святитель Иннокентий (Смирнов) Пензенский

БОЖЕСТВЕННОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ, ИЛИ БОГОСЛОВИЕ ДЕЯТЕЛЬНОЕ

Определение

Божественное практическое правоведение, или богословие деятельное, есть знание о том, как сообразовать свои действия с божественным законом. Совокупность же божественных законов, разнообразно явленных миру и составляющих вместе один закон Божий, можно назвать божественным правом.558

Предмет

Итак, предметом божественного правоведения являются действия людей, которые должны сообразовываться с законами божественными, или иначе – обязанности людей, и не каких-либо людей, но возрожденных. Ибо только таковые через веру в Иисуса Христа могут угождать Богу559 и любить Его и ближнего560, что составляет исполнение всего закона561, и могут испрашивать и получать божественные силы для совершения добрых деяний562.

Цель

Цель божественного закона, а, следовательно, и божественного правоведения рассматривается с двух сторон, а именно: по отношению к людям возрожденным и невозрожденным.

1. По отношению к возрожденным цель сего закона состоит в том, чтобы они проявляли постоянное усердие следовать во всем воле Божией563. Хотя они освобождены от осуждения закона564 и оправдываются через заслуги Христа, усвоенные верой565, однако же обязываются и к совершению добрых дел566 с готовностью души и с сыновним расположением. Следовательно, обязываются без принуждения исполнять волю Божию в полной надежде, что через веру получат прощение грехов567.

2. По отношению к невозрожденным цель божественного закона состоит в том, чтобы показать им их грехи, а равно и то, что за эти грехи следует осуждение на вечную смерть, и таким образом возбудить их к снисканию отпущения грехов во Иисусе Христе568.

Источник

Самый обильный источник божественного права, и притом единственное руководство, достаточное к его познанию, есть Священное Писание. Правила, законы и наставления об обязанностях человека перед Богом встречаются во всех книгах Священного Писания. Но для познания этих обязанностей главнейшими источниками являются десять заповедей, данных еврейскому народу и впоследствии изъясненных Самим Христом (См. Мф. 5 гл.), а потому и все Пятикнижие Моисеево, Псалтырь, книга Притчей и Екклесиаст, а также писания святых апостолов.

Пособия

Существуют следующие пособия, которые предоставляются божественному правоведению: – писания Святых Отцов, в разных местах своих творений излагавших понятия о должностях и объяснения их (как, например, святители Василий Великий, Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский, прп. Ефрем Сирин); – истолкования христианских писателей на Десятословие и другие относящиеся к этому места Священного Писания; – познание природы, так как из нее узнаются естественные Божественные законы.

Польза

Знание божественного правоведения приносит величайшую пользу возрожденным, потому что указывает им путь к святости; невозрожденным, потому что сокрушает их сердца; гражданам и господам, потому что согласует их выгоды и соединяет в общество; государям, потому что внушает им вечные законы; пастырям Церкви, потому что управляет их шествием по всем стремнинным путям жизни, укрепляет их душевные силы и наставляет к совершению всех многотрудных подвигов.

Содержание

Весь круг божественного правоведения может быть ограничен: общими понятиями о том, что встречается в самом его начале и руководит к его познанию; необходимыми обязанностями человека по отношению к Богу, к самому себе, к ближнему вообще и, в особенности, средствами, с помощью которых можно руководить людей к исполнению этих обязанностей.

* * *

558

«И пришел Моисей, и поведал народу слова Господни и все законы» (Исх. 24,3).

559

«Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность» (Рим.4, 3).

560

«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем помышлением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф.22, 37–39).

561

«На этих двух заповедях утверждается весь закон и все пророки» (Мф.22, 40).

562

«Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостью, то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь» (2Пет. 1,1–3 и 57).

563

«Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью, чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией» (1Пет. 4, 1–2).

564

«Ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве... Итак, нет ныне никакого осуждение тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу, потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греховного и смерти» (Рим. 7, 6; 8,1–2).

565

«Ныне, независимо от закона, явилась правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдания даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его, через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде» (Рим. 3; 21–25).

566

«Мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф. 2,10).

567

«Я посылаю тебя открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу, и верою в Меня получили прощение грехов и жребий с освященными» (Деян.26, 16–18).

568

«Мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста и весь мир становится виновен пред Богом, потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть, ибо законом познается грех» (Рим. 3,19–20). «Закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных, для оскорбителей отца и матери, для человекоубийц, для блудников, мужеложников, клеветников, лжецов, клятвопреступников, и для всего, что противно здравому учению» (1Тим. 1, 9–10).


Вам может быть интересно:

1. Богословие деятельное – Часть I. Общие понятия, или начала божественного правоведения святитель Иннокентий (Смирнов) Пензенский

2. Опыт православного догматического богословия. Том II – Учение о свойствах существа Божия. святитель Сильвестр (Малеванский)

3. Лекции по введению в круг богословских наук – I. О БОГЕ епископ Михаил (Грибановский)

4. Нравственное Богословие в России в течении XIX-го столетия – II. Состояние данной науки с появления опыта еп. Пензенского Иннокентия до обнародования системы о. Кочетова Александр Александрович Бронзов

5. Житие преподобного и богоносного отца нашего игумена Сергия Чудотворца преподобный Епифаний Премудрый

6. Письма – 499. Св. Отцы не советуют в одиночку выходить из монастыря. Свободное время проводи в келлии одна – за книгой или за рукоделием. Письма,... преподобный Иосиф Оптинский (Литовкин)

7. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского – СЛОВО схиархимандрит Иоанн (Маслов)

8. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том X – Кирик профессор Александр Павлович Лопухин

9. Аскетизм по православно-христианскому учению. Книга 1 – 11) Проф. К. Д. Попов. профессор Сергей Михайлович Зарин

10. Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского – Польза святитель Димитрий Ростовский

Комментарии для сайта Cackle