, всесильноцелебною Десницею прикоснулся к ней, и исцелил ее. Жена оная, радости наполнившись, прославляла Бога за свое исцеление: абие простреся, и славляше Бога235. Народ, увидевший то чудо, радовался пребезмерно о славных делах чудодействующего Владыки: и вcu людие радовахуся о всех славных, бываемых от Него. Да однако по той причине, что Христос чудодействует, и что с одной стороны оная жена Его благодарит, и прославляет, а с другой весь народ о учении и чудесах Его веселится; то книжники и Фарисеи, лицемеры, завистники соблажняются, а паче всех старейшина сонмища, принявши то себе за противность, находит якобы вину, и говорит к народу: шесть дней есть, в неделе таких, в кои вы дела ваши имете исправлять, и так в оные дни приходите вы лечиться, а не в день субботний, в который от дел успокоение хранить вам должно: отвещав же старейшина собора, негодуя, яко в субботу исцели ю Иисус, глаголаше народу: шесть дний есть, в няже достоит делати, в тыя убо приходяще целитеся, а не в день субботный236. Изрядно. В день субботний закон повелевает никому не работать, да однако он не возбраняет больному лечиться; но сатана из жены, которую имел прежде связану недугом, перешел, как толкует Феофилакт, в старейшину, и связал его завистию, от чего он действо того чудеси принял себе за противность, яко славе Чудотворцовой позавидовавший: от начала связавый жену сатана, связует архисинагога завистию, и устнажи его поносит чудо. И посему, говоримое им не от ревности к закону, но особливо от зависти ко Христу происходит. Тоже и я, что старейшина сонмища говорил по сатанинской зависти к народу Жидовскому, скажу по Евангельской ревности, к народу Христианскому: шесть дний естъ, в ниже достоит делати: а не в день субботный. То есть, шесть дней в неделе имеете вы исправлять дела и работы свои, а не в день субботний, то есть в праздник, в который должно быть успокоению от всякого дела мирского, и не имеете иного дела, и иной работы, кроме славословия Божия, и спасения нашего. Сие-то есть содержание ceгoднешняго моего поучения, в котором вам докажу ту должность, каковую мы имеем к почитанию праздников, да и образец представлю, как нам надлежит их освящать; но прежде начатия о том, припомню я вам о слове святого Павла: мудрым и неразумным должен есмь237, то есть, должен я, говорит он, проповедывать слово Божие как людям мудрым, так и неразумным; тоже говорю и я, что долженствую беседу мою вести ко всем равно. Я почитаю, удивляюся, и высоко ставлю учение, добродетель и мудрость ученых, разумных и мудрых мужей, кои украшают и просвещают здешнее православное гражданство; однако такую же должность имею я к ним, как и к общему народу, в простых, неученых и безграмотных людех состоящему; потому что и они равные же Христиане, и равно же тщатся о своем спасении. Как дождь небесный падает равно на степи, поля и возделанные сады, на дикую траву и на садовые цветы; так равно же до всех, и мудрых и немудрых, богатых и убогих, духовных и мирских слово Божие касается. Но да вступим мы в дело, кое есть пренужнейшее.

Часть первая

Шесть дний естъ, в няже достоит делати, а не в день субботный.

Бог есть неописан, присносущен, не описуется Он местом, не объемлется временем, и места и времени превыше: вся исполняяй, и везде сый. И хотя по неописанности обретаяся Он на всяком месте, на всяком же месте и поклонением почитаем быть может. Чего ради упоминает Пророк Давид: благословите Господа вся дела Его на всяком месте владычествия Его238. Хотя но присносущию обрешаяся також во всякое время, во всякое же время и прославляем быть может. Почему Христос и повелевает: яко подобает всегда молитися, и не стужати си239; еще же: бдите на всяко время, молящеся240; и Апостол: непрестанно молитеся241; да и сам Псалмопевец, беседуя с Богом, говорит: в он же аще день призову Тя: се познах, яко Бог мой ecu Ты242. Однако неописанный Бог, на всяком месте покланяемый, хощет особливо на месте определенном покланяем быть, то есть, в церкве, которая место есть общего поклонения Христианского. Почему она и называется домом Божиим и домом молитвенным, жилищем земным и видимым Бога небесного и невидимого. И еще присносущный Бог, на всякое время, и на всякий час, на небеси и на земли покланяемый, и славимый, хощет особливо во время определенное славим быть, то есть, во особливый день, когда бывает праздник. И потому как церковь место есть посвященное только Богу, где не можем мы иного ничего делать, кроме поклонения и служения Богу чрез действование таинств, и пение священных последований; так и праздник время есть посвященное только Ему ж единому Богу, в которое не можем мы ничего ж другого делать, кроме славословления Бога всеми образы, и внутренними и внешними, исшинного к Нему благоговения.

На сем основана третия заповедь написанная, в которой Бог повелевает таким образом: зрите, и сохраните субботы Моя, яко оные святы суть Господу, осквернивый субботу смертию умрет: всяк, иже сотворит в ню дело, потребится душа та от среды людей своих. Шесть дний да сотвориши дела, а в день седьмый суббота, покой свят Господу: яко в шести днех сотвори Господь небо и землю, в день же седьмый преста, и почи243, Сие толкуется так: смотрите, чтоб хранили вы субботы, то есть праздники; кто их не будет хранить, а станет что-нибудь работать, то предам его на смерть, потреблю душу его. Вот! шесть дней даю вам на работу, а день седьмый оставляю на служение Мне, и повелеваю быть покою. Прилагает же тому причину Моисей, от уст Божиих о сем повелевающий, говоря: что и Бог в шесть дней делал дело, и созидал свет; а в седьмый удержал якобы празднество, и престал от Своего дела. Сию заповедь прошу вас рассмотреть: первое, что дающий такую заповедь Бог есть небесе и земли: второе, что не сохраняющим такой заповеди людем угрожает Он смертию; как то и воспоследовало с некоторым человеком бедным, собирать дрова в день субботний вышедшим; что он безъ всякого помилования предан был смерти244: третие что Бог , Который есть Господь всех, Который может повелевать, что хощет, и никто Ему воспротивиться не может, когда б захотел, мог бы из семи дней в неделе повелет нам шесть дней работать на Него, а один бы только про себя; да однако по крайнему Своему снисхождению шесть дней даровал Он нам к прилаганию труда о пропитании нашем, о управлении домашнем, о купечестве, о делах; а един только оставил про Себя, изволяя только один день в неделе имать Себе на услужение: что равномерно следует к нашей же пользе. Ибо работая мы про себя шесть дней, исправляем нужды нашего жития в здешнем свете: работая же Богу един день праздничный, творим спасение душе своей ко вхождению ей в рай. И посему должно нам таковую заповедь хранить неотменно, потому что она заповедь Божия. Да и что мы впадаем в великое бедствие, когда ее не храним, а приобретаем великую себе пользу, когда оную заповедь храним.

Впрочем, шесть дний есть, в няже достоит делати, а не в день субботный. О наблюдении сего Бог нам дал повеление в десяти заповедех, да еще и пример в миротворении. Мог Бог в один день, наипаче же в одну минуту сотворить весь мир видимый и невидимый; да, однако, восхотел его сотворить в шесть дней. В первый сотворил Он свет; во вторый небо; в третий землю; в четвертый солнце и месяц; в пятый скотов и зверей; в шестый человека, да бы мы знали, что шесть дней работные суть; в седьмый же успокоился Бог от всех дел Своих, дабы мы знали, что седьмый день покойный есть. Еще же восемь мира сего веков исчисляют Летописатели. Шесть веков прошло в знатных шести вещех, в оные времена случившихся; то есть между пятию тысящми пятию стами седьмиюдесять осмью летами от создания мира.

Первый век от Адама до Ноя; и случился потоп.

Вторый, от Ноя до Авраама и установлено обрезание.

Третий, от Авраама до Моисея; и дан закон.

Четвертый, от Моисея до Соломона; и построен храм.

Пятый, от Соломона до Навуходоносора; и учинилось пленение.

Шестый, от Навуходоносора до Ирода, сына Антипатрова; и родился Христос.

От времени Христова и до ныне идет седьмый век до будущаго суда; а по будущем суде воспоследует осмый век, век вечный и безконечный. Так исчисляют аллигоричествуя многие Учители церковные, а особливо из Западных, Августин в книге о граде Божии; из Восточных, Феодорит в толковании Песней; Василий в шестодневе к Амфилохию, и Григорий, на Пентикостию245. Выразумейте вы аллигорию. Мир в шести веках прежде Христа трудился, работая под законом или естественным, или написанным; в седьмом же, по Рождестве Христове, престал от труда и делания; и ныне в объятиях Евангельския свободности, и благодати успокояется, о чем во многих местах научает святый Павел. И должно нам ведать, что шестое число знамением было труда и делания, а седьмое знамением тишины и покоя.

И сего-то ради седьмое число было правилом всех праздников в синагоге Еврейской, коя была образом церкви Христианской. Седьмь дней, праздник субботы; седьмь недель, праздник пятдесятницы; седьмь месяцов, праздиик сениц потчения246; седьмь лет, упражнения от всякого дела, так что ни земля не пахалася; седьмь седьмиц лет, оставление, называемое от Жидов Ювилей, а особливо, что сим седьмым числом прообразовалися те великие догматы, кои содержит православная наша вера; учинился человеком Сын Божий, для разрешения беззакония, и возведения рода человеческого на первое безсмерптие и блаженную жизнь. В сем-то состоит воплотительное Богочеловека Слова промышление, кое в себе содержит дела высокие. Первое, возведение человеков от земли на небо; второе, разрешения беззакония; третие, Божия Слова воплощение. Знамением возведения человеков от земли на небо Енох был, который не видел смерти, но жив преселился; а Енох был в седьмом роде от Адама: Адам, Сиф, Енос, Каинан, Малелеил, Иаред, Енох. Разрешение беззакония прообразовал закон, восприятый Моисеем; но и он был седьмым же от Авраама, отца обетований; Авраам, Исаак, Иаков, Левия, Вааф, Амврам, Моисей. Воплощение Божия Слова было в седмьдесят седмом роде, якоже родословствует святый Лука. Единица есть началом числа, десятица концем числа; и так седмьдесят семь крайним есть совершенством седмого: а таким совершеннейшим числом надлежало совершеннейшему Божеские силы делу, таинству таинств изобразитися. Бог, Адам, Сиф, Енос, Каинан, Малелеил, Иаред, Енох, Мафусал, Ламех, Ной, Сим, Арфаксад, Каинан, Салан, Евер, Фалек, Рагав, Серух, Нахор, Фаран, Авраам, Исаак, Иаков, Иуда, Фарес, Еером, Арам, Аминадав, Наасон, Салмон, Вооз, Овид, Иессей, Давид, Нафан, Матфан, Маинан, Мелеай, Елиаким, Ионан, Иосиф, Иуда, Симеон, Левия, Матфан, Иорим, Елиезер, Иосий, Ир, Елмодам, Косам, Аддия, Мелхия, Нирия, Салафиил, Зоровавель, Рисай, Иоаннан, Иуда, Иосиф, Семей, Маттафий, Мааф, Наггей, Еслим, Наум, Амос, Маттафия, Иосиф, Ианнай, Мелхия, Левий, Матфат, Илий, Иосиф, Иисусъ Дабы мы ведали, как есть свято и почтенно седьмое число, правилом оно всех праздников Ветхого, и знамением вышших таинств Нового, Заветов. Числом же сим изобразил Бог день недельный, который есть день седьмый; да еще освятил Он его и другими особливыми преимуществами; ибо в день недельный начал Он созидать мир естественный; в день недельный возобновил мир благодатный: в день недельный Христос родился; в день недельный воскресл Он из мертвых; в день недельный послал Духа Святого, изволяя, чтобы шесть дней в неделе были нашими, на делание дел наших, а седьмый , то есть недельный, был бы посвящен во славу Его: в шесть дний сотвориши дела, а день седьмый покой святъГосподу. И сего-то ради Он определил устнами церковными недельные всего года дни, а при них и памяти Святых, яко собственные Свои дни; дабы в оные не делать нам никакого другого дела, кроме славословления Его, Владыки, да еще притом и верных Его рабов почитания.

Сие-то есть намерение Божие. Но что чинит коварство и зависть диавольская? Как отступнику Деннице не можно уже было того сделать, о чем он умышлял, то есть получить Царства Божия на небеси поставлением своего престола на облаках, и уподоблением себя Вышнему; то стал он стараться о пресечении славы Божией здесь на земли. И видя, что Бог славится в праздники от человек, тому завидует, негодует, созывает сообщников своих и соотступников бесов; и, приидите, говорит он им, отставим вся праздники Божии от земли247. Приидите вы для вспоможения мне к прекращению всех праздников Божиих от земли; не допустим мы славиться Богу, учиним помешательство Христианам, чрез наложение на них работ и дел мирских, дабы не прославляли они никогда праздников, и не ходили в церковь: приидите, отставим вся праздники Божия от земли. Сие злоумышление диавольское, первый сосуд его диаволов, а мучитель народа Еврейского Фараон, в действо произвел. Известно вам, в какой претяжкой работе находились бедные Евреи, будучи чрез толь многие лета пленниками во Египте. Бог сжалился о скорби их, послал к ним Моисея и Аарона, чтоб они чрез них повестили Фараону о увольнении их к тридневному путешесшвию до пустыни, для отпразднования там праздника их, принесением Богу жертвы. Тако глаголет Господь Бог Израилев: отпусти люди Моя, да праздник сотворят Мне в пустыни. Пойдем убо путь триех дней в пустыню, да принесем жертву Господу Богу нашему. Кто-то таков Бог Израилев? ответствовал противобожный мучитель: Кто есть, Егоже послушаю гласа? Что-то за праздник? что-то за жертва? Я не хочу им быть в праздности; пусть всякий пойдет на дело свое, пусть работает: да идет кийждо вас на дела своя248. Сие он выговоривши повелел приставникам над работами и надсмотрщикам разпорядить еще тяжелее работу Евреям. Евреи прежде только глину мяли, а Египтяне солому на делание кирпича к ним привозили; напоследи же Евреи одни, и кирпич делать, и солому возить, труд двойной исправлять стали: да приложатся дела человеком сим, и да попекутся о них жезлом железным. И потому Египетские приставники не допустили им ни отдыха иметь: прилежаху же о них приставницы249, чтоб не иметь им ни свободы, ни времени, о празднике ниже памятовать.

Что делал тогда Фараон, сиречь чувственный диавол, над Евреями; то делает ныне диавол, мысленный Фараон над Христианами. Когда бывает праздник или Господский, или коего Святого, в который надобно им нисколько от Египта, от темныя работы и попечения мирского поустраниться; не много якобы в пустыню, на успокоение ума, на упражнение от дела, на принесение жертвы, то есть безкровныя, в прославление Божие поудалиться; тогда мучитель душ наших, кажется, что говорит им в сердце: что-то за Праздник? что за обедня? да идетъ кийждо на дела своя. Что тебе в празднике? говорит он мастеровому человеку; доделай ты лучше работу свою, чтобы получить тебе пропитание домашнее и дневное; выйди на биржу, говорит он купцу, и посмотри, как там обращается торг твой; съезди, говорит он дворянину, в дом такого-то министра, и исправь дело свое. Дивлюсь я тебе, что ты о праздниках разбираешь, когда столько у тебя нужды? Что ожидаешь обедни? тебе надобно съехать со двора очень рано. Что тебе нужды в пении церковном? Ты ведь не монах: да идет кийждо вас на дела своя. Так-то советует диавол; а Христиане совета его слушают. Да чтож еще сверх того он делает? Как заставлял Фараон исправлять тяжелую работу Евреев, и сносить двойной труд во время бывшенамеренного ими празднества; так диавол наводит двойные и тройные дела в праздник, таким образом, что некоторым бывает вдвое, и втрое больше недосуга в праздник, нежели в будний день; да приложатся дела человеком сим, и да попекутся о них, а особливо, как приставники Фараоновы принуждали к работе Евреев; так некоторые служители диавольские приходят и пробужают тебя в полночь, поднимают тебя с постели на самой заре, со всяким поспешением таская тебя по разным местам, чтоб ты ни о том, что есть ли праздник, не памятовал, и не имел бы отнюдь досуга в церковь придти. Сие видя диавол, о толиком безчестии Божии, и погибели человеческой радуется, и толь наипаче говорит: приидите, отставим вся праздники Божия от земли.

Слушателю, что говорить? тем ли ты доволен, чтобы диавол радовался, а Бог в безчестии оставался? Я ведаю, что ты мне в ответ на то скажешь: не содержу я многократно праздников от нужды; нужда вседневного пропитания принуждает меня работать. Пропускаю я обедню и слушание слова Божия за тем, что нужда мне свидеться в ту пору с тем-то господином, коего в другое время заставать дома трудно; нужда мне сегодня постараться окончить такое-то дело, коего завтра сделать не можно. Безумный, и все ли оное ставишь ты нужным? а не ставишь ли за нужное дело и свое спасение? признаваешь ты за нужное сделать то, и то, а не признаваешь ли за нужное сохранить и Божию заповедь, коей преступление грехом есть смертным? Иуда, увидевши миро, излияное блудницею на ноги Иисусовы, сказал: могло бы оное продано быть за триста пенязей. А когда Жиды хотели достать в руки свои Иисуса, тогда он сказал им: что мне дадите, и я вам Его выдам? Что ми хощете дати, и аз вам предам Его250? Как они ему ответствовали, что дадуть ему тридесять сребреников; то он тем доволен быть стал, и ничего больше им не сказал; разумеется, чтобы взял еще и меньше того. Умел он оценить миро, можаше бо сие миро продано быти на трех стех пенязех251. А Христа, безценное сокровище небесе и земли, оценил ни за что: что ми хощете дати, и аз вам предам Его? Такое же в себе рассуждение имеешь и ты. За нужно и велико поставляешь прибыль своего купечества, услугу какому-либо господину, или властелину: а заповедь ли Божию, кою ты с уроном спасения твоего преступаешь, ни во что вменяешь? Кажется ль тебе, что якобы ты теряешь то время, в кое слушаешь обедню и слово Божие? Нет, не теряешь, но приобретаешь. Ибо, по слову великого Василия, даруешь ты оное время Богу, Который тебе воздает, с приращением прибыток. Исправляй ты должность свою, как Христианин; храни праздник, хранимый и Турками и Жидами. А хотя имеешь дело нужное, ню положись на волю Божию, и Бог оное со благополучиейшим окончанием исправит: взаим данное Богу не погибает, но воздается от Него с приращением. Елика бо непразднста качественная, толика предпослет Господь, и телу здравие, и души спасение, и изменений удобность, и чрез все время жизни благоденствие духовная предпочитающим подавая. Еще же возми себе в рассуждение и сие что Бог, во время бытности Евреев в степи, чрез шесть дней в неделе ссылал им с неба манну; а в седьмый не ссылал, для того, что тот седьмый день был праздничный, дабы не имели Евреи причины выходить вон из кущей своих, но пребывали бы в них, славя и благодаря только Бога. Чтоб мы знали, что чрез шесть дней в неделе, кои даны нам на работу, посылает Бог яко бы манну, прибыток и щастие в трудахъ наших; а в седьмый, то есть в день недельный, который есть праздником, удерживает Он руку Свою. И когда мы в тот день работаем, то на труды наши оные, не Божие Свое благословение, но Божескую Свою клятву посылает, и труды наши бывают пустыми, безполезными, проклятыми; прибытки наши расходятся на дым и ветер; дела наши конец восприемлют нещастливой: поставь пауч ткут, упоминает о таковых Исаия, поставь их не будет в одежду, ниже одеются от дел своих; дела же их, дела беззакония252, для того, что хощет Бог в тот день не удаляться нам от Церкви, но там упражняться, во псалмех и пениях, по Апостолу. И так, есть ли ты по воскресным и праздиичным дням работать не станешь, то прибыток себе от того получишь; а есть ли работы не покинешь, то не токмо прибытка не получишь, но и оного, что кажется тебе быть достаемым от труда прибытком, лишишься. Впрочем, шесть днийі есть, в няже достоит делати, а не в день субботный.

Часть вторая

Я говорил до сего часа к тем людем, которые не хранят праздников: теперь поговорю не много и к тем, которые их хранят, да не так как надобно; и сим окончаю поучение. Каким образом освящать нам праздники, о том объявил нам Бог сими краткословии Пророческими: упразднитеся и разумейте, яко Аз есмъ Бог253. Упразднитеся, то есть, успокойтеся от всякого дела и попечения житейского и мирского; и разумейте, яко Аз есмь Бог, то есть, ум ваш весь да будет ко Мне пригвожден со всяким благоговением. Праздник толкуется посвященный день Богу; впрочем, как мы в Церкви стоим благочинно и благоговейно потому, что она дом Божий, так оное же благочиние и благоговение иметь нам надобно как едучи дорогою, так и будучи дома в праздник; потому, что он есть день Божий. Грех, творимый в Церкве, священнотатством есть; потому что Церковь место есть Божие. Так священнотатством же всякий грех, творимый в праздник; потому, что праздник время есть Божие. Все то за равное зло поставляется, как украсть кому, или блуд сотворить в церкве; так украсть же или блуд сотворить в праздник, потому, что одно и другое посвящено есть Богу. И о сем обстоятельстве надобно выспрашивать наиприлежнейше духовникам; потому, что грех, бывающий в праздник гораздо тяжелее повседневного: осквернивый его, то есть праздник, смертию да умрет, потребится душа та от людей своих. Праздник толкуется день святый, который надобно нам так святить, чтоб и самим быть святыми: а святить его схождением нашим в церковь, слушанием пения Божественного, особливо же святыя Литургии, то есть обедни, коей не можно нам пропустить без понесения на себе греха смертного, читанием или Священного Писания, или жития Святых, и препровождением достального времени в молитве, исповеданием и пречистых Таинств причащением, как чинили древние Христане, кои всегда пребывали во учении Апостольском, во общении, в преломлении хлеба и в молитвах. Праздник наконец, по святому Златоусту, толкуется: благих дел показыванием души благоговением, жития исправлением. Вопервых, благих дел показыванием, то есть, чтоб нам добрые свои дела, а не хорошее на себе платье показывать. Но мы тогда только стараемся праздновать праздник, когда мущины наряжены как бы женщины, а женщины как идолы, преукрашены яко подобие храма254, по слову Пророческому, то есть, выпереживают они по праздникам вхождением своим в церковь, но больше для принимания себе от людей поклонов, нежели для воздаяния ими самими поклонения Богу. И так ли освящается праздник? Второе, души благоговением, а не шумством, не пиянством, не пированием. Мне жалко на то глядеть, и стыдно про то говорить, каким образом Христианы нынешнего времени отправляют праздники. Шесть дней находится мастеровой человек порядочен, воздержен, целомудр, разумен в доме своем, а в день воскресный в кабак из ума выпивается; так что день воскресный ярморкою поставляется невоздержания. А на тех ярморках что бывает? что скажет Николай Чудотворец, Димитрий великомученик, кои видят Христиан больше плясовыми песнями, а не священными псалмами; больше жертвами Еллинскими, а не безкровною жертвою; больше бешенством и пиянством, а не Христианским благоговением, им празднующих. Так ли освящается святых праздник? Третие, жития исиравлением. Сие толкуется, что и во все другие дни жить нам со страхом Божиим, как добрым Христианам надобно; а в праздник еще и того превосходнее, то есть, надлежит нам Христианам быть святыми. Но мы в праздник имеем причину мучить пуще свою душу; так что может Бог сказать нам сказанное прежде устами Исаиевыми: новомесячий ваших и суббот ненавидит душа моя255. Нe упоминаю я о другом, а только при теперешнем вашем выхождении из церкви, о сем прошу: ежели попадется вам который-нибудь, из братии вашей Христианин, сегоднешняно поучения, по причине удержания его иногда мысленным Фараоном, диаволомъ в дальнем где-нибудь месте за другого нуждою неслышавший; сказать ему вами слышанное. А именно то, что Божия заповедь повелевает освящать нам праздники: освящать же их показыванием добрых дел, благоговением души, исправлением жития.

Сие из всех тех поучений, сколько сочинитель их в Цареградской соборной церкве, бывши при оной сем лет проповедником, ни сказал, одно только нашлося.

* * *

233

Погорблена или скорчена.

245

Книга 11, гл. 50. Слово 2 и 3. Беседа 2, гл. 57. Слово 24. Пятьдесятницу.

246

Шатров, или палаток поставления, когда Жиды по свобождении своем из Египта чрез степь путешествовали.


Источник: Собрание разных поучительных слов, сочиненных и проповеданных епископом кефалонитянином Ильею Минятием, с греческого на российский язык переведенное и на две части разделенное. - 7-е изд. Ч. 1-2. - Москва : Синод. тип., 1842. - Ч. 2. - [2], II, 244 с.

Комментарии для сайта Cackle