Источник

Сентябрь 1869 г.

2 сентября.

2 сентября. Обедня ранняя в Успенской церкви от А. Мурашева. Благодарю Господа, даровавшего мне благодать совершить с чувством Божественную литургию и причаститься неосужденно Божественных Таин.

Служил 3-го сентября молебен на лоцманской, вновь устроенной брантвахте в десять с половиной часов до полудня. Было два капитана первого ранга и несколько офицеров и лоцманов. Некоторые слова ектении и в молитве показались мне неуместными, я усумнился, постыдился и устрашился выговорить их – и за то посрамил Бог лице мое: скорбь и тесноту почувствовал я в сердце и посрамление. Нужно дерзновение, вера. Потом припал к лику Господа и просил у него сердечно прощения и мира. Получил – умиротворился.

4-го сентября.

4-го сентября. Ночью было нечистое сновидение, по действу вражию. Отчего прежде не было, и Бог хранил, а нынешнюю ночь случилось? Оттого, что сам я дал доступ к себе врагу, поужинавши скоромною пищею в постный день – среду. Я ел по чувству немощи и по причине худосочия яичницу и сок от жаркого – мяса. Ночью был тепло накрывшись. Много виновен я пред Богом. Недавно еще в проповеди я говорил, что некоторые для здоровья нарушают посты и едят скоромное, а сам сделал то же – и стал медью звенящей [1Кор. 13, 1]. Лучше нездоровым быть, чем в блуде утопать. Пусть лучше тело страдает, нежели душа оскверняется.

Согрешил ко Господу: рассердился на Григория Ивановича и Анну Константиновну за то, что подошли ко мне во время занятий моих церковной историей благодарить за писчий столик. О, злоба, о, зависть, о, недоброжелательство! О, самолюбие, о, гордость! О, сластолюбие! О, изнеженность!

О, как тяжелы сласти для сердца! Как смертоносна стопа их! Блажен, кто презирает сласти земные! Но я, многогрешный, еще не научился презирать их!

От папирос и сигар – пожары.

Тот, кто пристрастился к блеску злата и сребра, не достоин видеть несозданный свет Святой Троицы и святых Божиих Ангелов и человеков, ибо сердце его идолонеистовствует и почитает златого тельца или златого истукана Навуходоносорова140.

Священник носит фелонь наподобие крыльев, изображая ангельское свое служение и горнее свое стремление и отложение всякого житейского попечения.

Для возведения меня на небо – сошествие с небес Сына Божия, воплощение, крещение, учение, чудеса, пророчества, страдание, смерть, воскресение, вознесение на небо, сошествие Святого Духа на апостолов, а я – всё земной, всё увлекаюсь земными привязанностями, страстями и нерадею о горнем.

4-го сентября, в четверг, рассердился на ученика в классе за смех в классе и делал ему сердито выговор, лишил его благословения Божия до времени раскаяния. Я должен был в кротости перенести это и презревшего оставить в презрении. Надо сидеть в классе с учениками с глазу на глаз и не прятать лица своего. Конспект писать заставлять их. Вопросы приготовлять и задавать их и тем развивать учеников и расширять их познания.

Того ли ты хочешь, чтобы всё шло как по течению реки? Но так бывает с людьми, работающими миру. Рабы Божии непрестанно идут против течения, против напора страстей.

5-го сентября.

5-го сентября. Благодарю Господа моего Иисуса Христа, скоропослушного Спасителя моего, спасшего меня сегодня несколько раз в гимназии от мерзостей, всеянных в сердце мое нечистыми и мерзкими, сластотворными и ядовитыми духами злобы! Воззрел ко Господу верою – и спасся, и умиротворился. Слава Тебе, непостыдное упование надеющихся на Тебя!

Господи человеколюбие! Останови бич Твой, пилу Твою, меч Твой, престани, Многомилостиве, поражать словесные создания Твои – раба Твоего иерея Лаврентия и рабу Твою Александру; ослаби им, да почиют141 [Пс. 38, 14]; рцы мучителям их: довлеет. Сентября 5-го дня, 1869.

Человек создан был некогда светлым и жил во свете лица Божия. Потеряв этот свет чрез грех и ниспадши в тьму страстей, человек, однако же, стремится к свету, только, к несчастию, не всегда к истинному, а больше к призрачному, временному, например хочет светло пожить или любит блеск злата, сребра, камней драгоценных; он ловит, так сказать, всякую блестку на земле и восхищается ею, только – увы! – это не тот свет, который он имел вначале. Враг извратил стремление души к свету и вместо истинного, вечного света, каков есть Иисус Христос, обращает наши очи и сердце к свету временному, к блеску исчезающему, ослепляет блеском злата и сребра, блестящими знаками отличия; равно как вместо того, чтобы возводить взоры свои от красоты творений к Творцу, человек останавливает оные на тварях и прилепляется к ним блудным своим сердцем и плотию своею, сливается с творением, тогда как следовало бы соединяться с единым Творцом.

Обвился грех по ребрам моим – отвей грех от ребр моих и обвей меня истиною Твоею по ребрам моим. Как чешуею, покрыты ребра наши страстями, усыпаны бесами. Сентября 13-го, 1869.

Многих я оттолкнул от себя гордостью своею, спесью, злобою, завистью своею. Прежде молились вместе со мною повечеру на ночь сестра моя и брат мой, а теперь перестали, видя злобу мою. Окаянен аз человек: кто мя избавит от тела смерти сея? [Рим. 7, 24]. Всех грешнейший, окаяннейший, несноснейший. Аминь.

Отчего тлеют тела наши? Потому что в них есть семя тли – грех. Отчего нетленны мощи святых почивают? Оттого, что святые избежали греха и с ним – тления. Они сосуды святыни и храмы Святого Духа; чем больше в ком грехов, тем отвратительнее и ужаснее тление.

Самоубийство от пьянства (поместить в беседу – о вреде от пьянства), от непосещения храма и богослужения, от лености молиться Богу, – как нравственно слабеет человек и вдается в страсти, как легко овладевает диавол людьми, не прибегающими к Богу с молитвою.

7 сентября 1869.

7 сентября 1869. Воскресение. Служил раннюю обедню. Сначала была злая икота, после поминания усопших прошла, и затем Господь даровал благодать [служить] литургию с силою многою и дерзновением; царский дом выговорил весь по именам; причастился неизреченными щедротами Божиими неосужденно, в мир душевных сил. Молебен после ранней обедни совершил непреткновенно, с чувством. Слава благодати Божией, милующей и укрепляющей меня.

После обедни заходил к больному подполковнику Ивану Дмитриевичу Горемыкину и матери его Варваре Николаевне, погоревшей несколько недель назад. Разговор о существующем в Петербурге вольнодумстве: как просили на бал пред Благовещением и на танцы и дерзости в отношении к иконе Благовещения, наказанной слепотою вольнодумца: «Для этой-то Госпожи не хотите ехать на бал», – вставши на стул и указывая пальцем на образ, сказал в дерзости вольнодумец; ослепление его вскоре. Жена вольнодумка: двое детей от мужа, любовник ее, ненависть к мужу; предложение дуэли мужу с любовником, слова ее: «Если он убьет тебя, я выйду за него замуж, если ты его – я убью себя»; дуэли не было. Отравилась ночью хлороформом. Любовник, услышавши, застрелился. Мать его, у которой он был единственный сын, умерла от испуга; кто дал пистолет, от страху умер. О безбожнике – молодом священнике: после обедни пригласили чай пить; пьет, но не ест; просят закусить – не закусывает, говорит, что сыт, наевшись... да не возглаголю его безумных речей... Господи! Прости нам легкомыслие и дерзость нашу! Дай мне всегда мало вливать вина и малый вынимать Агнец. Где развращается наш народ? – На вечерах, в клубах, в театрах. Отчего развращается народ? – В церковь не ходит, Евангелия не читает, проповеди не слушает, постов не хранит, к исповеди и причастию не ходит или притворно, для виду. Едят-пьют пред причастием некоторые.

Чем всякий металл очищается от примеси, от грязи и чем он претворяется в разные прекрасные вещи? – Огнем. Чем душа человеческая очищается от примеси греха и претворяется в нового человека? – Огнем скорбей и искушений.

Благодарю Тя, Господи Боже мой, не престающий спасати меня кающегося и коленопреклоняющегося пред Тобою, отъемлющий злые расположения сердца моего. Как в нас сильно пристрастие к земному и как в нас сильно самолюбие, злоба и зависть! Как лукава плоть наша! Непрестанно алчет большего, чтоб лучше и больше есть-пить, краше одеваться, краше украшать свое жилище, больше блудить – одним словом, чтоб сильнее прилепляться к земле, больше оскорблять Господа, больше жестокосердствовать относительно ближнего. У греха, у плоти свое развитие, свой прогресс, и когда развивается плоть, плотские стремления, тогда упадает дух, подавляются духовные стремления. Надо развивать любовь посредством дел милосердия и все добродетели, как-то: смирения, кротости, нестяжания, незлобия, воздержания, чистоты, терпения, упования. Плотское развитие сосредоточивается в чреве, ибо почти вся материальная деятельность относится к нему. Потому настоит необходимость смирять ежедневно чрево воздержанием и постом.

Благодарю Господа, спасшего меня от тесноты и занывания сердца от жаления сластей брату моему. Помолился лицу Божию – и спасен бых. Кого пошлет Господь, тот придет, кого не пошлет – не придет: не возмущаться никакими случайными тратами о приходящих посторонних или своих людей. Ничего нашего нет – всё Божие и туне от Него получено.

Не вдруг человек делается нарушителем заповедей Божиих, не вдруг человек делается вором, прелюбодеем, безбожником, убийцей и прочими самым делом, но наперед тайна беззакония деется в мыслях и в сердце его; каждый день, час грех почти непрестанно действует в нас и возобновляет свои попытки к привлечению нас к себе мыслию, желанием, словом или делом; человек встает и падает, падает и встает внутренно. Например, он презирает ближнего в мыслях, в сердце, потом презирает его взором, злым, холодным, небрежным обращением, затем словом и наконец нередко начинает гнать делом. Почти непрестанно в каждом из нас деется та или другая тайна беззакония, ибо враг не спит. Потому для противодействия внутрь действующему греху надо непрестанно воздержание, бодрствование, трезвение, богомыслие, молитва, чтение Священного Писания, пение священных песней.

Особенно надо боятся чревоугодия и пресыщения, ибо чрез них сердце человека крепко грубеет, делается земным, самолюбивым, корыстным, злым, прелюбодейным, нетерпеливым и раздражительным. Чревоугодник теряет веру и надежду на Бога: если приходит к нему гость или родственники есть-пить, он постоянно мучается жалением им ястия и пития и боязнию оскудеть в земных потребностях, забывая, что Бог никогда не оставлял ни в чем необходимом для жизни и даже излишнем и что, может быть, не далее как сегодня он получал от Бога туне щедрый дар Его милости. Сердце чревоугодника, равно как и сребролюбца, непрестанно тоскует и мятется – и поделом, ибо служит безумному идолу – чреву, яствам и питью и бездушным деньгам, оставив служение живому Богу, подателю всех благ и непрестанному, неусыпному о нас и о всех тварях попечителю, источнику жизни, мира, света, свободы, силы, радости.

Надо непрестанно прислушиваться к сердцу своему и замечать, о чем оно думает, чего желает, о чем болит, что любит, чего страшится, что составляет его божество. Это божество есть, для большей части из нас, материя, или временные вещественные блага, особенно пища, питье, одеяние, деньги, постройки, книги, театр, увеселения.

Разве туне, разве даром подаем мы нищим милостыню?.. Нет: за нее мы сами будем вечно помилованы и наследуем Царство Небесное. Мало ли этой награды? Не бесконечно ли она превышает милостыню? Не следует ли же подавать ее всегда охотно и с радостию и из последнего? О премудрый Царю Христе, слава милосердию Твоему! Яко помиловал нас толико142 во спасительном воплощении и страдании Твоем – милуеши нас, грешных, злонравных и неблагодарных, и за творение должной с нашей стороны милости ближним нашим. 9 сентября 1869 года.

Червь или демон сребролюбия почти никогда не дает покоя человеку и точит сердце его; он делает то, что в одном доме бывает тесно отцу с сыном, вообще детям с родителями, близким родственникам или соседям в одном доме; он производит всегдашнюю зависть, злобу, гордость (и вооружает детей против родителей, родителей против детей) и наполняет жизнь домашнюю бесчисленными нелепостями.

Все страсти суть проявление вражды к Богу и ближнему и плотского самолюбия и привязанности к сему миру: нам, вопреки намерению Божию, хочется светло и роскошно пожить здесь, не заботясь о угождении Богу и достижении вечного Отечества Небесного. Потому, чтобы исполнить заповеди о любви к Богу и ближнему, должно отвергнуться себя, своего самолюбия, своего господствующего направления сердца, презирать мир, плоть и блага века сего, твердо держась мира. Истинная любовь к себе состоит в отвержении себя, или своих страстей, прихотей, привычек. Мнимая любовь, или обыденная, греховная любовь наша к себе, ежедневно ввергает нас в духовную смерть: в скорбь, тесноту, уныние, зависть, злобу, гордость, раздражительность, леность, чревоугодие, невоздержание, своенравие и упрямство и в бесчисленное множество других грехов. Истинная же любовь доставляет нам непрестанный мир, спокойствие, делает нас смиренными, снисходительными, воздержными, терпеливыми, целомудренными, покорными, доброжелательными ко всем, благодушными, радостными. Мало кто любит себя истинно: большая часть из нас крепко ненавидит себя. Вот до чего довел нас лукавый грех! Вот как лукав мир! Обратил... Бог мудрость мира сего в безумие... Если кто... думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым [1Кор. 1, 20; 3, 18].

Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона [Рим. 13, 10]. Какую бурю воздвигает враг из-за пищи и питья, из-за денег, из-за временного пристанища или жилища! Какой мрак наводит на душу, какую тесноту, какую злобу! Как будто дело идет из-за чего-либо весьма важного – из-за вечной жизни на земле, из-за вечных благ на земле, тогда как небесных благ и в помине нет и тогда как именно из-за пристрастия к земным благам, временным, мнимым, мы лишаемся благ небесных, вечных, истинных. О, извращение порядка Божественного! О, омрачение диавольское!

Ничего моего нет – всё Божие, туне полученное от Господа,– да туне и охотно даю прочим. Я – странник и пришлец на земле и в доме моем. Моя обязанность – непрестанное покаяние и исторгание страстей из сердца, а не гоньба за удовольствиями плотскими, не собирание имущества, не осуждение других людей, которые сами имеют и свою волю свободную, и свою совесть.

Едино сердце, одна душа да будет у тебя и у домашних твоих, наипаче при разделении трапезы или при сидении за трапезой и водворении в одном жилище. Да удалится обычная в этих случаях злоба и недовольство своими.

Весь будь горний, никаких земных красот и блеску не желай, ибо это питает тщеславие, приковывает к земле и отвлекает от горнего. На небе да будут все твои сокровища. Не желай, чтоб твое во Христе служение награждено было от людей, и не унижай этим святого, неценимого дела. Служи бескорыстно. Не налагай на душу уз смертельных. Награды земные, занимая сильно душу, не дают ей времени обратить всё внимание на внутреннее состояние (безобразие) и заняться как должно самоисправлением и порабощают душу суете. Где сокровище, там и сердце [Мф. 6, 21; Лк. 12, 34]. Разве не глубоко мудры были подвижники, тщательно избегавшие всех земных наград, питающих суетность, и жившие в глубокой нищете? Но мы очень легкомысленны, маловерны.

Христианин должен быть весь горним, а диавол старается сделать пекущегося быть таковым всего дольним, а беспечных давно сделал уже дольними, и притом так, что они и не примечают сетей вражиих и охотно остаются в них. Я чувствую, что враг сей ежедневно томит меня земными привязанностями и вооружает чрез них на ближних моих гордостию, злобою, завистию и прочим.

Мы, как алчные звери, бываем в дому своем как бы в клетке или в зверинце, особенно за столом, когда за ним есть посторонние лица. В самом деле, весьма похожи на зверей по злобе, по зависти, по жадности, с которыми мы сидим за столом и относимся к этим приходящим! Боже мой! Боже мой! До чего довел грех человека, созданного по образу и по подобию Божию! О, чрево! О, ходящий на чреве и на персех!143

Надо ходить непрестанно в воскресные и праздничные дни в храм Божий: ах, ведь есть о чем поплакать пред Богом, есть в чем покаяться, – сколько нагрешишь в неделю-то; есть за что и возблагодарить Господа Бога, есть о чем помолиться Ему; а ведь нигде так удобно не разгорячается сердце покаянием и любовию к Богу, как в храме. Тут пред лицом Отца Небесного, пред Царицею Небесною, пред Ангелами и всеми святыми льются слезы мои, что я заповедей Божиих не сохранил, легкомысленно и безрассудно нарушил их, попрал их, уязвил и очернил себя бесчисленными грехопадениями. Мудро устроено у Господа, что повелено Им седьмой день посвятить Ему [Исх. 20, 8], то есть покаянию во грехах наших, прославлению Его, благодарению Его! Ведь это потребность душевная, насущный хлеб для души. Ах, если бы мы всякий воскресный день ходили, как должно, в храм Божий: тогда очищались бы все беззакония наши, врачевались бы все скорби и недуги наши, мы сильны были бы на добро и бессильны на грех, на зло. А теперь многие по нескольку недель и месяцев сряду не видят храма Божия, хотя он пред глазами, не приходят на общественную молитву, – и что же выходит? Диавол, видя их не среди стада Божьего, не в ограде Божией, без пастыря, удобно уловляет их в свои сети – в разные пороки, а то и в петлю, да и нередко, как слышим о том. Ох, в какую беду духовную впадает человек без храма, без службы Божией, без пастырей! Что же вы, братия, умнее Господа Бога хотите быть, что считаете и храм Божий ненужным, и службу Божественную, и пастырей, Духом Святым поставленных? Вы злохитры на беду себе, на погибель свою, на угождение врагу Божиему и вашему – диаволу; но Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет [Гал. 6, 7]. Не ходишь ты в храм Божий – ну и сделаешься ты или пьяницей, или Иудой сребролюбивым, или блудником мерзким, или вором, развратишься до конца и погибнешь скорешенько. Ибо все удаляющий себе от Тебе погибнут, говорит святой царь и пророк Давид [Пс. 72, 27].

Если кто оскорбил тебя своенравием, грубостию, непослушанием – не раздражайся и не обижайся на него, но смиренно прости его, как имеющего одинаковые с тобою немощи, недостатки, страсти, самолюбие; победи себя, если ты возмутился и огорчился и ощущаешь в сердце вражду, прекрати это молитвою и силою воли своей, укрепленной благодатию. Это будет блистательная победа, великое чудо, большее, нежели исцелить больного телесною болезнию, укротить бурю, потушить пламень, ибо то делается с бездушным и покорным веществом, удобно поддающимся посторонней силе, хотя, без сомнения, наипаче Божественной, а это делается с свободным существом, глубоко растленным грехом, и есть воскресение из мертвых, обновление души, дело благодати Божией. Великое дело – побеждать себя и не давать противным страстям господствовать в нас вопреки воле Божией. В этом состоит всё христианство – то есть в побеждении восстающих в нас страстей, в исполнении

добродетелей, как-то: кротости, смирения, незлобия, воздержания, покорности, терпения, целомудрия, миролюбия, трудолюбия, мужества. Все мы больные духом, ибо все больны разными страстями, и все нуждаемся в снисхождении, сострадании. Все мы удобовоспламенимы грехом, как фосфорные спички, и потому нуждаемся в кротком, осторожном обращении друг с другом, тем более что общий враг наш непрестанно усиливается раздувать в нас все страсти и искру обращает в пламя.

Чтобы отпасть от Бога, достаточно только пожелать златого креста на перси, ибо это есть тщеславие, и чем же? Крестом Господа, на котором Он пострадал за грехи мира, смирив Себе даже до смерти, смерти же крестным [Флп. 2,8]. Слышите, крестоносцы! Если простыми вещами тщеславиться тяжкий грех, то какой грех тщеславиться крестом? Диавол научает нас ругаться таким образом Кресту Господню. Это чует душа, когда она, при пожелании златого наперсного креста, вдруг поражается теснотою, скорбию, смерило духовною. Еще ли мало златолюбия в мире? Еще ли будем мы носить на персях и крест из злата, к прельщению очей людских? Да будет досточтимо наипаче Древо Креста, ибо на древе распят Господь, а не на злате. А злато пусть украшает храмы Божии. Преподобие отче Сергие, не возжелавший златого креста, моли Бога о мне, грешном и златолюбивом. Есть медный у меня крест на персях – так мало: хочу золотого. Отжени от сердца моего духа златолюбия молитвами твоими, преподобие, и даждь мне прилежати о светлости душевной и презирать светлость внешнюю, преступную, обольщающую и окрадывающую душу. Где сокровище наше, там и сердце наше [Мф. 6, 21]. Всё сокровище да будет един Господь.

Как несправедлив, слеп человек в страсти: обидевшись за что-либо на ближнего, он злится на него и забывает все его прежние заслуги, любовь, услугу.

Благодарю Тебя, Господа Бога моего, спасшего меня, по молитве покаяния моего, от злобы моей и злопамятства моего на сестру мою Анну, воспротивившуюся мне открыть форточку и защищавшую брата Алексея, будто бы не курил табак.

Я презрел сестру Марью К. за то, что она часто ездит ко мне, без дела живет будто бы или будто бы она подралась с мужем – потому что синевы на лице; но не погибающего ли и надо принять, обласкать, утешить, успокоить? Но в ней много добрых залогов: она благочестива, богомольна, ласкова, добросердечна. Я не выражал явно своей злобы, а она чувствовала ее, и отвращалось сердце ее от меня. А когда обратилось сердце мое к ней – и ее сердце обратилось ко мне, и ласкова стала ко мне. О, как враг колеблет наши сердца враждою, злобою адскою! Где во мне искренняя любовь?

Что сделаешь нелепою, бессильною злобою согрешившему и неразумною жизнию изуродовавшему себя брату или сестре? Любовию покрывать надо согрешения и молиться Богу, вся могущему устроить во благо по нашей любви; жалей о грешном и немощном человечестве, а не загружай его, когда видишь его утопающим, и утешай угнетенного врагом!

Стремления сердца моего неправы, лукавы, злы. О, кто даст мне направление правое, доброе, искреннее! Всякий бережет себя; зачем я озлобляюсь на ближнего, когда он, по естественному и общему всем чувству самосохранения, не дает нам отворять форточки в комнате? Отчего это меня раздражает? Отчего я не уважаю права, не дорожу здоровием ближнего, как своим, по заповеди: люби ближнего, как себя [Мф. 19, 19 и др.]? Отчего не приспособляюсь к характеру, привычкам другого, как желаю этого себе от других? Отчего увлекаюсь своенравием и упрямством? Отчего даю в сердце своем место сатанинской злобе? Она спалит меня.

Едим-пьем сладко, а сколько в нас горечи! Отчего же мы, хотя бы в благодарность Господу за Его сладости, не [хотим] стать хлебом сладким Святой Троицы, питием сладостным! Отчего не отринем горечь от сердец

своих, горечь злобы, зависти, гордости, своенравия, упрямства, непотребства блудного, неверия, раскола, вольнодумства?

12 [сентября].

12 [сентября]. Великое согрешение сделал пред Господом и пред ближним во время обеда нынешнего дня, кипя негодованием на сестру Анну за долгое проживание ее у меня (тесно что ли в такой просторной квартире?) и за обызъянение меня (много съела-спила что ли она у меня, сам я голодал что ли, без одежды-обуви ходил, на голом полу спал?). О, самолюбие слепое, о, злоба дьявольская, зависть дьявольская, гордость сатанинская! Всё с избытком дано было мне от Господа.

Что значит умереть греху или быть мертвым для греха? Значит не ощущать соблазн смущения греховного при встрече с лицами, искушающими нас на грех, при виде людей и предметов, почему-либо соблазнительных. Например, если кто неправедно обижает или бранит меня – и я не смущаюсь обидою, не гневаюсь на обидящего, не мщу ему и не хочу мстить; если я встречаюсь с красивою девицею – и нимало не прельщаюсь ее красотою; если вижу умножающееся благосостояние соседа, сослуживца – и нимало не завидую ему, а желаю ему возможно большего добра; если вижу стол, уставленный богатыми и вкусными яствами и напитками,– и, будучи голоден, нимало не соблазняюсь им; если имею случай поживиться деньгами, нажить капитал, только бы покривить совестию,– и презираю деньги и дорожу честностию; если вижу ходящих, подобных мне, братий в шелках и бархате или в английском драпе и сукне – и нисколько не прельщаюсь их нарядами и спокойно хожу во власянице или в рубище,– это значит: я умер греху. Если вижу, что меня обирают, объедают, опивают, и нисколько ничего не жалею, нимало не смущаюсь, нисколько не изменяю своего расположения к обирающим меня, храня к ним неизменно уважение и любовь, – это значит, я мертв для греха. Живым для Бога быть – значит совершать делом всякую добродетель: кротость, смирение, незлобие, терпение, послушание, вольную нищету, воздержание, чистоту и целомудрие, покорность.

Я сотворен из ничего. Я ничто сам по себе: всё во мне Божие. Итак, нечем мне хвалиться, гордиться, разве немощами, ничтожеством. Ангелы непрестанно созерцают, что они – из ничего и что всё их совершенство, вся их красота, весь свет – Божия красота, Божественный свет, и горят к Нему пламенною любовию, и непрестанно смиряются, и служат Ему радостно день и ночь, благодаря и славословя Его.

Начатки ада, адского огня – в страстях есть уже в этой жизни: если не искореню страстей, адский огонь их раскроется и разольется с ужасающею силою, и геенна огненная, в которую я буду ввержен, в тысячу раз усугубит мои мучения. Да потщимся немедленно исторгнуть страсти покаянием, слезами умиления, благими делами. Еще немного, немного – и начнется Суд.

Господь мой – ценитель добрый и истинный и праведный: если я имею мало и подаю из малого нищему, он ценит мое подаяние как подаяние евангельской вдовицы [Мк. 12, 41 – 44; Лк. 21, 1 – 4], а мою лепту оценивает в десять рублей, двадцать, пятьдесят и сто; если по Его милости имею много и подаю из щедрых даров Его – и тогда Он не обидит меня и не лишит милости Своей меня, недостойного. Имея такую веру и такое благорассуждение, я благодушествую во всяком случае – в бедности и в богатстве, зная, что я не буду покинут Тем, Который сказал: Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть... не оставлю тебя и не покину тебя [Евр. 13, 5].

Как не пожалеть нищего! Дух Святой и Ангел мой Хранитель вещают мне: он не имеет, где голову приклонить, а у тебя даровая роскошная квартира; он не имеет своего куска хлеба и остается голоден, пока не выпросит у сострадательного человека, а у тебя вдоволь мягкого, свежего хлеба; он едва воду простую имеет даром, чтобы

утолить жажду, а у тебя всякие напитки, приправленные сластями; у него нет ни рубашки целой и чистой, ни исподнего, ни верхнего платья целого – всё рваное, грязное, лоскутное какое-то, нет обуви вовсе – бос ходит или ходит в каких-то лаптях, которые, если их бросить, всякий прохожий возгнушается поднять, а у тебя большой запас всякой одежды, да еще пышной, быть может дорогой – лучшего сукна, или шелку и бархату, или меху, несколько пар лакированных сапогов, – как же тебе не сочувствовать бедняку, как не подать неимущему, который есть твой же член, по Писанию: члены друг другу [Еф. 4, 25]; как не подать, слыша Предтечу Господня, глаголющего: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же [Лк. 3, 11]! Тот слишком самолюбив и жестокосерд, кто презирает нищего и забывает свою горькую духовную нищету, то есть множество грехов своих. Если бы у тебя отнимали последнюю рубашку или если бы нужно было тебе отдать верхнюю одежду твою – и тогда не ярись на бедняка, но покори сердце свое закону Христову, повелевающему полагать в случае нужды и душу свою за ближнего, по подобию Самого Христа Спасителя.

С живущими на твоих хлебах обращайся ласково, добродушно, так, как бы они жили собственными средствами и отдельно от тебя. Памятуй всегда великое достоинство человека и ничтожество всего ядомого и пиемого, ничтожество денег, или злата и сребра, ничтожество тканей и всего прочего, что мы привыкли высоко ценить, ни во что ценя душу, которая по образу Божию и бессмертна.

Как объяснить тропарь Кресту? Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое и прочее. Что значит: достояние Твое и кто достояние Божие? – Христиане. Почему? Потому что искуплены Иисусом Христом ценою крови Его и суть собственность Его. Что значат слова: Твое жительство? Кто жительство Божие? – Христиане. Почему? Потому, что жительствуют по закону

Божию, и потому, что Бог в них жительствует, как написано: вы храм Бога живого, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них... И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель [2Кор. 6, 16, 18]. Спаси люди Твоя. От чего спаси? От грехов, от диавола, наветующего нам непрестанно. Благослови достояние. Что значит: благослови? Значит: изреки всё благое на людей Твоих, или дай им всё благое: мир, святыню, добрую славу, являй на них непрестанно Свою силу, Свой промысл.

На обиды, на злословия, тебе причиняемые, смотри как на ветер, шумящий и исчезающий, и нимало не помни зла. Молись о своих лаятелях144 как о заблудших и прельщенных. Помяни, сам не бранил, не злословил ли, не обидел ли кого из братии служащей или из нищих,– и раскайся. Какою мерою мерите, сказано, такою и вам будут мерить [Мф. 7, 2].

Благодарю Тебя, Господи, яко оставил еси, по молитве моей, злобу сердца моего на слугу, прогневавшего меня, и даровал еси благодать незлобия, спокойствия и пространства сердца после крайней тесноты и смущения. 13 сентября, пять с половиной часов вечера.

И пред человеком, нам подобным, нам неловко и мы считаем дерзостью являться, не отрясши от сердца страстей. Как же мы смеем являться пред чистейшим Светом – Богом – обремененные страстями? Нелепо, дерзко.

13 сентября.

13 сентября. Господи Человеколюбие! Благодарю Тебя за дар искренней, умиленной и слезной молитвы, дарованный Тобою мне после тяжких и лютых искушений и наветов духа злобы. Благодарю за пренебесный мир, за сладость духовную и пространство сердечное. Злобный враг сильно смущал меня пред отпустом великим, при произнесении молитвы первого часа: Христе, Свете Истинный украл слова: к деланию заповедей Твоих, которые ему, окаянному, очень не по нутру. Сильно озлобил, окаянный.

14-е число.

14-е число. Обедню служил в немощном состоянии духа и тела. Погода нехорошая, действовала неблагоприятно на тело и душу. Царский дом не весь выговорил на великом входе. Это смущало меня. Господь помиловал по молитве. Проповедь сказал не совсем смело; о страсти курить табак говорил, о воздвижении Креста.

Курительный табак не возбуждает ли кровь и нервы и не способствует ли преждевременному развитию половых органов и потребностей?

Делай добро ближним – добровольное или недобровольное – с любовию, всё терпящею, с кротостию и смирением, да усугубится цена твоего доброго дела, а не с злобою и презрением, да не лишишься совсем награды за дела добрые и да не потерпишь великого наказания от Бога за свою гордость, презрение и злобу. Ревнуй о неизменной кротости и благодушии к согрешающим и обидящим ради Христа – кроткого и долготерпеливого к нам, грешным.

Обижая и уязвляя словами, или взором, или делами ближнего, обижаешь и уязвляешь прежде всего себя самого; огненные стрелы, направленные на ближнего, вонзаются в тебя самого гораздо больнее, чем в ближнего. Жалок, весьма жалок обидчик и ругатель, особенно кто бьет. Злоба наказывает саму себя.

Показать людям в беседах богообразную красоту нашей души, и то, как безобразит, уродует ее грех и страсти наши, и как достигать богообразной красоты, как достигали и достигли ее угодники Божии, и как избегать грехов. Как руководствуют в этом важном деле слово Божие и Церковь Христова учением, Таинствами, учреждениями, управлением.

Простота души. Один взгляд на [ноги] или на [член] может смутить, взволновать душу мгновенно, или прельстить и осквернить ее. Душа как молния. Оттого детей, особенно у коих разум не развился, а сердце уже нечисто от природы, надо крайне осторожно воспитывать, удаляя от соблазнов.

Чревоугодие, пресыщение, сребролюбие, честолюбие, как мгла, застилают наше сердце и лишают нас света и возможности видеть наше заблуждение, наши бесчисленные грехопадения, свою духовную погибель – и воспрянуть от духовного сна. Чтоб видеть свои прегрешения и глубину своего падения, нужны пост, молитва, чтение слова Божия.

Видали вы, как плотина прорывается от большого напора воды, а когда немного воды, стоит безопасно? Так душа наша при объядении и пьянстве низвергается и гибнет.

Воспитывать юношество надо умеючи, чтоб не набивать им одни головы познаниями, кичащими душу, но чтоб согревать и просвещать их сердце и направлять к добру деятельную силу – волю; надо удалять от них вредные привычки, как терние с поля: ведь если вредные привычки – плотские или душевные – усилятся, они будут великими препятствиями к любви Божией и ко спасению. От учения надо обращать их чаще к молитве сердечной, к пению церковных песней, к чтению Евангелия с объяснением и размышлением. Многознание есть духовное богатство, – но какая польза человеку, если он приобретет весь мир [Мф. 16, 26; Мк. 8, 36], узнает весь свет, всемирную историю, географию, все числа и разнообразные их отношения, будет говорить языками человеческими и ангельскими, а не будет иметь чистого сердца и любви христианской?

Какое нелепое сердце: оно ненавидит ближнего часто без всякой уважительной причины и только [тешится] злобою, которой навыкло; так, мы нередко ненавидим того человека, который всячески нам доброжелательствует, ласкает нас и ласкается к нам, – и почему же? Потому только, что он живет у нас, что мы присмотрелись к нему, что от нашего стола ест-пьет, от наших доходов одевается, чему надо бы радоваться, то есть довольству и спокойствию его, как своему собственному, а мы сердимся, потому что пристрастны к земному, к корысти, к сластям; по какой-то глупости, по какой-то нелепой страсти к широте хотим одни занимать большие комнаты, в которых удобно может поместиться до двадцати человек. Как необходимо распять свою многострастную, злобную, гордую, завистливую, сластолюбивую, широтолюбивую, ленивую, тленнолюбивую плоть! Как необходимо отвергнуться своего сердца, глупого, злого, самолюбивого, суетного, тщеславного, мерзкого, трусливого, унылого, отчаянного, неверного, безнадежного, и положиться во всем на Бога! Доселе ли мы не познали крайнего своего растления, омрачения, бессилия, безумия? Оставите безумие и живи будете... взыщите разума, да поживете и исправите разум в ведении [рус.: и ходите путем разума] [Притч. 9, 6].

При нравственном воспитании детей или и себя надо иметь в виду исправление сердца, искоренение страстей, пороков, худых привычек. Внушать, что плодом искренней молитвы должно быть исправление сердца и обновление всей жизни внутренней и внешней, что это цель жизни и христианской веры; внушать всегда твердо противиться злым наклонностям своего сердца. Идти против течения, против быстроты зла, господствующего в сердце, принуждать себя внутренно распинаться на кресте, ибо без этого невозможно спасение и успех в добродетели. Зло непрестанно усиливается распространить свое действие, свои успехи – и добро должно пролагать себе путь в наше сердце, в нашу жизнь борьбою, усилием, потом и кровию.

15 сентября.

15 сентября. Служил литургию непреткновенно, по благодати Божией. Имена царственных особ выговорил твердо; молебен совершил непреткновенно; Евангелие: Ничтоже покровено есть [Лк. 12, 2] – прочитал твердо, хотя и смущал враг. У обедни были Зеленые, муж с женою. 16 сентября. С Божией помощию литургисал благополучно, хотя с борьбою.

17-го числа утреню служил твердо.

17-го числа утреню служил твердо. Но молебен – нетвердо: сбился на сугубой ектении. И отчего? Оттого, что увидел богатую даму Турыгину: не прелесть женская смущала меня, но вид богатого чина, мало доступного. Что за обаяние богатства и богатого?.. Господи! Что они для меня, эти богатые? Чего я смущаюсь, боюсь их, я, служитель Твой, для которого богатство должно быть призраком? Как я могу бояться человека – там, где Тебя единого должно бояться? Что за божество, за страшилище – богатство? Еще доселе я на лица зрю, окаянный. Доколе не видел богатого, был покоен, а как увидел – смутился и, несколько упавши духом, уронил частию и дело служения. Не болий ли, не богат ли паче всех Господь Бог? Не славнее ли, не сильнее ли всех Он? Даждь мне, Господи, равно смотреть на всех: на богатых и бедных, знатных и простых в храме Твоем и не устрашаться лица человеческого, но Твоего единого лица бояться, безмерно превосходящего всех своим величием, лепотою и силою.

17 сентября.

17 сентября. Литургию совершил с Божией помощию твердо; имена царственных особ выговорил не спеша. Причастился в мир душевных сил. Противодействие врага было сильно. Было много именинниц. Пели певчие для именинницы Софьи Львовны.

Благодарю Тебя, Пресвятая Владычице Богородице, яко вскоре услышала еси вопль сердца моего, когда я стоял пред иконою Твоею Тихвинскою в гостиной у себя, и спасла меня от злобы моей на сестру Анну, от тесноты, смущения и бесчестия внутреннего и мир глубокий даровала еси мне. 17 сентября. Вечер, семь часов.

Злоба есть болезнь душевная и вместе физическая, как это испытывает каждый сам на себе. Потому надо крайне быть осторожным при обращении со страдающими припадками злобы: не должно раздражать их, но, сколько возможно, угождать им. Я согрешил, озлился, что стакан с чаем пролил,– озлился на жену в душе, хотя и промолчал.

Во всем Священном Писании единство плана, единство мысли – от начала до конца. Чудная последовательность, постепенность, верность плану, мысли, намерению, обетованиям, пророчествам!

Человек до того может увлечься мечтами страстей, например самолюбия, что ему будет казаться тесным самое широкое жилище и одно какое-либо лицо будет стеснять его. А бывают и такие человеки, что им тесен бывает и мир или свое царство. Таким людям Бог говорит: как будто вы одни поселены на земле [Ис. 5, 8]!

Грехи – семена смерти, и смерти вечной. Помни это и всем внушай помнить и всемерно остерегаться греха.

Благодарю Тебя, премилосердый и благопослушливый Владыко Господи, яко услышал еси мя, во гресе и тесноте сущего и о спасении взывавшего к Тебе сердцем, и помиловал еси мя, и спас еси, и мирный и премирный сон даровал еси во упокоение немощи моей. Коль благо быть с Тобою, иметь Тебя в сердце и не иметь в себе греха, по благодати Твоей.

Выплачивая долг заимодавцу, радуются, а не скорбят. Ты должен Господу тьмою талант [Мф. 18, 24], то есть бесчисленно. Радуйся же, что понемногу выплачиваешь долг Господу, милуя нищих. Благодать Божия спасет тебя; милостыня твоя помянется пред Богом, ибо благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его [Притч. 19, 17]. Но, подавая милостыню телесную, надо делать и духовную – прощать обиды от сердца и не быть злопамятным.

Тяжко согрешил сегодня пред Господом Богом и неверен пред Ним явился тем, что малодушествовал и сердился и роптал, когда нищие к вечеру окружили меня, прося у меня милостыни, иные в другой раз. Для чего же я малодушествовал? Потому ли, что я сам был нищ, беден, без денег, был голоден, или в рубище, или без сапогов, или не имел где крова? Но тогда бы нечего у меня было и просить. Нет: я был и сыт, и одет, и имел кров, и деньги – и однако же пожалел дать бедным, из коих некоторые не имеют крова, куска хлеба, одежды, обуви; пожалел потому, что уже многим в этот день подал, как будто если бы еще я подал и этим, то впал бы сам в изъян и в бедность. О, маловерие! Забыл я пять хлебов пяти тысячам или семь хлебов четырем тысячам, кроме женщин и детей [Мф. 14, 19 –21 и др.]. И как лукавая плоть рассвирепела у меня: в вой, в слезы бросилась пред образом Спасителя: Господи, вопил я внутренно, устрой Дом трудолюбия в нашем городе и школу ремесел и грамотности для бедных детей, ибо мне трудно одному управляться с таким множеством нищих и всех удовлетворять; внуши могущим лицам в этом городе озаботиться приведением в известность всех нищих и доставлением им необходимого. Я думал, что Бог оставил меня одного с нищими,– и унывал, и горевал, и злился, и роптал. Согрешил пред Богом! Но вскоре же Промыслитель всеблагой послал мне за молитвование млад[енца] и молебен восемьдесят копеек. И всегда так было, что одною рукою я даю, а в другую Господь вскоре подает, чтоб было что давать, чтобы не унывал, видя Его Промысл о нас. Согрешил еще и тем, что некоторых больных нищих не допустил до себя, сказав: не подходите ко мне. Что если Господь мне скажет: не подходи ко Мне просить Моей милости. Каково будет? И Господь действительно, в наказание за мое жестокосердие долго не внимал молитве покаяния моего, и теснота греха долго мучила меня.

Забыл я, Господи, истощание Твое мене ради, непрестанное крестоношение Твое, как Ты ради меня воплотился и младенцем был еси, как трудился ради меня всю жизнь, как странствовал, учил, чудодействовал, как терпел поношения, заушения, оплевания, биения, обнажение, распятие на кресте, лютые страдания и смерть, – и не хочу удовлетворить нищих, я, которого Ты питаешь почти ежедневно Плотию и Кровию Своею.

Крест – знамение самоотвержения из любви к Богу и ближнему. Кто носит на персях крест, и наипаче с распятием, тот ежедневно должен полагать душу свою за других, ежедневно должен подвизаться в различном самоотвержении, ибо пред очами его всегда распятый за нас Христос и, значит, всегдашний урок, всегдашняя проповедь самоотвержения.

Видно, нет в твоем сердце бесценного сокровища – Бога, могущего с избытком заменить все сокровища мира сего, ибо ты желаешь сокровищ земных: знаков отличия, богатства, дорогих одежд, сластей для гортани и прочих. Помяни Давида, говорящего: Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле. Изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек [Пс. 72, 25 –26]. Пожелав земных сокровищ, оставишь источник живых вод – Господа.

Благодарю Господа, скоро услышавшего молитву покаяния моего и спасшего меня от уязвления греховного, ибо я озлобился на одного нищего за его, как я думал, праздность и тунеядство, хотя и подал ему три копейки. Отнюдь не должно озлобляться на человека, ибо, каков бы он ни был, он – член наш, он носит в себе душу, сотворенную по образу и по подобию Божию. (Я прочитал: Помилуй мя, Боже [Пс. 50].)

Если бы не было у нас скорбей и врагов, то мы возлюбили бы мир и страсти, удалились бы от Бога и погибли. Скорби и болезни – знаки милосердого и премудрого попечения Божия о нас, знак неоставления Его нас.

Мы так пристрастны к земному, так неблагодарны к Богу и невнимательны к своему спасению, что готовы променять Господа – бесценное сокровище нашего сердца, источающего всем жизнь и подающего всякое благо, на всякую блестящую вещь, или сласть, или на богатство мира сего, или на нарядную одежду, или на какую-либо тварь: человека ли, животное ли, растение ли, металл ли и прочие вещи. Мы готовы всё обоготворить, и мы преданы почти непрестанному сердечному идолопоклонству.

Человек непрестанно искушается и близок к падению – молитва сердечная есть жезл, поддерживающий его и предохраняющий от падения и погибели.

Но чтоб избежать сильных искушений и падений, надо оставить пристрастие к вещественным благам: к богатству, чести, властям, ибо наибольшая часть искушений и падений бывает из-за денег, из-за почестей, из-за пищи и питья и красивого тряпья и из-за женской красоты, которая то же, что красивая тряпица, или дрябица, потому что тленна или дрябла, как всякое земное произрастение. Всякая плоть – как трава, говорит Апостол [1Пет. 1, 24]. Страсти мучат, бичуют нас, а мы, как смиренные и закрепленные их рабы, всё продолжаем служить им и снова уязвляемся, и отпадаем сердцами от Господа своего. Непрестанно побеждает нас Амалик духовный [Исх. 17]. Особенно же побеждает и уязвляет нас чревоугодие и чревообъядение, блестящие отличия, например кресты златые и цепь златая, сокровища земные: деньги, пиры, одеяния драгоценные.

Благодарю Господа, даровавшего мне совершить непреткновенно всенощную в Успенской церкви и под конец сделать прощение.

Благодарю Господа, даровавшего мне великую милость совершить в тот же день в соборе литургию непреткновенно (фамилию царскую выговорил очень твердо) и причаститься неосужденно на великую радость, в мир пренебесный и в сладость. Слава Господу!

Желание златого наперсного креста равносильно пристрастию к миру, к блеску земному. Внутренние достоинства стяжавый, за наружными не гоняйся. Грех желать златого креста. Где нищета Христова в священнике? Имели ли злато Иисус Христос и апостолы? Нет. Останавливая наше внимание на суете, искание блеска земного отвращает наши сердечные очи от внутреннего благолепия, от единого на потребу, ибо душа по своей простоте не может работать двум господам. Итак, внемли спасению души своей, очищению, исправлению, спасению других, сострадай страждущим.

Каждый шаг христианина должен быть шагом к вечности, к горнему отечеству; каждый час нам должно усиливаться оторвать свое сердце от земли, или от земных пристрастий, да прильпнет оно всецело к Богу и возжелает горних красот и сладостей.

Всякое пожелание земного блеска происходит от диавола, из геенны и сродно с геенною; к горнему свету немеркнущему стремись; всякое пожелание земного излишнего блага для тщеславия и сласти убивает горние помыслы и желания и любовь к Богу и ближнему. Господи! Укрепи меня искать небесных сокровищ и возлюбить нищету духовную, исключающую всякие земные украшения, надмевающие душу и повергающие ее в глад духовный. Многие члены Христовы не имеют одежды, ходят наги и босы, а я, имея множество одежд, еще ищу украшения для своего тщеславия и возношения пред братьями.

Чтоб оценить христианина по духу Евангелия, я спрошу его: земное у тебя сердце или небесное? Если земное, то он сомнительный христианин, еще не усвоил себе духа Христова; а если небесное, это значит, что он истинный христианин. Имеющий небесное сердце ни к чему земному не имеет пристрастия: ни к земной славе, ни к богатству, ни к сластям земным; все помыслы, желания, стремления, цели его – горние; он кроток, незлобив, ревнитель чистоты душевной и телесной, нелицеприятен, нелицемерен, правдив, трудолюбив, доволен, во всем воздержен, терпелив, послушлив, благонадежен.

Не блестящий крест на персях, а светлость лица, просвещенного благодатию Христовою, нужна мне; светлое, или святое житие по заповедям Христовым. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного [Мф. 5, 16]. Если златой крест буду носить на персях, а в сердце буду кипеть страстию бесчестия, не обличением ли будет моего жития этот крест? Если златой крест буду носить, а душу полагать за ближних не буду, самоотвержению обучаться не стану – не обличением ли непрестанным будет для меня крест?

Желающим отличий пред братиею своею надо напоминать слова Спасителя апостолам Иакову и Иоанну, которые требовали от Него, да сядут един одесную, а другой – ошуюю145 во славе Его: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? [Мф. 20, 22]. Вот слава христианина – страдание за Христа; вот знак отличия христианина, вот наперсный крест – креститься за Христа, огнем страданий распинать во плоти или в страстном сердце своем все страсти. Еще им надо напомнить слова псалмопевца: Вся слава дщере Царевы, то есть души христианской, внутрь [Пс. 44, 14]. Добродетели христианские возрастают часто в бедности, незнатности, при напастях, скорбях, бесчестии, гонении.

Сколько мне пакости наделало желание наперсного креста, сколько душевного вреда, отриновения сердечного от Бога. Распяться надо миру и всем прелестям и благам его – вот истинный крест. Мнение людское презирать.

Жизнь наша должна состоять в заботах о спасении душ человеческих и своей души, а не в пасении своей плоти, своего чрева и своего кошелька. Взирай на крест – и виждь истощание Сына Божия нашего ради спасения и постыдись своих пристрастий земных, своего чревоугодия, своего сребролюбия, своего честолюбия и гоньбы за наградами, своего нерадения о спасении душ человеческих.

Иже [рус.: кто] аще хощет душу свою спасти, погубит ю: а иже погубит душу свою Мене ради и Евангелия, той спасет ю [Мк. 8, 35]. Спасать душу свою, или жизнь свою, – значит обогащаться, много и сладко есть-пить, гулять, веселиться, нерадея о спасении души. А погубить душу свою – значит быть в нищете добровольной, в воздержании и посте, в уничижении ради Бога.

По причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь [Мф. 24, 12]. Какого беззакония? – Сребролюбия, плотоугодия, чревоугодия, честолюбия.

21 сентября.

21 сентября. Неделя по Воздвижении. Обедню служил в Успенской церкви. Сначала немощь и теснота, но после Евангелия, когда воззрел на Распятого и почувствовал свое призвание спасать заблуждающих, теснота вдруг отстала и стало легче. Совершил Таинство с благоговением и умилением слезным. Причастился в мир душевных сил; впрочем, после причастия было сильное искушение; верою препобедил пред проповедью. Проповедь говорил с восторгом митрополита Григория146. Царских особ на великом входе выговорил твердо. Двои крестины совершил твердо. Свадьбу – твердо. Слава Богу за всё: за всю помощь, за все очищения, за изобильный мир!

Благодарю Господа, спасшего меня от нелепого озлобления на отца протоиерея за взятие всех доходов по Успенской церкви. Ведь они мне не нужны были.

22 сентября.

22 сентября. Утро. Девять часов. Благодарю Тебя, Пресвятая Владычице моя Богородице, яко услышала еси быстро внутреннюю, умную и сердечную молитву мою и спасла еси мя от страсти, обдержащей мя во время принятия утренней пищи и пития. Воистину пребыстрая еси Заступница. Слава Тебе, среди нас всегда сущая иконами и самою истиною.

Что дороже мира душевного для человека? Ничто. Если человек имеет внутренний мир с Богом, с людьми и с собою, то он счастливейший человек. Как великое сокровище, Господь оставил Своим ученикам и последователям мир Божий. Мир оставляю вам, мир Мой даю вам [Ин. 14, 27]. Слава в вышних Богу, и на земле мир, возглашали небожители при рождении Божественного Младенца [Лк. 2, 14]. Мир имейте и святыню со всеми, ихже кроме 147 никтоже узрит Господа, говорит Апостол [Евр. 12, 14].

С 21-го на 22-е сентября. Сон. Я у митрополита. Сестра его, старушка Анна Егоровна, выходит; она похожа на владыку. Она оправдывается предо мною; опровергает клеветы людские, говорит, что в ней есть искра Божия, указывая на грудь свою. Несчетное множество свечей восковых в ящике, присланных ей митрополитом; я считал их, распоряжался ими. Что это такое и почему такой сон приснился?

Судя по земным наградам, мы отличные люди, граждане, великие праведники, бескорыстные служители правды, друзья человечества – но таковы ли мы пред очами Божиими? Так ли на нас взирает Бог, как взирают люди? Смотрит ли Он на наши чины, на наши ордена и златые кресты, на эти ленты, на эти митры? О, нет! Он смотрит на сердце. Человек зрит на лице, Бог же на сердце. Итак, какой же истинный христианин будет желать орденов, чтоб обманывать ими и себя, и людей, чтоб питать чрез них свое тщеславие и ложную самоуверенность в своем превосходстве пред другими? Дух христианского смирения требует, чтобы мы считали себя ничем не лучше других, даже хуже. Аз первый из грешников, говорит апостол Павел [1Тим. 1, 15]. А мы награждаем себя часто за что же? За свои пороки. Не тем ли большему осуждению подвергнемся мы на Страшном Суде? Елико прославися и разсвирепе [рус.: славился и роскошествовал], толико дадите ему ран и мучений [Откр. 18, 7], скажут о нем.

Опять я согрешил против брата моего, пожалев ему скоромного масла для [кильки] печеной,– для того, кто создан быть обладателем всей земли. Ну если бы он взял всё, что в масленице, – разве это съеденное дороже взаимной любви и душевного спокойствия? Разве не промышляет о тебе Господь и не посылает тебе ежедневно вдесятеро больше того, сколько употребляет брат, и даже гораздо больше? За щедрые ли дары Божии ты служишь не Ему, а диаволу, враждуя на ближнего, скупясь, завидуя, жадничая?

Нам надо искать благодати Божией, очищения грехов, святыни для спасения себя и других, а мы ищем, как бы послаще поесть-попить, понаряднее одеться, великолепнее палаты построить да поизящнее мебель завести да посуду.

Нам должно неотменно и непрестанно рая искать, утраченного грехами, а мы ищем крестов да орденов. Нам надо неотменно домогаться того, чтоб быть записанными в книге живота на небеси, а мы домогаемся того, чтобы у нас в формулярном списке побольше заслуг записали мнимых только или, может быть, и истинных (хотя, впрочем, истинная заслуга не ожидает себе земного воздаяния), да отличии и наград за службу, – книга живота редко кому и на ум приходит. О, лукавый помысл видимого сего жития, от лукавого происходящий! Всё наизнанку делаем против того, что должно делать истинному христианину. Всё суета!

Эти земные награды суть цепи, которыми мы более и более привязываем себя к земле. Христов последователь должен искать небесных наград, должен стремиться к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе [Флп. 3, 14], как апостолы, иерархи, мученики, преподобные. Мзда ваша многа на небесех (а не на земле), говорит Господь [Мф. 5, 12]. Мзда Моя со Мною, говорит Господь, а не в мире [Откр. 22, 12].

Вот моя награда от Господа за мое служение алтарю: очищение грехов, освящение, мир душевный, свобода духовная (свобода от греха и страстей), пространство душевное, легкость, сладость Божественного присутствия, светлость лица, дерзновение, благая слава у людей, спасение людей! Вот моя награда. А земные награды унижают мое служение небесное, делают меня лицемером, тщеславным, низким, земным, раболепным, гордым. В Царстве благодати, или в Христовом Царстве, я отменил бы награды: они очень вредны нравственно.

Обращение к Богу есть жизнь – только сердечное обращение: ты стал, положим, на молитву, от всей души сказал в сердце или устами произнес первые слова молитвы – и дебелость, леность, греховность плотская бежит от тебя, и жизнь Духа Божия и святыня Его разливается по внутренностям и обвивается по ребрам твоим; ты чувствуешь себя как бы в самом свежем, прохладном, исполненном сладостных ароматов, живительном воздухе. Вот как животворно искреннее обращение к Богу! А мы не хотим стать порядочно на молитву и от всего сердца, с искренностию, с ясною мыслию, с убеждением произнести слова молитвы. [Или] зеваем на молитве, разговариваем, смеемся. Не сыны и не законные мы дети, а прелюбодейчище! Мы ищем в мире сокровищ, сладостей, отличий, наград, радостей – но всё это дано нам в преизобилии в христианстве: оно есть неоцененное духовное сокровище, оно есть духовная сладость, оно – высочайшее отличие и награда, высочайшая и бесконечная радость. Чего же гоняемся за сокровищами, сладостями преходящими, отличиями земными, наградами и радостями и нерадим о небесных? Земные сокровища, сладости, отличия, радости – слишком преходящи и грубы, ничтожны, чтобы желать и искать их.

Установить, завести чтение лучших проповедников и вообще священных писателей для желающих. Польза великая! В «Вестнике» напечатать.

Всякий гражданин имеет право высказывать свое мнение пред обществом в пользу обществу – поэтому и я, во-первых, как гражданин, во-вторых, как священник, хорошо знающий вопиющие нужды значительной части здешнего мещанского общества, решаюсь поднять свой голос в пользу его: я говорю, что значительная часть здешнего мещанского общества решительно не имеет места и приюта, между тем как мещане непременно должны быть помещены где-нибудь; положение общества неестественное: оно оторвано от настоящего городского населения и брошено на произвол судьбы, без всякого попечения со стороны городской Думы; оно не имеет ни угла для помещения, ни работы для снискания пропитания, ни денег, ни одежды. Оно лежит черным пятном на здешнем городском обществе. Посмотрите на общества за границей: каковы они там. Посмотрите на общества евреев, магометан, раскольников: какая у них поддержка взаимная! Какое самолюбие, какая замкнутость наших богачей кронштадтских в самих себе! Тогда как одни объедаются, толстеют, имеют по многу перемен одежд, свои домы, хорошие запасы денег – другие изнурены голодом, холодом, бесприютностию.

Водки пить не должно: горячит сильно и волнует кровь.

Мы должны обратить каждую науку – историю Ветхого Завета, Нового Завета, Катехизис, науку о богослужении, историю Церкви – в жизнь, в дело, в практику. К этому и будем мы стремиться всеми силами.

И господствуйте ею [Быт. 1, 28], то есть силами паров и прочими стихиями природы.

Ты, иерей, не должен скупиться подавать милостыню нищим или огорчаться на них, когда многие много просят у тебя, но с верою и упованием на Господа делиться с ними и из малого, с охотою и благорасположением, ибо Тот, Кто заповедал тебе: Всякому, просящему у тебя, давай [Лк. 6, 30], без сомнения, даст тебе, из чего подавать. Помни пять хлебов и две рыбы на пять тысяч человек. И твое достояние малое Господь может умножить и умножит, если будешь с охотою подавать нищим из малого. Благотворящий бедному дает взаймы Господу [Притч. 19, 17].

28 сентября 1869.

28 сентября 1869. Благодарю Господа, сподобившего совершить Святым Духом литургию и молебен Иверской Царице Небесной после ранней обедни и причаститься неосужденно Божественных Таин. Царский дом выговорил спокойно весь по именам.

Из-за грязного ли сукна алтарного, коего протоиерей не убрал вон, и не стелет другого, готового, ты яришься на него? Что дороже Богу: чистое ли сукно или мир братии храма и любовь их между собою? Что отвратительнее: нечистое, грязное, рваное сукно или раздираемые злобою и рвением сердца братии? Ответ очевиден – так зачем же злиться и раздражаться? Разве нельзя сделать дело убеждением? Я и староста выхлопотали сукно – мы и можем взять худое и бросить.

Для чего печем вкусные пироги? Чтобы объедаться. Для чего накупаем множество пива? Чтобы упиваться.

28-го сентября.

28-го сентября. Воскресенье. Вследствие того что за обедом поел с аппетитом горячего пирога в большом количестве, почти не евши ничего прочего, мне было очень тяжело, желудок засорился, сделался раздражителен, и свадьбу венчал нехорошо в думской церкви. О, пресыщение!

Человека-то надо уважать, созданного по образу и подобию Божию, и всегда видеть в нем человека, и не променивать его на бездушные вещи, на деньги, на яства и питье и прочее, то есть считать за ничто всё земное, вещественное, когда нужно пожертвовать им для человека в нужде, по обязанности общежития, по принятому обычаю, например по заведенному гостеприимству. А как часто мы слишком ценим какую-либо вещь, а человека считаем за ничто, ненавидим, презираем, гоним его! Кто пристрастен к деньгам, пище, питью, одежде, к убранству жилища и прочему, тот ненадежен для любви христианской.

30-го сентября 1869.

30-го сентября 1869. Ранняя литургия от Ратманова. Благодарю Господа, даровавшего мне благодать совершить непреткновенно Божественную литургию и причаститься в мир душевных сил, в очищение грехов и в освящение пречистых Таин.

Что такое литургия? Божественная вечеря, брак Агнца, на котором Агнец Божий соединяется с душами верующих. Что такое престол? Это Синай Богоявления, на который сходит истинный Законодатель и Судия мира. Священник – яко Моисей, предстоящий Господу, беседующий с Ним яко с другом и совершающий страшную тайну примирения людей с Богом, приносящий умилостивительную и очистительную Жертву Бескровную о своих грехах и о людских невежествиях. Что такое престол? Это Божественная Голгофа, на которой распят и умер за грехи мира Агнец Божий. Вот пред вами крест за престолом и на престоле, как на Голгофе, и пред вашими очами Матерь Божия, стоящая при кресте Сына Своего и горько плачущая, и Иоанн Богослов, возлюбленный ученик и наперсник Иисуса Христа, тоже плачущий.

Пред вами Голгофа, истинно Голгофа, – воспоминайте же живо, что происходило на Голгофе для нас, и плачьте о своих грехах, и не распинайте вторично Сына Божия, ибо если живете нераскаянно и грешите бесстрашно, то вы снова распинаете Агнца Божия. Что такое престол? Это – престол Царя царствующих и Господа господствующих [1Тим. 6, 15], с которого Он отдает Свои повеления верным; это престол Судии, судити имеющего вселенней во правду, и людем правостию [Пс. 97, 9]; это – кафедра Божественного Учителя, вещающего глаголы живота вечного. Что такое алтарь? Это – Небо, Царство Небесное, рай, который был закрыт некогда для земнородных грехами и в последнее время отверстый крестом Сына Божия. Что такое Царские врата? Это врата Царства Небесного, врата Неба, врата рая. Для чего на них изображение Благовещения Пресвятой Богородицы? – Как начало нашего спасения, как причина отверзения нам врат Царствия Небесного. Пресвятая Богородица Сама называется дверью, чрез которую мы входим в рай, ибо Она отверзла нам рай воплощением от Ней Сына Божия. На Царских вратах видим Архангела Гавриила и Деву Марию. Это значит, что чрез воплощение Небо соединилось с землею, Ангелы совокупились с человеками и составили единую Церковь. Евангелисты изображаются на Царских вратах как провозвестники нашего спасения, как пестуны148 наши, руководящие нас к Богу благовестием своим о воплощении, учении, чудесных деяниях, страдании, смерти, воскресении и вознесении Сына Божия, как виновники нашей веры во Христа, чрез которую мы все невозбранно входим в рай.

О плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных. Можно разуметь и всех нас, плавающих по морю житейскому и обуреваемых страстями; путешествующими можно назвать и нас – путешествующими в страну небесную, ибо жизнь есть путь к вечности; недугующие – это мы все, одержимые недугами душевными и телесными; страждущие – это мы, страдающие от страстей и духов злых; плененные – это опять мы, плененные страстями. Как близки к нам все эти возгласы!

Для чего поешь часто Слава Отцу и Сыну и Святому Духу на молебнах святым и Святой Троице? Потому что Бог славно прославил святых и непрестанно прославляется в них; Он их соделал святыми и делает доныне святыми людей благочестивых.

Черный, немягкий хлеб с скоромным маслом и с чаем – полезная вещь, даже на ночь не тяжело, только рюмку хересу выпить. Кашки не есть: ревматизм ужасный от ней.

Стран. Толст, книгу Сираха. Карта России.

Миранову. Иисуса сына Сирахова. Сборник духовных сочинений. 16 июля.

Читальню духовных книг хорошо устроить в Кронштадте ради славы Божией и назидания душ.

«Письма» Святогорца и первая часть «Прибавления к Творениям святых отцов» – жене штурмана [судна] «Осетр». Август 20.

На ночь не заплетать волос, тем более не помадить, – от этого икота была у меня за обедней. 1 сентября 1869.

Тяжелы сдобные сухари Надежды Семеновны: дома не делать их.

Не ужинавши спал отлично, здорово и покойно с 20-го на 21-е августа, несмотря на не совсем благоприятную погоду. Благо – воздержание, благо – постная пища: она лучше, здоровее прославленной скоромной пищи.

Ломота в левой ноге бывает у меня пред переменою погоды ясной на пасмурную, от золотухи и пред выходом ее из уха.

Пироги усиливают золотуху: не надо их есть, особенно очень масляных и с рыбою. Черный хлеб и молоко – вот очищающая кровь пища, разумеется в умеренном количестве.

Ты, о иерей, труба Божия: возглашай же громогласно со дерзновением: славу Божию во храме и по домам. Столпом твердым, неколебимым будь в храме при

богослужении и совлекись ветхого человека; не знай, что значит возмущаться в храме; откажись от своего «я».

Пить три чашечки кофе со сливками можно после обеда, спустя часа три, а четыре или с лишком – лишне и грешно. Или мешать чай с кофе – не идет.

Щи из зелени хорошая, здоровая, легкая пища; кислое молоко со сметаной – тоже; телячья печень – здоровая и легкая вещь; редиска – хорошая вещь. Всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением [1Тим. 4, 4].

Не прельщайся чужими подарками: они тягота для души. Не прельщайся лакомыми снедями: они тягость для души, великая тягость. Соблюдай всегда умеренность и не допускай пресыщения.

Кильки и паясная икра с черным хлебом (три копейки) здоровые вещи, укрепляют нервы; голос чистый, могучий.

Молока на ночь не пей: тяжелая вещь, вставать утром очень тяжело.

Если соки у тебя долго не выходят и, значит, обращаются в гнилость, заражают кровь, то ешь как можно меньше и не спи днем.

Беда для меня – пережаренная в постном масле с луком треска и оладьи с вареньем: нервы упадают ужасно.

Если хочешь сохранить себя в целомудрии, если хочешь, чтобы сердце твое было чисто, легко, духовно, – не ешь мяса и даже рыбы, ешь больше растительное.

Маринованная свежая корюха – великолепно здоровая рыба. Опыт.

Каши на ночь отнюдь не есть: очень тяжела и худо спится. Вообще мучнистого как можно меньше есть.

Молоко очень возбуждает детородные части, потому или не употребляй его, или употребляй только за обедом и вечером по одному стакану, но не утром, особенно не после причастия.

Рыбы в пост не есть: тяжело. Салака жирная очень, тяжело для сердца. И супу со снетками не много есть.

Кажется, в Андреев день, до всенощной и в другое время, я с великою верою и крепким воплем души молил Господа воздвигнуть могущих людей к покупке для нищих дома в жилище им и Рабочего дома. Верую, что будет, ибо я просил о приюте – и он существует, о певчих в соборе – и они существуют, о обновлении собора – и оно совершилось, несмотря на великие затруднения. Речет Господь мой: Да будет, – и будет. Аминь.

Plus, quam potest locari in ventri, frater comedere non potest, igitur edat, quod vult. Malitia diaboli non dat nobis hospitare fratrem, et affectus ad bona terrestria libido cujus149.

Стяжи в брате друга: он – добрый и услужливый человек.

Херес пить очень вредно.

Крымские яблочки весьма полезны для желудка, очищая его. Немножко сливок с черным хлебом не очень мягким – очень хорошая вещь и полезная: успокаивает.

Жидкая каша с прованским маслом (в изобилии), рюмка малоросской водки, картофель вареный – слабят и полезны для меня. Кофе постный жидкий хорош. Маринованные корюхи хороши.

Пить чай горячий с сухарями пшеничными, да еще в жаркой комнате – беда для меня: нервы сильно упадают.

Пить пиво черное русское на ночь вредно, но после обеда один стакан выпить полезно. 21 февраля. Я выпил вечером два стакана с половиной пива, и стало очень тяжело, а утреню чрезвычайно тяжело было служить: грудь и горло заложило, теснота на душе. Особенно с пивом не надо есть каши с постным маслом.

Поутру надо пить не больше одного стакана чаю, а я пью три; к чему это отягощать себя и лишать благодати Божией душу свою и естественной ее тонкости и духовности?

Если хочешь иметь простое и безвредное и приятное слабительное, то съешь один апельсин, выпей стакан русского черного пива и стакана два чаю.

Всемерно избеган употребления студеня, творогу со сливками – претяжелая пища. Превосходная пища постная – уха, жаркое из рыбы, вообще постное.

От мяса ревматизм делается в ноге.

Молебен к Осетрову 27 марта.

Записку написать.

Спросить у отца Порфирия или отца Иоанна Цветкова: можно ли венчать свадьбу в Успенье?

Утром чаю не пить: болезнь сердечная и телесная немощь от утреннего чаю. Апреля 14-го дня 1869. Подтверждаю сентября 9-го, 1869.

На ночь не есть, особенно пирога.

Каменоградскому отданы документы для Марии [...] – паспорт ее и свидетельство. 22 апреля 1869.

У Штрауха хороший портвейн в восемьдесят копеек.

Пеньковая дешевая и прочная материя на подрясник у отца Иоанна Богословского. Купить и сшить, если Бог даст.

На ночь не ужинать: очень дурно от ужина спится; пирога или мягкого хлеба не есть, сливок не есть.

Рясы ветхие все, а новые редко употребляются, – разве у нас Ветхий Завет, а не Новый? Куда новые берегутся? Да обновляются у нас и самые праздники чрез перемену риз, и духом да обновляемся все.

Даждь нам, Господи, о внутреннем обновлении прилежати, чтобы, заботясь о внешнем благолепии и обновлении, не пристраститься к этому последнему и не оставить без внимания внутреннего. Внешний человек пусть тлеет, говорит Апостол, зато внутренний со дня на день обновляется [2Кор. 4, 16]: видишь, что внешней оболочке надо тлеть, чтобы внутренность – душа – обновлялась. Внешним... благоукрашением единем попекохся, говорит святой Андрей Критский, внутреннюю презрев Богообразную скинию 150 .

Левицкому – Сергия Радонежского 29 сентября 1869 г.

Бубнову – «Христианские чтения» [...].

Если крест наперсный выйдет, то раза три одеть его, а потом продать его в пользу нищих, а самому купить чрез месяц новый. (Лучше, что он стоит раздай бедным, а благословение Святейшего Синода удержи у себя и носи по установлению.)

Сабайона – пища тяжелая.

Черноруцкому 13-го сентября пять рублей.

Директору в Петров день – в именины – поднести хлеб или что другое.

* * *

140

Идола в виде золотого тельца сделал Аарон по усиленному настоянию сынов Израилевых, соскучившихся из-за долгого пребывания Моисея на Синае и пожелавших иметь при себе какое-либо видимое изображение божества. Поклонников златого тельца постиг строгий суд (Исх. 32). Золотой исту­кан был поставлен для всеобщего поклонения вавилонским царем Навуходоносором, завоевавшим Иудею, разграбив­шим Иерусалим и угнавшим иудеев в плен (Дан. 3).

141

Почи́ют (церк.-слав.) – успокоятся.

142

Толи́ко (церк.-слав.) – столь много.

143

То есть змий-диавол. Ср. слова, сказанные Богом змию после грехопадения первых людей: на персех твоих и чреве ходити будеши (Быт. 3, 14).

144

Ла́ятель (церк.-слав.) – ругатель, клеветник.

145

Одесную – справа, по правую руку; ошуюю – слева (церк.-слав.).

146

Григорий (Постников; 1784–1860), митрополит Новгород­ский и Санкт-Петербургский. В 1814 году окончил Санкт- Петербургскую Духовную Академию, в которой одним из его наставников был святитель Филарет (Дроздов), оказав­ший на него большое влияние. С 1819 года – ректор и орди­нарный профессор Санкт-Петербургской Академии; поддерживал в Академии строгий порядок, усовершенство­вал учебные программы, улучшил материальное положение студентов; преподавал богословские науки, Священное Писание, участвовал в переводе Священного Писания на русский язык. Лекции его расходились в печатном и руко­писном виде по многим духовным учебным заведениям. Трудами митрополита Григория было положено начало официальной духовной журналистике в России: в 1821 году он основал один из первых в стране духовных журналов – «Христианское чтение», в 1855году в Казани начал выхо­дить журнал «Православный собеседник», в 1857 году был основан журнал «Духовная беседа», предназначенный для мирян. В 1822 году Григорий был хиротонисан во епископа Ревельского, викария Санкт-Петербургской епархии. В 1825 году был назначен на Калужскую кафедру, где начал активно заниматься миссионерской деятельностью среди старообрядцев. В 1832 году возглавлял торжество обрете­ния мощей святителя Митрофана Воронежского. В 1848 году назначен архиепископом Казанским и Свияжским. Особое внимание уделял миссионерской деятельности, заботился об укреплении единоверчества, возглавил комитет для перевода богослужебных книг на татарский язык. По его настоянию были открыты миссионерские отделения при Духовных Академиях и семинариях в Санкт-Петербурге, Москве, Казани, Киеве. Владыка Григорий был крупным специалис­том по истории старообрядчества. Его книга «Истинно древняя и истинно православная Христова Церковь» (1854) при жизни святителя была издана четыре раза. В 1856 году возведен в сан митрополита и переведен на Санкт-Петербург- скую кафедру и с этого времени состоял первоприсутству­ющим членом Синода. Митрополит Григорий был неутоми­мым проповедником, он проповедовал за каждым богослужением, обращаясь к слушателям с простым, крат­ким, но емким наставлением. Митрополит Григорий состоял членом Санкт-Петербургской Академии наук (с 1821 года), почетным членом по отделению русского язы­ка и словесности (с 1841 года) и общего собрания Академии наук (с 1856 года). Вел строгий, аскетический образ жизни, отличался щедрой благотворительностью. Погребен в Свято-Духовской церкви Александро-Невской Лавры.

147

Ихже кроме (церк.-слав.) – без которых.

148

Пестун (устар.) – нянька, воспитатель.

149

Больше чем вмещает желудок, брат съесть не может; сле­довательно, он съест, сколько захочет. Лукавство диавола не дает нам проявить гостеприимство к брату и поражает нас пристрастием к земным благам (лат.).

150

Великий Канон преподобного Андрея Критского, читаемый в четверг Пятой седмицы Великого поста. Песнь 2-я.


Источник: Дневник / cв. праведный Иоанн Кронштадтский. - Москва : Булат, 2005-. - (Духовное наследие Русской православной церкви). Т. 14 : 1868-1869. - 2009. - 379 с. ISBN 978-5-902112-69-3

Комментарии для сайта Cackle