Июнь 1879 г.
1 июня
Благодарю Господа, двукратно избавившего меня от великих сердечных бед: во-первых, от беды, приключившейся со мною в карете Невского проспекта, когда вошла в нее женщина в беловатой летней одежде с [капюшонами], уткнувшая свой нос в книгу (во мне запало зло на нее, сильно мучившее меня); я туне47 возненавидел в сердце женщину, и крайне уязвилась и смутилась оттого душа моя; я долго каялся, и только на пароходе в Кронштадт Господь простил мне грех, и мне стало покойно и легко; во-вторых, от беды, которую я причинил себе дома чрез свое нетерпение и свою изнеженность плотскую, не вытерпев сильного запаха камфоры в фортепьяно и в одеждах меховых; я рассердился на домашних, отпал от любви и впал в неприязнь, которая сильно мучила меня. Я каялся Господу всем сердцем, искренно осуждая себя, – и слава Богу! Он не умедлил помиловать меня, и вот я опять мирен, хотя недостоин мира, как многогрешный, многострастный.
* * *
Суббота. Благодарю Господа, исцелившего долго болевшую сердечною тоскою и болью под ложечкой и в левом боку рабу Божию Ульянию, четыре года болевшую и, видимо, от злых духов, потому что в ней была неохота ходить в церковь (разве только, по ее словам, когда я служил), да еще, когда я читал заклинательные над демонами молитвы и молитву Отче Святый, ее начинали мучить демоны и она в крайнем расслаблении начинала сильно кричать: ой! ой! Так как это было после совершения мною литургии и после причащения моего Святых Таин, то явно, что здесь чудодействовали Святые Тайны, оживотворяющие меня, очищающие мои сердечные скверны и врачующие мои душевные язвы! Слава чудесам и силам Божественных Христовых Таин Пречистого Тела и Крови Господней.
Для проповеди во 2 неделю по Пятидесятнице. Диавол ловит всякого человека удою различных грехов и греховных наклонностей его. Сети его распростерты по всей земле; ловит на уду самолюбия человеческого, гордости, зависти, злобы, гнева, злопамятства, чревоугодия и лакомства, объядения и пиянства, долгого сна и разленения, праздности, нерадения, блуда, сребролюбия, скупости, алчности, жестокосердия, честолюбия, тщеславия и суетности (в одеянии, обстановке жилища и проч.), неверия, вольномыслия, крамолы, ожесточения на всех, отчаяния, пьянства.
2 июня
Суббота. После всенощной. Благодарю Господа, услышавшего меня в тесноте и скорби моей, удручавших меня за пресыщение мое, и избавившего меня от них за покаяние и веру мою с упованием. И молитву умиленную даровал мне Господь со слезами. Но как попечение о внешности и пристрастие к тленным украшениям убивает духовную жизнь и обнажает душу от благодати Божией, лишая сердце мира и простора! Я пожалел при каждении даровой своей камилавки, чтобы не закоптилась от дыму, и вдруг сердце мое лишилось мира и свободы и обмерло от греха по причине отчуждения от Господа. Покаянием сердечным не вдруг я стяжал дерзновение и мир! О, прочь тленные украшения! Да пекуся всем сердцем о нетленной красоте одеяния во Христе: Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись [Гал.3:27]. Видел я в домовой гимназической церкви в Петербурге великолепную, разнообразную, из множества риз и разных утварей составленную ризницу, лучше придворной царской. Но, думаю, она слишком овладевает умом и сердцем служащих в церкви священников и питает жажду суетного, земного украшения, отвлекая сердце от Христа, Царя нетленного, небесного, вечного. Я позавидовал было, а теперь не завидую. Слишком красивые и богатые ризы – своего рода идолы сердца. Правда, благолепие и великолепие приличны святому храму и богослужению нашей Церкви, столь величественному, но служащему в великолепных ризах священнику надо иметь осторожность – не засматриваться на украшения, на лепоту и изящество облачений, ибо облачение прекрасное внешне ничто без внутреннего. Горе священнику, если при благолепии риз у него душа не лепотна, безобразна и смердяща от грехов. Мир душевный, спокойствие совести, покаяние сердечное всегдашнее пред Богом – вот лепотное одеяние души христианина.
Будущее Небесное Царствие сравнивают с морем – оно есть море блаженства! Всякий будет почерпать из него, сколько хочет и может по мере своей приемлемости и по мере того, как кто здесь развил в себе любовь к Богу и ближнему, любовь к добродетели (Янышев).
Действие христианской любви сравнивают с действием солнечных лучей. Какое-нибудь блестящее, полированное тело, принимая на себя солнечные лучи, отражает их, наподобие водяного фонтана, во все стороны, тысячами; эти мельчайшие лучи, или потоки света, освящая близ находящиеся предметы во все стороны, исходя из солнца, не отрываются от него, но покоятся в нем и возвращаются в него.
Пресыщение и чревоугодие делает меня бессильным в борьбе с невидимыми врагами, робким и боязливым: боюсь страха там, где нет его. А воздержание делает меня бодрым и сильным в борьбе с искушениями, как и Иисус Христос после сорокадневного поста и молитвы возвратился в силе духовной по человечеству.
Ангельское пение (Свят, Свят, Свят... Аллилуия... и Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный) поем в храме, подражая Ангелам и для показания, что Ангелы с нами невидимо служат и прославляют Господа.
И малейшее пристрастие к предметам тленным: к деньгам, к украшениям и отличиям, к яствам и напиткам – всегда было для меня причиною духовного мрака, скорби, тесноты, страдания, охлаждения к Богу, и я немедленно старался покаянием выйти из этого томительного положения. Доселе ли еще я не вразумился и не считаю всего земного за сор ничтожный, который со временем обратится в пепел, ничтожество? О, прелесть вражия! О, сердце глупое, землеретное!
Какое разнообразие и богатство богослужения нашей Православной Церкви! Какая сладость, какая назидательность всех молитв, пений, псалмов и песней духовных (стихир, ирмосов, тропарей, кондаков, ирмосов, антифонов, икосов, светильнов, ексапостилариев)!
Какое море света и блаженства для душ искренно благочестивых богослужение нашей Церкви! А большинство православных не знают его и не сочувствуют ему и избегают его. Многие знают науку о богослужении, но эта наука – холодная система и далеко не поселяет любви к богослужению в учащихся или читавших ее. Да и в храме часто небрежно и с большими пропусками отправляется богослужение, и здесь православный христианин не может получить надлежащего понятия о нем и отталкивается от богослужения и от храма. Горе пастырям народа!
Что ты, мерзавец сатана, хулишь и сквернишь в мыслях и чувствах прекрасное создание Божие по образу и по подобию – человека, даже Святейшую всех святых и Святейшую из жен? Прочь, мерзавец, о имени Христовом, со всеми твоими хулами и мерзостями! Прочь, извратитель Божьего прекраснейшего создания! Отыди в свой тартар! Буди! Я же хотя и грешник, но Божий, кающийся.
Что говорили мне о современном неверии ученых людей иереи отцы Константин Ветвеницкий и Петр П. Преображенский! Они глумятся над религиею, над верою православною.
Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога, – писал апостол Павел к верующим, находившимся под властями языческими, – существующие же власти от Бога установлены [Рим.13:1]. А мы живем под христианскими властями, которым тем более должны по совести, искренно, по убеждению сердца повиноваться в должном. Прочь всякая крамола и всякий мятеж диавольский, далече бежите от душ христианских.
3 июня
Господи! Разруши во мне все дела диавола, то есть всякий грех, отыми, прожени от сердца моего весь смрад греховный и облагоухай меня совершенною святынею Духа Твоего Святого ради излиянной за меня пречистой Твоей крови. Аминь.
Вечером. Благодарю Господа, даровавшего мне благодать и милость совершить Божественную литургию в соборе, хотя с большими препятствиями и кознями невидимых врагов, по причине великих грехов моих и по причине долгого неслужения в храме; благодарю Господа за оживотворение меня, мертвого прегрешениями: я чудно оживился после причащения Святых Таин и вечерню служил бойко, непреткновенно. Я был очень нервозен и раздражителен до крайности во время обедни. На великом входе от безголосицы смутился и не мог выговорить имен царской фамилии.
Недостойны [рус.: ничего не стоят] страсти нынешняго времени к хотящей славе явитися в нас [в сравнении с тою славою, которая откроется в нас] [Рим.8:18], то есть пристрастие к пище, одежде, богатству, к земным отличиям и преимуществам, к земным удовольствиям, увеселениям; впрочем, больше под страстями надо разуметь страдания различные, как-то: болезни, гонения, озлобления от людей, обиды.
4 июня
Господь соединяется в один дух с человеком праведным и благочестивым и живет в его сердце, как в Своем храме, и действует в нем спасительно; и диавол также соединяется в один дух с человеком неправедным и развращенным, непокаянно живущим, живет в его сердце, как в своем доме, и действует в нем гибельно.
Благодарю Господа, удостоившего меня многократного избавления во время литургии от теснивших меня невидимых врагов и особенно благодарю Господа за чудное оживотворение и обновление меня причащением Божественных Таин Пречистого Тела и Крови Своей и за непреткновенное служение чистым, громким голосом. Сегодня служил благодарственный (за избавление от болезни и за другие бесчисленные благодеяния), благодарный молебен в своей квартире и окропил святою водою, между прочим, и новую икону в память тысячелетия России.
На что походит жизнь моя? Каждый день я угождаю чреву, пресыщаюсь, лакомлюсь, как люди, не ведающие Бога; я живу не как священник, как христианин, а как язычник и хуже многих язычников, живущих в бедности. В Петров пост я ем скоромную пищу: щи зеленые с яйцами, рыбу в скоромном масле, молоко: мне тяжело от этой пищи, а я ел ее, потому что жена заставляет есть, как слабого и немощного. Боже мой, помилуй мя! Даждь мне воздержание, Тебе угодное. Сегодня днем дважды спал: утром после утрени (с семи с половиной до девяти часов и после обеда с трех с половиной до четырех с половиной). Тяжело после яиц и простокваши и после жирных зеленых щей с черным хлебом.
Осуждаю в себе это языческое, алчное ожидание обеда каждый день; у меня не должно быть другого желания, кроме Христа, и другого обеда, кроме обедни, или литургии, за которой преподается Тело Христово; не должно быть другой сладости, креме сладости Христовой, другого насыщения, кроме насыщения святынею и правдою Христовою. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся [Мф.5:6].
5 июня
Тот же злодей, клеветник и наветник (диавол), который охлаждает сердце мое, веру и надежду мою к Пресвятой Богородице, совершенно охладил его или охлаждает весьма часто во время службы Божией к государыне царице, к государю, к наследнику и его супруге, к архипастырю и ко всем людям, и не только охлаждает – не дает выговаривать имен их, давит, мучит душу при выговоре их, немоту наводит. О окаянный! Но я противостану тебе о имени Господни и сражу тебя, злодей!
Священники установлены для людей Богом потому, что они необходимо нужны им: люди грешны, нечисты, повинны пред Богом, для них нужна благодать очищения, освящения, примирения с Богом, а эта благодать вверена от Бога священникам, Он положил в них слово примирения, Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения... [Еф.4:11–12]; Он поручил им прежде всего... совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков [1Тим.2:1]. Как солнце нужно для земли, так священники для людей грешных – просвещать, освящать, оживлять людей, омраченных и умерщвленных грехами, или, лучше, как солнце нужно для земли, так для людей Церковь Божия с ее божественными законами и учреждениями, иерархиею, учением и Таинствами.
Многие акты чудного творчества Божия посредством установленных Богом законов доселе продолжаются и будут продолжаться до скончания века, как например акты нарождения всех разумных и словесных и неразумных и бессловесных тварей, произрастания всех родов и видов растений, и мы доселе чудимся Господу в делах Его, дивимся Его всемогуществу, благости, премудрости, красоте бесконечной, сладости бесконечной в бесчисленном разнообразии плодов земных, из коих всякий имеет свою дивную сладость, сообщающую человеку и другим тварям наслаждение, прохладу, силу и крепость, здравие, бодрость, веселие. Слава, слава, слава дивному, всеблагому, премудрому и всемогущему Богу нашему во веки веков! Аминь.
Из-за вчерашнего чревоугодия и пресыщения я утратил превеликую Божию благодать, сообщенную мне в причащении Святых Таин во время литургии, и при служении вечерни несколько раз претыкался в словах, а сегодня на утрени чувствовал величайшее оскудение благодати и подвергался сильным искушениям от невидимых врагов, смущавших и теснивших меня и не дававших выговаривать ектений и отпуста на полунощнице; под конец утрени благодатию Божиею победил врагов. Слава Богу! (Погода дождливая, внутренние нервы расстроены, ночью искушение блудное было крайне сильное.)
После обедни. Благодарю Господа, милостиво, державно избавившего меня от великой душевной беды, скорби, тесноты и срамоты, постигших меня за чувство неприязни к ближним моим, в котором я глубоко раскаялся (камфора в доме во всех одеждах меховых и шерстяных, положенная женою). Как мне отрадно стало, когда Господь помиловал меня. Всю обедню было мне легко. Причастился Святых Таин дивно животворно. После обедни панихиды и молебны; пред употреблением Святых Таин дьячок Зрелов сказал мне, что отец Александр перебивает мои требы, и я, маловерный и нелюбительный, крайне смутился этим, впав в сердечную тесноту, но вскоре размыслил, что я нелепо поступаю в виду Святых животворящих Таин, которые для меня жизнь, мир, свет, избавление, очищение, освящение, радость, блаженство, богатство, сладость, сила, честь величайшая, нетление и вечная жизнь, устыдился своего малодушия, покаялся, и Господь даровал мне мир и неосужденное употребление Святых Даров. В таком мире, отчасти колебавшемся за мое пристрастие к плоти и видимым благам, я пребывал до окончания молебна в доме Дмитриевой на рынке у мещанина Николая Назарова и Марьи Дмитриевны, а после того, особенно после сытной закуски, опять напала на меня тоска и жалость на отца Александра, что он перебивает меня в требах и лишает меня доходов; поехал в гимназию на совет с тоскою, сидел там в тоске, вышел, не дождавшись конца, в тоске, шел дорогой и каялся (и на совете тайно каялся), размышляя о нелепости своей страсти, что я из-за малых денег, по надеянию на них, а не на Бога, отпал душой от любви к Богу и ближнему, по самолюбию, плотоугодию, сластолюбию, зависти, гордости, сребролюбию. О, окаянный! Как я прилепился к тлению и своей тленной, сластолюбивой плоти! И какой я подвергаюсь тесноте, скорби, срамоте, мраку, какому бессловесию48 из-за любви к ней, к этой многострастной плоти, которую христианин должен презирать – преходит бо. Слово Божие учит нас: Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя [Евр.13:5].
Пред причащением или окончательным употреблением Святых Даров, когда враг крайне смущал и теснил меня чрез жалость похищенного у меня дохода отцом Александром, я вспомнил, что во мне Сам Бог, что я должен быть весь горе и нисколько не привязан ни к чему земному, положившись совершенно на Бога, что я, как апостолы, мученики, преподобные, должен вменять всё земное за сор и должен быть небесным, – мне стало легко и благо дотоле, пока я помыслами и чувствами опять прилепился к земному, отпав от небесного. Когда же я буду стоять на высоте своего призвания? Когда я поперу и свое тело и весь мир с его прелестями? Когда буду им чужд? Когда буду весь в Боге? Когда перестану завидовать, сребролюбствовать, лакомиться, пресыщаться, пить вино, изысканно и дорого одеваться, любить великолепие мирское и удивляться ему? Всё это есть не более как дым, пар, прах, сон, мечта, всё пройдет и исчезнет. Надо скорее, скорее отрешаться от мира и учиться жизни в Боге – это единое на потребу.
Болю тлением из-за привязанности к тленному и из-за неумеренного употребления тленных благ. Господи! Возведи от тли живот мой49.
Вечер. Благодарю Господа, сподобившего меня совершить крещение младенца в церкви с великою свободою духа и дерзновением и вечерню так же. (Это после того, как я высказал супруге отца Александра о том, что он перебивает меня в требах, лишая меня дохода, а это обстоятельство очень меня смущало и огорчало.)
Опыт двадцати четырех лет моего священствования показал до очевидности, что Бог ни в чем не оставлял меня и весь наш причт Своим богатым промыслом, даже в избытке подавал нам всё нужное для жизни. А я между тем всё еще малодушествую, смущаюсь, огорчаюсь, когда братия намеренно или ненамеренно перебивают меня в требе, как будто они лишают меня чрез то насущного пропитания. Если исполнил кто из них какую требу, то и слава Богу, по крайней мере дело не стоит, и, значит, это дело им и нужно соделать было и доход получить, ибо трудящийся достоин пропитания [Мф.10:10]. Но даруй нам всегда жить во взаимной любви и не завидовать брату, не сребролюбствовать, не гневаться, хранить любовь, которая дороже миллионов рублей. Жалею, что послушался вчера нелепого внушения диавола касательно отца Александра.
Согрешил я пред Богом многократно тем, что не поминал усопших праотцев, отец и братий и повсюду православных христиан искренно, а холодно, небрежно, поспешно, и не служил горячо литургии, хотя и плакал нередко о своих грехах; живых поминал неискренно, службы многие отправлял неискренно, холодно, поспешно; исправить надо сердце свое.
Всестрастные, лукавые, скверные и хульные помышления, внушаемые диаволом, – нелепость, ложь, плевать на них надобно в первое мгновение и сразу отражать. Смущение, боязнь, страх диавольский тоже нелепость – смело смотри на всех и говори в церкви при богослужении, что должно; будешь бояться – будет хуже, враг осилит. Мужество и терпение!
6 июня
После утрени. Благодарю Господа всем сердцем, которое Он избавил, за все милости Его, явленные на мне во время утрени, когда служил я, и после утрени, когда ездил за город к огороднику служить молебен, ибо избавил меня Господь от вожделений нечистых и от томления злого.
Замечательно для меня, что после постного стола я сегодня был пред вечерней, во время вечерни и после нее очень раздражителен и немощен, напротив, вчера после принятия скоромной пищи: зеленых щей, лапши, простокваши – был очень покоен.
Благодарю Господа всем сердцем за дарование благодати совершить непреткновенно всю литургию и причаститься животворно, победоносно Божественных Таин! Слава животворящей теплоте Святых Таин!
Нужна величайшая духовная опытность и величайшее духовное искусство к тому, чтобы достойно и животворно стоять во время литургии или совершать ее (священнику или архиерею), ибо это премудрейшее, святейшее, высочайшее на земле служение, в котором открылась бесконечная правда и святость Божия, особенно же любовь и милость Божия к нам, грешным. Это служение есть непрестанное испытание совести и сердечных расположений и наклонностей всякого священнослужителя; литургия или оправдывает, или осуждает всякий раз совершителя ее. Для достойного стояния при литургии или служения ее нужна особенно любовь христианская: Возлюбим друг друга, да единомыслием50...
Чтобы богоугодно стоять при литургии, надобно вполне овладеть предметом литургии (вся жизнь Спасителя от пелен до гроба, от воскресения до вознесения и ниспослания Святого Духа), или чтобы литургия вполне овладела нашим умом и сердцем. Кто бывает лучший знаток и мастер дела в науках и искусствах и в делах промышленных, земледельческих и других? Тот, кто вполне овладел своим предметом, изучил его всесторонне, обратил его, так сказать, в свои соки и кровь, так что он стал душой души его. А сколько препятствий для человека овладеть этим величайшим предметом литургии! Сколько искушений со стороны мира, плоти, диавола! Надо отложить всякое житейское попечение и пристрастие и быть горе, с Ангелами и святыми и с Самим Господом Ангелов, надо иметь чистое сердце, надо иметь в себе Духа Святого.
7 июня
Утро. Благодарю Господа всем сердцем за избавление скорое от душевной моей беды, скорби и тесноты, постигших меня пред самой утреней за пренебрежение к бедной, каждоденно просящей у меня милостыни девочке, за скупость и жестокосердие. Когда я сознал свой грех и почувствовал его, прося избавления, о, как скоро Господь помиловал, избавил и какой мир, какое дерзновение даровал мне!
Утреню я служил благодатно, с ревностью Божией, торжествующим духом, непреткновенно, в широте сердца. Под конец утрени враг бесплотный сильно запял меня холодностию и неприязнию к архипастырю Исидору за его прозорливое некогда со мною обращение (хотя я выговорил все возгласы и отпуст), но я смирился, осудил себя, достойного всякого презрения, вспомнил, что он носит на себе и в себе образ Христа Пастыреначальника, и примирился с ним благодатью Божией и успокоился.
Дома, после утрени враг сильно уязвил, смутил, утеснил и убил было душу мою чрез лукавое, нечистое, растленное воззрение на лицо девическое, но покаянием и милостию неизреченною Господа моего я опять получил мир и дерзновение. О, как чисто, просто, свято надо взирать на все дела рук Божиих, особенно на человека, сотворенного по образу святыни и правды Божией и лепоте Божественной!
4 июня
Вечер. Благодарю Господа за скорую и безмерно великую Его милость, явленную во мне в шесть с половиной часов вечера в алтаре главного нашего собора. У меня была тоска и скорбь на сердце (после того, как решительно и с досадой отказал Ксении Григорьевой, матери несчастного сына Гавриила, за пьянство выгоняемого со службы, ходатайствовать о нем у начальника штаба). Но когда я в покаянии усердно припал к святому престолу, то вскоре тоска и скорбь прекратились и явилось дивное спокойствие в душе, и широта, и простор. Слава Богу спасающему, оживотворяющему!
Мы то и дело, будучи у кого-либо в гостях за столом, при питии вина, только на словах или в самом деле, сердечно выражаем пожелание здравия или и успехов житейских. А всегда ли богоугодны эти наши пожелания и всегда ли полезны самому хозяину? Иной угощающий и без того очень здоров, и именно потому, что здоров, живет нечестиво и беззаконно, не видя себе наказания за свои грехи, и таким образом злоупотребляет драгоценным даром здоровья. Выражая ему свои пожелания большего здоровья, от души или не от души, льстиво или искренно, мы, так сказать, хотим участвовать и участвуем в его грехах и на себя навлекаем гнев праведного Бога и, пья за его здоровье, себе навлекаем нездоровье, по слову пророка: ты воспользовался сребром и одеждами Неемана, возьми же себе и его проказу [4Цар.5:20–27]. Отчего мы не желаем нашим хлебосолам спасения души, исправления жития, богоугодной жизни, благодати Божией? Этот обычай имел бы христианский характер и наводил бы многих на путь правый. А теперь мы все служим только плоти и миру всегда и везде, а не Богу. Настоящие мы язычники и даже хуже их! Сколько у нас пресыщения, пьянства, кличей безумных (ура!), игр праздных картежных, убивающих время и сопровождаемых новым пьянством!
8 июня
Благодарю Господа за милостивое и превеликое избавление от лютой скорби, тесноты, давления, смущения диавольского, потрясших меня в конце молебна, после того как я по навету врага бесплотного и по суетной боязни не выговорил некоторых слов в Евангелии и в отпустах имен. Довольно долго диавол, уловив меня в словах, теснил меня и душил, я не находил покоя; наконец, припав с великим усердием и сердечным самоосуждением к престолу благодати, получил тотчас великое избавление и как бы воскресение из мертвых. То же было в начале обедни. Несколько раз Господь спасал меня и помогал мне и за городом при отпевании рабы Божией Марии (дочери колбасника, замужней женщине, очень благочестивой). Слава Богу.
9 июня
Благодарю и превозношу Господа за безмерную Его милость, излиянную на меня в начале утрени и непрерывно продолжавшуюся во всю утреню, в чудном оживотворении всего существа моего при чтении и пении ектений, канона, стихир на хвалитех и на стиховне. Моя душа и мое тело были поражены греховною смертию за подозрительность, скупость и жестокосердие к бедным, просившим у меня милостыни, коим я подал ее неохотно и вынужденно; мне было тесно, грустно, душно после того, и я начал усердно каяться в своем самолюбии, сребролюбии, жестокосердии, гордости, злобе, подозрительности, лакомстве и пресыщении, и Господь услышал меня вскоре и даровал мне вожделенный мир и пространное, легкое сердце. Благодатный огнь оживотворил меня, умерщвленного грехами. Но после утрени опять я впал в такое же жестокосердие и подозрительность, и опять та же беда постигла меня – опять я стал искренно каяться и просить Господа о милости (дома особенно в своей квартире), и Господь помиловал меня опять величайшею милостию.
Благодарю Господа, сподобившего меня совершить непреткновенно, голосом громким, чистым Божественную литургию и причаститься животворно Божественных Таин. Но едва не поглотил меня мысленный волк по страстности моей (ибо во глубине души моей гнездятся все страсти по причине невоздержания и нерадения моего), из-за безделицы возбудив в сердце моем неприязнь к дьячку Зрелову за то, что он мало очень пел причастна и стихир, или песней во время причащения (и вообще ленив и тороплив крайне на чтение и пение); враг так смутил, стеснил, ущемил меня, что я едва чрез покаяние и сильное взывание ко Господу возобладал собою и спокойно кончил службу, ибо Господь дал мне спокойствие, изгвоздив51, изгнав из сердца моего как гвоздь вошедшего в него чрез неприязнь диавола. Благодарю Господа за величайшую Его во мне победу над супостатом диаволом. Потом еще раз сильно ущемил меня враг и смутил при крещении младенца женского пола в церкви, после помазания святым миром вложив в мою мысль лукавый и нечистый помысл. Многим покаянием, самоосуждением избавился я от величайшей тесноты и смерти духовной. Потом в третий раз враг ущемил меня при восходе на лестницу, ведущую в главный штаб, и в самом штабе, куда я ходил просить о пощаде писаря Гавриила. Тут он меня донял помыслом и боязнию о том, что диакон отдает кружку за неделю жене моей, а не мне и что жена не дает мне денег сколько нужно и хочу. О, мечтания вражии! А ведь деньги у меня есть, да и жена разве мне чужая и добро наше разве не общее?
Если кусок в руках брата твоего кажется больше, чем твой, и ты завидуешь ему, мучишься тем, то око твое не просто, а лукаво. Простое око не засматривается на чужое добро, а довольствуется своим, хоть и малым, ибо за большое добро надо дать большой отчет Владыке. Если око твое пристрастно, с услаждением смотрит на красивых и хорошо одетых людей, а на некрасивых и нехорошо одетых или полураздетых по причине бедности – презрительно, то око твое лукаво и вводит тебя в грех, делая тебя противником Господу, ибо ты далее наружности ничего не хочешь [видеть] в человеке, созданном по образу Божию: во всяком человеке душа по образу Божию, и в некрасивом и бедном она, может быть, более по образу, чем у красивого да богатого.
10 июня
Славлю я, недостойный, пренеисчетную Твою благостыню, Господи, яко мене, впадшего в злобу диавольскую на нищих пред ранней обедней и покаявшегося пред Тобою, благоутробно помиловал еси и мир душевный с пространством даровал еси. Но, несмотря на мир душевный, я опять поползнулся от него в смятение на великом входе из-за безделицы, что аннинская лента и крестик стали на груди у меня поверх наперсного креста, и я стал поправлять, да не поправил. И опять Господь помиловал за покаяние.
Господь Бог есть простейшее существо, как мысль, как луч света, есть простейшая или чистейшая святость, правда – один мгновенный помысл беззакония, возникший в нас, есть мерзость для Него и удаляет Его от нашей души. Только искреннее покаяние в этом помысле и совершенное удаление его от себя примиряет нас опять с Богом. Что же сказать о многих и бесчисленных грехах наших, содеваемых помыслом, словом и делом? Конечно, если мы не раскаемся в них, они разлучают нас с Богом. Но в противоположность и диавол, как дух, есть простое существо, и, как сказано выше, един помысл беззаконный или греховное движение сердца делает нас соучастниками его злобы, сочетовает нашу душу с ним, источником зла, чему он очень радуется и торжествует. Поэтому Бог не может пребывать в человеке, повинном греху, разве когда, как сказано, человек искренно раскается в своем грехе. Поэтому во святых вечно почивает Бог, так как они навсегда, навеки совершенно прекратили благодатию Божиею всякую связь с грехом и в них не может быть ни на мгновение ни один помысл неправедный; они суть чистейшая святыня, правда, благость, чистейший свет, особенно Матерь Бога Слова Господа Иисуса Христа, превозшедшая чистотою всех Ангелов, все чины ангельские, а по Ней и все святые апостолы, пророки, праотцы, святители, мученики, преподобные и все святые. Слава Тебе, Пренепорочная Владычице! Слава вам, вси святии, яко в вас вечно Дух Святой почивает со Отцем и Сыном Его Единородным.
Благодарю Господа, вновь избавившего меня от стремительного гнева на жену, а прогневался было на нее после сна дневного (после ранней обедни) за то, что окна настежь отворила в столовой при сильном ветре и против этих окон были открыты же в столовой, так что был сильный сквозной ветер. Да не держу никогда ни на кого гнева и да не буду сообщник диавола. Буди! Аминь.
Благодарю Господа, подавшего мне помощь благодатную при крещении младенца у подвального в доме Туригина, Дмитрия Гаврилова N... С великим дерзновением и миром благодатным я совершил все молитвы и обряды.
Благодарю Господа, избавившего меня от возродившегося было у меня на сердце гнева на молодого отца диакона Арсения Петровича Добронравина за то, что не дал мне знать о своем отбытии в Петербург и оставил меня одного служить обедни... Сильно было забирал меня диавол в плен, подстрекая меня к злу на брата, но я усердно молил Господа удалить от сердца моего зло и даровать мне любовь совершенную, не престающую, вся покрывающую и терпящую и тяготы друг друга носящую, и скоро ощутил я в себе милость Божию, оживотворившую мою душу. Это было при крестинах у Гаврила Вуколова Баранова, против Владимирской церкви.
Благодарю Господа, сейчас избавившего меня от начинавшегося гнева и зависти (по приходе домой вечером, в десять часов вечера) при виде ядения всеми домашними любимого мною молока (простокваши); познав грех свой и намерение диавола, я немедленно обратился ко Господу в покаянии сердечном, прося избавить меня от кваса злобы и зависти и восстановить во мне любовь. И Господь, видя искреннее мое покаяние, избавил меня от бесовской злобы, начинавшейся было, как огонь, разгораться во мне, теснить меня, и даровал мне прощение, мир, дерзновение, свободу, правоту. Превозношу Его благопослушливость и бесконечное милосердие, безмерные щедроты.
11 июня
Благодарю Господа за проведенную спокойно ночь. Даждь, Господи, день свят, мирен, безгрешен, благопоспешен.
12 июня
Благодарю Господа, даровавшего мне победу над врагами смущения и боязни во время панихиды по жене почтмейстера Анне. Помыслы говорили мне: нельзя служить панихиду, она католичка, а я говорил: жена неверующая освящается мужем верующим [1Кор.7:14]; муж православный и дети православные желают панихиду служить и просят меня, и я служу без сомнения. Муж, почему знаешь, не спасешь ли жены? [1Кор.7:16]. На первой малой ектении я споткнулся, не выговорив некоторых слов, скрав их, во время пения дьячка, а на последней я оправился, ободрился и выговорил громко все, а также и отпуст весь, обратясь на запад. Слава Богу!
13 июня
Благодарю Господа за благодать исцеления бедной девушки Дарии, дочери матроса умершего Ивана Объедкова: она жестоко страдала ногами, лишилась аппетита, ничего не ела, но когда я, призванный материю ее в квартиру их, помолился об ее исцелении, многомилостивый и скоропослушливый Владыка вскоре исцелил ее, и вся семья утешилась. Мать ее, по совету моему, положила на ноги липовых листьев и обвязала по ним ноги, и тотчас она стала здорова. Велий ecu, Господи, и чудна дела Твоя!52 Но величайшая милость Божия собственно надо мною и превеликое чудо то, что меня, мертвого прегрешеньми, Господь оживляет всякий день, скверного очищает, виновного, но каяющегося примиряет с правдою Божией и оправдывает Своею правдою, немощного делает крепким, смятенного умиротворяет, малодушного утешает, утесненного распространяет, омраченного просвещает, нагого одевает, боязливого водерзновляет, бедного обогащает, обесчещенного прославляет. Сколько милостей всякий день от Господа моего мне непотребному!
Вечер. Согрешил я тяжко пред Богом и пред собою, что ел мясо за обедом сегодня в среду и в Петров пост, ради чревоугодия нарушив заповедь о посте и убив душу свою сластолюбием. Да, я чувствовал ясно смерть сердечную от мясоядения, когда позван был напутствовать почтмейстера Ивана Михайловича Лосского; я едва читал знакомые молитвы, читал не сердечно, не проникаясь ими, без искренности! О, горе мне, окаянному чревоугоднику! Впредь даруй мне, Господи, никогда не есть мяса в пост. Нынешнее же ядение прости мне, пресыщение прости!
Благодарю Господа, избавившего меня от величайшего искушения вражия, за мое сластолюбие, жестокосердие и сребролюбие и за гордость мою постигшего меня, за воззрение с вожделением, за презрение втайне нищей, имеющей уродливость на носу старухи и неподачу милостыни. Я каялся и молился, идучи парком, и, подходя к самой гимназии, сподобился великой милости Господней – оставления грехов, мира и пространства. Слава долготерпению Господа! Слава непобедимому милосердию Его! Шесть часов вечера.
14 июня
Вчера опять и опять я пресытился и сверх того нарушил пост вечером ради мнимого здоровья; не кончив канона святым апостолам и Николаю Чудотворцу, я пошел и наелся молока пресного: зачем-де оно стоит и никто его не ест? Потом кончил канон, вскоре лег спать – но что же вышло? Живот и бока распирает у меня, спать не могу, впрочем, с полчаса заснул, потом проснулся и не могу спать, встал, походил; потом, чувствуя свою скверную привычку и страсть есть и пить и ответственность пред Богом и вред от ней, я стал на молитву: прочитал с чувством службу по вся дни ко Господу нашему Иисусу Христу, которая проникнута вся мыслию о Страшном Суде над человеками. Потом долго ходил по комнате и делал разные движения, чтобы избавиться от тягости и тесноты и давления. Лег спать, часа чрез два светало, заснул, но иногда пробуждался: во всем теле теснота! О, безобразие! О, скотоподобное состояние! И я еще священник, который должен жить на земле небесно, подражая Ангелам бесплотным, в посте, молитве, славословии, в бдении, богомыслии, в трудах и подвигах. Окаяваю себя! Мы, окаянные, делаем то, что предсказано Спасителем о времени пред потопом и огненным дождем, истребившим некогда беззаконников, и о времени пред вторым Его пришествием! Ядяху, пияху [Лк.17:27]... ели да пили, пресыщаясь и пьянствуя.
Бесы мешают мне по причине невоздержания выговаривать краткое славословие Пресвятой Троице: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, сверх многого другого из богослужения. О, пакостники!
А какие смрадные ветры из чрева при ядении скоромной пищи, точно из помойной ямы и еще хуже! Может ли в этом смрадном сосуде – теле нашем пребывать Дух Святой или быть при нас святой Ангел Хранитель? О, Он, Святой Дух, удаляется и он, святой Ангел Божий, ибо Он, Святой Дух, есть чистейшая святыня, существо святыни, как и Ангел Его, творение Его, есть благоухание святыни.
* * *
Вечер. Одиннадцать с половиной часов ночи. Благодарю Господа, явившего на мне неизреченную милость Свою утром на пути в гимназию в избавлении души моей от смерти духовной, от великой тесноты и скорби, постигших меня праведно за мою скупость, сребролюбие и жестокосердие к бедному, просившему у меня пятьдесят копеек на покупку обуви и панталон; я дал ему вынужденно, неохотно, с подозрительностью в тунеядстве, и за это жестокосердие и презорство я наказан был от Господа, испытующего сердца и внутренности, и после искреннего покаяния удостоился от Него прощения, мира и свободы, когда был близко у гимназии, и затем весьма спокойно держался на экзамене учеников шестого класса. Благодарю Господа, яко дал Он уста, дерзновение и мудрость ученикам отвечать весьма хорошо. Я молил о сем Господа в храме пред святым престолом и не постыдился в чаянии милости Божией.
Благодарю Господа, избавившего меня от томления хулы диавольской на Пречистую, Преблагословенную Богородицу, которою усекнул меня мерзавец и клеветник, лжец и подлец всемирный в квартире сапожника Абрамова при чтении молитв родильнице. Идучи назад парком, я каялся, отрицался хульника и хулы, сочетовался Христу и истине Его – и получил вожделенный мир после смятения и томления.
Благодарю Господа, избавившего меня от томления греховного в квартире Гречухина: оно постигло меня по нечистоте сердца моего после приветствия с целованием маленькой двенадцатилетней девочки. За сердечное самоосуждение Господь избавил меня от томления [Иер.32:11]. Славьте Господа Саваофа, яко благ Господь, яко в век милость Его.
15 июня
Пятница. Благодарю и славлю многомилостивого Господа, избавившего меня во время утрени от смерти душевной, в которую я впал чрез свое сластолюбие, чревоугодие, пресыщение, сребролюбие, алчность, скупость, злобу. Когда я шел к утрени, то увидел старика (поляка-католика) и допустил в сердце свое неприязнь к нему и подозрение, как к человеку будто бы неприязненному к нам, русским, и как к попрошайке, который, может быть, имеет значительные деньги; впрочем, я подал ему пять копеек. Но Господь наказал меня за нерасположение сердца к нищему, за скупость, жестокосердие, алчность, злобу и подозрительность мою: внутренности мои воспламенились адским огнем, мне стало тесно, больно, тоскливо, не стало во мне мира, свободы, дерзновения. Я прибег к сердечному покаянию, стоя у престола в храме Покрова Божией Матери, и Господь помиловал меня, из мертвых воздвиг душу мою, оживотворил чудно. Какая была перемена, как после ночи – свет, как после пламени – роса прохладная, как после плена – свобода, как по смерти жизнь! О язвы Господа моего Иисуса Христа! Ради вас я исцелел.
После утрени я ходил к купцу Голубеву, посоветовать ему заказать нам служить сорокоуст; он согласился, и со мною всё было хорошо, да только, уходя от него, я сказал слово: выручит, то есть душу умершей от грехов и бесов при мытарствах, и при этом слове выручит я усумнился, что верно сказал, то есть якобы неладно сказал, что умершая – не многогрешная, как девица молодая, и чрез сомнение уязвил меня крепко супостат. Долго я мучился этой язвой, молился в паперти и дома, и по искреннем, глубоком покаянии Господь умиротворил, оживил меня. Слава Его правде и милости!
Чревоугодие убивает жизнь сердечную, духовную, одебеляет, отягощает, вяжет душу, отвращает от молитвы, чтения слова Божия, богомыслия, от духовного писания, словом, губит душевные таланты. Это ясно вижу на себе и на пьяницах.
Двенадцать часов дня. Господи! Исцели болезнь воли моей, ибо вот я скорблю сердцем о том, что протоиерей и настоятель отец Павел отклонил служение сорокоуста по девице Голубевой и присоветовал отцу ее Василию Николаевичу поминание в соборе годовое, тогда как мое желание было служить сорокоуст (то есть ранние обедни 40 дней). Даруй мне, Господи, охотно подчиняться воле настоятеля и не иметь к нему ни малой неприязни за то, что он действует против моей воли. Даруй мне видеть в воле настоятеля Твою благую и угодную волю и помнить, что моя воля погрешительна, несовершенна, иногда слепа, корыстна, зла, вредна для меня самого и для других. Вот я смущаюсь и скорблю из-за того, что настоятель сделал противное, чувствую к нему неприязнь, значит, я горд, зол, самолюбив, своенравен, своекорыстен, не имею смирения, любви нелицемерной, послушания, преданности воле Божией, надежды на Промысл Божий, непрестанно пекущийся о нас и мудро всё устрояющий во благое нам. Просвети, Господи, сердечные очи мои и даруй мне волю святую, сообразную премудрой, преблагой, всесвятой и всемогущей воле Твоей. Буди! Прости грех воли моея и исцели душу мою, яко согреших Тебе.
Иногда я думаю, что воля моя есть добрая воля, а между тем она есть воля многострастной плоти моей, которая должна быть отсечена. Такова и вышеозначенная воля моя: она есть воля плоти, как воля корыстная. Когда я кончил последние слова, мне Господь послал мир душевный, и яд смертный (яд греховный, диавольский) исчез из сердца моего. Слава Господу, врачу души моей! Как важно для жизни нашей познание себя, своей воли, своего сердца, своих грехов, наклонностей, страстей, своих целей, своих побуждений!
Молитвы, воссылаемые к Богу с чистою совестью, в покаянии нелицемерном, всегда будут скоро услышаны Богом.
16 июня
Благодарю Господа, исцелившего вчера в шесть с половиной часов вечера душу мою от греха своенравия и неприязни к отцу настоятелю за несогласие служить сорокоуст. Это в другой раз уже своенравие нападает на меня в этом случае. Я покаялся, и Господь избавил от скорби и тесноты.
После всенощной в Успенской церкви. Благодарю и славлю Господа, помиловавшего меня и избавившего от тенет вражиих, коими запутал меня искуситель: во-первых, при чтении Евангелия вложив в сердце мое сомнение и боязнь, и, во-вторых, при говорении большого отпуста после утрени, молитвы Христе, Свете истинный и малого отпуста. Господь избавил меня за веру, за молитву покаяния: когда я припадал к престолу и целовал его и животворные Тайны Христовы, сокровенные в дарохранительнице, Господь разрешил меня от гибельных сетей врага, от тесноты, срамоты, боязни, смятения, я обновился благодатию Христовою. Ну уж и сети врага! Сколь они тяжки, люты, убийственны! Сколь он бодр, злохитр, окаянный! Какой ловец! Какой подлец! Какой хитрец! Какой глупец! Ибо весь на глупостях, на нелепостях помешался, и нелепости внушает, и нелепостями прельщает! О, будь ты от меня миллионы миллионов раз проклят!
17 июня
Воскресение. Доколе я буду жить для смердящего и отягощающего, подавляющего дух и тело чрева? Сколько я убиваю для него времени одними прогулками! Как мало читаю из-за него слова Божия, книг духовного содержания! Как мало богомыслия! И нет всегдашнего искреннего помышления о вечности, нам предлежащей, и искреннего желания ее, вседушевного приготовления к ней! Нет постоянной, горячей любви к Господу Богу, к Пречистой Богородице, к святым Ангелам Божиим, нашим старшим братьям, и к святым угодникам Божиим. Большей частью на уме и на сердце земное: земные сладости, земное довольство, удобство, земные награды, земное богатство, земное великолепие, земная роскошь, земные утехи, земная красота тленная. Но что за привычка глупая держит меня в ежедневном плену у чрева, которое скоро Бог упразднит, как и все брашна [1Кор.6:13], данные нам для этой лишь жизни? Где разум [мой]? Где самоотвержение для Евангелия? Где борьба честная, постоянная с своими прихотями? Ведь жизнь незаметно проходит и близится к концу. Где желание нетленной, вечной, несравненной красоты и сладости? Где желание созерцания света неприступного, прерадостного? Где желание всесердечное вечной правды? Где желание лицезрения вечной благости, премудрости? Где желание лицезрения Живота присносущного53 и всем жизнь дающего, всякому дольнему дыханию и всем горним силам? Да увеси, како подобает в дому Божии житии, яже есть Церковь Бога жива, столп и утверждение истины [1Тим.3:15]. Помни все обетования Божии, храни твердо Божии заповеди, побеждай вожделения плоти, борись с [давними] привычками плотскими, презирай наслаждения плоти, к которым столь много приманок. Не говори: поесть сегодня-завтра и так далее в сладость – ничего: аппетит хороший, надо подкреплять себя. Хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими [Евр.13:9]. Помни, что грех содомлян и гоморрян был особенно в сытости хлеба и в изобилии вина! Но каков конец их [Быт.19:24–25]? А конец евангельского богача, каждый день пировавшего с друзьями своими? – В вечном огне, без малейшей отрады, ему отказано и в капле воды [Лк.16:19–31].
Прочь от меня всякое дыхание Велиара, дыхание злобы, гордыни, презорства, зависти, скупости, сребролюбия, жестокосердия, чревоугодия, сластолюбия, праздности и лености, малодушия и боязни, подозрительности, недоброжелательства, зложелательства. О, окаянный я человек! Нет во мне истины Божией, а ложь диавольская и стремительность диавольская на злое! Вот сейчас выходил я гулять на двор и согрешил тяжко озлоблением на нищих, с раннего утра пришедших за милостыней ко мне, особенно на старика рябого, который показался мне лукавым, вероятно, потому, что я сам лукав; рассердился я на него и за то, что рано просит и без шапки стоит; я надел на него шапку и с досадой пристукнул его по голове шапкой его, дал гривенник и поворотил его скорее на уход от меня – и вот я лишился мира, свободы, мне стало тесно, до смерти прискорбно, я был смущен, осрамлен внутренне, окован узами смертными, я горел в огне адском. В этом состоянии я долго каялся Господу, прося милости и прощения ради имени Его, ради искупительных страданий Его и Крови Его пречистой, всепримиряющей, пролитой за мир и за меня, – и получил я великую милость, прощение, мир, пространство, свободу, дерзновение, свет и живот. Слава Господу!
Не тот, так другой, третий и т.д. грех постоянно атакует меня, борет, прельщает, оскверняет, погружает, умерщвляет: то злоба, то блуд, то сребролюбие, то зависть, то чревоугодие, то подозрительность, то противление и непослушание, своенравие и упрямство, то леность и сон.
После трех суток сильных ветров (северо-западного и западного) и непрестанного ливня из дождевых серых облаков наконец настало ведро, чудное, ясное небо и тихая, теплая погода (вчера с полудня, 16 июня, суббота). Благодарение Богу!
Буря поломала много дерев в садах.
По нерадению о духовной жизни и всегдашнему сластолюбию (чревному) моему предо мною выросла в огромного истукана моя плоть многострастная и борет, и низлагает мой дух постоянно. Требуется немедленное умерщвление плоти со страстьми и похотьми. Время, давай время стать на истинный путь и ухватиться за истинную философию: воздержание строгое и пост, долговременную молитву, богомыслие, чтение слова Божия, которое забываю постоянно. Сладкие брашна, сладкие пития, в том числе и сладкий чай, надо оставить. Полно думать: это и это ничего, сладкий чай – не грех, не беда, сладкие пироги, мягкие булки, разные варенья и печенья приятные якобы ничего, вина разные, умеренно употребленные, якобы ничего; нет – большой вред от них, всё это поработило мою душу греху, и она запуталось в грехе: Бога не любит, ближнего не любит, а себя, себя с плотию любит, совсем противно Евангелию Христову живет. О, горе, горе мне окаянному!
Похоти и страсти плотские суть бичи для веры и благочестия: они прогоняют из сердца веру, надежду и любовь христианскую и вселяют в него безверие, безумие, гордость, дерзость, хулу, жестокосердие, сребролюбие, плотоугодие, зависть; причащал я сегодня одного больного лавочника, и во время чтения молитв враг бесплотный, зная мои слабые стороны, мои страсти, смущал и язвил меня похотию и жаждою сребролюбия, внушая мне мысль о рубле, который я получу! О, христопродавчество! О, Иудино сребролюбие! Рубли ли мое благосостояние? Не Господь ли промыслитель, питатель и вседовлеющее мое благо? Следует ли мне, священнику, пастырю душ, заботиться о сребрениках, о пище и питье? Следует ли мне столь гибельно, столь нелепо, дико, постыдно двоиться сердцем при совершении служения спасению людей Божиих, зачем извращать порядок Божий и ставить всё в жизни вверх ногами? Пусть голова будет вверху, то есть душа и ее потребности, а ноги внизу, то есть тело и его потребности. Я, впрочем, боролся с помыслами искусительными и, с Божиею помощию, поборол их.
В следующее воскресение Евангелие об исцелении двух бесноватых [Мф.8:28–34]. Иметь в виду наших бесноватых, совершенных пьяниц (на лицо Алексея [официанта], Николая Назарова, брата Якова [Каланича])... Что Тебе до нас, говорят они... в стадо свиное просили войти... и какие же свинские нравы у пьяниц! Как они развратны! Алчны!
Реальное направление (перешедшее в материальное, утилитарное). Что собственно реальное? – Бог, Его благодать, истина, святыня, премудрость, всемогущество, вездесущие, вечность, неизменяемость; душа человеческая и то, что она по образу и подобию Божию, что она должна жить по заповедям своего Творца, за что удостоится вечного блаженства, что она должна быть свята, как свят Господь Бог; реальна вера христианская, Церковь и в высшей степени реальны подвиги святых за веру – святых апостолов, мучеников, преподобных, их борения, пощения, молитвы всенощные, их добродетели всякого рода и служат нам живым примером, что наша жизнь, напротив, вовсе нереальна, а мечтательна, вовсе не сообразна с Евангелием, с действительной жизнью. Если же хочешь войти в жизнь [вечную], соблюди заповеди [Мф.19:17] (19 июня 1879 года. Вторник.). Нужно дать направление юношеству действительно реальное, по-христиански реальное, уча положительным наукам, утилитарным, приложимым к жизни и ее потребностям, надо крепко учить их религии: Ты заповедал ecu заповеди Твоя сохранити зело... [Пс.118:4], без которых в сердце (непременно в сердце) они всю жизнь останутся без почвы, как нынешние социалисты несчастные. Надо первым считать Закон Божий на практике (а не по программе только), а не последним и преподавать религиозные реальности живым языком, с любовию к юношам и к своему делу, а особенно к Богу, всё осуществовавшему: вся осуществованная, то есть из небытия в бытие приведенная тварь, да благословит Господа и превозносит во вся веки54. Вот последняя реальная цель и всякого другого образования. Нынешний век мечтает, что он реальный, – нет, он утилитарный, материалистический. Показать крайнюю нереальность греха, страстей, до которых мы так падки, нереальность, мечтательность, зловредность разных тенденций социалистических, материалистических, сепаратических, или отщепенских, раскольнических, еретических, рационалистических, идеалистических, мистических. Сый55 – вот реальность.
В богослужении (науке) надо наименовать чины всех святых, угодивших различно Богу, а то воспитанники наши не знают их и в программе нет этих чинов.
21 июня
Благодарю Господа, удивившего на мне спасение Свое во вторник 19, и в среду 20, и в четверг 21 июня, – в первом случае при встрече с земляком отцом Платоном Федоровичем Ивановым, смоленским священником, к которому почувствовал нелюбовь, неприязнь из-за неприятного лица его (о, лицемерие, лицеприятие!): по усердной молитве покаяния втайне Господь спас меня от ненавидения брата туне, даровав мне после тесноты, срамоты и смятения мир и свободу с ясностью лица; во втором случае от лицемерного, сладострастного воззрения на девицу красивую, – ради тайного, искреннего покаяния Господь дважды спас меня утром и вечером; и в третьем случае от такого же воззрения на красивую родственную женщину: ради тайного покаяния, самоосуждения Господь спас меня, даровав мне мир, свободу, простор, дерзновение.
22 июня
Алчная и суетная жизнь моя изобразилась во сне нынешнею ночью: вижу в нашем городе пятиэтажные, великолепные дома и с самой земли смотрю на них, прилегши к земле и задравши голову вверх, в то же время говорю с каким-то [неглижером] лейтенантом, и сам ем что-то вроде говна или теста, хотя был сыт (это вчерашний случай со мною вечером: поев аппетитно раз, я вскоре сел за стол в другой раз есть холодного сига). О, суета! Безобразие! О, алчность!
Благодарю Господа: тяжкая жгучесть в спине моей прошла вследствие питья чаю со сливками и булочки с маслом и вследствие разрешения желудка от экскрементов. Горячая баня с горячей водой, коими я вчера пользовался, действовали на меня неблаготворно: живот закрепило и сильная жгучесть в позвонках делалась, особенно утром.
23 июня
Благодарю Господа, давшего мне благодать прославить вчера за всенощной Пресвятую Владычицу мою Богородицу чтением канона в честь Ее. Чрез это прославление я получил от Нее, Всеблагой, великую милость: прежде нездоровый простудным жжением позвоночного столба (спины), я стал совсем здоров после всенощной, да еще и во время ее; в собрании благочестивых говорил вдохновенно и многополезно для них и для себя; трапеза была пресладка и по благодати, и сама в себе; ночь я спал здоровым, крепким, спокойным и безмятежным сном. Слава Господу! Слава Пречистой Богородице! В начале всенощной я был в сильном борении от боли в пояснице и во всей спине, спину жгло. (Восточный ветер нездоров для меня.)
Почитая образы, или иконы Господа, Богоматери, святых, старайтесь о том, чтобы вообразился56 в вас Христос, чтобы и в вас изобразились все добродетели святых. Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос! [Гал.4:19]. Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем [Мф.11:29]. Смирил Себя, быв послушным (Отцу Небесному Иисус Христос) даже до смерти, и смерти крестной [Флп.2:8]. Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями [Гал.5:24]. Святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш [Лев.19:2].
Семь с половиной часов утра. Благодарю Господа, избавившего меня после усердной покаянной молитвы от поползновения прелюбодейного внутреннего, крайне заразившего было меня смертоносным, хотя сладким ядом своим, лишившего меня мира, свободы, дерзновения. Виноват я в том, что несколько пожал руку одной девицы, принявшей от меня благословение: не нужно никому пожимать руку и тем уничижать благословение Господне, ибо не свое, а Божие благословение преподаем мы. Сладкие яства и напитки (сладкий чай, вино) крайне осторожно употребляй.
К Бойлю завтра молебен в двенадцать часов.
Забыл я, что христианин и христианка суть чада Божии, храмы Божии одушевленные, прекрасные, лепотные, неблазненные (душа и тело: тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои [1Кор.6:19]), что сладострастие плотское от диавола, что сладость наша истинная, вечная есть Бог, создавший всякие сладости и повелевший употреблять их законно, чисто, свято, в меру, для благой цели, а не по прихоти и страсти.
Десять с половиной часов вечера. Благодарю Господа, избавившего меня во время всенощной от греховной смерти, тяготы, уныния и мрака, постигших меня за ропот в душе, нетерпение, малодушие во время езды в проливной дождь за город к больному, – Господь даровал мне умиление и слезы покаяния, которые совершенно успокоили меня, оживили, обновили, утешили.
Благодарю Господа, даровавшего мне благодать сломить упорство и злобу невидимого врага на панихиде у Карякина и говорить последнюю ектению с отпустом непреткновенно, искренно. Благодарю Господа, даровавшего мне дома утешение на молитве вечерней и чтении молитв ко причащению с каноном.
Согрешил пред Богом моим, что на лицо свое смотрю нередко, хорошо ли оно, а не на сердце, которое доселе неисправно.
24 июня
Благодарю Господа, сподобившего меня совершить литургию раннюю, хотя и с трудною борьбою, при связании греховном, но и с избавлением великим от Господа по молитве веры и покаяния в начале литургии и по великом входе и особенно после причащения Святых Таин, чудно ожививших меня, умерщвленного грехами моими. Благодарю Господа, избавившего меня от вражиих нападений во время утренней и вечерней панихиды (по Карякине Александре), во время молебна у господина Бойля. Благодарю Господа, спасавшего меня от вожделений плотских.
25 июня
Благодарю Господа, спасшего меня от вожделений плоти многопитаемой и утучняемой и даровавшего мне умиление во время утренней молитвы и духовную сладость с миром и пространством душевным.
* * *
Благодарю Господа, избавившего меня неоднократно от лютых вожделений и сладострастных мечтаний, мгновенно приходивших на ум и на сердце; после тяжелой борьбы и искреннего и долгого покаяния Господь милостиво избавил меня, даровав мне росу благодати Святого Духа и святыню Духа.
Благодарю Владычицу Богородицу Пречистую, сподобившую меня с великим умилением и со слезами совершить две всенощных у Неустроева и у Семенова в честь и славу явления иконы Ее в Тихвине.
26 июня
Благодарю Господа, избавившего меня во время соборной литургии (по покойнике Александре Карякине, между прочим) от великой тесноты и скорби, последовавших после неудачно сказанного отпуста на литии пред выносом тела. Бесплотный злодей прельстил и смутил меня страхом своим адским, и я не договорил некоторых слов от страха его и чрез эту малодушную боязливость сочетался с врагом: он вошел в меня за мое малодушие и маловерие и умертвил меня, убил жизнь сердца моего и до самого пресуществления Святых Даров мучил меня, а в это время вышел из меня по искренней молитве покаяния моего и по молитве Владычицы. Потом, и особенно по причащении Святых Таин, мне было очень хорошо: я был оживотворен по смерти греховной. По заамвонной молитве опять был в тесноте и скорби, устрашенный врагом при чтении ее и пропустив в конце несколько слов от боязни вражией; но при употреблении Святых Даров враг опять оставил меня по милости искупительной Крови Владычней; на отпевании враг смущал меня чрез одну гордую особу, которая, быть может, мне только казалась гордою (Захарова), и я едва победил неприязнь в сердце и вместе смятение, но победил благодатию Христовою и остался цел57. Во время литии из-за денег враг смутил меня, но явно неправедно, ибо деньги были отданы нищим, а избытки трудовых денег должны быть отдаваемы нищим, ибо туне принимаем от Бога, туне и давать должны.
На великом входе от страха вражия мечтательного не произнес наследника и наследницы.
27 июня
В программу богослужения поместить параграф о постоянном стремлении к святости членов Церкви Христовой: да святится имя Твое [Мф.6:9]... Святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш [Лев.19:2]... Отче Святый!.. Освяти их истиною Твоею... [Ин.17:11,17] – о том, что служение Богу главным образом состоит в служении пред Ним преподобием и правдою вся дни живота... по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках [1Пет.1:15].
Церковь есть носительница духа Христова, духа Его любви, спасения, святыни, правды, премудрости, кротости, незлобия, терпения и долготерпения, Его премудрости, Его живота... Живота вечного. Бесконечно важно значение Церкви для христианина: она во всем руководит и спасает его от рождения до гроба и за гробом.
Один греховный поток течет во всех нас, сынах и дщерях падшего Адама и Евы, поэтому все мы должны глубоко смиряться и жить во всегдашнем покаянии, друг другу сочувствовать, друг друга жалеть, друг другу помогать в важном деле спасения, друг за друга молиться искренно.
29 июня
Благодарю Господа, избавившего меня вчера много раз за покаяние мое от огня, тесноты и скорби, неразлучных с согрешениями моими (озлоблении на нищих и жену) и за дарование мира и свободы.
Благодарю Господа, сейчас избавившего меня (шесть часов утра) от искушения гнева и неприязни на дьячка Зрелова (за отказ его от креста по уважительной причине) за отложение гнева и злобы по разумном рассуждении (все сие от Господа) и за покаяние мое. Уже огнь адский начинал охватывать мои внутренности.
Не хороши мои сны: они характеризуют меня, мою жизнь: я видел мирскую жизнь мирских людей: дачную негу, пьянство, ядение, праздность, леность, болтовню, увеселения, от коих избави мя, Боже!
Чревоугодие и пьянство и само по себе мечта греховная, и ведут к мечтанию греховному наяву и во сне, и от истины, от Бога удаляют человека, преданного им, и в бессилие сердечное повергают.
После ранней обедни. Благодарю Господа, спасшего меня от горьких последствий гнева и раздражения на сторожа Прокопия за то, что запер южную дверь в алтаре и мне надо было стучать при входе; душа моя была возмущена, объята теснотою. Я долго каялся, и Господь дал мне мир. Благодарю Господа за обновление причащением Святых Таин и за многие избавления от бед, греха.
Вечер. Благодарю и превозношу Господа за избавление меня от прилива великого зла к сердцу моему во время молебна и после него, от неприязни к настоятелю (согрешил, окаянный я) за его отчуждение от нас и гордость (действительную или мнимую) и за пренебрежение обычаями любви и общения братского (за величаниями на великие праздники не хочет подавать сам свечей братии и взаимно целовать руки), к себе никогда не приглашает на дом и вообще далеко себя держит. Зло было невольно, насильно. Я каялся долго, сильно, осуждал себя искренно за допущение его до сердца, и только верою и покаянием избавил меня Господь от зла ради имени Своего святого: если бы не Господь, то хотя погибай от козней сатаны. Так сильны его натиски! О, да берегусь и тени злобы! Да держусь любви всеми силами! Всякие предлоги к злу – мечта врага, к черту их!
* * *
Туне (церк.-слав.) – в значении напрасно, без причины.
Безсловесный (церк.-слав.) – безумный, бессмысленный, недуховный; неразумный.
Ирмос 6-й песни воскресного канона на утрене, глас 8-й.
Возглас на литургии перед пением Символа Веры.
Изгвождаю (церк.-слав.) – выдергиваю гвозди.
Из последования Великого освящения воды.
Присносущный (церк.-слав.) – всегда существующий.
Ирмос 8-й песни Рождественского канона.
Сый (церк.-слав.) – то же, что Сущий, – одно из имен Бога, истинно (действительно) существующий, пребывающий, вечный.
Вообразитися (церк.-слав.) – принять образ.
Целый, цел (церк.-слав.) – в значении простой, чистый, ненарушенный, непорочный.