преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

  Собеседование 2, Глава 15Собеседование 2, Глава 17 

Двенадцатое собеседование аввы Херемона (второе). О чистоте

Глава 16. О конце и средстве приобретения и сохранения целомудрия

Потому для всякого из нас, всеми силами подвизающегося против духа блуда, единственную победу составляет то, чтобы не ожидать средства от своего старания. Хотя эта вера для всех кажется легкой, удобной, однако новичками приобретается также трудно, как и совершенство самого целомудрия. Ибо когда хоть немного улыбнется им чистота и они в тайне своего сознания тонким подкравшимся возношением услаждаются, думают, что достигли ее ревностью своего прилежания, то бывает необходимо, чтобы они, лишившись немного помощи Божией, до того были обеспокоены страстями, которые Божественная сила подавляла, пока по опыту не познают, что они своими силами и старанием не могут приобрести чистоты. Чтобы нам рассуждение о конце полного целомудрия, состоящее из длинного объяснения, коротко заключить, собрав воедино все, что обширно и рассеянно было изложено, скажем, что совершенство целомудрия состоит в том, чтобы монах в бодрствующем состоянии не допускал никакого услаждения похотью, чтобы и во сне не имел обольстительных грез; но когда бы во время сна, при беззаботности усыпленного ума, и произошло раздражение плоти, то как оно возбудилось без всякого ощущения удовольствия, так чтобы и успокоилось без всякой плотской нечистоты (т. е. истечения). Это, о конце целомудрия, насколько могли, изложили мы не голословно, а по опыту. Хотя, думаю, ленивыми и нерадивыми это, может быть, будет сочтено невозможным; однако я уверен, что ревностными и духовными мужами будет признано и одобрено. Ибо столько различия между людьми, сколько разнятся между собою цели, к коим стремятся души их, или сколько отстоит небо от ада, или Христос от Велиара, по изречению Господа Спасителя: «кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет» (Ин.12:26), и еще: «где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф.6:21). Так блаженный Херемон рассуждал о совершенстве целомудрия и удивительное учение о возвышенной чистоте заключил таким словом, советуя нам, приведенным в изумление, чтобы мы, поскольку большая часть ночи уже прошла, немного предавшись телом покою, не отказывали ему в естественной пище сна, чтобы дух, ослабев от расслабления тела своего, не лишился силы святого намерения.


Вам может быть интересно:

1. Писания к семи другим, посланным к епископу Гонорату и Евхерию, собеседованиям отцов, живших в египетской пустыне Фиваиде – Глава 1 преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

2. Послания – Послание 341(529). Чаду Симеону преподобный Феодор Студит

3. Повинное послание к великому князю Димитрию Иоанновичу Донскому святитель Дионисий Суздальский

4. Толкование на послание к Евреям – Беседа 14 святитель Иоанн Златоуст

5. Первое послание св. ап. Павла к Тимофею – Часть вторая. Экзегетическая священномученик Петр (Полянский)

6. Послание к папе Вигилию святитель Евтихий, патриарх Константинопольский

7. Послание Киприану Карфагенскому святитель Корнелий, папа Римский

8. Слова и проповеди при посещении паств, по случаю крестных ходов, к отдельным лицам и по особым случаям – Речь среди крестного хода при сретении иконы Успения Пресвятой Богородицы со святыми в ней мощами, присланной от Киево-Печерской Лавры,... cвятитель Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический

9. Для клира и народа – Апостолы и Евангелия суббот и воскресных дней Святого Великого Поста Иван Георгиевич Айвазов

10. Алфавитный указатель на книгу Святого Иоанна Лествичника, называемую "Лествица" – О преподобный Иоанн Лествичник

Комментарии для сайта Cackle