Источник

Апрель

4 апреля

4 апреля совершал раннюю литургию с большим душевным трудом, пока по причащении совлекся ветхого человека и всех теснот. Какое-то нервическое расслабление и раздражение бывает со мною с воздействием диавольским! Но благодарение Богу, спасшему меня от смерти греховной и от всех утеснений вражиих! Благодарение Богу, являющему во мне непрестанно чудеса милосердия, силы, премудрости! Славно прославися во мне Христос, Бог мой. Сила Его в немощи моей совершается.

Мало ли мне надоело еще уклонение и пристрастие сердца к веществу, и всего желаю и жалею вещества, из-за пристрастия к которому столько мучусь. Пристрастие к веществу – причина лукавства сердца, холодности к Богу и ближнему, несострадательности, зависти, злобы и всех страстей.

Пристрастие к веществу непрестанно препятствует мне любить Бога, обнажает меня от благодати и жизни Божией, беспокоит, теснит меня, это я чувствую, знаю – и всё прилепляюсь к нему. Что за безумие?

Слава, Господи, животворящей благодати Духа Твоего Святого, освобождающей меня от насилия греха и смерти духовной.

5 апреля

Вербное воскресение. Благодатию и силою Животворящих Таин опять я сбросил с себя ветошь и нечистоту греховную и все болезни, меня удручавшие: головную боль, нервную раздражительность, слабость; опять обновилась, яко орля, юность моя27; опять я бодр, здоров, легок, как птица. Благодарю Господа Жизнодавца! Но какая борьба бывает у меня каждую обедню с страстями и немощами ветхого человека! Как я бываю раздражителен от всяких беспорядков дьячка во время богослужения; как воскипаю гневом, сержусь, озлобляюсь! Страшное дело: под видом ревности к порядку богослужения прокрадывается в мое сердце и гнездится в нем нетерпение и злоба! Даже от одного воззрения на кого-либо, чем-либо возбудившего мое негодование, я смущаюсь от внутреннего негодования; враг потрясает всё существо мое своим злобным адским дыханием. Потребна молитва из глубины души, глубокое сокрушение и раскаяние, чтобы яд вражьей злобы изрыгнулся вон, емуже во чрево. (Дьячок Кутузов путал службу всенощную на литии; Яков Андреев – скупость его пожертвования на бедный храм – причина моего негодования: я ждал больше.) Кажется, несметное полчище врагов бесплотных устремляется на меня со всею яростию при богослужении, и особенно в великие праздники: всякий почти раз я бываю жертвою их коварства, наветов, злобы, лукавства: они уязвляют меня до тех пор, пока я усердною молитвою и частым сердечным припаданием к престолу Божию и Седящему на нем не совлекусь ветхого человека с страстями его и не войду в покой Божественный. Во всякую службу торжественную я, как ратник, как борец и воин, борюсь с невидимыми духами злобы, или со страстями, от них всеваемыми в сердце. О, если бы из-за моей борьбы потолитной было всем предстоящим легко; о, если бы и они чрез мои скорби совлечения ветхого человека совлекались также лукавых деяний своих, по единству членов тела Церкви между собою! О, если бы чрез мои молитвы, скорби, борения совершалось духовное возрождение, воспитание, очищение, освящение, просвещение и укрепление душ христианских!

Господи! Ты веси сия: я могу только желать и молить Тебя о сем. Но если Тебе обычно миловать за молитву веры, возносимую Тебе от всего сердца слугами Твоими, как это показал Ты и в Ветхом, и в Новом Завете, то справедливым нахожу думать, что и моя смиренная молитва приемлется Тобою, ибо я возношу ее от лица Церкви и в силу Твоего всемощного ходатайства, единый Ходатаю Бога и человеков28, Христе Иисусе! Конец слова облекай, о иерей, во всеоружие Божие, яко стати тебе противу козней диавольския, – в веру, кротость, незлобие, терпение, в любовь, воздержание, чистоту и целомудрие, в мужество, упование, милосердие.

Имей духовное, сердечное убеждение, что все вещественные дары, в особенности деньги (само собою, и духовные), ты получаешь от Бога даром и никакого права не имеешь удерживать их у себя, а должен охотно раздавать нуждающимся. (У [К...] больного при служении молебна и при напутствии его.)

Вот подходит к тебе демон блуда с всеусильною, покорною услугою, прельщая тебя сластию богопротивною: смотри, стой на страже своего сердца и не обольщайся сладостию плотскою, но мужественно, с твердостию отринь от сердца немедленно эту мерзость, да увенчает тебя за победу Царь твой нетленный Христос Бог, Законоположник и Судия. То же наблюдай и относительно чревоугодия, сребролюбия, честолюбия и прочих страстей. Будь воином всегдашним, не день, не два, а всю жизнь: горька борьба, но сладок рай; тяжки труды, но присносущно29 воздаяние.

Сказать о значении, нужде, пользе и силе постов, о современном пренебрежении постом, о последствиях от этого для человека как христианина, о нужде воздержания от рассеянности картежной игрою, театром, от прихоти, например курения табаку, пирушек, чтения книг светского и легкого содержания, – всё это сеяние терния.

Вредно для меня делать поездки: они всегда почти сопровождаются для меня неправильностями в образе жизни и в самом принятии пищи и питья и вредно отзываются на моем здоровье. Поездка в обитель Сергиевскую, что за Стрельною. Без крайней нужды не ездить. (6 апреля 1870 года.) Кроме прочего, поездки рассеивают меня не к добру: дома я сосредоточен.

Купцу. Тебе приятно, когда ежедневно стекается [к] тебе в магазин множество покупателей, – так Господу приятно, когда овцы пажити Его, избранный народ Его стекаются в храм Его на служение Ему, чтобы сподобиться получить от Него мир, дары Его благости: умиление, прощение и очищение грехов, просвещение и свободу духовную, чтобы принести Ему покаяние, славословие, благодарение. Напротив, Ему неприятно, когда люди Его, всем от Него одаренные, не хотят посещать храм святый Его, эту богатую сокровищницу всех даров духовных, и остаются окаянны, и бедны, и нищи, и слепы, и наги духом. А ты вот не ходишь или очень редко ходишь в дом Божий, утыл, утолстел, расширел30 и забыл Бога, спасающего тебя и обогащающего тебя, да еще и милостыни не подаешь, забыв, что всё имение твое есть единственно дар благости Божией, который Господу так же легко взять у тебя, как легко дал тебе.

Сердце мое, точно Сцилла и Харибда31, всегда грозит мне опасностию страшною и погибелью и внушает непрестанное над собою бодрствование. Это меч дамоклов, повешенный над моею головою; это адская пропасть, всегда разверстая, на краю которой я всегда стою.

7 апреля

Благодарю Господа за милость, данную мне внутренно во время стояния моего в храме за утреней в Великий Вторник. Услышал Господь внутренний, искренний вопль мой, спас меня от запинания греховного, тесноты и оградил миром душу мою. Господи! научи и укрепи мя любить искреннего моего, яко себе, не судить его в себе, но зрети моя прегрешения, умножившиеся паче числа песка морского.

Благо быть в доме Божием. Боже! Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я; Тебя жаждет душа моя... Как вожделенны жилища Твои, Господи сил! [Пс.62, 2; 83, 2]. Мир, отрада душе в храме Божием! Но отчего же многие не ходят в храм? Куда же они ходят? Чем питаются их души? Нам серьезно нужно позаботиться о душах, пастырями которых мы поставлены от Бога; заявлять им наши права, нужду пастырства; овцы склонны к заблуждению, их может удобно уловить мысленный волк и погубить. Хождение в храм Божий отрезвляет от суеты мирской.

Чем более исполняешь похоти плоти, тем она больше беснуется, тем более требует исполнения своих прихотей и неисполнения заповедей евангельских. Например, если ты куришь табак, то она более и более подстрекает тебя к курению, не останавливаясь на малом, как пьяница не останавливается на одной рюмке или на двух, на трех, и в то же время подстрекает тебя отвращать слух от мольбы нищего, который, дрожа на ветру и холоде, просит у тебя жалобным голосом на хлеб и на плату за жилье. Вот как вредно удовлетворять похотям плоти! Ее похоти делаются твоими обладателями.

Благодарю Тя, Господи, яко даровал еси мне, якоже апостолам Твоим и святым отцам и прочим угодникам Твоим, ведати тайны Царствия Твоего внутрь меня.

Умудри убо мене паче и паче во спасение мое и ближних. Даждь мне благодать искренно любити искреннего моего и молиться за всех людей и за врагов, как молюсь за себя. Даждь мне кротость, незлобие ко всем человекам.

Как ученым и богатым и знатным людям необходимо церковное поучение! Необходимо потому особенно, что они, подобно фарисеям и книжникам, бывают наипаче ослеплены гордостию и тщеславием, неверием, вольномыслием и впадают в другие, весьма важные пороки, от которых бывают свободны люди простые. Конечно, между знатными, учеными и богатыми людьми бывают возвышенные души, но у нас речь не о меньшинстве, а о большинстве. Этим людям надо внушать, что хотя они и знатны, и благородны, и учены, и богаты, но такие же растленные грешники и Бога не достойные, как и все люди; что знатность рода земного во Христе ничего не значит без благородства добродетелей, что мудрость мира сего есть безумие пред Богом, что богатство мира сего пред Богом есть крайняя нищета. Напомнить им о князе жидовском Никодиме, о книжниках и фарисеях, коих ложная ученость была причиною отпадения от Бога; о евангельском богаче, по смерти оказавшемся в муках. Христианин должен всё счесть за сор, чтобы приобрести Христа [Флп. 3, 8]. Отчего ученые, богатые, знатные слабо держатся веры и Церкви?

От чревоугодия моего и пресыщения хорошим грибным супом с маслом постным, также от рассеяния долгою прогулкою на свежем воздухе приключилось со мною ночью на Великую Среду блудное искушение от диавольского действа и призрака (о чем срамно и говорить). Согрешил пред Господом! Душу и тело осквернил. Всю почти ночь стужали32 мне нечистые призраки. Ешь после этого с жадностию, если хочешь скверниться. Вот тебе любимые кушания! Не от осуждения ли ближнего и некоторого самохвальства случилось со мною блудное осквернение? Встреча с Пасынковыми, неодобрение ими отца Иоанна Ц., слова мои: «как аукнется, так и откликнется»; а о себе: «благодарю за рекомендацию» (что, то есть, меня вместо отца NN избрали [...] – духовником). Согрешил пред Господом я, пес смердящий.

Отчего, человек, на некрасивых, дряхлых не засматриваешь, а на красивых и молодых? Разве и эти не тот же прах? Разве не будут такими же, если доживут до шестидесяти, семидесяти или долее лет?..

Как немощна, боязлива душа моя при чтении молитв в присутствии кого-либо из посторонних, когда я утром пью чай и закусываю! Как я бываю крепок духом, когда пощусь! Как я бываю особенно слаб и боязлив духом, когда бывает со мною ночной от грез сонных блуд? Горе мне! А всё от чревоугодия и пресыщения. Когда престану безумствовать?

Благодарю Господа, укрепившего меня, хотя и с трудом и нервическим болезненным раздражением во всем теле и болью в ногах, исповедать духовных детей в гимназии и в соборе (в соборе сто восемьдесят девять человек). Наипаче благодарю Господа, укрепившего меня совершить литургию святителя Василия Великого в Великий Четверток раннюю, сказать слово причастникам и со дерзновением причастить их, – о, сколько было искушений от противника, особенно когда я вознегодовал несколько на то, что сторож положил много ладану в кадило, – после освящения Святых Даров! Едва я не лишился мира (и то было уже лишился, или отчасти) и едва совладел со врагом при помощи усиленной внутренней молитвы! После потребления Святых Даров совершенно исцелился духом и телом! Слава паки и паки, громкая слава Божественным Тайнам, животворившим меня!

Говорят про людей неродственников: он – чужой, особенно про отдаленных местом жительства и наипаче иностранцев. Справедливо ли это? Нет: все люди нам свои, а не чужие, как все происшедшие от одной крови и наипаче как возрожденные одним Духом Святым в купели крещения (христиане). Чужой, собственно, есть диавол и подчиненные ему духи злобы поднебесной.

Ближние или близнецы – одно и то же. Близнецы – ближние, то есть все мы братья, от одной крови происшедшие.

Благодарю Господа, щедро промышляющего о нищих и утешающего меня пред Светлым Воскресением Своим приношением доброхотов в пользу нищих. Благодарение верным рабам Христовым! За бедную Евдокию Семеновну (Сероштанову) я решился платить из своих денег купцу Неустроеву, у которого взял в пользу ее сто рублей; заплатил половину, и вот Господь утешает щедрыми приношениями в пользу бедных! Слава благопромышлению Твоему, Господи! 9 апреля 1870. Великий Четверг.

Сребропозлащенные церковные сосуды отправлены в [...] 7 апреля, в Великий Вторник.

Диавол чрез злых людей довел Иисуса Христа, апостолов и мучеников до поносной смерти, но этим он навлек сам на себя лютейшие язвы и мучения, ибо крест Господень, изображаемый нами с верою, бьет сатану, жжет его, наносит ему бесчисленные раны, а святые мощи апостолов и мучеников всякое место освящают и демонов прогоняют живущим в них Духом Святым. Злоба диавольская обращается на главу его. Слава непобедимой силе Твоей, Господи, слава премудрости Твоей бесконечной.

В сходбищах во дни праздничные или именины и в другие можно похвалить любовь к общительности, но образ препровождения времени не одобрителен.

Что брат берет сласти или деньги наши – об этом жалеем, беспокоимся, а что из-за этого уязвляемся от диавола, прилепляемся к земле, теряем благодать Божию, лишаемся мира, отпадаем от Господа – об этом не жалеем. Так и всегда у нас бывает: телесному предпочтение, а духовное – в небрежении. Что душа обезображена, осквернена и оскверняется страстями различными – об этом не печалимся, а коль скоро потеряем что-либо из земных благ: деньги, одежду, награду, или не получили знака почтения от подчиненных – об этом сильно скорбим, негодуем, терзаемся. Так мы пристрастны к земному, так мало радеем о небесном жительстве!

Иной молится ежедневно дома и в церковь ходит, а между тем – увы – давно враг молитву похитил у него из сердца, и он молится только устами. И Сам Бог говорит о такой молитве и таких молильщиках: приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня [Мф. 15, 8–9] (иные ученики, а между взрослыми больше). Как необходимо молиться и размышлять сердцем о том, что говорим! Враг иногда видимо и с наглостию, ему свойственною, вырывает не только из сердца и ума, но и из уст наших слова молитвы, славословия и благодарения или имена людей, за которых молимся, например имена царствующего дома. Знать, упоминание имен пред Богом имеет силу у Бога.

Надо бы радоваться духом, что имею случай утром не есть и не пить (по случаю служения), а ветхий человек скорбит, ревнует ядущим и пьющим, завидует, ярится. Сам я себе враг. Так пьяница и сребролюбец жадничают, хотя без того тот пьян, а этот богат, и если бы можно было, один выпил бы всё вино на свете, а другой забрал все богатства, хотя бы в пагубу себе. Вот человек! Христианину, как небесному гражданину, запрещено под страхом лишения будущего отечества и вечного огня прилепляться к чему-либо земному, но мудрствовать горняя.

Грешный я человек и иерей недостойный; сам исполнен тысячами недостатков, грехов, а от дьячка своего Василия Ивановича Кутузова ищу и требую совершенства в службе, и когда он неисправно поет, раздражаюсь, озлобляюсь на него, как будто злобою и яростию можно поправить дело (о, бессмыслие и бессловесие, безумная злоба!). Согрешил я сегодня пред Богом – в Великий Пяток на утрене, слыша неисправное пение и чтение дьячка, озлобясь на него внутренно, как вчера за ранней обедней по пресуществлении Святых Даров вознегодовал внутренно на сторожа за то, что много вложил ладану в кадило. О, когда я избавлюсь от диавольской злобы! Когда я буду неизменно кроток и смирен и спокоен? Отчего спокойны мои братья протоиереи и дьяконы и все чтецы, несмотря на беспорядки богослужения?.. Они рассудительнее меня, добрее меня... Благодарю Господа, давшего мне благодать громогласно и с силою прочитать двенадцать Евангелий! Благодарю за слезы умиления. О, за меня, за меня, многогрешного, подъял Спаситель мира все эти страдания и эту ужасную смерть! Даждь мне, Господи, распять плоть мою многострастную, губящую бессмертную душу мою. Даждь распять ее со страстями и похотями; даждь плакать всегда о грехах моих!

О необходимости трудить, томить плоть; польза от того для души и тела: спокойствие, довольство собою, здоровье тела, здоровый, мирный, безмятежный сон. Никогда так не бываешь покоен, здоров и так сладко не спишь, как когда много потрудишься, утомишься, когда мало поешь, то есть умеренно. О необходимости шестидневного делания; Творец повелевает шесть дней делать и сотворить все дела свои, по подобию Его, совершившего в шесть дней все дела Свои; смотри, делай всё, что нужно, не опусти ничего – ибо и за опущение будешь наказан, если не покаешься. Что посеешь, то и пожнешь. Этот покой после дневных трудов указывает на будущий покой после трудов здешней жизни, когда все потрудившиеся опочиют и возрадуются на ложах своих, – и на бедственную, плачевную участь тех, которые скрыли талант свой и предавались всю жизнь или часть ее лености и не возделали душевной нивы, не исторгли терния страстей, не посеяли добрых дел. Заметить надо, что неблаговременный сон и сонливость вместе с неблаговременною и излишнею пищею и питьем чрезвычайно вредят душе и умножают, усиливают в ней терние страстей. У сонливого земледельца поле всегда зарастает тернием, а у трудолюбивого и бодрственного всегда чисто.

Всегда, но наипаче во дни страданий и смерти Господа за мир удерживай себя от всякого движения злобы, негодования и презрения к ближнему, да не поглотит тебя сатана: ибо в эти дни ему попущено особенно мучить всех человеконенавистников и гордецов за их неблагодарность и злонравие и сребролюбие. Если Господь Сам уничижил Себя до зрака рабия33 и обнищал нашего ради спасения, пострадал так ужасно и умер такою лютою и поносною смертию, заповедав и нам взаимную любовь и общительность, то каких наказаний мы заслуживаем, если в дни Его страданий по невниманию и злонравию своему, словом или делом, взором или неприязненным и презорливым и злым чувством обижаем ближних, особенно бедных, которые особенно заслуживают сострадательность, а не презрение, не негодование, не злобу. О, да исчезнет совершенно из сердец наших злоба сатанинская, да царствует единая благодать, кротость и смирение! Научитесь от Меня, вещает наш Божественный Учитель, Господь Иисус Христос, ибо Я кроток и смирен сердцем... Наградою за кротость нашу будет всегдашнее неизменное спокойствие нашего духа. ...Найдете покой душам вашим [Мф. 11, 29]. (Великая Суббота. 11 апреля 1870 г.)

Доколе я, пастырь недостойный, не научусь у Пастыреначальника Его кротости и незлобию? Доколе безумно буду увлекаться злобою? А всё из-за пристрастия к веществу. Так лестно вещество!

Наблюдение. Результат всех исповедей. В народе господствует особенно сильно грех любостяжания в разных его видах и пьянство; и этим грехам способствуют, конечно, домы питейные и домы проституции. Кронштадт есть, по преимуществу, город прелюбодейный и пьяный.

Благодарю Господа за неизглаголанное Его ко мне милосердие, ибо простил мне Господь опять озлобление мое на неотступно просившего милостыни мальчика (беловолосого) и потом новое огорчение на другого мальчика, неоднократно приступавшего ко мне с просьбою о милостыни. В этот раз я согрешил тем, что созданного по образу Божию назвал обезьяною. Долго палил меня диавол злобою в обоих случаях, но после слез покаяния и усердной молитвы Господь простил мне и погасил огонь адский, и ниспослал прохладную росу благодати. 11 апреля 1870.

У частного пристава Иванова молебен служил бодро и непреткновенно, с Божией благодатию, громогласно, несомнительно. Козни вражии минул.

На ранней литургии в Пасху должно выговаривать на великом входе имена всех царственных особ. Поспеют разговеться; поминовением церковным да сохранит, да очистит, да освятит, да просветит, да умудрит, да возрастит и укрепит на благо народа своего всех царственных особ. Великое дело – поминовение на великом входе; да будет оно искренно и твердо. Да поможет Господь. Богу и Церкви надо угождать, а не людям.

Что Тебе принесу или что воздам Тебе, Господи, яко мене, раба греха и страстей, возвел еси на высоту священства и вверил мне владычественное служение, поставил пастырем словесного Твоего стада, отцем по духу чад многих, возрождающим, питающим и укрепляющим их Таинствами и словом учения и, дерзну сказать, некоторым примером жития, по благодати Твоей; руководствующим их, подобно Моисею и Иисусу Навину, в землю обетования из идолонеистовствующего и жестокого Египта – из мира сего прелюбодейного и грешного, из-под владычества горького фараона – диавола, от египетского плинфоделания34 в духовное отечество, горний Иерусалим.

Благодарю Господа, усладившего меня разумным, сочувственным чтением молитв (которое Господь же мне даровал), погребальных стихов на утрени в Великую Субботу, на второй статии, пред каноном; благодарю за дерзновение, за силу мысли и чувства! За всё благодарю моего Господа – Содейственника, Утешителя, Поборника.

Светозарное Солнце Правды, Христе Боже! Благодарю Тебя всем сердцем моим, яко дващи мя спасл еси в Пасхальную ночь от козней врага невидимого, усиливавшегося всемерно лишить меня свободы и дерзновения духа и уже было достигшего своей цели, особенно второй раз. О, какую я улучил35 Тобою, Господи, свободу и спокойствие духа после усердного припадания в молитвенном духе к престолу Твоему в Покровском приделе (до начала утрени)! Какую радость, какую смелость! С каким торжествующим духом стоял я в полном облачении пред престолом! С какою радостию и умилением я подымал плащаницу вместе с отцом протоиереем и с какою любовию и живоблагодарным настроением сердца целовал я ноги Твои, Спаситель мой! Но враг позавидовал моей Тобою победе, моему спокойствию и люто и настойчиво запнул меня злобою на чтеца Адриана, когда сей, после обхождения с крестами церкви, увяз в народе при входе нашем в паперть и болтал в воздухе диаконскою свечою, едва не сломав ее! Ну уже и помучился я, зачреватев злобою против воли, только увлекшись мгновенным на него негодованием! Последняя была мне горше первых: многих молитв внутренних, многих борений стоило мне отделаться от вражией злобы, всосавшейся в мои внутренности со всею силою и упорством; несколько раз враг скрадывал слова в моих возгласах от отсутствия спокойствия, дерзновения, свободы в сердце! Наконец мало-помалу помиловал меня Господь и избавил от лютого противника настолько, что я мог довольно спокойно служить. Служил я громогласно, вопреки врагу, и совершил литургию, благодарение Богу, победоносно, при кознях врага! (Молил Бога усердною верою пред святым Его Телом и Кровию о восполнении нужд храма Его святого.)

Многоядение и многопитие наше есть сила врага нашего бесплотного, орудие крепкое, которое мы даем ему сами в руки.

Отзыв М. Бритнева о проповеди митрополита Григория36, которую я говорил в Великий Пяток при выносе плащаницы, показывает, что слово Божие действует различно на сердца человеческие, смотря по качеству сердец: одних приводит к умилению, а других к злобе, как и проповеди Самого Господа Иисуса Христа в одних возбуждали дух покаяния, а других ожесточали: простой народ услаждался ими, а книжники и фарисеи надрывались от злобы при слушании их. Так и теперь: утывшие, утолстевшие и расширевшие37 купцы и некоторые из богатых и ученых века сего озлобляются на проповедника за правдивое и сильное слово, а простой народ услаждается. Это доказывает ту святую истину, что священник не должен льстить вкусу своих прихожан и [должен] без смущения, благодаря Бога, переносить укоризны людей, преданных гордости и тщеславию, да и вообще все напасти переносить мужественно, ибо диавол, враг истины, возбуждает на проповедника истины множество различных браней. Надо твердо стоять на камне Христе и не колебаться, не возмущаться, не озлобляться, но быть ровным и спокойным, зная, что в мире, как в море, бывает то тихо, то бурливо.

Ярость на ближнего и ругательство на него за его неисправность или дерзость происходят от недостатка в сердце уважения и любви к личности человека вообще, к его нравственному достоинству и, значит, от гордости, от непредусмотрительности и от не очень благоразумной и не сдерживаемой хорошо ревности.

Помяни, чей ты сан носишь? Христов. Помяни, что все люди – овцы Христовы, напоенные Его Духом, и овцы твои; ты же – пастырь; не взирай на лица их: все они одинаково овцы.

13 апреля

Понедельник Светлой Седмицы. Благодарю Тя, Господи, яко нынешний день по молитве моей сотворил еси со мною чудные дела, даровав мне благодать совершить после борьбы внутренней с противными силами литургию громогласно, благодатно, мирно, и причаститься неосужденно, и причастить неискусозлобных младенцев. Благодарю Тя, яко даровал еси победити внутреннюю злобу на чтеца по молитве моей и огорчение на одну женщину, неблагоискусно поднесшую младенца к причащению Святой Крови. Благодарю Тя, яко Тобою все козни противника побеждаю. Славлю благостыню и силу Твою!

Не огорчайся на ближних, когда они чем-либо бывают тобою недовольны и делают тебе с неудовольствием выговоры, ибо если ты обличаешь их, то и они могут обличать тебя, может быть и справедливо; притом ты, как человек со слабостями, действительно, может быть, сделал что-либо несправедливо и только по самолюбию не признаешь этого за собою; а когда ты досадуешь на обличающих, то это явный знак твоей скрытой гордости.

Ты отчасти виною болезней и скорбей Александры Константиновны: оттого, что не берег ее как должно, когда она была девицей и жила у тебя, но подавал причины к огорчению ее, – и потому особенно сочувствуй ее болезни.

Сон. Директор Яниш искусил всех бросать дырявою посудою воду на воздух и заливать то, чего не нужно (вероятно, картежная игра его разумеется и жизнь без христианской деятельности; увидим: Бог покажет). Другой комиссар, высокий, в доме Курчанова, – тоже картишки любит.

13 апреля

Благодарю Господа, исцелившего меня от огня, терния, тесноты и отчаяния, злобы на дьячка Кутузова за нерадение его к службе (пасхальной): припавши сердечно к плащанице с верою и упованием, я ощутил силу оживляющую и умиротворяющую, исшедшую от Господа. Слава милосердию Твоему, Господи!

Господи! Сотвори с нашими прихожанами, как с иудеями в пустыне Ханаанской, – да с радостию и усердием отдают свое имущество на обновление и содержание храма; или как с египтянами, с радостию, или волею, или неволею отдающими свое достояние на оскудевший храм Твой. Свяжи упорных из них – Степанова и прочих – словом повеления Твоего, да не коварствуют они над соборным храмом во граде сем и да не о своей только домовой в Думе церкви радят, к ущербу соборной; да не хулят пастырей Твоих.

Помни, что плоть – мятежная раба, и не снимай с ней узды воздержания и поста. Аминь. 15 апреля 1870 г.

Слава Тебе, Господи, просвещаяй молитвою душу мою и лице мое, как писано: Приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся [Пс. 33, 6].

Господь попускает греху непрестанно стужать38 (надоедать) нам для того, чтобы непрестанно бодрствовали, боролись с грехом, и возненавидели всегубительный и прелестный грех, чтобы получили в свое время венец победы.

Не огорчайся на обижающих, но благодушно и кротко, с терпением переноси их обиды, ибо Господь Сам мститель. Я не мог спать ночь, увлекшися негодованием на купца Ф. Степанова, порицающего духовных отцов, и на М. Бритнева. Молись за них: Господь вразумит. А между тем в себе надо искать причины, почему бранят, – и за правду. (Замечательная сила молитвы: Бритнев был первый раз у утрени.)

15 апреля

Среда Светлой Недели. Благодарю Господа, удивившего на мне милость Свою и помощь Свою при совершении литургии, когда я в злобе и тесноте от диавольского приражения изнемогал духом и телом и взывал к Нему о помощи: славно Он укрепил меня в борьбе с противником и даровал мне благодать непреткновенно, с силою и с умилением совершить всю литургию, и царствующий дом весь выговорить громогласно, и причаститься неосужденно, и заамвонную молитву прочитать с твердостию, и детей приобщить со дерзновением. (Стоял у обедни в главном храме в алтаре отец Матфей.)

16 апреля

Утреня. Во время утрени дух злобы прельстил и одолел меня злобою на служившего диакона Петра Ал. Софронова за пренебрежение его будто бы рукою священническою, то есть моею, и за нецелование ее при подаче кадила (разве всякий раз нужно целовать?). Боже мой! Из-за каких пустяков я иногда враждую против брата, единому престолу незлобивого Владыки Бога предстоящего, против члена своего, против единокровного своего, – ибо все от одной крови произошли и все одною Кровию Христовою напаяемся, все в дарах Того же Святого Духа участвуем. И что же злоба моя сделает – не озлобит ли и против меня брата моего, когда он увидит, что я неприязнен ему, – и, значит, не худшее ли зло выйдет? О, какое благо все недостатки и неисправности или погрешности брата покрывать любовию и неизменно любить его ради образа Божия, в нем сокровенного, ради Христа, Коего он есть член, ради усыновления его Богу. Любовь долготерпит, милосердствует... не превозносится, не гордится... не мыслит зла... всё покрывает... Любовь никогда не перестает [1Кор. 13, 4, 5, 7, 8]. Как я многогрешен, самолюбив, любочестив (иногда же вовсе не любочестив), растлен грехом! В чем должна состоять христианская любовь к ближнему? В том, чтобы любить и врагов, не платить злом за зло, досаждением за досаду, не иметь подозрительного нрава, покрывать и как бы не замечать иные погрешности, безвредные для него и для тебя; если он озлоблен против тебя – ты будь незлобив и кроток к нему; если пакости делает – ты не отвечай тем же, но сотвори ему добро; словом, делай противное тому, что внушает, к чему подстрекает диавол.

Знаем, что многие от чревоугодия и пресыщения и пьянства умирают преждевременно; знаем по опыту горькие последствия этих грехов, а всё от них не отстаем, всё увлекаемся алчностию. Что за бессмыслие? (Опухоль и боль в деснах от излишества в пище и питье и от дурной погоды: дождь ливмя льет.)

Господь посещает нас наказаниями, да познаем горечь греха и да усердно избегаем его, живя во святыне, подобающей христианину; и мы должны целовать отеческую Божию руку, наказующую нас, а не хулить и не роптать на Господа; предает нас злобе нашей, да познаем горечь ее и да избегаем ее всеусердно, терпя лучше всякие обиды, погрешности или напасти, нежели соизволяя противнику в злобе его.

Как быстр грех, точно молния, вдруг поражая душу и проницая ее нечистым, палящим огнем! Это значит, что душа наша и дух злобы просты!

Путь монашеский есть путь исключительного угождения Богу и спасения души. Блаженный путь для тех, которые прямо идут по нему.

Раб Божий Андрей (Герасимов) по прочтении мною с верою заклинательных над злым духом молитв благодатию Божией избавился от пьянства. Самого его видел, сам сказал, и мать то же сказала. Слава Тебе, Господи, слава Тебе! Благодарю Тя, яко не посрамляеши моего убожества. 17 апреля 1870. Это было, кажется, еще до Великого поста.

17 апреля

День рождения государя императора. Соборная литургия. Благодарю Господа, даровавшего мне благодать совершить Божественную литургию с достаточным спокойствием; только пришлось мне вытерпеть сильный навет духа злобы (после Верую), когда сослужащий отец Матфей стал читать вслух молитвы, читаемые тайно, и я лукаво подумал, что он лицемерит, и презрел его. Окаянный я! Сам имею множество грехов – и не хочу видеть их, а в брате хочу видеть во всех словах и действиях следы греха! Доколе злоба и ненависть не умирают во мне? Доколе не живу в простоте сердца? Едва не поглотил меня враг! Едва я мог сокрушить покаянием свое сердце! Едва я не принял Святые Тайны в суд и осуждение! О, как тонок злодей! Как надо беречься мгновений искушения! От мгновения иногда зависит великое падение! Молитву заамвонную прочитал всю громко, хотя не без смущения вражия. Но замечательно, что когда эполетов густых в церкви много, тогда мне бывает особенно тяжело от духов злобы. Много раз испытано. Но и без них часто бывает тоже тяжело. После обедни, особенно после совершения молебна на барже у Брандта и после закусочки у Саламанова, мне стало очень легко. Благодарю Господа за врачевания души моей, хотя и очень тяжкие и болезненные. Благодарю Господа, не допускающего мне умереть во греховной смерти, но сильными наказаниями и как бы прижиганиями отсекающего мою мертвость, исторгающего и пожигающего терние страстей моих.

18 апреля

Нынешний день напала на меня злоба на чтеца Василия Кутузова за ошибки его при пении Пасхального канона и за нерадение его, как я думал. Ну уж и задал мне враг баню свою под конец утрени! Не знал я, куда деваться с моим внутренним адом: душит враг злобою, да и только. О, бессловесная злоба! Ну разве злобою можно исправить согрешающего? Не большая ли выйдет злоба и неисправность? Ибо злоба смущает взаимно и помрачает смысл и у ненавидящего, и в[есьма] часто у ненавидимого! Да и какой больше всех пред Богом Человеколюбцем грех, как не злоба на брата? Значит, ненавидящий брата больше его согрешает, хотя он и неисправен! Едва умолил я Господа продолжительною и частою молитвою оставить мне злобу: впилась в меня, да и только, до костей и мозгов прошла, всего меня проникла! О, как она горька! Нелюбящий брата, поистине, пребывает в смерти. Всякий, ненавидящий брата своего, поистине, есть человекоубийца [1Ин. 3, 14–15]. (Когда я стал разрезывать артос, злоба прошла.) Во время обедни враг надоедал мне сильно. От пресыщения накануне и от питья крепящего желудок вина (портвейна и рому) мне было тошно. Пресыщение, поистине, есть сила врага – пост есть бессилие его.

Господа моего благодарю, превозношу и славлю, яко укрепил есть немощь мою послужить в Святую Неделю Пасхи пред святым, живоносным и страшным престолом Его и все потребные службы в церкви и вне церкви совершить непреткновенно, хотя и с великою борьбою с противными и злыми духами; благодарю, яко грехи мои попремногу39 очищал и мирна мя соделывал, отъемля смятение греховное; благодарю, яко из немощи во здравие претвори мя. 18 апреля 1870 г.

18 апреля

Благодарю Господа моего за дар умиленной, слезной молитвы пред престолом о людях Божиих и о своих грехах и за дар мира пренебесного, которым ущедрил меня Многомилостивый Господь, Царь мира. Яко благ Господь! (Всенощная на Неделю Антипасхи).

На будущее время ввести поучение народа главным истинам веры пред исповедию в неделю говения в Великом посту. Это необходимо по крайнему невежеству народа. В воскресные дни тоже.

Чревоугодие и пресыщение клонит тебя вечером сильно ко сну и к земле, отнимая сознание, чувство, силу. Смотри, как бы чрево не склонило тебя совсем к земле и не лишило неба; смотри, чтобы не быть тебе наподобие птицы с обсеченными крыльями. Ужасно! А со многими это бывает. Чрево многих лишило неба, приковав к земле.

19 апреля

Благодарю Тебя, многомилостиве Господи, яко услышал еси мя вопиющего к Тебе, внегда возгоретися в сердце моем вражде на купца М. Бритнева за его лаяние на слово Твое, сказанное пред Плащаницею. Я воззвал к Тебе во время совершения проскомидии, молился и после оной, ибо враг долго поджигал и теснил меня, – и Ты погасил лютый огнь и вывел меня из тесноты и огня на прохладу и свободу, примирив меня с означенным купцом. Обедню совершал довольно спокойно, только чувствуя некоторую болезненность и слабость как бы от простуды; имена царствующего дома выговорил все твердо; причастился с дерзновением.

Благодарю Тебя, Господи, яко вскоре спасл еси мя от блудной похоти, когда я сердечно воззвал к Тебе (в четыре часа вечера). Девица Ал. Ивановна приходила советоваться о браке.

Господи! даждь мне благодать не любить земной жизни, или не иметь никакого пристрастия к благам ее, ибо любовь земная – враг любви небесной, для которой человек-христианин сотворен и отрожден40 водою и Духом. Итак, да не люблю я сластей, денег, одежд светлых, отличий, палат украшенных, ни прочего, что составляет предмет житейских пристрастий, – всё да попираю не ногами, но произволением сердечным, и да прилепляюсь всецело к Бесконечному Животу моему, Господу Иисусу Христу, и к горнему Царствию, да прилежу41 непрестанно любви Бога и искренняго. 19 апреля 1870. Воскресение Фомино.

Согрешил ко Господу, убоявшись лица человеческого во время молебствия, когда я облечен был в ризы священнические, изображая собою Тебя, Господи, единого Ходатая Бога и человеков. Да, священник – великое, достопочтенное лицо, и наипаче когда он облачен в свящ[еннические] одежды и служит Господу: он тогда выше всех, и самого царя; и должен быть превыше всех помыслами сердечными, должен быть возвышен, мужествен и не поддаваться страху человеческому или бесовскому, но должен быть объят весь страхом Божиим, а для этого не должен порабощаться чреву, сребру, земной чести, не должен быть обладаем лицеприятием, ибо враг низлагает своим суетным страхом священника, преданного земному, a горé зрящего не может запнуть ничем, как стоящего выше его козней. (Служил молебен в лавке купца Филиппа Степанова на бирже 19 апреля 1870 г. до обедни.)

17 апреля

Пришедши в полковую церковь Омского полка, устроенную временно в доме купца Головарева, – а зашел я по приглашению полкового священника Надпорожского (Порф. Вас.) – и увидев в ней дорогие иконы, пожертвованные нашими купцами, я было поражен был в сердце завистию, и едва было смущение зависти и скорби о благосостоянии, основавшемся, как мне казалось, на развалинах благосостояния нашей соборной церкви, не выразилось на моем лице; но я вскоре пресек чувство зависти внутреннею молитвою и тем убеждением сердечным, что все мы – члены друг другу, что всяческая и во всех един и тот же Христос [рус.: все и во всем Христос] [Кол. 3, 11], что, значит, благосостояние всякой церкви есть благосостояние членов Христовых и вместе и мое собственное. Питая в душе такие мысли, я изгнал из сердца зависть и восстановил в душе спокойствие, которое начинало колебаться. Как нужно быть к себе всюду, на всякую минуту внимательным! Как грех лукав, неусыпен, настойчив!

Как растленно мое сердце и склонно ко всякому греху! Как свирепствует еще во мне ветхий человек с его самолюбием, сластолюбием, злобою, гордостию, завистию, алчностью, чревоугодием, объядением, пиянством, сребролюбием, любостяжанием и прочими бесчисленными страстями и старается оправдывать себя в самых грехах своих! Как я склонен еще доселе из-за лишнего сладкого куска питать вражду к брату своему!

Не должен священник, провождающий или желающий провождать духовную жизнь, употреблять мясную пищу и вообще тучную и лакомую, ибо плоть, питаемая пространно, сильнее беснуется страстями – суровостию, злобою, завистию, алчностию и прочими. Непрестанно нужно умерщвлять и порабощать ее постом, бдением и молитвою. Нет ничего дороже для человека сердца чистого, сердца верующего, искренно любящего Бога и того, кто по образу Его, сердца кроткого, незлобивого, терпеливого, смиренномудрого, доброжелательного, сочувствующего. А это сокровище приобретается трудом непрестанного бдения, молитвы, богомыслия, чтения слова Божия. Презирай всегда чрево и с ним все сласти, как бы они сладки и ценны ни были; считай их ничем не лучше сора. Вот мудрость христианина!

Воздержанием и молитвою непрестанною стяжи тонкость сердечную!

Из-за чего ты беспокоишься, враждуешь на ближнего, сурово смотришь, человек? Из-за того, что лишние сласти твои съели домашние? Что же? Благодарить надо за оные Бога, услаждающего горестную жизнь нашу, и всесердечно любить Его, Господа нашего, бесконечную Сладость, и успевать наипаче в любви к ближнему, а не враждовать на него за эти сладости, которые ни в каком случае не могут быть твоею собственностию, – ибо не даром ли всё ты получил от Господа? Радуйся о том, что брат твой, а не ты – грешник окаянный, недостойный ни единой сладости, – употребляет твои сласти. Ибо для тебя не та выгода, чтобы предаваться сластям, а та, чтобы удаляться от них совсем и услаждать ими ближних, так как ты сластолюбивою своею жизнию давно уже прогневал безмерно и доселе прогневляешь Господа, отпадая от любви Бога и ближнего. Не мера ли всякий человек сам себе? Предоставь всякого самого себе, а ты дорожи любовию и душевным миром. Господь во сто раз возвратит тебе туне за то, что употребит брат (и возвращает). Только успевай в любви, ласке и приветливости. Будь богат сердцем.

Ангельское твое служение, о иерей, – ангельски живи, вперяя ум к высоте, дольнее презирая, непрестанно просвещаясь, непрестанно горя любовию ко Творцу и к спасаемому Им человечеству.

Господи! исторгни благодатию Духа Твоего Святого из сердца моего жало любви земной, столь враждебной Богу и ближнему, и уязви меня жалом любви Твоей Божественной! Ей, аминь.

21 апреля

Утро. После утрени. Благодарю Тя, Господи Иисусе Христе, Боже мой, оживотворившего внутренняя моя искреннею молитвою, которую Ты даровал мне неизреченной Твоею милостию; благодарю Тя, яко отъял еси нечистоты греховные от сердца моего и исцелил болезни мои. Ей, аминь.

21 апреля

В час пополудни я соборовал старушку в Песочной улице. При чтении одного Евангелия, именно о десяти девах, враг запнул меня воззрением на фотографическую карточку мужа с женою: по действию врага жена показалась мне безобразною, и я внутренно презрел ее, и стал на мгновение одно с диаволом, и потерял мир и свободу духа и слова, но тотчас познал свое заблуждение, раскаялся и получил опять мир. Затем в доме Моисеева (Тимофея Алекс.), служивши молебен, постыдился ученого штурмана (как казалось мне) во время чтения молитвы водосвятной, упал духом, убоявшись сам не знаю чего (о, как бессловесно42 – стыдиться пред людьми мира сего, пред учеными и сильными или богатыми века сего, стыдиться своей веры и обрядов ее), и не мог от боязни выговорить некоторых слов (не приведении нас устрашая и прочее). Враг так запнул, смутил, уязвил, парализовал, убил меня духовно, что я весь обед не имел мира, свободы и дерзновения духа и был как бессловесный, весь чего-то боясь и стыдясь. А знаю, что если бы я со дерзновением совершил свою молитву, то я победил бы врага, а не он меня, и я был бы смел, речист и развязен. Согрешил пред Богом! Вперед урок на все подобные случаи. Не бояться и не стыдиться никого из ученых, сильных и богатых мира при совершении молитвословий, богослужения, Таинств и обрядов веры (священник, изображающий собою Священника по чину Мелхиседекову – Иисуса Христа, Сына Божия, Царя славы, должен иметь дух царственный, величественный, твердый, и не должен взирать на лица, и не подавать повод к гордости сильным мира своею робостию).

Дух лукавый нападал чрез меня – чрез страсть сластолюбия и алчности – на отца моего, протоиерея Константина, когда он был жив, и гнал его с лица земли, а теперь чрез ту же страсть нападает на старшего брата моего Алексея. Да остерегусь вовремя. (Всё из-за сахарной сласти.) Прочь сласти плотские!

21 апреля

Благодарю Тя, Господи Иисусе Христе, Боже мой, яко причащением Животворящих Твоих Таин чувствую себя сегодня совершенно здоровым духом и телом, несмотря на самую тяжелую дождливую погоду. Десять часов вечера.

Господи! прости мне грех мой – тот, что я, будучи одарен Тобою всем необходимым, завидую нередко братии моей, сослуживцам протоиереям, скопляющим всеми мерами деньги и не подающим милостыни, и озлобляюсь на них внутренно! Господи! даждь мне жалеть их, молиться за них и быть довольным своим жребием, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения [Лк. 12, 15].

Бегай ловления льстивого всякую минуту и никогда не считай себя безопасным от козней его, доколе ты жив. Утверди сердце в Боге, а не в веществе: диавол всемерно уловляет нас чрез пристрастие к веществу. А христианин должен быть духовным и горним, подобно Христу.

Благодарю Тебя, многомилостиве и всесильне Господи, яко даровал еси мне благодать и силу послужить Тебе пред страшным, всесвятым, пренебесным и животворящим престолом Твоим непреткновенно и благоплодно для меня и для людей Твоих всю Светлую Седмицу и даровал еси всем нам ежедневно веселиться о воскресении Твоем и нашем будущем воскресении. Даруй, Господи, и в будущее лето поклониться Твоему воскресению душами и телами, свободными от рабства грехам и страстям различным, воскресшими духовно к новой, благодатной жизни. 22 апреля 1870 г. Среда.

Молитва сердечная просвещает не только душу, но и тело: лицо молящегося сияет небесным светом, кротостию, приятностию, святостию.

Какой яд смертоносный злобы к брату вливает в душу дух сластолюбия, из-за пристрастия моего сахарной сласти! И почему я не презираю того, из-за чего я столь часто нарушаю весь закон, состоящий в любви к ближнему? Ибо весь закон в одном слове залючается: люби ближнего твоего, как самого себя [Гал. 5, 14]. Зачем свою умеренность в сластях (в иных) поставлять законом для других, когда сам не следую закону о воздержании и за неисполнение озлобляюсь и готов мстить! Когда научусь презирать сласти ради брата, а не брата из-за сластей?

Сегодня (22 апреля) я несколько раз бессловесно ярился: 1) на нищих, когда шел в класс, сказавши одной нищей, настойчиво требовавшей у меня больше и больше: «Разобью тебя»; 2) на дьячка Кутузова, когда он беспощадно лгал, читая Апостола на молебне в водное путешествие, и 3) опять на нищих, стоявших вечером у дома и требовавших большего; 4) на брата Алексея из-за сахару. В организме болезненная раздражительность, предрасполагающая к злобе. Согрешил пред Богом. Дьячок своим нелепым чтением возмутил меня до глубины души. Немощь моя. Отчего бы не быть спокойным и не расстраивать себя? Ведь ко греху грех, к нелепости нелепость я прибавил, раздражившись сам и не в состоянии быв спокойно служить – говорить и действовать. И сам я сделался точно как безграмотный дьячок, запинаясь, не выговаривая слов, пропуская без смысла. Как поймал меня враг! Стережет непрестанно. Господи! Как избавлюсь я от сетей его, будучи грехолюбив?

Не чрево ли наше беснуется, когда мы яримся на дурно читающих слово Божие или несогласно поющих? Не для чрева ли желаем и ищем верности чтения и согласного пения, а не для Евангельской жизни? Ей, да! Если бы для Бога этого желали, то не ярились бы, ибо для Бога не отважились бы яриться, зная, что злоба противнее Богу всякого бессмысленного чтения или нелепого пения.

Не верь своей ярости и тогда, когда яришься из-за нарушения заповедей Божиих ближними, ибо и эта ярость от диавола.

Сильная раздражительность вследствие упадка нервов была у меня пред сильным дождем с темными дождевыми облаками, обложившими всё небо. 23 апреля.

На сметану и скоромное масло разрешил в среду ради немощи. Лучше ли, не знаю. Только и прованское масло не впрок: нервы упадают. Мучнистую пищу не надо есть, грубую.

Директора Яниша и Семена Ивановича Немол. во сне видел: ко мне приходили, книгу мою памятную для чего-то перелистывали. В гости ко мне хотят – так ли? Или [...] [взять].

Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним [Мф. 18, 15]. Не забывай Господней заповеди, основанной на кротости и любви, и заповеди апостола: если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным [Гал. 6, 1] (как это было вчера со мною).

Какие злоумышления делает враг против меня на молитве! Какие превращения! Господи! [Защити]! (Молебен у Петра Антиповича Иванова.)

Благодарю Господа, удостоившего меня совершить непреткновенно литургию в думской Успенской церкви 23 апреля и причаститься Святых Таин неосужденно, в мир душевных моих сил. Но вскоре бедственно утратил я эту Божественную благодать мира, вознегодовав с досадою и озлоблением на одну вдовицу, снова пришедшую просить меня о даровом виде для другой ее дочери – не вовремя, потому что я торопился в класс; терзающий, палящий, бодущий грех снова начал теснить и мучить меня, и долго терзал меня, свою жертву.

Не спеши и не ярись, когда нищие и бедные приступают к тебе с просьбами о разных пособиях или ходатайстве, но спокойно и кротко войди в их нужды и по возможности удовлетвори их, воротившись домой, если ты идешь куда-либо по делу, или на пути исполнив их просьбы, если можно здесь их исполнить. Поверь, поспеешь и нищих удовлетворить, и предлежащее тебе дело исполнить вовремя: ей, ей, мы торопимся, часто сами не зная зачем, – и между тем сердимся на останавливающих нас. Так часто бывало со мною, многосуетливым.

Господи! Даждь мне благодать взирать на всех и на всё просто, неблазненно, кротко, благостно.

Заповедь Божия и Церковь, освобождая нас в воскресные и праздничные дни от работ житейских, вместе с тем наипаче хочет отвлечь нас от работы страстям и греху, внушает работать Господу. Итак, дождался ты воскресного или праздничного дня, проведи этот день в молитве, в благочестивой беседе, в делах милосердия, в воздержании, удержись от пьянства, от распутства, от празднословия, сквернословия, смехотворства и прочего. Это будет истинный праздник Господу и праздник душе твоей. Упразднитеся и разумейте, яко Аз есмь Бог [рус.: Остановитесь и познайте, что ЯБог]. Псалом 45, 11. (Благодарю Господа за указание сего стиха и за уверенность в скором приискании.) Псалом 57, 4. Очуждишася грешницы от ложесн, заблудиша от чрева... [рус.: С самого рождения отступили нечестивые, от утробы матери заблуждаются...] В храме ты присваяешься Богу, и, удаляясь от храма, чуждаешься Бога.

Некогда я весь растлился из-за чревоугодия ([...] училищной, из-за жадности к ней), – ныне время воздержания и обуздания плоти, когда я пришел в совершенный разум и стал, по благодати Божией, священником. Теперь я должен отвергнуть младенческая, чтобы в противном случае не погибнуть душевно и телесно. Пока Господь терпит моим грехам, надо дело делать, то есть дело душевного спасения.

Где будут после смерти и после Страшного Суда Христова христиане, не радящие о исполнении закона Христова и в этом нерадении скончавшиеся? Не в худшем ли месте, чем язычники, магометане и иудеи? Ведь нерадиво живущие христиане второе распинают Сына Божия.

Тяжко жить на острове Кронштадте в то время, когда Финский залив разрешается от льда: очень тяжело от этой пресыщенной влагою холодною, от этих серых, тяжелых, темных облаков, от туманов, дождей: сильно давит эта атмосфера дух и тело, умирают от ней многие, как снопы валятся. Беда людям больным и расслабленным. Лед сломался в Финском заливе 24 апреля окончательно, и корабли пришли из-за моря 25 апреля утром.

Как чисто должен я смотреть на плоть человеческую, которую благоизволил восприять на Себя Сын Божий, в какой чистоте и умеренности содержать, как усердно распинать все ее страсти и иметь только орудием добродетели и никак не порока? Господи! Сердце чисто созижди во мне... и дух прав обнови во утробе моей [Пс. 50, 12]: да и тело мое будет чисто, да не орудуется греху (орудие).

(25 апреля). Благодарю от всего сердца моего Господа Бога моего, избавившего меня от злобы диавольской и даровавшего благодать совершить Таинство Брака над двумя четами (24 апреля) непреткновенно (второй брак). Долго я припадал к престолу благодати молитвенно, и услышал меня Господь, и ниспослал мне мир Свой и силу, препоясав меня силою на брань, и сотворил лук медян мышца моя [рус.: мышцы мои сокрушают медный лук] [Пс. 17, 35].

Благодарю Господа, спасшего меня и нынешний день от тесноты и скорби озлобления на нищих, неоднократно стужавших мне; благодарю, яко пременил злобу на благость, гордость на кротость, скорбь на радость, тесноту на простор. Благодарю Господа, наказующего и милующего меня многогрешного, многострастного.

Даждь мне взирать на кротость нищих и поучаться у них кротости и незлобию.

Господь – вседовлеющее43 для человека Благо, могущее заменить Собою все блага земные и небесные. Что бо ми есть на небеси; и от Тебе что восхотех на земли; Исчезе сердце мое и плоть моя, Боже сердца моего, и часть моя, Боже, во век [рус.: Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле. Изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек] [Пс. 72, 25–26].

Благодарю Господа, несколько раз удивившего на мне великую милость Свою в храме во время всенощной 25 апреля на Неделю жен-мироносиц – в избавлении меня от диавольской злобы лютой и в даровании мира, свободы и росы благодатной.

Прежде геенны впадаю в геенну чрез страсти мои и благодарю Господа, показующего мне на деле, хотя частию, ужас и горечь будущей геенны, чтобы я не впал в нее самым делом и навеки и чтобы я бежал страстей, уготовляющих вечный огонь работающим им.

Злоба на согрешающего разве может исправить его, или злоба на врага разве может исправить врага и пресечь зло, – не большее ли, напротив, произведет зло? Зачем же злимся? О, безрассудство! О, злонравие! О Божественная кротость, незлобие, сколь ты премудра! Кто злобится, в том [нет] любви к Богу и ближнему, ибо любовь не терпит злобы.

Все исцеления от ужасных язв греха, получаемые тобою ежедневно и многократно, ты получаешь за раны Спасителя, претерпенные Им за мир и за тебя. О, как надо быть благодарным Господу за Его страдания за нас, с какою любовию надо лобызать крест Христов, язвы рук и ног Его и пречистые ребра!

25 апреля в субботу я кушал лишнее за обедом, а вечером много пил чаю – и на следующий день, служа раннюю обедню, я чувствовал себя внутренно бессильным и крайне немощным по причине вчерашнего излишества; сердце было подавлено; впрочем, по неизреченной милости Божией, обедню служил почти непреткновенно, хотя и в немощи; молебен водосвятный Иверской Божией Матери также, только при чтении Евангелия Богородице и водосвятного из боязни бесовской и сомнения пропустил несколько слов. Ломота в ногах (это тоже из-за излишества, особенно по причине ядения каши). (10 февраля 1871 г. тоже из-за каш – гречневой и рисовой – была беда чистая со мною.)

После Господа и родителей я всем обязан Святейшему Синоду Православной Русской Церкви, воспитавшему меня, поощрявшему меня и доселе поощряющему своим вниманием; потом обязан родителям жены моей, самой жене моей, из-за которой я получил настоящее священническое место, обязан добрым моим прихожанам, доброму начальству моему. За всё благодарение и слава Господу Богу нашему!

Во время молебна у Тимофея Алекс. Моисеева я постыдился чего-то одного, как мне казалось, ученого офицера, о коем думал я, что он преподаватель Штурманского училища, и тяжко согрешил, унизив дело церковной молитвы, дело Божие пред суетною и надменною ученостию мирскою. Впредь особенно смело возвышай голос свой пред учеными, богатыми и сильными мира.

26 апреля

При чтении молитвы пред образом Божией Матери Иверской не мог выговорить некоторых слов от сомнения диавольского в сердце.

О иерей и всякий православный христианин! Научись от всего сердца, искренно говорить всякую молитву, малую или большую, часто или редко читаемую, и не давай ни на мгновение места холодности или двоедушию, чтобы не низложил тебя враг пред многочисленным обществом и не посрамил тебя, сделав тебя безгласным. Истинствуй всегда сердцем, а не лицемерь: лицемерие мерзость Господу, закваска диавольская. А чтобы всегда человек был искрен, нелицемерен, смирен – для этого нужны частые искушения и скорби, приводящие его к истинному самопознанию, к познанию крайней испорченности своего сердца, крайней немощи, беспомощности вне Бога, уничтожающие гордость, злобу и лживость сердца. Потому истинные христиане живут в непрестанных скорбях, и они – великое благо Отца Небесного, предохраняющее их от растления греховного и служащее для них непрестанным очищением и пробою.

Не негодуй и не озлобляйся на нищих за то, что они гоняются за тобою в чаянии от тебя милостыни; они гонят тебя в рай – лишь охотно подавай. Поверь, это добрые гонители. А между тем мы твердосердечны, как кремень, и нас надо нудить44 к милостыне: что вынудят от нас нищие, то и их, а без понуждения будут ходить и голодны и холодны. Замечательно, что и Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его [Мф. 11, 12].

Всевозможно искореняй из сердца злую мнительность о людях, понуждающую тебя предполагать в людях разные худые намерения и начала их действий, но старайся всегда думать о людях хорошо, иметь на них взгляд светлый, а не мрачный, ибо в противном случае и в душе нашей, и в мире, нас окружающем, будет ад. Диавол – виновник заедающей иных злой мнительности. Се, что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе [рус.: Как хорошо и как приятно жить братьям вместе!] [Пс. 132, 1].

27 апреля

Благодарю Тебя, Многомилостиве Господи, яко нынешний день дважды милостиво избавил мя еси от злобы на нищих и злорадства при чтении «Санкт-Петербургских ведомостей» об убийстве австрийского агента; в первый раз в полдень, когда я шел в класс, и нищие, получившие от меня милостыню, еще гнались за мною; во второй раз – вечером, по окончании экзамена в женской гимназии и по приходе домой; долго я внутренно взывал к Тебе в первом случае, идучи дорогою, в гимназии и по выходе из ней на свежий воздух до класса, – и получил великую милость после продолжительной молитвы; во втором случае лишь я воззвал к Тебе – и тотчас помилован был, ощутив животворящую благодать внутрь себя. Слава милосердию Твоему, скоропослушеству Твоему, близости Твоей к вопиющим Тебе от всего сердца во истине. Соблюди мя, Господи, от всякого греха.

Отложи ревность о неправде человеческой, когда ревнуешь относительно только себя, ибо это – скрытые самолюбие и зависть. Поверь, что если бы ты был на месте человека, на неправду которого сетуешь, то сам сделал бы то же. Терпи любовию, понуждай себя к доброжелательству даже врагам. Мы все здесь кратковременные гости, и все явимся пред Судищем Христовым праведным. Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие, ибо они, как трава, скоро будут подкошены и, как зеленеющий злак, увянут. Уповай на Господа и делай добро; живи на земле и храни истину [Пс. 36, 1–3].

Отчего наслаждение земными благами сопровождается часто тяжестию и уязвлением душ и тел наших; отчего прекрасные розы окружены тернием? Оттого, что наслаждение бывает или неумеренно, или незаконно; оттого, что земные наслаждения грубы и самою грубостию отягощают и уязвляют душу – существо духовное, претонкое; наконец, для того, чтобы мы всегда помнили о наслаждениях духовных, божественных, небесных, столь свойственных душе, и всем существом стремились к ним. Бесконечная сладость зрящих Твоего лица доброту неизреченную.

28 апреля

Когда я, после составления проповеди, сел на дрожки с женою, чтоб ехать в гости к директору гимназии, меня начала душить злоба вражия на нее из-за каких-то пустяков, невольная, стремительная, как увлекающая быстрым потоком река; и я, насилуемый от злобы, усильно и непрестанно молился внутренно о избавлении меня от злобы во всё время, как мы ехали, и даже когда уже вошли в квартиру директора, сели и разговаривали с хозяевами, я не преставал возводить очи к Спасителю Богу между разговором. Много во мне блох самолюбия, мало или нет искренней любви к ближнему. Окаянен я!

Благодарю Тебя, Господи, яко спас еси мя от злобы сей и ниспослал мне благодать небесную, изгнав злобу и смятение и даровав любовь и мир, так что я искренно и в сладость побеседовал с директором в продолжение трех с половиною часов. Ты мой Спаситель, Ты моя жизнь, Ты мой мир, Ты моя крепость и сила.

29 апреля

Благодарю Господа, даровавшего мне благодать и силу совершить Таинство Брака в шесть часов вечера. Читал молитвы непреткновенно до обращения к жениху и невесте для благословения, то есть до слов: веселятся... Троица да благословит вас; в конце этой молитвы я преткнулся и не мог докончить из-за озлобления на шафера невесты, запутавшегося рукою в кольце венца по снятии венцов. И как жестоко уязвила меня злоба вражия! Лишился я мира, свободы, простора духа; огонь адский начал жечь и теснить меня. С великим сердечным воплем припадал я по окончании брака к престолу, моля Господа о помиловании и исцелении, и – слава Тебе, Господи, – получил скоро милость и исцеление язвы сердечной, и пошел домой в мире.

В этот же день сотворил грех, с жадностию наевшись вечером, после возбуждения аппетита пробованными в магазине Сидорова винами, употребляемыми для Таинства, – рыбы, на скоромном масле жареной, между тем как была среда. Не размыслил я, бессмысленный, что выйдет из этой алчности и из этого нарушения поста: вышла тяжесть, сильное половое побуждение, едва унятое, и беспокойный сон с зудом тела. Всякий алчный к пище или жадный к напиткам человек должен подумать предварительно ядения и пития, что выйдет из его алчности и жадности, какое зло, какой вред для души и тела, – и тогда отпадет алчность. О, если бы прежде содеяния всякого греха размыслили, что выйдет после греха, какие пагубные последствия для души и часто для тела, тогда мы не сделали бы греха! Рыба и вино сильно возбуждают тело и душу и крепят живот. 30 апреля [18]70 г. Четверг.

Пред совершением и во время совершения Таинства Брака, которое есть таинство любви и образ высочайшей любви Христа и Церкви, священнику, совершающему это Таинство, должно иметь в сердце святую любовь к Господу, произведшему и нас от союза любви, и к братии своей священнои церковнослужителям, с которыми венчает, равно и с прочими, и к жениху и невесте, которых он хочет венчать. Сие заповедаю вам, да любите друг друга [Ин. 15, 17].

Согрешил, озлобившись на диакона Петра, праздно шатавшегося по улице после утрени: вот, подумал я, дела нет, кроме редкой службы, так и шатается без дела; брата осудил в душе, возненавидел его, а себя уязвил злобою, как стрелою; за малый грех брата осудил, а своих великих грехов не оставил. Окаянен я! Страстен я! Завистлив, зол, горд! А злоба и зависть свирепствуют во мне особенно по причине сластолюбия и пресыщения и после пресыщения! Вчера я нарушил пост из-за сластолюбия и алчности: наелся рыбы, жареной на скоромном масле, – вот и беснуется плоть: один грех влечет за собою десять других. Смиряй плоть постом, бдением, молитвою, чтением слова Божия с размышлением.

Как легко сластолюбец и чревоугодник подпадает искушению и удобно впадает во всякую страсть: в блуд, злобу, зависть, сребролюбие и прочее! Чревоугодник – это не защищенный ничем город, который сейчас удобно взять проходящим мимо его неприятелям и расхитить его.

Дети христиан суть чада Божии, хранимые Ангелами, которые видят непрестанно лицо Отца Небесного [Мф. 18, 10]; с любовию и уважением надо обращаться со всеми детьми христианскими, как чадами Божиими, и учиться у них простоте, незлобию, нестяжательности.

Сегодня беснуется (доселе) плоть моя злобою диавольскою: диавол напал случайно чрез меня внутренно (не наружно) на диакона отца Петра Софронова и семейство его и преследует их внутренно; но да не будет сего, Господи, ибо это воля и злоба противника. Да желаю сердечно отцу диакону всякого добра, буду молиться за него искренно, как за себя. Да не останавливаюсь лукаво на немощах и погрешностях, недостатках, опущениях его, которых больше у меня; да смотрю на свои немощи, недостатки, опущения и да оплакиваю их. Всяк свое бремя понесет.

Господи! даждь мне благодать любить сего диакона и супругу его и чад их как уды свои, как себя, как душу свою, как члены Твои и желать им столько же добра, сколько себе; любить и прочую братию как себя, и всех прихожан и не прихожан, и всех человеков. Да озлобляюсь на себя самого, на страсти свои, на лукавство, на самолюбие свое, на злобу и зависть свою, на гордость и тщеславие свое, на грех, живущий во мне и в людях, – но никогда на людей, созданных по образу Твоему, ибо это дело бесов, то есть ненавидеть человека, презирать сотворенного по образу Божию.

Благодарю Тя, Господи, яко преклонился еси к крепкому воплю моему сердечному в квартире [Пашинникова] и избавил мя еси от насилия вражия, и мир с пространством сердечным мне даровал еси. 30 апреля. Четверг.

Благодарю Тя, яко и дома на вечерней молитве от насилия скверных помыслов избавил мя еси милостивно, когда я помолился о сем искренно.

Термометр сердечный то повышается, то упадает и непрестанно колеблется: то горячо любим Бога и ближнего, то холодеем, а то и ненавидим ближнего; то благословляем, то ропщем и хулим.

Во время богослужения алтарь представляется уединенной пустыней, в которой священник без развлечения окружающими людьми и предметами может молиться Богу всем сердцем (образ пустыни, в которую Господь удалялся молиться).

* * *

27

О́рля (церк.-слав.) – орел. Ср.: обновится яко орля юность твоя (Пс. 102, 5).

28

Ср.: един ходатай Бога и человеков (рус.: един и посредник между Богом и человеками) (1Тим. 2, 5).

29

Присносу́щный (церк.-слав.) – всегда существующий.

30

Ср.: уты́, утолсте́, расшире́ (рус.: утучнел, отолстел и разжирел) (Втор. 32, 15).

31

Сци́лла и Хари́бда – в древнегреческой мифологии два чудовища, обитавшие на прибрежных скалах по обе стороны Мессинского пролива и губившие мореплавателей.

32

Стужа́ти (церк.-слав.) – досаждать, тревожить, беспокоить, смущать.

33

Зрак р'абий (церк.-слав.) – образ раба; ср.: Себе умалил, зрак раба приим (рус.: уничижил Себя Самого, приняв образ раба) (Флп. 2, 7).

34

Плинфоде́лание – изготовление кирпичей; см. прим. 11.

35

Улучи́ти (церк.-слав.) – наследовать, получить, принять, достигнуть.

36

Григорий (Постников; 1784–1860), с 1856 г. митрополит Санкт-Петербургский. Участвовал в открытии мощей святителя Митрофана Воронежского, отличался неутомимостью в проповедании, ревновал об обращении раскольников; основал журналы «Христианское чтение», «Православный собеседник», «Духовная беседа»; написал книгу в увещание раскольникам: «Истинно древняя и истинно православная Христова Церковь».

37

См. прим. 30.

38

См. прим. 32.

39

Попремно́гу (церк.-слав.) – весьма много.

40

Отрожде́ние (церк.-слав.) – возрождение, вновь рождение, перерождение; иногда означает крещение.

41

Прилежа́ти (церк.-слав.) – печься, заботиться о ком-либо или о чем-либо; трудиться с усердием.

42

Бессловесный – лишенный разума, бессмысленный, глупый.

43

Вседовле́ющий (церк.-слав.) – вседостаточный, вполне достаточный.

44

Нуди́ти (церк.-слав.) – принуждать.


Источник: Дневник / cв. праведный Иоанн Кронштадтский. - Москва : Булат, 2005-. - (Духовное наследие Русской православной церкви). Т. 15: 1870-1871. - 2006. - 572 с. ISBN 5-902112-52-4

Комментарии для сайта Cackle