преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

  Собеседование 2, Глава 11Собеседование 2, Глава 13 

Двенадцатое собеседование аввы Херемона (второе). О чистоте

Глава 12. О дивных делах, производимых Богом в святых

Подлинно велики, дивны дары, которые Господь верным Своим, находящимся еще в этом тленном теле, дарует с неизреченною щедростью, и никому из людей, кроме только испытавших, неизвестны. Пророк, понимая под этим чистоту духа, как от своего, так и от лица тех, которые достигли этого состояния и расположения, воскликнул: «дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это» (Пс.138:14). Иначе пророк ничего нового и великого не сказал бы, если бы с другим расположением сердца или о других делах Божиих произнес это. Ибо нет никого из людей, кто бы и из величия самого творения не познавал, что дивны дела Божии. Впрочем, что Он в святых Своих ежедневным действием производит и по особенной щедрости обильно изливает, то знает только душа пользующегося, которая в тайне своего сознания бывает единственной ценительницей благодеяний Его, так что не только никаким словом не может выразить их, но и чувством и помышлением объять, когда, выходя из состояния огненной горячности, спускается к материальным, земным видениям. Ибо кто не удивится делам Божиим в себе когда увидит, что ненасытная жадность чрева и гибельная роскошь прожорливости подавлены в нем так, что даже самую малую и самую дешевую пишу редко и нехотя принимает? Кто не удивится делам Божиим, когда почувствует, что тот огонь похоти, который прежде считал естественным и неугасимым, теперь охладел так, что не чувствует в себе и простого возбуждения плоти? Как не возблагоговеет перед силою Божией всякий, когда увидит, что люди прежде жестокие, свирепые, которые раздражались и при раболепном услужении, приходили в большую ярость, теперь пришли в такую кротость, что не только не возмущаются никакими обидами, но еще с большим великодушием радуются им? Подлинно, кто не удивится делам Божьим и с полным расположением не воскликнет: «я познал, что велик Господь» (Пс.134:5), когда увидит себя или другого кого-либо, что из хищного сделался щедрым, из расточительного – воздержным, из гордого – смиренным, из щеголеватого и изнеженного – пренебрегающим щегольством и изнеженностью и добровольно переносящим бедность и тесноту настоящих обстоятельств? Точно, дивны эти дела Божии, которые пророк и подобные ему признают, изумляясь при созерцании их. Это те чудеса, которые Бог положил на земле, и тот же пророк призывает все народы к удивлению им, говоря: придите и видите дела Господа, – какие произвел Он опустошения на земле: «прекращая брани до края земли, сокрушил лук и переломил копье, колесницы сжег огнем» (Пс.45:9–10). Какое чудо может быть больше, как в самое короткое время из хищных мытарей сделаться апостолами, из жестоких гонителей самыми терпеливыми проповедниками Евангелия, так что ту самую веру, которую преследовали, потом распространяли даже пролитием своей крови? Это те дела Божии, о которых Сын Божий свидетельствует, что Он ежедневно вместе с Отцом делает, говоря: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Ин.5:17). Об этих делах Божиих блаженный Давид, воспевая в духе, говорит: «благословен Господь Бог, Бог Израилев, един творящий чудеса» (Пс.71:18). О них и пророк Амос говорит: «смертную тень претворяет в утро, а день делает темным, как ночь» (Ам.5:8). Это именно есть изменение десницы Всевышнего (Пс.76:11). Об этом спасительном делании Божием пророк молит Господа: «утверди, Боже, то, что Ты соделал для нас!» (Пс.67:29). Я уже не говорю о тех тайных, сокровенных действиях Божиих, которые дух всех святых каждую минуту видит совершающимися внутри себя особенным образом, о том небесном излиянии духовного веселья, вследствие которого унылый дух живостью нечаянной радости возвышается к тем неведомым восторгам сердца, к неизреченным, неслыханным утешениям радости, коими мы, иногда цепенеющие в унылой бесчувственности, как бы от глубокого сна возбуждаемся к пламеннейшей молитве. Это есть та радость, о которой говорится: «того не видел глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку» (1Кор.2:9), о которой блаженный апостол говорит тому, кто расслаблен земными пороками, привязан к человеческим страстям и не видит ничего из этих даров Божиих. Наконец, тот же апостол как о себе, так и о подобных ему, вышедших уже из сожительства человеческого, прибавил: «а нам Бог открыл это Духом Своим» (1Кор.2:10).


Вам может быть интересно:

1. Писания к семи другим, посланным к епископу Гонорату и Евхерию, собеседованиям отцов, живших в египетской пустыне Фиваиде – Глава 1 преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

2. Послания – Послание 341(529). Чаду Симеону преподобный Феодор Студит

3. Повинное послание к великому князю Димитрию Иоанновичу Донскому святитель Дионисий Суздальский

4. Толкование на послание к Евреям – Беседа 14 святитель Иоанн Златоуст

5. Первое послание св. ап. Павла к Тимофею – Часть вторая. Экзегетическая священномученик Петр (Полянский)

6. Послание к папе Вигилию святитель Евтихий, патриарх Константинопольский

7. Послание Киприану Карфагенскому святитель Корнелий, папа Римский

8. Слова и проповеди при посещении паств, по случаю крестных ходов, к отдельным лицам и по особым случаям – Речь среди крестного хода при сретении иконы Успения Пресвятой Богородицы со святыми в ней мощами, присланной от Киево-Печерской Лавры,... cвятитель Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический

9. Для клира и народа – Апостолы и Евангелия суббот и воскресных дней Святого Великого Поста Иван Георгиевич Айвазов

10. Алфавитный указатель на книгу Святого Иоанна Лествичника, называемую "Лествица" – О преподобный Иоанн Лествичник

Комментарии для сайта Cackle