Источник

Сентябрь

14 сентября 1866.

Благодарю Тебя, многомилостиве Господи, яко избавил мя еси по молитве моей от злобы и гордыни бесовския, купно и моей, и умиротворил еси мя. Научи, Господи, руце мои на ополчение, персты моя на брань [Пс. 143, 1].

Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством [Лк. 21, 34]. Значит, от воздержания и поста облегчаются.

Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя [Мф. 16, 24], то есть своих страстей и похотей: гордости, презорства, злобы, зависти и недоброжелательства, осуждения, любостяжания, чревоугодия и плотоугодия (например, курения табаку, игры в карты, от посещения театров, гульбищ и пр.).

Из-за чего желаем зла ближнему, ненавидим, презираем его, завидуем ему? Из-за пристрастия к земному, из-за любостяжания, сластолюбия, гордости, роскоши, пышности. Уничтожь это пристрастие, или эти страсти, – и не будет повода враждовать на ближнего. И от Бога отвращаемся, заповеди Божии нарушаем непрестанно тоже из-за пристрастия к земному, больше из-за чревоугодия, любостяжания и гордости своей. Потому необходимо для угождения Богу отвергнуться себя, своего я и жить для Христа и Христом, довольствоваться малым и необходимым, а роскошь презирать, нуждающимся уделять охотно из своего достояния, потребного ничего не жалеть для ближнего, ибо Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней [Пс. 23, 1]. Берегитесь, чтобы не объяла вас тьма, то есть духовная тьма, злые демоны [Ин. 12, 35].

Бесценный наш Спаситель! Слава и благодарение Тебе, что Ты нас спасаешь от тьмы сей, когда она нас обступает; Ты вразумишь нас, дашь испытать отчасти зубы, огнь геенны – и паки помилуешь нас, кающихся.

Чем больше угождаешь чреву, тем больше оно приносит тебе скорби, тем больше возобладает над тобою мучительски. Потому надо есть умеренно и без жадности, и доколе тебе, иерею, заниматься этой детской забавой? Ибо угождение чреву есть подлинно детская забава. Время за разум взяться и горняя мудрствовать, а не земная [Кол. 3, 2], пора возлюбить пост. Не видишь ли, как духовные змеи жалят чревоугодников и невоздержных?

О, если бы мы хотя с такою силою прилеплялись к небесным благам, с какою прилепляемся к земным. Каково было бы блаженство наше вместо настоящей тесноты нашей, которую испытывали в душе от пристрастий мирских! Какая возвышенность духа вместо настоящего уничижения, какая радость вместо скорби!

Употребляя с жадностью пищу и питье, сласти, человек чрез то покупает себе неволю всякий раз и продает свое первородство, свое сыновство, как Исав Иакову, за ядь едину [Евр. 12, 16], и отпадает от любви к Богу и ближнему, и прилепляется к земному, и чрез то срастворяется с дьяволом, который глубже и глубже внедряет в его сердце корни свои смертельные.

Презирая чрез нас ближнего, дьявол ругается над Божиим величеством, уничижая Творца в деле рук Его, в образе Его славы (например когда презираем ближнего за черноту и грубость его кожи, за нищету, болезненные струпы и пр.)

Пресыщенное чрево ярится на просящих часто милостыни и дерзает на них рукою. А плоти нужно очень немного: Имея пропитание и одежду, будем довольны тем (1Тим. 6, 8).

Всякое дело рук Божиих почтенно, особенно человек.

И добро надо делать по воле Божией, а не по своей, то есть так и столько, сколько Богу угодно: ты хотел бы, например, подать милостыни столько и таким-то лицам, а Бог посылает тебе большее число лиц или велит одному и тому же человеку подать несколько раз.

Была хороша, а теперь старушка.

Что должно возбуждать сожаление, например необразованность, невежество, старость, то нередко в нас производит отвращение, презрение, ненависть, а образованность – зависть.

Я сам из оборвышей: меня Бог бесконечно подъял и воспитал чрез посредство родителей, начальников и наставников и других добрых людей. – Я должен разделять труд воспитания с родителями над бедными детьми. За ученье благородных детей получаешь хорошее жалование – выделяй из него значительную часть, хотя четвертую, на бедных, то есть четверть жалования ежемесячно разделяй на бедных.

Нищему, многократно у тебя просящему милостыни, подавай каждый раз так же охотно, как если бы он в первый раз пришел к тебе или как подает тебе благостно ежедневно Отец Небесный, хотя ты и недостоин.

С радостью помогай бедным: они так смиренны, добры, незлобивы, терпеливы, учись у них этим добродетелям; ты сам нищий по душе, и твоя нищета важнее и хуже стократ их нищеты, ибо ты горд, и зол, и пресыщен, и любостяжателен, и скуп, и ленив, и чревоугодник и пр. Для спасения богатых грешников Бог послал нищих продавать нам елей; чем больше купим елея, тем лучше.

Уважай добродетель милосердия, ищи случая сделать добро, не давай врагу разрушать здание милостыни, с охотою, смиренно раздавай нищим Божие достояние, то есть имущество твое, не раздражайся на нищих и не служи врагу.

От сытости хлеба содомляне и гоморряне развратились до крайности, потому в христианстве высоко ценится пост как средство и путь ко всякой добродетели.

Фотография: люди засматриваются на себя и отвращают лицо свое от Бога. Заботятся о внешности и отвращают взор от внутреннего.

Насколько ко мне благ и щедр Господь, настолько и я должен быть благим и щедрым в моей мере к ближнему. Господь вечный живот, вечное блаженство дарит мне в Своих Божественных Тайнах, Теле и Крови Своей, – я ли пожалею тленного брашна для бедных, этого камня, называемого деньгами!

Дух небесный должен быть во мне, а не земной.

Жадная плоть жалеет милостыни нищим, чтобы самой пресыщаться и губить душу. Надо с радостью подавать и не смотреть на печаль и раздражение плоти: и плоть наша, и ее потребности – идолы наши. Плоть надежду возлагает на деньги, на сласти. Но един Бог сердца нашего, всё подающий обильно в наслаждение (1Тим. 6, 17). Сей щедро, да щедро и пожнешь; милостыня – семя.

Всё покорено под ноги человека.

Заповедь о любви к ближнему даруй мне, Господи, исполнить.

Какое безумное злое, завистливое сердце! Другие едят – за то их не люблю. А сам ем-пью с жадностью. Жадность бросить! Презреть чрево! Если бы ради ближнего пришлось и голодом посидеть – хорошо было бы, но по щедротам Господним этого не бывало. Все мы Божьи и всё Божье – только в любви да жительствуем.

Молитва Отче наш – учительница любомудрия, взаимной любви и всякой добродетели. Помнить ее надо.

27 сентября 1866 г.

Благодарю Тебя, всеблагая и всеблагомощная Владычица, Пребыстрая Заступница, яко избавила еси мя от лютых и явила мне небесную Свою помощь в деле преподавания Закона Божия в третьем и четвертом классах. Благодарю Тебя за мир душевный, за дерзновение, за дар слова, о Мати Слова!

Чрез пристрастие к блестящей внешности в одежде и жилище и экипаже, или красоте лица, или к сластям пище-питейным, или чрез пресыщение дьявол производит ненависть к людям незначительным, бедным, имеющим неблагообразное по внешности лицо по причине старости или от природы. Но надо всегда [воздавать] должное душе, которая есть образ Божий, есть дух разумный, свободный, бессмертный.

Не вниди в односторонность при оказании любви к ближнему: не люби только богатых, образованных и знатных, презирая бедных и незнатных, или не люби одних бедных, презирая знатных и богатых.

Есть ли ныне гонения? Есть. – Дьявол гонит нас гордостью, презорством, упрямством, непослушанием, ненавистью к ближнему и, значит, ближнего чрез нас; гонит нас чревоугодием и жадностью, любостяжанием ненасытимым, роскошью, увеселениями, вообще пристрастием к земным так называемым благам; холодностью к вере и Церкви и равнодушием к будущей жизни или к будущей судьбе за гробом; леностью и расслаблением к важным делам, охотою и спешностью надела пустые, земные; маловерием, лицеприятием (приятные лица, хорошая одежда, манера, тон, умение говорить, вообще, внешний этикет).

Вкусные кушанья, да нарядная одежда, да нарядное жилище, да витиеватая, нарядная речь, да долгий, в сытость сон, да нарядная утварь в комнате с нарядными книгами и прочее – совсем беда для иного человека: некрасивых, необразованных, не говорящих книжною речью, бедных и низких людей презирать будет: не под масть, не под цвет, дескать, идут. О, прелесть. Призрак зрения! О, заблуждение ума и сердца! О, призраки! Миражи! Лжи! Истина в любви и смирении, в терпении и незлобии.

Дьявол зорко и неусыпно следит за отношениями нашего сердца к двум главным заповедям закона Божия – о любви к Богу и ближнему, и всемерно и непрестанно старается о том, чтобы мы не любили Бога всем сердцем и забывали Его, не помнили и не чувствовали Его благодеяний и не любили ближнего, как себя, – напротив же, чтобы враждовали на него при всяком малейшем к тому со стороны ближнего поводе, намеренном или ненамеренном, вольном или невольном, действительном или кажущемся, чтобы завидовали ему, были скупы к нему и пр. Где есть ближний, там дьявол старается и строит против него козни. Мы должны внимать своему сердцу и при всяком случае оказывать ближнему любовь.

Не забывай слов Спасителя нашего: в нюже меру мерите, возмерится вам [Мф. 7, 2]. Меришь другим сладко – и тебе возмерят сладостию, меришь другим сердечно, в простоте – и тебе так же возмерят; и еще: как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними [Мф. 7, 12]; и еще: давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам [Лк. 6, 38]. Знающий, дающий должен быть всего спокойнее, напротив, не дающий должен беспокоиться, чтоб ему не лишиться бедственно многого. И еще надо помнить, что милостыня есть семя, которое вырастет и принесет сторичный плод [Мф. 13, 8].

К ближнему всегда будь благорасположен, как к себе. Начертай златыми словами заповедь: люби ближнего, как себя.

Чаша златая – это значит, в ней чистейшее злато – Тело и Кровь Спасовы, и твое сердце, твоя душа должны быть, как злато, чисты от всякого греха, от всякого пристрастия мирского, от всякой злобы, гордости, зависти.

За свое чревоугодие я подвергся за ранней обедней и после за молебном сильной беде: не мог читать акафиста и молитвы водоосвятительной.

Всеми мерами старайся быть к прихожанам в отношении отца к детям, пастыря к овцам. Которому овцы не свои... [Ин. 10, 12]. Мы свои овцы у Доброго Пастыря – Христа, кровные Его овцы. Смотри на каждого христианина как на кровную овечку Христову и береги всякого, особенно о душе заботься, о вечном ее спасении, о воспитании ее в духе и правилах веры христианской.

Брак венчал 2-го октября в воскресенье, с помощью Божиею, почти непреткновенно и с добрым чувством, с силою, ровно, беседуя с Богом, чувствуя близость Его к сердцу в каждом слове.

Злодей дьявол наводит бурю злобы при посещении братом жилища и при употреблении сластей (даже на человека, достойного всякой и особенной любви и уважения) наводит злобу из-за пустого предлога. Боже мой! Какими бедами, какими нелепостями я связываюсь! Где образование сердца и воли? Где отложение ветхого человека и облечение в нового? Где кротость, смирение, незлобие? Где снисхождение? Где покровение немощей, недостатков ближнего? Где дух Христов? И это после причащения толикократного Божественных Тайн!

Мать моя – доброе, кроткое, простосердечное и добросердечное дитя. Каким сокровищем драгоценным в очах Божиих она обладает! Она обладает незлобивым, кротким сердцем! Вот вам и необразованный человек! А я при образовании и горд, и капризен (своенравен до мелочей и глупости), и зол, и скуп, и завистлив, и лукав!

Обрати внимание на нищих: они также очень добры и кротки. Вспомним слова пророка: наипаче наполнися душа наша поношения гобзующих и уничижения гордых [Пс. 122, 4]!

Образование ума идет прогрессивно, а сердца регрессивно; ум просвещается, а сердце развращается, делаясь гордее, злее, раздражительнее, завистливее, сластолюбивее, скупее, жесточе, своенравнее, лукавее.

Важное дело – поминать живых членов Церкви во время великого выхода, когда воспоминается распятие Господа на кресте, молитва покаянная разбойника: помяни мя, Господи... Как тогда разбойник за сердечную молитву покаяния сподоблен прощения грехов и рая, так и ныне искренно открывающие пред Господом вины сердца своего в это время литургии сподобляются прощения грехов и великих милостей от Господа. Потому все должны в это время каяться искренно в грехах своих.

Враг учит в книге презирать часто читаемые слова, в жизни – часто приходящих гостей. Видишь козни его!

Надо всем благодарно и умилительно плакать, видя на руках Матери Девы Предвечного Младенца, нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, или видя Его на кресте висящим и претерпевающим ужасные мучения за наши беззакония. Надо возлюбить Бога всем сердцем, всею душою, всею крепостью и мыслью, а ближнего, как себя, и жертвовать для него всем.

Я к земле пригвоздился: вот почему Господь, искупая мой грех пригвождения к земному, – ко кресту пригвоздился. Отселе я должен горняя мудрствовать, презирая земные сласти, блеск, красоту, почести.

Христос ко кресту был пригвожден, потому крест и Христос – одно.

Враг ли, друг ли, знакомый или незнакомый у меня угощается хлебом-солью, чаем-сахаром, я должен считать за честь, что прахом земным я служу живому, бессмертному и бесценному образу Божию, пред которым и весь мир ничтожен, – только бы мне кого не обидеть или кого не возненавидеть.

Иже Херувимы тайно образующе и Животворящей Троице... всякое ныне житейское отложим попечение77. Вот до чего литургия должна довести всех предстоящих во время ее – чтобы они отложили всякое житейское попечение, сделались как бы небесными, чтобы все житейские попечения, пристрастия оставили и вознеслись горе, на небо, как говорится после: Гор é имеим сердца. Вот для этого надо ходить в церковь к обедне, вот так надо стоять в ней! О, достоинство христиан! О, величие дара Божественного. О, сыноположение!

Из-за каких пустяков, пристрастий мы возмущаемся и теряем любовь к Богу и ближнему! Из-за злата, сребра, которые суть прах, из-за лакомого куска, блюда, что оно дорого и часто и неумеренно употребляется, из-за нарядной одежды, из-за мебели, книг и пр. Всё суета и прах! А на нищих за что сердимся? За то ли, что они ничего не имеют и между тем хотят есть-пить, одеваться, жить под кровом, как и мы, что просят? – Нет, потому что мы сребролюбивы и небратолюбивы, небоголюбивы. Пастырь добрый душу Свою положил за овцы, да и мы по братии души полагаем.

Говорим на молитвах не только церковных, но и домашних утренних и вечерних во множественном числе, потому что мы составляем члены Церкви. Царю Небесный... вселися в ны и очисти ны...

Господи! Даждь мне благодать служить ближним моим, как членам Твоим, с радостию, охотно, не даждь огорчаться на них.

Делами нашими мы вторично распинаем Сына Божия (современным идолопоклонством) – в картежничестве, убийстве времени, увеселениях, театрах, клубах, барышничестве, словоохотливости (газетизме и журнализме), табакомании, пьянстве, кофейничестве и чайничестве.

Имей дух братства, дух любви Христовой ко всем без лицеприятия: к знакомым и незнакомым, богатым и бедным, часто и редко посещающим тебя друзьям и врагам, обидящим и благоприятствующим, дающим и отнимающим. Бога имей непрестанно в сердце.

Я вкушаю так часто пречистое Тело и Кровь Иисуса Христа и по обетованию Его имам живот вечный. Как же мне после этого дорожить временным животом и благами его?

До сих пор я ни в чем недостатка не имел по милости Господней и теперь, по той же милости, не буду иметь. Буди милость Господня. Чего же мне кому жалеть?

До сих пор дьявол влагал в мое сердце и мой ум многоразличные мечты, и я поддавался им по самолюбию и по пристрастию к временным благам. Отселе, Господи, дай мне благодать не поддаваться этим многоразличным мечтам.

Кто всех немощнее и грешнее? Я. Против кого же я отверзу уста? Ни против кого, как против себя.

Бог нас всех создал, и Бог же о всех нас промышляет: наше дело жить в мире и любви между собою. Молитва Отче наш – постоянный учитель любви взаимной, братской.

Кал сластей. С этим словом – кал – успокоилось страстное до сластей сердце мое и беспокоимое этим пристрастием.

* * *

77

Херувимская песнь.


Источник: Дневник / cв. праведный Иоанн Кронштадтский. - Москва : Булат, 2005-. - (Духовное наследие Русской православной церкви). Т. 10 : 1866-1867 / [ игум. Дамаскин (Орловский), протоиер. Максим Максимов, Геворкян Кристина Вартановна]. - 2012. - 373 с. ISBN 978-5-902112-84-6

Комментарии для сайта Cackle