святитель Иннокентий (Смирнов) Пензенский

Часть X. О пособиях к возрастанию в духовной жизни

Возрастание в жизни духовной есть дело Божие389, но и сам человек может и должен тому содействовать посредством сил, сообщаемых ему свыше в возрождении. Это предполагает известные пособия к возрастанию в духовной жизни со стороны человека. Со стороны возрожденного человека, по причине различных обстоятельств жизни, состояний, навыков, действий и прочего, эти пособия весьма различны. Известнейшие же и главнейшие – это ежедневное покаяние, умерщвление плоти, упражнение в Слове Божием, хождение пред Богом, молитва, принятие Таинств, духовное бодрствование, подражание Иисусу Христу и общение со святыми.

Ежедневное покаяние

Ежедневное покаяние, иначе называемое очищением390 и обновлением391 заключает в себе:

а) сознание грехов, сделанных в продолжение целого дня или сердцем, или устами, или же самым делом, или – что то же – ежедневное, подробное392, строгое393 испытание самого себя394;

б) сердечное сокрушение или болезнование о соделываемых грехах, которое человек должен ощущать внутри себя, не столько по причине наказаний, последующих за ними, сколько по причине оскорбления Бога395 и свойственной им гнусности;

в) желание прощения, называемое в Св. Писании алчбой и жаждой правды (Мф. 5:6), когда человек приступает к Богу с искренним сердцем, с полною верою (Евр. 10:22).

Умерщвление плоти

Как ежедневное покаяние способствует истреблению соделанных грехов, так умерщвление плоти их предотвращает. Оно называется в Св. Писании умерщвлением плотских дел, земных членов (Кол. 3:5) или плотских страстей; распятием плоти с ее похотями (Гал. 5:24), раздранием сердца396 или обрезанием сердечным397. Умерщвление плоти совершается через непрерывное упражнение души в вещах и делах духовных, каковы чтение Слова Божия398 и размышление о нем, молитвы, любовь ко всем человекам, уничижение себя и прочее; через занятия тела полезными399 и усиленными400 трудами, через пост401, бодрствование402, коленопреклонение и распростирание по земле403, обуздание чувств, уединение404 и прочее.

Упражнение в Слове Божием

Для ежедневного покаяния и умерщвления плоти и, вообще, для приобретения духовного совершенства необходимо нужно упражнение в Слове Божием405. Таковым является:

а) чтение, многократно предписываемое Св. Писанием,406 посредством которого приобретается совершеннейшее познание вещей духовных407, душа утверждается в вере и истине,408 бодрствует при искушениях409 и бедствиях всякого рода;

б) слушание, которое также многократно предписывается Св. Писанием,410 как знак рождения от Бога,411 и орудие веры412.

в) размышление, посредством которого то, что мы прочитали или услышали, обращается как бы в кровь и сок по отношению к духовной жизни. О таковом размышлении о Слове Божием в Св. Писании сказано «положили его в сердце своем» (Лк. 1:66). «Слово Христово да вселяется в вас обильно» (Кол. 3:16). Оно также называется сохранением и сложением слова Божия в душе, и т.д.

Хождение пред Богом

Ходить пред Богом – значит не что иное, как творить благоугодное Ему, как бы пред лицом Его. Ходить пред Богом – значит ходить по заповедям Его413, "во свете" (1Ин. 1:7), в страхе Божием,414 во Христе (Кол. 2:6). Хождение пред Богом включает в себя:

а) познание Его вездеприсутствия,415 всеведения,416 постоянную,417 совершеннейшую,418 от всей души и сердца419 уверенность в том, что Ему совершенно известно всякое состояние нашего сердца420, всякое слово421, всякое действие нравственное422 и естественное423, состав нашего тела и костей424 и все то, чего еще и не совершили425;

б) поведение, достойное Бога, когда человек возрожденный старается Ему угождать во всем, «во всяком деле принося плод и возрастая в разуме Божием» (Кол. 1:10), в правоте духа426, чистоте совести (Деян. 24:16), во всяком смиренномудрии и кротости, долготерпении и любви к ближним (Еф. 4:1–3), в вере427 и т.д.

в) успокоение в Боге, когда он самого себя, всякое благо, советы, намерения свои и прочее во всех бедствиях428 и обстоятельствах жизни препоручает Божественному управлению429, премудрости Божией430, всемогуществу431, когда волю Божию он имеет «как якорь души, твердый и безопасный» (Евр. 6:18–19), и все, что ни делает432, чего ни просит433, что ни терпит434 и проч. – все делает по Его воле435.

Молитва

Молитва – главнейшее и действеннейшее из всех пособий к возрастанию в духовной жизни, потому что она и сама собой освящает человека и доставляет средства к освящению. Молитва называется в Св. Писании взысканием лица Божия436, излиянием души пред Господом437, восхождениями в сердце438, прошением, благодарением439 и т.п. Многие писатели определяют ее как возношение ума и сердца к Богу, соединенное с испрашиванием у Него нужного нам, по воле Его, через посредство Иисуса Христа.

Впрочем, таковое духовное возношение не исключает внешнего слова и движений. Потому что, хотя все внутренние, сокровеннейшие движения духа нашего совершенно известны Богу, однако же, по природе человека невозможно, чтобы сердце, исполненное духовных ощущений, не выразило своего состояния внешним образом, т.е. словом440 и другими внешними движениями441, каковы возведение очей на небо442 или преклонение их к земле443, простирание рук444, выражающее желание души, стремящейся объять Бога или вещь, которую от Него испрашивает: преклонение главы445 и колен446, простирание всего тела на земле447, воздыхание448, вопль449, пение450, слезы и прочее. Истинно и правильно молиться может только человек возрожденный451, верный452, сын Божий453, ибо только на него изливается дух благодати и молитвы454. Впрочем, все и каждый приглашаются к молитве с тем, чтобы учиться молиться455, поскольку не знают, как и о чем должно молиться456; и чтобы получить от Бога расположение или готовность к молитве. Приготовление же и готовность к молитве заключается в отчуждении духа от мирских вещей457, живом представлении нашей немощи и Божественного величия458, отчего происходит истинное смирение459 и возбуждение самого себя к молитве.

Обязанности при молитве

Молиться должно верой460, от всего сердца461, со столь великим вниманием, чтобы при этом действии для молящегося не существовало ничего, кроме Бога и его самого. Молиться должно с горячностью, с отвержением или уничижением себя самого, веруя, что Бог говорит с нами462 и мы с Богом. Молиться должно постоянно463, непрерывно464, с упованием и надеждой получить просимое465, именем Христовым466. Молиться должно духом и истиной (Ин. 4:23–24), и по прекращении устной молитвы, не преставать молиться умом и сердцем467.

Предмет, время и место молитвы; ее виды

Предмет молитвы составляют прежде всего блага духовные и божественные468, а также блага, потребные для тела, если они не препятствуют нам на пути к блаженству вечному469. Предметы истинной молитвы сокращенно изложены в молитве Господней (Мф. 6:9–13), О времени и месте молитвы известно, что хотя молиться должно во всякое время духом470, однако же это не исключает известнейших ежедневных периодов времени, удобнейших для молитвы, каковы утро и вечер, полдень и полночь471. Подобным образом, хотя должно молиться на всяком месте (1Тим. 2:8), однако же более способствует молитве место сокровенное472, церковь, или храм473. Что же касается видов молитвы, то это: прошение, благодарение за всякое благо474 (1Фес. 5:18) – как духовное475, так и телесное476, и даже за ниспосылаемые на нас искушения и бедствия; за благодеяния, оказанные не только нам, но и другим477; хвала Богу, приносимая совокупно со всякой тварью за создание всего478, за искупление479 и т.д. Хвала, воздаваемая Богу, есть главнейшее и угоднейшее Ему наше приношение, дело небесное, общее для нас со святыми Ангелами и всеми блаженными, непрерывно хвалящими Господа480.

Духовное бодрствование

С молитвой должно соединять духовное бодрствование481, или непрерывное внимание ко всему тому, что происходит внутри нас, что для нас или опасно, или спасительно482. Такое внимание должно обращать, во-первых, на все внутренние действия, т.е. на помышления, которые должны быть препоясуемы483, или низлагаемы484, или возбуждаемы485, смотря по их свойству и природе; на состояние разума, который должен быть пленяем в послушание Христово486; воли, которая не должна быть возмущаема страстями; совести, по примеру апостола Павла487; во-вторых, на внешние действия, т.е. на каждое слово, которое должно быть «всегда во благодати, солью растворено» (Кол. 4:6); на каждое дело, чтобы оно служило всегда к назиданию488, а не к соблазну489; на всякое чувство, чтобы оно не было поводом к искушению. Итак, духовное бодрствование имеет целью удаление от всякого повода ко греху: худых сообществ (1Кор. 15:33–34); суетного учения «по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (Кол. 2:8); пустословия (2Тим. 2:16) и всяких книг, которые могут возбудить плотские вожделения, и т.д. Плоды такового бодрствования – духовное трезвение, чистота духовная и телесная, святость, способность к молитве и принятию благодати Св. Духа.

Принятие Таинств

Для получения, запечатления и умножения благодатных даров Св. Духа живейшим490, известнейшим491, обильнейшим492 и нужнейшим493 образом служит принятие Таинств. В это понятие входит:

а) приготовление к принятию их, т.е. покорение разума вере, через которую можно получить все494; твердейшее желание воли получить благодать Божию495, и, наконец, чистота тела496;

б) самое принятие Таинств, сопровождаемое теплейшею молитвой497, уничижением себя пред Богом498, единодушием и т.д.

в) соблюдение принятых при Таинствах даров, т.е. сохранение Духа499, «Которым мы помазаны и запечатлены» (2Кор. 1:21); памятование того, чего мы удостоены через принятие Таинств, например, Крещения500; испытание, соблюдаем ли мы то, что обещали501; дерзновение в надежде удостоиться впредь получить благодать Св. Духа, погубленную нашими грехами502; благодарность к Богу503, любовь к Нему и к ближним504, духовная радость и прочее.

Подражание Иисусу Христу

Все средства к возрастанию в духовной жизни сосредоточиваются в подражании Иисусу Христу, живому закону505 и образу506, нам предначертанному для достижения святости и совершенств божественных. Таковое подражание предписано нам Им Самим507 и апостолами508. Это есть жизнь, сообразуемая с Его жизнью, или изображение Христа в нас509, по известным степеням или духовным возрастам, «да исполнимся всею полнотою Божией» (Еф. 3:19) и всякого совершенства.

Итак, подражание Иисусу Христу предполагает уподобление Ему прежде всего в трех Его возрастах и, во-первых, – в младенческом, начинающемся временем снисхождения и продолжающемся до Крещения. Упоминается о Его бедности в сем возрасте510, соединенной с уничижением; о хранении Его чрез Ангелов511 и людей512, о духовном возрастании и преуспеянии в премудрости513, о повиновении родителям514 и неизвестности даже до времени Крещения. Во-вторых, уподобление Ему в юношеском возрасте, начинающемся от времени Крещения и продолжающемся до самой смерти, при котором изображаются:

а) многоразличные Его искушения515 от тела516, мира517, диавола, от учеников518, от своей души519 и Бога520;

б) соблюдение воли Отца и в делах521, и в словах522;

в) бесконечная любовь к людям523, простиравшаяся даже до претерпения Креста524 и смерти525;

г) победа над миром526, князем мира527 и смертью; в-третьих, подражание Христу предполагает уподобление Ему в мужеском, или совершенном, возрасте, начинающемся от времени смерти. В нем заключается: проповедание истины528 без притчей529, как было прежде; всякая власть530; совершенная духовность531; Воскресение532, Вознесение533, общение с верными534 и Отцом535. Эти три возраста Иисуса Христа содержат в себе все то, что может произойти с человеком в настоящей жизни, а потому и должны быть прилагаемы ко всем деяниям нашим и преуспеянию в духовной жизни. Ибо мы называемся распятыми со Христом, умершими, погребенными536, чтобы ходить в обновлении жизни и жить не для себя, но для Бога «во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6:6). Мы, конечно, не можем подражать Иисусу Христу в совершенствах, свойственных единому Богу, каковы: всемогущество, всеведение, вездеприсутствие и прочее, – однако же можем и должны подражать в том, что совершено Им силами человеческими и Божественными, которые подаются свыше и возрожденному человеку. Поэтому человек обновленный может и должен подражать Иисусу Христу по отношению к Его служениям Пророческому, Священническому и Царскому.

По отношению к Пророческому служению Иисуса Христа человек обязан проповедовать волю и истину Божию и себе537, и другим538, словом и делом539. По отношению к священническому служению Христа, человек обязан приносить Богу духовную жертву (1Пет. 2:5), которая состоит: в заклании ветхого человека, умерщвлении земных членов (Кол. 3:5), принесении Богу тела в жертву живую, святую, благоугодную Ему (Рим. 12:1), жертве хвалы (Евр. 13:15), общении и благотворении (Евр. 13:16), фимиаме молитв (Апок. 8:3–4) за себя540 и за других541, готовности жертвовать собой и всею жизнью во славу Божию542, в пользу других543, или Церкви544. По отношению к Царскому служению Христа, человек обязан устремлять всего себя и все свои способности к исполнению воли Божией, благой и совершенной; властвовать над страстями, обуздывать похотения и всякие помыслы, могущие уклонить его от Бога к миру и диаволу545.

Общение со святыми

Подражание Иисусу Христу не исключает подражания святым, а потому общение с ними также должно почитать пособиями к преуспеянию в духовной жизни. Потому что святые Божии человеки сами подражают святым и Богу (см. 1Фес. 1:6, 2:14); они – образцы для верных (1Фес. 1:7); носят в себе самих Христа546. Они в Нем живут547 и Христос – в них548. Они заботятся не только о себе, но и о других, молятся за них (Кол. 1:9); учат их, утешают, помогают им549, побуждая к любви и прочим добродетелям550. Итак, общение со святыми столь же нужно, сколь гибельно общение со злыми и беззаконными551. Потому-то всякому возрожденному человеку предписывается преизобильная любовь к святым552, оказание им помощи, если можно553, молитва за них554 и покорность им, как наставникам555. Святых же Божиих от рабов мира и диавола удобно можно отличать по известным признакам, каковы: общение друг с другом (1Ин. 1:7), любовь к ближним (1Ин. 3:10), соблюдение заповедей (1Ин. 2:3), исповедание Христа, пришедшего во плоти (1Ин. 4:2–3), сознание грехов, удаление от разногласия556, безумных состязаний и споров (Тит. 3:9); забота о взаимном назидании557, о мире со всеми и святости (Евр. 12:14), а не о различных учениях (Евр. 13:9), пище и прочем угождении плоти (Рим. 14:17–19). Кто же, по слову апостольскому, приходит и учит иначе, таковых святые не приемлют, и не приветствуют их (2Ин. 1:10–11), и не едят с ними (1Кор. 5:11). Аминь.

«О Божественных вещах написано в книгах Писания и все об этом читают. Но открывается это только тем, которые покаялись от всей души и хорошо очистились бесхитростным покаянием. В силу покаяния и по мере стяжания ими очищения получают они откровение, и им явлены бывают даже глубины духа. От таких и источается слово ведения и премудрости Божией, как многоводная река, и затопляет мудрования противников. Для всех же других это остается неведомым и сокровенным, ибо не раскрыто для них Тем, Кто разверзает умы верных к постижению Божественных слов». Прп. Симеон Новый Богослов

* * *

389

«Бог же мира да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа» (Евр.13, 20 и 21).

390

«И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист» (1Ин. 3, 3). «Послушанием истине через Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца» (1Пет. 1, 22). «Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием» (2Кор. 7,1).

391

«Вы слышали о Нем и в Нем научились отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф.4,21–24). «И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим.12, 2).

392

«В ответ Иисусу Ахан сказал: «Точно, я согрешил пред Господом Богом Израилевым и сделал то и то"" (Нав.7, 20). «Валтасар царь сделал большое пиршество для тысячи вельмож своих и перед глазами тысячи пил вино. Вкусив вина, Валтасар приказал принести золотые и серебряные сосуды, которые Навуходоносор, отец его, вынес из храма иерусалимского, чтобы пить из них царю, вельможам его, женам его и наложницам его. В тот самый час вышли персты руки человеческой и писали против лампады на извести стены чертога царского, и царь видел кисть руки, которая писала. И вот что начертано: «Мене, мене, текел, упарсин». Вот и значение слов: «Мене» – исчислил Бог царство твое и положил конец ему; «Текел» – ты взвешен на весах и найден очень легким; «Перес» – разделено царство твое и дано Мидянам и Персам» (Дан. 5,1–5 и 25–28).

393

«Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: «Порождения ехиднины! Кто внушил вам бежать от будущего гнева? сотворите же достойный плод покаяния и не думайте говорить в себе: «Отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне деревьев лежит; всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я недостоин понести обувь Его. Он будет крестить вас Духом Святым и огнем; лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым"" (Мф.3, 7–12).

394

«Каждый да испытывает свое дело, и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом» (Гал.6, 4).

395

«Утрудился я от воздыханий моих; каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочаю постель мою» (Пс.6,7). «Теперь я радуюсь не потому, что вы опечалились, но что вы опечалились к покаянию; ибо опечалились ради Бога, так что нисколько не понесли от нас вреда. Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть» (2Кор.7, 9–10).

396

«Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив и сожалеет о бедствии» (Иоил.2,13).

397

«Тот иудей, кто внутренне таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве; ему и похвала не от людей, но от Бога» (Рим. 2, 29).

398

«Но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!» (Пс.1, 2).

399

«И, по одинаковости ремесла, остался у них и работал; ибо ремеслом их было делание палаток» (Деян.18,3). «Сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии». (Деян.20, 34).

400

«Но во всем являем себя, как служители Божий, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах» (2Кор. 6, 4–5).

401

«Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф.17, 21).

402

«Под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах» (2Кор. 6, 5).

403

«И, отойдя немного, пал на лицо Свое, молился и говорил: «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты"" (Мф.26, 39). «И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился» (Лк. 22, 41).

404

«И, выйдя, пошел по обыкновению на гору Елеонскую, за Ним последовали и ученики Его» (Лк. 22, 39).

405

«Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2Тим. 3, 16, 17).

406

«Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано; тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно. Вот Я повелеваю тебе: будь тверд и мужествен, не страшись и не ужасайся; ибо с тобою Господь Бог твой везде, куда ни пойдешь» (Нав.1,8,9). «Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем, ибо время близко» (Апок.1,3). «И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем и в душе твоей; и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая; и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими» (Втор. 6, 6. 7, 8). «И пусть он будет у него, и пусть он читает его во все дни жизни своей, дабы научался бояться Господа, Бога своего, и старался исполнять все слова закона сего и постановления сии» (Втор. 17,19).

407

«Филипп подошел и, услышав, что он читает пророка Исайю, сказал; «Разумеешь ли, что читаешь?"" (Деян. 8, 30). «Притом же ты с детства знаешь Священные Писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса» (2Тим. 3,15).

408

«Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина» (Ин.17,17).

409

«Он же сказал ему в ответ: «Написано: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих""« (Мф.4, 4).

410

«И созвал Моисей весь Израиль и сказал им: «Слушай, Израиль, постановления и законы, которые я изреку сегодня в уши ваши, и выучите их и старайтесь исполнять их. Слушай, Израиль; Господь, Бог наш. Господь един есть"" (Втор. 5,1; 6, 4). «Моисей сказал отцам: «Господь Бог ваш воздвигнет вам из братьев ваших Пророка, как меня, слушайтесь Его во всем, что Он ни будет говорить вам"" (Деян.3, 22).

411

«Мы от Бога; знающий Бога слушает нас, кто не от Бога, тот не слушает нас» (1Ин.4; 6). «Кто от Бога, тот слушает слова Божий; вы потому не слушаете, что вы не от Бога» (Ин. 8, 47).

412

«Итак, вера от слышания, а слышание от Слова Божия» (Рим. 10,17).

413

«Вступили в обязательство с клятвою и проклятием – поступать по закону Божию, который дан рукою Моисея, раба Божия, и соблюдать и исполнять все заповеди Господа Бога нашего, и уставы Его и предписания Его» (Неем.10,29). «Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем» (Пс.118,1).

414

«И сказал я: нехорошо вы делаете. Не в страхе ли Бога нашего должны ходить вы, дабы избегнуть поношения от народов, врагов наших?» (Неем.5,9). «Беззаконный говорит с самим собой о грехе; нет страха Божия пред глазами его» (Пс.35, 2).

415

«Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря,– и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя» (Пс.138, 7–10). «Ибо мы Им живем и движемся и существуем» (Деян.17, 28).

416

«Ты создал меня и положил на меня руку Твою» (Пс. 138, 5). «Теперь видим, что Ты знаешь все и не имеешь нужды, чтобы кто спрашивал Тебя. Посему веруем, что Ты от Бога исшел» (Ин. 16, 30).

417

«Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня, да не поколеблюсь» (Пс.15,8). «И будут слова уст моих и помышление сердца моего всегда благоугодны пред Тобою, Господи, Помощник мой и Избавитель мой!» (Пс.18,15).

418

«Бог посреди его; он не поколеблется: Бог поможет ему с раннего утра. Пришли в смятение народы; склонились царства: Всевышний дал глас Свой, и поколебалась земля. Господь Сил с нами, заступник наш Бог Иакова» (Пс.45, 6–8).

419

«Чтобы Господь исполнил слово Свое, которое Он сказал обо мне, говоря: «Если сыны твои будут наблюдать за путями своими, чтобы ходить предо Мною в истине от всего сердца своего и от всей души своей, то не прекратится муж от тебя на престоле Израилевом"" (3Цар.2, 4). «Исповедуюсь Тебе, Господи, всем сердцем моим, поведаю все чудеса Твои» (Пс.9, 2).

420

«Ты испытуешь сердца и утробы. Боже праведно!» (Пс.7,10). «Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю; Ты разумеешь помышления мои издали» (Пс.138,2).

421

«Ибо мы не повреждаем слова Божия, как многие, но проповедуем искренно, как от Бога, пред Богом, во Христе» (2Кор.2,17).

422

«Стезю мою и путь мой Ты исследовал, и все пути мои Ты предвидел» (Пс.138,3).

423

«Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю; Ты разумеешь помышления мои издали» (Пс.138, 2).

424

«Не сокрыт был от Тебя состав мой, который создал Ты втайне, и образование мое в преисподних земли» (Пс.138,15).

425

«Зарождение мое видели очи Твои; в Твоей книге все будут записаны» (Пс.138,16).

426

«И если ты будешь ходить пред лицом Моим, как ходил отец твой Давид, в чистоте сердца и в правоте, исполняя все, что Я заповедал тебе, и если будешь хранить уставы Мои и законы Мои, то Я поставлю царский престол твой над Израилем вовек» (3Цар. 9, 4–5).

427

«Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды» (1Кор. 16, 13). «Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения» (1Фес. 5, 8). «Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван» (1Тим. 6, 10).

428

«Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас» (1Пет. 5, 7).

429

«Да приидет царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (Мф.6, 10).

430

«О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» (Рим. 11, 33). «Премудр сердцем и могуч силою; кто восставал против Него и оставался в покое?» (Иов. 9, 4).

431

«А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем» (Еф.3, 20). «Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную престола величия на высоте» (Евр. 1, 3).

432

«Вместо того, чтобы вам говорить: если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое» (Иак. 4,15).

433

«И, отойдя немного, пал на лицо Свое, молился и говорил: «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты"" (Мф.26,39). «Да приидет царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (Мф.6,10).

434

«Ибо, если угодно воле Божией, лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые» (1Пет. 3,17).

435

«А простился с ними, сказав: «Мне нужно непременно провести приближающийся праздник в Иерусалиме; к вам же возвращусь опять, если будет угодно Богу». И отправился из Ефеса» (Деян.18, 21).

436

«И смирится народ Мой, который именуется именем Моим, и будут молиться, и взыщут лица Моего, и обратятся от худых путей своих, то Я услышу с неба и прощу грехи их и исцелю землю их» (2Пар. 7,14).

437

«И отвечала Анна, и сказала: «Нет, господин мой. Я – жена, скорбящая духом, вина и сикера я не пила, но изливаю душу мою пред Господом"" (1Цар. 1,15).

438

«Блажен человек, которого Ты защищаешь, и который в сердце своем положил восхождение» (Пс.83, 6).

439

«Итак, прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков» (1Тим. 2,1).

440

«Порождения ехиднины! Как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста» (Мф.12, 34).

441

«Между тем как она долго молилась пред Господом, Илий смотрел на уста ее; и как Анна говорила в сердце своем, а уста ее только двигались, и не было слышно голоса ее, то Илий счел ее пьяною» (1Цар. 1,12–13).

442

«После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: «Отче! Пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя"" (Ин.17,1). «Итак отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: «Отче! Благодарю Тебя, что Ты услышал Меня"" (Ин. 11, 41).

443

«Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: «Боже! Будь милостив ко мне, грешнику!"" (Лк. 18,13).

444

«И стал Соломон пред жертвенником Господним впереди всего собрания Израильтян, и воздвиг руки свои к небу» (3Цар. 8, 22). «Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения» (1Тим. 2, 8).

445

«И преклонился человек тот и поклонился Господу, и сказал: «Благословен Господь Бог господина моего Авраама, Который не оставил господина моего милостью Своею и истиною Своею! Господь прямым путем привел меня к дому брата господина моего"" (Быт. 24, 26–27).

446

«Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа» (Еф.3,14).

447

«И благословил Ездра Господа Бога великого. И весь народ отвечал: «Аминь, аминь»,– поднимая вверх руки свои, и поклонялись и повергались пред Господом лицом до земли» (Неем.8, 6).

448

«Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Рим. 8, 26).

449

«Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за Свое благоговение» (Евр.5,7). «А около девятого часа возопил Иисус громким голосом: «Или, Или! Лама савахфани?» то есть: «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня сстави.1?"" (Мф.27, 46).

450

«Воспою Господу, облагодетельствовавшему меня, и буду петь имени Господа Всевышнего» (Пс.12, 6).

451

«И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему. Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5,15–16) «Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает» (Ин. 9, 31).

452

«И сказал: «Слушайте слова Мои: если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним; но не так с рабом Моим Моисеем,– он верен во всем дому Моем: устами кустам говорю Я с ним, и явно, о не в гаданиях, и образ Господа он видит"" (Чис.12, 6–8). «И отворотился Езекия лицом своим к стене и молился Господу, говоря: «О, Господи! вспомни, что я ходил пред лицом Твоим верно и с преданным Тебе сердцем, и делал угодное в очах Твоих». И заплакал Езекия сильно. Исайя еще не вышел из города, как было к нему слово Господне: «Возвратись и скажи Езекии, владыке народа Моего: «Так говорит Господь Бог Давида, отца твоего: Я услышал молитву твою""« (4Цар. 20, 2–5).

453

«Молитесь же так: «Отче наш, иже ecu на небесех"" (Мф.6, 9). «Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления. Которым взываем: «Авва, Отче!"" (Рим. 8, 15). «А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!"" (Гал. 4, 6).

454

«А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце» (Зах.12,10).

455

«Случилось, что когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: «Господи! Научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих"" (Лк. 11,1).

456

«Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении (Рим.8,25). Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать» (Лк. 18,1).

457

«Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом» (Флп.4, 6).

458

«И ныне, Господи Боже мой. Ты поставил раба Твоего царем вместо Давида, отца моего. Но я отрок малый, не знаю ни моего выхода, ни входа; даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что добро и что зло; ибо кто может управлять этим многочисленным народом Твоим?» (3Цар. 3,7,9).

459

«Авраам сказал в ответ: «Вот. я решился говорить Владыке, я, прах и пепел"" (Быт.18,27). «Я говорил о том, чего не разу мел, о делах чудных для меня, которых я не знал... Теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» (Иов. 42, 3 и 5–6).

460

«Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек помучить что-нибудь от Господа» (Иак.1, 6–7).

461

«Так как Ты. Господи Саваоф, Боже Израилев, открыл рабу Твоему, говоря: «Устрою тебе дом»,– то раб Твой уготовал сердце свое, чтобы молиться Тебе такою молитвою» (2Цар. 7, 27).

462

«И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?» (Лк. 24, 32).

463

«И они постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян.2, 42). «А мы постоянно пребудем в молитве и служении слова» (Деян.6, 4). «Господу служите; утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны» (Рим. 12, 11–12).

464

«Приветствует вас Епафрас ваш, раб Иисуса Христа, всегда подвизающийся за вас в молитвах, чтобы вы пребыли совершенны и исполнены всем, что угодно Богу» (Кол. 4, 12). «В Кесарии был некоторый муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским, благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу» (Деян.10, 1–2).

465

«Богобоязненность твоя не должна ли быть твоею надеждою, и непорочность путей твоих – упованием твоим?» (Иов.4, 6). «Ты – надежда моя. Господи Боже, упование мое от юности моей» (Пс.70, 5). «И все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф.21, 22).

466

«Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам» (Ин.16, 23).

467

«И сказал мне царь: «Чего же ты желаешь?» Я помолился Богу Небесному и сказал царю: «Если царю благоугодно, и если в благоволении раб твой пред лицом твоим, то пошли меня в Иудею, в город, где гробы отцов моих, чтоб я обстроил его"" (Неем.2, 4 – 5). «Непрестанно молитесь» (1Фес. 5,17).

468

«Многие говорят: «Кто явит нам благо?» Отпечатлелся на нас свет лица Твоего, Господи! Ты исполнил сердце мое веселием, а они обогатились от плода пшеницы, вина и елея» (Пс.4, 7–8).

469

«Итак, не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? – потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 31–33).

470

«Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых» (Еф.6, 18). «Всегда благодарим Бога за всех вас, вспоминая о вас в молитвах наших» (Кол. 4, 2). «Будет ли он утешаться Вседержителем и призывать Бога во всякое время?» (Иов. 27, 10). «Вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь» (Лк. 2, 37). «Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его» (Деян.1,14).

471

«Господи! Поутру услышь голос мой,– поутру предстану пред Тобою, и Ты увидишь меня» (Пс.5, 4). «Боже, Боже мой! К Тебе с утра обращаюсь я» (Пс.62, 2). «Даниил же, узнав, что подписан такой указ, пошел в дом свой; окна же в горнице его были открыты против Иерусалима, и он три раза в день преклонял колени, и молился своему Богу, и славословил Его, как это делал он и прежде того» (Дан. 6, 10). «Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый... Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога; узники же слушали их» (Деян.3,1;16,25). «Семикратно в день прославляю Тебя за суды правды Твоей» (Пс.118, 164).

472

«Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф.6,6). «Господь же сказал ему: «Встань и пойди на улицу, так называемую Прямую, и спроси в Иудином доме Тарсянина, по имени Савла; он теперь молится"" (Деян.9, 11).

473

«Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 19–20). «Ныне очи Мои будут отверсты и уши Мои внимательны к молитве на месте сем. И ныне Я избрал и освятил дом сей, чтобы имя Мое было там во веки; и очи Мои и сердце Мое будут там во все дни» (2Пар. 7, 15–16).

474

«За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия» (1Фес. 5,18).

475

«Благодарю Бога моего при всяком воспоминании о вас, всегда во всякой молитве моей за всех вас принося с радостью молитву мою, за ваше участие в благовествовании от первого дня даже доныне» (Флп.1,3,5). «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому» (1Пет.1, 3).

476

«И когда будешь есть и насыщаться, тогда благословляй Господа, Бога твоего, за добрую землю, которую Он дал тебе» (Втор.8,10). «И, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики народу» (Мф.15, 36). «Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением» (1Тим. 4, 4).

477

«Итак, прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков» (11 им. 2, 1). «Всегда по справедливости мы должны благодарить Бога за вас, братия, потому что возрастает вера ваша, и умножается любовь каждого друг ко другу между всеми вами»(2Фес.1,3). «Непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах моих» (Еф.1,16).

478

«Хвалите Его, солнце и луна, хвалите Его, все звезды и свет. Хвалите Его, небеса небес и воды, которые превыше небес» (Пс.148, 3–4).

479

«Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1Пет. 2, 9). «И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа» (Лк. 1, 45).

480

«И голос от престола исшел, говорящий: «Хвалите Бога нашего, все рабы Его и боящиеся Его, малые и великие». И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: «Аллилуйя! Ибо воцарился Господь Бог Вседержитель"" (Апок.19, 5–6).

481

«Итак, бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сыном Человеческим» (Лк.21,36). «Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время» (Мк.13, 33).

482

«Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь, и слушающих тебя» (1Тим. 4, 16). «Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения» (1Фес.5,6,8). «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1Пет. 5, 8).

483

«Препоясавши чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа» (1Пет. 1,13).

484

«Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу» (2Кор. 10, 4–5).

485

«Что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте» (Флп.4, 8).

486

«Пленяем всякое помышление в послушание Христу» (2Кор.10, 5).

487

«Посему и сам подвизаюсь всегда иметь непорочную совесть пред Богом и людьми» (Деян.24,16).

488

«Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну» (Рим. 14, 13).

489

«Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Рим. 14, 21).

490

«Сказав это, дунул, и говорит им: «Примите Духа Святаго"" (Ин. 20, 22).

491

«Потом говорит Фоме: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои: и не будь неверующим, но верующим». Фома сказал Ему в ответ: «Господь мой и Бог мой!"" (Ин. 20, 27–28). «Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» (1Ин. 1, 7). «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Я живу Отцем, так и ядуший Меня жить будет Мною» (Ин. 20, 54–57).

492

«Мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение – с Отцом и Сыном Его, Иисусом Христом. И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна» (1Ин. 1, 3–4). «Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью» (2Пет. 1,3–4).

493

«Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в царствие Божие» (Ин. 3, 5).

494

«Иисус же сказал им в ответ: «Истинно говорю вам: если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: «Поднимись и ввергнись в море»,– будет; и все, него ни попросите в молитве с верою, получите"" (Мф. 21, 21).

495

«Услышав, что это Иисус Назорей, он начал кричать: «Иисус, Сын Давидов! Помилуй меня». Многие заставляли его молчать; но он еще более стал кричать: «Сын Давидов! Помилуй меня». Отвечая ему, Иисус спросил: «Чего ты хочешь от Меня?» Слепой сказал Ему: «Учитель! Чтобы мне прозреть"" (Мк. 10, 47–48, 51). «Ездра расположил сердце свое к тому, чтобы изучать закон Господень и исполнять его, и учить в Израиле закону и правде» (Ездр. 7,10); «Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое: воспою и пою во славе моей» (Пс. 56, 8).

496

«Да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести, и омыв тело водою чистою» (Евр.10, 22). «И сошел Моисей с горы к народу и освятил народ, и они вымыли одежду свою. И сказал народи: «Будьте готовы к третьему дню; не прикасайтесь к женам"" (Исх. 19,14–15).

497

«И, возблагодарив, преломил и сказал: «Пришлите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание"" (1Кор.11, 24; Лк. 22,19).

498

«Не торопись языком твоим, и сердце твое да не спешит произнести слово пред Богом; потому что Бог на небе, а ты на земле; поэтому слова твои да будут немноги» (Еккл.5,1).

499

«Духа не угашайте» (1Фес. 5,19).

500

«Мы умерли для греха; как же нам жить в нем? Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?» (Рим. 6, 2–3). «Ибо все вы сыны Божий по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал.3,26–27). «В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; быв погребены с Ним в Крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых» (Кол. 2,11–12).

501

«Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытые, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа» (1Пет. 3, 21). «Итак, мы погреблись с Ним Крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6, 4, 10–11).

502

«Что же скажем? Оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать? Никак» (Рим.6,1). «Дети мои! Сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, Праведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1Ин. 2, 1–2).

503

«И поверили они словам Его, и воспели хвалу Ему» (Пс. 105, 12). «И, воспев хвалу, пошли на гору Елеонскую» (Мф. 26, 30). «Исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу, благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа» (Еф.5, 18–20).

504

«Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, иудеи или еллины, рабы или свободные, и все напоены одним духом» (1Кор.12,13). «Радостью буду радоваться о Господе, возвеселится моя о Боге моем; ибо Он облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня, как на жениха возложил венец и, как невесту, украсил убранством» (Ис.61,10).

505

«Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф.5,17). «И сказал им: «Вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах"" (Лк. 24, 44). «Но Иисус сказал ему в ответ: «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду"" (Мф.3,15).

506

«у Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин. 13, 15). «Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1Пет. 2, 21). «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями» (Рим. 8,29). Первый человек – из земли, перстный; второй Человек – Господь с неба. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ Небесного» (1Кор.15, 47 и 49). «Мы же все открытым лицом, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (2Кор. 3, 18).

507

«Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11, 29).

508

«Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу» (1Кор.4,16). «Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас. Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги Креста Христова» (Флп.3,17–18).

509

«Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» (Гал.4, 19).

510

«И родила Сына Своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице» (Лк. 2, 7).

511

«Когда же они отошли,– се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его"" (Мф. 2,13).

512

«Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода» (Мф. 2, 14–15).

513

«Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков» (Лк. 2, 52).

514

«И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них» (Лк. 2,51).

515

«Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха» (Евр.14,15).

516

«Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал» (Лк. 4, 2). «Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было окало шестого часа» (Ин. 4, 6).

517

«Услышав это, все в синагоге исполнились ярости и, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его» (Лк. 4, 28–29). «Иисус же, узнав, что хотят прийти, нечаянно взять Его и сделать царем, опять удалился на гору один» (Ин. 6, 15).

518

«И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: «Будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» Он же, обратившись, сказал Петру: «Отойди от Меня, сатана! Ты Мне соблазн! Потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое»... Он сказал ей: «Чего ты хочешь?» Она говорит Ему: «Скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в царстве Твоем"" (Мф. 16, 22–23; 20, 21). «И когда был Он в Вифании, в доме Симона прокаженного,– пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову. Некоторые же вознегодовали и говорили между собою: «К чему сия трата мира? Ибо можно было бы продать его более нежели за триста динариев и раздать нищим». Но Иисус сказал: «Оставьте ее; что ее смущаете? Она доброе дело сделала для Меня"" (Мк. 14, 3–6).

519

«И взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна; и начал ужасаться и тосковать. И сказал им: «Душа моя скорбит смертельно"" (Мк. 14, 33–34).

520

«Около девятого часа возопил Иисус громким голосом: «Или, Или! Лама савахфани?» То есть: «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?"" (Мф. 27, 46).

521

«Ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца» (Ин. 6, 38).

522

«Ибо Я говорил не от Себя; но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить» (Ин. 12, 49).

523

«Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их» (Ин. 13, 1).

524

«Смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп.2,8). «С терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на Начальника и Совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел Крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную Престола Божия» (Евр. 12,1–2).

525

«Ибо любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли. А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для Умершего за них и Воскресшего» (2Кор. 5, 14–15). «Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев» (1Ин. 3,16).

526

«Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1Ин. 5, 4).

527

«Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон» (Ин. 12, 31).

528

«Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, Праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал» (1Пет. 3,18–19).

529

«И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании» (Лк. 24, 27). «И сказал им: «Вот то, о чем Я вам говорила, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах». Тогда отверз им ум к уразумению Писаний» (Лк.24, 44–45). «Апостолам явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о царствии Божием» (Деян.1, 2 и 3).

530

«И приблизившись Иисус сказал им: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле"" (Мф.28,18).

531

«В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: «Мир вам!» Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа. Иисус же сказал им вторично: «Мир вам! Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас». Сказав это, дунул, и говорит им: «Примите Духа Святаго"" (Ин. 20, 19–22).

532

«Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому» (1Пет. 1, 3). «Так и нас ныне подобное сему образу Крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа» (1Пет. 3, 21). «Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху» (Рим. 6, 5–6).

533

«Сказав сие. Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа а белой одежде и сказали: «Мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо"" (Деян. 1, 9–11).

534

«И вот, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф.28, 20). «О том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение – с Отцом и Сыном Его, Иисусом Христом» (1Ин. 1, 3).

535

«В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас» (Ин. 14, 20).

536

«Итак, мы погреблись с Ним Крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху» (Рим.6, 4–6).

537

«О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден. Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь, и слушающих тебя» (1Тим. 4, 15–16).

538

«А кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение. Кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя; а кто пророчествует, тот назидает Церковь. Итак, братия, ревнуйте о том, чтобы пророчествовать, но не запрещайте говорить и языками» (1Кор. 14, 3–4 и 39).

539

«Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам» (Евр.10,24). «Вы стали образцом для всех верующих в Македонии и Ахаии» (1Фес. 1, 7).

540

«Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна» (Мк. 14, 38).

541

«Но Он уходил в пустынные места и молился» (Лк. 5, 16). «Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых и обо мне, дабы мне дано было слово – устами моими открыто с дерзновением возвещать тайну благовествования» (Еф.6,18–19).

542

«Буду радоваться... при уверенности и надежде моей, что я ни в чем посрамлен не буду, но при всяком дерзновении, и ныне, как и всегда, возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью» (Флп.1,18 и 20).

543

«Но если я и соделываюсь жертвою за жертву и служение веры вашей, то радуюсь и сорадуюсь всем вам» (Флп. 2, 17). «Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь» (Кол. 1, 24).

544

«Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем» (1Фес.5, 14). «Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию. Ибо и Христос не Себе угождал, но, как написано: злословия злословящих Тебя пали на Меня» (Рим. 15,1–3).

545

«Итак, да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его» (Рим. 6,12).

546

«Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследуйте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть» (2Кор. 13, 5).

547

«Ибо мы не повреждаем слова Божия, как многие, но проповедуем искренно, как от Бога, пред Богом, во Христе. Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2Кор. 2,17; 5,17).

548

«Уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал.2, 20).

549

«Посему увещавайте друг друга и назидайте один другого; вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем» (1Фес. 5,11,14).

550

«Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам; будем увещевать друг друга» (Евр.10, 24–25)

551

«Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы» (1Кор.15, 33). «Пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка. Удаляйся от таких» (1Тим.6,5). «Глупых же состязаний и родословий, и споров и распрей о законе удаляйся, ибо они бесполезны и суетны» (Тит. 3, 9).

552

«Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас, и почитать их преимущественно с любовью за дело их; будьте в мире между собою» (1Фес. 5, 12–13).

553

«Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное?» (1Кор.9, 11). «Ибо не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви, которую вы оказали во имя Его, послужив и служа святым» (Евр.6, 10).

554

«Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых и о мне, дабы мне дано было слово – устами моими открыто с дерзновением возвещать тайну благовествования» (Еф.6, 18–19). «Между тем умоляю вас, братия. Господом нашим Иисусом Христом и любовью Духа, подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу» (Рим. 15, 30).

555

«Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13, 7).

556

«Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них; ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных» (Рим. 16,17–18).

557

«Посему увещевайте друг друга и назидайте один другого, как вы и делаете» (1Фес. 5, 11). I


Вам может быть интересно:

1. Богословие деятельное святитель Иннокентий (Смирнов) Пензенский

2. Православное Догматическое богословие. Том 2 – Отделение пятое. Сын Божий – спаситель человека святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)

3. Опыт православного догматического богословия. Том IV – Член 3. О Боге-раздаятеле людям спасения, или Освятителе святитель Сильвестр (Малеванский)

4. Борьба за веру. Против масонов – III. Огласительное богословие архимандрит Фотий (Спасский)

5. Лекции cвятитель Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический

6. Хлеб богословия епископ Афанасий (Евтич)

7. Введение в православное богословие – ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. О ПРЕДМЕТЕ ПРАВОСЛАВНОГО БОГОСЛОВИЯ митрополит Макарий (Булгаков)

8. Нравственное Богословие в России в течении XIX-го столетия Александр Александрович Бронзов

9. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие – Творческий характер богословия преп. Максима профессор Сергей Леонтьевич Епифанович

10. Православное догматическое богословие. Том 1 протоиерей Николай Малиновский

Комментарии для сайта Cackle