Источник

Святой праведный Иоанн Кронштадский о себе.

Я мыслю Отцем, говорю Словом,

дышу Духом Святым.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

«Моя жизнь во Христе»

Автобиография

Я – сын причетника Архангельской губернии, Пинежского уезда, из села Сурского и родился в 1829 году. Почти нисколько не подготовленный к школе, едва умевший читать по складам, я поступил в архангельское приходское училище своекоштным воспитанником в 1839 году, на десятом году возраста. Туго давалась мне грамота; руководителей ближайших не было; до всего должен был доходить сам. Немалая скорбь была у меня по поводу моей неразвитости и непонятливости. Но с детства будучи приучен примером отца и матери к молитве, я был благочестиво настроенным мальчиком и любил молитву и общественное богослужение, особенно – хорошее пение. Скорбя о неудаче учения, я горячо молился Богу, чтобы Он дал мне смысл и разум, – и я помню, как вдруг спала точно завеса с моего ума и я стал хорошо понимать учение. Чем более я возрастал, тем лучше и лучше успевал в науках, так что почти из последних возвысился до первых учеников, особенно в семинарии, в которой окончил курс первым студентом в 1851 году, и был послан в Санкт-Петербургскую духовную академию на казенный счет. В академическом правлении тогда занимали места письмоводителей студенты за самую ничтожную плату (около девяти руб. в месяц), и я, имея мать, бедную вдову, нуждавшуюся в моей помощи, на предложение секретаря академического правления с радостью согласился занять это место.

Окончив курс кандидатом богословия в 1855 году, я поступил священником в Кронштадт в декабре месяце, женившись на дочери местного протоиерея К.П. Несвицкого, Елисавете, находящейся в живых и доселе; детей у меня нет. С первых же дней своего высокого служения Церкви я поставил себе за правило: сколь возможно искреннее относиться к своему делу, к пастырству и священнослужению, и строго следить за собою, за своею внутреннею жизнью. С этой целью прежде всего я принялся за чтение Священного Писания Ветхого и Нового Заветов, извлекая из него назидание для себя как для человека вообще, священника и члена общества. Потом я стал вести дневник, в котором записывал свою борьбу с помыслами и страстями, свои покаянные чувства, свои тайные молитвы ко Господу и всегдашнюю помощь и защищение от Hero, и свои благодарные чувства ко Господу за избавление от искушений, скорбей и напастей. Почти каждый воскресный и праздничный день произносил я в церкви слова и беседы или собственного сочинения, или проповеди митрополита Григория. Некоторые из моих бесед изданы, а весьма многое осталось в рукописи. Изданы беседы: «О Пресвятой Троице», «О сотворении мира», «О Промысле Божием», «О мире» и «О блаженствах Евангельских». Кроме проповедничества, с самого начала священствования я возымел попечение о бедных – и лет около 20 назад провел печатно мысль об устройстве в Кронштадте Дома трудолюбия для бедных, который и помог Господь устроить лет 10 тому назад. Этот дом послужил примером и образцом для такого же дома в столице. Теперь он находится в цветущем состоянии, благодаря хорошему составу членов совета попечительства и хорошим воспитательницам детей, – так как в Доме трудолюбия есть школа для малолетних на 150 человек, и благодаря хорошим мастерам и мастерицам, – так как есть в нем некоторые мастерства: сапожное, швейное, – и составу врачей, бесплатно пользующих больных бедных попечительства. Громкую известность я получил, нимало не желая и не ища ее, от некоторых случаев чудесных исцелений, бывших в Кронштадте и в Петербурге, без моего ведома и согласия опубликованных в газетах.

Беседа с сарапульскими пастырями

В бытность Преосвященного Михея епископом Сарапульским, викарием Вятской епархии, по его приглашению в г. Сарапул 20 июня 1904 г. прибыл ныне в Бозе почивший протоиерей отец Иоанн Ильич Сергиев, духовный отец и друг Преосвященного. Пробыв здесь три дня, Батюшка большую часть времени посвятил своему обычному молитвенному подвигу, утром ежедневно совершая Божественную литургию, а после неё до вечера совершая молебствия в домах боголюбивых сарапульских граждан. Постоянное пребывание отца Иоанна в молитвенных подвигах, притом в разных местах, скрывало его от взоров многочисленной братии, жаждущей видеть и слышать слово великого молитвенника. Между тем всеми, и в особенности духовенством, ощущалась насущная потребность в живом обмене мыслей с досточтимым пастырем. Идя навстречу этой потребности и желая показать сарапульским пастырям живое и тесное общение с ними отца Иоанна как близкого их соработника на ниве Божией, владыка попросил Батюшку уделить несколько времени на собеседование с сарапульским духовенством. С любовью и полною готовностью изъявил отец Иоанн свое согласие на просьбу владыки и назначил для беседы вечер 21 июня.

Эта беседа отца Иоанна с пастырями Сарапульского викариатства была напечатана в № 39 «Церковных ведомостей» за 1904 r., затем перепечатана в «Вятских епархиальных ведомостях». Но Преосвященный Михей, желая воспроизвести беседу досточтимого Батюшки в более полном и точном виде и, кроме того, желая иметь отдельные оттиски ее для распространения среди духовенства, нашел возможным через некоторых участников беседы почти дословно воспроизвести и записать ее. Затем тщательно проверенная рукопись была отправлена владыкою для просмотра самому отцу Иоанну, который сам окончательно редактировал ее, сделав в ней некоторые поправки, дополнения и выпуски. Возвращая рукопись, отец Иоанн в письме к Архипастырю благодарил «всю дружественную ему братию сарапульскую, с которой Господь привел ему служить литургию и беседовать». По поводу же предполагаемого печатания беседы он замечает: «Если б я знал (что беседа будет напечатана), то больше обдумал бы свою беседу заблаговременно».

Составление беседы, исправление ее, затем просмотр рукописи самим отцом Иоанном заняло немало времени. Поэтому излагаемая «Беседа» появилась в печати уже в «Екатеринбургских епархиальных ведомостях» за 1904 г., так как в «Вятских епархиальных ведомостях» она была напечатана в иной редакции.

По указанию Преосвященного владыки печатаем упомянутую беседу в нашем епархиальном органе (то есть в «Вятских епархиальных ведомостях), как могущую показать те пути и средства, которыми почивший отец протоиерей достиг великого молитвенного дерзновения пред Богом и соделался мощным носителем вседействующей благости Божией в своих пастырских трудах.

Беседа происходила в зале местного духовного училища, где собралось многочисленное духовенство. При появлении дорогого всем Батюшки в сопровождении владыки сонм присутствующих пропел стихиру: «Днесь благодать Святаго Духа нас собра...», во время пения которой отец Иоанн прошел в училищный храм; вернувшись в зал, он пригласил всех присутствующих сесть к столу.

«Мне весьма приятно видеть вас здесь, – начал Батюшка беседу, – и побеседовать с вами, приятно потому, что ваше многочисленное собрание явно показывает, что между нами существует общение, взаимная любовь, a no словам псалмопевца, добро жити братии вкупе (Пс.132:1). При взаимном общении даже трудная работа делается легче и идет успешнее. Благодарю вас за это взаимное общение; особо благодарю тех, кто сослужил мне сегодня при совершении литургии. Вероятно, очень многие из вас задают себе вопрос, как я имею дерзновение обращаться к Богу за такое множество людей, особенно страждущих, и ездить по всей России. Без сомнения, дорогие отцы и братия, я не решился бы сам на такое важное и великое дело без особого на то указания Божия. Вот послушайте, что я вам расскажу о себе.

Всем вам, вероятно, известно, что родился я в Архангельской губернии, а курс окончил в Петербургской духовной академии. Непосредственно по окончании Академии я поступил на настоящее место, в город Кронштадт – священником к Андреевскому собору. Город этот военный: здесь на каждом шагу встречаешь военных, матросов, мастеровых из гавани и проч. Матросы, большую часть времени проводящие в море, на своих судах, попав на берег, стараются использовать свое свободное время во всю ширь, получить как можно больше удовольствий. Поэтому здесь всегда можно было встретить на улицах пьяных и слышать о многих безобразиях. С первых же дней своего служения мое сердце стало болеть при виде такой нехорошей, греховной жизни, и естественно явилось твердое намерение как-нибудь исправить этот пьяный, но хороший по своей душе народ. Особенно тяжело было видеть пьяных утром при возвращении домой после литургии. Поэтому я начал как можно чаще обращаться к ним со словом обличения, увещания и вразумления, убеждая их бороться со своей страстью и для этого как можно чаще посещать храм Божий, чтобы хотя утро проводить в трезвости. На первых порах, конечно, пришлось перенести мне много горя и неприятностей, но это не приводило в упадок мой дух, а напротив, еще сильнее укрепляло и закаляло для новой борьбы со злом1. В это время я боролся со злом обычными в пастырском делании мерами и не только не выступал как общий молитвенник и предстатель пред Богом, но даже и в глубине своей души такого желания и намерения не имел. Господу Богу угодно было поставить меня на другой путь. Случилось это таким образом.

В Кронштадте жила благочестивая, прекрасной души женщина, Параскева Ивановна Ковригина (родом костромичка), отдавшая себя на служение ближним. Она стала убедительно просить меня помолиться за того или иного страждущего, уверяя меня, что молитва моя за них будет действенна и для них полезна. Я же все время отказывался, совершенно не считая себя достойным быть особенным посредником между людьми, нуждающимися в помощи Божией, и Богом. Но неотступные просьбы и уверения Параскевы Ивановны в помощи Божией наконец победили меня, и я с твердым упованием и надеждой стал обращаться с мольбой к Богу об исцелении болящих и расслабленных душой и телом. Господь слышал мои, хотя и недостойные, молитвы и исполнял их: больные и расслабленные исцелялись. Это меня ободрило и укрепило. Я все чаще и чаще стал обращаться к Богу по просьбе тех или других лиц, и Господь за молитвы наши общие творил и творит доселе многие дивные дела. Много чудес очевидных совершилось и ныне совершается. В этом я вижу указание Божие мне, особое послушание от Бога – молиться за всех, просящих себе от Бога милости. Поэтому я никому не отказываю в своей молитве и для посещения болящих езжу по просьбам их по всей России. Бывали случаи, когда просили меня изгонять бесов, и бесы повиновались и выходили из людей по моей молитве. Но были и такие случаи, когда мои старания не увенчивались успехом – бесы не выходили. Правда, бесы эти заявляли о себе, что они самые жестокие, самые упорные... И мои усилия в этих случаях потому не увенчались успехом, что я сам был недостаточно подготовлен, не держал строгого поста, a no словам Самого Иисуса Христа, сей род ничимже исходит, токмо молитвою и постом (Мф.17:21), или недостаточно времени уделял данному лицу. При моих разнообразных и многочисленных трудах мне не приходится уделять много времени одному лицу, так как ожидающих моей молитвы и благословения было всегда множество. А так как при настоящей моей жизни мне постоянно приходится быть в мире, посещая дома людей всякого звания и состояния, где предлагается угощение, которое мне часто приходится принимать, чтобы отказом не огорчать предлагающих с любовью, то, естественно, мне не представляется возможности держать строгий пост. Вообще в своей жизни я не брал на себя никаких особенных подвигов, не потому, конечно, что не считаю их нужными, а потому, что условия моей жизни не позволяют мне этого, и я никогда не показывал себя ни постником, ни подвижником и т.д., хотя ем и пью я умеренно и живу воздержно.

Относительно того, как создалась моя настоящая известность, я должен сказать, что для этого я не принимал со своей стороны никаких мер и никаких усилий: все произошло само собой, помимо меня. С тех пор, как случаи исцелений чрез меня стали умножаться, свидетели и очевидцы этого, или же сами лица, испытавшие на себе благодать Божию, не желая оставаться неблагодарными пред Богом, объявляли о происшедшем в повременной прессе. Чрез это случаи исцелений делались известными читающей публике и привлекали ко мне новые массы людей, жаждущих Христова утешения и милости Божией2.

Излишне говорить, что все случаи чудесных исцелений публикованы не мною, а самими испытавшими, и я не только не считаю себя сколько-нибудь лучше других иереев, но справедливо полагаю себя худшим, самым последним из вас и вообще всех иереев Русской Православной Церкви, потому что все, что есть во мне доброго, – это от благодати Божией, а все, что несовершенно и худо, то все мое, и если бы богатство благодати Божией, данное мне Богом, было бы у кого-нибудь другого, достойнейшего, он сделал бы добра много больше, чем я.

Враг рода человеческого с первых же дней моего пастырского служения стал подвергать меня разного рода искушениям. Прежде всего, он стал внушать мне какой-то безотчетный страх при совершении молитвословий и Таинств, особенно при совершении Таинства Крещения и Божественной литургии, а потом стал колебать меня борьбой мыслей. Тогда я понял, что лишь постоянным и непрестанным наблюдением за собой и непрестанной молитвой я могу бороться с этим тайным и неусыпающим врагом. Я стал стараться сколь можно глубже познать самого себя, то есть познать свою душу, свою природу, свои немощи и недостатки. Чтобы это наблюдение за собою было постоянным, я с первых же дней своего служения начал вести дневник. До сего времени я поставляю себе за правило записывать все выдающееся в моей духовной жизни – и ту внутреннюю борьбу, которую я веду сам с собою, и горечь поражения со стороны князя власти воздушной, и сладость победы, и ту благодатную помощь, которую подает мне Господь в борьбе. По временам, перечитывая свой дневник и как бы оглядываясь назад на себя, видишь отчетливо, вперед ли идешь, или же остановился в своем движении, или даже назад подался. Поэтому ведение дневника я считаю настолько важным, что стараюсь ни одного дня не пропустить без записи хотя бы самой краткой заметки. Всегда следя за собою и все более и более познавая себя, познаешь и свою беспомощность во всех отношениях без помощи благодати Божией, особенно в побеждении зла, а чрез это приходишь к смирению, к покорности воле Божией, всегда и во всем благой и совершенной, а также поучаешься смотреть и на других людей с любовью, сочувственно, с готовностью всегда и во всем помочь им.

Чтобы подавить в себе все нечистое, худое и быть всегда готовым обращаться к Богу, я стараюсь всегда усиленно следить за своим сердцем и подавлять все нечистые желания сейчас же, как только замечу их. Главное здесь не давать греховному помыслу или чувству укрепиться в душе, овладеть умом, сердцем и всем существом своим и поставить их на камне веры и заповедей Божиих. Когда нечистое желание или чувство только зарождается, тогда гораздо легче вырвать его и победить в себе, чем после того, как оно глубоко укоренится. Дело непрестанной внутренней борьбы с собой вначале крайне трудно, так как это борьба с хитрым, коварным и опытным врагом – диаволом. Он употребляет всевозможные способы овладеть человеком и, пораженный в одном случае, сейчас же употребляет другой способ, более тонкий. Вот почему нужно непрестанно и весьма внимательно бодрствовать над собой».

Здесь речь отца Иоанна была прервана одним из слушателей пастырей.

«Научите нас, многоуважаемый Батюшка, как поступать в тех случаях, когда все усилия отогнать от себя врага, победить его в себе не приводят ни к чему. Тогда невольно рождается уныние, воля слабеет и руки опускаются при работе. Верный ли будет способ борьбы в этом случае, если стараться не обращать внимания на внушения врага, так сказать, плевать на него?»

Отец Иоанн с живостью возразил: «Да, да, так и следует поступать: именно, нужно усердным призыванием имени Иисуса Христа, с тайным, глубоким покаянием, низлагать тайных врагов, не обращать на них внимания, не заниматься ими и все внушаемое ими считать за вредную мечту. Унывать же при сильных искушениях никогда не следует. Господь всегда близок к нам и готов по первому же призыванию имени Его защищать и прогонять борющих нас врагов невидимых. Призови Мя в день скорби твоея – говорит Он чрез пророка, – и Я избавлю тебя и ты прославишь Меня (Пс.49:15)».

«Позвольте еще спросить Вас, Батюшка: часто приходится переживать чрезвычайно тяжелое чувство при виде торжествующего зла. Как и чем побеждать в себе этого рода уныние?»

«Действительно, чрезвычайно тяжелое чувство испытываешь при виде торжествующего зла; подобное состояние и мне приходится переживать часто. И всего больнее здесь сознание, что и пастырская ревность здесь бессильна – часто приходится мириться... Утешение себе в этих случаях можно найти в сознании, что это явление лишь временное, допускаемое Промыслом Божиим с особыми, известными лишь Богу, целями, и что рано или поздно зло будет побеждено и будет торжествовать добро. И в этих случаях нужно подкреплять себя молитвою. Но ни на одну минуту не забывайте, как Господь многомилостив и скоропослушлив, что Он всегда приклоняет ухо Свое к молитве нашей и весьма быстро исполняет просьбы наши и помогает нам, если мы всецело и совершенно предаемся Его святой воле».

Обратившись к слушателям, отец Иоанн продолжал свою беседу:

«Скажу вам всем, возлюбленные отцы, что молитва должна быть постоянным спутником нашим. И я всегда поддерживаю в себе постоянное молитвенное настроение: благодарю, хвалю и прославляю Благодетеля Бога на всяком месте владычествия Его (Пс.102:22). Молитва – это жизнь моей души; без молитвы я не могу быть. Для поддержания в себе постоянного молитвенного настроения и общения с благодатью Божией я стараюсь как можно чаще служить, по возможности ежедневно, и причащаться Святого Тела и Крови Христовой, каждый раз почерпая в этом святейшем источнике богатые и могучие силы для разнообразных пастырских трудов.

При своих молитвенных обращениях к Богу я употребляю молитвы, положенные в Требнике. Эта книга представляет такое богатство, из которого каждый человек может почерпнуть все нужное при своих многоразличных нуждах и молитвенных воздыханиях к Богу. Здесь Святая Церковь, как человеколюбивая мать, старательно собрала все, что необходимо нам в разных случаях жизни.

Во время, свободное от богослужений и пастырской деятельности я читаю Священное Писание Ветхого и Нового Заветов, особенно же Святое Евангелие – это драгоценнейшее для нас благовестие о нашем спасении. При чтении я стараюсь вдумываться в каждый стих, в каждую фразу, даже в отдельные слова и выражения. И тогда, при таком внимательном отношении к святой книге, как бы приподнимается покрывало: даже в отдельных выражениях Священного Писания открывается богатство мыслей, такое богатство основоположений для проповедей, что никакому проповеднику не исчерпать этой глубины Божией. И когда приходится говорить проповедь, например, на дневное чтение Священного Писания, то иногда не знаешь, какую мысль выбрать, которую предпочесть: так они назидательны. А как дивно раскрыта в Писании душа человеческая: кажется, нет ни одного душевного состояния, которое бы не нашло здесь себе отклика. При беглом же и недостаточно вдумчивом чтении Священного Писания это необъятное богатство его ускользает.

Чтобы не отставать от текущей жизни, я в свободные минуты прочитываю по выбору современные периодические издания».

Один из присутствующих обратился к отцу Иоанну: «Вам, Батюшка, при Ваших постоянных разъездах по России и дома почти постоянно приходится служить все с новыми лицами, причем случаются часто ошибки, замешательства среди сослужащих Вам. И Вы как будто не замечаете их; посмотришь – чрез минуту Вы уже снова в глубокой и сосредоточенной молитве. Скажите, пожалуйста, как и чем достигли Вы этого?»3

«Только привычкою – ответил отец Иоанн, – привычкою всегда молиться. Когда какое-нибудь состояние человека делается для него обычным, он очень быстро переходит в это состояние. Так и я, усвоив себе привычку быть в постоянном молитвенном настроении, могу очень быстро сосредоточиваться в молитве».

Собеседник продолжал: «Скажите, Батюшка, какое молитвенное правило исполняете Вы пред совершением литургии при своих многоразличных трудах, требующих от Вас времени и большого напряжения сил?»

«В данном случае я выполняю обыкновенное молитвенное правило, положенное Церковью для приступающих ко Святому Причащению, в случае же совершенной невозможности выполнить правило, по недостатку ли времени, или по другим причинам, я правило сокращаю, но молитвы пред Святым Причащением прочитываю всегда неизменно. При этом я руковожусь тем соображением, что Богу от нас нужны и приятны не многочисленные слова и молитвы, а внимательное и усердное, от всей души приносимое, моление. Поэтому лучше малое количество молитв прочесть с полным вниманием и сердечным умилением, чем много с поспешностью и рассеянно. Но особенно сильно возвышает меня и молитвенно настраивает пред совершением Божественной литургии чтение канонов на утрени. Каноны на утрени я всегда читаю сам. Какое богатство содержится здесь, какое глубокое содержание, какие чудные примеры горячей веры в Бога, терпения в скорбях, верности долгу в самых лютых мучениях предлагает нам здесь Церковь ежедневно! Чрез чтение канонов душа мало-помалу сама проникается высокими чувствами и настроением тех праведников, которых прославляет Церковь, живет среди церковных воспоминаний и чрез то привыкает к церковной жизни. И я, можно сказать, воспитался в церковной жизни на этом чтении, почему и другим, кто искренне желает приобрести духовное богатство, советую обращать серьезное внимание на чтение канонов по Октоиху, Минее или Триоди. И вам, дорогие отцы, скажу: стоит кому-либо из вас положить за правило ежедневное чтение канона, как он на себе испытает все, что я сказал сейчас; при внимательном отношении к сему чтению он будет ежедневно подниматься в духовной жизни и расположит себя к подражанию тому угоднику или великому сонму угодников Божиих, которые будут ежедневно проходить пред его духовным взором.

Вот, дорогие отцы и братия, я раскрыл пред вами свою душу, так сказать, показал физиономию своей души, чтобы вы видели, каким способом я достиг того, что вы во мне видите. Жизнь моя – это долгая, упорная и непрестанная борьба с самим собою, борьба, которую я веду и в настоящее время при постоянном подкреплении благодати Божией. И каждый из вас может достигнуть таких же результатов, если постоянно и упорно будет следить за собою с целью борьбы со своим ветхим человеком и с духами злобы, чтобы при помощи благодати Божией быть светильником, не под спудом горящим, но на свещнице (Мф.5:15). Искренне, от всей души желаю всем вам этого.

Все, что я сказал вам, сказал, не приготовившись заранее, а говорил лишь то, что мне Господь на душу положил.

Благодарю вас за то любовное отношение ко мне, которое вы проявили во время кратковременного пребывания моего здесь, в вашем городе, и я очень доволен, что с благосклонного разрешения владыки мне представилась возможность побеседовать с вами».

Отец Иоанн кончил, но слушатели просили его еще высказаться по некоторым животрепещущим вопросам. Прежде всего, речь зашла о задачах современного пастырства. Отец Иоанн сказал, что выполнение дела Христова в современном обществе все более и более осложняется, так как, с одной стороны, осложняется жизнь народная, ее требования, а с другой – и враги Церкви, стремясь поколебать этот вечный столп и утверждение истины (1Тим.3:15), прибегают к новым, более утонченным способам борьбы. Поэтому-то современным пастырям, как строителям дела Христова на земле, и, кроме обширного и разностороннего образования, необходимы великая и мудрая осторожность и твердость с верностью своему долгу, чтобы достойно стоять на страже вверенной им Богом паствы.

Высказывая свой взгляд на разные стороны современной жизни, Батюшка особенно остановился на стремлении лиц, самовольно взявших на себя роль народных руководителей, развлекать народ театрами и проч. Самое стремление к развлечениям отец Иоанн назвал «общественной болезнью». «Это – сказал он, – очевидный признак оскудения духа, извращенное понимание жизни, отсутствие других, более серьезных и ценных, интересов. И всего более удивительно здесь то, что, утратив сами истинный смысл жизни и разменяв глубокое и серьезное содержание духовной жизни на блестящие пустяки, так называемые интеллигенты стремятся привить свои взгляды и народу, который и понятия не имеет об излюбленном ими времяпрепровождении. Народу нашему нужно просвещение, а не игрушки. Вот где для пастырей широкое поле для деятельности – приучить народ к серьезному, здоровому и согласному с христианским настроением времяпрепровождению».

На этом беседа с отцом Иоанном окончилась.

Все присутствующие, глубоко взволнованные, дружно благодарили отца Иоанна за отеческое внимание к ним и назидательную и полезную беседу, а владыку за доставленную всем возможность так близко побыть с дорогим всем отцом Иоанном и насладиться его беседой.

Слово на 25-летие служения в сане иерея отца Иоанна Кронштадтского

Благодарю Вас, любезные братья, что вы благосклонно и благоволительно воззрели на мое 25-летнее служение в сане иерея и в знак вашего ко мне благосклонного внимания подносите мне этот драгоценный крест. He знаю, кому больше честь в этом преподнесении: вам или мне. Я думаю, что вам, сочувственно отнесшимся к моему посильному служению делу нашего общего освящения и спасения; да, вам, теплоте вашей веры и любви, вашего христианского чувства. Настоящий день, в который исполнилось 25 лет со дня моего посвящения в сан священника, мог пройти не отмеченным никаким особенным знаком внимания к моему скромному служению, как и проходят подобные дни в служении весьма многих из братии моей. Но вы, добрые, просвещенные чада Церкви, не любите пропускать эти дни в жизни деятелей Церкви незамеченными. Вы уже выразили ваше внимание и сочувствие в подобном случае бывшему достоуважаемому о. диакону, ныне иерею храма сего. Теперь же удостаиваете вашего особого внимания и меня. Да будет же вам прежде всего честь за ваше благосклонное отношение к моим немощам. Я говорю – к немощам. Да, я исполнен немощей и знаю мои немощи, но сила Божия в немощи совершается (2Кор.12:9). И она дивно совершалась во мне в продолжении 25 лет, и дерзну сказать, чрез меня во многих. Говорю вам об этой силе Божией во мне, о великой благодати Божией во мне, чтобы вы вместе со мною прославили Господа Иисуса Христа, сила коего сказалась во мне богато, дивно! Вы не знаете, братья, множества искушений в жизни и служении священника, бакающихся4 иногда вдруг с крайнею силою, подобно порывистой буре. Тяжки эти бури ада, исходящие от змия бездны; подобно утлой ладье в море, застигнутой бурей, душу бросают эти бури, как малую щепку, и готовы сейчас же потопить ее; и вот тут-то является всегда великая помощь Божия, и истинным чудом спасается бедствующая душа от потопления адова, и радуется и торжествует всякий раз после такой помощи Божией, как спасается от потопления или как от адского пламени. Вы стоите спокойно, например, в Церкви, при богослужении, а между тем священник, совершающий службу Богу, совершает как бы вид подвига единоборства с духовным Голиафом, то есть сатаною. Но подите поборитесь с ним хотя раз: вперед не пожелаете. Кто дает священнику силу в борьбе с этим ужасным Голиафом, коего и одно мгновенное дыхание может сразу убить душу? Господь наш всемогущий, истинный Царь, коего Давид был прообразом и указанием. От каких бурь, страстей, грехов, скорбей, печалей не избавлял меня Господь, призываемый с верою, в покаянии нелицемерном? Каких немощей моих не врачевал? От каких бед не избавлял? – Слава Его спасению и помощи. Его милостью, силою я спасался в один день сто раз – сколько же было спасений и милостей Божиих в продолжение 25 лет? Несть им числа. Несть числа и моей благодарности ко Господу. И я всякий день благодарю Господа; всякий день вносил в памятную книгу мою милости Господни: да не забыты пребудут до века, да память об них укрепляет мою веру и надежду и на будущее время. Братия! Высоко служение священника; оно есть служение небесное на земле, служение ангельское, служение примирения людей с Богом; при содействии нашего служения Господь очищает от греховной скверны, освящает, утверждает всех нас в вере, избавляет от власти диавола. Но чем выше служение наше, тем, естественно, более возбуждает против священника брань свою общий наш супостат, и священнику приходится первому принимать на себя разожженные стрелы его, испытывать палящий яд смертельного жала его, и заранее знаешь, когда он из-за угла своего пустит в тебя тучи стрел. И увы! Чувствуешь, как они вонзаются в твою душу; чувствуешь, как душа пьет яд смертоносный. Но слава Богу, что эта беда не до конца настигает тебя; приходит Господь и спасает: и спасенные души торжествуют, радуясь о спасении Божием. Итак, за все слава Господу; мои только немощи и грехи. Что же касается служения моего священномолитвенного, то, служа спасению ваших душ, служу вместе и своему спасению.

Да благословит и да спасет нас всех Господь Бог наш.

Слово в день памяти преподобного отца нашего Иоанна Рыльского, 19 октября 1899 года

Дней лет наших – семьдесят лет, и при

большей крепости – восемьдесят лет.

Пс.89:10

Сегодня мне, Божией милостью, исполнилось семьдесят лет жизни, благодати священства, воспринятой мною от Господа – почти сорок четыре года. Почитаю справедливым и должным для себя оглянуться на прожитое время и вспомнить милости Божии ко мне. Велика милость Божия, что я дожил до таких лет. Истинно сила Божия в немощи совершается (2Кор.12:9). Кто из знавших меня в младенчестве мог думать, что я доживу до восьмого десятка лет, который, по пророку, составляет крайний предел жизни человека, земного странника. Рос я болезненным, слабым, и в самом младенчестве тяжкая болезнь – оспа – едва не свела меня в могилу, на волосок был от смерти, по меткой молве человеческой. Господь сохранил мне жизнь: я оправился и стал возрастать. Приспело время учиться – я отвезен был в школу. Наука была темна для меня, я не был подготовлен дома; самому надо было доходить до разумения и познания; сознавал и чувствовал я свою беспомощность, ревниво смотрел на успехи товарищей и стал просить помощи и разумения у Бога, дающего всем просящим просто и без упреков (Иак.1:5), по выражению апостола Иакова, и открыл мне Господь разум: я озарился светом Божиим; грамота стала ясна для меня, и стал я успевать в соответствующих возрасту и воспитательной цели науках. Но и тогда, во время учения, сколько я перенес тяжких болезней!

При слабых физических силах прошел я три образовательные и воспитательные школы: низшую, среднюю и высшую, постепенно образуя и развивая три душевные силы: разум, сердце и волю как образ тричастной, созданной по образу Святой Живоначальной Троицы, души. Высшая духовная школа, коей присвоено название Духовной академии, имела на меня особое благотворное влияние. Богословские, философские, исторические и разные другие науки, широко и глубоко преподаваемые, уяснили и расширили мое миросозерцание, и я, Божией благодатью, стал входить в глубину богословского созерцания, познавая более и более глубину благости Божией, создавшей все премудро, прекрасно, благотворно, подчинившей все создания твердым жизненным гармоническим законам; особенно пленил мой ум и сердце премудрый, дивный план спасения погибающего рода человеческого чрез Божественного Агнца Божия Иисуса Христа, вземлющего грехи мира (Ин.1:29); во мне развилось и окрепло религиозное чувство, которое было в меня вселено еще благочестивыми родителями. Прочитав Библию с Евангелием и многие творения Златоуста и других древних отцов, также и русского златоустого Филарета Московского и других церковных витий, я почувствовал особенное влечение к званию священника и стал молить Господа, чтобы Он сподобил меня благодати священства и пастырства словесных овец Его. Размышляя о чудном, любвеобильном домостроительстве Божием в спасении рода человеческого, я проливал обильные и горячие слезы, сгорая желанием содействовать спасению погибающего человечества. И Господь исполнил мое желание. Вскоре по окончании высшей школы я возведен был на высоту священнического сана.

И вот сорок четвертый год прохожу это звание, принося Богу молитвы, моления, прошения, благодарения за вся человеки, за царя и за всех, иже во власти сутъ (1Тим.2:1:2) и принося почти ежедневно Бескровную Жертву, примиряя тварей с Творцом, ибо Господь дал священникам служение примирения (2Кор.5:18), чрез которое и сам я примиряюсь ежедневно с Праведным Судиею, мною прогневляемым ежедневно, и людей примиряю, отвращая праведный Его гнев, движимый на нас ради грехов наших, отводя их от кривых, погибельных путей и указывая пути правые. Благодарю Господа, подавшего мне возможность и удобство чрез частое совершение богослужения изучить весь круг наших богослужебных книг, познать их мудрый состав и богатство содержания и образы величайшего спасительного покаяния грешных и милосердия Божия к кающимся, всю глубину богословия, всю сладость славословия Божия и дивные хвалы Божией Матери, любовь к Богу и различные подвиги бесчисленных святых.

Благодарю Господа, что Он удостоил меня родиться, и воспитаться, и быть священником в Святой Соборной и Апостольской Церкви и членом ее, хотя и недостойным, и удостоиться ходатайства ее пред Богом, на которое и надеюсь, что оно не посрамит меня, ибо не надеюсь на свои дела, которых не имею, a на заслуги Господа Иисуса Христа, искупившего меня Кровью Своею от греха, проклятия и смерти, на молитвы Божией Матери, святых Ангелов и всех святых. Они умолят за меня Господа, и Он введет меня в Царствие Свое Небесное.

Дорогие братия, иереи и сопастыри словесного стада Христова! Нам вверено от Бога величайшее служение. Мы облечены благодатью священства, мы уполномочены благодатью вседействующего и всеосвящающего Духа Божия совершать величайшие Тайны Божии в Церкви возрождения и освящения грешного человечества, обновления, примирения себя и его с Богом, мы предстоим Престолу Вседержителя лицом к Лицу, беседуем с Ним, умоляем Его, прославляем и благодарим Его, непрестанно обращаемся к Нему, как ближайшие Его слуги и строители таин Его (1Кор.4:1). Какая требуется от нас вера, какое благоговение, какое внимание к себе непрестанное, какая чистота сердца, какое бесстрастие, какое упование на Бога, какая любовь к Богу и ближнему, какое дерзновение, какая мудрость и простота, какое отрешение от всякого зла, какое милосердие и сострадание к людям, погрязающим во грехах!

Священник, живя на земле, должен быть небесным, горняя мудрствующим, а не земная (Кол.3:2), и весь предан Богу и спасению людей. Где нам взять все это, откуда почерпнуть такую обильную благодать? Бог дал нам всякую благодать. Мы должны непрестанно испытывать себя, пробуждать себя от усыпления, которым враг старается непрестанно обкрадывать нас; должны возгревать дар благодати Божией (2Тим.1:6), данный нам при рукоположении, должны быть день и ночь на страже и себя и своих паств. Мы облечены благодатью священства, благодатью ходатайства за народ и за весь мир, благодатью совершать великие христианские Тайны, которые сильно могут содействовать и нашему спасению, умудрению, укреплению духа и тела и спасению наших ближних. Святые были подобострастные нам люди, но спаслись и сами и спасли многих-многих послушных им людей.

Спасемся и мы сами и других спасем, если будем ревнительны, ибо Сам Дух Святый ходатайствует о нас воздыханиями неизглаголанными (Рим.8:26).

И слава Богу! Пастыри ныне горячо взялись за свое святое дело пастырства, возбуждаемые и поощряемые своими архипастырями. Училища в духе церковном умножаются и растут, плоды учительства видны всюду; народ просвещается. И это необходимо. Ныне шаткое, мятежное, бурное время. Сектанты и раскольники усердно сеют плевелы ложных учений в народе, стараясь отторгнуть от Церкви простодушный народ, но благодать Божия сильнее вражьих козней, больше Tom, Который в нас, то есть Господь, нежели тот, который в мире, то есть дух лести и злобы (1Ин.4:4).

Господь положил вся враги Своя под ноги Свои (1Кор.15:25). А мы будем усердными Ему споспешниками, как говорит апостол: Богу бо есмы споспешницы (1Кор.3:9).

Сорок четыре года я Божией милостью священствую, да поможет мне Господь и еще священствовать во славу Его и во спасение людей Его, и да сподобит Он меня и вас достигнуть возможного совершенства в деле спасения нашего в меру возраста Христова (Еф.4:13), желаю этого от души всем сопастырям, желаю и всем людям Божиим быть беспорочными и святыми. Аминь.

* * *

1

В настоящее время Кронштадт совершенно переменился – пьяные матросы и дикий разгул их явление чрезвычайно редкое. Ревность отца Иоанна поборола зло.

2

Насколько отец Иоанн не искал известности, видно из того, что Параскева Ивановна Ковригина, распространявшая слухи об исцелениях чрез отца Иоанна и посылавшая к нему лиц, нуждающихся в особенной помощи Божией, получала строгие выговоры его за огласку, и некоторое время он не хотел иметь с нею общение и беседу.

3

Вопрошавшему очень хорошо известно, что отец Иоанн в первое время священства, вследствие своей необыкновенной нервности, совершенно не мог быстро сосредоточиваться после того, как был отвлекаем чем-нибудь от своей глубокой молитвы.

4

Так у отца Иоанна. – Ред.


Источник: Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский: Воспоминания самовидцев. — M.: Отчий дом, 2011. — 680 с.

Комментарии для сайта Cackle